«Музыкально-театрализованная деятельность». Консультация для воспитателей
Богданова Алеся
Опыт работы музыкального руководителя «Театрализованная деятельность»
Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов :
– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;
– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;
– как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя , привлекла театрализованная деятельность . Природа театральной деятельности многообразна . Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой , ритмом и словом. В процессе театрализованных игр , происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру , литературе, живописи, музыке . Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности , одной из которых в детском саду является театрализация . Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя .
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский) .
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей» , а значит использование элементов театрализации , развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов : развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции : развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог в данном случае – Я, музыкальный руководитель , связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В процессе написания опыта была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А . И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.
Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию , консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках .
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства , в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию , так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально- театрального искусства .
Цель и задачи опыта работы вы видите на экране .
Цель : формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами , определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Задачи :
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
2. Использовать в данной деятельности : театрализованные игры , музыкальные спектакли и сказки , постановки кукольного театра ;
3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность , музыку ;
4. Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности , музыку .
Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности , способностям проявлять музыкальное творчество .
В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности . На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений , анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности . В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ . Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях , были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку , глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию : идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике : полил дождик, дует ветер, солнышко и туча. Я работала над тем , чтобы дети передавали настроение, меняли мимику (в песне Пчелки «не мешайте, укушу» - лицо сердитое; «поет веселый жук» - лица радостные). С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись , дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. Инсценировали сказки «Теремок» , «Репка» , «Муха-Цокотуха» , «Заюшкина избушка» и др.
В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова : «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!» . Старшие дошкольники в НОД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки» . В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты : цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики др. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах : балалайке, дудочке,барабанах, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах : треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки : зайке – барабан, мишке – бубен. Работая над актерским мастерством, даю задания : зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
В процессе музыкально -ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов . Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как : «Антошка» , «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.
Опыт работы показывает , что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий . Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей : тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями . Участие родителей в театрализованных представлениях , праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе , объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя , воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр » , оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики , необходимой для постановки спектаклей.
Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку , творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Результативность опыта
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна , так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку , слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее :
У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.
Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным) .
Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения) .
Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи) .
У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.
Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности .
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.
Диаграммы 2012г. 2014г. (на экране) .
Из диаграмм видно, что до начала эксперимента детей с высоким уровнем музыкально -творческого развития в театрализованной деятельности было 33 ,5 %, с низким уровнем – 26%, со средним – 40,5%. После завершения эксперимента значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше – 61%, со средним – 30%, а с низким уровнем стало всего 9%.Предполагаемая причина низкого уровня -отсутствие детей по болезни.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу , что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми . На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности , получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности .
Содержание: Музыкальный руководитель Оснащение музыкального зала Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» - театральные фантазии, детское творчество - инструментальное музицирование Наши звездочки Творческий коллектив Мы - артисты Сотрудничаем Наши награды Заключение Архивные материалы
Музыкальный руководитель Закончила Магнитогорское музыкальное училище Имени Глинки в 1975 г., специальность «Дирижер хора, преподаватель сольфеджио». Стаж педагогической работы 35 лет. Высшая квалификационная категория. Моё педагогическое кредо: «Ребенок- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»!
Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» Задачи: Формировать устойчивый интерес к театрально-постановочной деятельности Раскрепощать творческие возможности дошкольников Научить детей владеть простейшими музыкальными инструментами Развивать память, внимание, мышление и восприятие
Заключение Театрально-музыкальная деятельность в жизни ребенка, это не только эстетическое образование и приобщение к ценностям культуры, но и эффективный способ развития способностей детей, путь их к одухотворенной счастливой жизни и самореализации, как личности.
Архивные материалы Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят»Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят» Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки» Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»
Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников
Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.
1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.
Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.
В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.
Актуальность: Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Просмотр содержимого документа
«Проект по музыкально – театральной деятельности старших дошкольников «Сказка»»
МАОУ «Школа №201 города Белогорск»
Проект по музыкально –
театральной деятельности старших дошкольников
«Сказка»
Выполнили:
Воспитатели:
Панферова Людмила Борисовна,
музыкальные руководители:
Игнатенко Юлия Петровна,
Ветлугина Татьяна Ивановна.
Паспорт проекта «Сказка»
Вид проекта
информационно-творческий, групповой.
Состав участников
д ети старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, воспитатели, родители.
По срокам реализации
долгосрочный
Планируемые результаты проектной деятельности
для детей: повышение общей коммуникативной культуры, развитие творческих и артистических способностей, повышение самооценки, уверенности в себе.
для педагогов: сценарий, атрибуты и декорации для оформления спектакля. Пополнение в группу новых видов театра. Постановка музыкальных сказок.
для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми.
Актуальность
Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театральная деятельность способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС.
«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).
Цель проекта
- Развитие творческой активности детей через театрализованную и музыкальную деятельность
Задачи проекта:
Образовательные:
- Пробудить интерес детей к театру.
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Развивающие:
- Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок;
- формировать правильное звукопроизношение.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус.
- Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Советы родителям по организации театральной деятельности дома .
Анкета для родителей
«Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»
«Поиграйте с ребятами в сказку!» (консультация для родителей)
Реализация проекта подготовительный этап
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Реализация проекта подготовительный этап
Основные направления работы над
проектом
- Создание группы единомышленников: муз. руководители, воспитатели;
- Довести до участников проекта важность данной проблемы
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме
- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности
- Написание варианта сценария
- Составить перспективный план мероприятий
- Мотивирование детей на театрализованную деятельность
Театр
и театрализованная
деятельность
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СРЕДА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
Плосккостные,
пальчиковые, перчаточные театры
игрушки по сюжетам сказок
ТЕАТР В ГРУППЕ
СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ, СОЗДАНИЕ ПОСОБИЙ И ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
музыкальные инструменты
маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕАТРА И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФИЗО, ИЗО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реализация проекта основной этап
- Формирование представлений о театре,
- Беседы с детьми по содержанию сказок.
- Составление словесных портретов персонажей.
- Рисование иллюстраций, лепка к произведению.
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
- Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
- Индивидуальная работа по ролям.
- Работа над отдельными эпизодами.
- Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением.
ТИПОВОЕ
ДОМИНАНТНОЕ
ТИПЫ
ТЕАТРАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ
ФРАГМЕНТАРНОЕ
(НА ДРУГИХ
ЗАНЯТИЯХ)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
РЕПЕТИЦИОННОЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ
Реализация проекта основной этап
«Играем сказку» творческие этюды
ИГРА
МУЗЫКА
ТЕАТР
Реализация проекта заключительный этап
- Показ спектаклей воспитанникам детского сада;
- родителям;
- Проведение театрализованных праздников;
- Показ спектакля в рамках ГМО
Реализация проекта заключительный этап
Динамика развития творческих способностей детей
Используемая литература.
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду
Маханева М.Д. ТЦ Сфера, 2009;
Театральная деятельность в детском саду.
Для занятий с детьми 5-6 лет Щеткин В.В. 2007;
Танцевальная ритмика для детей, Т. Суворова
С. Катонова. «Композитор. С-Петербург» 2008
Музыкально-игровой досуг, Н. Улашенко,
Корифей, 2010;
Здравствуй, сказка, здравствуй, песня! Е. Горбина, М. Михайлова,
Академия развития, 2009;
Настроения, чувства в музыке. О. П. Радынова,
ТЦ «СФЕРА», 2009;
Интернет-ресурсы;
Спасибо за внимание!
Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»
Программное содержание:
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.
Ход занятия
Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель:
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети:
– ТЕАТР!
Музыкальный руководитель:
– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.
– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?
(Ответы детей)
– А вы хотели бы стать артистами?
Дети:
– Да
– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:
–Раз, два, три - повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.
(Дети рассказывают сначала о маске радости).
Музыкальный руководитель:
– Когда у нас бывает радостное настроение?
Дети:
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).
Музыкальный руководитель:
– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?
(Ответы детей).
Музыкальный руководитель:
– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.
(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).
Музыкальный руководитель:
– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).
– Здравствуйте, ребята!
Я – забавный старичок
А зовут меня - Молчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
Воспитатель:
– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А как надо говорить скороговорки?
Дети:
Быстро, чтобы было понятно
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
Музыкальный руководитель:
– Что же дед хранит в шкатулочке?
Дети:
– Театральные ложки.
Музыкальный руководитель:
– А сможете вы их оживить?
Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).
Дети: (проговаривают):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
Музыкальный руководитель:
– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?
Дети:
Ширма.
Музыкальный руководитель;
Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.
– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети:
– Надо научить ее говорить.
Музыкальный руководитель:
Кто желает оживить куклу?
(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).
– Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
– Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
Музыкальный руководитель:
– А чему еще мы учим кукол?
Дети:
– Учим двигаться.
Музыкальный руководитель:
– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
(Дети показывают)
Этюд с куклами девочка и бабушка.
Музыкальный руководитель:
– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
(Подошли к зеркалам).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
– Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи.
Что ребятам надо сделать
– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.
Вам задания я дам
Выполнить спешите.
Этюды на мимику и движения:
– Удивитесь, как Незнайка,
(дети показывают движением, мимикой удивление)
– Загрустите, как Пьеро,
(дети показывают грусть, опускают руки)
– Улыбнитесь, как Мальвина
(дети показывают улыбки)
– И нахмурьтесь, как дитё.
Зеркальце:
– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.
(Дети прощаются с королевой зеркал).
Музыкальный руководитель:
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
Дети:
Куклы «Би-ба-бо».
Музыкальный руководитель:
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.
Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).
– Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
– Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
Музыкальный руководитель:
– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.
(Стоит домик).
Музыкальный руководитель:
– Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
Воспитатель:
– Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
Ребёнок:
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
– Я тут! Я на чеку-у!
– Я всех вас допеку-у!
– Кукареку! Кукареку!
Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).
– молчи, горластенький петух!
(петушок тоже приседает)
Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.
– Славный домик, милый крот!
Только слишком узкий вход.
– Вход, лисичка, в самый раз.
Он не впустит в домик вас.
Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).
– А сейчас время для музыки.
Я предлагаю вам потанцевать.
(Кот приглашает мышку).
Звучит музыка «Найди пару»
Кот:
– Мяу, мышка!
Спляшем польку.
Подадим гостям пример.
Мышка:
– Я сплясала бы, но только
Мышке кот не кавалер!
Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.
Танцевальная импровизация.
Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.
Музыкальный руководитель:
– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).
Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.
Музыкальный руководитель:
– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.
Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!
Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.
Воспитатель:
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.
Спасибо всем!
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009
3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008
4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010
5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012