Игры для детей 3 4 лет в детском саду. Игры, формирующие целенаправленное внимание

Елена Гаева
Картотека «Дидактические игры» для средней группы

«Кто как разговаривает?»

Цель : расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход : педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос : Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает : «Кто рычит?» , «А кто мычит?» , «Кто лает?» , «Кто кукует?» и т. д.

«Кто где живёт?»

Цель : закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» .

Ход : Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог : – Дети : Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог :-Дети : Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ : «Медведь живёт в берлоге» .

«Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления, быстроты реакции.

Ход : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель : обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог :-Дети : Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)

«Горячий – холодный»

Цель : закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог :-Дети : Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель : закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример : Тема «Весна» педагог : -Дети : Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель : активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог :- Дети : Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель : закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «Сапоги из кожи» , а ребёнок, возвращая мяч, отвечает : «Кожаные» .педагог : -Дети : Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель : ориентировка в пространстве.

Ход : персонаж Федора просит ребят помочь ей : кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель : развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход : педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект : Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель : развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход : педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец : «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель : развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход : педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель : учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход : на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки , где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель : развитие внимания и наблюдательности.

Ход : педагог на столе выкладывает 4 овоща : «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог :-Дети : Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель : расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «У вороны голова…» , а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает : «…воронья» . Например : У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель : закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход : бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1 . У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2 . У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3 . У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель : расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход : педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Подбери словечко»

Цель : развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

«Обобщающие понятия»

Цель : расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход : педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог :-Дети : Овощи – картофель , капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог : Дети : Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель : знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход : педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог : Дождь. Дети : Дождь – это хорошо : смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог : Город. Дети : Хорошо, что я живу в городе : можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель : развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель : закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход : педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один» , а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» , «шесть» , «семь» , «восемь» . Пример : Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель : различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход : водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Дети растут и развиваются играя. В дошкольных учреждениях игровая деятельность имеет особое значение. Игра помогает всестороннему развитию малышей, способствует обучению и закреплению новых знаний.

Поэтому в детских садах большой популярностью пользуются . Но для каждого возраста нужно подбирать игры, соответствующие умственному и физическому развитию малышей. Так, дидактические игры в средней группе будут иметь ряд особенностей.

Дошколята уже имеют некоторый опыт совместных игр, но продолжает сохраняться участие воспитателя, который помогает детям в игре. Важно, чтобы малыши постепенно учились самостоятельно наблюдать за другими участниками, а также самим ходом игры.

Очень часто дидактические игры по их содержанию, делят на музыкальные, дидактические и познавательные. Для удобства можно сформировать свою картотеку дидактических игр для средней группы. Рассмотрим некоторые из них.

Развивающие дидактические игры

Данный вид игровой деятельности поможет расширить общие знания малышей о окружающем мире. Познание – это главная задача дидактических игр для средней группы.

«Фрукты»

Поможет закрепить знания о размерах предметов. Малышей распределяют на две команды. Дети получают абрикосы или другие фрукты трех величин – маленькие, средние и крупные. И три корзинки трех величин. Воспитатель предлагает малышам собрать абрикосы в соответствующие корзинки. Побеждает та команда, которая справилась раньше.

«Узнай вкус»

Развивает обоняние и вкус. Малышам завязывают глазки и поочередно предлагают попробовать и отгадать кусочки различных фруктов.

Музыкально-дидактические игры для средней группы

Для средней группы особенно нравятся малышам. Ведь детвора обожает слушать музыку и исполнять различные песенки.

«Кто у нас в гостях?»

Научит детей умению подбирать соответствующую музыку для разных сказочных персонажей. К детям поочередно приходят разные герои под определенную музыку. Сначала может прийти лошадка, которая будет скакать под ритмичную музыку (удары ложек). Затем зайчик – под частые и звонкие удары на металлофоне и т.д. После этого для детей исполняются различные музыкальные загадки. Их задача – отгадать кому они соответствуют.

«Картинки–песенки»

Развивает музыкальную память. Малыши садятся в круг и поочередно бросают кубик, который обклеен картинками по сюжетам знакомых песенок. Задача детей – отгадать, а затем спеть ту или иную песенку.

Математические дидактические игры

Дидактические игры в средней группе, направленные на ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), помогут малышам в интересной и доступной форме освоить математические азы.

«Мозаика–считалочка»

Познакомит ребятишек с написанием цифр. При помощи счетных палочек вместе с детьми составляются цифры, а рядом с ними выкладывается соответствующее количество палочек.

«Счет»

Поможет детям запомнить порядок следования чисел. Малыши становятся в круг. Затем воспитатель называет порядок счета – прямой или обратный. Затем дети по очереди передают друг другу мяч и называют число. При этом, поймавший мяч называет следующее число.

«Число»

Способствует закреплению навыков определения очередности чисел в ряду. Воспитатель загадывает число до десяти и поочередно спрашивает каждого малыша. Например, загаданное число больше пяти, но меньше семи и т.д.

Дидактические игры – это веселые занятия, которые помогут детям научится работать в коллективе, разовьют логику и мышление. В игре дети будут познавать окружающий мир.

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Оксана Ивахненко
Дидактические игры для средних групп

Для закрепления изучаемого материала предлагается активно использовать дидактические игры . Их проведение можно планировать в удобное время : утренний приём, прогулка. подготовка к обеду,вечернее время, как часть занятия.

"Давайте познакомимся"

Цель игры : Помочь детям быстрее познакомиться друг с другом. адаптироваться к

новым условиям, к новому детскому коллективу.

Ход игры

Предлагается детям встать в круг, воспитатель говорит :

Что такое детский сад?

Это дом для всех ребят!

Это радость,это смех,

Это сто друзей на всех!

Сегодня мы узнаем, сколько друзей у нас в группе . Для этого нам нужно познакомиться друг с другом. Каждый из вас пусть назовёт своё имя. Воспитатель берёт мяч, называет себя, потом передаёт мяч рядом стоящему ребёнку. Дети по очереди называют свои имена и передают мяч друг другу до тех пор. пока он не сделает полный круг. Затем воспитатель предлагает детям назвать свои ласковые имена, как их зовут дома (Машенька, Леночка, Сашенька и др.) Игра может продолжаться в разных вариантах несколько раз в течении дня. Можно предложить

детям назвать свои любимые игрушки, любимые занятия. и. т. д.

"Клубочек"

Цель игры :Помочь детям в игровой форме познакомиться друг с другом.

Ход игры

Для игры используется клубок ярких, плотных ниток. Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть сидя на ковре) .Дети называют своё имя и передают друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединёнными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения : поднять нитку вверх, опустить вниз, обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывая нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом.

"Какая моя мама"

Цель игры :Формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и,передавая мяч или мягкую игрушку друг другу, отвечать на вопросы :

Как зовут твою маму?

Какие у неё волосы?

Какие у неё глаза?

Кем работает твоя мама?

Как мама называет тебя ласково?

Что мама готовит7

Во что мама с тобой играет?

За что ты любишь свою маму?и. т. д.

"Когда это бывает"

Цель игры :помочь детям в игровой форме закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны. лета.

Ход игры

1. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить. о каком времени года в нём говорится.

Листья опадают,

Птицы улетают,

Медведи засыпают,

Когда это бывает (осенью)

Снег на полях,

Лёд на реках.

Новый год встречаем,

Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

Птички прилетают,

когда это бывает? (весной)

Цветы расцветают,

Хлеба созревают,

Солнце припекает,

когда это бывает? (летом)

2. Воспитатель называет приметы времён года, а дети должны отгадать, о каком времени года идёт речь.

У клёна листочки пожелтели.

Зайчик носит белую шубку.

В лесу появились первые подснежники.

Созрела земляника.

Все купаются и загорают.

Реки покрыты льдом.

Начался листопад.

Часто идёт дождь, дует холодный ветер.

Наступает Новый год.

Перелётные птицы улетают на юг.

Можно кататься на лыжах, на санках.

Ярко светит солнце, птицы выводят птенцов.

"У кого какой домик"

Цель игры :В игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных.

птиц. насекомых.

Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздаёт детям фишки. В конце игры путём подсчёта фишек определяется победитель.

Возможно 2 варианта игры .

Первый вариант :Воспитатель называет животное, дети- его жилище.

Второй вариант :воспитатель называет жилище, дети- его хозяина.

Например :

У медведя-берлога,

У волка-логово,

У белки-дупло,

У ёжика-нора,

У муравья-муравейник,

у птицы-гнездо,

У пчелы-улей.

У улитки-раковина.

И наоборот :

Кто живёт в берлоге?Медведь!И. т. д.

"Чей хвост, чья голова"

Цель игры :В игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней

Ход игры

Для игры необходимо предварительно разрезать картинки с изображением диких животных пополам. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие дикие животные живут в русском лесу. Затем на наборное полотно выставляются в один ряд головы животных. в другой-хвосты. Детям предлагается назвать,чья это голова (зайца,медведя,белки и. т. д.) Затем воспитатель предлагает найти зайчику его хвостик. В результате две половинки соединяются. получается целый зайчик.

"Кто где живёт"

Цель игры :В игровой форме закрепить знания домашнего адреса.

Ход игры

Дети встают в круг (или садятся на ковёр) .Воспитатель задаёт вопрос и передаёт по кругу игрушку. Ребёнок отвечает на вопрос и передаёт игрушку дальше. Когда игрушка возвращается к воспитателю, он задаёт следующий вопрос :

Вопросы :

На какой улице ты живёшь?

Назовите номер своего дома?

Сколько в доме этажей?

На каком этаже ты живёшь?

В какой квартире ты живёшь?

"На чём едем,летим. плывём"

Цель игры :Закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта :воздушного,наземного, водного.

Воспитатель

Сегодня мы отправимся в путешествие, но вам придётся отгадать, на чём мы поедем.

Воспитатель предлагает детям варианты описания разного транспорта.

Этот транспорт ездит по городу, перевозит пассажиров, у него 4 колеса. много окон, сидений. кондуктор продаёт билеты. Что это (Автобус.)

У этого транспорта нет колёс, нет крыльев, но есть штурвал. им управляет капитан, он плавает по рекам и морям. Что это (Корабль.)

У этого транспорта есть два крыла. Он летает. Что это (Самолёт.) и. т. д.

"Радиоэфир"

Цель игры :Закрепить в игровой форме знание домашнего адреса.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям представить, что они потерялись в большом городе. Как найти маму?что нужно сделать?

воспитатель объясняет детям, что лучше всего подойти к милиционеру и рассказать о том, что случилось. Но для того, чтобы милиционер смог помочь найти маму,каждому малышу надо знать свой домашний адрес.

Воспитатель предлагает детям разыграть эту ситуацию. В роли милиционера выступает воспитатель. "Милиционер" предлагает каждому ребёнку по радио, используя микрофон, назвать свою фамилию. имя. домашний адрес.

Побеждает тот,кто назовёт всё без ошибок.

"Что надеть зимой (весной,осенью, летом)

Цель игры :Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе,

о названиях и видах одежды.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям вспомнить приметы зимы, весны,лета. осени.

Затем всем раздаются картинки с изображением предметов одежды разных сезонов :шуба,шапка,шорты,панамка,резиновые сапоги. плащ,валенки,сандалии,платье,сарафан и др.

По команде воспитателя"Зима (весна,лето,осень!"Дети должны выбрать подходящие к этому времени года картинки. Побеждает тот, кто выполнил задание быстрее всех и набрал больше картинок.

"Ищем клад"

Цель игры :Помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению

группы , друг к другу.

Воспитатель заранее прячет в помещении группы "клад"(это могут быть сладости, новые игрушки, детские книги) .

Воспитатель

Ребята,сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски сокровища, которое спрятано у нас в группе сказочным волшебником. Волшебник нам оставил письмо для того, чтобы мы смогли быстрее найти этот клад. (Воспитатель показывает детям письмо.) В письме даны подсказки. Слушайте внимательно.

1. Волшебный клад находится в группе .

2. Для того, чтобы найти его, надо 3 раза повернуться, улыбнуться друг

другу и сказать "ВПЕРЁД!"(Дети выполняют команды) .

3. Волшебный клад лежит в тайнике, будем его искать.

4. Сделайте три шага вперёд. два шага назад.

5. Загляните под стол.

6. Загляните под стульчики.

7. Сделайте два прыжка вперёд.

8. Оглянитесь назад.

9. Подойдите к окну.

10. Загляните за шторы.

Дальнейшее передвижение детей по группе зависит от фантазии воспитателя и интерьера группы . Хорошо,если игра будет сопровождаться весёлой музыкой. В конце игры дети находят тайник с кладом. Это может быть красивая коробка, украшенная фольгой, бантами и спрятанная в шкафу, или волшебный сундучок, спрятанный в игровом уголке,и. т. д. Дети достают клад и с удовольствием получают подарки.

"Что есть в нашей группе "

Цель игры :Помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы , новым

игрушкам, мебели, предметам интерьера, научить ориентироваться

в новой обстановке.

Ход игры

воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг себя, обращает их внимание на то как красиво у них в группе , как много игрушек, книжек, картинок,и. т. д. Потом наводящие вопросы :

Какие игрушки есть в нашей группе (дети отвечают и за каждый ответ получают фишку.)

Какая мебель есть в нашей группе ?

Что в нашей группе красного цвета (жёлтого, синего и. т. д.)

Что в нашей группе большое ?Маленькое?

Что в нашей группе круглое ?

Что нам нужно для занятий, для сна, для игр и. т. д.

в конце игры воспитатель подсчитывает фишки и определяет победителя.