Праздничная жилетка у сербов сканворд. Сербский национальный костюм драгана радоичич этнографический институт сербской академии наук и искусств (сану) белград

Сегодня мы продолжаем одеваться, но не просто так, а очень даже в сувенирном ключе, потому что речь пойдёт о народной ношне - национальном сербском костюме. Здесь главное - войти во вкус, потому что в каждой части Сербии - свои юбки-блузки-панталоны, с характерным именно для этого места покроем и вышивкой. При желании можно целую коллекцию собрать. Раньше в Сербии гостей встречали по одёжке в полном смысле слова, потому что именно она иноформировала, откуда именно пожаловал товарищ, горожанин он или "селяк", богат или беден и т.д. А поскольку мы изначально с вами, друзья мои, договорились, что китайские умельцы нас не интересуют, сразу отмечу: в Сербии до сих пор существует достаточное количество фирм-ателье, которые занимаются шитьём именно национальной одежды. Общегосударственное повальное увлечение фольклором даром не проходит! Одна из самых популярных "радиониц", "Србиянски вез", находится в нашем Обреновце, о чём я уже писала раньше (), ей же спасибо и за большинство фотографий этого поста.

У меня с фольклорным облачением давний роман: из каждой своей поездки стремилась привезти что-то на память. Казусы тоже бывали: помнится, приняла мужской жилет за часть женского гардероба, а когда заявилась на работу в офис в хорватской рубашке (с первой фотографии), то народ удивлённо спрашивал: "А ты разве не в Хорватию, а в Киев ездила?" Я ещё подумала тогда: "Какие у нашего народа интересные стереотипы: если на блузке вышивка - значит она из Украины.")) Но вот недавно увидела эту фотографию из Воеводины

и вот эту, из сербского городка Вране, и... поняла наш народ!))


Гламоч, Босния
Бачка, Сербия

Шумадия, Сербия

Призрен, Косово

И эта красавица - из Косова. И эта пара тоже.

Но я предлагаю вам сегодня одеться по-шумадийски. И начнём с сильной половины человечества.
Мужская рубашка (Кошуља) шилась из хлопковой, реже - льняной ткани. Подол по бокам обязательно разрезали до середины бедра, а с вышивкой особо не усердствовали.

На рубашку надевались Јелек (жилет) и Антерија (что-то наподобие короткого пальто). Ткань использовалась преимущественно шерстяная, а сами изделия богато украшались цветочным или геометрическим узором из шёлковой тесьмы.

Мужские "панталоны" шили из грубого шерстяного сукна - шаяка. Больше всего они напоминают армейские брюки-галифе - влияние истории, что тут скажешь! В Сербии их называют "панталоне на брич". А талию полагалось обвить не менее трёх раз разноцветным шерстяным поясом (Тканицей), причём с левой (обычно) стороны обязательно оставлялся свободный конец.

Носкам (Чарапам) полагалось быть длинными, чуть ли не до колена. Они вязались из чёрной шерсти и украшались особым узором - "цветной лозицей". На ногах красовались кожаные опанцы или джонаши. Их отличала толстая подошва и изогнутый в виде клюва носок. Добавлю, что "опанци" - обувь исключительно лёгкая и приятная, иной раз сама ношу с удовольствием!

А заканчивался туалет тоже приветом боевой сербской истории - шапкой-шайкачей. Не ошибусь, если скажу, что шайкача - такой же "отличительный знак" серба, как, скажем, кепка-аэродром - жителя "солнечного Телави".

Сербки одевались гораздо ярче своих суровых мужчин. Например, вышивка на женской льняной рубашке была намного богаче и часто дополнялась кружевной отделкой.

Женский жилет и антерия богато украшались золотым, серберянным или цветным шитьём, необычайно ярко смотревшимся на тёмном фоне. А ещё наши шумадийские модницы в холодное время года надевали зубун (справа) - словечко ничего не напоминает? :).

Юбке полагалось быть темнее "кошульи", а цвет полосок на ней соответствовал деталям вышивки на рубашке.
Кстати, жительницы Воеводины щеголяли и в юбках белого цвета - вот она, региональная разница!

В прошлом одежду, как и материал для нее, изготовляли женщины в каждой семье. Нательное и верхнее платье шили на руках, прилагая при этом много заботы, чтобы оно было практично и красиво. Иногда одежду шили наемные портные, ходившие из села в село. В последние десятилетия прошлого века одежду (мужскую и женскую) как в городах, так и в селах, стали шить главным образом профессиональные мастера.

Сербский мужской костюм

Туникообразная рубаха (кошула, рубина) и штаны (гаhе) составляют наиболее старые элементы мужского народного костюма, сохранившегося до наших дней. Их шьют из различных сортов полотна. Помимо полотняных, носят и суконные штаны с узким (чакшире) или широким (потурлиjе) шагом. Раньше в Боснии и Старом Влахе мужчины носили суконные брюки - пеленгири, теперь встречающиеся очень редко, и ногавицы. Верхнюю мужскую одежду прежде шили из редкого домотканого, а теперь чаще покупного сукна (раньше красного, позднее черного). Это был длинный кафтан (долама), короткая куртка с рукавами - гунь, называвшаяся иногда также крцалинац, дороц, гуньац. Поверх куртки обычно надевают короткие (короче гуня) безрукавки - елек (jелек), ечерма (jeчерма), джока (Цока). По праздникам раньше носили короткий камзол (фермен) без рукавов, из тонкого сукна, а вместо гуня надевали короткую куртку с рукавами (антериjа) из такого же материала, что и камзол.

В некоторых областях Сербии мужской костюм, особенно праздничный, и сейчас украшают серебряными пуговицами или шнуром. Зимой поверх куртки надевалась кабанииа - длинный суконный плащ. Ее и сейчас еще носят пастухи. В Воеводине и некоторых других областях Сербии носили кожаные плащи (огртач), кроеные так же, как суконные.

Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Из различного вида поясов особенно известны узорные кушаки (тканица), которыми подпоясывались как мужчины, так и женщины. Вытканные из разноцветной пряжи, красиво орнаментованные, они различались по областям; в настоящее время пояса выходят из употребления. Перестают носить и кожаные пояса, так называемые силави, с особыми отделениями (листови) для ношения оружия и кошелька. На ногах до сих пор носят шерстяные чулки до колен, различающиеся по областям цветом и вышивкой, а поверх них - шерстяные носки красивой вязки и опанки - своеобразную кожаную обувь типа мокасин, делавшуюся ранее из необработанной кожи (прешнъаци), а позже - из дубленой. Опанки различаются по областям формой плетения и фасоном. Сейчас многие носят башмаки (цокула) или резиновые туфли, а в Воеводине - сапоги (чизме).

Головные уборы сербских крестьян в прошлом были очень разнообразны: носили соломенные шляпы , фесы, сшитые из сукна или вязаные, меховые и суконные шапки. В настоящее время зимой обычно носят меховые шапки, а в остальное время года - фетровые шляпы, кепи и шапки военного образца (титовка), вошедшие в быт после второй мировой войны.

Сербский женский костюм

Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), богато украшенная вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи надевают короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина. Куртка (зубун) сохраняется в некоторых областях до сих пор. Обычно куртки шьют из белого, реже - из синего или красного сукна, без застежек, впереди - большой вырез. Зубуны богато украшены вышивкой, аппликацией. В некоторых областях прежде носили длинное распашное платье.

Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук (прегача, кецельа и т. д.). В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии . Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают. Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.

Обувь похожа на мужскую- это чулки, носки и опанки, только женские чулки короче и красивее связаны. Все больше в быт крестьянок входит городская обувь.

Различались головные уборы и прически замужних женщин и девушек. Вообще головные уборы сербских крестьянок в прошлом были очень разнообразны: носили фесы (иногда их обматывали платками); различные шапочки, которые обшивали шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами. В дни траура носили обычно черные, а иногда и белые шали. В настоящее время крестьянки чаще всего носят покупные платки. Девушки и молодые женщины теперь причесываются по городской моде.

Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, а также красиво орнаментованными ткаными или вязаными сумками (торба). В дни траура украшений не носят.

Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность. Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались различные влияния. В эпоху широких миграций - с конца XIV по первую половину XIX в. - переселенцы, перемешиваясь с коренным местным населением, нередко забывали особенности своей национальной одежды и начинали носить местный костюм или путем взаимовлияния создавали новый костюм. Так, например, в Шумадии возник шумадийский костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.

Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко; он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах. Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны (чакшире), куртки, безрукавки, кафтаны , опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии и Восточной Сербии. Здесь народный костюм распространен в основном среди пожилых, а частично и среди молодежи как повседневная рабочая и как праздничная одежда. Имеет место и обратное явление: народный сербский костюм и сейчас еще оказывает влияние на городскую моду. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы, туфли, форма и орнамент которых очень напоминают опанки.

Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.

    статья , добавлен 15.02.2011

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

    Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Национальный костюм занимает видное место в культуре и традиции сербского народа. Каждая область, населенная сербами, характеризовалась особым костюмом. Различные влияния, климатические, географические, социальные и культурно- исторические, в течении веков влияли на формирование национального костюма в Сербии, содержащего, как в своих типических свойствах, так и в отношении формирования отдельных частей одежды и украшений, элементы минувших эпох, в которых сменялись разные культурные слои, врастая друг в друга.


    Самые яркие – элементы древнебалканской праславянской и словянской культур, затем византийского и сербского средневекового слоев, турецко-ориентального наслоения и веяний из европейских стран, принадлежащих к относительно недавнему времени. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    На основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеем данные о свойствах традиционного костюма, в то время как более ранние периоды, в отношении одежды сельского населения в Сербии, как и в большинстве стран Балканского полуострова, менее известны, из-за нехватки материальных доказательств. Тем не менее, фрагментарный материал более ранних веков (археологические находки, письменные и художественные источники), совместно со сведениями о исторических и социально-культурных событиях, позволили восстановление отдельных предметов одежды. Одежду почти полностью выделывали женщины в домашней промышленности для своей семьи, с исключением отдельных предметов одежды и ювелирных изделий, являющихся продуктом ремесленников. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача, суконный зубун (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи, красная суконная накидка. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Костюмы северо-западных и центральных частей Сербии содержат некоторые элементы панонского костюма, динарского и центрально- балканского. Самые характерные черты – черты панонского костюма (конджа и убрадач), две длинные прегачи без бахромы, длинные рубашки (рубины) с панонскими или динарскими характеристиками, в то время как для мужского костюма характерна коническая шапка шубара, рубина (рубашка и штаны), суконная кожаная одежда. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек, либаде, баядер, антерия, гунь крджалинац, чакшире потурлие, тромболос), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара, суконные тозлуцы, опанцы из невыделанной кожи. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун, долактеник, платье, штаны), меховая шубара, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Опанцы Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Беневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезанными штанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией и прорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались в восточной Сербии и Воеводины. Широкие штаны турачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты из голубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а со временем их усваивает и сельское население. В начале XX века они, как часть национального костюма в Сербии, вышли из обихода. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    В середине XIX века где-то носили елече памукличе, наполненное хлопком, собранное на груди, с подкладкой и застегиваемое четырмя пуговицами из серебряной пряжи. Более короткий елек, с продольными вшитыми линиями, на груди сердцеобразно вырезаный, носили летом. Поверх подвенечной рубашки невесты побогаче носили срмали елек, из бархата/атласа, с шнурами, вышитый сербряными нитками, украшенный блестками. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы стали носить позднее. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры. Каницы пестрые пояса носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


    В торжественных случаях носили окованик/кованик, в передней части которого была металлическая плитка, украшенная разноцветными камнями. Пояс имел декоративную и употребительную функцию, он затягивал рубашку и подчеркивал красоту женской талии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград

    И гены, которые нашли в крови каких-то народов, объясняют все. Славяне, как и другие старые народы, были не убийцы, а ассимиляторы. У сербов доминирует иллирский ген (20 %), греческо-трачки (18 %), романский (15 %), кельтский (15 %), славянский (14 %), угро-финский (8 %), турецкий (3 %), монгольский (2 %) и германский(2 %). Славяне не убивали народы, с которыми жили. И у немцев тоже много кельтского, романского, славянского и т. д. В Сербии никому не понравилась статья, но она не понравилась ни австрийцам, ни немцам, ни чехам и т. д. Может быть, потому что правда?

    ***
    Росица

    Что означает в сербских фамилиях приставка "Хаджи"? Она говорит о мусульманском происхождении или о чём-то другом? Такую приставку, в частности, когда речь шла о Драгане Хаджи-Античе.

    Андрей
    "Хаджи", обозначает что тот человек или его семья в прошедшем, ПОСЕЩАЛИ МОГИЛУ ХРИСТА В ПАЛЕСТИНЕ. Например, если мой дед посетил бы могилу Христа, он был бы Хаджи-Иван Милошевич, а его сын был бы Игорь Хаджи-Милошевич или Хаджимилошевич. А имя не Драган Хаджи-Антич, а Хаджи-Драган Антич, потому что ОН БЫЛ на могиле Христа, а не его отец... Его сын будет Хаджи-Антич.

    ***
    Росица

    Встречаются ли сербские фамилии с окончанием на "-ев", например, Макавеев? Или это значит, что фамилия македонская?

    Андрей
    Да, много фамилий сербских на -ov или -ев, особенно в Воеводине. Македонцы, чаще всего, имеют фамилии на -ски, а на -ев или -ов не так часто.

    ***
    Андрей

    В Сербии и Болгарии фамилии (до 1878.) не шли с отца на сина, но син получал фамилију от имени отца или деда. На пример: если мој отец Петар Джорджевич, моја фамилија будет Петрович. Фамилија у нас била как у вас отчество. А "фамилија" на сербском значит тепер "семја", но в 19. веке и в сербском, и в болгарском јазиках, "презима" обозначало "отчество", а "фамилија", как русскаја "фамилија", била константна. Но, фамилија у нас потерјалас официаљно. Тољко ја знају, на пример, что моја фамилија Калинин. Но, ето тољко знајут мои родственники.

    Андреј, как и другие русские имена јавлјајутсја в Сербии тољко после 1. мир. војни, когда много белогардејцев пришло, и особенно после 2. војни, когда серби идентифицировалис с СССР. Тогда ми начали ошењ часто називат детеј САША, ИГОР, БОРИС, НАТАША, ТАТЈАНА, ИВАНА итд... (даже ОЛЕГ, СЕРГЕЈ, НАСТАСЈА...) Но вообшче очењ много древних имен, славјанских, и у нас, и у болгаров, и у чехов,и у словенцев, например. А имја Владислав часто у нас, то тоже (чашче)и в женској форме Владислава (Ванја, короткаја форма и длја мужчин и женшчин). Русские имена очењ здес популјарние.

    ***
    Росица

    Пошутили, что Лабус - прибалт. На само деле это фамилия немецкая? Словенская?

    Андрей
    Шутка что Лабус прибалт, интересная и смешная, но он серб 100 %. Много сербов имеют фамилии как прибалты: примеры ЛАБУС, ОМЧИКУС, БРАКУС, БЕЛАС, ПАВЛАС и так дальше...

    ***
    Росица

    А в вашем языке названия национальностей тоже пишут с большой буквы, как в английском, да?

    Андрей
    Да. Из немецкого јазика взјали, в 19. веке, думају...Часто серби когда пишут на русском, делајут ошибки потому что пишут бољшују букву там... ја тоже:)

    ***
    Росица

    Есть у меня знакомая, которая русская, замужем за сербом и живёт в Нише, говорила, что вообще сербский язык распадается на множество диалектов, да так, что жителю Белграда проще понять жителя Загреба, чем жителя Ниша. (Кто эта знакомая - думаю, ясно. ;-)

    Андрей
    Точно. Но и житељам Ниша или Пирота, откуда моја семја, проще понять жителя Софии, Варни (Болгарија) или Скопја чем жителю Белграда. Мои бабушки никогда не говорили сербскиј јазик, но его шопскиј диалект, близок болгарскому и македонскому.

    ***
    Росица

    А как правильно - Слоба или Слобо?

    Андрей
    Слоба в северној и центраљној Сербии; Слобо в југозападној Сербии, в Черногории и в Боснии... У нас на севере русское влијание в јазике... Все мужские именја окончивајутсја (деминутиви) на -А.

    ***
    Росица

    Я думала, что у вас самый популярный святой - Сав(в)а. Даже не знаю, как писать? Всё, что у нас пишется с 2 согласными, у вас - с одной. Так предложил Вук Караджич, я ничего не путаю?

    Андрей
    Да, точно, Савва по русскиј. После Караджича у нас почти нед двојних согласних.

    ***
    Андрей

    Совсем удивительно, как русские пользуются формой ВЫ в обращении друг к другу, когда разговаривают с незнакомым... В сербохорватском почти никогда не употребляется, если ты СОВСЕМ не уверен, что тот, с кем ты разговариваешь, старше тебя. Если кто-нибудь в каком-то ПОЛОЖЕНИИ, а ваше "количество лет" одно и то же, тогда тоже ВЫ не употребляется, но только ТЫ. Интересно, только хотел заметить.

    Я.А.
    А в России на "ты" обращаются только к детям лет до 15 и к знакомым. Например, к школьникам 1-9 классов учителя обращаются на "ты", а к школьникам 10-11 классов, учащимся техникумов, студентам вузов рекомендуется обращаться на "вы". Раньше в России было принято к родителям обращаться на "вы", а теперь - нет.

    Андрей
    Официально к студентам вузов и у нас обращаются на ВЫ, но не ассистенты, если ассистенты сами молодые люди. Между молодыми людьми быстро устанавливается ТЫ в конверсации, даже если они в каком-то бизнесе.

    Улисс
    Вы затронули тему различий в речевом этикете между сербами и русскими, и я хочу вас спросить: какое обращение к мужчинам и женщинам при обыденном общении принято в сербском языке? Господин и госпожа? На Украине, как в Польше - пан и пани, а в русском языке с 1917 года идет разнобой. Господин и госпожа исчезли (теперь возрождаются со скрипом), а других не появилось, и часто к посторонним людям обращаются просто "мужчина" или "женщина", например, спрашивая дорогу (но на вы! :-)).

    Я.А.
    Молодые люди у нас тоже очень быстро переходят на "ты" :)

    Андрей
    "Господин и госпожа" в Сербии и Хорватии употребляется регулярно, в форме "господин и госпођа". (Сербские буквы: ль=л+ь, нь=н+ь, ђ=д+ь, ћ=т+ь, џ=дж, й=й. Нет букв ё, я, ю, щ, ь...) Во время социализма было можно встретить и "друг" (товарищ) и "другарица" (женская форма). Теперь этого больше нет. Незнакомых старших людей должен ты называть на "ВЫ", но когда им лет, как и тебе, тогда всегда обращается на "ТЫ".

    ***
    Андрей

    Джон Малкович тепер себја считает хорватом. Он из Равних Котаров (Равни Котари), ето близко городу Задру в Далмации. Он из семи католических сербов МАЉКОВИЋ, - но в Америке не могли написат Љ, но тољко МАЛКОВИЧ. Он бил нескољко раз в Хорватии, и хочет купит виллу в Дубровнике. К сожаленију, почти никто из сербов католиков тепер не считает себја сербом. 50 лет тому назад било совсем не так.

    Иво Андрич, писатељ, или Иво ЧИПИКО; или Аико БАРТУЛОВИЧ, Степан МИТРОВ ЉУБИША, все били сербские писатели католики из Далмации, Боснии или Боки Которској. Тепер тољко серби из Боки, Черногорија, осталис сербами католиками.

    ***
    Улисс

    Мне доводилось читать, что в 19 веке у сербов была большая семья - задруга, объединявшая всех членов рода. К началу 20 века она распалась, но вроде рудименты ее в виде сильных родственных связей (т.е. когда близкой родней считаются и двоюродные, и троюродные братья, и семья=род) сохранилась у сербов в сельских районах Боснии и в Черногории. Так ли это? И к какой модели ближе современная сербская семья: к американской (европейской), когда дети в 18 лет уезжают навсегда из дома, или русской, где часто три поколения живут в одном доме или квартире?
    Я спрашиваю еще и потому, что общий кризис традиционной семьи, переживаемый европейской цивилизацией, по разному проявляется не только в различных странах СНГ, но и внутри одной страны. К примеру, на западе Украины, где я живу, очень сильны традиционные идеалы - религия, семья как главная ценность, осуждение внебрачных связей, отчасти даже культ девственности (на Восточной Украине все по-другому). Насколько этот комплекс патриархальных ценностей актуален для Сербии?

    Андрей
    "Мне доводилось читать, что в 19 веке у сербов была большая семья - задруга, объединявшая всех членов рода. К началу 20 века она распалась, но вроде рудименты ее в виде сильных родственных связей (т.е. когда близкой родней считаются и двоюродные, и троюродные братья, и семья=род) сохранилась у сербов в сельских районах Боснии и в Черногории. Так ли это?"
    Да, точно. Моя троюродная сестра для меня только "СЕСТРА", и я считаю ее "нормальной сестрой".

    "И к какой модели ближе современная сербская семья: к американской (европейской), когда дети в 18 лет уезжают навсегда из дома, или русской, где часто три поколения живут в одном доме или квартире?"
    Точно как русская семья, но таковы и испанцы, и итальянцы... это для меня нормальная семья, а англосаксонская "чужая"...
    Насчет семьи, у нас как-то МЕЖДУ Западной и Восточной Украиной, но 13 лет тому назад было совсем как и в Львове, скажем. Но дезинтеграция морали и война уничтожила много "сексуальных запрещений", Теперь более либерально. Но брак или родственные отношения - константа, которая пережила все. Например, если твоя девушка станет беременной, ты быстро организуешь свадьбу и брак... Лояльность семье сильная.