Когда приучать ребенка есть ложкой самостоятельно комаровский. Выключаем телефон и телевизор

Как найти подход к детям разного возраста? Как выбор детской посуды влияет на обучение? И каких ошибок не стоит допускать членам семьи, когда малыш уже начал сам есть ложкой.

Обучаем детей от 6 месяцев до 1,5 лет

В возрасте 6 месяцев ребенок уже сидит и полностью готов к прикорму. Когда карапуз пробует разные блюда, предлагайте ему подержать ложку. И если он проявляет к ней интерес, то это означает - пора. Можно смело начинать практические занятия. Вот несколько правил, как научить ребенка есть ложкой с раннего возраста.

Чем позже начать приобщать детей к самостоятельности в еде, тем сложнее их заинтересовать. Поэтому лучше запастись терпением и начинать как можно раньше.

Обучаем детей от 1,5 до 3 лет

К такому возрасту родители уже не знакомят малыша с тарелкой и приборами, а целенаправленно прививают самостоятельность. Поэтому всем членам семьи необходимо договориться о том, что ребенок теперь будет есть исключительно сам. А родителям, бабушкам и дедушкам стоит постараться поддержать интерес чада.

Понаблюдайте, в какой руке карапуз держит столовые приборы. Если перекладывает то в одну, то в другую, предлагайте брать в правую руку. Если же чаще всего ложка или вилка оказываются в левой, не переучивайте - возможно, в вашей семье будет левша.

Главное о посуде

На вопрос - как научить ребенка кушать самостоятельно - даже и половина мам не ответит, что важно правильно подобрать детскую посуду. А зря. Если кроху не заинтересовала тарелка, столовые приборы, или они для него некомфортны, то большего, чем слез и капризов мы не добьемся.

Ложка

Ложка малыша должна быть легкой, удобной, небольшой и, главное, безопасной. Для самых маленьких подойдет пластмассовая, латексная или силиконовая. Так ребенок не поранит себе десна. Хорошо, когда у прибора изогнута ручка - анатомическая ложка. Крохе удобно держать и доносить ее до рта. Силиконовые ложки для обучения кормлению позволяют гнуть ручку и регулировать форму прибора. Про особенности использования других ложек читайте ниже.

  • Кофейная или чайная. Рассчитана для старшего возраста (от 1 года), когда малыш уже не испугается ударов металлического прибора об пол, посуду, стол.
  • Серебряная. Не менее актуальной считается серебряная ложка (традиционный подарок на крестины), так как обладает противомикробным действием. Защищает от возникновения стоматита и кишечных инфекций. Также серебро не окисляется, поэтому не искажает вкус еды.
  • Керамическая. Такие приборы не весьма удобны для детей, особенно в возрасте до 1,5 лет. Керамика тяжелая и легко бьется. К тому же, если на ложке появился скол, для ребенка это небезопасно.


Вилка

С 1,5 лет можно знакомить ребенка с вилкой. Начинать лучше с прибора с закругленными краями по форме ложки с тупыми зубцами. Изготавливают ее из пищевого пластика. Изогнутая форма ручки поможет малышу научиться правильно ее держать. С 2 лет можно предложить карапузу металлическую вилку с пластмассовой или силиконовой ручкой. К 3 годам дети могут управляться и со взрослой столовой вилкой. В целях безопасности не стоит оставлять ребенка без присмотра.

Тарелка и чашка

  • Тарелка. Должна быть легкой и глубокой, с высокими бортиками, чтобы еда не высыпалась. Чаще всего это тарелки из пищевого пластика. Такие гаджеты, как тарелка на присоске или с подогревом, значительно сэкономит время и нервы маме.
  • Чашка. Идеальный вариант - с двумя ручками по бокам и крышкой в виде поильника. Либо с толстой гнущейся трубочкой. С 1,5-2 лет можно использовать и обычные фарфоровые чашки на 150-200 мл.

Цвет посуды и рисунки на ней могут повысить интерес крохи к еде. Красочные зверушки или герои из сказок сосредотачивают внимание ребенка, что немаловажно для маленьких непосед.

Качество посуды

  • Сертифицированный товар. На посуде ребенка лучше не экономить, поскольку на кону его здоровье. Предпочтительно выбирать продукцию известных производителей и покупать в аптеке или в специализированных магазинах.
  • Не берите посуду без упаковки. Вы можете упустить важные детали: инструкцию по использованию, способы чистки и предостережения в эксплуатации.
  • Материал. Пластиковая посуда имеет свою маркировку по составу материала. Если таких обозначений нет - вы покупаете кота в мешке. Наиболее безопасный - пищевой пластик. Чашку лучше брать из полипропиллена.
  • Аллергия на красители. Чтобы избежать аллергических реакций у ребенка, узнайте у продавца или прочитайте в сертификате о фиксации красителей. Она должна быть прочной. Дешевые подделки насыщают стиролом и полистиролом. Для ребенка это яд замедленного действия.

Чего не нужно делать: 3 типичных ошибки

Так как научить ребенка кушать ложкой дело нелегкое, требует времени и терпения родителей, многие, не зная того сами, допускают ряд типичных ошибок. Они тормозят процесс обучения.

  1. Не заставляйте есть. Капризы и неохотное поедание пищи может сообщить о болезни, прорезывании зубов. Либо же ребенок уже наелся или ему не нравится какое-то конкретное блюдо.
  2. Не торопите. Позвольте крохе тратить на еду столько времени, сколько он пожелает. Конечно, он делает это медленно, но для него это игра, изучение окружающего мира. Тем более у него еще совсем мало навыков.
  3. Не оставляйте одного. Во-первых, это опасно, ребенок может подавиться, а рядом никого не окажется. Во-вторых, он может просто испугаться пролитого на себя пюре или расплакаться из-за упавшей ложки. Да и к тому же сидеть длительное время без мамы может быть скучно и неинтересно.

И один из самых важных моментов - не сравнивайте вашего карапуза с другими детьми. Если сын вашей соседки давно уже ест вилкой, а у вас все еще не получается приучить ребенка есть самостоятельно ложкой - не переживайте. Каждый малыш - индивидуальность, и он не должен укладываться в какие-то сроки.

Распечатать

Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам - это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.

Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?

Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…

1,2 ребёнку

Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.

Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?

Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.

Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.

Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.

Что можно сделать?

  1. Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
  2. Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
  3. Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
  4. Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
    Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант.
  5. Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
  6. Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.

Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:

После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.

Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.

Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.

Людмила Шарова.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма

Принимаясь за воспитание ребенка, родители должны учесть массу нюансов. В том числе и возможность его питаться самостоятельно. В некоторых случаях родители не испытывают с этим трудностей. Но иногда дети наотрез отказываются приучаться к самостоятельности за столом.

В данной статье мы постараемся максимально полно ответить на вопросы, касающиеся того, как научить ребенка есть и пить самостоятельно.

Для чего необходимо приучать ребенка кушать самостоятельно

Для взрослых этот процесс вполне естественный, и трудностей не вызывает абсолютно. Но для малыша, познающего новый для него мир, это одна из наиболее сложных задач. Многие молодые мамочки удивляются, почему малыш должен уметь кушать самостоятельно. Не лучше ли подождать более сознательного возраста?

Лучше если у ребенка будет собственный набор специальной детской посуды.

Нет, не стоит откладывать обучение этой процедуре. И на то имеются следующие причины:

  • При регулярном пользовании ложкой лучше развивается мелкая моторика пальцев;
  • Употребляя пищу без посторонней помощи, ребенок приучается к самостоятельности;
  • Если у него будет свой набор посуды, то он с малых лет будет приучаться к ответственности за свою собственность;
  • Потребление пищи самостоятельно – это естественный процесс, как в физиологическом, так и психологическом смысле. И без него обойтись нельзя.

Относительно возраста, с которого необходимо приучать малыша к самостоятельному приему пищи, мнения неоднозначные. Для некоторых детей норма в 1,5 года смело орудовать вилкой, а для других – это непосильная задача.

Чтобы не упустить благоприятный для приучения ребенка к самостоятельному приему пищи период, важно тщательно следить за ним. Заинтересованность взрослой едой, выдергивание из рук мамы или папы столовых приборов и использование их, подражая взрослым – именно это яркие признаки наступления такого периода. Чаще всего происходит это в 9-10 месяцев, но может и раньше.

Не следует делать ошибок, полагая, что для малыша будет лучше, если вы накормите его. Сделать его самостоятельным в дальнейшем вам будет в разы сложнее. Конечно, в этом случае будет сэкономлено время, пол и стол на кухне будут чистыми. Но подумайте, стоят ли такие маленькие победы дальнейших проблем!

С чего нужно начинать при обучении ребенка к самостоятельности за столом

Абсолютных догм, которым нужно следовать неукоснительно в процессе приучения ребенка к самостоятельности за столом, просто не существует. Простейшей причиной является то, что каждый малыш – это индивидуальность.

Но все же следует придерживаться общих принципов обучения, позволяющих добиться успехов:

  1. Решение о приучении ребенка к самостоятельности должно быть принято всей семьей. Часто возникают ситуации, когда все старания мамы идут насмарку из-за сердобольности бабушки, которая кормит малыша с ложечки;
  2. Приступать к кормлению стоит в определенное время, что будет способствовать выработке режима питания;
  3. Закреплять успехи по самостоятельному питанию нужно ежедневно;
  4. При недомоганиях у крохи, например, при прорезывании зубов , стоит отложить эту процедуру на другое время;
  5. Приучение к ложке, вилке и кружке должно быть последовательным;
  6. Обязательно подавайте свой личный пример;
  7. Трапезы по возможности должны быть совместными. Ведь младший член семьи старается повторять все за взрослыми;
  8. Осваивание столовых приборов малышом будут более успешными, когда он голоден;
  9. Процесс обучения должен быть похож на игру, чтобы ребенок не утомлялся;
  10. Начинать приучение к самостоятельности следует с любимых блюд крохи;
  11. Если в процессе обучения ребенок устает, а на тарелке осталась еда, то докормите его сами. В дальнейшем доза самостоятельно съеденной пищи будет увеличиваться;
  12. Обязательно хвалите малыша даже за малейшее достижение. Ведь он очень сильно старался!
  13. Будьте готовы к нарушению чистоты на кухне, никогда не ругайтесь за это;
  14. Если он наотрез отказывается от приема пищи самостоятельно, то не настаивайте на этом. Лучше отложите занятия на потом. В противном случае у ребенка сложится негативное отношение к еде;
  15. Для обучения приобретите специальную детскую посуду и по возможности мебель.

Как научить ребенка есть без посторонней помощи

Чтобы добиться этого, у родителей должен быть очень хорошо развит навык переговорщиков. Ведь тут придется не только показать свой личный пример, но еще и донести до ребенка, как это делается правильно.

1) Что такое прорезыватель для зубов и как его правильно использовать? Этому вопросу мы посвятили целую статью.
2) Как стоит воспитывать в малыше положительные качества .

Приучаем к самостоятельному пользованию ложкой

Начинать нужно в «четыре руки». В начале кормления давайте малышу в руку ложку, а второй просто кормите его. При этом неважно, что он делает своей ложкой. Главное, чтобы она вызывала у него интерес. Позднее, когда движения малыша становятся более целенаправленными, необходимо учить малыша попадать в цель – ротик.

Первым делом нужно научить малыша пользоваться ложкой, а потом уже переходить к другим столовым предметам.

Ребенок в таком возрасте еще плохо ориентируется в строении своего тела. Поэтому вместо рта он может попадать в подбородок, нос и даже уши. К тому же вы столкнетесь с еще одной проблемой, связанной с отсутствием координации движений.

Всем мамам знакома ситуация, когда ложка ко рту поднесена, а тот еще не открыт. В этом случае нужно немного подождать. Также нужно учитывать, что ребенку длину ложки еще трудно учитывать. Поэтому обязательно покажите, как это делается, на своем примере. А потом помогите ему повторить ваши движения.

При обучении навыкам самостоятельного приема пищи лучше использовать густую еду – картофельное пюре или кашу. Суп у крохи просто будет расплескиваться из ложки.

Со временем карапуз уже начнет сам орудовать ложкой. Но для оттачивания мастерства потребуется время. Поэтому будьте готовы, что и научившись орудовать ложкой, он может пролить суп или уронить макароны на пол.

Учим ребенка самостоятельному пользованию вилкой

Принцип обучения тут такой же самый, как и с ложкой. Вы на собственном примере должны показывать, как держать вилку, накалывать еду на нее. Это исключит ранения малыша в процессе приема пищи. Повторяйте всю процедуру вместе с ребенком, ведите его руку, объясняя попутно каждый этап.

Обучение пользованию вилкой осуществляют чаще всего после того, как ребенок уже уверенно пользуется ложкой. Но тут все зависит от желаний самого ребенка. Иногда дети сначала приучаются именно к вилке.

1) Рассмотрим основные детские фобии и методы, которые помогут их побороть.
2) Как определить размер обуви ребенка перед ее покупкой узнайте из этой статьи .

Учимся самостоятельно держать кружку

Некоторые дети сходу начинают пить из стаканов, пародируя своих родителей. При этом они могут некоторую часть жидкости пролить на себя, но в данной ситуации это не главное, ведь ребенок сделал первый шаг к самостоятельности. Для обучения малыша азам самостоятельного употребления жидкостей лучше приобрести специальные чашки-непроливайки.

При обучении ребенка следует прислушиваться к следующим рекомендациям:

  • Следует начинать уже с того периода, когда новорожденный начинает интересоваться предметами. Начинается это примерно в пять-шесть месяцев. Просто дайте ребенку непроливайку для знакомства;
  • Если он проявляет активный интерес к этому предмету, покажите ему, как пить из чашки, делая небольшие глотки. У вас обязательно должна быть своя чашка;
  • При обучении малыша пользованию чашкой-непроливайкой налейте в нее напитка не более одной трети. Придерживая ее за дно, дайте ребенку глотнуть и прочувствовать вкус. Если он заинтересовался процессом, то можно продолжать. В противном случае лучше немного подождать;
  • В процессе кормления у ребенка обязательно должна быть под рукой его чашка-непроливайка с жидкостью внутри;
  • Недопитый напиток не нужно переливать в бутылочку. Просто помогите ему допить его.

Со временем красивый предмет будет привлекать малыша. Он будет уже сам пользоваться поильником, в который еще и налито вкусное питье!

Приучение ребенка к самостоятельному приему пищи – это один из наиболее важных этапов его развития и воспитания. В дальнейшем ваши труды позволят малышу быстрее пройти другие этапы взросления. Кроме того, ребенок будет осознавать, что он уже полноценный член семьи.

Малыши в возрасте 10–12 месяцев становятся более активными и любознательными, с удовольствием осваивают новые навыки и стремятся делать все самостоятельно, без помощи мамы или папы. Этот период, по мнению детских психологов, идеально подходит, чтобы научить ребенка пользоваться столовыми приборами. Сначала каша будет везде: на столике, полу и даже стенах, но со временем юный ученик сможет приручить строптивую ложку и порадует маму своими успехами.

Набор первооткрывателя

Ручки у малышей маленькие и слабые, поэтому они не способны долго удерживать железные столовые приборы. Лучше начать с легких пластиковых ложечек и вилочек ярких оттенков, которые заинтересуют ребенка и сделают процесс кормления веселее. Дополнить набор первооткрывателя маленькой удобной чашкой и красивой тарелкой, разрисованной бабочками, цветами, животными или машинками. Малыш обязательно захочет съесть всю кашу, ведь под вкусным и полезным слоем спрятался симпатичный котенок или любимый персонаж из мультсериала о свинках.

Покупать следует прорезиненную неглубокую ложку, в которую помещается всего 5–10 г пюре, и вилку с закругленными тупыми кончиками. Дети часто размахивают столовыми приборами и используют их не по назначению, рискуя пораниться или выколоть себе глаз. Аксессуары, предназначенные для кормления малышей, не только удобные и яркие, но и безопасные.

7 способов развить у ребенка внимательность

Семейные обеды

Дети копируют родителей: привычки, слова, движения. Малыш быстрее научится кушать самостоятельно, если садиться за стол всей семьей. Ставить перед ним тарелку и чашку, класть рядом ложку или вилку, чтобы было все, как у папы или мамы.

Родителям советуют комментировать и объяснять свои действия. Например: «Мама взяла ложку, чтобы кушать супчик. У тебя тоже такая есть. Давай, возьми ее в ручку и попробуй самостоятельно съесть немного каши, чтобы вырасти большим, как папа».

Обязательно подключать к процессу всех присутствующих за столом. Можно предложить ребенку зачерпнуть немного пюре из маминой тарелки или покормить своей кашей папу. Пускай малыш испачкает стол и донесет до рта только десятую часть, но он попробовал, поэтому молодец.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

как отучить ребенка от ночного кормления

Терпение и спокойствие

Крики и шлепки не заставят малыша держать ложку крепче или не рассыпать кашу. Хорошие результаты дает похвала и терпение, когда мама не ругает за ненароком пролитый суп и радуется, что ребенку удалось самостоятельно съесть кусочек омлета.

Чтобы малыш быстрее освоил столовые приборы, нельзя никогда:

  • Торопить и подгонять его, ведь скоро идти на прогулку или ехать в гости.
  • Заставлять кушать только правой или левой рукой. Пускай самостоятельно выбирает, с какой стороны удобнее подносить ложку ко рту. Не страшно, если вечером он работал правой, а утром решил взять прибор левой рукой. Со временем малыш определится и сделает окончательный выбор.
  • Ругать или шлепать по попе, когда еда из ложки падает на стол или недавно вымытый пол. У детей не такие точные движения, как у взрослых. Малыш действительно старается не пачкать одежду и скатерть, но у него не всегда получается.
  • Называть ребенка плохим, когда он кушает мало или без охоты. Родители формируют у крохи комплексы, которые со временем приведут к ожирению или проблемам с лишним весом.
  • Нужно в обязательно порядке провести воспитательные беседы со всеми бабушками и дедушками, объяснить, как кормить ребенка, и что делать нельзя. Если дома мама не разрешает окунать в суп руки, то и в гостях такое поведение недопустимо.

    как приучить ребенка спать в своей кроватке

    Руководить и подсказывать

    Чтобы научить ребенка обращаться с ложкой, следует подарить ему лопаточку. Обычную пластиковую, которая будет помещаться в детской ладошке. Пускай он загружает песок в машинку или ведерко, кормит им плюшевого медведя. Благодаря играм ребенок учится правильно держать лопаточку, чтобы было удобно, и зачерпывать землю.

    Ложка чуть меньше пластиковой игрушки, но имеет похожую форму. Юным исследователям песочницы проще держать столовый прибор и набирать кашку из тарелки. Конечно, маме придется показать основы:

    • какие пальчики куда положить;
    • как должна двигаться рука, чтобы каша попадала в рот, а не в нос или ухо;
    • с какой силой сжимать ручку;
    • как зачерпывать пюре.

    Малыша, который только знакомится со столовыми приборами, нужно поправлять. Держать вместе с ним ложку и подносить ее ко рту. Вытирать со щек остатки пюре. Давать передохнуть и набраться сил, когда он устанет кушать или поднимать тяжелый столовый прибор.

    Иногда маме хочется накормить ребенка самой, ведь так быстрее и проще. Да, взрослые могут запихнуть в малыша кашу за считанные минуты, но тогда кроха так и не научится самостоятельно обслуживать себя за столом.

    как приучить ребенка к горшку

    Стены, перепачканные кашей. Лужи из брокколи на полу. Стопки маечек и штанишек, которые нужно отстирывать от супа. Как маме не сойти с ума и не потерять самообладание? Заранее готовится к кормлению ребенка.

  • Постелить на пол клеенку или положить несколько газет.
  • Если в доме тепло, раздеть малыша до памперсов или полностью. Отмыть кроху от каши намного проще, чем вывести пятна сока или кабачкового пюре.
  • Малыш пачкает волосы? Спасет чепчик, который не обязательно тщательно выстирывать. Достаточно смести остатки еды, а потом сполоснуть под краном.
  • Покупать тарелки на присосках. Малыш не сможет сдвинуть миску с места, ему будет удобнее черпать суп, значит, меньше еды окажется на полу.
  • Не позволять ребенку разгуливать по квартире с ложкой или тарелкой. Кушать нужно только на кухне, сидя за столом, как родители. Захотел пойти в зал? Поставил миску, положил ложку, сполоснул руки и лицо, а потом отправился по своим делам.
  • Никаких мультиков. Кроха должен сконцентрироваться на ложке. Сначала кушать, а потом смотреть телевизор или играть машинками.
  • Ребенок может упираться и устраивать сцены, пытаться манипулировать родителями, но важно не поддаваться. Отказывается от еды, пока не включат мультфильмы? Ничего, проголодается и сам попросит каши. Берет суп руками и размазывает по лицу? Ребенок сыт и начинает баловаться. Нужно забрать тарелку, умыть и отправить играть.

    Малыши учатся кушать самостоятельно неделями и месяцами. Не нужно торопить. Пускай экспериментируют, пробуют, ошибаются. Задача мамы – стоять рядом и помогать. Направлять и подсказывать, хвалить и радоваться маленьким успехам. Когда ребенок почувствует, что его поддерживают и любят, он обязательно сделает все правильно и научится кушать самостоятельно быстрее сверстников.

    Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

    Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

    Выбираем правильные столовые приборы

    Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

    1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
    2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
    3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
    4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

    Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

    1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
    2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
    3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
    4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

    Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

    Типичные ошибки родителей

    «Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

    Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

    Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

    1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
    2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
    3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
    4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
    5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
    6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
    7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

    Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

    Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

    1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
    2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
    3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
    4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
    5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
    6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
    7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
    8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
    9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
    10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

    Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.