Архетипы аниме и анимус на примерах. Главные архетипы психики: Анимус

Карл Густав Юнг писал: «Большим заблуждением является предположение, будто душа новорожденного ребенка есть tabula rasa («чистая доска»), в том смысле, что в ней вообще ничего нет. Унаследованные архетипы (типичные образы из памяти предков) направляют каждую деятельность фантазии по своему определенному пути…» Говоря проще, каждый из нас рождается уже с определёнными ожиданиями от жизни, и наиболее важное из них - древнее как мир представление об идеальных Мужчине и Женщине, которых Юнг назвал Анимой и Анимусом.

Эта «божественная» пара воплощена в мифах каждого народа и каждой культуры. Каждый младенец воспринимает своих родителей как живое воплощение «богов». По мере того, как сознание ребёнка просыпается, эти образы заполняются индивидуальным опытом и содержанием - все черты родителей, их отношения к нему самому и между собой прорисовывают детали и определяют, какой станут Анима и Анимус для конкретного малыша - добрыми, ужасными, безразличными? Но приходит пора, когда ребёнок, наконец, с разочарованием осознаёт: родители - совсем не боги, а обычные люди. В этот момент образы Анимы и Анимуса вытесняются из сознания и переходят во власть бессознательного - в том виде, как сформировались. Отныне эти образы будут иметь колоссальную власть над жизнью человека, и подкорректировать в них что-либо уже невозможно.

Можно сказать, что Анима и Анимус становятся частью души каждого из нас, определяя мужское и женское начало в индивидуальных пропорциях, никак не зависящих от фактического пола. Мужчина может быть обладателем многих традиционно женских качеств (эмоциональность, эмпатия, интуиция, творческий элемент) - и не обладать при этом необходимыми мужскими чертами (категоричность, жёсткость, принципиальность, способность принимать направленные во вне решения). В то же время женщина может быть наделена мужскими талантами и оказаться непримиримой амазонкой-воительницей. При этом для мужчины всё определяется тем, сильная или слабая Анима; для женщин - доминирует или подчинён Анимус. Фактически этим Юнг хотел сказать, что каждый мужчина в глубине душе - женщина, а каждая женщина в действительности - мужчина. Поэтому-то мужчина и влюбляется в живое воплощение своей души, а женщина - в воплощение своей.

Чтобы составить достаточное представление о роли «двойного архетипа», мы будем говорить о них по очереди. Даму, разумеется, пропустим вперёд - и сегодня побеседуем об Аниме.

Бессознательная проекция Анимы

Юнг описывал Аниму так: «В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он постигает женскую природу. Каждая возлюбленная становится воплощением этого вечно присутствующего и не имеющего возраста образа». Речь идёт о непроизвольной проекции, которую начиная с нежного возраста мужчина переносит на всех женщин, с которыми сталкивается в жизни.

Мария-Луиза фон Франц, последовательница Юнга, дополнила его труд важным замечанием. По её мнению, феномен сильной внезапной влюбленности связан именно с удачным совпадением Анимы и личностью конкретной женщины, на которую осуществлялась проекция. Причём не важно, какого рода это совпадение: встретил ли мужчина новую Прекрасную Принцессу, Добрую Фею, Тираническую Мать, Жуткую Ведьму или Циничную Любовницу, - он так или иначе «узнаёт» её.

Мы не будем отрицать, что чувство «невидимой связывающей нити» действительно может быть Судьбой, а встреченный человек - Второй Половиной. Кто знает - может, с космической точки зрения нам достались именно такие родители, которые помогают посредством Анимы (или Анимуса) разглядеть в многоликой толпе Того Самого Человека? Мы этого не знаем, но психология трактует ситуацию не таким романтическим образом. Давайте же продолжим.

Итак, Анима вполне вероятно может быть негативной - именно поэтому многие мужчины порой ассоциируют глубинный образ женщины со смертельной опасностью, коварством и безжалостностью - в мифах эти образы живут как фурии, сирены и др. Анима, в том числе негативная, переносится на каждую женщину, с которой мужчина вступает в отношения - и даже если он осознаёт, что невольно делает проекцию на свою спутницу, далеко не всегда получается избавиться от влияния архетипа.

Нередко мужчины проецируют свою Аниму на недосягаемые женские образы - особенно этим увлекаются художники, писатели и другие творческие люди. Такую проекцию легко узнать в рыцарских романах с их вечными подвигами во имя Прекрасной Дамы (дама при этом может быть обременена счастливым замужеством, кучей детей и даже не подозревать о храбром поклоннике). Если же проекция осуществляется на реального партнёра, это довольно часто разрушает настоящие отношения - ведь по сути мужчина мысленно с кем-то другим, не видит и не может понять реального партнёра, и двое в паре просто «одиноки вдвоём».

Проявление Анимы в мужской личности

Архетипический образ женщины в душе мужчины открывает доступ ко всем эмоционально-чувственным и энергетическим уровням личности - поэтому от Анимы напрямую зависит дееспособность мужчины, его самоощущение и восприятие жизни. Любое «недомогание» сего архетипа пагубно сказывается на качестве его существования.

Утрата позитивной Анимы приводит к депрессивным состояниям и потере источника жизненной силы, утрате нормальных ценностей и человечности как таковой, закостенелости мышления и приверженности стереотипам, своенравности и педантизму, неряшливости, безответственности или склонности к алкоголизму.

Разные виды негативной Анимы могут делать мужчину чрезмерно восприимчивым, раздражительным, капризным, тщеславным, неприспособленным, циничным или развить суицидальные наклонности. Умышленное игнорирование Анимы и своей женской стороны, особенно во второй половине жизни, ведёт мужчину к сварливости, упрямству, иррациональности, разладу интимной жизни и краху семейных отношений.

Всё это говорит об огромной роли, которую играет Анима в жизни мужчины - роли паруса, руля и якоря одновременно. Поэтому невозможно стать полноценным человеком, не приняв в себе женскую сущность, и не воссоединившись с ней. Вопреки распространённому заблуждению, это отнюдь не указывает на какие-то «подозрительные наклонности». Всё как раз наоборот: принимать себя целиком, «без купюр» - это и есть удел гармоничной личности.

Духовным центром каждого мужчины, - и узнали, как может повлиять на жизнь этот базовый архетип. Пришло время поговорить о второй его половине - Анимусе, как назвал «сердцевину» женского бессознательного Карл Густав Юнг. Психолог предупреждает, что это невидимое существо не менее коварное и порой даже более опасное…


Как Анимус проявляет себя?

Итак, если у мужчин Анима управляет чувствами, то её близнец Анимус в женщинах руководит проницательностью, самопознанием и способностью взвешивать обстоятельства. Нельзя сказать в прямом смысле, что Анимус - это полноценная «мужская половина» женщины, поскольку архетип является лишь психическим отпечатком других мужчин в психике. Этот отпечаток не имеет возможности изменяться или развиваться по своему усмотрению, как это происходит у мужчин, а его влияние не подчиняется разуму. Точно так же присутствие Анимы в норме не делает мужчин женоподобными, а лишь позволяет приспосабливаться к своему «типу» женщин.

Анимус формируется у девочек в раннем детстве - как в ходе контактов с мужчинами, так и под влиянием идей, общественной морали и т.д. Так что если Анима была обобщённым, но всё же единым образом женщины, то Анимус является скорее «собирательной персоной» из многих источников. Поэтому-то мужчины чувствуют, влюбляются, впадают в полное отчаяние и даже лишают себя жизни из-за несчастной любви, а женщины - пусть даже бессознательно - рассуждают, оценивают перспективы и сравнивают кандидатов. Читая Юнга, невольно задаёшься вопросом: кто же на самом деле «слабый пол»? И кто, простите, рождён быть «пушечным мясом» Купидона?..

У каждой женщины складывается свой «образец» мужчины: бодрый отец многодетного семейства, недоступный интеллигент с книгой, всеобщий герой и любимец, очаровательный подлец с колючим подбородком и т.д. Впоследствии Анимус проецируется на других мужчин, и в случае совпадения возникает симпатия к определённому человеку.

Однако воображение склонно дорисовывать недостающие детали, а мужчина в действительности может соответствовать «эталону» лишь отчасти - так что разочарование практически неизбежно. «Годные для проекции Анимуса мужчины - это либо живые копии Господа Бога, знающие правильные ответы на все вопросы, либо непризнанные реформаторы, имеющие в своем распоряжении запас ходовых слов…» - с явной грустинкой и сарказмом пишет Юнг. Впрочем, это не означает, что разочарование обязательно приведёт к краху отношений - просто их придётся заново перекраивать.

Тёмная сторона Луны

Безнаказанный мужской сексизм и ранние «цветочки» феминизма - таким был мир во времена Карла Густава. С одной стороны, нужно учитывать дух эпохи, но с другой… сможет ли кто-то опровергнуть следующие мнения основателя аналитической психологии? Давайте попробуем разобраться, не навлекая на себя гнев прекрасной половины читателей.

«Если Анима производит настроения, то Анимус - мнения. И как настроения мужчины появляются на свет из темных глубин, так и мнения женщин основываются на столь же бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса очень часто имеют характер солидных убеждений, поколебать которые нелегко, или принципов, которые якобы неприкосновенно общеобязательны. В действительности же эти мнения берутся уже законченными и готовыми, и женщине даже в голову не приходит сомневаться в них», - считает Юнг. Что ж, «я вам не скажу за всю Одессу - вся Одесса очень велика», но… когда годами выполняешь роль «жилетки» для знакомых барышень, такое мнение иногда напрашивается как-то само собой. И всё же, вопреки личным наблюдениям, хочется верить, что это справедливо не для всех женщин.

Слабый или недоразвитый Анимус не принесёт ничего хорошего: в случае пренебрежения им женщина становится доверчивой к устойчивым общественным убеждениям и магическому мышлению. Негативный Анимус, подобно Аниме, может представлять реального мужчину в неверном свете, заставляя женщину ревновать, искать улики - и не верить даже не смотря на их отсутствие. При этом Фурия сама не может объяснить, почему она так уверена в наличие «любовного треугольника».

Идентификация с Анимусом - то есть отказ от других составных частей своего «Я» и отождествление себя с бессознательным архетипом - делает женщину бессмысленно упрямой, самоуверенной, догматичной, фанатичной, негибкой, любящей спорить, раздавать указания и считающей, что она всегда и во всём права (особенно в случае, когда мужчина слишком мягок с избранницей). Это делает её не только совсем не женственной, но порой даже физически фригидной. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье.

«Как женщине часто бывают понятными вещи, до которых мужчине еще долго брести в потемках, так же, естественным образом, и у мужчин есть сферы опыта, которые мало интересуют женщину - обширные области торговли, политики, техники… Личностные отношения, как правило, для нее важнее и интереснее. Она обладает детально разработанной их осознанностью, бесконечная нюансировка которых от мужчин, как правило, ускользает», - говорит Юнг о дамах своего времени. И хотя сегодня многие бизнес-леди занимаются коммерцией и наукой, а многие мужчины - дизайном или флористикой… Всё же мужчины по-прежнему как огня боятся фразы «милый, нам нужно поговорить», а женщины всё ещё зевают, слушая подробный рассказ о починке карбюратора или состоянии биржи. Но что, если Анимус начинает «перевешивать», лишая женщину возможности строить отношения - в чём она обычно мастерица?

Юнг считает, что у интеллектуальных женщин доминирующий Анимус может проявляться ещё и в форме склонности к аргументированию и запутанным рассуждениям, которые могли бы быть критичными - однако чаще всего зацикливаются на неважных мелочах и от этого теряют глубинный смысл. Вероятно, стоит вспомнить простой эволюционный факт: мужчины привыкли мыслить в масштабе, а женщины совершенствовали детали, как бы придавая тонкую «огранку» идеям-булыжникам. Выходит, если гармония мужского и женского в человеке нарушена, это не может не повлиять не результат?..

«Такие психические изменения пола зиждутся исключительно на том, что функция, относящаяся к внутреннему миру, оборачивается наружу», - поясняет Юнг. Психолог убеждён, что до тех пор, пока человек не научится отличать себя самого от влияния Анимы, Анимуса, Эго, Маски-персоны и других «персонифицированных комплексов», их даже можно рассматривать не как психические функции, а как относительно самостоятельные личности. Вот почему «одержимая» Анимусом женщина производит такое впечатление, будто она стала вообще другим человеком. К счастью, с помощью опытного психоаналитика всё же можно «сместить полюса» обратно на свои места - да и попытка ведь не пытка.

Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам. Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу. Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту выполнения личностью женской роли. Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола: “Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или „архетипом“ опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами. …Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения». Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность.

Самость

Самость - наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость - архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур личности. «Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог - круг чей центр везде, и границ у него нет». Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия - целей процесса индивидуации. Юнг так объясняет функцию самости: «Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем… Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас, мы не знаем, хранится ли он именно в сознании… Если бы самость была целиком выводима из опыта, она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен… Если бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись, знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.». Самость - глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость - не только центр, но и периферия, которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго - центр сознания». Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.

АНИМА

АНИМА, АНИМУС (лат. anima - душа и animus - дух) - понятия, выражающие в древнегреческой культуре феномен духовного; выступало этапами эволюции осмысления последнего: если анима (душа) неотделима от своего телесного носителя, то анимус (дух) обладает статусом автономии. Переосмыслены в аналитической психологии Юнга, обозначая наследуемые бессознательные, архетипические многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский архетип в психике мужчины (анима) и мужской архетип в психике женщины (анимус). По Юнгу, как надындивидуальные образы, анима и анимус действуют в соответствии с доминантным психическим принципом женской и мужской природы и обладают личностным характером. В общем, анима является строго очерченной фигурой с ярко выраженными эротически-эмоциональными проявлениями и выражает бессознательный «образ женщины», а анимус являет собой неопределенно многоформенное образование «рассудительного» типа и выражает бессознательный «образ мужчин». По Юнгу, анима и анимус первоначально скрываются под маской родительского образа и проявляются незавуалированно с наступлением половой зрелости. Эти бессознательные образы проецируются на фигуру любимого человека и являются одной из причин ее страстной привлекательности. Как персонифицированные компоненты психики, анима и анимус обеспечивают связь человека с жизнью и вовлечение в ее процесс.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "АНИМА" в других словарях:

    Анимато, нареч … Русское словесное ударение

    Сущ., кол во синонимов: 1 архетип (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    анима - Согласно К. Г. Юнгу женское начало. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    АНИМА - (Anima; Anima) [лат. «душа»] бессознательная, женская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости). Анима являет принцип Эроса, так как… … Словарь по аналитической психологии

    Анима - (лат. «душа») – идеальная женская душа, которую юноша образует в своем подсознании. См. и ср. анимус. Через понятие анима объясняют возникновение образа сирен. По интерпретации психоаналистов, образ Спящей Красавицы в сказке – анима. В сказке… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (лат. anima душа) компонент психики, выполняющий, согласно концепции К. Юнга, функцию связи между сознанием и бессознательным; термин используется в теории психоанализа … Большой медицинский словарь

Анима и анимус – архетипы коллективного бессознательного. Термины «коллективное бессознательное», «архетипы», как и названия последних, были введены Карлом Густавом Юнгом. Для того чтобы разобраться с понятием архетипа, нужно окунуться в аналитическую психологию.

История понятия «бессознательное» уходит ко временам расцвета человеческой мысли, но первым, кто начал его пристальное изучение, был отец психоанализа – . Открытие роли бессознательного в обычной жизни человека считается одним из важнейших достижений психологии.

Бессознательное – это те мотивы, желания, стремления, страхи и другие процессы и явления, которые нами не осознаются. Как показал Фрейд, они могут существенно влиять на нашу жизнь, иногда превращая её в ад.

Коллективное бессознательное и первичный образ

Если Фрейд выделял бессознательное как неосознаваемую область психики, в которой обитают личные стремления, желания, страхи, воспоминания, связанные с индивидуальной историей личности, то впервые заговорил о коллективном бессознательном. В процессе анализа психоаналитики сталкивались с явлениями, которые нельзя было объяснить опытом отдельно взятого человека.

Образы и мотивы, присущие древним культурам, с которыми не мог быть знаком этот человек, вдруг оказывались в его снах или фантазиях. Как же они туда попали? Да и почему различные культуры из века в век, не вступая в прямое взаимодействие, оперировали сходными образами практически одинакового содержания?

Отвечая на этот вопрос, Юнг и ввел понятие «коллективное бессознательное», выделив в психике область, в которой находятся элементы, свойственные всем людям в целом, – производные всей истории человечества, идентичные у каждого из нас.

Элементы, которые находятся в этой области, он назвал или исконными образами. Если попытаться сказать просто, то архетипы – это формы психических содержаний, представления, наполненные энергией, которые закрепились в психике в процессе жизни всего человеческого рода от начала времен и влияют на восприятие человеком реальности, его воображение и мышление. Юнг утверждал, что каждый индивид, какого бы высокого уровня развития он ни достиг, в более глубоких слоях психики содержит все того же архаичного человека.

Итак, мышление, восприятие и воображение регулируются отчасти архетипами. И одними из главных архетипов, оказывающих непосредственное влияние на жизнь человека, стали Анима и Анимус.

Важность образов

Анимус и Анима – сосредоточивающие все, что не соотносится с сознательным образом «я» как мужчины или женщины, – становятся мостом между бессознательным и сознательным. Анима открывает для мужчины путь к туманному, фантазийному, интуитивному, пассивному, к умению наблюдать и делать выводы без достаточных оснований, руководствуясь дымкой предчувствий.

Анимус женщину ведет к точности, знанию, методичности, ясности, активности, пониманию смысла, тщательному анализу. Юнг подчеркивал важность осознания архетипов Анимы и Анимуса. Они обладают большой энергией, поэтому сознательность позволяет использовать её, но если никакого контакта между архетипом и человеком нет, то эта сила бесконтрольна и начинает действовать хаотично внутри бессознательного, подавляя разум.

По предположению Юнга, которое он формулирует в сочинении «Архетип и символ», Анимус – это психическая сущность, проявляющаяся в зависимости от суммы мужских генов в теле женщины. Аналогичная природа и у Анимы в мужчине. Мужчины и женщины отличаются тем, какой набор хромосом представлен в их клетках (у мужчины – XY, у женщины – ХХ). Различие в генах ведет, в частности, к различию в гормональной системе, но не кардинальному, а лишь количественному, что влияет на:

  • Особенности эмоционального поведения.
  • По мнению некоторых неврологов, на развитие мозга (тестостерон, который начинает вырабатываться у мальчиков еще в утробе матери, по их предположениям, стимулирует рост левого полушария, замедляя развитие правого).

В целом, если взять случайно женщину и мужчину из толпы, они не обязательно будут являться выразителями своей половой роли в поведении – фемининность и маскулинность варьируются от человека к человеку. Мужчина может вести себя нежно и заботливо или взбалмошно и истерично, что часто приписывают женщинам, а женщина может быть волевой и страстной натурой или жесткой и деспотичной, что опять же приписывают «типичным» образам хорошего или плохого мужчины.

Коллективное бессознательное в женщине приобретает образ мужчины – Анимуса – и поддерживается теми качествами, которые возникают от её внутренней маскулинности. Фигура, которая играет женскую роль в мужчине, – Анима. Юнг полагал, что эти образы являются суммой всего опыта мужчины и женщины соответственно. Коллективное бессознательное содержит информацию о том, как, каким образом были прожиты жизни представителей разных полов, их характерные, наиболее существенные черты впечатываются в архетипы. Анима и Анимус – выразители всех прошлых женщин и мужчин.

Кроме того, есть еще влияние значимых взрослых, на которых впервые происходит проекция Анимы и Анимуса. После этапа идентификации с родителями архетипы открепляются от родительских фигур, которые, впрочем, оседают в самом архетипе и продолжают оказывать влияние на выбор детей.

Пока мы не интегрировали наших бессознательных «двойников» противоположного пола, мы не достигнем целостности, не сможем проявить все лучшее, что в нас уже заложено. В сказках, фильмах, сериалах – везде обыгрывается мотив «дополнения», будто человек — это половинка, которая нуждается в другой половинке, чтобы стать целым и полноценным. Юнг же утверждал, что мы любим в других уже существующих в нас «двойников», мы их проецируем. Архетипы и есть те, с кем нам действительно нужно соединиться, чтобы стать целыми.

Первичные образы

Если вы – женщина и в снах в детстве видели преследования и угрозы от безликих мужчин, то это был именно Анимус. По мере взросления начинают проявляться его положительные стороны. В снах мы уже уверенные в себе, самодостаточные, сильные, яркие, смелые, воодушевленные – это тоже Анимус, и как тоскливо бывает проснуться без его света, сталкиваясь один на один с реальностью.

Анимус – первообраз мужчины в психической жизни женщины, творческая и производительная сила, разум и дух. Может находиться на четырех этапах развития:

  • Олицетворение власти и силы.
  • Деловитость, планирование, .
  • Ораторство, умение владеть словом.
  • Воплощение смысла, катализатор глубокого погружения в размышления и знания.

Стадии соответствуют разным уровням развития талантов женщины и влияют на все аспекты её жизни. Проекция осуществляется на те фигуры, что подходят под образ, который в данный момент имеет её архетип. Молодая женщина восхищается спортсменами, легендарными героями и т.д. Чуть выше – люди инициативные, увлеченные, творящие.

Дальше начинается интеллектуальная стезя, слово и смысл – проекция осуществляется на профессоров, наставников, на тех, кем женщина может восхищаться в интеллектуальном плане. (Посмотрите на то, кем восхищается женщина, и станет ясно, на каком этапе находится её архетип!)

Когда интеграция не состоялась, Анимус в жизни женщины может проявляться как вздорность, самоуверенность, властность, подавляя фемининность. Если женщина знает ответ абсолютно на все, не дает себе времени подумать, не считается с мнениями других, ей стоит задуматься о том, чтобы наладить диалог со своим архетипом.

Для этого придется постараться разделить личные реакции и те, что поднимаются откуда-то из глубины и к актуальному или индивидуальному опыту вообще не имеют отношения. Последние – реакции Анимуса.

Успешная интеграция характеризуется гармоничным восприятием себя, других людей и мира. Женщина открыта, дружелюбна, активна, обладает энергией, смелостью, задором и умеет защищать свои границы, но уважает границы других людей.

Основная проблема в жизни многих женщин – провести подобную интеграцию, чтобы силы Анимуса можно было пустить на развитие и раскрытие своего потенциала. Если энергия архетипа не используется, психологический потрет личности становится все более тусклым, а её внутренняя жизнь путается и теряется, обрастает неврозами и всяческими проблемами.

Женщина в мужчине

Анима – символ женщины в психике мужчины, соединение чувств, влияющих на понимание мира. У Анимы есть четыре уровня развития.

1. Ева. Характеризуется теплом и заботой при отсутствующем стремлении к духовному росту.

2. Елена. Совершенная, прекрасная, но притягивает как недосягаемый образ, а не реальный человек.

3. Мария. Невинность, непорочность, милосердие, доброта.

4. София. Мудрость, сознательность. Будучи интегрированным, архетип позволяет мужчине свободно творить, создавать и радоваться без желания превзойти или покорить кого-то.

Первый этап соответствует восприятию мужчиной женщины как объекта сексуального желания. Второй – образ женщины дополняется способностью к успеху, самодостаточностью, умом, проницательностью, но отсутствием добродетельности.

Образ Марии соответствует христианскому пониманию Девы Марии, добродетельной, человечной. И на завершающем этапе развития Анима предстает в образе Софии – женщины рассматриваются мужчиной как равные, отдельные от него лица, обладающие и положительными, и отрицательными качествами.

Благодаря становлению архетипа в себе он сам становится полнее, богаче, лучше, видит дальше и больше, осознает скрытое и находит ответы там, где раньше бы развел руками в силу отказа от интуиции, блуждания и воображения. Впрочем, могут быть и негативные последствия: так, при отождествлении с архетипом Анима изнеживает характер мужчины, он становится раздражительным, тщеславным, капризным. Утрата Анимы – безжизненность, отсутствие доброты, понимания, безответственность и косность.

Любовь и проекции

По мысли Юнга, сильное влечение к противоположному полу объясняется архетипами. В «Душе и мифе» он говорит о том, что женская часть мужчины переносится на женщин, с которыми он строит романтические отношения, как и мужская часть женского бессознательного становится образом, проецируемым на мужчину.

Анима и Анимус в виде проекций становятся причинами того, что мы влюбляемся в людей, которых совершенно не знаем. То, что мужчина или женщина говорят о внутреннем мире партнера, обычно основывается на проекции, поэтому является ложным.

Сама проекция осуществляется полностью тогда, когда человек сильно влюблен в партнера. У более холодного проекция не осуществилась, образ партнера однозначен и прост, так как архетипы многосторонние и очень глубокие, они просто не заполняются «простотой», остаются висеть в воздухе.

Какая женщина сможет вынести проекцию образа Анимы? Анимы, которая пленяет мужчину и тянет к себе? Образ женщины должен быть многогранен, загадочен, игрив, он не может быть определен до конца.

Юнг проводит явную параллель с образом, данным в манускриптах Наг-Хамманди: «Я первая и последняя, я чтимая и я хулимая, я блудница и я святая», — который вмещает в себя все: хаос и порядок, святость и блуд, добро и зло, знание и незнание, начало и конец.

Мужчина, на которого прекрасно ляжет образ Анимуса, тоже должен быть не до конца понятен другим. Если в его слова можно вложить что-то еще, какие-то другие смыслы, если он противоречит миру, является неоднозначным героем, то проекция Анимуса придется ему впору.

Проекции могут помочь человеку проявиться, осознать архетип и стать глубже, полнее, интегрировать эти силы и направить их на свое развитие. Раскрытие творческого потенциала, интеллектуальный и духовный рост, гармоничные отношения и жизнь – все это могут обеспечить архетипы. И они же могут поработить, выпить до дна, бросить человека в объятия хаоса, поэтому их важно осознавать и понимать. Автор: Екатерина Волкова