А зачем казакам нужен был оселедец.

Прическа казака — чуб, чуприна или стрижка "под макитру" (горшок) — это не просто элемент образа. За каждым способом стрижки стоит целая легенда. В этой статье мы поговорим об истории появления своеобразных причесок и значении их в жизни казачества.

Чуб Тараса Бульбы

Для начала давайте вспомним о том, какова была внешность одного из самых известных казаков в литературе. Тарас — это пожилой мужчина, голова его обрита, но есть чуб (оселедец). Эта прядь волос совсем он бреет, но зато отрастил длинные свисающие усы. Его лицо исписано шрамами, которые он получил в бою. Как видите, один из самых яркий представителей казачества носит традиционную прическу — чуб.

Разновидности причесок

Волосы для казаков имели особое значение. Никто не давал указаний носить казакам чуб, но для них это было знаком принадлежности к одной общине, роду, станице. Шапку воины также всегда носили, нахлобучив на одну сторону.

Давайте же разберем, какие именно прически носили казаки и в чем их отличие. Среди широко известных можно выделить такие:

  • хохол;
  • чуб "оселедец";
  • стрижка "под чуприну";
  • "скобка", прическа "под горшок" или "под арбузную корку".

Хохол

Обычай носить такую прическу был в основном у казаков-черкесов. Стрижку «хохол» делали мальчикам, которые прошли обряд инициации. После того как ребенка посвятили в воины, по краям его голову гладко брили, а посередине оставляли то, что сейчас принято называть «ирокезом». Такой хохолок и стал основанием для немного насмешливого прозвища славянских воинов. Интересно, что у живших по соседству персов слово «казак» и имело значение "хохолок".

Оселедец

Чуб "оселедец", или чуприну имели право носить только воины, которые «понюхали пороху». Это не просто прическа, а древний обряд. У норманнов, к примеру, это было посвящение в служение богу с одним глазом - Одину. Считалось, что такую прическу носил сам одноглазый владыка и все его войско. Есть документальные подтверждения тому, что воины-язычники князя Святослава Киевского носили такие же прически.

Как выглядел казак с чубом? Известно, что художник Репин, изображая в 1880 году казаков на одноименном полотне, явно ошибся. Если рассмотреть картину, то можно увидеть что оселедцы у казаков какие-то очень тонкие, похожие на китайские косички. К тому же они заложены за правое ухо, что было непозволительно. Есть, правда, на картине запорожцы и со стрижками "под горшок".

Как выглядел оселедец?

Вся поверхность головы полностью обривалась, а над самим лбом спереди оставляли пучок волос. Он имел ширину, которая равнялась трем пальцам, и длину как минимум в три-четыре пальца и более. Некоторые казаки отращивали достаточно длинные чубы. Во время боя они развевались на ветру и устрашали противника.

Прически "хохол" и чуб-оселедец было принято носить на севере Украины, к примеру на Черкащине.

Какое значение казаки придавали чубу?

Носить такую прическу казака, как чуб, имели право только бывалые воины. Считалось, что чем больше на войне прошел мужчина, тем более длинной может быть прядь волос. Таких казаков так и называли «чуприндерами». Молодые воины свои чубы подстригали.

Существовал обычай закладывать казацкий чуб исключительно за левое ухо. Считалось, что на правой стороне у воина сидит ангел, а на левой черт. Вот его и смахивали запорожцы своими длинными прядями волос.

Воины, которые чтили казачьи традиции, или, как их тогда называли, традиции «низового товариства», считали чуб знаком отличия, таким же, как шпага, медаль, орден.

Некоторые историки считают, что казачий чуб в Киевской Руси был признаком принадлежности к знатному роду. До наших дней дошло описание сына княгини Ольги - Святослава Игоревича, в котором говорилось о том, что у великого полководца была лысая голова, и только на одной стороне оставался локон волос. Также у князя были длинные висячие усы и одна большая серьга в ухе. Все три признака относились к облику запорожских казаков.

Что же означает слово "чуб"? Есть версия, что оно произошло от персидского слова «чоб». Оно означает гроздь или пучок. Для казака такая прическа была визитной карточкой или паролем. Куда бы ни занесло бравых воинов, а своих они всегда могли узнать по традиционной прическе.

Кроме того, казаки считали, что в волосах есть энергетическая сила, а значит, полностью обрезать их — лишиться защиты. В народе также ходит поверье, что чуб нужен казаку, чтобы после того, как он падет на поле брани, ангел смог его поднять и отнести в рай.

Его также называли «искупительным». Существовала еще одна легенда, в которой речь шла о том, почему у казаков такая прическа. Чуб — это прядь волос, за которую Господь должен был достать из адового котла казака, поскольку человек, который убивает людей, пусть они и являются врагами, не может быть чист перед небом.

Стрижка "под чуб" или "чуприну"

Эта прическа возникла после того как татары разгромили Русь, а большая часть русских княжеских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Позже оно превратилось в Речь Посполитую, что в переводе означает «Республика Объединенная».

Прическа "под чуприну" создавалась очень просто. Шевелюра наголо обривалась надо лбом, на висках и на затылке. Часть волос размером с ладонь взрослого мужчины оставляли на макушке. Их расчесывали, равномерно распределяя по всей голове, и стригли по кругу. Складывалось впечатление, что голова полностью покрыта волосами, однако при порыве ветра, оголялся череп воина. Это делало его облик более воинственным и диким. Такую стрижку носили по большей части:

  • свободные крестьяне;
  • помещики;
  • городские жители.

Была также разновидность этой стрижки, которая имела название "под чуб по-польски". Отличие было в том, что здесь прядь волос оставляли повыше. Прическу носили в основном паны, но, видимо, своих крепостных они стригли так же. Отсюда и взялась поговорка о том, что когда паны дерутся, то у холопов чубы трещат.

Все же "под чуб" чаще всего стриглась знать. Такую "прическу казака" носили князья, которые относились к литовскому, польскому и русскому роду.

Стрижка "под чуприну" также была актуальна и в Молдавии в 1595-1606 и позже. В это время там правил господарь Иеремия Могила. Он приходился дядей Петру Могиле. Такую стрижку предпочитал он сам, и с такими же прическами были изображены на картинах его дети, Александр и Константин. В старину Молдавия звалась Шипотской землей и входила в состав Киевской Руси. Главы государств звались господарями и все были русского происхождения. Иван Пидкова — легендарный казацкий гетман — были из рода молдавских господарей. Турки, которые, как известно, воспитывали из христианских мальчиков янычар, также стригли их "под чуприну".

Стрижка "под макитру"

Также она имела название "под горшок", "под арбузную корку". Выполнить ее было очень просто. На голову надевалась какая-то округлая емкость или та же арбузная корка. Все волосы, которые выглядывали из-под нее, остригались. Эту прическу носили по большей части казаки среднего Дона и Яика. Образ кузнеца Вакулы - яркий пример представителя казачества со стрижкой "под горшок".

Борьба царей с прическами запорожцев

Русских правителей раздражали прически казаков. Петр 1 издал указ сбрить усы и чубы. От этого можно было только откупиться крупной суммой.

Екатерина 2, которая не очень жаловала казаков, называла чубы "селедками". По-украински это звучит как "оселедець". В моде в то время были накрахмаленные огромные парики с локонами, и казаки смотрелись на этом фоне весьма странно.

Значение волос для казаков

Волосы, которые остаются после стрижки, несут информацию о человеке, поэтому с их помощью можно причинить вред владельцу. Казаки верили в это. После стрижки они закапывали их в землю, ведь часть шевелюры могла попасть к врагу, который может навести порчу на хозяина.

До наших дней дошел казачий обычай первый раз подстригать мальчика, когда ему исполнится год. В процессе участвует крестная мама, которая и стрижет малыша, и другие родственницы. Родная мама в процедуре участия не принимает.

Обычаи казаков, связанные с волосами

Когда воины хоронили друга, который был предательски убит, они вырывали из чуба по клочку волос и кидали в могилу. Это означало, что они обязательно найдут убийцу и отомстят.

У Гоголя также упоминался чуб Тараса Бульбы и проклятие. Старый отец вырвал клок волос из головы и проклял тот день, когда породил на свет божий предателя.

Но казаки знали, что Господь запрещает думать о мести, и поэтому понимали, что обрекают и себя. Если воин решил мстить, то знал, что теперь не попасть ему в рай, и что покоя ему не будет ни на том свете, ни на этом. Поэтому, наверное, и погиб гоголевский Тарас Бульба.

Традиции, связанные с внешностью и одеждой

Особое отношение у казаков было к шапкам. Потерять ее означало потерять голову. В нее зашивали иконы, а за отворот клали важные документы. Сбить шапку с головы, так же как и снять платок с женщины, — кровная обида, за которую мстили.

Казаки носили несколько видов головных уборов: или фуражку. На первую нашивались награды.

Когда казаки собирались в круг (на совет), то голосовали шапками. Шапку также закидывали во двор девушке, к которой собирались засылать сватов. Называли таких "хваленками". Девушка должна была взять папаху и положить на стол перед отцом. Если она клала ее дном вниз, то это означало, что она согласна на замужество, а если вверх, то нет.

Если казак погибал на войне, его папаху или фуражку приносили в дом и клали на божницу. Если воин решил взять в жены вдову с детьми, то он приходил к реке и кидал в нее папаху погибшего с клятвой беречь и любить его жену и защищать детишек.

По уставу, казак обязан был тщательно следить за своей внешностью. Это должно было войти в твердую привычку, поскольку на войне несоблюдение гигиенических норм могло привести к заражению и гибели.

Старший по званию мог прямо на улице остановить казака и попросить показать, насколько чисты ноги или белье бойца. Делалось это также с целью предотвращения болезней, которые в полевых условиях разносились очень быстро и могли стать причиной смерти целого полка.

Давно хотел написать, точнее спросить, да все откладывал.

Итак, на картинке сверху видим две диаметральные прически, к чему бы это?

Краткие сведения:

Оселедець:

Длинные усы и немного поседевший оселедец украшал лицо признаками опыта и покоя , а серебряная булава, которая блистала в его сильной руке, напоминала всем о большой власти запорожского кошевого атамана...

Оселедец , что не говорите, не просто атрибут, не средневековая мода - это признак отличия, определенного статуса.

другой вариант - Коса на голове - это знак, что воин находится в состоянии священной войны и готов в любую минуту умереть за свою землю и род.

Чуб (оселедец ) это не тюркская и не типичная словяно - норманнская фризура , ведь варяги голову не брили и даже заплетали косички, а если китайцы и японцы тюрки (они тоже брили голову ) - то я всевышний мессия буда-алах-ярило . Это же откуда пошел чуб? Давайте попробуем разобраться

Но у некоторых норманов тоже были чубы! Но у каких норманнов? Обычно у тех, которые общались со славянами. На голове у норманнов такая прическа была признаком знати - ярлов. Норманны, которые завоевали Англию имели выбритые головы и широкий чуб спереди. Такая прическа была распространена среди кельтов. Последние считали длинные копны волос, как признак божественности. В IX ст., при династии Каролингов, франкские воины носили прическу, которая напоминала чуб-оселедец.

Питалися козака: "Що то за причина,

Що в вас гола голова, А зверху чуприна?"

"А причина то така: Як на війні згину

— Мене ангел понесе

В небо за чуприну".
Чубы также носили древние германцы - готы (остготи), которые жилы в степях современной Украины России и Белоруссии, потому эта прическа была распространена среди скандинавов и русичей.
Славянская языческая идолография практически не знает длиннобородых богов и вовсе не знает длинноволосых.Славянские племена изображали своих идолов с усами, но без бород (Перун, у которого „ус злат”). На миниатюрах Радзилловской летописи у Перуна усов не видно, как и бороды. Зато выразительно заметен чуб-оселедец, совсем по-запорожски ниспадающий к левому уху. Историки утверждают что, Русы (скандинавы) Киевской Руси IX-XI ст. брили бороды и головы. Придерживаясь княжеской военной традиции, запорожцы, равно как и войско варяга Святослава, брили голову и бороду, оставляя усы и чуб.
Нужно здесь сказать, что в средневековой Европе христианская церковь выступала против обычая “выращивать на лице щетину”в отличии от православной. Козьма Пражский, описывая знатного чеха времен Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. „Великая хроника”, описывая последнего представителя родовой знати на польский престол - Котишко, говорит, что его голова была голой, за исключением одного клока волос на маковке - полная аналогия со Святославом. Похожая прическа у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Почти сородичи славяне и балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. На средневековых изображениях пруссаков видим бритые бороды, длинные усы и коротко подстриженные волосы (иногда распознаются чубы). В иконографической традиции Литвы изображения Ягелло (Ягайло) очень происходит на князя Святослава. Такой же был и общий вид литовской шляхты того времени.
На острове Мальта в часовне Арагона есть интересным надгробием Большого магистра Мальтийских рыцарей Николо Котонера, выполненный скульптором Доменико Гвиди (1628—1701). Один из Атлантов, что поддерживает это надгробие, похожее на запорожца, который разрывает путы. Искусствоведы сходятся в мнении, что это изображение литовского князя Радивила (смотри рисунок), который был гребцем на галере в турецком плену, и которого позже освободили мальтийские рыцари. И опять вопрос: почему у князя казацкая прическа?

То есть мы пришли к выводу, что чуб то был признак как-то класса людей у разных народов, но какого?

Шведский историк Йоган Гербиний в описании давнего мира вспоминает борисфенитив-косоносцев (жителей бассейна Борисфена-Днепра). Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком. В целом следы распространения оселедца в мире заметны по мере расселений арийских племен из Надднепрянщины.
В Мизине, на берегу реки Рось, украинские археологи нашли старейшее в мире антропоморфное изображение с чубом, вырезанное на кости мамонта. Возраст изображения — 20 тысяч лет. Но историографией даже вспоминать об этом изображении не желает. Ведь эта находка убедительно доказывает, что родиной арийских племен была именно эти земли.
У арийских племен, которые в давние времена переселились в Индию, эта прическа была признаком военной касты — кшатриев. Кшатрии носили ее еще четыре тысячи лет назад. У них она имела название „шикхандака" и была она свойственна индийскому богу ветра, Кришне (как символу воинства). Считается, что эта прическа символизировала солнечный луч, знак солнца. Кроме того, чуб, который формой напоминает шлык на казацкой шапке, свидетельствовал о пренебрежении кшатрия к смерти. Ведь через чуб бессмертная душа его поднимется к солнцу.
Лишить чуба казака считалось наибольшим позором. О чрезвычайно высоком статусе этой прически у запорожцев свидетельствует и сурово регламентированный способ ношения чуба, закрученного именно за левое ухо.
Чуб непременно носили за левым ухом, как все отличия и награды, - объяснял прежний запорожец Антин Головастый Великому князю Константину Павловичу, — саблю, шпагу, ордена и др. носят слева, то и чуб, как знак рьяного и отважного казака, следует также носить слева". В Украине существовал даже специальный термин „чуприндир" — храбрый, как запорожец, который носит чуб на голове.
Нет ни единого сомнения, что первые казаки были язычниками, но потом, неизвестно при каких обстоятельствах, часть приняла христианство. И еще одна мысль, которая постоянно мозолит мне голову - Государство наших предков, которое европейцы называли РУСЬ никто не мог завоевать, тогда решили расколоть ее внутренне и ввели христианство, которое втолковывает нам с детства, что мы рабы божьи!...
Самый известный язичник-характерник - Сирко.

Добровольный раб или хозяин своей судьбы? Кем Вы хотите быть? Решайте.

А это Вам что-то напоминает?:
Рабочий день закончился, и рабы, которые работали на плантации, разбрелись по своим жилищам. Во время ужина они разговорились: - Нужно что-то с хозяином делать. Он нас так в могилу загонит! - Так, если бы от него как лишиться... И так сказал к ночи. А когда все наговорил, довольные пошли спать, набираться сил. Ведь завтра нужно идти на плантацию продолжать работать...

Фото чубов других народностей:

Святослав Завоеватель. Князь Руси в годах 964-972.


Варяг из войска Святослава Храброго

Большинство франкских, сакских, вандалов и других воинов средневековой Европы заплетали шевелюры в косы и брили затылок

Cлов’янско-норманская прическа-чуб воина Киевской Руси времен князя Святослава.

Русский воин

Широкая разновидность норманского чуба

Воины германского племени англов носили прическу, которая напоминала оселедец. (Кадры из шотландского исторического фильма „Winter Warrior” Palm Tree UK Ltd.)

Запросто, с маху, можно сказать так: тонзура - это специально выбриваемая лысина на темени католических монахов. Собственно tonsura переводится с латыни как стрижка или бритьё. Тонзура фигурировала в христианстве задолго до раскола на католичество и православие, да и в православии иногда темя брили - это называлось гуменце . Вот что говорит по этому поводу Даль :

гуменце также самое темя головы, маковка, верховка, выстригаемая у священно- и церковнослужителей, при посвящении их; встарь выстригалось на постригах, при возмужалости отрока вообще; ныне крестьяне, склонные к староверству, особ. ниж. выстригают гуменце.

Наиболее полно о разных формах тонзуры рассказано :

Тонзура (лат. tonsura) - остриженное место на макушке у католических духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г. Т. различалась двух родов: Т. апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и Т. апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Первый род Т. был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Т. апост. Иакова) - также у британцев и ирландцев; второй род Т. общепринят в западной церкви у монахов и священников. В настоящее время Т. обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиной с гостию, у епископов - еще большие, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос над лбом.

О происхождении тонзуры единого мнения как-то нет. Похоже, в нынешнюю форму тонзуры слились самые разные обычаи укрощения растительности на голове, пришедшие в христианство из разных культур. Вот, товарищ Бондаренко пишет:

Тонзура ирландских (и британских до н. IX в.) монахов, которая также вызывала раздражение в Риме (передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, на остальной части головы волосы не стриглись) была, судя по пассажу из Книги из Арма, заимствована у друидов...

Вот что пишет по этому поводу товарищ Блаватская (КОРНИ РИТУАЛИЗМА В ЦЕРКВИ И МАСОНСТВЕ ):

Макушка голов у жрецов Анубиса /египетское божество с головой собаки и телом человека, проводник души в царство мёртвых - прим. ДМ/ была обрита (Ювенал) — отсюда произошла тонзура...

Впрочем, если верить Блаватской, у нас вообще всё хоть сколько-нибудь мистическое - из Египта:::) А вообще, что символизирует тонзура? http://mirslovarei.com/content_sim/Tonz ura-874.htmlвполне светло и мистично:

Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять символику солнечного диска, короны и купола храма. В христианстве она символизирует терновый венец и отказ от плоти.

Однако, масоны, например, проводят здесь параллель со световым окошком в крыше храма - в их интерпретации тонзура есть готовность немедля воспринять низошедшую благодать. Думается, если проследить исторические корни, можно будет добраться и до того, что это - просто бритьё волос над Сахасрара-чакрой...

Боевая прическа славян меняет характер мужчины,делает его отважным,мужественным,бестрашным и вызывает панический страх у наших врагов

Благосостояние, уровень жизни и мировоззрение общества отражаются на человеке, в том числе и на причёске.

После распада Советского Союза настали времена мелких воришек или шпаны, которая проникла везде и насытила ауру всей страны уважением к ворам, мошенникам и подонкам, мужчины начали стричься под уголовников, т.е. налысо. Причёска отображает государственную политику. Телевидения, заполнили не очень приятные физиономии, которые точат гнусно вульгарные анекдоты на всю страну.и соответственные передачи и фильмы. А ведь не так давно анекдоты точили, в основном, в тюрьме от безделья. А сейчас в уважении в нашей стране - авторитеты, то есть преступники.

Вот и ходят до сих пор многие лысые по подобию уголовников, чем и подтверждают направления общества. " Но всё же можно изменить общество обыкновенной мужской национальной причёской. Старинная славянская и казацкая причёска, усы и чуб (оселедец), является боевой прической воина и даже царской причёской. Эту причёску носил царь Святослав, который погиб, в Запорожье. защищая Русь. Великий Князь Святослав был воином и соответственно носил боевую прическу славян. Без такой прически славянин не воин,а баба."

Отсюда и унаследовали запорожцы боевую и царскую причёску и много веков царствовали, и не только на Украине. И если все мужчины на Руси будут носить боевую и царскую причёску, усы и чуб, то славяне будут царствовать не только в своей стране но и во всем мире. Кроме этого, есть сведения, что такая причёска была у грозного Бога, громовержца, защитника славян - Перуна. Вот так просто можно изменить жизнь к лучшему, стоит только захотеть нашим мужчинам изменить причёску. Попробуйте и убедитесь в этом сами.

У нас сейчас такое время,что каждый славянин должен стать воином ибо мы порабощены и нам надо освобождаться. Эта боевая прическа не только идет славянам,она делает их красивыми и мужественными, и по этой прическе легко можно будет узнать своих, кстати если инородец сделает такую прическу,то она ему идти не будет, ибо он будет похож на обезьяну.

Также борода изменяет не только характер, но и жизнь мужчины и общества в целом. Если бы все мужчины страны носили бороды, то это была бы страна мудрецов и святых. Человек полностью меняется в зависимости от его причёски. Борода даёт мудрость и достоинство, усы и чуб (оселедец) - отвагу и бесстрашие. Борода для мужчин очень полезна в свободном обществе, где нет внутреннего врага.

Существует закон обратной связи. Изменят мужчины причёску - и изменится наше общество. Если с верхов нельзя что-либо изменить, то тогда низы должны менять себя, и верхи станут соответствовать обществу, которым они управляют. Поэтому если кто желает стать воином и потом по-царски пожить, то подстригитесь под чуб и оставьте усы. И вы будете знать, что такую прическу носил самый сильный Бог-Перун, царь Святослав, славные герои Запорожские казаки и Вы. Разницу вы почувствуете кем вы были и кем вы стали. И вас никто больше не сможет дурить и эксплуатировать.(правильный чуб должен быть не сзади,а спереди, на три или четыре пальца шириной от макушки до лба)

Будьте счастливы!

С уважением ко всем Михаил Левадный
P.S. Распространите эту статью по всем сайтам.

Первых «чубатыков» вживую я увидел в конце 1980-х, когда пробудилась волна национального возрождения (до этого казаков с оселедцами видел в советском детстве только в книжках и на УТ-1 во время фольклорных программ). В 1990 г., когда мы со всей Украины съехались на Запорожские земли на могилу Ивана Сирка, с чубами было много и молодых хлопцев, и убеленных сединой старцев. Постепенно мода на оселедцы стала расширять географию. Как-то в метро я встретил современного парня, с ноутбуком подмышкой, по модному одетого и в стилизованной рубашке-вышиванке, а на голове у него стильный оселедец! И такие примеры уже не редкость, а данность. Прически оселедцы можно смело называть украинским брендом.

С первых дней Евромайдана, в здании мэрии, где разместились протестующие, даже открылась парикмахерская, где выбривают тризубы и оселедцы на головах. В помещении Киевской госадминистрации работают два парикмахера. Они выбривают всем желающим украинские модные прически.

Кроме тризубов, мастера могут выбрить традиционный украинский “оселедец”, или в кратчайший срок сделать стрижку “под горшочек”. Стильная услуга пользуется “шаленым попитом” у протестующих.

Но, не только революционный дух вывел моду на оселедцы на новые рубежи. Украинские парикмахеры намерены продвигать во всем мире национальные прически. Вице-президент Союза парикмахеров Украины Людмила Абрамова еще три года назад сообщила газете «День» , что в последние годы среди женщин и девушек все более популярной становится плетеная коса, независимо от формы укладки и цвета волос. «На всех конкурсах и в повседневной работе, сказала она, мы пропагандируем косы в современном виде.

Украинский «оселедец» - как креативная прическа - тоже постепенно входит в моду среди молодых мужчин».

Современный оселедец - это не обязательно чуб с высоко выбритыми висками. Так, во время отборочного тура чемпионата по парикмахерскому искусству «Молодые таланты Украины», который проходил в Днепропетровске, мастера предлагали самые различные варианты мужских стрижек в номинации «ОSеледець international». Многие участники конкурса и члены жюри, рассказала Л.Абрамова, обратили внимание на очень интересную стрижку, при которой на затылке оставляют свободную прядь волос. «Если Всемирная организация парикмахеров увидит в этом нечто новое, то мы попадем на конкурсы с новым названием стрижки - «оселедец», - подчеркивает Абрамова. - Ведь, по большому счету, оселедец, так же, как и коса - это способ продвижения нашей национальной идеи в мировом парикмахерском искусстве».

На футбольном чемпионате Евро-2012 украинские парикмахеры также пропагандировали оселедцы среди болельщиков. И похоже, эта идея не только прижилась в Украине, но старинная казацкая причёска получила второе рождение. Оселедец Киевской Руси и Запорожской Сечи сегодня уже стал трендом среди молодежи.
Сегодня казацкими чубами никого не удивишь, они разных форм и модификаций. Видел «хохлатых» ребят в Донецке, Сичеславе (временно Днепропетровск), во Львове и Житомире, Одессе и Харькове, и даже в Крыму! Олимпийский чемпион по боксу Александр Усик из Симферополя своей визитной карточкой сделал оселедец. Кстати, серебряный призер Олимпиады в Лондоне еще один украинский боксер Денис Беринчик тоже выступал с оселедцем. Можно смело говорить о некоей оселедцемании, покорившей Украину.

*******
Википедия трактует чуб (Чупрун, Чуприна), как прядь волос, вихор, хохол. Этот термин может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей (такой, как айдар у скифов, сарматов, казаков).
Бытует мнение, что чуб первоначально являлся ирокезом, который носили войны на территории Украины. Со временем ирокез превращался в прядь в следствии старения и утраты волос. Продолговатая форма ирокеза заметна на многих картинах. В фильме "Пропала грамота" также хорошо прослеживается ирокез на головах главных героев.

Украинские чубы очень хорошо описаны в книге Яворницького Д. І. Історія запорозьких козаків. - К.: Наукова думка, 1990. - Т.1

Оселедец носил и легендарный киевский князь Святослав. Свято¬слав был первым из династии Рюриковичей, кто называл себя не на варяжский, а на славянский манер. Норманы к его рождению уже прилично ославянились и пустили руськие корни на Руси.

В Киевской Руси чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего руського полководца Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".

Встреча руського князя с императором Византии, как описал ее очевидец

У Святослава был брат - Глеб. В отличие от Святослава, Глеб, как и княгиня Ольга, уже был христианином. Его также изображали с чубом:

Многие исследователи говорят об арийских корнях украинских оселедцев.

Владимир Супруненко на сайте "«Корчма Тарас Бульба» пишет:

«Трезубец – один из государственных символов Украины, ее герб. Знак этот очень древний, официальное происхождение его ведется от Рюриковичей и князя Владимира, а корни уходят в доисторические времена. Путешествуя по Индии, я обратил внимание на то, как похожи изображения «тришула» – атрибута бога Шивы – и украинского трезубца. Впрочем, стоит ли удивляться, ведь происходят эти изображения из общих арийских источников. И это не единственное совпадение. Вы только посмотрите на прически индусов, готовящихся к священному омовению в водах Ганга. Ничего не напоминает?

Зачем индусу чуб-«оселедец»?

…В одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Это не касается священного Ганга, смывающего все грехи и дарующего благодать телу и душе. В Ганге можно совершать омовения бесконечно. Весь город расположен на западном берегу Ганга – кстати, на трех холмах, которые олицетворяют три острия трезубца Шивы. На его набережной, вовсю кипит жизнь. И связана она, прежде всего, с рекой. Перед тем, как совершить омовение, нужно привести в порядок голову. То, что внутри нее, и то, что на ней растет. Работы цирюльникам хватает. Моя походная щетина сразу привлекла их внимание, однако я стойко отказывался от услуг брадобреев, лишь наблюдая за тем, как перед ними склонял головы и млад, и стар.

Тело перед ритуальным омовением должно быть тщательно обрито. Наиболее рьяные ревнители обычая сбривают все, вплоть до бровей и ресниц. Однако многие мужчины, обрив наголо макушку, все же оставляют на ней пучок волос. Я присмотрелся к одному худощавому скуластому индусу, который после бритья сидел на ступенях и смотрел на реку, и вдруг увидел… кошевого Ивана Сирко. В другом мускулистом полнотелом паломнике с задиристо торчащим хохолком на голове угадывался… казак из свиты Тараса Бульбы.

Я, естественно, не мог не поинтересоваться его названием: у индийцев (на хинди) – это «чутия», у непальцев – «тупи». Именно за эту характерную прическу украинцев называют «хохлами», как же тогда называть жителей Индостана, украшающих головы хохолками? У индийцев они, правда, по сравнению с казацкими оселедцами, которые можно было закручивать за ухо, коротки и жидковаты. Но вполне возможно, что у древних ариев чуприны были подлиннее. Ведь именно они могли быть родоначальниками этой прически, которую впоследствии переняли многие кочевые народы. Как известно, касты появились в Индии после прихода туда ариев. Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, ремесленники) и шудры (крестьяне) отличались не только родом занятий, образом жизни, но и обликом. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос на затылке. Возможно, поэтому их называли шикханди – чубатыми (от слова «шикханда» – чуб). «Шикха» в центре головы считалась символом превосходства и чистоты. Она обозначала «дваждырожденных» (для воина, который часто встречался со смертью, очень важна была именно эта символика).

«Чубатый идет, беду за собой ведет» – так нередко высказывались о казаках враги. Что ж, развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля. В Бенгалии я встречал памятники индийским вождям и воинам-героям. Многие из них были удивительно похожи на украинских казацких предводителей. «Чубатые» арии когда-то пришли к берегам Ганга со степного севера. Они не только «привели» с собой беду, не только были завоевателями. Многие арийские традиции и обычаи стали частью мировых культур, а некоторые по-прежнему живы на берегах Ганга и Днепра».

*****
Оселедец вызывает приступ злобы украинофобов - евразийских имперцев. Редкий тролль блогосферы пропустит тему казацкого чуба мимо себя. Вбросы в основном такие: мол, чубы – это тюркское наследие. В качестве ответа поделюсь с постом Лайвжурнала:

Позичив звідси smelding at ОСЕЛЕДЦЫ - ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО ТЮРОК

И снова о вечнозеленой теме оселедцев - не столько для клинических оселедцеборцев (этим ничто не поможет, кроме регулярных доз галоперидола, освежающих душей и рубашек оригинального покроя, застегивающихся на спине), сколько для того, чтоб не позволить им засирать мозги тем, кто не в теме.


Пленный хетт, представитель арийского народа из Малой Азии (примерно там, где сейчас Турция). Про хеттов можно говорить долго и интересно - все же это не только народ, впервые массово начавший применять железо, но и создавший "конституцию" и двухпалатный парламент (!!!) в те годы, когда кругом безмолвные подданные лизали сандалии очередного "Сына Солнца", "Столпа Небес", а "закон" сводился к прейскуранту - сколько и каких частей тела надобно оттяпать у подданного за ту или иную провинность.
Но нам сейчас интересно иное. Конечно, в век халявного интернета и сильно облегченного образования, иные полиграф полиграфычи из подмосковных ПТУ, тыча в клаву заскорузлыми от пивасика и семак пальцами, дотрынделись до "тюркского племени хеттов". Но если б они не поленились заглянуть хотя бы в википедию, то узнали бы, что хеттов от первого упоминания о тюрках отделяет более двух тысяч лет.
Рогдай Росомаха, большой знаток хеттской темы, обнаружил еще два изображения хеттов с оселедцами

(рисунки являются ссылками на комментирующие их посты Рогдая).

Арийцы-хетты пришли в Малую Азию с Балкан, где остались их сородичи-фракийцы
Вот как их описывает Гомер в Илиаде (песнь IV)

До "тюрок" полторы тысячи лет...
Ну и, наконец, прославленные чубы-шикханду индоариев. Очередной сетевой "знаток" и "исследователь", помнится, плакался, что читать про них читал, да все никак не увидит
Увидите бедняжку - покажите ему это фото

Наши дни. Северная Индия, Каши (Бенарес). Представитель касты браминов. Фото aryadev_beda
Объяснять, что в Индии никаких "тюрок" в заметном без микроскопа количестве, сроду не бывало, надо? а что обычаи высших каст, мягко говоря, консервативны, и заимствованиям от "нечистых" чужеземцев не подвержены, надо растолковывать?
И да, кстати. Первое упоминание о похожих на оселедцы прическах у тюркских племен появляется веку к 14-му, среди восточноевропейских половцев-кыпчаков, исконной прической которых были косы, как можно судить по многочисленным каменным "бабам". Где-то через век после того, как у половецкой знати замелькали имена вроде Судимир, Ярун, Глеб, Роман, Данила, Юрий. Скорее всего, и происхождение новой прически было то же, что и у этих имен.
И, соответственно, первые "тюркские" оселедцы младше хеттских даже не на два, а на три тысячелетия.

Чуб казака Запорожской Сечи, или оселедец – это не просто прическа и элемент казацкого образа, это еще и статусный атрибут, и целая легенда, пишет Facte.ru . Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.

Вспоминая шедевр отечественной мультипликации - серию мультфильмов про казаков, как не вспомнить героя Око – самого маленького, но при этом самого воинственного из троицы, лучше всех владеющего элементами боя и постоянно таскающего с собой, помимо обычного оружия, еще и небольшую мортиру. Судя по всему, он - самый старший и опытный. Столь большой и длинный оселедец на выбритом черепе говорит о том, что он участвовал в большом количестве битв. По некоторым версиям, первоначально в Сечи оселедец могли носить только те казаки, которые в бою устояли против 50 противников - особые бойцы, владеющие древним боевым искусством (что-то вроде казацкого кунг-фу).

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня, пишет Славянский мир .

Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», - шутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!».

Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него - толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…

Гладко бритая голова и длинный чуб-оселедец были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Дело тут в очень древних традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» - гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» - сын неба). Чуб был для казака и своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне».

Оселедец был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец - это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов.

Как правило, чуб носили за левым ухом ,так как по суеверным традициям считалось что справа у человека находится ангел(добро), а слева черт (зло).

Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Некоторые считают, что казачество переняло эту причёску от черкесов на Кавказе и использовало его, как знак принадлежности к верхам казачьего общества.

Но в то же время в Киевской Руси, согласно некоторым историкам, чуб бытовал и также свидетельствовал о принадлежности к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включённое в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".


Описаны три уникальных черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Поначалу только герои из героев и атаманы могли носить такой же, как у князя чуб-хохол. Позже, это стало казачьей модой. После упразднения Запорожской Сичи, когда казаки были переведены на Кубань, чуб стал иной формы, но из-под кубанки должен был торчать непременно.


Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба). Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.