Международный день защиты детей 20 ноября. Всемирный день ребенка

Именно от детей, их образования и уровня культуры зависит будущее любой страны, потому этому необходимо уделять как можно больше внимания. Данный факт прекрасно понимали в ООН, когда решили учредить новый праздник, посвященный несовершеннолетним членам общества. Этот день служит для привлечения внимания к проблемам детей и совершенствованию законов, которые их касаются. Отмечают данный праздник двадцатого ноября, когда родителям всего мира стоит задуматься о том, какое будущее ждет их отпрысков.

История праздника

Дата была выбрана потому, что Генеральная Ассамблея ООН именно в этот день в 1954 году приняла Декларацию прав ребенка. В документе было десять основных принципов, а его основной целью была, как утверждали создатели, возможность обеспечить детям достойное детство. Тридцать лет спустя была принята Конвенция о правах ребенка, содержащая несколько основных постулатов, позволяющих гарантировать несовершеннолетним гражданам хорошие жизненные условия. Документ встретил поддержку и в нашей стране.

Детский фонд ООН ведет обширную работу по всем аспектам детского здоровья - от предродового периода вплоть до юности. Фонд принимает меры по обеспечению беременным женщинам доступа к надлежащему медицинскому наблюдению до и во время родов, укреплению возможности для семей справляться с детскими болезнями в домашних условиях, консультирует общины по вопросам обеспечения максимального уровня здравоохранения. Детский фонд прилагает особые усилия, добиваясь, чтобы дети, потерявшие родителей из-за ВИЧ/СПИДа, получали такой же уход, как и их ровесники. Он также помогает обеспечить достойную жизнь женщинам и детям, больным СПИДом.

Его ратифицировал еще Советский Союз в 1990 году. В 2000 году была подписана Декларация тысячелетия, содержавшая восемь целей – сокращение нищеты, прекращение распространения заболеваний и прочее. Большое значение этот документ имеет и для детей. За соблюдением прав несовершеннолетних граждан следит ЮНИСЕФ – организация, работающая в 191 стране мира.

Основные документы, в которых записаны права ребенка: Декларация прав ребёнка принята Генеральной ассамблеей ООН (г.) Конвенция о правах ребенка принята Генеральной ассамблеей ООН (г.) в нашей стране вступила в силу г. Конституция РФ (Глава 2 Права и свободы человека и гражданина принята г.) Семейный кодекс РФ (принят г.) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".


Право – это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством. Слово право имеет общий корень с такими словами, как правило, правда, справедливость. Первоначально понятия хорошо – плохо, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь. Подтверждением тому является библейские заповеди. Первая из этих заповедей – Не убий! Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.


Международные документы о правах детей: Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации. Всего их десять. Во Всеобщей декларации прав человека записано, что главное право каждого человека – право на жизнь. Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.


Конституция Российской Федерации – основной Закон нашей страны. Основные права, можно квалифицировать на: * личные (право на жизнь); * политические (право на свободу слова, совести); * гражданские (избирательное право); * социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию); * культурные (право на свою национальную культуру, язык).





Кроме Конституции РФ, права ребенка-ученика закреплены в других законах: Федеральном законе Об образовании Законе Об основных гарантиях прав ребенка в РФ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Законе Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области» Уставе ОУ


Жизнь человека начинается в семье. Если в семье царит мир и согласие, человек чувствует себя уверенно и спокойно. В Российской Федерации семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни. Семейные отношения регулируются в нашей стране семейным законодательством. « Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) »,-3акон РФ от ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации »).



* на получение фамилии, имени, отчества; * жить и воспитываться в семье; * знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также на заботу со стороны своих родителей, на воспитание ими и всестороннее развитие; * на общение с родителями и другими родственниками (в случае расторжения брака между родителями, раздельного проживания родителей, нахождения в лечебном учреждении, в случае задержания, ареста, заключения под стражу); * на защиту и восстановление своих законных прав и интересов; * на выражение своего мнения при решении любого вопроса в семье; * на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; * владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании; * на жилье и защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей); * право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования. Ребенок в семье имеет право:












С какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения? Законом этот возраст не ограничен. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любых вопросов, затрагивающих его интересы. По вопросам, затрагивающим интересы ребенка, обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства. При достижении ребенком 10 лет, учет его мнения в разрешении спора является обязательным и только с согласия ребенка этого возраста возможно: * изменение его имени, фамилии; * восстановление прав родителя, который был лишен родительских прав; * усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка; * передача его на воспитание в приемную семью (ст. 57 СК РФ).


Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка? Защиту прав и законных интересов ребенка осуществляют родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд. При нарушении прав и законных интересов ребенка родителями, ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, а при достижении 14 лет самостоятельно в суд. Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст.56 СК РФ).


Имеют ли право родители причинить вред здоровью детей? Нет, не имеют. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ч.1 ст.65 СК РФ).


Какие права и обязанности по воспитанию и образованию детей имеют родители? Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (ч.1 ст.61 СК РФ). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (ст.63 СК РФ).


Международные организации по защите прав личности: Комитет по правам ребенка, ООН, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Европейский союз, Евразийское Экономическое Сообщество, ОБСЕ, Совет Европы, Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.


Российские организации по защите прав человека (детей): Российский детский фонд, Детская общественная приемная при Министерстве образования РФ, Центр развития демократии и прав человека, Независимые российские общественные организации по защите прав детей, Городские общественные организации по защите прав женщин и детей, Молодежная Школа прав человека и правовой культуры, Центр развития демократии и прав человека, Институт прав человека, Молодежное правозащитное движение, Межрегиональная Ассоциация "За гражданское образование", Фонд защиты гласности, Российские правозащитные сети, Союз комитетов солдатских матерей, Гуманитарно-политологические Центры, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)


Каждый должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав, недопустимо нарушение прав других людей. Какой мерой хочешь, чтобы тебя мерили, такой и ты мерь, и как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай – так представляли себе взаимосвязь прав и обязанностей библейские мудрецы



Все дети имеют равные права, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей. * право учиться, воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях; * право на имя и принадлежность к стране; * право на защиту, хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание; * право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны государства, если родственники не могут помочь; * право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, они не обязаны делать работу, которая затрудняет их развитие как физически, так и умственно

Сценарий
классного часа

Цель.
Познакомить учащихся с традициями праздника.
Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей.
2. Способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Оборудование.

1. Презентация.
2. Фонограммы песен.
3. Плакаты.

Цитаты.
1.«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя» А. Шопенгауэр.
2. «Детство - когда все удивительно и ничто не вызывает удивления»
А. Ривароль.
3. «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»
А. Чехов.

Сценарий.

I . Приветствие.
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!
Наталья Майданик

- Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal Children"s Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

20 ноября – это еще Международный
день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт ). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, пре­ступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

II . Права детей.

1. Игра «Право на имя».

Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие игры.
Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися ). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

- А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися ).

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав» . (Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок )

1. Право на жизнь («Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Составьте слово.

(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)

Составьте слово:

Нокевниця - Конвенция

гоусардтсов - Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

5. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные фрагменты песен)

Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право воспитываться в семье).
- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

III . Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвеча ют (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?

Ученики . Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Ведущий: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики высказывают свое мнение.


Заключение.

- Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ - наши дети.
"-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.
- И даже за сто тысяч миллионов крон!
- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.
- Конечно, - сказала мама и обняла его ещё раз.
Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, - какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?" (Малыш и Карлсон).

Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!

Защита прав человека гарантирована государством. Существуют законодательные нормы, относящиеся к обеспечению благоприятного развития ребёнка и становления личности. От уровня его образования и моральных качеств зависит процветание общества. Обратить внимание на несовершеннолетних членов социума призывает международный праздник.

Когда отмечают

Всемирный день ребенка справляют 20 ноября во многих развитых странах. Событие учреждено Резолюцией № 836 (IX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (ООН) в1954 году. Дата не является общегосударственным выходным в России, однако связанные с ней акции поддерживаются властями.

Кто празднует

К торжествам по случаю Международного дня ребенка имеют отношение все дети. В мероприятиях принимают участие их родители, родственники, близкие люди. Праздник считают своим учителя, воспитатели, правозащитные и благотворительные организации соответствующей специализации. Он отмечается всеми, кто по профилю своей деятельности связан с педагогикой.

История и традиции праздника

Событие берёт начало в 1954 году. 14 декабря прошло заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Итогом стало принятие документа, рекомендовавшего странам мира учредить подобный праздник с 1956 года. Позднее Организация решила проводить мероприятия 20 ноября. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена к подписанию «Декларации прав ребёнка» в 1959 году.

Событие знаменуется многочисленными акциями, направляющими внимание на защиту прав несовершеннолетних. На Западе проходят демонстрации и флешмобы (коллективные действия по заранее определённому сценарию). Поднимается вопрос о целесообразности абортов. В дискуссиях обсуждается моральная сторона подобных операций. Приверженцы запрета прерывания беременности идут по улицам с лозунгами и плакатами. Они выдвигают требования на законодательном уровне запретить медицинскую процедуру.

Благотворительные фонды проводят сбор денег, вещей, учебников для детских домов и малоимущих семей. Общественные организации устраивают просветительские занятия в различных учреждениях, в том числе школах. Слушателям рассказывают о базовых правах несовершеннолетних. Описываются механизмы противодействия и предупреждения нарушений законодательства.

Всемирный день ребенка 2019 ознаменовывается акциями в крупных городах. В их ходе раздаются листовки, памятки. Поднимаются вопросы голода и бедности. Говорится о масштабах проблем и способах их преодоления. Известные деятели культуры, искусств, звёзды шоу-бизнеса записывают видеоролики. В них призывают людей заботливо и внимательно относиться к детям, не быть безразличными к трудностям, с которыми они сталкиваются.

В преддверии Всемирного дня помощи детям устраиваются семинары, конференции, лекции. Почётные грамоты, премии, ценные подарки вручаются правозащитникам, общественным деятелям, педагогам за выдающиеся достижения. Многие семьи поддерживают традицию поздравлений в адрес своих чад. Средства массовой информации публикуют сюжеты о проходящих мероприятиях. Транслируются программы, посвящённые вопросам воспитания. Сюжеты рассказывают истории о жизни воспитанников детских домов. Их усыновители становятся героями интервью.

В России более широко отмечается , установленный 1 июня. Чиновники высшего ранга обычно упоминают в выступлениях о памятной дате. Органы власти устраивают спортивные соревнования, выставки фотографий, поделок, рисунков. Учреждения культуры проводят выступления творческих коллективов с песенными и танцевальными номерами.

Уважайте... чистое, ясное, непорочное святое детство!

Януш Корчак

Календарный год вмещает в себя много праздничных дней и дат, посвященных какому-либо событию. Конечно, в каждой отдельной стране будут свои праздничные даты, соответствующие своим национальным предпочтениям, но есть даты, празднуемые всем миром, т.е. международные. Такие дни созданы не только для хорошего настроения, но также и для того, чтобы обратить внимание на проблемы того или иного характера, - поясняет библиотекарь абонемента художественной литературы Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галина Фортыгина,


Есть в календаре несколько дней, которые отведены маленьким жителям планеты – детям. Конечно же, все сразу вспомнят Международный день защиты детей (International Children"s Day), отмечаемый 1 июня. Но существует ещё одна дата, посвящённая детям – 20 ноября – Всемирный день ребёнка (Universal Children"s Day). Именно в этот день в 1959 году в ООН была принята Декларация прав ребёнка. А ещё через 30 лет, в 1989 году, также 20 ноября была принята Конвенция о правах ребёнка. Именно поэтому 20-е ноября считается днём, посвящённым всем детям мира.


Непосвящённому человеку трудно представить себе, что такое Декларация и Конвенция, кроме того, что это какие-то важные документы. Обращаясь к экспертным источникам можно узнать, что декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения. В то же время конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Так о чём же договорились государства?

Можно сказать, что вопрос о правах детей был принят к рассмотрению не так давно. 1945 год – год создания ООН, и одним из первых актов Генеральной Ассамблеи становится создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ – с англ. United Nations International Children"s Emergency Fund), который имеет решающую силу и в наше время.

1948 год – ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

1959 год 20 ноября – дата принятия ООН Декларации прав ребёнка. Главным положением определялось, что человечество обязано было давать ребёнку всё самое лучшее из того, что имеет. Декларация содержала 10 основных принципов, социальных и правовых, которые касались защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Всем, кто по роду деятельности участвовал, или мог участвовать, в жизни ребёнка (родители, опекуны, неправительственные организации, местные власти и правительства) было предложено признать, изложенные в декларации права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблюдения свобод и уважения их достоинства. Необходимо сказать, что этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.

1989 – спустя 30 лет возникла необходимость дополнить декларацию, т.к. за истекший период изменились многие представления и сложились новые понятия. Также возникла острая потребность в придании правам детей силы нормы договорного права, обязывающая государства, которые к ней присоединяются, нести юридическую ответственность за свои действия. Таким образом, была создана и принята конвенция о правах ребёнка.

Основополагающим принципом конвенции стало признание того, что отныне дети должны были обладать правами человека как отдельная личность, а не как придаток своих родителей или опекунов. Празднование Всемирного дня ребёнка введено в практику с 1956 года, в нём принимают участие все страны, являющиеся членами ООН.

Если рассматривать дату, приуроченную к Всемирному дню ребёнка, с точки зрения художественной литературы, то можно собрать приличную подборку книг, и это будут книги, так скажем, «о детях не для детей». Хотелось бы подобрать такие книги, в которых детская судьба прослеживается особенно. Исхожу из собственных предпочтений, из того, что прочитано лично и апробировано в душе. Сегодняшняя подборка книг создана именно для того, чтобы обратить внимание читателей на те проблемы, с которыми наши дети, дети наших знакомых, и совсем неизвестные нам дети, сталкиваются в своей жизни. Из всего прочитанного становится ясно, что все проблемы создают, в основном, сами взрослые, чаще всего близкие родственники детей, а порой те, кто имеет отношение к власти.


Это может быть обычное невнимание, когда взрослые считают, что детские проблемы слишком малы, чтобы попытаться разрешить их. Это может быть жестокость, когда взрослые, пользуясь своей властью, применяют силу к тому, кто не может ответить соответственно. Это ссоры родителей, которые решили развестись, и делят своих детей, будто мебель. А бывает так, что ребёнок от рождения не такой как все обычные дети, и тогда ему требуется внимания, любви и заботы больше. В таких случаях близкие родственники должны набраться терпения и сил. Но не всегда всё проблемы можно решить своими силами, и тогда требуется помощь извне. Когда говорят о чём-то отрицательном, то это понятно и нетрудно осудить. А когда речь идёт о любви – это прекрасно и не поддаётся сомнению. Главное, чтобы любовь не превратилась в подавляющее чувство, именуемое террором. Такая любовь у всех отнимает силы.

«Закон о детях» – роман 2014 года от Иэна Макьюэна – британского писателя, лауреата различных престижных литературных премий.


Очень напряжённый сюжет. В центре повествования миледи Фиона Мей – вершитель человеческих судеб на высшем уровне – судья Высокого суда. Ей по долгу службы часто приходится разрешать правовые споры в семейных делах. Обычные дела – тяжбы о местопребывании детей, о домах, о пенсиях, наследствах. Дела посложнее – отчаявшиеся или отчаянные родители, делящие детей, и эти дела потому сложные, что делить приходиться, а иногда и резать, по живому.

По-живому в буквальном смысле, как в деле о сиамских близнецах – двух мальчиках, сросшихся таким образом, что почти все жизненно важные органы сосредоточились в одном теле. Вопрос в том, что если оставить всё как есть, умрут оба, поэтому необходимо срочно отделить менее жизнеспособного младенца. Тогда один из них будет спасён. Но родителями оказались очень набожные католики, не соглашающиеся на такой исход дела. Для них жизнь важна была только в том смысле, что дана была Богом – единственным вершителем судеб, тем, кто даёт жизнь, и тем, кто её забирает.

Это дело судья разрешит по справедливости. Но жизнь не стоит на месте, появится другое дело. Дело пока ещё несовершеннолетнего Адама Генри, которому срочно требуется переливание крови, кажется, какие тут могут возникнуть проблемы, кроме медицинских, однако, они возникают. Дело в том, что родители Адама являются членами религиозной общины свидетелей Иеговы, вера которых категорически запрещает вливание чужой крови. Вполне естественно, что их единственный сын воспитан по тому же канону и отказывается от жизненно важной процедуры вполне осознанно. Но промедление смерти подобно, и поэтому больнице необходимо постановление суда, даже вопреки родительской воле.

Какое решение примет судья миледи Фиона Мей? Об этом – в книге.

«Радуга для друга » – автором повести является, сейчас уже 21-летний Михаил Самарский , но на пору написания книги ему было всего 13 лет. Этот факт делает книгу уникальной и необычной. Необычно и повествование, в книге рассказывается о слепом мальчике, который нуждается в помощи и сопровождении собаки-поводыря. Впрочем, повествование ведётся от имени именно этого персонажа – лабрадора Трисона.


Кроме всего этого интересна история создания этой книги. Как утверждает автор, всё началось со знакомства со слепым мальчиком, который сказал: «У нас мёртвые глаза, но живые сердца» . Этот случай подвёл Михаила к тому, что он решил на несколько дней примерить на себя положение слепого. Для этого он надел светонепроницаемую повязку и не снимал её все 72 часа. Этот эксперимент дался ему с трудом, но в итоге родилось понимание того, как сложно жить, не имея возможности видеть мир.

Итогом размышлений и раздумий и стала повесть «Радуга для друга ». Впервые книга была издана в издательстве "Сибирская благозвонница", в 2010 году и уже переиздавалась не один раз. Также книга переведена и в специальные форматы для слепых людей: рельефно-точечным шрифтом Брайля и в виде аудиокниги. Необходимо сказать, что Михаил Самарский является инициатором создания программы и фонда «Живые сердца», в рамках действия которого все неравнодушные люди помогают незрячим и слабовидящим. Главной формулой в деле помощи слепым людям стала такая фраза: «Помогая слепым, мы прозреваем сами!»

Книга рекомендована к прочтению с 12-летнего возраста, но, я думаю, её полезно будет прочитать не только детям, хотя бы для того, чтобы составить своё мнение о том, как мыслит сегодняшнее подрастающее поколение.

Следующая книга – абсолютный бестселлер, по мнению Нью-Йорк таймс, продержавшийся в списке таковых 250 недель – «Замок из стекла» (2005) от Джаннет Уоллс. Она создала свою книгу в жанре non-fiction. Повествование – вся правда о её детстве и семье.


Семья: мама + папа + четверо детей (одного забрал Бог, зато оставил других). Мама – очень творческий человек – картины, скульптуры, шелкография, всё в абстрактной манере. Да, а ещё она пишет: пьесы, романы, басни – без возможности опубликования. Папа – изобретатель и мечтатель, даритель звёзд, строитель хрустальных замков (читай воздушных). Постоянное место жительства – только не для этой семьи, они любители путешествовать. Работа – время от времени (зачем себя связывать обязательствами). Еда – только, когда есть работа. Школа – только на постоянном месте жительства. Медицинская помощь – только в крайних случаях, например при сильном ожоге. Безопасность – помоги себе сам. Свобода – сколько угодно. Детские игры, ну конечно, эти родители знают, что дать своим детям – азбука Морзе, стрельба из пистолета, правила выживания в пустыне, скорпионы, змеи, красивые камушки. Любовь – безграничная, хоть и странная.

В общем, всё у них не как у всех людей. Жизнь – приключение, жизнь – романтика, жизнь – ад.

Валерий Панюшкин и его книга «Отцы» (2013) – сказка и песня, буквально гимн отеческой любви, посвящённый своей дочке Варе.


Повествование ведётся в форме дневника, в котором буквально по дням следуют воспоминания о её детстве и, конечно, взрослении. Отец пишет, и, кажется, что сожалеет о том, что её детство закончилось, и она стала почти взрослой девушкой, у которой есть свои секреты, радости и горести.

Валерий Панюшкин – медийное лицо – журналист, радиоведущий, писатель, общественный деятель, отец четверых детей. Бессменный участник благотворительных программ, связанных с лечением детского рака, СПИДа. Пишет сценарии для благотворительного фонда «Подари жизнь». Принял участие в ежегодном российском образовательном форуме для женщин «SelfMamaForum», где выступил со своей статьёй о том «как родителям избежать выгорания».

«Похороните меня за плинтусом» (1995). Повесть Павла Санаева , которая не нуждается в представлении. Она уже давно экранизирована и по её сюжету есть несколько театральных постановок. Один из спектаклей идёт на сцене Челябинского академического театра драмы, и его название повторяет название книги.


Если говорить о сюжете книги, то это как раз тот случай, про который можно сказать, что любовь стала разрушающей силой. Любовь, на которую нельзя ответить взаимностью, пусть и даже к близкому человеку – бабушке. Бабушка – мощная личность, в своей семье она взяла на себя роль вершителя судеб – единственного и полновластного, противостоять ей никто не мог – ни муж, ни дочь. Ребёнок, в данном случае Саша Савельев, стал заложником отношений.

Ни для кого не секрет, что повесть написана на автобиографическом материале, и все лица в ней упомянутые, хорошо известны. И, конечно в данном случае не могло обойтись без предположений, что все описанные события имели место быть. Отчасти это так. Но, как говорит писатель в одном из интервью, его повесть не абсолютная автобиография, а литературное произведение, основанное на реальных событиях детства. «Представьте себе несколько старых вязаных шапочек, которые распустили, чтобы связать из них новый свитер. Повесть написана от лица Саши Савельева, а не Паши Санаева, и было бы неверно проводить прямые параллели между жизнью нашей семьи и книгой "Похороните меня за плинтусом".