Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду. Психологическое сопровождение детей в ДОУ


(м. Курская)
Будни: с 8:00 до 20:00

Ваше имя

Психологическое сопровождение

Дошкольное детство - важный период становления и развития всех психических функций. Ребенок в своем развитии проходит ряд этапов, со своими особенностями и закономерностями. Жизненные цели, мотивирующие человека и ориентирующие его на развитие, во многом зависят от опыта раннего детства. От 2-х до 7-ми лет у ребенка происходит бурный физический рост, формируются интересы, умственные способности, закладываются основы нравственных ценностей и правил поведения. У него появляется познавательный интерес, формируется восприятие себя (самооценка), навыки самоорганизации.

Поступление ребенка в детский сад является важным событием в его жизни, зачастую пугающим: он впервые разлучается с родителями и попадает в незнакомую среду, где ему предстоит решить множество различных задач. На этом этапе ребенку очень важно попасть в благоприятный эмоциональный климат, где ему помогут освоиться в новой среде и влиться в коллектив. Каждому ребенку необходим индивидуальный подход , образовательный процесс, выстроенный с учетом именно его особенностей и возможностей. Благополучная адаптация ребенка на начальном этапе является приоритетной задачей психолога и педагогов частного детского сада. Для достижения этой цели проводятся различные игровые занятия, помогающие ребенку почувствовать себя уверенно и поближе познакомиться с другими детьми.


Высокие требования, предъявляемые стандартами образования, не всегда учитывают реальные возможности детей. Чрезмерные эмоциональные нагрузки, недостаток полноценного отдыха ведут к хроническому стрессу и психосоматическим заболеваниям Индивидуальное психологическое сопровождение позволяет выявить реальные проблемы и сделать педагогический процесс более эффективным, а обучение - более доступным.

  • Психологическая служба английского детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» разработала программу эффективного сопровождения педагогического процесса. Психологическая поддержка ребенка опирается на культурно-историческую концепцию развития личности, предложенную Л.С.Выготским, Д.Б. Элькониным А.Н. Леонтьевым М.И. Лисиной и др.

Задача детских психологов – контролировать процесс развития ребенка и создавать условия для того, чтобы это развитие шло своевременно и эффективно.

Ведущими направлениями деятельности психолога являются просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, амплификация (обогащение) психического и личностного развития детей и взрослых, мониторинг различных составных элементов детского сада как социальной системы.

Психологическая профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер.

Эта задача решается через:

  • Еженедельные занятия психолога с детьми в группе. Занятия могут быть направлены на формирование социальной и коммуникативной компетентности, например, «Путешествие в мир эмоций», «О добре и милосердии», «Давай дружить!», «Игры-фантазирования» и другое.
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе
  • Разъяснение педагогам и родителям необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

Диагностика

Диагностика проводится для:

  • определения совместно с родителями индивидуальной программы адаптации ребенка в детском саду;
  • разработки индивидуального образовательного маршрута;
  • исследования причин затруднения в эмоциональной и интеллектуальной сферах;
  • выявления уровня развития творческих способностей ребенка.

Родители хотят знать причины капризов, непослушания, детской агрессии, грубости, тревожности, страхов, негативизма ребенка. Для этого исследуются уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, особенности его воспитания, процессы мышления, памяти, восприятия и другое. При исследовании применяются методы наблюдения, беседы, эксперимента, тестирования, могут исследоваться продукты деятельности детей.

Еще одной задачей является психолого-педагогическое изучение стиля общения педагогов с детьми, родителями, коллегами с целью создания и поддержания комфортной воспитательно-образовательной среды.

Консультирование.

Консультирование проводится по результатам проведенного диагностического исследования или по запросу родителя или педагога. Родителей интересует: все ли в порядке с ребенком? Правильно ли ребенок развивается, правильно ли общается со сверстниками? Нормально ли он ест, спит, ведет себя? Его эмоциональное состояние соответствует норме? Какую образовательную программу, школу, секцию выбрать для ребенка?

В процессе консультирования взрослые знакомятся с траекторией нормативного развития ребенка. Детский психолог объясняет причины поведения ребенка и каким способом сделать воспитательную тактику более эффективной. Может предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая гармонизирует процесс развития.

Профессиональное мастерство детского психолога - заметить, когда жизненные силы ребенка расходуются, искажая его развитие, и перенаправить внимание семьи к тому, что сейчас необходимо ребенку.


Психологическое сопровождение включает занятия по следующим направлениям:

Арттерапия

  • Помогает осознанию своих мыслей, чувств, развивают воображение и мышление. Дети рисуют на свободные и заданные темы, символически отражая свое отношение к окружающему.

Музыкотерапия

  • Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека. Используется для поднятия настроения, снятия страха и напряжения при расставании с родителями утром, для отдыха, для развития воображения, в игровых занятиях.

Песочная терапия

  • Игра с песком - очень популярное и эффективное средство для самовыражения и коррекции.

Психогимнастика

  • Курс занятий, включающий в себя занятия по развитию выразительных движений (мимика, пантомима), эмоций, коммуникативных навыков и навыков самовыражения.

Релаксационные упражнения

  • Психолог регулярно проводит релаксационные упражнения с использованием музыки и элементами аутогенной тренировки ля эмоциональной разгрузки и отдыха детей. Такие занятия помогают ребенку отдохнуть, избавиться от тревоги и страхов.

Индивидуальные занятия

  • Направлены на решение более частных вопросов.

ON-LINE ЗАЯВКА


Общение - это очень важная составляющая жизни ребенка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. Общение рассматривается в качестве одною из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

В группе «Подсолнушки», в которой я проходила практику, 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Из этих детей одна девочка посещает группу кратковременного пребывания. Она присутствует во время непосредственной образовательной деятельности и на утренней прогулке. Прием пищи для детей кратковременного пребывания не предусмотрен. В группе существует традиция отмечать дни рождения детей, делать для них подарки па праздники своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический. С родителями воспитатель осуществляет тесное взаимодействие, и привлекает их к жизни группы детского сада. Список детей группы «Подсолнушки» в Приложении № 12.

Вся организационно-воспитательная деятельность воспитателя рег-ламентирована режимом дня на холодный период (на учебный год) и режимом дня на летний период для подготовительных групп. Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил и федеральных государственных требований.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это отражено в сетке совместной деятельности педагогов с детьми.

В процессе наблюдения за детьми я изучила возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет, и результаты наблюдений занесла в таблицу. По результатам я пришла к выводу, что развитие всех детей группы идет в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольного возраста.

Воспитатель группы проводит 2 раза в год (в сентябре и в конце мая) педагогическую диагностику, с помощью которой анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Полученные результаты определяются критериями высоким (в), средним (с) и низким (и) уровнем развития детей и записываются в карты. Диагностика представляет собой задания по каждой образовательной области (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие и др.).

На основании вышеизложенных диагностик, а так же на основе собственного наблюдения, мною была составлена психолого-педагогическая характеристика на воспитанника группы «Подсолнушки» Сальникова Ивана (Приложение № 13).

Старшая медицинская сестра совместно с воспитателем группы проводит антропометрию. Антропометрия в детском саду заключаемся в измерении роста и веса ребенка. Антропометрия производится в МАДОУ ЦРР № 136 два раза год в сентябре и в мае. Антропометрия в детском саду нужна для того, чтобы определить, как развивается ребенок (в соответствии с возрастными особенностями) и какой мебелью он должен пользоваться при рассаживании за столами.

Во время практики я проводила практические мероприятия (пробную непосредственно образовательную деятельность для подготовительной группы):

  • · по экологическому воспитанию (Приложение №14);
  • · по развитию речи (Приложение № 15);
  • · по формированию элементарных математических представлений (Приложение № 16);
  • · по художественному творчеству (Приложение №17);
  • · по физическому воспитанию (Приложение №18);
  • · организация досуга (Приложение №19);

Во время практики в МАДОУ ЦРР д/с №136 я выполняла обязанности воспитателя. Осуществляя подготовку к проведению непосредственной образовательной деятельности (НОД) я согласовывала темы НОД с воспитателем группы. Совместно с воспитателем осуществляла планирование работы с детьми с учетом программных требований, принимала участие в изготовлении наглядного и дидактического материала к занятиям. Во время проведения НОД использовала методы и приемы обучения и воспитания детей, полученные раннее в колледже. Совместно с методистом и воспитателем анализировали проведенные мной мероприятия по образовательной деятельности, учитывала все их советы и рекомендации при проведении мероприятий.

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

Сотина О.Ю., педагог-психолог.
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Описание работы: в статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

Проводятся индивидуальные занятия со специалистами;
предусмотриваются услуги тьютора (для ребенка со сложным нарушением);
организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
на основании рекомендаций ТПМПК разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
***
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Индивидуальные занятия проводятся до трех раза в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. На занятии с ребенком проводятся игры с использованием современного оборудования.

Рисование на световом столе.

Для детей с ОВЗ очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.

Лепка фигур из цветного кинетического песка.

Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения.Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ.

Рисование на светящейся led-доске цветными маркерами.

Светящаяся доска создает у детей положительный эмоциональный настрой на работу, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Подсветка доски меняется в зависимости от тематики изображения или желания ребенка. Изображение легко стирается мягкой тряпочкой.

Релаксация с использованием проектора «Звездное небо».

Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.

Тактильные книги, книги с пазлами.

Тактильные книги и книги с пазлами развивают мелкую моторику ребенка, мыслительные процессы, стимулируют речевую активность детей.

Бизиборд для развития мелкой моторики.

Бизиборд является прекрасным средством для развития мелкой моторики и возникновения познавательного интереса. Во время игры у ребенка активизируется мышление, память,внимание, восприятие.

Интерактивная пузырьковая колонна.

Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.

Фиброоптический светильник.

Светящееся фиброоптическое волокно очень притягивает внимание ребенка. К нему приятно прикасаться, рассматривать. У ребенка развиваются тактильные ощущения, восприятие цвета, внимание.


На подгруповых занятиях создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Дети с ОВЗ принимают участия в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями принимают участие в конкурсах.
Таким образом, успешное психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации.

Из опыта работы старшего воспитателя. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Беляева Наталья Владимировна, старший воспитатель
Место работы: МДОУ "Детский сад № 204" г.Саратов

Описание материала: предлагаю вашему вниманию материал о документальном оформлении и организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном учреждении. Материал может быть использован для всех педагогических работников детского сада, работающих с детьми разных возрастных групп.

Одна из задач современного дошкольного образования - индивидуализация воспитательно-образовательного процесса. Если в школе все ясно и понятно, кто усвоил материал, а кто нет, то в дошкольном образовательном учреждении картина совершенно другая. Важно, что сейчас официально озвучена позиция дошкольных психологов, о том, что развитие дошкольников подвижно, нет четких определений чему и когда должен научиться ребенок. Один дошкольник может и в пять лет начать читать, а другой может "созреть" только к школе. Каждый ребенок в дошкольном возрасте имеет свой "маршрут" развития, поэтому и воспитателям сейчас дана возможность более гибкого планирования. В государственном стандарте дошкольного образования даны целевые ориентиры по развитию дошкольника, там сформулировано то, какие качества должны быть развиты у ребенка в предшкольном возрасте, какие ребенок должен получить представления. Но это не значит, что воспитатель не должен следить за развитием ребенка. Должен, ориентируясь на возрастные психологические особенности детей. Мы отошли от требований строго соблюдать программные задачи по усвоению того, что ребенок должен изучать впоследствии в начальной школе и пришли к основной необходимости в дошкольном возрасте - развивать играя. Но если педагог видит, что у ребенка есть затруднения в развитии речи, в социально-коммуникативном развитии, в художественно-эстетическом и низкий познавательный интерес - должна быть организована индивидуальная работа. Я не говорю о случаях, когда с ребенком должен заниматься логопед и дефектолог. Речь идет о потребности некоторых дошкольников именно в индивидуальном общении, об акценте на некоторые аспекты в его развитии.
С чего же начать? Задача педагогического мониторинга выявить таких деток. Низкий уровень в развитии интегративных качеств, в усвоении образовательных областей - это не оценка ребенку, а сигнал воспитателю к организации особой работы с этим дошкольником. После проведения мониторинга для таких детей составляется маршрут психолого-педагогического сопровождения. В его составлении в нашем учреждении принимают участие все педагоги (воспитатель и педагоги-специалисты). Данный материал оформляется в виде таблицы, куда заносятся все виды работ с ребенком в течение года всех педагогических работников ДОУ. Воспитатель планирует индивидуальную работу в вечернее время, продумывает привлечение этого ребенка к персональным игровым задачам во время проведения НОД (например: Октябрь: развитие познавательного интереса, привлечение к совместному изготовлению макета "Дикие животные осенью", совместное изготовление альбома "Удивительные животные"; индивидуальная работа по развитию мышления - подборка дидактических игр и пособий, подготовка индивидуальных заданий на занятии по формированию элементарных математических представлений). Помимо образовательных задач планируется участие воспитанника в мероприятиях различных уровней (праздники в ДОУ, привлечение к участию в различных конкурсах), воспитательные задачи (привлечение ребенка к помощи, дежурству и тд.) Важно не показывать ребенку, что он не может сделать тоже, что и другие дети, а создать ситуацию успеха. Затем планируется работа с родителями - консультации, рекомендации по посещению театра, выставок и т.п., организация совместной деятельности родителей с ребенком, рекомендации по организации жизни дома, по подбору игр и т.д. Это тоже делается на каждый месяц. Специалисты ДОУ также вносят свое планирование в общую таблицу (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) Если с педагогом-психологом все ясно (он планирует как индивидуальные занятия с воспитанником, так и участие его в групповых занятиях), то с педагогами-специалистами может быть сложнее. Ранее такого планирования они не делали. Они, естественно, не могут организовать дополнительную работу с ребенком в вечернее время (кроме кружковой работы), но они могут также продумывать свое особое внимание к ребенку во время проведения своих занятий, чтобы ребенок и здесь мог почувствовать себя успешным.
Помимо таблицы с планированием воспитательно-образовательного процесса карта психолого-педагогического сопровождения (индивидуального маршрута) должна содержать анализ результатов мониторинга, анализ индивидуальных особенностей, анализ причин затруднений в развитии (обстановка в семье, особенности здоровья и т.п.), задачи по развитию на учебный год. С такими детьми обязательно должен быть проведен промежуточный мониторинг для корректировки и анализа эффективности выстраиваемой работы. В конце года пишется анализ результативности психолого-педагогического сопровождения и задачи по дальнейшей работе.
Опишу кратко примерную схему карты индивидуального маршрута:
1. Сведения о ребенке.
2 Анализ проведенного мониторинга.
3. Особенности в развитии, особенности здоровья.
4. Социальное окружение ребенка.
5. Задачи в развитии на учебный год.
6. Таблица с записями воспитателей и специалистов (индивидуальная работа, работа по привлечению к участию в различных мероприятиях, работа с родителями, организация совместной деятельности родителей и ребенка)
7. Итоги промежуточного мониторинга, корректировка проводимой работы.
8. Итоги мониторинга в конце года, анализ результатов индивидуальной работы.
Помимо организации сопровождения для детей, испытывающих затруднения в развитии, для детей с ОВЗ, в нашем детском саду планируется индивидуальный маршрут и для способных детей. Здесь особое внимание уделяется реализации их способностей в тех или иных видах деятельности, дальнейшее их развитие, идущее на опережение. Также планируются индивидуальные игровые задания, какие-либо домашние задания с организацией совместной деятельности ребенка и родителей, привлечение ребенка к участию в конкурсах различных уровней.
Важно помнить, что организация индивидуального маршрута - это не "натаскивание" ребенка по основной образовательной программе, а создание благоприятной обстановки для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него уверенности в себе, положительной самооценки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ СБЕРЕЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

, педагог – психолог МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Радуга» в г. Серпухове

В современном обществе проблеме здоровья и его сохранения уделяется особое внимание. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье детей является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, является показателем социально-экономического развития страны. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Следует отметить, что термин «здоровье» - это понятие широкое, многогранное. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает не только физический компонент, которому чаще всего отдается приоритет, а также психический и социально - нравственный.

Дошкольные образовательные учреждения – это важное звено, где необходимо реализовывать здоровьесберегающие технологии, обеспечивая заботу не только о физическом здоровье, но и о психологическом благополучии своих воспитанников. Важным условием, способствующим сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, является психологическая компетентность всех участников образовательного процесса, так как одной из основных ее составляющих является представление о способах гармонизации эмоционально – волевой сферы.

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47 «Радуга» с приоритетным осуществлением деятельности по оздоровлению, физическому и интеллектуальному развитию детей, ведется направленная психолого - педагогическая работа по повышению психологической компетентности всех участников педагогического процесса, путем обеспечения специально организованного воздействия на дошкольников, создания соответствующих условий и психологического просвещения педагогов и родителей.

В целях повышения психологической компетентности были определены следующие направления работы:

Создание атмосферы психологического комфорта, условий переживания эмоционального благополучия для обеспечения возможностей удовлетворения социально – ориентированных потребностей участников образовательного процесса (чувство защищенности, безопасности, повышение самооценки, потребности в признании и т. д.);

Повышение психолого – педагогической культуры педагогов, детей, родителей, посредством тренинговых, групповых, индивидуальных занятий, бесед, консультаций, лекций в целях совершенствования работы по укреплению и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

Преобразование предметно – пространственной среды, предусматривающее организацию и оснащение уголков психологической помощи в группах ДОУ в соответствии с целями безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка;

Разработка научно – методического обеспечения воспитательно – образовательного процесса с использованием уголков психологической помощи в разнообразных видах деятельности .

В соответствии с данными направлениями и в рамках программы «Здоровые малыши», разработанной и реализуемой в ДОУ, была составлена программа психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса, которая включает в себя:

1. Диагностика эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития воспитанников ДОУ.

2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми: составление индивидуальных, групповых коррекционно – развивающих программ и проведение занятий, включающих элементы психогимнастики, тренинга, ролевых и подвижных игр, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, песочной терапии.

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, коммуникативные, игры - драматизации;

Организация физкультурно – оздоровительных мероприятий : подвижные игры, динамические паузы, спортивные игры;

Психогимнастика: мимические и пантомимические этюды;

Психомышечная тренировка;

Элементы арттерапии: рисование, музыкально – ритмические движения;

Элементы песочной терапии;

Посещение уголков психологической разгрузки.

В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятий, дошкольники, нуждающиеся в коррекции эмоционально – личностной сферы (гиперактивные, тревожные, агрессивные), приобретают умение осознавать свои эмоции, различать и объяснять эмоциональное состояние других людей; учатся приемам саморегуляции, адекватно проявлять в общении свои эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

3. Активное взаимодействие с родителями воспитанников, психолого – педагогическое просвещение, вовлечение их в педагогический процесс: консультации, беседы, организация мастер – классов, тематических выставок – где родители могут выступать в роли помощников, консультантов, организаторов мероприятий. Такое совместное взаимодействие родителей и педагогов необходимо для создания единой воспитательной среды, способствующей раскрытию потенциальных возможностей каждого воспитанника ДОУ. Родители, принимая активное участие в жизни своих детей, начинают лучше понимать их, налаживают взаимоотношения . Педагоги больше узнают о своих воспитанниках, что позволяет подобрать наиболее эффективные средства и способы воспитания и обучения. Дошкольники ощущают себя более уверенно, спокойно, что положительно сказывается на всем воспитательно –образовательном процессе.

4. Психолого – педагогическое просвещение педагогического коллектива ДОУ: беседы, мини – лекции, консультации, тематические семинары, занятия с элементами тренинга с целью повышения теоретических знаний, приобретения практических навыков по предупреждению и разрешению детских конфликтов, взаимодействию с «особыми» детьми в ДОУ; активизации деятельности педагогов по оформлению и научно – методически обоснованному использованию игровых материалов уголков психологической помощи.

5. С целью преобразования предметно – развивающей среды, в группах ДОУ организованы уголки психологической помощи.

Работа по организации и оснащению таких уголков в группах ДОУ основывалась на следующих принципах:

Активности, самостоятельности, интереса, творчества: предоставление воспитанникам ДОУ возможности самим изменять окружающую их предметную среду, использовать сформированные ранее навыки и умения в самостоятельной деятельности, развитие познавательно – ориентационной активности, стимулирование потребности дошкольников самостоятельно решать возникшие проблемные, конфликтных ситуации;

Гибкости и управляемости среды: создание условий для проявления творческой, преобразующей активности дошкольников; предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать различные составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Личностно – ориентированного, индивидуального подхода: учет индивидуально – личностных особенностей, выявление положительных личностных качеств, раскрытие потенциальных возможностей, формирование позитивной Я – концепции воспитанников ДОУ.

Оборудование психологических уголков осуществлялось с учетом принципа зонирования пространства, то есть было условно разделено на блоки в соответствии с целями развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. Для оформления интерьера всех уголков использовались комнатные растения , подобранные в соответствии с возрастом детей, так как зеленый цвет благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

1. В зоне психологической разгрузки оборудованы уголки уединения, где каждый ребенок может успокоиться, побыть один, поиграть или отдохнуть. Для комфортного пребывания дошкольников в группе, уголки оснащены бескаркасной мягкой мебелью, подушками и ширмами. Оформлены фотоэтюды из семейных и групповых фотографий. Игры с любимыми игрушками успокаивают расшалившихся детей, а также способствуют комфортной организации режимных моментов в период адаптации. Дети чувствуют себя в этой зоне уютно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

2. Сенсомоторная зона. Для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева, предусмотрено оснащение уголков боксерскими грушами, мягкими пуфами, «подушками для битья», ковриками «злости», с помощью которых можно справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие могут такие игровые материалы как “Мешочки для криков”, “Стаканчики для криков”.

Для снижения тревожности организованы уголки с «сонными игрушками», которые чаще всего используются в адаптационный период.

Повышению самооценки неуверенных в себе детей способствуют «медали для награждения» - таким образом ребенок получает положительную эмоциональную подпитку, возможность побыть в центре внимания.

В целях обучения дошкольников приемам саморегуляции, выработки умения владеть собой используется представленная в уголках аудиотека релаксационной направленности и набор текстов для релаксаций и визуализаций , клубки с разноцветными нитками, теннисные мячи, предметы для перевоплощений (волшебные палочки, шляпы, накидки и др.). Игры с «Мешочками настроений» помогают научить детей избавляться от плохого настроения в приемлемой форме, «Коробочки добрых дел» воспитывают доброжелательность, чуткость, побуждают детей совершать добрые поступки. Для формирования положительного отношения к сверстникам, используются театрализованные игры, настольный и плоскостной театр, театр перчаточных кукол.

Организованные в психологических уголках игры с песком и водой, пуговицами, разнофактурными материалами, сухие бассейны успокаивают, расслабляют, снижают уровень нервно – психического напряжения, способствуют сенсорному развитию воспитанников.

3. Зона эмоционально – развивающих игр формирует у детей умение доброжелательного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими. Научить дошкольников разным способам примирения помогут такие игры как: «Коробочка примирения», «Коврик примирения». С помощью настольно – печатных игр можно переключить внимание возбужденных детей на более спокойную деятельность, развивать у них волевые усилия, повысить уверенность в себе и своих силах у замкнутых детей. Такие игры как: «Твистер», «Гусеница» воспитывают навыки сотрудничества, умение согласованно действовать в команде.

В уголках настроения дети могут показать свое эмоциональное состояние – каждый ребенок выставляет ту картинку, которая соответствует его настроению в данный момент. Педагоги имеют возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка.

Таким образом, в МДОУ «ЦРР – детский сад № 47 «Радуга» осуществляется комплексная работа по сохранению и укреплению психологического здоровья своих воспитанников, которая выражается в непрерывности и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Итогом систематической психолого – педагогической работы является стабильность и благополучие общего эмоционального состояния всех участников воспитательно - образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Веприцкая внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. . – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

2. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / , . – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Библиотека психолога образования).

3. Крылова пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. . – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.

4. , Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000

5. Соседенко предметно – развивающую среду. Дизайн – проект Психологический уголок // Справочник старшего воспитателя. – М.: , 2011, № 1, С.36 – 44.

6. Чистякова / Под ред. .-2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 19с: ил.