Инновационные занятия в доу совместно с родителями. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо."

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!


Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

В августе воспитатели каждой возрастной группы обязаны разработать план взаимодействия с семьёй на учебный год. Этот план фиксируется в общем годовом плане учреждения.

Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний (дискуссия, день «открытых дверей», и др.) и массовых мероприятий (мини-поход, конкурсно-развлекательные программы, психологический час и т.п.), содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры в процессе общения с педагогами и детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.

Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду.

На родительских собраниях мы используем такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре — октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании — в августе и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе-феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми

На групповые консультации мы приглашаем родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию и.т.д.

Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещаем родителей.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателя, так и по просьбе самих родителей.

Важным и обязательным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи . Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада.

Положительный опыт семейного воспитания, воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях.

се посещения фиксируются в тетради посещений.

Наглядное информирование семьи - это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм (например, кармашек «Вместе с ребенком!»), позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведём по четырем направлениям.

  • Информационно-аналитическое,

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета , как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

  • Досуговое;

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом, например, совместные досуги, праздники;

  • Познавательное направление;

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному направлению относятся семейные художественные студии - это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специализированные занятия, мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию, флористике (по выбору родителей).

Силами воспитателя по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, мастер-классы «Основы флористики», «Тестопластика - это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

  • Наглядно-информационное направление включает в себя:
  • - родительские уголки,
  • - папки - передвижки;
  • - семейный и групповые альбомы;
  • - библиотека - передвижка,
  • - фотомонтажы;
  • - фотовыставки;
  • - семейный вернисаж;

В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки , где помещаются консультативные материалы.

В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить

В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обращаем на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей:

- в группе проветрено;

- воспитатель следит за осанкой;

- активизирует их подвижность;

- предупреждает утомляемость;

- показ занятий, прогулки;

- показ режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей.

После просмотра воспитатели проводят небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты . Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества и др.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение ежегодной акции: «От всей души» и «Подари книгу детям»

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группах целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Специфика взаимодействия педагога с родителями - это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели. Действительно родители много умеют и многое знают, чем педагоги, поэтому как бы представляя родителям возможность проявить себя, мы тем самым больше поддерживаем того ребёнка, к которому пришли эти родители. И тем самым повышаем общий уровень развития детей этой группы. И наверное самое главное избегать директив. т.е. не надо навязывать своё собственное мнение и командовать процессом взаимодействия с родителями, а проще всего наверное подключиться к тому, что они предлагают или предложить им интересную деятельность, тогда это будут более интересные находки в работе с детьми и родителями.

МАМИНА КОЛЛЕКЦИЯ

Играя с ракушками можно обсудить их цвет, размер, форму, пофантазировать на что они похожи.

Ребята с энтузиазмом пытаются создать свои коллекции. Ведь так увлекательно превращать створки раковин в парусник, цветы, в бабочку.

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ПАПАМИ

Приход папы в детский сад для сына - это большой праздник. А если ещё папа и играет вместе с его друзьями, то это большая гордость для сына. Вот в гости к ребятам средней группы пришёл папа Жоры. Он увлечённо катает машинки, отвечает на детские вопросы, рассказывает мальчишкам, как важно соблюдать правила дорожного движения.

Встречи в семейном клубе - это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основной задачей организаторов семейного клуба «Здоровячок» - помочь родителям освоить навыки физического воспитания детей. Желательно чтобы в семейный клуб приходили не только родители детей, но и бабушки, дедушки, старшие и младшие братья и сёстры.

Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.

Массаж - прекрасный способ тактильного взаимодействия. На занятии в семейном клубе педагог обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.

Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.

Группа кратковременного пребывания

В этом году в нашем детском саду была открыта группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста.

Одной из особенностей организации таких групп активное включение родителей в образовательный процесс. Родители вместе с детьми приходят в детский сад 5 раз в неделю с 9.00 до 11.00 и на протяжении всего этого времени находятся в группе.

Главная задача стоящая перед сотрудниками группы кратковременного пребывания - это сформировать у детей доверительное отношение к детскому саду, помочь родителям научиться содержательному взаимодействию с собственным ребёнком.

Уже в раннем детстве необходимо развивать у ребёнка интерес к музыке, побуждать к эмоциональному отклику на неё. Педагог показывает родителям, как при исполнении песенки про зайца, мишку можно использовать имеющиеся дома игрушки. Действуя с ними в зависимости от содержания песни и вовлекая ребёнка в активное действие, взрослые поощряют звукоподражание, подпевание ребёнком отдельных слов.

Музыкальный руководитель показывает разнообразные приёмы игры на ложках, и потом уже мамы передадут своё умение детям.

Далеко не все родители обладают достаточными знаниями в области музыкального воспитания детей, поэтому педагоги рекомендуют использовать для домашнего музицирования аудиокассеты с записью произведений, с которыми ребёнок знакомиться на занятии. Под музыку плясового характера можно танцевать, взяв ребёнка за руки, а под спокойную тихо посидеть, посадив малыша на колени.

Семинар-практикум широко используемая форма работы с родителями в нашем детском саду.

Музыкальным воспитателем был подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей детей группы кратковременного пребывания под названием «Поиграем, пошалим!»

Музыкальный руководитель предложил мамам представить себя на месте ребенка, почувствовать, как важно их детям в первую очередь внимание. Они смогли убедиться в том, что чем эмоциональнее будет их общение с малышом, тем интереснее пройдет игра. Педагог показал им несложные способы изготовления необходимого для игр оборудования, мамы научились простым, но очень важным приемам для вызова эмоционального отклика ребенка на игру. Примечательно, что семинар прошел в форме диалога: мамы не только слушали и выполняли предлагаемые педагогом действия, но и говорили сами, предлагали свои варианты игр, задавали много вопросов. И, прощаясь, выразили желание встречаться как можно чаще, что особенно приятно.

Один раз в неделю с родителями и детьми группы кратковременного пребывания занимается учитель-логопед детского сада.

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Приветствие направляет детей и взрослых на положительные эмоции. Малыш называет своё имя и имя того, с кем он пришёл. Ребенка приветствует вся группа, и он точно знает, что ему здесь рады.

Сказка (потешка) является логическим завершением каждого занятия. Такие мини-спектакли не только создают хорошее настроение у всех присутствующих, но и обучают родителей содержательному взаимодействию с собственными детьми.

Педагог показывает, как инсценировать понравившееся литературное произведение и использовать в качестве декораций и персонажей предметы, имеющиеся в каждом доме.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • родительское общественное патрулирование;
  • шефская помощь.

Можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • участие в работе совета содействия семье и школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с родителями

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • родительское общественное патрулирование;
  • шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • участие в работе совета содействия семье и школе.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые наш педагогический коллектив использует в работе.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • Фотографии нашего детства.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • «За и против» школьной формы.
  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Формы работы: На первом плане - индивидуальная работа

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

На индивидуальные беседы с родителями мы можем приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника - в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».

Эффекты микрогрупповых собраний.

Второй по значимости поставим микрогруповую работу с родителями . В этом случае на встречу мы приглашаем только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но, если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» - они не одиноки в этой проблеме!

Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Третий эффект. Мы собираем не всех родителей из класса - только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.

Кстати, такие микрогрупповые собрания можно практиковать и между классами, то есть собирать родителей из разных классов параллели.

индивидуальные консультации: личное общение, телефон доверия и т.п.;

групповая работа: тренинги, лекции, инструктажи-рекомендации;

совместная с родителями исследовательская деятельность: проектные методики, конференции, совещания, адаптация методик преподавания к конкретным детским группам.

Поэтому мы предлагаем вам создать в школе:

консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь», в котором родители могут получить квалифицированную помощь и совет педагогов разного профиля и психологов в индивидуальном порядке;

родительский клуб как ассоциацию родителей, бабушек и дедушек, причем ведущими формами работы предполагаются свободные непринужденные встречи - беседы, родительские дебаты, решение прецедентов, ничем не ограниченный обмен мнениями. Пусть в этом клубе будет немного участников. Зато их общение не будет формальным. А потом «народ к вам потянется»;

родительский университет , в рамках которого организуются как эпизодические лекции, так и систематические курсы. Кстати, хорошо зарекомендовало себя заранее вывешенное расписание лекций и консультаций педагогов и психологов по темам-проблемам. Они формируются на основе как традиционных родительских вопросов-проблем, так и индивидуальных тревог, о которых родители, желая соблюдать анонимность, могут поведать педагогам через родительский почтовый ящик;

педагогическую библиотеку и читальню, обеспечивающих родителей художественной и популярной литературой, тематическими подборками из журналов и газет по проблемам общения с детьми;

И в качестве первых «полезных мыслей» предлагаем:

Памятку по уважительному отношению к собственному ребенку

Мой ребенок - уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!

Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет - «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!)

Ребенок - это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я - выросший человек. Два человека способны понять друг друга.

Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.

Ребенок хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разобраться во всем; иметь добрые взаимоотношения.

Закон, запрещающий бить своих детей, принят в Голландии в1850 г., во Франции - в 1888, в Финляндии - в 1890, в Норвегии - в 1935, в Швеции - в 1953, в Дании - в1968 г. (по данным А. Маркуши). Давайте примем такой замечательный закон у нас в стране и начнем с собственной семьи!

Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.

Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка!

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление . Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет.

Организация совместных досуговых мероприятий .

Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. Кружки могут работать и вне школы.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы , в организации родительского патруля во время проведения утренников и вечеров.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших школьников», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей школьников в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание детей в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации . Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Нетрадиционные и традиционные формы работы с родителями.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

И хорошее, и плохое человек получает в семье. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Школа может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовать творческий союз детей и взрослых:

ПЕДАГОГ – РЕБЕНОК – ВЗРОСЛЫЙ

Школа была, есть и останется организацией обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс, реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Родители иногда не знают, как найти «общий язык» с ребенком, так как не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

ДО ТЕХ ПОР ПОКА РОДИТЕЛИ НЕ ПОЛУЧАТ ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, РАССЧИТЫВАТЬ НА ИХ АКТИВНУЮ ПОДДЕРЖКУ И ПОМОЩЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ работы педагогического коллектива по организации работы с родителями:

Перед школой стоят следующие цели:

В задачу этих же лиц входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в целях воспитания учащихся, а так же:

  1. Составление характеристик семей обучающихся (социальный паспорт).
  2. Организация диагностической работы по изучению семей (использование разных форм и методов в изучении семьи).
  3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  4. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  5. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей.
  6. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  7. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса (попечительский совет, родительский комитет и т.д.).
  8. Активное включение с семьей в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей и т.д.
  9. Осуществление взаимодействия педагогов и родителей через информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.

К традиционным формам работы с родителями относятся:

  1. Психолого-педагогические лектории
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творческие дела, родительские собрания, индивидуальные тематические консультации, социологические опросы).
  3. Участие родителей в управлении школой (родительские комитеты, попечительский совет).
  4. Проведение брифингов (вопрос-ответ), круглых столов (обсуждение темы, обмен мнениями и опытом своей работы).
  5. Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, участие в ремонте).

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол. электронный журнал, Интернет-консультации, информационный лист ученика, портфолио учащегося.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждения. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

  • Первые книжки ребенка.
  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  • Друзья моего ребенка.
  • Традиции нашей семьи.
  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. Очень увлекательно проходят мероприятия под названием « Кладовая мастер –классов ».Вкусная и полезная еда для ребенка, идеи для дома, медицинская первая помощь, отдых с семьей,и многие другие темы мастер –классов дают возможность заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.

Родительские тренинги. Родительские тренинги - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Родительский тренинг проводится психологом школы. Родительские тренинги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

В практике педагогов нашей школы используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а),что…
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.


Н.А. Киселёва, Н.Р. Мусина, воспитатели

МБДОУ № 67 «Берёзка»,

Г. Нижнекамск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНОВАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является работа с родителями.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

Индивидуальные (беседы, консультации);

Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:

Познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, брейн-ринг);

Информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);

Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

Наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).

Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.

Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.

Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.

Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.

Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.

«В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие)

«Путешествуйте с нами, путешествуйте сами» (познавательное развитие)

«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей)

«Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие)

Основными целями работы семейных клубов являются:

Объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

Повышение педагогической компетентности родителей;

Обмен опытом семейного воспитания;

Укрепление детско-родительских отношений;

Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, видиопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и взрослых. Проектная деятельность участников клуба имеет определенную тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба.

«Школа молодой семьи» решает следующие задачи:

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;

Выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

Способствовать сплочению родительского коллектива.

Дни сотрудничества . Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС. Тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Делаем вместе» и так далее.

Встречи за «круглым столом » расширяют кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы для встреч могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Онлайн общение с родителями посредствам интернет сайта. Это позволяет познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, осуществлять педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами.

В гостевой книге сайта любой родитель может задать интересующий его вопрос и в течении некоторого времени получить на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д.

Оформление летописи . Данная форма работы носит информационный характер. На протяжении дня, либо надели, воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесенное ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи в нем и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок. Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Образ мамы» и др.

Такая работы является взаимовыгодной обоим партнерам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своем малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. И, наоборот, педагог узнает каким бывает воспитанник дома.

Дискуссионные качели . Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.

Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившимися друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против».В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребенка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели», подводит итог дискуссии.

Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Ожидаемые результаты введения инноваций в работу с родителями в ДОУ:

– повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,

– рост родительской активности,

– установление тесного контакта с каждой семьей,

– согласование воспитательного воздействия на ребенка,

– обобщение положительного опыта семейного воспитания.

Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенные результаты: родители сплачиваются, активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателю.

Список литературы

1.Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов. – М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с

2. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72

3.Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.

4.Трошина С.Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.


Елена Демакова
Инновационные формы работы с родителями в ДОУ

1 слайд :

«При общем согласии можно и глину в золото превратить» . Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников , если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.

2 слайд :

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В другом документе - ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ , повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы требования по организации работы сотрудничества с родителями .

Кроме закона об образовании и ФГОС, работу с родителями регламентирует Устав детского сада, Положение о родительском комитете , основная общеобразовательная программа детского сада.

3 слайд :

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.

Поэтому необходимо так построить работу с родителями , чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.

4 слайд :

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями , в которой решаются следующие приоритетные задачи :

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей ;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях :

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями .

2. Повышение педагогической культуры родителей .

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ , совместная работа по обмену опытом .

5 слайд :

Работа с семьями в детском саду начинается с анализа социального состава родителей , их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Педагоги проводят анкетирование, личные беседы на эту тему. Затем творческой группой по организации сотрудничества с родителями (структуру которой вы видите на слайде) на основе запросов родителей , анализа анкет составляется план работы , подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.

6 слайд :

На слайде представлен фрагмент годового плана творческой группы по организации взаимодействия с родителями .

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи , педагогами активно используются инновационные формы работы .

7 слайд :

Что такое инновация ?

Инновация – пер . с англ. Обновление.

С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Подчеркну, что это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность.

Инновационные формы предполагают :

Активную позицию родителей , партнерство с педагогами,

Инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям

И применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы .

8 слайд :

Вашему вниманию представлены традиционные и инновационные формы сотрудничества с родителями . Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя , общение с педагогом носит формальный характер . Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.

9 слайд :

В нашем детском саду успешно используются такие инновационные формы как

"Круглый стол" на различные темы;

тематические выставки;

семейные спортивные встречи;

открытые занятия для просмотра родителей ;

конкурс семейных талантов;

день открытых дверей;

семейный театр;

Родительский клуб «Гармония» ;

В результате внедрения инновационных форм воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями , а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возросла заинтересованность родителей в жизни группы , детского сада. Совместная деятельность родителей , педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей .

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей , что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника В данной работе я рассматриваю такую интересную тему, как «Портфолио – эффективное средство учёта и анализа индивидуально-личностных особенностей.

Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС «Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС» Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания и развития.

Инновационные формы работы с родителями Использование средств ИКТ при взаимодействии с родителями – важное условие в развитии речи детей. Актуальность проблемы семейного воспитания.

Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его.

  • · психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • · вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • · участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • · родительские университеты;
  • · конференции;
  • · индивидуальные и тематические консультации;
  • · родительские собрания;
  • · тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • · дни творчества детей и их родителей;
  • · открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • · помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • · родительское общественное патрулирование;
  • · шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • · участие родителей класса в работе совета школы;
  • · участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  • · участие в работе совета содействия семье и школе.

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями, которые наш педагогический коллектив использует в работе.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • · Год рождения моего ребенка - каким он был, этот первый год?
  • · Первые книжки ребенка.
  • · Друзья моего ребенка.
  • · Праздники нашей семьи.
  • · Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • · Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • · Фотографии нашего детства.
  • · Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • · Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • · Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • · Соблазны и пути их преодоления.
  • · «За и против» школьной формы.
  • · Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников -- важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Формы работы: На первом плане -- индивидуальная работа

Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

На индивидуальные беседы с родителями мы можем приглашать и «узких» специалистов: психолога, логопеда, медицинского работника -- в зависимости от конкретной ситуации. Но перед этим целесообразно узнать, не было ли именно у этого родителя конфликта именно с этим работником школы. Если же такой случай имел место, то разумно пригласить аналогичного специалиста «со стороны».