Подросток ленится. Из личного опыта

Задумаемся на минуту: а почему нас так расстраивает, а порой и просто выводит из состояния душевного равновесия то, что ребенок, как нам кажется, лентяй и ничего не хочет делать? Если бы все наши желания в отношении ребенка сбывались, то каким бы он стал? Послушным маленьким роботом, который безропотно выполняет любую работу по дому, без напоминаний делает уроки да еще в завершении дня и о нас, уставших, заботится, — чай приносит, телевизор смотреть не мешает...

Вся загвоздка в том, что если ребенок просто хорошо вышколен и делает что-то только потому, что гак сказали мама и папа, го от такого трудолюбия не будет никакого проку. В конце концов ребенок вырастет и поймет, что его работа не приносит ему никакого удовлетворения, делать что-то «для себя» совсем не хочется, да и вообще не ясно, к чему лежит душа и в чем твое призвание.

К сожалению, очень часто такие дети ищут успокоения во всевозможных уходах от действительности: в компьютерных играх, игровых автоматах, никотиновых и алкогольных зависимостях и даже в наркомании. И получается, что, как мы ни хо-тели вырастить трудолюбивого, успешного, гармоничного, высоконравственного и интеллектуального человека, у нас ничего не получилось.

Что же могут сделать родители, которые не желают видеть в ребенке ничем не интересующегося бездельника, но в то же время не хотят заниматься «дрессировкой» и приучением к труду силовыми методами?

Все дело в мотивации

Борьба с детской ленью может походить на борьбу с ветряными мельницами, если мы не будем учитывать один очень важный момент: чтобы что-то делать, делать это хорошо да еще и по-лучать от процесса удовольствие, человеку просто необходимо четко понимать ответ на вопрос: «Ради чего?». Зная, зачем нужно приложить усилия и потратить свое время, человек любого возраста сможет не только преодолеть свою лень и тягу к пустому времяпрепровождению, но и справиться со многими объективными трудностями, которые встанут на пути.

Мотивация деятельности — вопрос сложный. Написано мно-го серьезных работ, создано немало классификаций потребностей и мотивов, существуют порой очень разные точки зрения в вопросах целеполагания и мотивации. Нас в данной области знаний будет интересовать только то, что так или иначе имеет практическое применение в решении проблемы приучения ребенка к труду, к учебной и любой другой полезной деятельности.

Многие дети готовы горы свернуть, чтобы почувствовать, что родители ими гордятся и уважают их достижения. Для большинства детей принятие и внимание со стороны значимых взрос-лых обладают колоссальным мотивационным потенциалом, и мы можем это использовать, пытаясь преломить нежелание ребенка прилагать свои усилия и что-то делать. В то же время будет совсем неправильно демонстрировать ребенку свою любовь и одаривать вниманием только тогда, когда он чего-то добился или справился с трудной работой. Ребенок должен ощущать, что любят его именно таким, какой он есть. Но при этом глаза заботливых мамы и папы могут светиться немного ярче, когда он, ребенок, радует всех своими успехами и отсутствием лени.

Очень важно для детей, особенно для подростков, то, как относятся к ним сверстники. У них очень сильна потребность ощущать принадлежность к «своей» группе, будь то одноклассники, товарищи по спортивной секции или друзья по дворовой компании. В таких группах царят свои правила и принципы, и вполне может быть, что трудолюбие там не в цене, а, наоборот, считается чем-то негативным, «постыдным». Естественно, в таком случае ребенок будет всеми силами скрывать свои трудовые заслуги или, что еще хуже, попытается и внутренне соответствовать стандартам значимой группы.

✏ Первое, что могут сделать родители в этом случае, — научить ребенка отстаивать свое мнение, противостоять ближайшему окружению, не быть таким, как все. В крайних случаях родителям придется решать, что они могут сделать, чтобы оградить ребенка от негативного влияния его компании. С другой стороны, мы можем попытаться «пристроить» ребенка в тот коллектив, который подходит нам по своим ценностям и приоритетам. Конечно, нужно не просто записать ребенка в шахматную секцию и ждать, что он будет часами просиживать за решением сложных партий. Необходимо приложить все усилия, чтобы и люди, и само дело, и общение приносили ребенку радость, чтобы он действительно хотел соответствовать высоким принципам этой группы.

Потребность в принятии со стороны родителей и со стороны сверстников непосредственно связана с потребностью ребенка в самоуважении и самопринятии. Причиной кропотливого труда вполне может быть стремление ребенка почувствовать себя «хорошим», даже вне связи с оценками родителей и друзей. Нам всем важно ощущать себя не самым последним человеком, и ради этого мы готовы тратить свои силы и время.

Найдите ребенку любимое дело

Наверное, самое главное, что мы можем сделать для ребенка, — это помочь ему найти себя, свое дело, показать то удовольствие, которое испытываешь, когда ты занимаешься тем, что интересно, и ты полностью поглощен самим процессом, а не думаешь, что вот еще немного потерплю, напрягусь — и уже тогда... Хотя осознание того, что тяжелая работа позади и можно насладиться плодами своего труда, тоже приносит немало радости.

Здесь очень наглядным будет пример с альпинистами и другими горными покорителями. Со стороны кажется непонятным, зачем люди раз за разом тратят море сил и энергии, чтобы оказаться там, куда легко можно добраться на горном подъемнике или вертолете. Но если вы бывали в горах, то прекрасно знаете,

что, пока ты сам не поднимешься на высокую гору и не испытаешь кайфа преодоления себя, ты не почувствуешь всей красоты горного пейзажа.

Привить ребенку любовь к таким «восхождениям» могут именно родители. Именно мы можем научить в очередной раз побеждать свою усталость, слабость и желание забраться под теплое одеяло, научить быть выше собственной лени, чтобы совершить маленький подвиг, пусть и всего лишь на кухне или за учебниками, но ради стоящей цели.

Как же можно все это сделать на практике? Вариантов очень много. Но никто, кроме вас самих и вашего ребенка, не сможет найти ту единственную дорогу, по которой будет идти в радость, несмотря на все крутые подъемы и спуски, неожиданные препятствия и другие трудности.

Остановимся на конкретных действиях, которые могут предпринять родители, задавшись целью помочь ребенку найти любимое дело.

✏ Во-первых, родители должны очень внимательно следить за интересами ребенка. И не важно, что в вашей семье все из поколения в поколение были музыкантами. Если ваш малыш больше любит гонять мяч во дворе, а от вида черно-белых клавиш у него рябит в глазах и появляется ничем не преодолимая сонливость, то намного лучше будет отдать ребенка в спортивную секцию, чем день изо дня портить жизнь и себе, и «будущему великому пианисту».

✏ Во-вторых, очень хорошо, если хотя бы на первых порах вы тоже вместе с ребенком будете заниматься интересным ему делом. Дети, особенно маленькие, стремятся подражать родителям и по-лучать их одобрение, к тому же им, как воздух, необходимо наше внимание и общение. Поэтому если мама вместе с дочкой займется бисероплетением, а папа лишний раз сходит на площадку с юным футболистом, то результат в любом случае будет положительным. Конечно, вам не нужно осваивать все тонкости нового увлечения ребенка, для этого есть профессиональные педагоги, которых про-сто нужно найти. Но увлечься процессом ребенку может помочь именно родительское участие и одобрение.

✏ В-третьих, у ребенка должен быть выбор. Сейчас каких только нет кружков, секций и клубов по интересам! Хочешь — занимайся верховой ездой, хочешь — учи китайский, хочешь — прыгай с парашютом, хочешь — учись печь ватрушки с творогом. При желании можно обучаться чему угодно: древним восточным единоборствам, каллиграфии, шахматам, росписи по дереву и гончарному ремеслу. Ну и конечно, школ, серьезно готовящих будущих музыкантов, художников, поэтов, открывается все больше и больше.

Остается сделать выбор. Не страшно даже, если он не будет правильным, и через некоторое время ребенок поймет, что художественная гимнастика — это не его. Время и силы, потраченные на занятие, которое нравится, не исчезнут бесследно. Кроме приобретенных умений и навыков, у ребенка еще останется ощущение радости от любимого дела. А это как наркотик — его хочется получать и дальше и к тому же все больше и больше.

Единственное, с чем нужно быть аккуратным, так это с переутомлением ребенка. При больших открывшихся возможностях родители порой стремятся записать ребенка и в первую, и во вторую, и в третью секцию. И ребенку может быть везде интересно. Но если вы стали замечать, что у него появляется необоснованная раздражительность, сонливость и вообще он ведет себя не совсем так, как до начала посещения всех секций, стоит остановиться и отказаться от чего-либо. Даже положительных эмоций может быть слишком много. Нервная система ребенка, возможно, еще не готова переваривать столько новых впечатлений и информации.

❧ Нельзя забывать, что любому человеку, и особенно маленькому, просто необходимо свободное время, когда можно ничего не делать и ни о чем специально не думать, когда можно созерцать, уйти в мир собственных размышлений и впечатлений.

Помощники в борьбе с ленью

Остановимся на маленьких хитростях, которые помогут нам не ломать копия о непроницаемую стену детской лени и дадут возможность сдвинуть с мертвой точки решение вечного вопроса, о том, что, когда и кому делать.

Хитрость первая. Для большинства людей положительную роль в выполнении нежеланной работы может оказать музыка. Помните: «Песня нам строить и жить помогает»? Так и подростки включают свою очень громкую и порой не очень мелодичную музыку именно потому, что под нее заниматься домашней уборкой гораздо легче. Психологи утверждают, что, занимаясь умственным трудом, очень полезно слушать классическую музыку, это хорошо сказывается на эффективности деятельности.

Хитрость вторая . Практически в любое дело можно доба-вить элементы игры. Конечно, это больше подходит для маленьких детей, которые живут игрой, но и более старшим станет гораздо приятнее заниматься скучным делом, если оно будет обыграно в интересной для ребенка манере. В каком объеме, как и какие игровые моменты могут использоваться? Все зависит от фантазии родителей и ребенка, от их умения не только заниматься серьезным делом, но и дурачиться, видеть даже в трудной задаче возможности для игры.

Хитрость третья . Хорошую помощь в обучении ребенка ставить цели, а затем достигать их может оказать правильно используемая общечеловеческая склонность к соперничеству. Здесь сразу вспоминается рассказ Николая Носова «Огородни-ки». Чего только не сделаешь, чтобы заветное красное знамя оказалось на твоем участке! И действительно, дух соревнования может творить чудеса не только на спортивной площадке, но и в повседневной жизни. Мы готовы трудиться и еще раз трудиться, чтобы оказаться впереди всех, ну или хотя бы опередить тех, кого просто необходимо опередить.

Хитрость четвертая. Помочь скоротать время за скучным делом может, прежде всего, осознание того, зачем это дело вы-полняется. Если же работа достаточно однообразная, то хорошим подспорьем будут различные медитативно - ритмичные техники. Помните, как в сказке «Дудочка и кувшинчик» папа учил Женю собирать землянику? «Одну ягодку беру, на другую смотрю, тре-тью замечаю, а четвертая мерещится». Задавая определенный ритм и не особо включая сознание в процесс деятельности (если это, конечно, не требуется), мы можем при низких энергозатратах достичь более быстрых результатов, нежели будем тратить свои внутренние силы на переживания, что нам опять приходит-ся заниматься неприятным делом.

Хитрость пятая . На моей практике хороший результат имело ведение так называемого Дневника полезных дел. В этот Дневник можно записывать самые разные вещи, но прежде всего все то, что связано с собственными «трудовыми» планами или «трудовыми» победами.

Дневник. Конечно, каждое задание можно просто выполнить на отдельном листе, но гораздо эффективнее, если все задания будут собраны в одном месте и ребенок сможет к ним возвращаться. К тому же вы можете придумать что-то свое для записи в Дневнике. И вообще, работа с Дневником может быть своеобразным ритуалом, который позволит ребенку отслеживать свои достижения и промахи на нелегком пути обучения трудолюбию.

Ольга Юрченко, детский психолог

В чем же причина такого раздражающего поведения и как бороться с ленью у ребенка?

Причина лени и как с ней бороться

Психологи уверены, что лень у детей не возникает на пустом месте. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребенка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем детской ленью, апатией и неорганизованностью.

Темперамент

Особенности характера — это то, с чем ребенок появляется на свет, что уже заложено природой. То, что ребенок ленится учиться, далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он готовится. Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребенок-«мечтатель» будет чаще «витать в облаках».

Недостаток мотивации

Интерес — вот с чего начинается мотивация. Как бороться с ленью и апатией? Чтобы научиться успешно бороться с ленью ребенка, вам нужно показать ему широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

Cтрах неудачи и неуверенность в собственных силах

Лень у детей бывает связана с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс — серьезная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребенок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несет с собой новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии. Почему ребенок не хочет учиться.

Переутомление

Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Оцените нагруженность ребенка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: со стороны кажется, что ребенок ленится, но на самом деле, он думает, размышляет, фантазирует, строит планы — в общем, развивается как личность.

Конфликт с учителем

Если вам кажется, что ребенок ленится учиться, узнайте, как складываются его отношения с учителем или тренером . Ваша задача — показать ребенку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения.

советы родителям: как победить лень

  1. Давайте конкретные поручения.
    Неправильно: "Хватит валяться, сделай что-нибудь!"
    Правильно: "Пожалуйста, разбери посудомоечную машину".
  2. Уважайте ритм ребенка.
    Неправильно: «Немедленно садись делать физику!»
    Правильно: "Напоминаю: у тебя еще час, чтобы отдохнуть, а потом уроки".
  3. Позвольте столкнуться с последствиями.
    Неправильно: «Пятый раз напоминаю — отнеси вещи в стирку!»
    Правильно: "Нечего надеть? Сочувствую, но в стиральную машину попадает то, что лежит в корзине для белья".
  4. Отмечайте прогресс.
    Неправильно: «Давай ты всегда будешь делать уроки так хорошо и быстро».
    Правильно: «Смотри, ты не отвлекался и справился за два часа. Здорово!»
  5. Победителя ждет награда.
    Неправильно: «Убрал в своей комнате? А это что за пыль?»
    Правильно: "Как мне нравится, что тут порядок! Теперь можем вместе посмотреть новый фильм".

Как бороться с ленью подростка

Завышенные ожидания родителей

Если вы всерьез намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребенку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий.

Физиологическая незрелость

Исследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка — это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»!

Отсутствие чувства времени

Возможно, ребенок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто еще не может верно рассчитать, сколько времени займет у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Как победить лень? Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и четкое расписание занятий.

Как бороться с ленью подростка

Как побороть лень? Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми — более яркими, успешными или послушными. Не зацикливайтесь на оценках ребенка — вместо этого обращайте свое (и его!) внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями. Важно также найти или создать для ребенка «зону успешности» — возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Кстати, это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество: возможно, ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать?

Одним из самых страшных грехов является лень. Когда она становится привычкой, то ее труднее всего перебороть. Среди всего населения земного шара, пожалуй, такого вредного качества нет только у малышей, которые гиперактивны в своем возрасте и, наоборот, хотят узнать все больше и больше. Однако, чем старше ребенок становится, тем менее усердно он старается заниматься, выполнять поручения взрослых.

Главной мотивацией для ребенка будет пример его собственных родителей. Именно родители еще с детства должны показывать своему ребенку пример того, что именно труд поможет ему в будущем. С детства ребенок должен уметь за собой убирать, помогать взрослым. Не стоит слишком опекать ребенка, иначе он вырастет неприспособленным к жизни.

Если же ребенок стал лениться только в подростковом возрасте, то стоит поговорить с ним. Узнать, что же такого произошло. Разберитесь в причинах этого недуга.

Причины лени подростков

Почему же именно в подростковом возрасте дети страдают от такой плохой привычки?


Возможные причины детской лени рассмотрены.

Теперь стоит поговорить о том, как же искоренить эту привычку у своего ребенка?

Для начала поговорите с ребенком и выясните, почему он стал так резко плохо учиться, перестал посещать дополнительные занятия? Возможно, он устает. Тогда придите к компромиссу, что два часа в день у него будут на свои занятия.

Договоритесь, что если подросток перестанет лениться и будет стараться, то он будет получать какие-то вознаграждения. Возможно, что летом вы вместе поедете за границу или купите давно обещанную игровую приставку. В общем, нужно мотивировать отпрыска.

Взгляните на себя. Может, это вы подаете такой пример, и ребенок считает лень нормальным явлением? Не ленитесь почитать вместе книгу или посмотреть хороший фильм. Приобщайте его к домашним делам, но не криками, а просьбами.

Предложите ребенку стать самостоятельным, но при этом он должен сам за собой ухаживать: убирать свою комнату, помогать вам, учиться. Ведь именно в этом и проявляется самостоятельность, когда человек может о себе позаботиться, и у него есть цели.

Если ничего не помогает, обратитесь к психологу. Может, он поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Как найти общий язык с подростком

По какой бы причине ни была лень и какой способ вы ни выбрали для ее искоренения - все это будет бесполезным делом, если у вас нет контакта с вашим ребенком.

Родители должны стать лучшими друзьями своих детей. Кто как ни родители бескорыстно и искренне любят их?

Проводите со своим ребенком больше времени. Найдите общее увлечение. Разговаривайте с ним. Никогда не срывайте плохое настроение. А если подросток грубит, вспомните себя в его возрасте.

К сожалению, переходный период - самое сложное время для родителей и детей.

Взаимопонимания вам.

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подросткасвязанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

  • - оберегают детей до определенного возраста от любых дел;
  • - выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;
  • - демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;
  • - не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;
  • - встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;
  • -не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоитпытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется,возможно, проблема в семье. Возможно,родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.