Игры на взаимопомощь для детей. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками

Первая игра называется «Цепи кованые» - дети очень любят ее. Правила заключаются в следующем: все дети делятся на две команды, причем так, чтобы команды б

Дети каждой команды выстраиваются в ряд и крепко берутся за руки. Команды становятся одна напротив другой на расстоянии десяти метров. Одна команда выкрикивает: «Цепи!». Вторая отвечает: «Кованые!». Первая следом: «Раскуйте нас!». Вторая продолжает: «Кем?».

Затем первая команда называет имя ребенка, который должен постараться разорвать цепь. Ребенок разбегается и старается разомкнуть руки детей из противоположного ряда. Если у него получается, он может забрать в свою команду любого из двух детей, руки которых он «расковал». Если же у него не получается, он сам остается в противоположной команде. Эта игра учит детей помогать друг другу, когда сильный держит слабого, ради победы команды.

Следующая игра также развивает командный дух и учит взаимопомощи, а корме того, еще и развивает координацию движений и силу. Детей делят на команды так, чтобы в каждой было четное количество детей. Далее они делятся на пары, становятся плечом к плечу, и ведущий связывает их парами: нога к ноге, рука к руке. Получается, что у каждой пары детей есть «три ноги» и «три руки».

Пары каждой команды становятся в очередь, а ведущий устанавливает на одинаковом расстоянии от каждой команды ориентиры, например, стулья. Связанные пары должны обежать ориентир и встать в конец очереди. Побеждает та команда, последняя пара которой первой вернется на место. Эта игра учит детей помогать друг другу, синхронизировать движения, подстраиваться друг под друга. В нее часто играют в детских лагерях, на конкурсах и веселых стартах.

Есть и еще одна замечательная игра, которую особенно любят детки дошкольного и младшего школьного возраста. Она называется «Хвостики». Детей делят на команды с равным количеством участников и каждой команде выдают «хвостики» для каждого ребенка – длинные разноцветные ленточки, причем у каждой команды должен быть свой цвет. Хвостики можно слегка обвязать вокруг талии или закрепить под резинками юбочек и штанишек.

Когда ведущий дает команду, дети начинают бегать и пытаться оторвать хвостики у детей из других команд. Дети должны не только хватать чужие хвостики, но и защищать свои, а также хвостики других участников своей команды. Побеждает та команда, которая за определенное время наберет больше хвостиков или та, в которой остался последний «хвостатый» ребенок. Эту игру можно проводить в детском саду или на пришкольном участке - она приносит детям много радости и отлично объединяет их.

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что взрослый сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на четвертом этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры пятого этапа не только требуют от детей сопереживания другому, но и дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.

Бабушки и дедушки

Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин», провести через опасную дорогу, показать «доктору» (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Живые куклы

Взрослый разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, бегать просить о чем-либо и пр. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом взрослый предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, они могут продолжить играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Шляпа волшебника

Заблудившийся ребенок

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа взрослый организует сюжетно-ролевую игру: напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать, помогает построить дом из воображаемых веток и камней, сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т. д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или, наоборот, замкнутых – детей.

День помощника

Взрослый собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером он вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

Как мы уже подчеркивали, на данном этапе необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Можно попросить их помочь воспитателю младшей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Если дети хорошо справятся с подобными заданиями, попросите их заменить воспитателя младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать.

Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство причастности к другому и способствуют развитию сопереживания и сорадования.