Изучаем цвета для малышей от года. Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения

В этой статье помещены игры, направленные на освоение ребенком цветовой гаммы. Помимо игр рекомендуется проговаривать вместе с ребенком в течение дня названия цветов, обращая внимание на то, какое сегодня небо голубое или снег белый и пушистый. Называйте цвет одежды, обуви, фруктов. В процессе деятельности ребенок естественным образом осваивает цветовую гамму.

Наблюдение за природным богатством цветовой гаммы способствует развитию у вашего ребенка внимания, наблюдательности и утонченного цветового восприятия. Ведь небо каждый день разное, утром и вечером, перед грозой и после дождя; необычайно богата окраска осенних листьев, а летнее буйство цвета поражает воображение.

Собери пары

Необходимый инвентарь : несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.

◈ Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.

Собери по цвету

Необходимый инвентарь: 5 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.

◈ Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.

Кубик потерялся

Необходимый инвентарь: 4 кубика разного цвета.

◈ Предложите малышу построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.

Уборка

Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.

Необходимый инвентарь : корзина или ведерко, предметы разного цвета.

◈ Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.

◈ Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».

◈ Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Какая машина такая и дорога

Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон

◈ Нарисуйте несколько машин разного цвета.

◈ Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.

Подбери нитку

Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов

◈ Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним веревочки подходящего цвета.

Картинки в цифрах

Игра способствует освоению цветовой гаммы, помогает изучению цифр

Необходимый инвентарь: бумага, цветные карандаши.

◈ Нарисуйте несложный рисунок простым или черным карандашом. Расставьте внутри контуров цифры так, чтобы каждой соответствовал свой цвет. Колонку соответствия можно нарисовать рядом.

◈ Например, рисуем дерево на лугу: 1 соответствует коричневому (ствол дерева), 2 —зеленому (крона дерева, трава), 3 — желтому цвету (солнце), 4 — синему (небо).

◈ Раскрасьте картинку вместе с ребенком.

◈ Начинайте с простых рисунков и небольшого количества цифр. Постепенно расширяйте цветовой диапазон. Вместо цифр можно использовать какие-нибудь символы.

Людей повсюду окружает большое количество разных цветов, и, конечно же, маленькому ребенку все их сразу запомнить не просто. Но знать основные цвета он должен обязательно. В помощь вам мы разработали обучающий материал «Игра учим цвета» для детей дошкольного возраста. С помощью этих обучающих карточек ребенок быстро и легко освоит все основные цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и еще коричневый цвет.

Обучающий материал оформлен в виде 8 игровых полей, каждое из которых состоит из 5 частей: круглой карточки с основным цветом и 4 частей картинок с изображением объекта этого цвета.

Для занятия с детьми вам нужно скачать и распечатать на цветном принтере все листы игры, наклеить их на картон, можно сверху обклеить скотчем, и разрезать на карточки.

Развивающая настольная игра для детей — пазлы изучаем цвета

Развивающая настольная игра для детей — пазлы изучаем цвета

Развивающая настольная игра для детей — пазлы изучаем цвета

Как заниматься с ребенком по дидактическому пособию «Игра учим цвета»

1) С совсем маленьким малышом 1-1,5 лет можно сначала заниматься по круглым карточкам с изображением основного цвета. Этого на первых порах достаточно для ознакомления.

2) Разложите перед ребенком несколько карточек: с красным цветом, желтым, зеленым и синим. Назовите название каждого цвета, покажите его на окружающих предметах, игрушках. В следующее занятие добавьте к изучению остальные цвета.

3) Потом можно начать с ребенком собирать пазлы к каждому цвету. Вместе с ним ищите и складывайте вокруг круга картинки соответствующие выбранному цвету, называйте каждую картинку, объясняйте, почему она сюда подходит. А затем перемешайте их с остальными и предложите ребенку выбрать и разложить картинки самостоятельно.

4) С детьми постарше 3-4 года, можно сразу переходить к собиранию пазлов, они уже, как правило, цвета определяют хорошо.

5) Так же, с этим обучающим пособием можно с детьми играть в «цветное лото», раздать игрокам кружочки с цветами, из коробочки или мешочка по одной доставать картинки, предлагать детям назвать предмет и его цвет, затем передавать тому игроку у кого есть соответствующий цветной кружок.

По такому развивающему пособию, заниматься изучением цветов с детьми можно и дома и в детском саду.

Все обучающие материалы на нашем сайте адаптированы для формата бумаги А4. Вы можете их скачивать бесплатно и распечатать на цветном принтере.

Удачи вам и интересных занятий!

Обучающее видео для детей « Учим цвета. Цвета и примеры в картинках» от канала Ляльки Развивалки

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающая игра: пазлы изучаем цвета с ребенком

Развивающее видео малышей — Пазлы для малышей — Учим цвета! от детского канала

В каком возрасте ребёнок должен знать цвета?

В полтора-два года ребенок уже хорошо различает цвета визуально. В промежутке от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, имеет смысл начать разучивать названия цветов.

Как научить ребенка различать цвета?

Простой и эффективный способ — делать акцент на цветах в повседневной жизни. Во время прогулки, игры, чтения — обращайте внимание на цвета. Начинайте с самых основных, избегая оттенков. Во время игры с ребёнком отметьте, что машинка синяя, кубик жёлтый, мячик красного цвета. Попросите его подать вам тот или иной предмет, определенного цвета. В игровой форме можно начать искать в комнате все предметы зелёного цвета.

А что поможет выучить цвета?

Разноцветные кубики, воздушные шары, мелки, цветная бумага или картон, карандаши, развивающие книжки. С детьми постарше (около 4-х лет и старше) можно разрисовывать раскраски фломастерами.

Еще что-нибудь?

Занимайтесь с ребёнком регулярно. Ласково поправляйте его ошибки, похвалой отмечайте успехи. Будьте терпеливы и успех не заставит себя долго ждать.

Цвета радуги для детей

Радуга — невероятно красивое природное явление. Она выглядит как разноцветная дуга, составленная из цветов (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре. Ниже представлены наглядные картинки для обучения ребенка основным цветам.

Порядок расположения цветов легко запомнить с помощью мнемонической фразы: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Есть и другие варианты: «К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (К ак О днажды Ж ан З вонарь Г оловою С нес Ф онарь)» и «К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки.» В этих предложениях каждая первая буква в слове обозначает начальную букву цвета.

Карточки цветов радуги

Стишок про цвета

Я у бабушки в саду
Много красного найду:
Это красная малина,
Рядом — красная калина,
И созрели у забора
Два красавца помидора.

Оранжевый абрикос
На дереве рос.
Вырос, созрел,
И я его съел.

Это жёлтые цыплята.
Посмотри, бегут куда-то.
Видно, мама во дворе
Червячка нашла в траве.

Вот зелёные лягушки
И зелёная трава.
На болотце у опушки
Слышно дружное «ква-ква!».

Летом небо над тобою
Голубое-голубое!
Колокольчики под ним
Нарисуем голубым.

Синий шарик над дорожкой
Улетает в облака.
Помаши ему ладошкой:
— До свидания! Пока!

Баклажан лежит на грядке —
Фиолетовый бочок.
А внутри у сливы сладкой
Поселился червячок.

Ребёнок к первым 2 — 3 месяцам жизни начинает различать красный цвет. Это объясняется тем, что первыми начинают работу колбочки (специальные элементы сетчатки глаза), чувствительные именно к длинноволновой части светового спектра.

В 1 год малыш может отличить 3 простых цвета — красный, жёлтый, синий и 1 сложный — зелёный. Однако проверить, что именно видит годовалый карапуз, пока ещё сложно. В каждом конкретном случае всё зависит от развития речи и мышления.

Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2 — 3 лет, когда появится активный познавательный интерес.

Как научить ребёнка различать цвета?

Существует множество методик, как научить ребёнка цветам.

  • для малышей 2 лет и младше занятие стоит проводить ненавязчиво, в игровой форме, прекращая при первых признаках усталости, переключая внимание. Использовать для обучения стоит предметы, имеющие ту или иную требуемую окраску;
  • в 3 года, когда просыпается интерес к сказкам, а словарный запас и пространственное мышление растёт, стоит читать и рассказывать истории, стихи и произведения, останавливаясь на описании, стараясь не уходить от основного сюжета. Например: платье на принцессе было розового цвета, возле дома росла зелёная ёлочка, ветер развеял синюю тучку;
  • в 4 года старайтесь, чтобы ребёнок рассказывал что-нибудь и старался описать конкретным цветом. Для этого задавайте ему наводящие вопросы.

6 способов, как выучить цвета с ребёнком

Способ № 1. «Пробуждаем творчество»

Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1 — 2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.

У малышей в качестве красителя можно использовать свежевыжатый сок свеклы или ягод. Он безопасен, но пятна от него тяжелы в выведении.

Изначально рисовать придётся родителю.

  • чётко и ясно произносите, каким цветом рисуете;
  • разрешите ребёнку провести пару линий или полностью закрасить лист бумаги;
  • следите, чтобы ребёнок не ел краски, фломастеры или карандаши;
  • не начинайте изучать следующий цвет, пока малыш не начнёт уверенно называть предыдущий.

С осторожностью используют восковые карандаши, так как дети их часто грызут, царапают ноготками и совершают попытки засунуть их в уши или нос.

Способ № 2. «Дорисовываем картинку»

Изучение цветов происходит пассивно. Используют данный метод у детей старше 4 лет, так как требуются определённые мыслительные навыки. Необходимо нарисовать картинку, в которой чего-то не хватает. Например, солнцу — лучей, зайцу — уха, ёжику — иголок.

Ребёнку предлагается несколько карандашей. Суть задания заключается в том, чтобы малыш различил цвета и выбрал правильный, чтобы закончить рисунок. По мере взросления картинка усложняется большим количеством деталей.

Способ № 3.

Современный обучающий метод, позволяющий родителям не особо заморачивать голову. Поможет и цвета выучить, и ранее изученный материал проверить. Сочетает всё с песенками, стихами и загадками.

Обычно в каждую игрушку встроен хотя бы 1 светофильтр, основной целью которого является привлечение внимания ребёнка.

Обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед использованием. Поинтересуйтесь материалом, из которого изготовлен светофильтр и сама игрушка.

Возраст, рекомендованный для режимов, в которых изучаем цвета, в среднем колеблется от 1,5 до 2 лет, хотя может использоваться и детьми постарше. В случае наличия мелких деталей и разборных конструкций интерактивной игрушкой разрешают играть тем, кому уже исполнилось 3 года.

Способ № 4. «Сортировка»

Способ хорош для детей 3 — 4 лет. Необходимо попросить малыша разложить все его игрушки по нескольким сортировочным кучкам в зависимости от цвета. Если ребёнок мал, то первый раз, а то и два, пример сортировки по цветовой гамме проводить будет родитель.

Не переживайте, дети достаточно быстро учатся, а данный вид сортировки им даже нравится. Ещё одним предметом, который любят сортировать малыши, являются лоскутки ткани. В настоящее время популярны так называемые игрушки-сортеры, которые помогают изучить цвета и формы.

Задавайте играющему с ними ребёнку дополнительные вопросы, уточняйте, какого цвета должен быть тот или иной элемент, который необходимо вставить.

Способ № 5. «Цветовой день»

Детки в 4 года любят играть в цветовой день. Суть способа заключается в том, чтобы в течение дня находить предметы определенного цвета. Утром демонстрируете цвет, в течение дня ребёнок в вашем присутствии пытается отыскать, увидеть и показать предмет того цвета, который вы загадали.

В конце дня подведите итоги. Можно придумать систему поощрений. Способ хорош тем, что вырабатывает внимательность и позволяет занять ребёнка.

Способ № 6

Способ хорош для мам, использующих слинги, эргорюкзаки, или гуляющих с ребёнком на руках. Мама рассказывает малышу всё, что видит сама, активно описывая цвет предметов или явлений, которые она видит, привлекая внимание грудничка.

Считается, что хоть и начинают изучать цвета в более осознанном возрасте, в памяти ребёнка формируются определённые смысловые связки, позволяющие ускорить процессы обучения в дальнейшем.

Заболевания, при которых невозможно выучить с ребёнком цвета

Стоит помнить, что если ребёнок в 4 года не различает цвета, не может запомнить то, что кажется элементарным, хочет учиться, но не может узнать один, два или даже три цвета, не ругайте его, а обратитесь к врачу-офтальмологу.

Существует наследственное заболевание дальтонизм, при котором распознавание цветов нарушено, поэтому такое развивающее занятие, как научить ребёнка различать цвета, на время придётся оставить.

Используя таблицы Рабкина, а затем определённый светофильтр, врач может установить нарушение чувствительности к 1, 2 или даже всем 3 основным цветам. Вылечить аномалию на данном этапе развития медицины невозможно. Однако для детей и взрослых были предложены очки с особо изготовленными линзами, работающими как светофильтр.

Очки изготавливаются специально, в зависимости от существующего нарушения чувствительности. Светофильтр может быть красный, синий, зелёный, а также сочетающий, как 2, так и 3 оттенка.


Когда лучше знакомить ребенка с цветами? Как научить малыша отличать один цвет от другого? И может ли ребенок быть для этого слишком мал? Наш автор-эксперт, учитель-логопед, блогер и молодая мама Алевтина Коровкина рекомендует начинать как можно раньше и делится с читателями «Первого Липецкого» интересными методиками.

В работе мне часто приходилось сталкиваться с удивительным явлением, что дети в 5 лет не только не различали цвета, но и не знали их названий. Печально, что некоторые родители придерживаются принципа: «Вы специалист - это ваша задача учить моего ребенка». Конечно же, для малыша нет ничего лучше, чем знакомство с миром через совместные игры и занятия с мамой и папой. Лично я начала изучать цвета, когда моей дочке было 5 месяцев. Чем раньше начать этот процесс, тем он более эффективен. Сколько бы не было на данный момент вашему малышу - 6 месяцев, год или полтора - начинайте прямо сейчас! Научиться хорошо различать цвета, группировать их и называть ребенок должен до 3 лет.

Изучение цветов всегда следует начинать с базовых. К ним относятся красный, синий, желтый и зеленый. Пока ребенок не научится распознавать именно эти цвета - к другим лучше не переходить. Волшебные кубики и карточки Так как со своей дочкой я начала учить цвета очень рано, и она еще даже не сидела, то первым делом в обиход пошли мои любимые кубики фирмы BATAT. У меня нет цели делать им рекламу, скажу только одно, что удобнее кубиков я пока не встречала. Их можно и погрызть, и искупаться с ними в ванной, и они напоминают наши советские резиновые кубики. Начинаем изучение с красного цвета. Берем красный кубик и показываем малышу со словами: «Посмотри, какой прелестный кубик. Он красный». Рассказываем стишок и держим кубик перед малышом, покручивая его в руках: «Красный цвет - он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный - посмотри!»


Потом даем кубик малышу, он его рассматривает, пробует на «вкус». Берем кроху на ручки, идем по комнате и рассматриваем все вокруг, находим красные предметы, щупаем их. Далее вместе рассматриваем карточки, где нарисованы предметы красного цвета. Естественно, что все это надо проделываем не за один день, а постепенно. Далее, через несколько дней показываем ребенку 2 кубика - один красный, другой любого цвета. Задаем малышу вопрос: «Покажи, где красный кубик?». Проделываем это, пока малыш не будет показывать верно. Затем переходим к следующему цвету. Начинаем изучать синий цвет. Проделываем то же самое, что и с красным кубиком, только рассказываем уже другой стишок: «Синее небо, над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом.
Синие волны - родной его дом!»


Картинки, соответственно, тоже с синими предметами. Так же, как и с красным, изучаем все, что есть синее в доме. Затем через какое-то время проводим конечный эксперимент с синим кубиком и кубиком другого цвета. Если малыш показывает верно, то приступаем к следующему цвету. Далее идет желтый цвет. Все по шаблону с цветами изученными выше. Стишок: «Жёлтый - самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке - серединка.
А у курочки-наседки
Будто одуванчик детки» (Т. Красюк)

Зеленый цвет. Стишок:

«Все зеленое вокруг:
Вот растет зеленый лук,
Зеленеют огурцы -
Длинношеие бойцы.
Шелестят в зеленом клены
И кузнечик, весь зеленый.
Песенку поет нам вслух
Он, взобравшись на лопух.
И с глазами на макушке
Сплошь зеленые лягушки.
Вьется по забору в сад
И зеленый виноград.
И коленки все в зеленке
У соседской у Аленки» (С. Галс)
Когда ребенок начинает отличать один цвет от другого, переходим к следующему этапу. Положите перед ребенком четыре кубика и попросите назвать тот или иной цвет. Со временем малыш научится не путать цвета. Пробуем следующий способ. Изучаем цвет с помощью ассоциаций У ребенка до 3 лет преобладает ассоциативное мышление. Ассоциируя любой цвет с чем-либо, ему проще его запомнить. Данный вид изучения для детей постарше. Берем альбом и цветные карандаши и начинаем рисовать с ребенком картину. Желтое - солнце, синее - небо, красный - цветок, зеленая - трава. И вовсе не обязательно быть художником - самое главное для ребенка, что это понятно и запоминаемо. Со временем ребенок запомнит все ассоциации и без труда будет находить нужный цвет. Рисуйте чаще и больше. А для детей еще постарше я бы порекомендовала пластилин. С помощью него можно не менее интересно изучать цвета. Берем картон, цветную бумагу. Отрезаем от куска пластилина по кусочку. Рисуем на цветной бумаге или картоне дерево или что-то еще. У нас это было дерево. А потом лепим на него красные яблоки из пластилина. Эта игра не только помогает запоминать цвета, но и развивает мелкую моторику. Еще одно направление работы с пластилином. Рисуем на белом картоне облака, солнце, травку, цветок. Затем лепим на каждый рисунок соответствующий кусок пластилина и размазываем его пальчиками. Обязательно при этом помогаем малышу.


Очень помогают в изучении цветов книги. И неважно, специализированные они или нет. Мы с дочкой изучали в том числе и по книжкам, в которых можно нажимать на цвет и услышать, как его название проговаривается голосом цвет и какие предметы бывают такого цвета.