Как поступить, если новорожденный ребенок начал вздрагивать во сне? Почему грудничок может пугаться собственных ручек.

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были , и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Первые недели, а то и месяцы, молодая мама проводит в постоянном напряжении, опасаясь упустить важные симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка что-то болит. Поэтому роженица в первые дни все время посматривает, как кроха спит. И если новорожденный вздрагивает, мама начинает паниковать. Действительно ли это повод для беспокойства? Доктора обычно улыбаются, когда женщины рассказывают о таких «симптомах», но все-таки рекомендуют присмотреться к малышу повнимательнее.

Особенности работы нервной системы иногда и взрослого заставляют вздрагивать во сне. Вы никогда не замечали, что проваливаясь в глубокий сон, вас будто подкидывает или, наоборот, будто вы падаете. Вот это вздрагивание вы можете регулярно наблюдать у своего малыша. Такое явление называют гипнагогическим испугом. Раньше считалось, что именно в этот момент ребенок растет. На самом деле это переход из фазы быстрого (поверхностного) сна в фазу медленного (глубокого), что, впрочем, не значит, что малыш не растет именно в такие мгновения. Так как особенности протекания отдыха взрослого и ребенка существенно различаются, вы может наблюдать резкие движения у крохи довольно часто.

Следует знать, что новорожденный ребенок спит иначе: его фазы длятся не более 50 минут, в то время как у взрослого они достигают 150 минут. При этом у родителей глубокий сон преобладает, а у крохи эти состояния меняются. Причем взрослый человек практически сразу проваливается в медленные сновидения, а грудничок может еще полчаса находиться в фазе быстрого (поверхностного) отдыха. Именно поэтому не следует его в это время перекладывать в кроватку, если он уснул на руках или рядом с вами на большой кровати или диване.

В момент перехода в фазу глубокого сна малыш вздрагивает, это мама может заметить и через время положить кроху в его кроватку. Точно так же он будет двигаться при дальнейшей смене фаз. В этом случае, конечно, не стоит паниковать и тем более выдумывать диагнозы.

Основные причины вздрагивания

Но смена фаз – не единственная причина, по которой дети могут вздрагивать во сне. Следует понимать, что эмоции ребенка и работа его нервной системы, рефлексы – все это взаимосвязано и малышом пока не контролируется. Поэтому любые переживания за день, сновидения во время поверхностной фазы, особенности нервной системы приводят к тому, что новорожденный может спать довольно беспокойно. И хаотичные движения руками и ногами в этом случае являются сопутствующими. Если ребенок постоянно так спит, можно проконсультироваться с невропатологом, но вполне возможно, стоит просто контролировать занятия перед сном. Обычно столь бурное проявление эмоций во время сна прекращается к пяти годам. Объясняется это тем, что именно на протяжении быстрой фазы развивается головной мозг, и к указанному возрасту процесс созревания заканчивается.

Есть и другие причины, которые заставляют малышей вздрагивать во сне:

  • кишечные колики;
  • усталость;
  • прорезывание зубов;
  • мочеиспускание;
  • резкие звуки.

Очевидно, что среди перечисленных причин нет никаких заболеваний, которые потребовали бы скорейшего обследования. Колики – естественное явление для детей первых месяцев жизни. Как правило, при их протекании малыш поджимает ножки, плачет, а если они начинаются во сне, может вздрагивать.

Одна из причин, почему малыш вздрагивает во сне — начинающиеся кишечные колики

Новорожденный очень сильно устает от множества любопытных родственников, новых впечатлений, даже игр. Именно поэтому младенца перед сном не стоит разыгрывать и слишком активно заниматься. Кстати, сновидения тоже являются проявлением новых эмоций, хотя говорят, что еще в утробе малыши уже видят сны.

Все остальные причины – так же естественны, как и переходы между фазами сна. Но не стоит терять бдительность.

Вздрагивания как симптомы

Конечно, движения телом и конечностями во время сна могут быть разными. Есть ряд признаков, которые заставляют родителей насторожиться:

  • если кроха дрожит или вздрагивает довольно ритмично, а не изредка;
  • когда малыш часто просыпается и очень беспокойно спит;
  • если ребенок во сне плачет;
  • если появляются судороги;
  • вздрагивания во сне сопровождаются и другим симптомом – частыми срыгиваниями.

Чаще всего это демонстрирует процесс адаптации мышечной системы к новым условиям.

Чтобы родители и сон младенца были спокойными

Забота родителей поможет справиться неустойчивой и незрелой нервной системе новорожденного к новым условиям. Сделать это можно элементарно:

  • Погладьте кроху, если заметили, что он вздрагивает. Можете спеть ему колыбельную, поговорить тихонько, чтобы младенец услышал, что вы рядом.
  • Попробуйте положить грудничка на животик: многим малышам это помогает, так как успокаиваются колики, руки перестают дергаться и тем самым будить кроху.
  • Возможно, выходом станет пеленание. Необязательно использовать обычные пеленки: можно взять спальники и конверты на молнии. Некоторое стеснение в движениях позволит новорожденному почувствовать себя более защищенным.
  • Перед сном откажитесь от активных игр, посещения родственников, шумных мероприятий. Сделайте малышу массаж, перед ночным отдыхом можно принять ванну с успокоительными травками. Но лучше это делать только после консультации с врачом и только в том случае, если со сном действительно есть проблемы.

Не паникуйте, если вздрагивания не проходят. Если вы прошли обследование у невролога, то должны знать, есть ли для такого поведения во сне какие-либо серьезные причины. Если же их нет, будьте спокойны и терпеливы: воспринимайте подобные явления как необходимость для адекватного развития и адаптации ребенка к новому для него миру.

Как успокоить малыша и дать ему возможность убедиться в безопасности окружающего его мира?

Что такое страх

Давайте для начала разберемся: что же это такое – страх и для чего он нам нужен? Страх – это защитный механизм, присущий любому живому организму. Он появляется в процессе взаимодействия с чем-нибудь новым, незнакомым. Также страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и служит предупреждением организма о предстоящей опасности. Это позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности и побуждает искать пути ее избегания.

Итак, страх имеет большое значение в жизни человека. А потому при работе со страхами следует направлять усилия не на избавление от страха, а на умение адекватно реагировать на страх, владеть собой при его наличии.

Страхи глазами ребенка

Новорожденный ребенок привыкает к той обстановке, в которой он оказался после своего рождения. Изначально он чувствует себя спокойно. И вдруг вы начали замечать, как малыш вздрагивает, плачет – чего-то пугается. Как же определить источник его страхa?

Попытайтесь взглянуть на мир его глазами, представить себе, что слышит и ощущает младенец.

Что вы видите? Вы видите вокруг себя набор функционально значимых пред-метов. Вот кроватка, книжная полка, пеленальный столик с набором необходимых предметов. Все нормально и спокойно. А что же видит ваш малыш? Каждый из этих предметов для него – что-то новое, неизвестное, а потому может являться источником опасности и вызывать страх. Чтобы эта схема не работала, новорожденному нужно как-то определить для себя эти новые предметы. Помогите ему в этом. Попытайтесь понять, какие из предметов вызывают настороженность у ребенка. Возьмите их в руки, дайте прикоснуться к ним малышу, дайте попробовать их на вкус (если у ребенка возникнет такое желание). Помогите ему познакомиться с этими предметами в спокойной обстановке. Все! Предмет знаком. Ребенок определил его для себя как «хороший» или как «плохой», теперь он не «страшный».

Что вы слышите? Вы слышите различные источники звуков: радио, своего ребенка, голос мужа, себя, шаги в соседней квартире, шум на улице. Но есть еще звуки, на которые вы не обращаете внимания. Для вас они являются фоновыми, привычными. Это звук холодильника, лампочки, лифта. Но для новорожденного эти звуки являются новыми. Может, они таят в себе опасность? Он прислушивается, и если слышит резкие изменения в звуковом ряде, то может пугаться.

Постарайтесь определить звуковое наполнение, которое было в момент испуга новорожденного, и дальше следуйте по такой схеме. К примеру, ребенок вздрогнул и заплакал в момент включения холодильника. Нужно взять кроху на руки. При этом важно, чтобы вы находились в спокойном эмоциональном состоянии. Ваш малыш верит в вас и ваше бесстрашие. Он верит, что рядом с вами не может произойти ничего плохого. Если мама спокойна, то спокоен и ребенок. Подойдите к источнику пугающего звука (холодильнику).

Держа ребенка на руках, говорите с ним, играйте. Дождитесь следующего включения холодильника, потрогайте его, дайте потрогать ребенку. Скажите, что это холодильник, в нем хранятся продукты; что это полезная и нужная вещь. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы абсолютно не боитесь.

Что чувствует ребенок

А какая разница в ощущениях взрослого человека и новорожденного? У нас, взрослых, есть богатый жизненный опыт. Он дает нам возможность предполагать, каким по ощущениям должен быть любой новый предмет или предлагать выбор: этот предмет, может быть мягким или колючим, гладким или твердым, холодным или горячим. А что же младенец? У него нет подобного опыта, и все, с чем он сталкивается впервые, для него ново. Он не ожидает чего-то определенного, а собирает информацию.

Что же может его пугать? В первую очередь, резкая смена ощущений. Ребенок прикасается к мягкому одеялу щекой, поворачивает головку и вдруг прикасается второй щекой к твердому бортику кроватки. Он не готов к получению нового, резко отличающегося от предыдущего ощущения. Малыш может испугаться. Также его может испугать что-нибудь контрастно холодное или горячее. Как же быть маме? Проследите за тем, чтобы в ближнем окружении ребенка не было предметов, вызывающих противоречивых ощущений. При знакомстве ребенка с новыми предметами готовьте его к новым ощущениям. Говорите ему: «Это плюшевый мишка, он мягкий и добрый, его можно трогать, гладить, касаться его щекой. А это металлическая мисочка. Она гладкая и холодная» и т. д. Ребенок может испугаться и новых резких запахов, поэтому малыша желательно от них оградить.

Посторонние люди

Считается, что нельзя показывать новорожденного посторонним до 1 месяца. И действительно, практика доказывает, что очень часто после общения с чужими людьми новорожденный становится плаксивым, беспокойным. Он начинает дергаться во сне, всхлипывать, плакать без причины. Давайте разберемся, в чем тут дело. Проведите эксперимент. Лягте на пол или на стулья. А вокруг вас пусть встанут ваши знакомые и родственники, наклонятся и начнут вами восхищаться. Минимальное, что вы почувствуете при таком расположении себя и окружающих, – тревожность и напряженность, которые могут перерасти в довольно ощутимый страх. При этом следует учитывать, что окружающие вас люди вам знакомы и вы одинаковы по размерам. А для новорожденного это неизвестные люди, которые воспринимаются им как гиганты (вспомните, как вы воспринимали взрослых в детстве, какими они казались большими). Неудивительно, что малыш пугается.

Подойдите к этому вопросу иначе. Не забывайте, что главное действующее лицо на этом празднике – празднике рождения – ваш малыш. И в первую очередь учитывайте его интересы. Если ребенок хочет спать – дайте ему возможность спокойно поспать, если он хочет есть – покормите его. Знакомьте не гостей с ребенком, а ребенка с гостями. При этом держите его у себя на руках. Не давайте подержать его всем остальным. Только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности. Будьте при знакомстве жизнерадостны и спокойны. Если мама испытывает боязнь перед знакомством ребенка с другими людьми, то скорее всего это негативное эмоциональное переживание передастся ребенку в виде необоснованного страха, чем возникнет страх посторонних как таковой.

Уделяйте больше внимания своим детям, прислушивайтесь к ним, следите за их реакцией на все новое. Учите малышей адекватно реагировать на свои страхи – и тогда эти чувства будут природными, помогающими разобраться в нашем разнообразном мире и не перерастут в панический или неуправляемый страх.

Перечислить страхи, которые возникают у детей до года, не сложно. Гораздо труднее установить их причины и избавить ребенка от необходимости бояться. Как показывает практика, младенцы не боятся. Состояние испуга или страха – это, скорее, приобретенная реакция на внешние раздражители. Но, обо всем нужно рассказать по порядку.

Первый страх младенца – физиологические потребности

В первые недели жизни, маленький человек испытывает только физиологические потребности:

  • Прием пищи;
  • Опорожнение кишечника и мочевого пузыря.

Живое существо не может жить, не удовлетворяя эти потребности, а терпеть малыш еще не умеет. Если по каким-то причинам питание малютка получает нерегулярно, либо в силу физиологических отклонений, не может опорожнить организм, это вызывает у него страх.

Беспокоить ребенка в этот период могут боли или дискомфорт. Например, боль может возникать от того, что туго затянутая пеленка передавила ручку или ножку. Или тельце малыша запрело и зудит от мокрого памперса. Тогда следующий раз, когда на него начинают надевать подгузник или пеленать, ребенок протестует, как умеет. Теперь он будет пугаться каждый раз, когда начинаются эти процедуры.

Совет: Внимательно следите за режимом сна и приема пищи ребенка. Желательно, чтобы кормление и время сна были строго по расписанию. Если вы видите, что малыш беспокоится без видимой причины, распеленайте его, снимите подгузник и осмотрите тельце ребенка со всех сторон. Обмойте теплой водичкой малыша и заверните его снова не так туго.

Второй страх – эмоциональное равновесие

Улыбающаяся мама, нежно говорящая ребенку ласковые слова – это то, что видит и оценивает младенец на 2-м месяце жизни. Сейчас у него начинает просыпаться потребность в общении, и он выражает свои эмоции в ответ на обращение к нему родителей. В это время очень важно, чтобы малыш не слышал вокруг себя громкой ругани и неприятных звуков. Заплаканное или расстроенное лицо мамы нарушит эмоциональное равновесие контакта и заставит малыша проявлять беспокойство. Вскоре ребенок начнет связывать между собой голос и состояние матери со своими внутренними ощущениями и реагировать на окружающую действительность через ощущения самого близкого к нему человека. Сейчас главное – не напугать младенца и позволить ему испытывать только положительные эмоции.

Третий страх – «мама, не уходи»

Можно заметить, что ребенок, который некоторое время не видит маму и не слышит ее голоса, начинает проявлять беспокойство. Это один из основных страхов маленьких детей – остаться без мамы.

Сформулировать, конечно, малыш это не может, но по всему его поведению становится понятно, что ему сейчас же нужно видеть маму. Кроме того, маленькие дети не очень любят оказываться вне стен дома на долгое время. Поэтому с младенцами длительные поездки и путешествия просто не рекомендуются. Ребенок становится раздражительным, плохо спит и иногда даже отказывается от пищи.

После полугода у детей, которые перенесли какую-то травму или заболевание, может возникнуть страх перед этими неприятностями. Опять же, рядом с мамой проблемы не страшны, а что делать, когда мама уходит на работу, а дома остается бабушка, которая, иной раз, просто не знает, что делать с ребенком, бьющимся в приступе астмы или захлебывающимся кашлем. Конечно же, малыш понимает, что помочь может только мама и теперь каждый момент ее отсутствия, ребенка будет преследовать страх.

Нужно заметить, что этот страх сопровождает ребенка еще долгое время. Некоторые дети, вплоть до школы, продолжают нервничать и расстраиваться в случае, если мама пропадает надолго из поля их зрения.

Совет: Постарайтесь все свободное время проводить с ребенком, обнимайте его, целуйте и рассказывайте о том, как вы его любите. Не оставляйте его надолго с родственниками, а тем более, одного. Это очень травмирует малыша и горе его от того, что мамы нет рядом, словами описать просто невозможно.

Четвертый страх – чужие люди и незнакомая обстановка

В этом возрасте малыши воспринимают чужих людей только в присутствии родителей. Если никого из «защитников» нет рядом, ребенок пугается чужих лиц и голосов. Отправляясь в гости к родственникам или друзьям в чужой дом, постарайтесь, чтобы ваш ребенок не терял вас из поля зрения. Новые люди, незнакомая обстановка и масса не знакомых голосов могут надолго травмировать психику малыша. Это грозит нарушением режима питания и сна, а как следствие – бесконечные бессонные ночи и истерики.

Совет: Ребенка нужно приучать к общению с раннего возраста. Старайтесь не ходить в гости на долгое время. Тогда ребенок не успеет сильно испугаться чужих людей. Пусть гости приходят к вам. И желательно, чтобы это была не большая компания, а семейные люди с такими же детишками. Обычно дети положительно реагируют на появление своих сверстников. А привыкнув к тому, что чужие люди могут быть хорошими и интересными, ребенок перестанет бояться.

Пятый страх – было больно, а потому теперь страшно

Страх перед болью. Начинающий учиться активно двигаться малыш падает, набивает себе синяки и шишки. Это, конечно же, больно и неприятно, и именно поэтому, многие дети, сделав первые шаги и упав, еще долгое время после этого отказываются предпринимать следующие попытки к вертикальному передвижению.

Совет: В первый год жизни родители должны находиться рядом с ребенком, практически, неотлучно. Это позволит избежать лишних падений и ушибов. А в случае, если ребенок уже упал, стоит успокоить малыша и поставить его на ножки снова, взяв при этом за ручку. Этим вы покажете, что будете всегда рядом и в следующий раз у него получится лучше.

Шестой страх – провинность и наказание

Страх наказания. Обычно этот страх зарождается намного позже, когда ребенок уже сможет самостоятельно передвигаться и исследовать окружающий мир. Но те дети, которые имеют старших братьев или сестер, видят, как родители наказывают их за непослушание. Слезы и обиды старшего очень трогают и расстраивают младшенького. Он понимает, что на месте братика может оказаться и он сам. Именно это и пугает ребенка.

Совет: Не наказывайте старших детей перед младшими. Отведите взрослого ребенка в другую комнату и объясните, что именно он сделал не так. Маленький братик или сестричка никогда не должны видеть унижение старшего.

Заключение

В заключении нужно сказать, что психологическое состояние ребенка в будущем напрямую зависит от того, насколько спокойным и эмоционально стабильным был первый год его жизни. От того, как родители будут внимательны к своему ребенку, на каком уровне будет установлен контакт с малышом, зависит его дальнейшее развитие и становление, как личности.