Пережитки многомужества в индии. Многомужество: ученые говорят, что это естественно

Многомужие , являясь весьма редкой пережиточной формой брака, в современном мире не встречается практически нигде, хотя в доисторические времена, когда люди жили племенным строем, многомужие было обычным явлением, как и многоженство, ведь все мужчины, как и женщины были общими, а все дети считались общими детьми племени.

Первые, кто практиковал именно многомужие были Алеуты –– жители тихоокеанского побережья Америки, России и Азии. Так же есть данные, подтверждающие, что женщины некоторых групп эскимосов имели нескольких мужей одновременно. Но всё это в прошлом. Сегодня многомужие официально разрешено только в Тибете и на определённых участках полуострова Индостан, на территории которого располагаются три страны: Индия, Пакистан и Бангладеш.

С древних времён и по сей день в Тибете существует три формы брака. Моногамия - брак, который встречается в большинстве стран включая Россию - когда у мужа всего одна жена. Полигамия - когда муж имеет несколько жён одновременно. Такой вид брака распространен в некоторых странах проповедующих ислам или христианство. И полиандрия - брак, при котором одна женщина вправе иметь нескольких мужчин. И многоженство, и многомужие сложились не удовольствия ради, а в силу необходимости. Если мужчина хотел обзавестись несколькими женами, он брал их из разных кланов по политическим и культовым соображениям. А полиандрия, которая встречалась у кочевников и земледельцев Тибета была «братской». Это вид брака, когда несколько братьев имели одну жену.

Женщина, имеющая несколько законных мужей одновременно, была обязана выполнять супружеский долг с каждым из братьев по очереди, в это время, находившийся в брат выставлял на её порог свою , дабы другие братья знали, что в данный момент с женой находится он. Как правило, на ком жениться, выбирал старший брат, а остальные лишь фактически становились мужьями женщины старшего брата. И только старший брат мог с законной супругой, но для этого ему требовалось согласие всех остальных братьев. И если женщина нравилась хотя бы одному, то она оставалась законной женой всех. Впрочем, уйти из семьи и обзавестись собственной женой мог любой из неженатых братьев. Но мало кто на это шел. Ведь при этом мужчина терял все права на имущество, а жена старшего брата переставала быть его женой. Хотя известны случаи, когда старший брат разводился с женщиной, которая потом становилась женой одного из его братьев, который также терял все права на имущество.

Но не только братья на Тибете могли иметь одну жену на всех. Друзья, объявляющие себя братьями-кузенами (спунзла) тоже могли взять одну жену на всех. Что и говорить: удивительная страна Тибет - полная противоположность Ираку и прочим государствам с исламскими религиями, где по религиозным уставам мужчина может иметь нескольких женщин. Кстати, в Тибете, правило, что у женщины может быть несколько мужей регламентировано не религией, а законом.

Ещё одна страна, где любая женщина может почувствовать себя желанной сразу для нескольких мужчин и где разрешено многомужие –– Индия. Но в отличие от Тибета, возможность женщины иметь несколько мужей одновременно здесь регламентируется вероисповеданием –– буддизмом. Помимо этого в Индии в отличие от Тибета женщина может взять в мужья любых мужчин, вне зависимости от того являются ли они братьями, родственниками . Главное условие - желание любить их всех и рожать от каждого детей.

А что же касается остальных уголков нашей огромной планеты? Неужели кроме Индии и Тибета многомужие нигде больше не встречалось? На самом деле многомужие существовало с древних времён - еще во времена царства легендарных Амазонок –– женщин воительниц. Их поселения находились повсюду: в Малой Азии и на ближнем Востоке, на севере Африки и на побережье северного Причерноморья. Согласно записям историков, почти каждая из женщин-воительниц имела несколько мужей, которые выполняли совершенно не работу, а именно занимались хозяйством и заботились о детях, в то время как их жены воевали и добывали еду. Многомужие так же было распространено и в индейском племени «Ирокезов» живших на территории Америки. Сегодня, на территории Канады сохранилось небольшое поселение этих аборигенов. Мужчины в таких племенах были воинами, но вся власть принадлежала женщинам. Даже воина-Вождя избирали женщины. В племени царил и, разумеется, женщины имели возможность жениться на нескольких мужчинах, что вызывает чувство легкой зависти у современных красавиц, которые считают, что один муж, приносящий деньги - хорошо, а несколько - еще лучше.

Татьяна Осипова
Женский журнал JustLady

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

Пережитки многомужества в Индии

Женское начало в культуре Индии проявляется в сохранении пережитков матриархата в системе родства и в организации семьи. Индия – одна из немногих стран мира, где живут народы, практикующие полиандрию – многомужество. В прошлом полиандрия была распространена здесь значительно шире, причем не только у коренных народов, но и у попавших под их влияние арийских пришельцев. Во всяком случае, древнеиндийские мифы свидетельствуют, что этот обычай встречался в арийских княжествах Северной и Центральной Индии. Эпос «Махабхарата» повествует о девушке Драупади, дочери царя Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть стала их общей женой. Случилось так, что старший из братьев проиграл красавицу в кости принцу рода Кауравов, что привело череде событий, закончившихся войной между Пандавами и Кауравами. Через тысячу лет после создания «Махабхараты» о многомужестве в Северо-Западной Индии писал Ватсьяяна в «Камасутре» (III–V в. н. э.):

«В области Граманари в Стрираджье и Бахлике многие юноши находятся на равных правах в женских покоях, будучи женаты на одной и той же, и женщины наслаждаются ими или по одному или сразу – сообразно своей природе и обстоятельствам. Один держит ее [на коленях], один угождает [поцелуями и прочим], один [ласкает] нижнюю часть, один – лицо, один – туловище, и они действуют так, постоянно чередуясь».

К приходу англичан полиандрия в Индии сохранилась лишь у горцев Гималаев и в некоторых местах южной Индии. И по сей день многомужество встречается у родственных тибетцам ладакхов, живущих на высокогорном плато Ладакх в штате Джамму и Кашмир. Здесь мало пригодных для обработки земель, но почвы позволяют выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, бобовые и корнеплоды. Большая высота над уровнем моря и суровый климат очень ограничивают возможности огородничества и почти совсем исключают садоводство. Недостаток пригодной для обработки земли привел к обычаю нескольким братьям иметь одну жену. Целью такого брака было сохранение маленького земельного надела семьи. Когда старший сын женился (и становился главой семьи), его невеста становилась женой и младшим братьям, чтобы избежать разделения и без того скудного хозяйства. Если жена старшего сына не соглашалась вступать в мужской гарем, то младшие сыновья принимали монашество.

После недели супружеской любви старшего брата черед приходит следующему по старшинству брату – он становиться мужем на неделю, затем следует третий и, если есть, – четвертый брат. Для предупреждения остальных братьев очередной муж ставит свою обувь возле двери общей жены. Если женщина довольна, такие отношения продолжаются всю жизнь. Но женщина может невзлюбить одного из младших братьев. Тогда ему не остается ничего другого, как уйти из дома, завести свою семью (что сложно без земли) или стать монахом. Другая традиция позволяет общей жене брать на испытание мужчину вне семьи. Достойный кандидат принимается на одну неделю. Если женщина находила его достойным, то он становился одним из мужей. Но если он не оправдывал надежд, то покидал семью, получая подарок, например, козу, чтобы не было обиды. Подобно многомужеству эта традиция исчезает. Полиандрия, наряду с обычаем монашества, привели к тому, что в Ладакхе, как и в Тибете, свободных молодых женщин больше, чем мужчин. Поэтому там спокойно относятся к добрачным связям. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью возлюбленной полтора месяца (три недели до родов и три после), уходит с миром.

О загадочных тода, живущих в Нильгири – Голубых горах на юге Индии, существует обширная литература. Англичане узнали о в 1812 г., когда топограф Кейс обследовал район Голубых гор. Преодолев болотистые джунгли и перевалив труднодоступный хребет, экспедиция попала в просторную, окруженную горами долину. Там Кейс увидел стадо пасущихся буйволов, крупных, с мощными изогнутыми рогами. Таких буйволов он не встречал в равнинной Индии. Неподалеку от стада стояли, опершись на посохи, два бородатых человека; их одежда походила на древнеримские тоги. Пастухи приблизились к пришельцам и их приветствовали. Так англичане впервые встретились с тода. Многое удивило их. Поразил уже внешний облик: тода были выше ростом, с более светлой кожей, чем лесные племена Южной Индии. Черты лица у них были тонкие, что в сочетании пышными бородами мужчин, важной осанкой и тогами – путукхули, придавало им библейский облик. Выяснилось, что тода живут разведением буйволов, но мяса не употребляют, питаясь молочной и растительной пищей. Оригинальными оказались и жилища тода, и их обычаи, и семейная жизнь.

Отношения мужчин и женщин отличаются у тода большой свободой, а брак неустойчив. У тода существует обычай помолвки, но ее можно расторгнуть в любое время, причем обычно расторгают по желанию девушки. Юноши и девушки свободно встречаются, и если девушка беременеет, то это вовсе не считается позором. Мужчины скорее считали беременность достоинством девушки; взять ее в жены желали многие. Но чаще всего мужа выбирала сама девушка. Если же такая девушка беременна, то отказать ей считалось совершенно неприличным. В прошлом формой брака для тода была полиандрия. Капитан британской армии Уорд, сделавший топографическое описание гор Нилгири в 1821 г., заметил, что у тода нет обряда брачной церемонии. Он также обратил внимание, что невеста обычно выходит замуж за несколько братьев: «Она обязана, в случае, если у него [мужа] есть братья, признать их мужьями и выполнять перед ними супружеские обязанности». Помимо мужей, отмечает Уорд, замужняя женщина тода согласно обычаю может иметь любовника – кумбхала. Уорд пишет:

«Кумбхал имеет отдельную власть над ней. В случае, если молодая женщина находится в доме одного из мужей и кумбхал приходит, муж немедленно ретируется и оставляет ее с любовником. Законные мужья содержат ее, а кумбхал снабжает ее ежегодно одеждой, табаком и другими мелкими подарками».

Братская полиандрия была у тода не единственно формой многомужества: существовала еще матриархальная полиандрия, когда женщина имела несколько мужей не связанных родством. Надо сказать, что мужья тоже не терялись и имели любовниц на стороне. Развод у тода был прост, причем женщина могла потребовать развода и уйти к другому, не объясняя причин. Оригинально было определение довольно-таки неясного отцовства. Когда женщина находилась на пятом – седьмом месяце беременности, то мужчина – обычно, но не обязательно, муж, вручал ей лук и стрелы. Обряд, называемый пурсутпими, закреплял за ним отцовство. Если мужья – братья, церемонию выполнял старший брат и все дети считались общими для братьев. Если женщина ушла от мужа или мужей, тогда лук и стрелу ей давал мужчина, с которым она стала жить и закреплял право на ребенка. Если же женщина беременна, а мужчины у нее нет, то лук вручал любой мужчина, выбранный родственниками. По мнению тода не так уж важно иметь мужа, но необходимо иметь «церемониального» отца ребенка. В настоящее время обычаи тода уходят в прошлое, и преобладают парные браки.

Матриархальное многомужество встречалось еще в XIX в. у наиров Малабарского берега Южной Индии. Наиры (наяры) – кшатрии народа малаяли, живущего на Малабарском побережье. В прежние времена наиры были чрезвычайно воинственны и никогда не расставались с мечом. В средневековом Малабаре все уступали им дорогу, по крайней мере, до прихода португальцев. Португальские фидальго (дворяне) не приняли заведенный порядок, и между ними и наирами постоянно возникали стычки. В итоге, состоялась дуэль лучшего мечника наира и воина португальца. Победил португалец (вопреки мнению почитателей восточных единоборств, европейцы фехтовали лучше азиатов). С тех пор наиры стали уступать португальцам дорогу. Рассказ этот приведен как свидетельство того, что господство женщин вовсе не делает мужчин женоподобными (другой пример – ирокезы Северной Америки).

Ячейкой семьи наиров был таравад (тараваду), состоявший из старшей матери – главы семьи, ее детей, братьев, сестер и детей сестер. Хозяйство было общим; им управлял старший брат матери, но сам он не имел собственности. Все им нажитое переходило не его детям, а сыновьям и дочерям сестер. Членами таравада считались только дети женщин. Дети мужчин принадлежали к таравадам жен и носили фамилии матери. Девочки в 10–12 лет проходили церемонию кетту кальянам, во время которой избранный муж надевал на шею девочки тали – медальон в виде листа на шнурке. В символическом смысле это считалось браком. Настоящий брак – самбандхам, наирская девушка заключала, достигнув половой зрелости. Женихом мог быть наир из другого таравада либо брахман касты намбутири. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани. Позднее он должен был давать ей небольшие подарки во время каждого из трех великих праздников. Прекращение дарения было молчаливым знаком расторжения брака. Муж время от времени ночевал у жены. Он приходил поздно вечером и покидал дом жены рано утром, до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех, кто пришел позже. И этим связи мужа и жены исчерпывались. Наирские жены могли по желанию прекратить отношения с мужем, могли взять другого мужа, даже иметь по 8 –12 мужей. Ограничение было одно – муж должен был быть наиром или брахманом. Мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери. В ХХ в. многомужество у наиров заменилось моногамной семьей.

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает в себя КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от старого

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Пережитки язычества Ростовскую землю окрестили во второй половине XI века - усилиями епископов Леонтия и Исайи. Примерно тогда же окрещен и полуфинский Муром. Но это опять-таки крещение городского населения.В летописях XI в. утверждалось, что многие в деревнях приносят

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург «– Скажи, мама, почему не любят евреев? – Потому что они убили Иисуса и отравляли колодцы: когда я была маленькой, меня так учили по Катехизису… Гейдрих: Я знаю, все это ложь, но какая разница; эта традиция может быть нам

автора Тарле Евгений Викторович

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской.

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Исламизация Индии Процесс исламизации Индии занял долгие века. В ходе его в ислам были обращены многие миллионы индийцев, вначале на северо-западе страны, в контактной зоне, где его влияние ощущалось особенно сильно (Синд, Белуджистан, Пенджаб), а затем и в других районах,

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Пережитки средиземноморской культуры Возвращаясь от nimia potentia Ургулании к дерзкому честолюбию Танаквили, нельзя не заметить следов, наполовину стертых или запутанных предусмотрительными историками - свидетельств социального статуса женщины, сильно отличающегося от

Из книги Повседневная жизнь советских писателей. 1930- 1950-е годы автора Антипина Валентина Алексеевна

Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого» Характер образа жизни, этических проблем взаимоотношений литераторов с годами практически не менялся. Отношения между писателями были не всегда простыми. Порой на них оказывала влияние политическая

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

В) Античные пережитки в кельтской Британии Территории, оставшиеся за бриттами, были наименее романизированными на острове. Если не считать сохранения христианства, кажется, все указывает на стремительное вытеснение античных традиций: в языке практически ничего не

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки» - Привыкли считать, что главная цель революции - создать нового человека. Это не восходит к 2000-летней попытке христианства обновить человеческую натуру?- Проще

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Пережитки поганства Те, що ми так мало знаємо про поганський світогляд України, не випливає виключно з того, що він був невироблений і неусталений. Дуже багато причинилося до цього становище христіянського духовенства, що за всяку ціну старалося затерти сліди поганства й

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Из книги Очерки по истории архитектуры Т. 1 автора Брунов Николай Иванович

2. Архитектура Индии Архитектура Индии разделяется на три больших периода. Древнебрахманский период, от которого почти не сохранилось архитектурных памятников, теряется в глубине веков. Он продолжатся приблизительно до 250 г. до н. э. За ним следует буддийский период,

автора Блок Марк

4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов Как бы ни была раздроблена, как бы ни была подчинена феодальной иерархии система правосудия, было бы большой ошибкой считать, что в феодальном мире не сохранилось никаких институтов старого

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Пережитки и обновление Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная система не умирает целиком, сразу и

Многоженством никого не удивишь, но как насчет многомужества? Мы расскажем, насколько женская полигамия естественна для человека, практиковали ли ее наши предки, и где она существует до сих пор.

Что говорят антропологи

Если спросить у антропологов о том, насколько естественна для женщины полигамия или, по-научному, полиандрия – они приведут в пример некоторых народов Тибета, где она практикуется, и скажут, что весь мир воспринимает это как аномалию. А поскольку полиандрия среди людей - явление редкое, то и наши предки его вряд ли практиковали.

Но в последнее время появилась противоположная точка зрения. Антропологи из Миссурийского университета насчитали около 53 народов в основе социальных отношений которых лежит классическая полиандрия (то есть, когда женщина состоит в полноценных брачных отношениях с одним или двумя мужьями). Более того, такая форма брака не зависит от географического положения, она встречается как у народов крайнего Севера – у эскимосов, так в странах с теплым и умеренным климатом – на Тибете, в Южной Индии.

Матриархат

Корни полиандрии стоит искать в матриархате – власти женщины, обществе, где семья формируется вокруг хранительницы очага. Матрицентричный порядок гипотетически процветал на ранних этапах земледелия, когда оно еще было мотыжным. Свое происхождение оно ведет от собирательства – женского занятия, в отличие от мужской охоты. Сторонники этой гипотезы основываются на культе богини-матери, а также на многочисленных статуэтках палеолита и древнего мира, символизирующих фертильность. Впрочем, несмотря на то, что этнографы признают существование народов, у которых за эмансипацию скорее должны бороться мужчины – китайский народ мосо или индийский «кхаси», официальная наука отвергает идею о матриархате, как отдельной стадии развития человечества.

Адаптация

Брак в любой форме – это попытка адаптироваться к окружающей среде. Полиандрия – не исключение. Она встречается у народов, где подобная форма сожительства может обеспечить защиту и благосостояние всем их представителям. Она распространена в местах со скромными природными ресурсами, например, в Гималаях, где позволяет ограничивать рост популяции и уменьшить детскую смертность. Женитьба двух братьев на одной женщине (фратернальная полиандрия) позволяет семье избежать разделения фамильной земли. В Европе, в свое время, проблема с наследственностью была решена иначе – введением матримониального права, по которому все наследство переходило первому сыну по старшинству.
Другая причина появление полиандрии – гендерный дисбаланс. Например, в Индии, негативное отношение к появлению девочек (из-за дорогого, но обязательного приданного) и частые аборты привели к тому, что прекрасного пола стало просто не хватать. Поэтому, в некоторых затерянных деревнях мужчины вынуждены делить одну женщину.

Моногамны ли женщины?

Принято считать, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Такая точка зрения обусловлена общественными нормами, но не естественным для нашего вида поведением. По словам доктора психологии Кристофера Риана – человек может быть моногамным, но только в силу своего выбора. Кроме того, по словам ученого: «Быть вегетарианцем – не значит не любить запах мяса». То есть, наличие одного партнера не значит, что человек, будь то мужчина или женщина не будет заглядываться на других.
Что касается моногамии в природе, то она свойственна, в основном, птицам (около 90% орнитологических видов моногамны). Среди млекопитающих только 3-5% видов придерживаются верности своему партнеру, например, волки. И то встречаются исключения.

Два отца

Как же решается в полиандрических обществах вопрос с признанием отцовства? На примере племени Бари в Венесуэле, ученый Стефан Беккерман из университета штата Пеньсильвания выявил, так называемое, «полиотцовство». Одновременно несколько мужчин считаются родителями ребенка. В некоторых культурах это связано с верой в то, что семя нескольких может участвовать в формировании плода. Так или иначе, в столь странных порядках есть свои плюсы – у ребенка с двумя отцами намного больше шансов выжить и преуспеть, нежели с одним.

Полиандрия сегодня


В мире до сих пор немало мест, где полиандрия не только существует, но и официально узаконена. Такие порядки заведены в Тибете, Нигерии (племя Нимба), Полинезии, некоторых районах Индии (Раджахстан, Ладакх, Занскар). Так, например, пару лет назад стала известной история 21-летней Раджо Верны – женщины из индийской деревни с принятой фратернальной полиандрией. Если девушка выходит замуж, то за всех братьев сразу. Раджо на мужей «повезло» – у нее их оказалось сразу пятеро и все законные.

Область распространения

Формы

Полиандрическая семья может выступать в двух формах:

  • фратернальной (греч. φρατρία - братство), братской - общее домохозяйство с одной женщиной образуют несколько братьев. Такая форма полиандрии обычно связана с дисбалансом полов, возникающим в результате практики убийства новорожденных девочек.
  • нефратернальной , неродственной - несколько родственно не связанных между собой мужчин вступают в брак с женщиной, которая обладает высоким социальным статусом .

При этом мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине.

Биандрия

Разновидностью полиандрии является биа́ндрия (от лат. bis - дважды, и др.-греч. ἀνήρ - муж) - форма брачного союза, при котором женщина имеет одновременно двух мужей .

Литература

  • Peter, Prince of Greece, A Study of Polyandry, The Hague: Mouton, 1963
  • Коротаев А. В. К проблеме южноаравийской полиандрии // Тезисы конференции Института востоковедения АН СССР / Отв ред. С. В. Волков. М.: Наука, 1988, с.25-27.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Полиандрия" в других словарях:

    Полиандрия … Орфографический словарь-справочник

    - (букв. многомужество) 1) форма брака, когда женщина имеет одновременно нескольких мужей; 2) в бот. присутствие многих тычинок в одном цветке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПОЛИАНДРИЯ (греч., от… … Словарь иностранных слов русского языка

    Полигамия, многомужие, многомужество, многобрачие. Ant. одномужие Словарь русских синонимов. полиандрия см. многомужие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Полиандрия - Тип брачной организации, когда самки спариваются с несколькими самцами, а каждый самец спаривается только с одной самкой. Иногда самцы поочередно спариваются с самкой, и она делит свое внимание между ними (классическая полиандрия). С другой… … Большая психологическая энциклопедия

    полиандрия - и, ж. polyandrie f. <гр. poly много + andres мужья. спец. Одна из пережиточных форм брака, при котором женщина имеет несколько мужей; многомужие. БАС 1. Казнены былы еще две или три женщины, или пожелавшие, или по примеру мужей, полиандрии,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    полиандрия - и допустимо полиандрия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от поли... и греч. aner род. п. andros муж) (многомужество), редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. В 19 в. бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛИАНДРИЯ, полиандрии, мн. нет, жен. (от греч. poly много и andres мужья) (этнол.). Вид полигамии (см.) форма брака, при котором одна женщина имеет несколько мужей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (от поли... и греч. аner, род. падеж andros мужчина, муж), форма половых отношений, при к рой одна самка на протяжении сезона размножения спаривается с неск. самцами. П. встречается в разд. группах беспозвоночных (морские звёзды, ракообразные) и… … Биологический энциклопедический словарь

    - (от греч. polys многочисленный и апег муж) англ. polyandry; нем. Polyandrie. форма группового брака, при к рой женщина имеет одновременно нескольких мужей, приходящихся друг другу братьями (братская П.) или не состоящих в родстве. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    - [от поли... и греч. aner (andros) муж], половые отношения самки с несколькими самцами на протяжении сезона размножения. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

Книги

  • Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака , Максимов А.Н.. Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного этнографа, одного из крупнейших теоретиков в области истории первобытного общества А. Н. Максимова (1872-1941), посвященная…