Практика игровой деятельности Дидактические игры на развитие моторики от рождения до шк. Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук младших дошкольников

Мелкая моторика способствует развитию речевого центра головного мозга – это научно доказанный факт. Поэтому игры для мелкой моторики являются оптимальным средством ускорения процесса формирования у ребенка речевого навыка. Помимо этого, игры для развития мелкой моторики позволяют научить ребенка первичным основам самообслуживания. Использовать подобные методики можно в домашних условиях без консультации с педагогами и педиатрами. На этой странице предлагаются простые и сложные занятия для мелкой моторики, предназначенные для домашних условий.

Старайтесь выбирать каждый день разные игры для развития мелкой моторики у детей, таким образом можно усиливать их благоприятное воздействие. Чередующиеся занятия для развития мелкой моторики также расширять кругозор малыша и обогатят его словарный запас.

Игры для развития мелкой моторики рук ребенку дошкольнику

Нанизывание. Принцип пирамидки - нечто с отверстием надо надеть или нанизать на палочку, веревочку, соломинку для сока, сухой прутик и т.п. Для игры на развитие мелкой моторики рук подойдет все, что можно нанизать: крупные пуговицы, бусины, макароны, баранки и сушки. Помню, как мой совсем еще маленький сын с удовольствием надевал сушку-баранку по очереди на пальчики, а потом с не меньшим удовольствием сгрызал игрушку!

Игрушки из бумаги. Игрушки из обычной бумаги - что может быть проще! Но пользы эти игры для мелкой моторики рук ребенку принесут не меньше, чем самые дорогие «развивалки» из магазина. Научите малыша мять небольшие листочки, скатывать их в шарики, складывать «гармошкой», сворачивать «улитками» или трубочками - все это замечательные упражнения для маленьких пальчиков, не требующие практически никаких затрат. А потом все эти «улитки», «шарики» и «гармошки» отлично используются в играх.

Вместе с малышом можно сделать объемный коллаж или аппликацию. Ваше сокровище с удовольствием будет рвать, скручивать и катать бумажные шарики, а вы приклеивайте их на лист бумаги в виде облаков или овечек, летящего снега или осыпающихся листьев. Сюжет картины зависит от фантазии вашей и малыша - сочиняйте сказку или историю, пока занимаетесь рукоделием.

Когда ребенок подрастет, научите его складывать из бумаги «лодочки», «самолетики» и другие игрушки оригами - инструкции во множестве можно найти в Интернете. Играя в эти игры на развитие мелкой моторики дошкольников, ваш малыш не только получит удовольствие от «бумажного» творчества, но и прекрасно разовьет пальчики.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук у детей

Угадайка. Для того чтобы организовать дидактические игры на мелкую моторику, возьмите пару детских носочков, в каждый положите небольшую игрушку (например, в один - шарик, а в другой - кубик или игрушки из киндер-сюрпризов). Предложите ребенку наощупь угадать, что «спряталось в носочке». Игра практически бесконечна, ведь прятать можно не только игрушки! Положите в носочки, к примеру, грецкий орех, кофейную ложечку, крышечку от пластиковой бутылки, прищепку. Оглядитесь, и вы увидите множество мелких вещиц, которые пригодятся для этой игры.

Я - волшебник! Принцип дидактической игры на развитие такой же, как в «Угадайке». Возьмите несколько парных игрушек или, например, два грецких ореха, две прищепки, две крышечки, два кусочка губки, два футляра от киндер-сюрпризов. Предметы могут быть любые, главное, что вы одинаковые наборы этих предметов поместите в две коробки (или в два бумажных пакета). Малыш не видит, что внутри, но он ведь «волшебник» и может вытащить из двух разных коробок одинаковые вещицы. Не глядя, одной рукой вытаскивает, к примеру, кусочек поролоновой губки из одной коробки. И, нащупывая точно такой же кусочек губки другой рукой во второй коробке, вытаскивает ее к удивлению «зрителей». Настоящий «волшебник»!

Игры с прищепками, способствующие развитию мелкой моторики

Игры, способствующие развитию мелкой моторики, можно проводить с самыми обычными бытовыми приспособлениями. Кстати, о прищепках. Удивительные подручные «тренажерчики»! Обычная бельевая прищепка (только попробуйте, чтобы не была очень тугая!) может стать и ушком зайчика, и иголками ежика, и лучиками солнышка. Надо просто вырезать достаточно крупные силуэты из картона (они, кстати, пригодятся еще не один раз!), и малыш с удовольствием будет делать ежику и елочке иголочки, солнышко украшать лучиками, а тучку - дождиком.

Прицепите к кусочку ткани несколько прищепок, и малыш с удовольствием будет их отцеплять. А если мама или папа прицепит несколько штук к своей одежде, ребенок с радостью поможет «снять репейник».

Более сложные игры для мелкой моторики с прищепками - прицепить их на натянутую веревочку. А потом на эту веревочку можно и рисунки развесить - вот вам и галерея первых шедевров ребенка!

Другой вариант использования прищепки для игры на мелкую моторику для детей - как пинцет или щипцы. С помощью прищепок можно захватывать и перекладывать различные предметы, особенно мягкие (кусочки ткани, шерстяные помпоны, кусочки толстых разноцветных нитей для вязания).

Еще развивающие игры для развития мелкой моторики кистей рук у детей

Игры, развивающие мелкую моторику, просты, могут использоваться в любом месте, не требуют дорогостоящего инвентаря. Еще больше вариантов для занятий можно найти далее на странице. Тут предложены игры, развивающие мелкую моторику рук и другие полезные навыки, например, художественный вкус, точность, ловкость, речь и т.д.

Мозаика. Мозаика - это развивающая игра для развития мелкой моторики, заключается в выкладывании любых узоров или изображений из мелких деталей. Это могут быть и покупные мозаики, и самодельные. Например, раскрашенная скорлупа от вареных яиц, небольшие геометрические фигуры (можно нарезать из цветной плотной бумаги или картона), даже кусочки продуктов - помните, печенье, нарезанные овощи, крупа, сухофрукты? Сначала ребенок учится просто выкладывать простейшие дорожки и домики, потом «рисунки» усложняются. А в дальнейшем самодельные мозаики можно наклеить на картон и получить «настоящую картину» (из скорлупы, из фасоли и сухого гороха, из гречки, пшена, риса). И даже вставить творение в рамочку и повесить на видное место!

Конструктор. Конструктор - это развивающие игры для детей для мелкой моторики, которые целесообразно сначала приобретать из крупных деталей: кубиков, пирамидок, цилиндров. Их легко складывать и разрушать. Потом величина деталей уменьшается, но зато самих деталей должно быть все больше. И здесь уже детали могут иметь крупные крепления, чтобы собирать конкретные изделия. Виды конструкторов самые разные - от пластмассового и деревянного до металлического и магнитного. Обратите внимание: крепления на деталях желательны разные, чтобы малыш учился их соединять различными способами. Сегодня, к примеру, строите деревянный домик из «бревнышек», на следующей неделе создаете космический корабль из трубочек с магнитными наконечниками. А еще через некоторое время скрепляете зубочистки пластилиновыми шариками - интересно, что у вас получится?

Шнуровки – это самые доступные и полезные развивающие игры для развития мелкой моторики рук, которые позволяют научиться малышу основам самообслуживания. Своими руками легко сделать для малыша «тренажер». Понадобится картон, дырокол, толстая нить и кусочек обычного скотча (липкой ленты). Из картона вырезаете фигуру любого предмета или животного (например, человечек в одежде, которую надо зашнуровать; или башмак; или листик дерева). А можете использовать те "Картонные фигуры, на которые прикрепляли прищепки. Теперь дыроколом проделываете отверстия. А из толстой нити или бечевки делаете шнур - один конец туго обматываете кусочком липкой ленты, чтобы край нити не распушился и малышу было удобнее шнуровать. Другой конец нити лучше завязать крупным узелком. Вот и готова шнуровка. Причем фигурки можно часто заменять; вырезать и проделать дырочки в куске картона совсем не сложно. А еще можно шнуровать ботинки папе, особенно новые. Но и старые, чисто вымытые, тоже подойдут.

Развивающие занятия с ребенком для мелкой моторики кистей рук

Пластилиновые занятия для мелкой моторики рук - прекрасная работа для детских пальчиков. Катание шариков, изготовление «червячков» и «стволов-веточек», лепка «лепешек», размазывание пластилина по дощечке в виде фона картинки - замечательная тренировка пальчиков малыша. Предлагаю два простых рецепта изготовления «домашнего пластилина», т.е. соленого теста. Для занятия для мелкой моторики у ребенка его обычно не красят (раскрашивают готовую поделку), но, если необходимо, можно подкрасить пищевыми красителями.

Первый вариант:

  • 1 стакан муки;
  • 1 стакан соли;
  • 1 столовая ложка растительного масла;
  • 1/2 стакана воды.

Вымесите тесто для развивающих занятий для мелкой моторики и в полиэтиленовом пакете отправьте в холодильник на 2 - 3 часа. Достанете уже готовый к употреблению домашний пластилин. Масса для лепки, которую не успели использовать, всегда хранится в герметично закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

Второй вариант:

  • 1/2 стакана муки;
  • 1/2 стакана соли (если «Экстра», то меньше);
  • 1 столовая ложка крахмала;
  • вода.

Сначала смешайте все «сухие» продукты, эту ответственную работу может выполнить и сам ребенок. Потом, добавляя понемногу воду, замесите крутое тесто. Такой «колобок», завернутый в полиэтиленовый пакет, может несколько дней храниться в холодильнике.

Самообслуживание. И это тоже игры с развитием мелкой моторики. Продеваем крупные пуговицы в петли, трещим липучками, застегивая и расстегивая сандалики, расчесываем волосы кукле и заплетаем ей косу, натягиваем и стягиваем гольфы и носочки… Все эти действия можно обыгрывать - например посоревноваться, кто быстрее наденет курточку и застегнет «молнию». Или пощелкать кнопками на кофточке, самому попасть пальчиками в перчатки - все эти навыки самообслуживания, освоенные в игре, помогут малышу чувствовать себя уверенным: «Я уже могу!»

Игры с карандашом, направленные на развитие мелкой моторики

Обводили – это игры, направленные на развитие мелкой моторики, делать это можно не только карандашом или фломастером. Для крох замечательные упражнения - просто обводить пальчиком (например, обвести пальцем перевернутую формочку в песочнице - получится «картинка»!). А вообще-то обводить можно все, что угодно. Вот, например, такая игра с карандашом для мелкой моторики: складываете лист бумаги (форма и размер не имеют значения, главное, чтобы лист был ненужным). Потом из середины произвольно вырываете кусочек и расправляете лист. Получившееся отверстие ребенок обводит на лист альбома, и начинается полет фантазии! Придумывается, что «это такое», и дорисовываются вокруг обведенной фигуры целые картины!

Каракули. Покажите малышу, как можно на листке бумаги нарисовать разные линии: прямые, кривые, ломаные, зигзагообразные. Он с удовольствием «поработает» и украсит лист своими каракульками. Когда рука ребенка будет держать карандаш уже уверенно, поиграйте в некоторые игры.

  1. По очереди с малышом на одном листе нарисуйте несколько разных линий, чтобы они пересекались. Получившиеся после пересечения «сектора» украсьте по-разному. Пусть ребенок один «кусочек» просто раскрасит любимым цветом, другой - сделает полосатым или «в крапинку» (нанесет короткие штрихи), третий - разукрасит крупными точками, четвертый - покроет закорючками и т.д.
  2. Дайте малышу лист бумаги, ватную палочку и немного краски. Пусть окунет ватную палочку в краску и «потыкает» лист, где хочет. Получится россыпь крупных точек. Покажите ребенку, что некоторые точки можно соединить. Получится какая-то фигура: рыбка, цветок, домик - это зависит от того, что «увидите» в точках вы, объясняя игру. А уж в следующий раз малыш сам начнет искать в «созвездии» точек что-то свое. И, думаю, не раз удивит родителей точечными шедеврами!
  3. Точно такая же игра, только точки малыш ставит цветными карандашами, двумя-тремя цветами. И, соединяя точки, найти можно уже несколько цветных фигур «одна в другой». А потом дать маме загадочный рисунок, пусть разбирается, кого или что нарисовало ее любимое сокровище. Синий кот и красное дерево? Или желтая лодочка и зеленый домик?
  4. Покажите малышу, как можно вести карандаш по бумаге, не отрывая грифеля от листа. Получается длинная-предлинная «дорога» - с поворотами, петлями, бегущая то в одну, то в другую сторону. По этой «дорожке» можно вести маленькую игрушку. Например, скажите, что зайчик убегал от лисы и «запутал следы», а лиса теперь бежит за хитрым зайцем. Теперь предложите малышу нарисовать свою «дорожку» - прекрасная игра на развитие мелкой моторики детских пальчиков!
  5. На таком принципе (длинные линии с поворотами и зигзагами) можно построить и первый лабиринт для малыша. Обычно детки, поняв правила, очень увлекаются, выводя по лабиринтам «ежика к грибочкам», «собачку к домику», «бабочку к цветку» и т.д. А героев лабиринта можно схематично нарисовать или использовать мелкие игрушки.

Другие занятия для развития мелкой моторики рук у детей

Рисование и отпечатки. Объем одной страницы не позволяет подробно рассказать про другие занятия для развития мелкой моторики рук, поэтому просто перечислю еще некоторые.

Занятие с ребенком рисованием для развития мелкой моторики может проходить с применением следующих средств:

  • пальчиковых красок;
  • кисточек;
  • ватных палочек;
  • губок для мытья посуды;
  • птичьих перышек;
  • старой зубной щетки…

Отпечатки небольшими предметами-штампиками:

  • крышками и донышками пластиковых бутылок, баночек и пластиковых стаканчиков;
  • спичечными коробками;
  • надрезанными и развернутыми в виде «лепестков» картонными трубочками и соломинками для сока;
  • кусочками твердых сырых овощей (картофель, морковь);
  • крупными фигурными пуговицами;
  • корковыми пробками;
  • собственными ладошками…

Отпечатки в ходе занятия по мелкой моторике рук для детей можно делать на бумаге, на ткани, на пластилине, на пасте для моделирования, на песке, на снегу…

Штемпельную подушечку легко сделать из губки для мытья посуды. Нанесите на поролоновую поверхность губки небольшое количество краски, распределите равномерно. Прикладывайте штампик к губке и делайте отпечатки!

Статья прочитана 2 254 раз(a).

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. Количество детей с речевой патологией постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении развития лексико-грамматического строя, связной речи.

Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряженными. Все это сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук).

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат». Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно, и педагоги должны уделять этому особое внимание.

Для развития моторики рук важно использовать не только сухое проговаривание стихотворного материала, но и пропевание, музыкальное сопровождение движений, так как это стимулирует слуховую активность детей, заставляет детей координировать свои движения с темповыми особенностями музыки.

С использованием музыкальных средств у дошкольников вырабатывается метро-ритмическая пульсация, а с ней и четкость, выразительность, координированность движений кистей и пальцев рук.

Ниже приведены игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики.

1. Покатай между ладошек.

Цель: самомассаж ладоней.

Оборудование: грецкий орех или граненый карандаш.

Описание упражнения

Под спокойную музыку дети катают между ладонями граненый карандаш (движение ладоней вперед-назад) или грецкий орех (движение по кругу). Важно не прекращать движение и не выронить предмет из рук

2. Веселые ладошки.

Цель: развитие общей и ручной моторики, самомассаж ладоней

Описание упражнения

Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Педагог вместе с детьми поет песенку и выполняет соответствующие движения руками:

Хлоп!

(Хлопнуть в ладоши.)

Раз!

Еще

(Хлопнуть в ладоши.)

раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Мы похлопаем сейчас.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь скорей, скорей!

Шлепай, шлепай веселей!

(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой.)

3. Собираем разбираем.

Цель:

Оборудование: пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).

Описание упражнения

Ребенок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец.

В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе.

Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, игрушками-гнездами, кубиками.

4. Мы художники

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие художественного вкуса.

Оборудование: мозаика (пластилин, книжка-раскраска).

Описание упражнения

Дети под спокойную музыку выкладывают узор из мозаики. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивают свои работы.

Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок-раскра­сок (следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке).

5. Кто быстрее.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.

Оборудование: стаканчики или коробочки с мелкими предметами (пуговицами, фасолью или элементами мозаики), прищепки.

Описание упражнения

Вариант 1

Двое детей под энергичную музыку перекладывают из одной емкости в другую мелкие предметы. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.

Вариант 2

Дети снимают, а затем вновь при­стегивают прищепки на края коробо­чек. Побеждает тот, кто первым вы­полнит задание.

6. Чья машинка будет первой.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, скорости и синхронности их движений.

Оборудование: две игрушечные машинки на веревочках. Концы веревок привязаны к палочкам (по середине). Палочки должны иметь длину 20 см, а в сечении быть не менее двух см.

Описание упражнения

Два ребенка сидят на стульях, поставленных рядом, и держат в руках палочки. Машинки на веревочках стоят перед ними на расстоянии двух метров. Под задорную музыку дети начинают наматывать на палки свои веревочки - машинки приближаются к соревнующимся детям. Чья машинка приедет первой, тот из детей победит в соревновании.

7. Ловкие ручки

Цель: развитие подвижности и силыпальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука Р.

Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребенка и один для педагога.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют а акапелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.

Эта ручка - правая,

(сжать мячик правой рукой)

Эта ручка - левая,

(переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю

(перекладывать мячик их руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

(мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

(катать мячик по столу правой ладо­нью)

Сильные, умелые!

(катать мячик по столу левой ладонью)

8. Ha горе

Цель: развитие подвижности кистей рук, скорости и синхронности их движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят полукругом. Руки опущены и сжаты в кулаки. Дети вместе с педагогом поют а капелло и выполняют движения кулаками.

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(один кулак поставить на другой)

А на той горе лужок,

(ритмично ставить кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками)

А на том лужке дубок.

9. Играем на дудочке.

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи звука Р.

Описание упражнения

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом, поют а капелло потешку вместе с педагогом. Одновременно с пением, педагог и дети выполня­ют движения пальцами, имитируя игру на дудочке; кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообраз­ные движения. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

10. Играем на пианино

Цель: развитие подвижности, ко­ординации движений пальцев рук.

Описание упражнения

Дети сидят за столом, поют вместе с педагогом а капелло песенку. Одно­временно с пением педагог и дети выполняют движения пальцами, ими­тируя игру на пианино: кисти обеих рук чуть округлены, пальцы опираются на стол. На каждый слог пропеваемой песни синхронно поднимаются и опус­каются одноименные пальцы на обеих руках (начиная с большого до мизин­ца, а затем в обратном порядке). На­чинать «играть» каждую новую строчку следует с большого пальца. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Жи-ли у ба-бу-си

1 2 3 4 5 4

Два ве-се-лых гу-ся:

1 2 3 4 5 4

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

1 2 3 4 5 4 3 2

Два ве-се-лых гу-ся.

1 2 3 4 5 4

Условные обозначения: большой палец - 1, указательный - 2, сред­ний - 3, безымянный - 4, мизи­нец - 5.

11. Солнышко-ведрышко

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; закрепление в речи шипящих звуков.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках, поют а капелло потешку и выполняют следу­ющие движения пальцами рук. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Солнышко,

(поставить вертикально ладони рук и растопырить пальцы, как лучики)

Ведрышко

(сложить ладони чашей),

Выгляни в окошечко.

(сложить ладони домиком и загля­нуть под них, как в окошечко)

Твои деткиплачут,

(прикрыть лицо ладонями.)

По камешкам скачут.

(постучать кончиками пальцев по ко­леням.)

12. Смешные человечки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координации движений; автоматизация в речи звука С.

Описание упражнения

Дети стоят парами лицом друг к другу выполняют совместные движения и поют а капелло слова стишка. По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Бежали мимо речки

(каждый ребенок «бежит» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка - от локтя вверх к плечам)

Смешные человечки

Прыгали, скакали,

(каждый ребенок «прыгает» пальцами обеих рук по внутренней поверхности рук другого ребенка - от локтя вверх к плечам)

Солнышко

(каждый ребенок показывает другому ладони с растопыренными пальцами.)

встречали.

(дети дважды хлопают по ладоням друг друга)

Забежали на мосток,

(дети переплетают друг с другом пальцы соответственно правых и ле­вых рук, изображая мостик.)

И с мосточка в речку

(Дети отводят в стороны, соединенные руки, расцепляют пальцы и бросают руки вниз.)

Скок!

13. Ладонь - кулак

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

Вариант 1

Дети стоят или сидят на стульчиках перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук. Исходное положение рук: левая кисть сжата в кулак, пальцами к себе, а правая ладонь упирается вытянутыми пальцами в нее. Затем кисть пра­вой руки сжимается в кулак, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулачок левой. Движения должныбыть быстрыми и точными. Постепен­но темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

Вариант 2

Дети сидят за столом перед педагогом и под музыку вслед за ним выполняют движения кистями рук.

а) Исходное положение кистей рукна столе: обе ладони лежат рядом тыльной стороной кверху.

Под ритмичную музыку обе ладони одновременно то сжимаются в кулаки, то разжимаются.

б) Исходное положение кистей рук на столе: левая рука сжата в кулак, а правая положена на стол ладонью.

Под ритмичную музыку кисти рук совершают противоположные движения, то сжимаясь в кулак, то разжимаясь в ладонь. Постепенно темп музыки, а соответственно и движений рук, может нарастать.

14. Ладошки

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности их движений.

Описание упражнения

Дети сидят или стоят. Вместе с педагогом дети поют песенку и выполняют соответствующие движения руками:

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки,

(хлопать в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко. Да!

(опустить руки на колени)

Ладушки плясали, Деток забавляли,

(вращать кистями)

Ля-ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля. Ля!

(опустить руки на колени)

По мере усвоения детьми упражнения можно ускорить темп выполнения.

Зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией?

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении.

Таким образом, осязание и мелкая моторика:

Помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

Навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

Позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;

Способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

Основной формой взаимодействия на ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.

Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог помнит о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

предназначены для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;

сделаны из простого подручного материала;

просты и удобны в обращении;

доступны, яркие, многофункциональны;

имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что их используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые из них: «Тактильное лото», «Бусы», «Кто где живет», «Волшебные резиночки», «Посадил дед репку», «Кто что ест», «Геометрическое тактильное лото», «Теремок», «Выложи из палочек».

Тактильные ощущения

«Змейки», «Найди гараж», «Аквариум», «Мишки».

Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.

Массаж рук

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.

Оборудование: Массажные резиновые мячики с шипами.

Ход работы: Педагог предлагает ребенку покатать мячик между ладонями.

Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой).

Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук.

Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков.

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Курочка моя, Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко, Умница моя!

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри.

«Волшебная коробочка»

Цель: учить различать структуру поверхности предметов, с помощью осязания различать геометрические тела (круг-шар, квадрат-куб и т.д.)

Ход игры: Воспитатель помещает в коробочку предметы разной структуры, предлагает ребенку найти тот или иной предмет.

Мелкая моторика

«Волшебные резиночки»,

Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.

Контейнеры с широким дном 2-4 шт, крупа (манка, гречка, фасоль, ракушка, горох), бусинки.

Ход работы:

Педагог предлагает вспомнить сказку Ш. Перро «Золушка»

Ты, помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по «тарелочкам» … И тогда она точно успеет на бал!

Игру можно усложнить, предложив сортировать крупу по схеме.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.).

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

«Выложи из палочек»,

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире. Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, зайчик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово.

«Кто что ест»

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.

«Игры с крышками», «Кто где живет?»

«Посадил дед репку»

Цель: закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев; развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить содержание сказки, воспроизвести последовательность действий героев, закрутить крышки в правильной последовательности.

Игры с мозаикой

Игры - шнуровки

«Одень девочку (мальчика)

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр-шнуровок, в которые детки с удовольствием играют. Так же я предлагаю ребятам выложить по контуру рисунка шнурок, повторить узор на ковролине. Ребятам очень нравится игра с катушками (наматывать шнурок на деревянную катушку). В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, развивается усидчивость.

Игры с песком

Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, так и с мокрым. Сначала я знакомлю ребят со свойствами песка (прикасаемся к песку ладошками и тыльной стороной руки, набираем его в руки, пропускаем сквозь пальцы, ощущая его тепло или прохладу, сухость или влажность).

Рисовать на песке пальчиками, палочками.

Закапывать и игрушки, камешки, потом их находить

Находить на ощупь в песке различные предметы (по типу чудесного мешочка).

Так же как крупу просеивать через сито.

И конечно, из песка можно моделировать (дороги, дома, различные ландшафты и населять их игрушками).

Игры с песком эффективно влияют на развитие мелкой моторики (пальчиковой манипуляции), тренируют координацию движений, их точность и аккуратность (при построении песочных замков, пирамидок); развивают осязание через обогащение тактильного опыта.

Игры с водой

Всем детям нравится плескаться в воде! Для развития осязания очень хорошо упражнение «найди стаканчик с такой же водой» (вода различной температуры). Ребята с огромным удовольствием играют в такие игры как:

«Выловим из воды»;

«Выжимание губки»;

«Капельки» (пипеткой накапать в ячейки воду (её можно подкрасить).

Пальчиковые игры

Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры я организую во вводной части образовательной деятельности или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха.

Так же провожу массаж и гимнастику с использованием массажных шариков различных диаметров и массажных колец. Мы перекатываем между двух ладоней шестигранный карандаш, шишки, грецкие орехи.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Алла Кульчий

Уважаемые коллеги! Хочу Вам предоставить дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников.

«Веселые скрепки»

Цель: содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета, развивать координацию движений рук у ребенка, развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память; стимулировать речевое развитие ребенка, развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца, учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы, контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

Материал: цветные скрепки, карточки, силуэты игрушек из картона.

Варианты игры:

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию.

2. Рассоединение скрепок по желанию.

3. Предложить детям внимательно посмотреть на плоскостную игрушку. Затем дети должны рассказать, что забыл нарисовать художник. Предложить детям исправить ошибки, воспользовавшись скрепками, подходящими по цвету.

4. Взрослый предлагает посмотреть какая цифра на карточке, соотнести количество с цифрой и отобрать нужное количество скрепок, соответствующего цвета.


5. Ребенок должен повторить чередование цветов, как на карточке. Когда ребенок освоит этот вариант игры, предложите ему запомнить порядок цветов на карточке и сделать цепочки из скрепок по памяти.


6. Выложить узор по образцу.


7. Выложить цифры.



«Умные прищепки»

Цель: учить цвет, форму, совершенствовать навыки счета до 10, ориентацию в пространстве, развивать коммуникацию, речь, внимание, мышление.

Материал : бельевые прищепки, карточки.

Варианты игры:


Предложить детям составить изображенное на карточке число с помощью прищепок двух цветов;


По краю кашпо прицепить прищепки по цвету, указанному на карточке;


Цепляя прищепки друг за друга, создать простую геометрическую форму: круг, квадрат и т. д.


Предложить детям доделать недостающие детали силуэтам, (например: солнцу-лучики, морковке-листики, птичке-хвост, рыбке-хвост, репке-листики и т. д.);


"Колечки"

Цель: игра развивает скорость реакции, мелкую моторику, внимание, помогает закрепить знание цветов и навыки счета.

Материал: карточки, цветные резинки.

Ход игры:

Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок.

«Геометрическая мозаика»

Цель:

Развивать наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание, воображение;

Формировать сенсорные эталоны цвета, величины и формы;

Развивать мелкую моторику руки;

Материал:

Разноцветные геометрические фигуры разных размеров и цветов;

Карточки с рисунками из геометрических фигур.

Ход игры:

Предложить ребенку внимательно рассмотреть карточку с рисунком из геометрических фигур и повторить точно такой же узор;

Можно предложить ребенку попробовать самому придумать и сложить фигуру;


"Палочки-конструктор"

Цель: совершенствовать навыки счета, формировать пространственные представления у детей, развивать коммуникацию, речь, внимание, воображение, мелкую моторику рук, способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления, учить цвет, форму.

Материал: цветные палочки, схемы.

Варианты игры:

Детям предложить составить разные фигуры, используя для одной фигуры одинаковые палочки или конструирование трапеций, многоугольников. Можно выкладывать цифры, рисунки по образцу. Из предложенных силуэтов можно составить целые композиции, добавляя к ним какие-то свои элементы: елочки, цветы, грибы и т. д. Можно предложить ребенку попробовать самому придумать и сложить фигуру.

Публикации по теме:

В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные.

Истоки способностей и дарований детей Находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Основной целью представленных игр является развитие.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать.

Я работаю в младшей группе,детей в моей группе много, одни и те же игрушки надоедают, поэтому я стараюсь сделать игрушки своими руками из.

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Со 25 января по 19 февраля 2016 года в нашей младшей группе «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Игры.

Дидактическая игра «Волшебная книга» на развитие сенсорики и мелкой моторики рук.

Я работаю воспитателем в 1мл. группе. В своей работе использую пособие «Волшебная книга». Пособие состоит из нескольких листов сшитых из ткани 26х30 см. скрепленных на липучке. На каждый лист пришита аппликация (присутствуют шнурки, тесемки, пуговицы, липучки и т. д, иллюстрирующая какой-либо сюжет. Все листы можно открепить и раздать детям. Это дает возможность организовать самостоятельную деятельность сразу всей группы. Эта игра позволяет решать многие задачи:

Воспитывать познавательный интерес, усидчивость

Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать педметы на липучках, обводить рками предметы и т. д.)

Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

Закреплять знание о цвете.

Детям очень нравится эта игра.


Цель: Развивает у ребенка мышление, мелкую моторику и тактильное восприятие. Доказано, что детки, имеющие в своем распоряжении такие игрушки, демонстрируют лучшее образное мышление, память, логику. Такие дети в будущем более собранные и внимательные. Что интересно: в данном случае развитие проходит в непринужденной обстановке (во время самостоятельной игры или в процессе творческой, интересной и свободной игры со взрослыми).

Дидактическая игар «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»


Средства: иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т.д., пуговицы.

Цель: развивать воображение и творчество детей.

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»


Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

  • Сознание эмоционально положительного настроения.
  • Развитие интереса и побуждение к действиям.
  • Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными
  • Свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
  • Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.
  • Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;
  • Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
  • Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
  • Развитие восприятия: зрительного осязательного.
  • Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.


Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками


Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.


Когда свинушка пообедает — закрутить ей пятачок до ужина))

Потрясти поросенка — корм внутри него приятно гремит, значит свин сыт и доволен!