Когда ребенок начинает ползать и сидеть таблица. Недоношенный ребенок, его развитие

Почти каждой маме хочется, чтобы её малыш быстрее сел, пополз, пошёл, заговорил. Вы читаете книги по развитию детей, смотрите телевизионные передачи для молодых родителей и слушаете советы подруг и старшего поколения. Мы расскажем вам, когда ребёнок начинает ползать, как вы можете ему помочь и какие этапы предстоит пройти.

Когда он поползет?

Во сколько дети начинают ползать? В каком возрасте младенец должен встать на четвереньки? – Откроем вам небольшой секрет: ваш малыш никому ничего не должен. У каждого ребёнка свой индивидуальный план развития. Например, часто девочки начинают ползать раньше, а мальчики – позднее. Малыш, родившийся раньше срока, поползёт обязательно, но с опозданием на два – три месяца.

Средний срок для начала – восемь месяцев, но некоторые малыши начинают в пять – шесть месяцев, другие в семь, а кто-то не раньше девяти – десяти. Бывают дети, которые вообще минуют этот этап, т. к. рано начинают ходить. Что происходит раньше? Ребёнок начинает сидеть или ползать? – Обычно дети осваивают ползание на четвереньках уже после того, как научатся сидеть без поддержки, что происходит примерно в шесть – семь месяцев. Позвоночник уже достаточно окреп, чтобы начать полноценно двигаться. Но вот ползать по-пластунски вполне по силам малышу, который ещё сидеть не умеет.

Этапы ползания

  1. На животе. Таким способом малыш пробует передвигаться уже в четыре месяца. У него не сразу все получается, и иногда он даже начинает ползти назад. Это нормально, так действительно бывает, хоть и необязательно. Иногда получается, что грудничок крутится по кругу.
  2. По-пластунски. Малыш подтягивает одну ногу, вытягивая другую, и загребает руками. Этот этап ещё называют промежуточным.
  3. На четвереньках. Классическое ползание. Часто ребёнок уже умеет сидеть, т. к. из положения сидя удобнее вставать на четвереньки. Передвигаются дети таким способом довольно-таки быстро, поэтому рекомендуем надевать ползунки или штанишки, чтобы ваш малыш не натирал колени.
  4. Перевороты. Ребёнок ленится ползать и достигает цели переворотами. Это ощутимой пользы не принесет.

Как помочь крохе?

Если ребёнок, по мнению мамы, не торопится начать ползать, то, конечно, ей хочется ускорить этот процесс. Вы можете простимулировать вашего малыша несколькими способами:

  1. Упражнения. Это могут быть развивающие упражнения на мышцы рук, занятия на фитболе, гимнастика.
  2. Массаж. До года в разные периоды развития ребёнка допускается проводить три курса профессионального массажа по 10 сеансов. Обычно их проводят после трёх месяцев. Но любая мама может делать общеукрепляющий массаж своему малышу сама в домашних условиях.
  3. Поощрения. На полу должны быть созданы все условия для игр и развития. Там должно быть тепло и находиться достаточно интересных игрушек, которые могут заинтересовать кроху.
  4. Провокация. Показать на своем примере, как надо ползать. Показать интересующую ребёнка игрушку так, чтобы ему хотелось за ней потянуться.
  5. Подражание. Не секрет, что младшие дети развиваются быстрее старших, ведь у них есть пример для подражания. Если ваш ребёнок первенец, общайтесь с мамами деток – ровесников или погодок, ходите друг к другу в гости. Малыши смотрят друг на друга и пытаются повторить практически все, что видят: сидеть, ползать, делать первые шаги и даже ходить на горшок.

Безопасность пространства

Мы рекомендуем родителям самим спуститься на пол и оглядеть свою квартиру глазами ребёнка. Обратите внимание на острые углы, возможно, придется переставить мебель или приобрести специальные накладки. Есть ли у вас мебель, которая легко может свалиться? – Даже если вам кажется, что нет, перепроверьте все. Нередки случаи, когда после выдвижения нескольких ящиков на ребёнка падал комод или шкаф.

Даже если обойдется без травм, то испуг крохе гарантирован. Посмотрите, насколько доступны у вас розетки, выключатели и провода. На розетки можно поставить заглушки. Провода убрать за мебель, спрятать в плинтуса или специальные короба. Также придется убрать все взрослые вещи наверх: документы, посуду, книги, технику. Ведь рано или поздно малыш научится ползать, а это значит, что до всего интересного он легко сможет добраться.

Всю бытовую химию также надо переставить вне зоны доступа. Помимо всего этого проверьте, есть ли сквозняк на полу. Ребёнку необходим комфорт и тепло. Не должно быть слишком холодно или наоборот жарко. Если у вас дома нет ковра на полу, мы вам рекомендуем купить специальный детский нескользящий коврик. В продаже есть и коврики – паззлы, что может оказаться ещё и занимательной игрой для вашего крохи.

Мамины волнения

Стоит ли бить тревогу, если ребёнок уже умеет сидеть и ходить, но так и не научился ползать? – Нередки случаи, когда малыш уже сел, встал у опоры, сделал первые шаги, но так и не начал ползать. Для начала необходимо выяснить причину, почему ребёнок не встает на четвереньки, возможно, ему всего лишь нужен курс массажа, чтобы ускорить процесс ползанья. В любом случае, паниковать не стоит. Причины могут быть самые разные:

  1. Нарушение развития опорно-двигательного аппарата. В этом случае необходимы консультации педиатра, ортопеда и хирурга.
  2. Слабые мышцы спины, рук или ног. Пригласите к ребёнку массажиста.
  3. Спокойный характер. Малышу просто не интересно ползать, он и так с удовольствием разглядывает всё вокруг. А игрушки часто подносят родители так, что и тянуться за ними никакого стимула нет.
  4. Малыш чаще находится в кроватке или в манеже. Для изучения нового навыка детям необходимо пространство. Поэтому мы и рекомендуем перенести игровую зону ребёнка на пол.
  5. Избыточный вес. Есть такие дети, которым из-за лишнего веса сложнее передвигаться на четвереньках, и от темперамента это часто не зависит.

А как реагировать, если ребёнок ползает, но начал это делать слишком рано или поздно? Если он ползает, но ещё не сидит или не ходит? – Давайте найдем ответы и на эти вопросы:

  1. Малыш научился ползать уже в три – четыре месяца. Обратите внимание на то, как он это делает. Скорее всего, это только первый этап – ползание на животе. Полноценным процессом назвать это ещё сложно.
  2. Ребёнок начал ползать в пять – шесть месяцев. Поздравляем с новым умением. Это не рано, это один из вариантов нормы.
  3. Малыш уже давно ползает, но сидеть отказывается. Нужно подождать, ещё не окреп позвоночник, и чем дольше кроха не встает, тем лучше его укрепляет.
  4. или даже больше, он ползает, сидит, встает у опоры, но отказывается ходить без маминой помощи. Не торопите малыша, промежуток между этими периодами – примерно четыре месяца. Если ребёнок пополз в 10 месяцев, то и пойдёт он примерно в год и два месяца.

Несомненная польза для грудничка в процессе ползания – это укрепление позвоночника и мышц спины. Развитие мозговой деятельности малыша тоже напрямую связано с этим способом передвижения. Расширение обзора и изучение нового является бесспорным плюсом нового умения как девочки, так и мальчика. Перед тем как ребёнок пойдёт, он должен начать ползать.

Малыш растет, поднимает головку, пытается перевернуться — все это радует любящих родителей, с гордостью наблюдающих за ростом крохи. В это время родителей начинает волновать вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает ползать.Существуют общепринятые стандарты двигательной активности грудничков первого года жизни.

Нормальным для начала ползания считается возраст 7-8 месяцев. Сказать совершенно точно с какого именно месяца ребенок должен начать ползать невозможно. Каждый младенец индивидуален, поэтому некоторые могут начать ползать в 5 месяцев, другие займутся этим интересным занятием ближе к 9 месяцам жизни.

Иногда малыш пропускает этап ползания, сразу становится на ножки, чем очень гордятся родители.Специалисты считают, что пропускание этапа ползания негативно сказывается на формирование скелета младенца. Процесс ползания укрепляет мышцы, позвонок крохи, развивает пространственное мышление и координацию у маленьких детей.

Первый шаг к самостоятельности малыша, к познанию окружающего пространства. Развивает любознательность, целеустремленность. Придает уверенность в собственных возможностях. Научившись ползать, кроха откроет для себя новые возможности, станет развиваться более интенсивно.

Интеллектуальное развитие. Первый год жизни младенца характеризуется тем, что двигательная активность тесно связана с психическим и эмоциональным развитием грудничка. Чем более ребёнок активен, тем лучше кровоснабжение головного мозга. Движение взаимосвязанно с развитием речи, обеспечивает координацию между левым и правым полушариями мозга.

Укрепление мышц, позвоночника. Во время ползания задействованы мышцы конечностей, а также спины, физическая нагрузка на которые, правильно развивает изгибы позвоночника, укрепляет сами мышцы. При ползании по пластунски, когда ножки разводятся в стороны, осуществляется профилактика дисплазии тазобедренных суставов. Активное укрепление всех группы мышц естественным путем корректирует повышенный и пониженный тонус мышц, кривошея, асимметрия тела.

Формирование координации движения тела. Сохранение равновесия, ориентирование в пространстве — все это позволяет делать умение координации.

Когда наступает время ползать

Только у родившегося младенца уже можно заметить зачатки ползания. Если положить грудничка на животик, а на пяточки слегка надавить ладошкой, — младенец рефлекторно оттолкнется. После 3-х месячного возраста эти движения из неосознанных перерастают в управляемые навыки.

Грудничок поднимает головку, делает перевороты, мир для малыша вокруг меняется, открывая новые привлекательные стороны. Как только малыш начнет удерживаться в положении на животике на локтях, то сразу начинает тянуться в ярким игрушкам и вещицам, расположенным вдалеке, делает попытки поползти.

Освоение навыка ползания зависит от множества причин:


Освоение и этапы ползания

Прежде чем начнет ползать ребенок, проходит несколько ступенек развития ползания. Эти ступеньки изначально заложены природой, ведь мышцы тела у детей развиваются постепенно, а каждый этап требует развития конкретных групп мышц. Некоторые малыши, при хорошем физическом развитии, могут пропускать отдельные этапы ползания.

Лежа на животе, кроха тянется к яркой игрушке, стремясь переместиться вперед. Ручки вытягиваются вперед, малыш подтягивается на них. Так начинается первая попытка ползания — немного вперед, или чуть в сторону. Бывает дети ползут назад, отталкиваясь, вместо того чтобы подтянуть тело. Этот этап начинается примерно с 5-го месяца.

При помощи родителей, иногда самостоятельно детишки начинают понимать, что намного удобнее ползать, приподнимая корпус тела. Кроха опирается на локти, помогая себе ножками, начинает ползти по пластунски.

Кроха одновременно выкидывает вперед ручки, и следом, очень быстро подтягивает коленочки к рукам. Внешне очень напоминает то, как прыгают лягушки.

Грудничок пытается вставать и ползать на четвереньках. Поднимая попу, долго стоят раскачиваясь. Первые попытки ползать на четвереньках обычно не очень удачные. Малыш заваливается на бок, путается в ручках и ножках. Но с опытом приходит понимание, грудничок начинает перекрестно переставлять правую ножку вместе с левой рукой, после чего слаженно меняются ручка и ножка.

Перекрестное ползание самое гармоничное, рациональное, распределяющее нагрузку на позвоночник крохи равномерно. При перекрестном ползании малышу не приходится балансировать. Спинка прямая.

Кроме общепринятых видов ползания, некоторые малыши разрабатывают собственные методы для передвижения:

  1. Перекатывание. Чаще всего его используют детки со слабым плечевым поясом. В этом случае надо проводить дополнительные упражнения по укреплению мышц ручек;
  2. Движение спиной вперед. Очень часто, младенцы начинают ползать задом наперед. Связано это с пока еще слабой координацией. Ничего страшного в таком движении нет. Освоившись малыш начнет ползать правильно;
  3. Сидя на попе. Нередки случаи и такого ползания. Подогнув одну ножку под себя, другой ножкой ребенок отталкивается. Передвигаются таким способом дети достаточно быстро.

Обеспечиваем безопасность

Помощь родителей в воспитании ребенка трудно переоценить. От внимания, заботы, ежедневных упражнений, зависит здоровье и развитие грудничка. Прежде чем задаться вопросом: со скольки месяцев ребенок начнет ползать, следует приложить массу усилий, чтобы помочь крохе быстрее стать сильным и здоровым ребенком.

Итак, чем может помочь любящая семья, желающая чтобы грудничок пораньше начал ползать. Первым делом следует обеспечить безопасность ребенка:

Приготовьте специально обустроенное место на полу. Постелите покрывало, спортивный коврик. Закройте все розетки, силиконовые накладками скройте острые углы мебели. Уголок для ползания должен быть защищен от сквозняков.

Если на столе находится скатерть, стоят тяжелые вазы, книги — все это необходимо убрать, чтобы ребенок случайно не опрокинул на себя тяжелый предмет.

Закрепить дверцы шкафов, убрать с пути ребенка все емкости с бытовой химией. Любопытному исследователю все хочется попробовать на вкус, что может привести к серьезным последствиям.

В комнате должна быть чистота. Домашних животных, когда малыш учится ползать, лучше увести в другое место.

Все упражнения должны начинаться, когда ребенок здоров. Если малыш куксится, капризничает — перенесите упражнения на более позднее время.

Упражнения, помогающие начать ползать

Малыш уже активно переворачивается, пытается опираться на ручки — значит пришло время для подготовки грудничка к самостоятельному ползанию.

Закрепление переворотов. Мамочка держит крепко, не сдавливая кисть ребенка, малыш должен обхватить большой палец мамы. Аккуратно направляя корпус грудничка на переворот, мама правой рукой придерживает левую ножку крохи, помогая совершить переворот.

Зарядка для ручек. Начинайте, когда малыш проснулся. Мама дает схватить свои большие пальцы рук, и обхватив кисти ребенка, поднимает ручки крохи и разводит их в стороны, опуская, скрещивает на груди малыша. Движения должны быть плавными, не резкими. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также дает заряд бодрости крохе, приучает к утренней разминке.

«Лягушонок» — профилактика дисплазии, создание и закрепление навыка ползания. Взяв ножки за голени, медленно сгибать в пользу лягушки, потом разгибать, не торопясь. Положив кроху на животик, подставить ладони под пяточки, дать малышу несколько раз оттолкнуться ножками, немного продвинувшись вперед.

Фитбол или большой мяч станут большим подспорьем для развития и укрепления мышц спины крохи. Положите ребеночка на мяч животом, придерживая малыша в районе подмышек. Раскачивать мяч из стороны в сторону следует медленно, наблюдая как грудничок напрягает спинку.

Игра с валиком полезна для перехода к перекрестному ползанию на четвереньках. Подложить валик под животик крохи, начинать раскачивать валик. Пытаясь удержаться, малыш будет задействовать сразу ручки, ножки, становиться на четвереньки.

Мама может собственным примером показать как надо ползать, играя в различные игры. Катать мяч, играть в догонялки, или достать игрушку.

Массаж обязателен. Обычный общеукрепляющий массаж, который можно провести в домашних условиях. При проведении массажа необходимо снять все украшения. Массаж достаточно делать 1 раз в день, длительностью не более 10 минут, нельзя проводить массаж перед едой и сразу после нее. Кожа у младенцев весьма нежная, поэтому основное движение — это поглаживание. Ручки и ножки поглаживаются снизу вверх, спинка и животик — сверху вниз.

Не стоит торопить ребенка быстрее начинать ползать. У каждого малыша свой путь развития. Кто-то начнет ползать раньше, другие позже, кто-то пропустит этап ползания и сразу станет на ножки. Основные начала и принципы развития навыков ползания, должны стать направлением для гармоничного развития ребенка.

Освоившему навык ползания малышу мир открывается совершенно с иной стороны. Научившись передвигаться, ребенок становится более самостоятельным, поэтому все родители с нетерпением ждут, когда же их малыш будет ползать.

Бывает, что детки пропускают ползание, и сразу начинают ходить. Но все же передвижения ползком очень важны для укрепления мышц и позвоночника малыша, а также для развития координации, так необходимых для нормального прямохождения. Поэтому родителям важно постараться помочь крохе научиться ползать перед тем, как он начнет ходить.

Когда младенец должен научиться ползать, и как помочь ему освоить этот важный для развития и укрепления мышц навык?

Когда дети начинают ползать?

Когда грудничок начинает совершать перевороты, он открывает для себя мир в новом увлекательном ракурсе. Научившись удерживаться в положении на животе на локтях, он начинает тянуться к предметам, лежащим рядом с ним, и даже делает попытки ползать.

Зачатки данного двигательного навыка вы можете заметить у малыша после рождения. Если вы уложите грудничка на животик, а под его пяточки подставите свою ладонь и слегка надавите на них, — новорожденный рефлекторно начнет отталкиваться. Неосознанность этих движений в возрасте 3-4 месяцев перерастает в управляемые навыки.

Начало освоения навыка ползания в среднем у детей происходит с 5 месяцев, а завершается примерно к девятимесячному возрасту. Оно напрямую зависит от того, когда грудничок стал переворачиваться, уверенно удерживать головку и подтягиваться, пытаясь садиться. Нет точного срока, во сколько малыш должен освоить навыки: они нарабатываются по мере укрепления его мышц, и порядок овладевания определенными умениями заложен природой. Лишь изредка дети могут пропустить какой-то этап, например, пренебречь ползанием и сразу начать ходить.

  • крупные или спокойные дети могут немного запаздывать в освоении двигательных навыков;
  • для стимулирования развития после консультации с педиатром и неврологом можете провести курс массажа для укрепления задействованных в ползании мышц, после этих процедур вы быстро сможете научить малыша необходимому навыку;
  • мальчик не обязательно будет развиваться медленней, чем девочка, темпы освоения навыков не зависят от пола.

Этапы освоения навыка

Освоение навыка ползания проходит в несколько этапов. Их очередность запрограммирована природой, поскольку каждая из ступеней умения предполагает определенную укрепленность мышц. Некоторые дети могут «перескакивать» один из начальных этапов, если их мускулатура была достаточно подготовлена, или сначала осваивать сидение, а затем «возвращаться» к ползанию.

  1. Ползание на животе — самый первый этап освоения навыка, который отмечается у детей в среднем в 5-6 месяцев. Ребенок, лежа на животе, стремится переместиться или дотянуться до какого-то объекта, вытягивает вперед ручки и словно подтягивается на них, при этом происходит движение вперед или в сторону. Иногда малыши уползают назад, когда вместо подтягивания начинают отталкиваться.
  2. С вашей помощью или самостоятельно примерно в 6 месяцев ребенок понимает, что удобней будет ползти, если чуть приподнять корпус. Малыш начнет опираться на локти и передвигаться по-пластунски, помогая себе ножками.
  3. В 7-8 месяцев наступает момент, когда ребенок начинает подтягивать к себе ножки и пытаться ползти, опираясь на ладони. Такие передвижения выглядят неловкими, малыш перемещается рывками, словно лягушка, но все же это большой прорыв. Во время подобных упражнений в его организме происходит тяжелая работа: мозг, основываясь на показаниях вестибулярного аппарата и зрительных органов пытается скоординировать работу конечностей и корпуса.
  4. Ребенок пробует перемещаться на четвереньках. Движения все еще остаются неловкими, малыша то и дело покачивает в стороны. Младенец иногда путается в порядке выставления вперед рук и подтягивании ножек, поэтому он часто ползет на четвереньках совсем не туда, куда нацелился или заваливается на бок.
  5. Постепенно ребенок осваивает правильный порядок выдвижения конечностей, удобный и динамичный — перекрестное ползание на четвереньках. Оно названо так из-за того, что для быстрого и оптимального перемещения дети одновременно выставляют вперед руки и ноги, расположенные по диагонали. Например, при перекрестном ползании на четвереньках ребенок выставляет вперед сначала пару «левая рука/правая нога», а затем «правая рука/левая нога». При таком порядке нагрузка на позвоночник грудничка равномерно распределена, и малышу не нужно балансировать.

Иногда малыши изобретают собственные варианты ползания, например, ваш мальчик может передвигаться, лежа на спине или сидя на попе, и отталкиваясь от поверхности ножками. Некоторые груднички перемещаются преимущественно вбок. Дети так делают, потому что им удобно и это пока единственный и доступный для них способ добраться до цели. Ваша задача — мягко научить малыша иным вариантам передвижения, чтобы ребенок начал ползать, как это положено.

Когда ребенок будет активно осваивать навык ползания, вы можете заметить, что он делает это и во сне. Во время отдыха у детей происходит обработка и «запись» информации, они словно заново переживают все, что случилось за время бодрствования, а мышцы могут повторять движения, которым вам удалось научить дитя. Поэтому, укладывая младенца спать, максимально обезопасьте пространство вокруг него, чтобы он не ударился о прутья кроватки или не упал с родительской постели

.

Как помочь крохе освоить навык?

Конечно, ребенок может и сам разобраться, как ему правильно двигаться. Но чтобы он освоил двигательный навык побыстрей, вы можете делать с младенцем определенные упражнения, направленные на укрепление задействованных при ползании мышц, тренировку координации и вестибулярного аппарата. Укрепив все необходимые мускулы, вы сможете быстрей научить дитя навыку.

Приступать к упражнениям, которые помогут младенцу скорей освоить ползание, вы можете как только ребенок научится переворачиваться и станет уверенно подниматься на предплечьях в положении на животе. Заниматься с грудничком нужно ежедневно, в спокойной обстановке и столько, сколько малыш выдержит.

Занятия на фитболе эффективно развивают мускулатуру спины, и готовят малыша не только к ползанию, но и к прямохождению. Укладывайте младенца животиком на поверхность мяча и, слегка придерживая дитя, покачивайте фитбол из стороны в сторону. Ребенок будет выгибать спинку, при этом будут тренироваться важные мышцы т.н. корсета. Делайте такие упражнения как можно дольше — сколько выдержит малыш без капризов.

Кроме мышц спины, чтобы научить дитя ползать, важно укреплять мускулатуру рук. Положите младенца на спинку, вложите ему в ладошки свои указательные или большие пальцы, и слегка потяните кроху на себя, побуждая его приподниматься. При таком упражнении разрабатываются мышцы рук, укрепляется пресс и спинка дитя.

Поскольку все двигательные навыки связаны друг с другом, чтобы ребенок быстрей начал ползать, вам нужно в возрасте 5-6 месяцев до конца освоить технику переворотов. Лежащего на спинке младенца прихватите за левую ручку и убирая правую ножку под левую, мягко потяните вправо, побуждая его перевернуться на живот. Повторите упражнение через другой бок. Ребенок вскоре поймет, как именно следует двигать конечностями, и сможет менять положение тела самостоятельно.

Упражнение «лягушка» призвано тренировать ножки малыша. Оно основывается на врожденном рефлексе, описанном в начале статьи. Уложите грудничка на животик, сведите вместе его ступни и подложите под них свою ладонь. Слегка надавив своей рукой на ножки младенца, вы запустите рефлекс, и ребенок оттолкнется от препятствия, продвинувшись вперед. Важно с первых месяцев тренировать малыша, чтобы впоследствии неосознанные движения переросли в двигательный навык

.

Для развития ручек будет полезной ходьба на руках, она поможет вам быстрей научить кроху ползать. Положите малыша животиком на свою руку, а другой придерживайте младенца за спинку. Наклоните грудничка над столом таким образом, чтобы он касался ручками твердой поверхности стола и побуждайте его в игровой форме опираться на них и словно переступать. Данное упражнение также эффективно тренирует вестибулярный аппарат и готовит организм к перемещению ползком и хождению.

У малыша, который уже умеет в положении лежа уверенно держаться на руках, можно разработать мышцы верхних конечностей, живота и спинки, удерживая яркие объекты выше уровня глаз ребенка и побуждая его взять предмет рукой. Укрепив обе ручки, вы быстро сможете научить малыша передвигаться на четвереньках.

Чтобы ребенок быстрей научился ползать, вы должны предоставить ему свободу действий. Ведь у малыша не выйдет освоить необходимые навыки, когда он постоянно находится в коляске, кроватке или слинге. Уложите кроху на просторный развивающий коврик или постелите на пол толстое одеяло и позволяйте грудничку двигаться, как ему захочется, время от времени направляя его физическую деятельность в нужное русло.

Добрый день, дорогие читатели! Ползание – естественный этап в развитии малышей. Но для родителей он свидетельство роста и взросления ненаглядного крохи. Именно поэтому нетерпеливые мамочки часто торопят наступление этого периода и беспокоятся, когда их малыш никак не начнет передвигаться на четвереньках. Чтобы у вас, дорогие читатели, не возникало лишних вопросов, разберемся, когда дети начинают ползать.

Беседуя между собой на форумах, родители часто называют цифру 6 месяцев. Многие считают, что в полгода малыш должен научиться , но и передвигаться на своих четырех.

На самом деле, эта цифра абстрактна и не подтверждена исследованиями. Известный врач доктор Комаровский на вопрос, во сколько месяцев ребенок обычно начинает ползать, отвечает, что грудничок сам начнет производить нужные действия, когда будет к этому готов.

Чем же могут помочь ему взрослые? Подготовить мускулатуру с помощью упражнений, закалить, обеспечить поступление кальция и витамина Д в организм (для профилактики ), чтобы ползание не превратилось в тяжелый труд. На формирование навыка ползания оказывают влияние четыре фактора:

  • состояние здоровья;
  • физическое развитие (вес, мускулатура);
  • особенности темперамента (подвижные дети раньше начинают двигаться);
  • психологический климат в семье.

Чем выше показатели по всем параметрам, тем раньше кроха начнет делать свои первые шаги на четвереньках.

Кстати, редко такое бывает, но некоторые груднички вообще пропускают этот этап развития и сразу встают. Так что вопрос, в каком возрасте дети начинают активно ползать, не всегда можно считать корректным.

Первым показателем того, что кроха скоро встанет на четвереньки, является навык . Половина дела сделана. Теперь нужно укрепить мускулатуру и отправляться в путь.

Бенджамин Спок, автор книги «Ребенок и уход за ним», выводит следующие усредненные цифры: 5-6 месяцев – тренировка навыка ползания, к 7 месяцам дети уже хорошо передвигаются. Врачи неврологи ориентируются на довольно широкий временной промежуток – от 5 до 9 месяцев. Если на данном этапе ползание отсутствует, а кроха не проявляет попыток к движению, можно говорить о наличии патологии.

Родителям нужно учесть и тот факт, что есть разные виды ползания. На форумах можно встретить заявления суматошных мамаш, утверждающих, что их дети начали ползать в 3-4 месяца. Если вы из их числа, то, скорее всего, вы принимаете барахтание и попытки малышей сдвинуться с места, лежа на животе, за полноценное ползание. Увы, это еще не полноценный навык.

Виды передвижения

Дети не начинают ползать «вдруг», «в один момент». Они проходят несколько этапов, на которых демонстрируют различные виды передвижения:

Ползание ребенка по-пластунски

Родителям может казаться, что грудничок передвигается, как гусеница, на животе, шевеля всем телом. Ползать по-пластунски дети начинают в 4-5 месяцев. Направление движения может быть разным: вперед, вбок, назад. Взрослым стоит набраться терпения: кроха вскоре будет уверенно ходить на четвереньках.

Ползание малыша на животе

На следующем этапе малыш подтягивает под себя ноги, отталкивается ими и совершает своеобразный прыжок. Ползать на животе ему пока удобнее, поскольку руки еще не достаточно сильные, чтобы удержать вес тела.

Раскачивание вперед и назад

Мой ребенок начинал свое ползание с раскачиваний. Это был очень забавный процесс, потому что, сын это мог делать на протяжении часа не останавливаясь. Просто стоять на четвереньках и качаться назад и вперед.

Ползаем на четвереньках и сидим


После длительных тренировок грудничок начинает ползать на четвереньках и сидеть. Это так называемое перекрестное ползание, когда малыш координирует движения рук и ног. Ползание прекрасно развивает, малыши в восторге от собственной скорости и ловкости. Родителям остается только поддерживать их в этом начинании и радоваться новым успехам.

Непривычные способы ползания

Иногда дети выбирают нестандартные виды ползания: на спине, на попе, подгибая одну из ног. Кроха не знает, как это – правильно ползать, поэтому предпочитает оптимальный для себя способ. Родителей беспокоит такая ситуация. Как из нее выйти?

Как правильно ползать ребенку?

Можно показать крохе, как нужно правильно передвигаться на четвереньках. Направьте его руки и ноги, если это необходимо. Возможно, через некоторое время он порадует вас.

Правильное ползание предполагает выдвижение вперед одной руки и противоположной ноги. Затем они меняются. Однобокое передвижение (когда выдвигается правая нога и рука или наоборот, только левые конечности) считается неверным.

Тревоги родителей могут возникать и по поводу того, что малыш уже ходит на четвереньках, но еще не сидит. Это нормальная ситуация. Ребенок начинает ползать раньше, а когда освоит стиль по-пластунски, обычно пытается садиться.

Но врачи рекомендуют: форсировать события не стоит. Сидение создает сильную нагрузку на позвоночник, к которой организм может быть еще не готов. Развивайте ползание: оно укрепляет кости и мышцы. Когда придет время, малыш обязательно сядет.

Если ребенок не ползает…


В 10 месяцев малыши обычно обладают развитыми навыками ползания. Вопрос, когда дети начинают активно ползать на четвереньках, для родителей отходит на второй план. Но так происходит не всегда.

Если грудничок не пытается ползать, стоит показать кроху невропатологу. Существуют патологии, при которых передвижение на четвереньках становится невозможным:

  • неразвитость связочно-мышечного аппарата;
  • избыточный вес;
  • хронические или врожденные заболевания, ослабляющие организм;
  • травмы, вывихи конечностей;
  • слишком тугое пеленание;
  • наследственность.

Порой причиной становится лень, отсутствие мотивации или просто уравновешенный характер, когда ребенок направляет свои усилия на развитие речи, мелкой моторики, а крупная моторика остается вне его внимания.

В этом случае стоит повышать мотивацию. Например, покажите грудничку новый красивый предмет и поставьте его на расстоянии. Не давайте игрушку в руки! Стимулируйте малыша сделать несколько шагов на четвереньках.

Но прежде чем начинать действовать, убедитесь с помощью врача, что у ребенка нет серьезных патологий, и он готов к нагрузкам. Вот теперь можно и поползать!

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки