Как играть с пирамидкой. Игры с пирамидкой

Пирамидки для детей. Какие бывают пирамидки, как выбирать пирамидки для детей разного возраста. Игры и занятия с пирамидками.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Какие бывают развивающие игрушки – пирамидки?
  • Как выбирать пирамидки для детей в зависимости от возраста ребенка.
  • В каком возрасте ребенок играет с пирамидкой?
  • Как научить ребенка собирать пирамидку?
  • Занятия с пирамидками. 15 игр с пирамидками для малышей.

Пирамидки для детей. Какие бывают, как выбирать и как играть.

Пирамидка – классическая дидактическая (то есть обучающая) игрушка для маленького ребенка. Но для того чтобы малыш с интересом играл с пирамидками, надо правильно выбрать пирамидку в соответствии с возрастом малыша и научить его пользоваться этой развивающей игрушкой.

Какие бывают пирамидки:

Пирамидки с колечками одинакового размера. Задача такой игрушки – обучение ребенка нанизыванию колечек на стержень и снятию их со стержня. Это самое простое действие с пирамидкой. Нужно обязательно следить за тем, чтобы вершина стержня игрушки была закруглена и безопасна для ребенка. Важно, чтобы размер отверстия в колечке такой пирамидки давал ребенку возможность свободно нанизывать и снимать со стержня кольцо.

Пирамидка с разной величиной колец. Такие пирамидки бывают двух видов.

Самый простой и доступный ребенку вариант игрушки с разной величиной колец – это пирамидка с конусообразным стержнем (пирамидка – елочка в виде конуса). Эта игрушка будет очень удобна для первых игр с пирамидками. Такая игрушка автодидактична – то есть сама игрушка контролирует правильность действий ребенка и обучает его. На конусообразный стержень невозможно неправильно надеть колечки – не получится! Если ребенок попытается сначала надеть маленькое колечко, то оно не пройдет до конца стержня – конуса. Так игрушка сама подскажет малышу порядок его действий.

Другой более сложный для сборки вариант пирамидки – это традиционная пирамидка со стержнем – палочкой. В играх с такой пирамидкой очень важно научить малыша правильно ее собирать, располагая кольца строго по величине.

Фигурная пирамидка. Это пирамидки в форме морских жителей, веселый фигурок, зверюшек, клоуна с очень разнообразной и сложной формой деталей и порядком их взаиморасположения. Она предназначена для детей постарше, которые уже легко собирают обычную пирамидку. При сборке фигурной пирамидки лучше иметь перед глазами картинку – образец. Так как в такой игрушке порядок сборки только один – единственно верный для получения результата.

Как выбирать пирамидки для детей: возрастные этапы.

В каком возрасте и как ребенок играет с пирамидкой?

Подготовительный этап.

В 10-12 месяцев малыш уже может нанизывать большие яркие кольца пирамидки на стержень если мама покажет, как это делать (стержень при этом находится в горизонтальном положении).

Путем проб и ошибок малыш достигает понимания того, что на очень толстый стержень нельзя нанизать колечки или шары с очень узким отверстием; если у предмета нет отверстия, то нанизать его на стержень и вовсе не получится (например, вырезанные из картона колечки можно надеть на стержень, на лапку игрушечного мишки, на мамин пальчик, на свою ручку, а вырезанные из картона круги – не надеваются).

Для развития умения захватывать предмет можно ребенку давать нанизывать на палочку разные по форме элементы пирамидок – шары и кубики с отверстиями в них, а также традиционные колечки.

Первый этап игр с пирамидками. С 1 года до 1 года 3 месяцев.

В этом возрасте малыш учится нанизывать кольца на стержень и снимать их со стержня (стержень пирамидки — в вертикальном положении).

Для малыша этого возраста самой подходящей будет пирамидка из 4-5 колец одинакового размера .

Как только малыш будет легко нанизывать 5 колечек, можно увеличить количество колечек до 10 (одного размера).

Обычно для таких игр используются деревянные пирамидки с кольцами небольшого размера (3-5 см).

Второй этап игр с пирамидками.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев . Для ребенка в этом возрасте нужна пирамидка с кольцами двух размеров (2-3 больших кольца одинакового размера и 2-3 маленьких кольца одинакового размера). Обычно это деревянная одноцветная пирамидка. Такую пирамидку можно собрать из нескольких имеющихся дома стандартных пирамидок с разной величиной колец.

Малыш будет собирать пирамидку из колец двух размеров так: внизу 2- 3 больших одинаковых кольца, над ними вверху – 2-3 маленьких одинаковых кольца. Назовите ребенку размер колечек: «большое колечко», «маленькое колечко». Проведите ручкой ребенка по пирамидке: «неровная», получилась «ступенька».

Важно, чтобы разница в размере маленьких и больших колец была не менее 3 см. Пирамидка может быть и одноцветной, и разноцветной.

Третий этап . С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

Вам понадобится пирамидка из трех видов колечек разных по размеру (шесть колец: два больших, два поменьше и два маленьких). Называем малышу размер колечек так: «большое колечко», «поменьше», «маленькое», интонационно выделяя голосов слова (большое – более низким голосом и разводим руки в стороны, маленькое –более высоким голосом и показываем жест – указательный палец и большой палец приближаем друг к другу). Пирамидка также одноцветная.

Четвертый этап. С 1 года 9 месяцев до 2 лет.

Лучше всего для этого возраста подойдет пирамидка из 4-5 уменьшающихся по величине колец (традиционная пирамидка).

Сначала даем ребенку пирамидку – елочку (в виде конуса на конусообразном стержне), чтобы он легко и просто понял сам принцип сборки игрушки: каждый раз нужно брать самое большое колечко и нанизывать его на стержень.

Затем даем стандартную пирамидку на палочке – стержне из 5 колечек. Если такой пирамидки у Вас нет, то ее можно собрать самим из имеющихся дома других пирамидок. Для этого берем нужные элементы из большой традиционной пирамидки –достаем первое колечко, третье, пятое, седьмое, девятое, то есть элементы через один. Это нужно чтобы разница в величине колечек была хорошо заметна малышу. Лишние колечки большой пирамидки пока нужно убрать и не давать в руки малыша.

Собираем пирамидку с уменьшением величины колечек, называя ребенку величину: «Самое большое – поменьше- поменьше –еще меньше – самое маленькое».

Пятый этап. С 2 лет до 2 лет 6 месяцев.

Малышу этого возраста подойдет классическая пирамидка из 6- 8 колец с уменьшением их размера (либо используем пирамидку «Радуга», либо достаем нужные элементы из большой пирамидки из 15-20 колечек).

Хорошо иметь не только цветную, но и одноцветную пирамидку с уменьшением величины колец. Дети очень быстро запоминают последовательность цветов и начинают быстро собирать пирамидку по памяти, автоматически, без учета размера колец. Одноцветная же пирамидка учит малыша ориентироваться прежде всего на величину элементов при сборке игрушки.

Шестой этап. С 2 лет 6 месяцев до 3 лет.

Фигурные пирамидки.

В этом возрасте малыш может сам собрать более сложную пирамидку, в том числе фигурную, в которой надо учесть не только размер детали, но и ее расположение в пирамидке (фактически собрать на стержне пазл в вертикальной плоскости).

Как научить ребенка собирать пирамидку? Занятия с пирамидками для детей раннего возраста

Шаг 1. Сначала познакомимся с колечками пирамидки. Дайте малышу поиграть с колечками – попробовать надеть кольцо пирамидки на свою ручку, пальчик, на ручку куклы, пальчик мамы, палочку, стержень. Прокатите колечко как колесо по полу – катится! А кубик катится? Нет. У кубика есть уголки. Покажите малышу, как правильно брать колечко в руку – указательным и большим пальчиками.

Шаг 2. Затем научимся собирать пирамидку с одинаковым размером колечек, правильно держа колечки –указательным и большим пальчиками. Сначала снимите колечки со стержня и познакомьте малыша с ними, дайте ему возможность поиграть и обследовать их. Затем поставьте пустой стержень пирамидки перед малышом. И предложите надеть на него колечко. Когда пирамидка будет собрана, закройте ее крышечкой. После этого дайте пирамидку в руки ребенку для самостоятельных действий – пусть он разберет ее поиграет с колечками и соберет. Похвалите малыша. Погладьте ладошкой ребенка пирамидку сверху вниз: «Ровная!»

В первой игре мы собираем одноцветную пирамидку – например, из колец желтого цвета. В следующей игре нам понадобятся кольца нового цвета (например, соберем красную пирамидку). Обычно нужно несколько повторений игры с помощью взрослого прежде чем малыш начнет играть с игрушкой самостоятельно.

После того как малыш научился собирать такую пирамидку дайте ему полный комплект разноцветных колечек и стержень для игр. Верхний конец стержня должен быть тупым и находиться выше глаз ребенка для его безопасности во время игры. Как правило, дети играют с такой игрушкой стоя. Но могут и сидеть за детским столиком. Они могут собирать как одноцветные, так и разноцветные пирамидки, составляя разные сочетания цветов.

Шаг 3. После этого познакомим с величиной предметов и научим собирать пирамидку из колечек разного размера. Разница в величине колец в первых играх должна быть не менее 3 см. Уже в первых играх с игрушкой очень важно показать малышам правило сбора пирамидки: каждый раз мы берем самое большое из оставшихся колец. Тогда пирамидка правильно собрана и получается ровной. Возьмите ручку малыша в свою руку и проведите по поверхности пирамидки: «Вот какая гладкая, ровная получилась пирамидка!»

Для того, чтобы ребенок сам легко понял это правило сборки игрушки, используем сначала специальную пирамидку – елочку с конусообразным стержнем. В такой пирамидке обычно 3- 4 кольца с разной величиной отверстий. Малыш может собрать игрушку только в том случае, если он сначала нанижет самое большое кольцо, затем – поменьше и, наконец, маленькое. Если ребенок неправильно соберет такую пирамидку, то либо не сможет надеть кольцо, либо останется пустое пространство между колечками, и ошибка будет ему наглядно видна. После сборки пирамидки – погладьте ее поверхность ручкой малыша: гладкая пирамидка, получилась елочка!

После того как малыш поймет принцип сбора пирамидки – елочки можно дать ему обычную пирамидку на стержне – палочке. Это могут быть не обязательно пирамидки из колечек, можно использовать и пирамидки из кубов или шаров разного размера.

Разбирая пирамидку, приучите малыша выкладывать колечки по порядку в ряд на столе слева направо от самого маленького (верхнего, которое мы снимаем первым) до самого большого. Это не только приучает к порядку, но и помогает быстрее собрать пирамидку без ошибок. Назовите размер каждого колечка: «Большое!» (разводим руки в стороны), поменьше, еще меньше, еще меньше, самое маленькое (спрячьте в ладошку). Попробуйте спрятать в ладошку большое кольцо — не получится, «большое», не влезает в ладошку!

Всегда проверяйте правильность сборки пирамидки так: проведите ладошкой ребенка сверху вниз по пирамидке. Если она собрана правильно, то рука идет плавно, ступенек нет, пирамидка гладкая. Если есть ошибка в сборке, то пирамидка неровная. В случае ошибки сначала погладьте ручкой малыша сложенную им пирамидку: «Неровная». А затем погладьте ручкой малыша сверху вниз по другой, правильно собранной пирамидке для их сравнения тактильных ощущений.

Почаще хвалите малыша за успехи, даже самые маленькие!

Шаг 4. Учимся собирать фигурные пирамидки. Такие пирамидки – это пазлы в вертикальной плоскости на стержне, у которых есть только единственный возможный вариант сборки. Чтобы малыш не запутался, лучше иметь картинку правильно собранной игрушки и собирать по образцу. Рассмотрите с ребенком образец сборки на картинке: «Какая деталь должна быть внизу пирамидки? Давай ее найдем. Эта подходит или нет? Давай сравним. Может быть, вот эта подойдет?» Рассуждая и анализируя вместе с малышом, Вы приучаете его обдумывать проблемные ситуации, которые возникают в выполнении задач.

Игры с пирамидками для детей раннего возраста

Игра 1. Найди такой же. Вам понадобится две одинаковых пирамидки. Снимите колечки со стержня и разложите детали в две коробки. Одна коробка – для малыша. Другая – для взрослого. Покажите малышу колечко из своей коробки и назовите его цвет: «Зеленое колечко. Как травка», «Желтое колечко. Как солнышко». Предложите ребеку найти такое же колечко. Как только малыш даст Вам колечко – приложите его к своему кольцу – образцу для сравнения и демонстрации совпадения цветов. Назовите еще раз цвет: «Зеленое как травка!»

Игра 2. Тук! Учимся говорить. Поставьте стержень пирамидки перед малышом и предложите: «Соберем пирамидку». Опустите кольцо и когда оно опустится на опору, скажите: «Тук! Упало колечко! Тук». Повторите весело с малышом слово «тук» и предложите ему нанизать колечко. Сопровождайте нанизывание колечек звукоподражанием: «Тук! Упало! Тук! Упало». Называйте цвет колечек собранной пирамидки: «зеленое как травка», «голубое как небо», «желтое как солнышко» и так далее. Используйте в игре простые слова, доступные малышу: «на», «дай», «где», «тут», «там».

Игра 3. Собери пирамидку с кольцами, уменьшающимися по размеру: знакомимся в величиной предметов. Покажите малышу пирамидку и разберите ее на его глазах. Снимите самое маленькое колечко и положите его слева от себя на стол. Снимите следующее колечко и положите в ряд справа от первого. У Вас получится ряд колечек по порядку –от самого маленького к самому большому. Попросите ребенка найти самое большое колечко в Вашем ряду: «Где самое большое колечко?». Пусть малыш нанижет его на стержень. «А сейчас где большое кольцо? (малыш выбирает из оставшихся на столе колечек самое большое). Какое колечко ты взял? Большое!». Так соберите всю пирамидку. Проведите ладошкой ребенка по собранной пирамидке: ровная! Если же пирамидка получился неровная, значит допущена ошибка и надо еще раз ее собрать.

Игра 4. Путаница. Перепутайте кольца одной из пирамидок и другие предметы в коробке. Положите в эту коробку и кольца от других пирамидок. И попросите малыша собрать пирамидку, дав ему стержень и первое большое кольцо. Ему нужно будет отобрать для нее только подходящие элементы.

Игра 5. Выбери колечки. Перемешайте в коробке кольца от разных пирамидок двух цветов. И предложите собрать пирамидку. Малышу нужно будет отобрать только кольца из того же материала и подходящего размера.

Игра 6. Пирожные. Используйте колечки пирамидки как пирожные (разница в величине 3 см). Возьмите три игрушки разного размера: большую, среднюю и маленькую. И предложите угостить игрушки пирожными. Большой игрушке – большое пирожное. Средней игрушке – поменьше. Маленькой игрушке – самое маленькое пирожное.

Игра 7. Пирамидка наоборот. Предложите ребенку собрать пирамидку «наоборот» — с меньшего кольца к большему. Скажите, что сейчас пирамидка «смотрит носиком вниз».

Игра 8. Что изменилось? Выложите в ряд 3- 4 колечка. Назовите с ребенком вместе их цвет. Затем пусть малыш отвернется, а Вы уберете одно колечко. Ему нужно догадаться, какое колечко исчезло. И назвать его цвет.

Игра 9. Разноцветные дорожки. Если у Вас много разноцветных колечек от разных пирамидок, то можно использовать их для выкладывания дорожек. Можно выложить одноцветную дорожку, например, желтую, ведущую к желтому домику. Или разноцветную с чередованием элементов по цвету (красный – желтый – красный – желтый), величине (большое колечко – маленькое – большое- маленькое) или форме (кубик – колечко – кубик – колечко)

Игра 10. Принеси такого же цвета. Покажите ребенку колечко, назовите его цвет. И попросите малыша принести игрушку такого же цвета (например, если колечко красное, то малыш приносит красный мячик). Кладем игрушку рядом с колечком и сравниваем цвета. Если игрушка подобрана правильно, то ставим ее рядом с колечком.

Игра 11. Четыре пирамидки. Для игры Вам понадобится 4 пирамидки из 3-4 колец одного цвета с убыванием величины. Сначала разберите каждую пирамидку и положите ее колечки в ряд рядом с основанием. А потом разложите колечки по размерам: выберите сначала все самые большие колечки (они будут одного размера, но разных цветов). Затем – все колечки поменьше. У Вас получатся группы колечек одного размера, но разных цветов. Соберите из них разноцветные пирамидки с колечками разных цветов, но одного размера.

Игра 12. Полянка. Для игры Вам понадобится несколько пирамидок. Разберите их на части. Положите в центр комнаты обруч (или нарисуйте на полу мелом круг). Это будет наша полянка. На нее будут ходить «гулять и играть» колечки. Вокруг круга снаружи разложите все колечки. Скажите стишок:

«В лесу у речки

Жили колечки,

Дружно играли,

На полянке гуляли».

Поставьте в центр круга самое маленькое колечко и скажите: «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!» и попросите ребенка найти такие же колечки. Поставьте найденные ребенком колечки такого же размера рядом с Вашим образцом. Наложите их на Ваше колечко и проверьте, действительно ли размер совпадает. Когда вы соберете все колечки нужно размера на полянке, то пусть они «поиграют» так, как придумает малыш. А потом отправим их «домой» отдыхать -за пределы круга. А на полянку придут «играть» колечки другого размера.

Игра 13. Чередование цветов или форм. Вам понадобятся для этой игры две одноцветные пирамидки. Из них мы соберем на третьем стержне пирамидку с чередованием цвета. Сначала снимаем колпачки пирамидок и ставим перед нами пустой стержень еще одной пирамидки. Вместе с малышом мы снимаем колечки с одноцветных пирамидок по очереди. Например: синее колечко – желтое колечко – синее колечко – желтое колечко. Обратите внимание ребенка на то, что мы берем колечки по порядку. Также можно чередовать и форму, собирая новую пирамидку из двух пирамид (чередуя например, шарики и кубики или колечки и шарики)

Игра 14. Дорожки и башенки. Из колечек пирамидок также можно строить дорожки (от самого маленького колечка к самому большому) и башенки (от самого большого колечка внизу до самого маленького вверху).

Игра 15. Загадки. Соберите одну пирамидку правильно, а две – неправильно. Предложите малышу отвернуться. Или закрыть глаза. Проведите ручкой ребенка по пирамидке и предложите ему догадаться, правильно ли собрана игрушка. Потом малыш открывает глаза и проверяет себя.

Еще о занятиях с детьми раннего возраста:

— основные способы лепки, система игровых занятий по лепке для детей с 1 года до 3 лет

— знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры с матрешками.

Клуб Увлеченных Мам

Пирамидка является, пожалуй, самой популярной и традиционной игрушкой для малышей. Она очень важна в развитии мелкой моторики, развивает логическое мышление и координацию движений. Существует большое количество вариантов пирамидок. Они отличаются по размеру, форме и материалу, поэтому выбрать подходящую для игр детскую пирамидку не составит труда.

Играть с пирамидкой можно в самые разнообразные игры, начиная с возраста малыша в 6 месяцев. В этом возрасте он, как правило, уже умеет сидеть и учится манипулировать различными предметами. Давайте познакомим ребенка с его первой башенкой в увлекательной игре.

Как играть с пирамидкой с

Снимаем колечки. Самая первая игра с пирамидкой для такого малыша — это научиться снимать колечки с пирамидки. Покажите, как нужно поднимать колечко вверх. Снимайте с пирамидки колечки одно за другим, протягивая их ребенку. Пусть малыш внимательно рассмотрит и пощупает каждое.

Строим башню. Повторите эти действия вместе с ребенком, помогая ему поднимать колечки вверх. Снятые с пирамидки кольца можно класть друг на друга, не используя при этом стержень пирамидки, а после окончания постройки весело разрушить башню вместе с ребенком.

Строим тропинку. Если малыш не устал, предложите ему выложить тропинку из колечек. Величина колечек роли не играет, пусть по дорожке прогуляется мишка, шагая по каждому колечку.

Как играть с пирамидкой с

Следующий этап игр с пирамидкой – это нанизывание колечек . Для крохи такое задание будет гораздо сложнее выполнить, поэтому наберитесь терпения и начинайте занятия не раньше, чем в 8-9 месяцев. Поддерживайте ручку ребенка, комментируйте его действия и проговаривайте цвет выбранного колечка.

Как играть с пирамидкой с

Большой-маленький. В этом возрасте можно начинать знакомить ребенка с математическими понятиями “большой” и “маленький”. Выберите из пирамидки два кольца, существенно различающихся размером. Проговорите, какое кольцо большое, а какое маленькое. Затем предложите малышу выбрать большое колечко и надеть на стержень. Продолжайте, пока не закончатся все колечки.

Сравниваем по размеру. Сравнивая размеры колечек, можно поиграть в игру “Принимаем гостей”. Расскажите крохе, что к вам в гости скоро придет семья мишек – папа-медведь, мама-медведица и маленький сынок Мишутка. А гостей вы будете угощать. Колечки от пирамидки – это тарелки. Нам потребуется 3 колечка. Предложите малышу взять тарелочки, то есть снять их с пирамидки. Раскладывайте кольца в порядке убывания и описывайте последовательность. Большая тарелка, поменьше и самая маленькая тарелочка.

Попросите ребенка покормить семейство медведей, раскладывая каждому медвежонку соответствующую тарелочку по величине. Если ребенку тяжело справиться самостоятельно, помогайте и комментируйте действия. После того, как все покушали, нужно убрать посуду на место. Нанизывайте с ребенком колечки на стержень.

Как играть с пирамидкой с 2 лет

Выкладываем по размеру. В 2-3 года ребенок сможет играть с пирамидкой, состоящей из 5-7 колец разных цветов. Теперь можно усложнить игру с дорожкой. Покажите малышу, как выкладывать снятые с пирамидки кольца в порядке возрастания размера. Маленький игрушечный щеночек с удовольствием захочет прогуляться по дорожке. А по окончании прогулки, дорожку соберите, взяв поочередно колечки и нанизывая их на стержень. Пирамидку можно собирать не только начиная с большого колечка, но и с маленького.

Недавно стали мамой малыша?

Игры с цветом. Поиграйте в игру «Вагончики» для изучения цветов. Перед ребенком положите разноцветные колечки друг за другом и скажите малышу: «Смотри, какой красивый поезд. В нем есть разноцветные вагончики. Зверята очень хотят прокатиться на поезде». Пусть рядом с поездом у вас находятся различные животные. Загружайте игрушки в вагоны по цвету. Например, оранжевый львенок садится в оранжевый вагончик, синий зайчик в синий вагончик и так далее.

Превратите колечки в лакомства для игрушечных зверушек, раздавайте им разноцветное пирожное. Правила игры те же: накормить игрушку десертом, подобрав соответствующий ей цвет колечка.

Добавьте фантазию

Пирамидка – очень многофункциональная игрушка. Ее можно использовать не только для развития мелкой моторики или знакомства с математическими понятиями, но и в сюжетных играх. Колечки могут быть:

  • тарелками,
  • домиками,
  • вагонами поезда,
  • пирожными,
  • блинчиками – всем, чем угодно.

Ребенку не нравится играть с пирамидкой? Добавьте к игре «посторонние» предметы – и ему обязательно понравится! Можно надевать колечки на фломастер, ложку или просто на пальцы. Можно нанизывать колечки на веревку или катать их с горки. На стержень пирамидки можно надевать резинки для волос. В ванной колечки от пирамидки превратятся в кораблики. Немного фантазии, и пирамидка станет одной из любимых игрушек вашего малыша.

Малыш стал скучать во время игр с пирамидкой? Возьмите другую! Пирамидки бывают очень разные. Посмотреть варианты игр с пирамидкой из стаканчиков вы можете в этом видео:

Хотите сделать пирамидку своими руками ? Вы найдете подробное описание в этой статье:

А в какие игры с пирамидкой любит играть ваш малыш? Поделитесь в комментариях!

ИГРЫ С ПИРАМИДКОЙ Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Однако, недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно научить его как с ней можно играть. Прежде всего, нужно научить ребёнка снимать и одевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей лучше всего подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Возьмите короткий стержень (высотой не более 20 см.) и поставьте перед ребёнком с нанизанными на него кольцами. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малыша «взять» их. Можно помочь взяться за кольца и повести ручки с кольцом вверх, говоря при этом что-нибудь вроде «Вверх поднимем колечки». Роль стержня могут играть самые разные предметы - ложки, палочки, узкие пластмассовые бутылочки, главное, чтобы вы держали их вертикально. Чем выше стержень, тем труднее снимать с него кольца. Когда малыш научиться справляться с этой задачей, можно учиться одевать кольца на стержень. Подведите ручку ребёнка к стержню, так чтобы кольцо оказалось над ним и скажите «Опускай». Следите, чтобы кольцо было в горизонтальном положении. Часто малышу бывает не так трудно подвести кольцо к нужному месту, как расположить его под правильным углом. После таких совместных упражнений предложите ребёнку снимать и одевать колечки самостоятельно. Когда малыш овладеет этим навыком, можно переходить к играм с пирамидкой. Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Сначала малыши предпочитают разбирать пирамидку, т. е. снимать колечки с палочки. Нужно научить ребёнка правильно брать кольцо пирамидки пальцами и одевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении правильными действиями желательно сопровождать словами: "Вот так, взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай ещё". Малышу, который ещё не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе. Надев все колечки и колпачок, покажите ему что получилось. Затем можно игру усложнить, предложив пирамидки с колечками разного размера. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень. От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребёнка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ручкой малыша по неправильно собранной пирамидке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой. Играя с ребёнком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильной величины, на первых порах можно похвалить его и за это: "Как хорошо ты надеваешь колечки!". Но если ребёнок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к "ровности" пирамидки. "Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведём пальчиком по моей и по твоей." Однако, не следует фиксировать внимания на неудачах и неумелости ребёнка. Лучше чаще хвалить и одобрять его. От 1 года 6 мес. до 2-х лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребёнку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Для того, чтобы ребёнок учился различать величину колец, можно разложить все кольца вперемежку, и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т. д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из под меньшего. Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения разных цветов. Для этого игра с ребёнком должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамидок из 3-4 колец разного цвета - одна для Вас, другая - для ребёнка. Предложите малышу, который уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку (то же самое сделайте и со своей). Затем покажите кольцо определённого цвета и спросите малыша: "У тебя есть такое же, красное?" Если малыш ошибётся, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов. Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: "Найди все красные (зелёные, жёлтые) колечки". При складывании пирамидки важно учить ребёнка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребёнка 2-3 лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной для ребёнка. На третьем году жизни можно использовать игры с пирамидкой, в которых под руководством воспитателя участвуют несколько детей (4-6 человек). В этих играх все действия детей выполняются одновременно и по показу воспитателя. Общность решаемой игровой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, малыши лучше осознают свои аналогичные действия. Приведём несколько примеров таких игр. «РАЗБЕРЁМ И СОБЕРЁМ» В этой игре дети объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий столик, привлеките их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по пирамидке сверху вниз, покажите, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу - самые большие. Предложите каждому малышу так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. После этого, обращаясь к одному из малышей обратитесь к нему от имени игрушки: «Серёжа, сними, пожалуйста мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом: «Катенька, сними моё самое маленькое колечко», «А теперь Саша, сними моё самое верхнее колечко» и т. д. Так постепенно игрушка разбирается, перед каждым ребёнком на столе лежат колечки, а в ваших руках остаётся пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры. Обратитесь к детям от имени пирамидки: «Надоело палочке одной стоять, ей холодно без одежды и позвала она колечки домой. У кого моё самое большое колечко!» Если никто не отвечает, обратитесь к ребёнку с самым большим кольцом: «Отдай мне своё самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш оденет своё кольцо, обратитесь к следующему ребёнку с той же просьбой: «Отдай моё большое колечко». Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. После этого игру начинают сначала. Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравится малышам. Ребёнок знает, что будет делать дальше и знает, что будут делать его сверстники, а значит лучше осознаёт свои действия. Кроме того преобразования внешнего вида пирамидки, которые происходят у него на глазах и при его активном участии, наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости, что способствует развитию умственного плана. Самое главное при проведении этой игры - увлечь детей её содержанием и совместным решением общей задачи. Если у какого-либо ребёнка пропадёт интерес к игре, предложите ему заняться чем-то другим и пригласите на его место другого желающего. «ПРИХОДИТЕ НА ЛУЖОК» В этой игре дети учатся сравнивать и различать колечки по величине. Каждый участник игры должен выбрать колечко той же величины, что и наглядный образец. Игра носит характер забавы. Колечки как бы одушевляются и наделяются живым характером - играют и забавляются на лужке. Для этой игры нужны одноцветные пирамидки по числу участников (5-6 человек). Одну из пирамидок оставьте себе. Кроме того потребуется картонный круг, диаметром 15-20 см, окрашенный в зелёный цвет. Усадив детей за столик и раздав всем по пирамидке, положите зелёный круг на середину стола. «Это у нас будет лужок с зелёной травкой, на который будут приходить колечки, чтобы поиграть». Предложите детям по своему примеру разобрать свои пирамидки и выстроить колечки ровными рядами на столе. Так колечки «отдыхают». Затем возьмите самое маленькое колечко своей пирамидки и положите его на середину круга и пригласите детей «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок». Объясните, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки, такие как ваше. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их по окружности лужка. Помогите им красиво и ровно разложить разноцветные колечки, вместе с ними полюбуйтесь получившимся узором. Накладывая колечки на образец в центре, предложите детям проверить, все ли колечки одинаковые. Убедившись, что на лужок пришли именно те колечки, можно поиграть с ними - пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся и соберутся вместе. Потом маленькие колечки возвращаются домой отдыхать, а на лужок приглашаются другие, побольше. Можно предложить одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр круга. Вместе с детьми повторите тот же текст «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок». С вашей помощью каждый ребёнок находит у себя колечко такой же величины и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется. Все участники по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зелёного круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него. В этой игре дети осваивают приём сравнения предметов путём накладывания друг на друга, который очень важен для развития глазомера. В то же время нельзя превращать игру в простое упражнение. Постарайтесь как можно более живо и разнообразно проводить игровые действия с колечками. Эмоциональность и фантазия воспитателя здесь, как и в большинстве других игр, имеет решающее значение. «СОЛНЫШКО» Эта игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов, независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и её положения в пространстве, соотношение величины колечек остаётся неизменным. Игра проводится с небольшой группой - 5-6 человек. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу воспитателя. Для игры нужны одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числе участников, включая воспитателя. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, нужен оранжевый картонный круг. Дети садятся вокруг общего стола и каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола располагается картонный круг. После этого Вы обращаетесь к детям: «Вот стоят пирамидки и на вас смотрят. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, снимите колпачок со своей пирамидки и поставьте к краю стола. Затем предложите снять верхнее колечко (обратите внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него - следующее. Когда все колечки будут сняты и разложены на столе в порядке возрастания величины, постарайтесь подравнять ряды колечек, чтобы получились ровные лучи, исходящие из центрального круга. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от центра-круга и сужаются по краям стола. Обратите внимание на то, что получилось солнышко с разноцветными лучами, причём каждый сделал свой лучик. Полюбовавшись солнышком спросите: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Давайте позовём колечки домой и опять поставим их как раньше! Какое колечко позовём сначала?» Напомните, что внизу у основания пирамидки всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и одевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое» и т. д. Так, действуя по образцу, дети собирают свои колечки по убывающей величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки гуляют, прыгают кружатся в руках детей, потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется. Возможно при повторных проведениях игры Вам уже не придётся каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать их сами, в чём собственно и состоит цель игры. Эта игра хорошо отвечает возрастной потребности малышей действовать с предметами и управлять ими. Преобразования пирамидки, которые они самостоятельно осуществляют, обычно очень им нравятся. Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004

le="text-align: center;">

Классическая пирамидка представляет собой стержень с нанизанными на него колечками. В собранном виде они имеют различные формы - от обычного конуса или шара до сказочных человечков, машин или паровозиков. Нанизывающиеся части не обязательно имеют вид колец, а могут быть выполнены в виде елочек, звездочек, квадратов или других игрушек, сделанные из различного материала: ткани, резины или просто надувные. Однако чаще всего встречаются пластмассовые, деревянные и текстильные пирамидки.

Пластмассовые пирамидки - самые распространенные. Они могут быть изготовлены из мягкой и твердой пластмассы. Их преимущество перед другими пирамидками в том, что они легкие по весу и удобны для захвата ручкой.

Для самых маленьких детей до 1 года понадобится простая пластмассовая пирамидка, состоящая из 3-4 колец основных цветов разной величины. Стержень в ней должен быть толстым и коротким, чтобы ребенку было удобно надевать колечки. А отверстия колечек должны значительно превосходить диаметр стержня. Благодаря такой несложной пирамидке ребенок к 1,5 годам научится распознавать детали по величине: большое, маленькое, среднее.

Еще существуют пирамидки с конусообразным стержнем. Это своеобразная игрушка-подсказка, так как сама конструкция предполагает нанизывание колец в строгой последовательности: самое маленькое кольцо не пройдет к основанию пирамидки из-за небольшого отверстия на нем, побуждая ребенка искать другие варианты.

Уже после 1 года детскую пластмассовую пирамидку можно усложнить, приобретая новую уже с 5-7 кольцами.

Деревянная пирамидка считается самой экологичной, так как изготовлена она из натурального чистого материала - дерева. Она приятна на ощупь. Играя с деревянной пирамидкой, ребенок помимо прочего получает информацию о свойствах предметов, так как маленькие колечки в ней обычно легче, а более крупные – тяжелее. Существует много вариантов деревянной пирамидки, различающихся по форме, количеству стержней, вариантам подставок.

Текстильные пирамидки - это еще один вид пирамидки, призванный тренировать тактильные рецепторы пальчиков ребенка. Детали такой пирамидки могут быть выполнены из разных на ощупь текстильных материалов, могут иметь разные наполнители и быть украшены различными элементами в виде пуговиц, ленточек, крупных бусинок. Текстильные пирамидки не всегда имеют стержень-основу и колечки. Детали могут быть сделаны в виде подушечек, цветочков, кубиков с креплениями на липучках, кнопочках. Такие разнообразные шумелки-звенелки можно приобретать ребенку уже с 6 месяцев . Пирамидка разной структуры и степени твердости дает ребенку многогранные тактильные ощущения, обогащая его представление об окружающем мире.

Есть также наборы пирамидок-стаканчиков . Игрушка состоит из отдельных стаканчиков-колпачков разного размера, формы и цвета, которые ставятся друг на друга или вкладываются внутрь по принципу матрешки. Стаканчики могут быть выполнены из различного материала – пластмассы, дерева, разнообразные по форме – круглые, квадратные. Благодаря специальным бортикам по краям стаканчиков, детали удобно крепятся друг с другом при построении башенки и не соскальзывают. На дне стаканчиков могут быть различные узоры из дырочек, рельефные рисунки из геометрических фигур, цифр, букв. Цель таких игрушек – научить ребенка соотносить детали по величине и выкладывать последовательность от большего к меньшему и наоборот. Малыш может играть со стаканчиками дома, строя башенки различной высоты, насыпать в формочки крупу или пуговицы, играть с ней в ванной и песочнице, использовать стаканчики в качестве посуды для кукол, загружать в кузов машины.

Советы по выбору пирамидки

  • Выбирая пластмассовую пирамидку, обращайте внимание на ее запах – он не должен быть резким, а краска не должна оставлять следов на коже.
  • При покупке пластмассовой пирамидки отдайте свой выбор игрушке со сглаженными углами, чтобы малыш не мог пораниться об острые, неровные края.
  • Присматриваясь к деревянной пирамидке, обратите внимание на то, чтобы детали были тщательно зашлифованы, не давая ребенку возможности пораниться или получить занозу.
  • Чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть детали пирамидки.
  • Если ваш выбор остановился на текстильной пирамидке, убедитесь, что мелкие детали на ней отсутствуют.
  • Всегда спрашивайте сертификат качества.

От 6 до 12 месяцев
Игры с пирамидками

По достижению 6 месяцев ребенок начинает учиться манипулировать разными предметами и осваивать способы действия с ними. Со второго полугодия, когда малыш уже может уверенно сидеть, можно знакомить его с принципом собирания пирамидки. Первое, с чего следует начать – научить ребенка снимать колечки. Существует трудность, возникающая при начальных попытках, когда кроха делает движение в сторону, как бы тянет колечко, а не приподнимает его вверх. Возьмите колечко двумя руками и снимите его вместе с ребенком. Естественно, процесс обучения займет у вас не один день. Но ежедневные попытки рано или поздно увенчаются успехом.

Следующий этап игры – учимся нанизывать колечки на стержень. Такое задание труднее для крохи, так как моторика и координация движений ребенка еще несовершенны. Но вместе с мамой можно делать первые попытки в 8-9 месяцев . Правильность сбора сейчас не главное. Важно, чтобы ребенок понял сам принцип надевания колечек. Возьмите кольцо в руки, покажите его ребенку со словами: «Смотри, у меня красное колечко, я надеваю его». Мама первая опускает кольцо на стержень. Следующее кольцо надевается совместными усилиями, необходимо поддерживать ручку малыша. Комментируйте свои действия, ведь такие игры не только полезны для развития маленьких пальчиков, но и стимулируют речевое развитие, учат кроху понимать слова: надень, возьми, сними, положи. Используйте звуковой прием – надевая кольцо на стержень, отпустите его. Падая, колечко издает звук. «Тук!» - весело повторяет мама. Таким образом, собирается вся пирамидка. Если малыш не потерял интерес к игре, повторяем ее с начала.

Можно вместе с ребенком строить башенки из колец без стержня. Но с каким восторгом маленький озорник разрушает ваши постройки! Ни в коем случае не ругайте ребенка. Через такие разрушающие действия малыш изучает свойства предметов. Падающая башня - это возможность почувствовать самый быстрый и очевидный результат своей деятельности. Пройдет еще совсем немного времени, и процесс созидания будет увлекать кроху намного больше.

Играем со стаканчиками

Первое знакомство со стаканчиками следует начать с показа. Предложите ребенку взять игрушку в руки. Малыш может подолгу перебирать, рассматривать стаканчики, стучать ими друг о друга. Координация руки ребенка до 1 года еще несовершенна, чтобы самому построить башенку. Поэтому для начала покажите сами крохе, что стаканчики можно вкладывать один в другой, а затем вынимать их. Предложите малышу поиграть подобным образом. Размер в этом возрасте – понятие сложное. Здесь маме придется помогать крохе, когда он будет складывать стаканчики друг в друга, подавая детали в правильном порядке. Возьмите самый большой стаканчик, подайте его ребенку, затем чуть меньший и так далее до самого крохотного. Когда стаканчики сложены, разрешите малышу самостоятельно поиграть с игрушкой. Начните процесс вкладывания с 2 формочек, существенно отличающихся по размеру.

1-2 года

Игры с пирамидками

Для того чтобы ребенок научился правильно собирать пирамидку, ему нужно усвоить такие математические понятия, как «большой» и «маленький». Используйте для игры небольшую пирамидку из 3-4 колец одного цвета. Это необходимо для того, чтобы малыш видел разницу в размере колец, не отвлекаясь на их цвет. Возьмите два колечка, заметно отличающихся друг от друга по размеру. Положите детали перед ребенком, проговаривая, чем они отличаются: «Это маленькое колечко, а это большое колечко». Выделяйте контрастные понятия голосом и интонацией. Закрепить знание «большого и маленького» вам помогут игры с различными предметами. Показывайте и неоднократно повторяйте – «большая кукла» и «маленькая кукла», «большой мяч и маленький мяч». После усвоения ребенком таких понятий предложите ему надеть на стержень самое большое колечко, затем из оставшихся опять самое большое.

Весело собирать пирамидку, играя в «Грибников» . Скажите ребенку, что вы пришли в лес собирать грибы. Только у вас «корзинка» не простая. В нее нужно складывать самые большие грибы на дно. Разложите перед малышом колечки. Спросите: «Какой грибок самый большой?» Если ребенок затрудняется ответить, предложите ему сравнить одно колечко с другим, накладывая друг на друга. Большее кольцо будет закрывать меньшее. По такому принципу найдите самый большой гриб.

Постепенно методом проб и ошибок кроха научится зрительно соотносить колечки по величине.

«Угощение». Для игры нам понадобится одноцветная пирамидка.Возьмите 3 колечка разного размера (если в пирамидке большее количество колец – отложите их пока в сторону). Расскажите крохе о том, что вы ожидаете в гости семью зайчиков – папу, маму и сыночка. Пусть гости поприветствуют кроху, каждый назовет свое имя. «Давай угостим зайчиков» - в это время вы берете сложенную пирамидку, в которой колечки будут тарелочками. «Папа у нас самый большой, мама – поменьше, а зайчонок – самый маленький». Предложите ребенку взять тарелки – снять их со стержня. Раскладываем посуду в порядке убывания, описывая еще раз последовательность – «большая, поменьше, самая маленькая». Попросите малыша накормить семью зайчиков, раскладывая каждому тарелочку по величине. Помогите крохе, комментируя свои действия: «Папа у нас самый большой – ему самая большая тарелка» и т.д. Вот гости поели. Теперь нужно собрать посуду на место. На стержень будем нанизывать колечки, начиная с самого большого. Если ребенок затрудняется, еще раз объясните или сами соберите пирамидку.

Когда ребенок научится собирать кольца в правильном порядке, прокатитесь пальчиком с «Горки». Проведите ладошкой малыша по правильно сложенной пирамидке – горка ровная, гладкая и по ней удобно спускаться вниз. На неправильно собранной горке есть ямки, овраги – кататься не очень удобно. Дайте ребенку почувствовать эту разницу.

Пирамидка может быть прекрасным материалом для изучения цветов . Для этого игру необходимо сопровождать речевыми объяснениями. Хороший вариант такой игры, когда есть одинаковые пирамидки и для мамы, и для малыша. Возьмите желтое колечко. Спросите кроху: «У тебя есть такое же, желтое?» В случае неправильного ответа, помогите ребенку, демонстрируя одинаковые цвета.

Игры со стаканчиками

Для того, чтобы ребенок научился правильно собирать башенку из стаканчиков, ему нужно усвоить такие математические понятия, как «большой» и «маленький». Возьмите два стаканчика заметно отличающихся друг от друга по размеру. Поставьте их перед малышом. Теперь стаканчик меньшего размера вкладываем в больший, проговаривая: «Это маленький, это большой». Постепенно методом проб и ошибок кроха научится зрительно соотносить стаканчики по величине.

Поиграйте со стаканчиками в «Прятки». Возьмите 2-3 формочки и вложите их друг в дружку. Часто на стаканчиках изображены картинки с разными персонажами. Начинайте снимать последний стаканчик со словами: «Давай посмотрим, кто тут у нас прячется! Здесь собачка, а тут петушок и т.д.» Постепенно можно увеличивать количество игрушек.

«Лесенка». Выложите из стаканчиков лестницу, начиная от самого большого к меньшему и наоборот. Шагайте пальчиками по ней, напевая веселую песенку. По ступенькам может взбираться зайчик или лягушка, подпрыгивая и приговаривая: «Прыгаем на самую большую ступеньку, теперь на ступеньку поменьше, на самую маленькую ступеньку».

На следующем этапе предложите ребенку устроить «Чаепитие для кукол». Поставьте стаканчики в ряд, усадите возле каждого игрушку. Предложите малышу раздать угощение для гостей так, чтобы у каждого оказалась «конфетка» и не осталось пустых стаканчиков. Ближе к 2 годам усложняем игру, подбирая угощения по величине, цвету емкости.

Стаканчики интересно не только вкладывать друг в друга, но и строить из них «Башенки» . Покажите крохе, как поставить меньшую деталь на большую, создавая все выше и выше постройку. Поднимите руки вверх и скажите: «Высокая башня!» Опять ставьте стаканчики друг на друга. Предложите крохе взять последний стаканчик и водрузить его на макушку башни. С каждым разом оставляйте все большее количество деталей, пока малыш не научится строить башню самостоятельно.

Следующий вариант игры – строительство башни ребенком полностью самостоятельно. На этом этапе мама помогает крохе, подавая нужные стаканчики от большего к меньшему. В процессе игры вы увидите, что ребенку интересно не только строить башню, но и разрушать ее. Часто строение может рухнуть еще до того, как полностью возведено. В случае таких неудач постарайтесь сделать разрушение частью игры.

«Водные забавы» .Часто на дне стаканчиков есть различные отверстия. Возьмите игрушку с собой в ванную, наберите в формочку воды - получатся забавные фонтанчики, которые вызовут немало восторга у крохи.

Игры с пирамидками

В возрасте 2-3 лет ребенку понадобится пирамидка из 5-7 колец разного цвета. Попробуйте сделать «Дорожку для кошки» . Покажите крохе, как раскладывать снятые кольца по порядку, учитывая их размер. Маленькая кошечка с удовольствием прогуляется по дорожке. После прогулки дорожка собирается. Возьмите колечки и поочередно надевайте их на стержень. Собирайте пирамидку не только с большого колечка, но и с маленького.

Малыш легко справляется с заданием? Усложняем его. Перемешайте все колечки. Теперь задача – собрать пирамидку из произвольно лежащих колец.

Для изучения цветов поиграйте в игру «Поезд» . Разложите перед ребенком разноцветные колечки от пирамидки. Привлеките внимание малыша словами: «Смотри, какой красивый получился у нас поезд. В нем много вагончиков». Пусть на перроне у вас находятся различные животные, желающие путешествовать. Игрушки загружаются в вагоны по цвету. Например: желтый цыпленок садится в желтый вагончик, белая лошадка – в белый и т.д. Или превратите колечки в угощение для игрушек , раздавая разноцветные пирожные каждому герою. Правила игры те же: накормить гостей десертом, подбирая соответствующий ему цвет колечек.

«Что изменилось?» Дайте ребенку возможность рассмотреть собранную пирамидку. Для запоминания приведите ассоциации: «Смотри, какие на нашей елочке-пирамидке игрушки – красная, как огонь, желтая, словно солнышко, и синяя, похожая на небо». Предложите ребенку отвернуться и уберите одно из колечек. Теперь малышу необходимо вспомнить, какого предмета не хватает. Такая игра отлично тренирует память и внимание. Начните с 3 колечек, постепенно усложняя задание.

Полезно научить ребенка определять, правильно ли собрана пирамидка не только визуально, но еще и на ощупь. Для этого предложите крохе закрыть глаза и потрогать ручкой, ровная она или нет, предлагая правильно и неправильно собранные пирамидки.

Игры со стаканчиками

«Варим суп». Расставьте перед ребенком стаканчики в хаотичном порядке. Возьмите самый большой. Скажите, что это кастрюля, в который мы будем варить суп. А остальные детали превратятся в ингредиенты супа. Передавайте стаканчики ребенку в нужном порядке для того, чтобы он вложил их один в другой. Комментируйте для интереса: положи «морковку, лук, петрушку». Попробуйте «случайно» подать крохе стаканчик не того размера. Попробовав вложить большую деталь в меньшую, ребенок поймет, что она не подходит. Это будет повод для размышления.

«Дождик - солнышко». Поставьте 3-4 стаканчика разного размера вверх дном – это будут квартиры. Возьмите столько же зверушек (большую, поменьше, самую маленькую). Выпустите их погулять на зеленую лужайку. Вдруг пошел дождик. Предложите малышу найти всем укрытие. Дальше игра продолжается так: мама говорит «солнышко» - звери выходят на улицу, «дождик» - все прячутся в домики. Игра помогает усвоить понятие размера.

«Живая шляпа» . Выстройте стаканчики в ряд. Возьмите грецкий орех и на глазах у ребенка спрячьте его под одним из стаканчиков. Накройте фигурки покрывалом и поменяйте фигурки местами. Снимите покрывало. Пусть малыш найдет орех.

«Замок». Если вы возьмете стаканчики с собой в песочницу, то из формочек может возникнуть целый замок с башенками и колоннами. Выстроив стаканчики по возрастанию, мы получаем лестницу, ведущую к замку. Да и сам процесс наполнения песком емкости надолго увлечет малыша.

«Штамп» . Нередко на дне формочек изображены различные рельефные геометрические фигуры или животные, которыми интересно ставить отпечатки на пластилине. За этим занятием кроха может провести довольно много времени.

«Водные забавы». Возьмите стаканчики с собой в ванную. Набирайте воду в формочки разного размера. Покажите ребенку, как можно переливать воду из одного стаканчика в другой. А если использовать формочку в качестве мерки, то интересно узнать, сколько маленьких стаканчиков воды поместится в большом. Или наоборот: сколько один большой стакан наполнит маленьких формочек.