Как научить ребёнка решать примеры до 10. Наглядность и простота — залог успеха

Правильно знакомимся с числами

Знакомство с математикой начинается со счета. Ребенок учится считать и запоминает цифры. Обычно это происходит в возрасте 5 - 6 лет. На этом этапе важно сформировать у ребенка представление о том, что число обозначает группу предметов с определенным количеством элементов.

Для этого нужно не просто учить его называть по порядку числа, так он просто заучит числовой ряд. Рекомендуется использовать методику изучения числа, которую применяют в 1 классе. Она следующая.

Этап №1. Мотивация

Любое занятие с ребенком должно проходить в веселой и непринужденной обстановке. По возможности превращайте свои занятия в игру, отдавайте предпочтение практическим действиям с предметами. Начните занятие с яркого события — дайте ребенку 2 конфеты, надуйте 3 воздушных шара, нарисуйте несколько предметов мелом и т.д. Ваше задание заинтересовать малыша.

Этап №2. Счет предметов

После того, как внимание ребенка будет сосредоточено на конкретном объекте, предложите ему пересчитать предметы. Нужно следить, чтобы при этом малыш не пропускал предметы и не путал числа. Обычно дети спешат и допускают неточности. Важно, чтобы ребенок соблюдал правильный алгоритм «указал на предмет — назвал число — перешел к следующему предмету — назвал следующее число и т.д.» Поначалу производите эти действия вместе с малышом — покажите сами, как надо считать, а он пусть повторит, указывайте на предметы, а он должен их считать и наоборот.

Этап №3. Игры с числом

Когда ребенок пересчитает элементы и назовет конечное число, нужно провести закрепление. Предложите:

  • еще раз пересчитать предметы, но в другом направлении;
  • положить перед собой столько же кружочков, сколько и предметов — посчитать и их;
  • нарисовать на листике столько же палочек;
  • посмотреть вокруг (или на картинку) и сказать, каких предметов соответствующее количество;
  • дорисовать (доложить) предметы, чтобы их стало нужное количество.

Этап №4. Знакомство с цифрой

Только после этого следует показать ребенку цифру и объяснить, что она обозначает. Многие специалисты рекомендуют придумывать ассоциации «На что похожа цифра». Это поможет малышу запомнить цифру и пригодится для применения приемов эйдетики.

Этап №5. Закрепление устойчивой цепочки взаимосвязи «количество предметов - число - цифра»

Для этого этапа есть множество дидактических игр. Опишем некоторые из них.

Домино

Сделать «костяшки» — на одной половине точки, на другой цифры. В ходе игры ребенку нужно пересчитывать точки и подбирать нужную цифру.

Аквариум

На аквариуме написана цифра. Ребенку нужно поселить в аквариум рыбок, на которых нарисовано нужное количество чешуек (точек, черточек, палочек и т.п.).

Спичечный коробок

На спичечных коробках написаны цифры, а ребенок должен положить в каждый нужное количество бусинок. Аналогично можно использовать картонные лотки для яиц.

Математическое LEGO

Нужно сделать игровое поле, на котором расположены кружки с написанными цифрами. Ребенок должен на каждом кружочке построить башенку с нужным количеством деталек.

Яблочки

Сделать макет дерева с кармашком внизу. В него вставляется карточка с цифрой. Ребенок должен слепить из пластилина нужное количество яблочек и прилепить на дерево.

В результате такого обучения ребенок не будет воспринимать число, как абстрактное понятие, а станет ассоциировать с конкретным количеством элементов. Это основной фундамент для развития вычислительных навыков.

Знакомимся с отношениями и математическими действиями

Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами. У ребенка в возрасте 5 - 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.

Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.

Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.

Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.

Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».

Учимся решать примеры в пределах 10

Теперь пора переходить к тому, как научить ребёнка считать примеры. Главное правило — практические действия и многократные тренировки. В идеале ребенок должен запомнить результаты всех примеров в пределах 20. Однако добиться этого путем механического заучивания очень сложно. Лучше делать это на основе выполнения различных интересных упражнений. Работая над их решением, ребенок постепенно запомнит все ответы в примерах. Приведем описание таких игр.

Таблица до 10

Очень эффективно использование карточки — таблицы. Она разделена на два ряда по пять ячеек в каждом. Также к этой карточке прилагаются 10 фишек. Ребенок в ячейки выкладывает нужное количество фишек, затем добавляет или убирает несколько и подсчитывает результат.

С помощью такой таблицы можно не только решать примеры. У ребенка постепенно откладывается в памяти зрительный образ каждого числа и в дальнейшем это очень поможет делать уже подсчеты в уме.

Счет на пальцах

Традиционно ребенку часто предлагается считать примеры с использованием пальцев. Это очень удобно, поскольку данный способ можно применять в любой ситуации. Поэтому некоторые специалисты категорически против обучения детей счету на пальцах. Они утверждают, что после этого будет трудно научить ребенка считать примеры в уме , ведь он продолжит подсчеты «по-старому». Практика показывает, что это не так. Дети с легкостью переходят на устные вычисления, как только у них это будет получаться быстрее, чем «вручную».

Счеты

Также популярным является обучение решать примеры на счетах. С помощью этого приема у ребенка тоже формируется зрительный образ числа, что поможет делать подсчеты в уме.

Ручной калькулятор

Можно вместе с ребенком сделать самодельный калькулятор. Для этого понадобиться картонная коробка и два одноразовых стакана. У стаканов надо отрезать низ и прикрепить их на боковую стенку коробки так, чтобы они не доставали до ее дна. Между стаканами на стенке написать знак «+», а внизу знак «=».

Чтобы посчитать пример ребенок в первый стаканчик бросает столько бусинок (макарон, пуговиц и т.п.), как показывает первое число, а во второй — как второе число. После этого подсчитывает общее число бусинок, оказавшихся в коробке.

Прищепки

Для формирования вычислительных навыков можно использовать прищепки. В качестве основы можно изготовить любые картонные шаблоны (солнышко, цветок, смайлик, личико и т.п.). Ребенок будет решать примеры, прикрепляя и убирая прищепки. Это занятие для него интереснее, чем простое использование счетного материала.

Линейка

Для развития у ребенка умения делать вычисления многие учителя используют линейку. Сначала на линейке нужно найти первое число из примера, а затем переместиться на нужное количество делений вправо (если «+») или влево («-»). Число, на котором остановились и есть ответ в примере.

Такой способ основывается на знании числового ряда. Он демонстрируется во многих учебниках по математике для 1 класса. С его помощью можно легко объяснить, как нужно прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3 и 4 путем перехода или перепрыгивания через числа.

Интерактивные игры и тренажеры

А также другие презентации и материалы по теме:

  • , и еще множество других материалов на сайте.

Как считать в пределах 20

  • карточки - таблицы;
  • счетные палочки;
  • счеты;
  • знание состава числа.

Ребенку нужно объяснить принцип получения результата в таких примерах, при котором сначала первое число округляется до 10, а затем выполняются окончательные вычисления. Сначала это тоже нужно делать на основе практических действий и только впоследствии переходить к решению примеров на основе знания состава числа. Как правило, дети не очень хорошо осваивают эту тему, поэтому не стоит спешить переходить к устным вычислениям.

В завершение работы над развитием умения решать примеры в пределах 20 детям предлагается заучить таблицы сложения и вычитания для каждого числа. Это помогает упорядочить знания, которые они получают в ходе тренировочных упражнений. К данному моменту ребенок хорошо помнит результаты многих примеров, может легко воспроизводит их и ему будет не сложно справиться с таким заданием.

Чтобы научить ребенка считать примеры необходимо поочередно предлагать ему разные способы получения результата. Впоследствии он выберет самый понятный и доступный для него прием и будет основываться только на нем. Не нужно навязывать малышу какие-либо варианты решения, дайте возможность самому производить вычисления так, как ему легче. Главное, чтобы ответ был правильный, а то, как ребенок его получил, не имеет большого значения.

Правильная подготовка к школьному обучению — залог хорошей успеваемости. Большинство родителей уделяет ей немало внимания – дети занимаются не только в садиках, но и дома, вместе с мамой или бабушкой.

Такое усердие, казалось бы, гарантирует абсолютный успех. Но это в теории, а на практике «домашние учителя» сталкиваются со многими проблемами, когда пытаются научить своего ребёнка считать. Одни малыши вмиг ориентируются в счёте, а другим он даётся сложно. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо учесть советы педагогов и проявить терпение. Рассмотрим подробно, как научить ребёнка считать примеры в пределах 10-20.


Способности к математике

Прежде, чем приступить к обучению, родители должны осознать – все детки разные! Нельзя требовать от своего детсадовца то, что уже умеет соседская девочка или сын лучшей подруги. Педагоги отмечают – не у всех юных математиков одинаковые способности. Условно они выделяют такие группы:

  • очень способные детки, схватывающие математику буквально на лету;
  • малыши со средними способностями (вероятно, будущие хорошисты), которым новые умения даются через регулярные занятия;
  • и абсолютно неспособные к арифметике – таким ребятам иногда не удаётся правильно посчитать даже в столбик, и эта проблема в отдельных случаях пожизненная (такой взрослый с удовольствием использует калькулятор).


Не стоит отчаиваться, если всё (по мнению мамы) очень плохо. Чем раньше малыш ознакомится с принципами счёта и цифрами, тем легче ему будет в школе. Возможно, вундеркинд из него не вырастет, но проблем с арифметикой гарантировано станет меньше.

Главное для родителей – не отчаиваться в случае первых неудач и относиться к такому домашнему обучению, как к регулярной системе развития собственного чада.

Счёт в уме

Требования к современным детям очень высоки – дошкольники должны обладать всеми базовыми знаниями.

Норма, когда дети в 3-4 года пересчитывают какие-либо предметы, загибая пальцы на руках. Например, они с удовольствием выясняют, сколько ложек, тарелок или чашек разместилось на обеденном столе. Но приблизительно с 5 лет должен вырабатываться навык вычислений в уме, без использования подручных средств.

Общие правила обучения

На первом этапе малыши знакомятся с цифрами и разнообразием окружающего мира. И только после родители начинают вместе с детками подсчитывать, сколько ступенек у лестницы, машин на стоянке, кастрюль в шкафчике и так далее. При этом используются пальцы. Маленькие дети не могут выполнять арифметических действий без помощи предметов.

За любые неудачи нельзя критиковать! Мама должна проявить терпение и подобрать более простой пример, если уже заданный малышу непонятен. Он должен чётко уяснить, что действие, выраженное словами «плюс один», — прибавление. И чтобы его выполнить, нужно назвать следующую порядковую цифру.

Попутно детки знакомятся с понятиями «равно», «больше» и «меньше». А также разлагают числа от 2 до 10. Например, 6 – это 2+4, 3+3, 4+2 и 5+1. Юный математик должен запомнить все варианты разложения чисел до 10!

Только после освоения всех перечисленных навыков можно приступать к вычислениям с переходом через десяток. Первые занятия рекомендуется начинать с трёх лет. А усложнение начинается с 4-5 лет.

От 1 до 20

Следующий этап дастся сложнее. Здесь не обойтись без подручных средств. Например, по дороге в детский сад можно выяснить, что автомобилей на стоянке больше десяти. С простым перечислением по порядку ребёнок быстро справится. Достаточно пояснить ему, что к привычным цифрам после 10 следует добавлять окончание «-дцать»: один — одиннадцать, два — двенадцать, и так далее.

Пример объяснения:

  1. Нужно взять красочные кубики в количестве десяти штук и выложить их в ряд. Попутно стоит пояснить, что этот ряд обозначает десяток или один «дцать».
  2. Затем на глазах у маленького математика следует положить на каждый из кубиков следующий ряд. И сказать, что это второй десяток. Первый кубик второго ряда – единичка, положенная на десять или на «дцать» (один-на-дцать). Получаем одиннадцать. Второй кубик – двойка, положенная на «дцать» (два-на-дцать) или двенадцать. С помощью такого простого способа дети быстро уясняют схему построения чисел до 19.
  3. Циферка 20 – 2 плюс «дцать» (два ряда из 10 кубиков), то есть двадцать. Аналогично можно пояснить все названия десятков до 100.

Первые примеры

А вот с вычислениями в этих пределах могут возникнуть определённые трудности. Преодолеть их также легче всего в игровой форме:

  1. На столе в ряд размещаются 10 кубиков. Их может разложить сам малыш.
  2. Затем мама добавляет сверху, например, ещё два кубика. И визуально поясняет, что 10+2 равно двенадцати.
  3. Пригодится ранее изученное разложение чисел до 10. Например, 12+7 – это сначала прибавление единиц (2+7), а потом целого десятка (10+9). Можно придумать любые примеры на сложение! Аналогично производится вычитание – принцип обучения одинаковый.

Основное правило – детки должны всё пересчитать (пощупать) собственными руками и понять сам принцип вычисления.

Безусловный успех ожидает родителей, придерживающихся следующих золотых правил:

  • в день занятия занимают не менее получаса (по 5-10 минут с перерывами на игры);
  • пройденный материал обязательно повторяется для закрепления знаний;
  • обучение ведётся в дружественной, чаще игровой форме;
  • практике уделяется как можно больше внимания (ненавязчиво выясняется, сколько птичек прилетело в парке, уехало или приехало на стоянку машин, и так далее).

Большинство родителей знает, что научить ребёнка сложению и вычитанию в дошкольный период желательно по многим причинам, но сделать это не просто. Для начала нужно набраться терпения, ибо процесс предстоит не самый простой, зато очень важный для будущей жизни подрастающего поколения.

Базовые шаги

Здесь потребуются различные предметы, которые только смогут заинтересовать ребёнка – кубики, палочки, шишки, яблоки, камешки, куклы и абсолютно все, что поддаётся счёту.

Заранее стоит отметить, что обучение должно проходить исключительно в игровой форме, поэтому всегда нужно следить за реакцией ребёнка и моментально прекращать игру, если она ему становится скучной или неинтересной.

Знаки «+», «-» и «=» придётся изготовить из палочек либо доверить этот процесс ребёнку.

Начинать лучше с самого простого, т.е. как объяснить ребёнку сложение. Но в этот процесс в любом случае придётся включать и вычитание, поэтому удастся «убить сразу 2-х зайцев»:

Данный шаг самый ответственный, поэтому ребёнок должен получать максимальное удовольствие от игры. Запоминание должно происходить бессознательно, но в исключительных случаях ребёнок сам заинтересовывается процессом, благодаря чему дальнейшая работа упрощается в разы. Если попробовать заставлять, то этим можно лишь вызвать антипатию к дальнейшему обучению.

Работа с бумагой

Все дети очень любят рисовать, к тому же все они любят положительную реакцию родителей на это. После того, как удалось обучить ребёнка теоретическому подсчёту, нужно переходить к практической работе. Чтобы было проще объяснить ребёнку, почему каждая цифра пишется именно так, то следует запомнить одно простое правило – у каждой цифры своё количество углов. Т.е. у единицы всего 1 угол, тогда как у восьмёрки их 8.

Подобный наглядный пример достаточно легко сможет сориентировать дитя, но в процессе нужно быть готовым к «изобретению» новых чисел, которые ни в коем случае нельзя забраковывать. Пусть будут – потом сами отпадут.

Для начала желательно приобрести любые детские обучающие тетради, которых с каждым годом становится всё больше. Основное их удобство – это наличие уже готовых рисунков, благодаря чему ребёнок будет видеть, что именно он складывает или вычитает. Результаты можно доверить записывать самостоятельно, хотя и первые попытки будут весьма неуклюжими. Со временем в этих же тетрадях яблоки и шишки будут заменяться на цифры, что станет новым шагом в развитии.

  1. Прописи «Учимся писать цифры. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет» от Елены Бортниковой
  2. Прописи Л. Мавриной «Дружок. Прописи для дошкольников. Учимся писать цифры»
  3. И оригинальные многоразовые карточки «Я учусь писать цифры» от Бурже, Бруст, Курвуазье

Загадки и головоломки

Нет такого ребёнка, который бы не хотел быть лучше других. Предложите ему решить простенькие задачки:

  • У меня было 3 яблока, а после прихода папы (мамы) стало 7. Сколько яблок дал папа?
  • Я задумала цифру, после чего прибавила к ней 2, и вышло 5. Угадай, какую цифру я задумала?

Подобные задачки обычно имеют место вне учебного процесса, т.к. в этом случае они гораздо быстрее схватываются и обрабатываются. Если возникают трудности подсчёта, то нужно написать возможный вариант, который поможет в решении. Самое последнее, что используется при написании – синяя ручка, а в идеале карандаши, мелки, йод, крошки и все то, что не будет напоминать сам процесс обучения. Большой популярностью пользуются симпатические чернила, которые проявляются на свете, либо наоборот блёкнут, ибо приведённый таким образом пример запомнится ребёнком очень надолго.

Лишь на данном этапе можно ребёнку запускать специальные обучающие игры в компьютере. Для ребёнка уже не будет ничего нового в этом, но качественно проработанные программы достаточно легко доведут обучение сложению и вычитанию до трехзначных чисел.

Все игры подбираются заранее, т.к. в ряде случаев присутствуют элементы жестокости. Желательно выбирать игры по мультфильмам, интересным подрастающему поколению, т.к. они особенно привлекут его внимание.

Что ещё нужно помнить

Чтобы научить чему-то ребёнка, всегда нужно пытаться его полностью прочувствовать, чтобы обучение проходило в лёгкой и непринуждённой обстановке. Никогда нельзя проявлять агрессию, даже если 10 раз ничего не выходит.

Каждый новый шаг всегда даётся с некоторыми осложнениями, поэтому не стоит торопить события, а лучше просто совместно получать удовольствие от обучения.

Развивающий мультфильм «Лунтик, математика для малышей» поможет освоить сложение и вычитание с ребёнком:

Многие дети, начиная с раннего возраста, интересуются цифрами и счетом.

Сначала ребенок осваивает порядковый счет - первые шаги в этом направлении многие дети начинают делать в 2-2,5 года. Чуть позже, в 3-3,5 года можно научить его обратному счету. Это тоже важный навык, который понадобится чуть позже для обучения сложению и вычитанию.

Следующий этап наступает в возрасте 3,5-4 года. В это время малыш может научиться совершать простые арифметические действия в пределах 5, несколько позже и до 10. Однако в этом возрасте абстрактное мышление у детей еще не развито, они не умеют оперировать числами в уме, обобщать и делать выводы, поэтому очень важно, чтобы обучение счету происходило на предметах, которые можно увидеть и потрогать.

И, наконец, сложение и вычитание в уме дети способны освоить лишь после 5-6 лет. Все эти цифры весьма условные, они представлены для ориентира и в каждом конкретном случае могут отличаться в ту или иную сторону. Важно смотреть на потребности ребенка, следовать за его интересом, не опережая время, чтобы обучение было осмысленным, а не механическим.

Помимо порядкового счета, ребенок осваивает понятия «больше-меньше-ровно», «сначала-потом», «было-стало». Все это легко сделать в быту, во время обычных домашних дел и прогулок.

Как научить ребенка порядковому счету

Этот этап проходит у всех детей довольно легко, зачастую интерес к счету появляется у детей достаточно рано, уже в возрасте около двух лет малыш может показывать пальчиком и считать вслед за мамой «Один, два, три…». Конечно, это еще совсем не осмысленный счет, осознанность придет несколько позже.

Однако, первые семена закладываются уже в этом возрасте. Обычно маленькие дети начинают свое осмысленное знакомство с числами с понятий «один» и «много». Числа связываются с количеством предметов не сразу, но постепенно приходит понимание: не просто «три», а «три яблока».

Через движение запоминание происходит гораздо лучше, поэтому можно, например, прыгать с малышом в классики на улице, поочередно считая клеточки. Или считать ступеньки при выходе на улицу: сначала вниз, потом возвращаемся домой - считаем вверх.

Можно считать птичек, пальчики на руках, проезжающие машины, вагончики у игрушечного паровозика, детали конструктора - словом, весь окружающий мир в этом случае сплошное наглядное пособие. Очень хорошо петь вместе песенки-считалочки или читать небольшие стихотворения, где есть порядковый счет. Постепенно ребенок запомнит числа и будет считать уже самостоятельно.

Разделите с ним кубики и посчитайте, у кого больше, а у кого меньше. А теперь давай поделим поровну?

Как научить ребенка складывать до 10

После того, как порядковый счет хорошо освоен, можно приступать к обучению сложению. Обычно складывать детям намного легче, чем вычитать.

Читайте также:

Можно осваивать сложение на любых подручных предметах - мелких игрушках, конфетах, фруктах или счетных палочках. Многие дети любят перебирать костяшки на разноцветных счетах, заодно это тренирует мелкую моторику.

Для начала научите ребенка оперировать числами в пределах 5, прибавляя по одному. Вот у нас одна конфета, положим к ней еще одну - сколько всего получилось? А если добавить еще одну?

После того, как ребенок освоил более простой счет, можно слегка усложнить задание: к двум прибавить две, или к трем две. Как только малыш хорошо научился складывать в пределах 5, можно предлагать ему складывать в пределах десятка.

Попутно учим ребенка определять состав числа. «Вот лежит три яблока, а мы ждем в гости пять человек. Сколько нам нужно еще добавить, чтобы на всех хватило?». Поначалу малыш будет последовательно пересчитывать каждое яблоко, но постепенно он научится заранее считать их количество. Важно, чтобы со временем ребенок освоил все способы получения чисел в пределах 10.

Как научить ребенка вычитать до 10

После того, как сложение более-менее освоено, можно переходить к вычитанию. Для этого нужно объяснить ребенку, что вычитание - это обратное действие, противоположное сложению.

Принцип точно такой же, как и в сложении: наглядно показываем на предметах: если у нас было 3 апельсина, а 1 мы съели, сколько осталось? Для качественного закрепления материала апельсин можно тут же и съесть. А потом посчитать оставшиеся. Постепенно число предметов увеличивается и переходим к более сложным примерам.

Дети очень любят игру «Посмотри, чего не хватает?». Она тренирует память и заодно обучает вычитанию. Было 6 игрушек, 3 я спрятала. Сколько осталось? Каких не хватает?

Как научить ребенка считать в уме?

К сложению и вычитанию в уме стоит переходить уже после того, как ребенок достаточно хорошо освоил наглядный счет.

Еще одна важная деталь - на первых порах ребенку будет легче прибавлять большее к меньшему, потом слагаемые можно менять местами.

  • Обучение должно проходить ненавязчиво, в веселой игровой форме. Самое главное, чтобы малышу было интересно. Не стоит нервничать и торопить время: кто-то учится очень быстро, кому-то требуется больше времени. Если у малыша что-то не получается, он не понимает - вернитесь на шаг назад, предложите более простой пример. Не давите на ребенка, если у него нет желания заниматься: лучше немного оставить его заинтригованным, нежели продолжать навязывать занятие, когда он уже не в состоянии удерживать внимание.
  • Не нужно заниматься, если ребенок или вы устали или у вас плохое настроение. На пользу это точно никому не пойдет.
  • Как показывает практика, ребенку гораздо интереснее складывать и вычитать там, где ситуация тесно связана с реальной жизнью, ему нужно понимать, зачем считать. Если мы ждем гостей, правильное ли количество приборов лежит на столе, всем хватит? Или сколько нужно взять угощения, чтобы у всех получилось поровну?
  • Очень полезно играть с детьми в разнообразные игры, в которых нужно считать. Домино, лото, всевозможные «бродилки» с бросанием кубика и фишками, другие настольные игры.

Все о пользе устного счета для развития, основные методики освоения счета в уме для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и секреты успешных занятий.

От всего остального живого мира человека отличает интеллектуальное превосходство. Для того, чтобы оно стало очевидным не только для самого себя, но и для окружающих, мозг необходимо постоянно тренировать. Одним из методов тренировки мозга является устный счет.


Лучший возраст для начала обучения

Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

Подготовка к обучению

Прежде всего у ребенка должно сформироваться понятие числа. Для малыша эта категория является абстрактным понятием. На первых порах ребенку сложно объяснить, что такое число или цифра.

В качестве обучающего материала может быть выбрано все что угодно: любимые кубики, мячики, мягкие игрушки, машинки и т.д. Важно, чтобы малыш понимал, что с ними можно не только играть, но их возможно посчитать.

Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет. Все должно выглядеть словно игра, как бы «между прочим».

Важно не упустить время, когда ребенок воспринимает все как увлекательную игру, тогда обучение станет для него приятным занятием.

Не забывайте главное правильно — занятий должны быть интересными и приносить удовольствие!

Как правильно учить?

  • Обучение ребенка основам математического счета должно происходить только в игровой форме и при желании малыша.
  • Обучение счету должно вестись в увлекательной игровой форме и непрерывно (каждый день). Задействуется зрительная и тактильная память малыша.
  • Занятия должны быть выстроены в четком алгоритме и иметь систему. Допустим, сначала происходит закрепление понимания «один» и «много», затем «больше» и «меньше».
  • Важно объяснить разницу между понятиями «больше», «меньше», «равно».
  • В игровой форме, например, спускаясь по лестнице, научите ребенка порядковому счету от 1 до 10;
  • Покажите ребенку на предметах, как соотносятся произносимые цифры с реальным количеством;
  • Попробуйте на элементарных жизненных ситуациях объяснить ребенку, как происходит увеличение или уменьшение количества предметов, например, к одной машине приехала еще одна, получилось две машины и т.д.

Учимся считать до 10

Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа.

Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.

Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.

В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.

Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.

Мнение эксперта

Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.

Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.

Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание.

Учимся считать до 20

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия «десяток» и «единица».

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.

Взрослый должен рассказать малышу, что это называется «десяток». Придвинув к коробке с «десятком» пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.

Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр.

Первое из которых «десяток» (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. — все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание «десятка» и «единицы», то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: «много», «мало», «большой», «маленький».

Для детей 4-5 лет

Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.

Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.

Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие «один» и «много», «меньше», «больше», «шире», «уже».

Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.

Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.

Малыши сравнивают «много» и «один». Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные — короткие).

На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).

Для детей 5-6 лет

Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.

Основные способы - накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Для учеников 1 класса

Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.

В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном.

Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.

Самые интересные приемы


  1. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста быстро утомляется, поэтому умение считать нужно прививать в игровой форме.
  2. Малыш может долго не усваивать материал, нельзя нервничать и кричать, оскорблять ребенка.
  3. Ребенка нужно поощрять за успехи похвалой.
  4. Занятия должны быть регулярными и частыми, с четко обозначенной целью.
  5. Выбирать методику занятий нужно исходя их индивидуальных особенностей ребенка.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

  • Научиться сосредотачивать внимание на деталях и мысленно проговаривать их.
  • Следует не прибегая к калькулятору решать элементарные математические задачи, например, в магазине. У математических действий есть свои особенности, но они не сложные. Надо один раз разобраться, а потом тренироваться. Это должно происходить систематически 5-10 раз в день.
  • Освоить простые методики устного счета и ставить себе ежедневные задачи по тренировке мозга. В Интернете множество мобильных приложений с заданиями по тренировке мозга.

В следующем видео о том, как можно научиться считать в уме, расскажет математик.