Разновидности шёлка и шёлковых тканей. Из чего делают шелк? Технология производства

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.

Современные точки продаж одежды поражают своим многообразием, прилавки забиты одеждой из самых разных материалов, как натуральных, так и искусственных. Но основные позиции, как и прежде, занимает шелк, используемый для производства разных вещей. Этот факт объясняется в первую очередь уникальными свойствами материала.

Шелковая ткань не растягивается и не садится. Поверхность обладает приятным блеском, который при попадании солнечных лучей переливается разными оттенками и привлекает внимание окружающих. В процессе стирки материал впитывает в себя большое количество воды (практически половину от собственного веса), но это не препятствует его быстрому высыханию. Особенно ценным свойством шелка является прочность. Благодаря всем этим свойствам шелк заслужил любовь многих потребителей.

Есть у шелка и существенный минус - цена. Дорогая шелковая ткань многим не по карману, но и с этим удалось справиться благодаря технологическому прогрессу, в результате которого на полках магазинов стали появляться изделия, изготовленные из искусственного материала. Эта ткань так же пользуется популярностью у покупателей, хотя не обладает такими свойствами, как натуральный.

Из чего производится шелковый материал

Ткут из натуральных, синтетических, а также искусственных нитей. Две последние вариации смело можно отнести к одной группе - химической. Искусственная материя производится из целлюлозы с химическими примесями, она имеет несколько отличные характеристики и доступную стоимость.

Натуральный материал состоит из тоненьких волосков, в состав которых входит воск, жир и белки. создается из белков фиброина и клейкого вещества серицина. Красильные и минеральные элементы входят в состав волокон. Натуральный материал, так же, как и относится к разряду дорогостоящих элитных тканей с большим перечнем положительных качеств, которых нет у его синтетических аналогов, а именно:

  1. Повышенная гигроскопичность. Способность впитывать большое количество влаги, но при этом быстро высыхать.
  2. Гипоаллергенность. Материал не впитывает пыль, не электризуется, подходит для людей, страдающих аллергией, препятствует распространению микробов и маскирует неприятные запахи.
  3. Хорошая терморегуляция. В одежде из шелка у человека сохраняется оптимальная температура тела в любую погоду.
  4. Воздухопроницаемость и паропроходимость. Несмотря на то, что изделия из натуральной шелковой ткани имеют высокую плотность, природные волокна отлично пропускают водяные пары и воздух. Это обеспечивает наилучшие условия для функционирования человеческого организма.
  5. Износостойкость и долговечность. Шелковая материя обладает продолжительным сроком службы, не утрачивая качества. Она устойчива даже к воздействию уксусной кислоты и спирта. Навредить шелку может только концентрированный щелочной раствор или кислота, а также постоянное нахождение на солнце.
  6. Огнестойкость. Сказать, что натуральный шелк не горит, конечно, нельзя, но при попадании искры на ткань она не загорается, а начинает медленно тлеть, распространяя вокруг запах паленых перьев.

Преимущества искусственной ткани

Научно установлено, что химический состав качественных волокон благотворно влияет на человеческий организм. Рассмотрим свойства шелковой ткани:

  1. Облегчает болезнь суставов.
  2. Оказывает положительное влияние при сердечных и кожных болезнях.
  3. Помогает при вирусных и простудных недугах.
  4. Способствует процессу клеточного обновления, продлевая тем самым жизнь человека.
  5. Искусственный шелк успокаивает раздражение на коже и избавляет ее от сухости.

Шелковый материал отлично драпируется, а значит идеально подходит для пошива платьев и штор. Складки получаются ровными, а изделия легкими и воздушными.

Следующее преимущество шелка заключается в его стойкой окраске. Одежда из этой ткани не полиняет при стирке и не окрасится. Изделия можно сушить на солнце не опасаясь, что оно выгорит. Но, несмотря на вышесказанное, следует помнить, что уход за изделиями из шелка должен быть подобран в соответствии с его плетением и видом (о них мы поговорим ниже).

Недостатки искусственного материала

Несмотря на большое количество преимуществ у искусственного материала есть и минусы:

  1. К основным недостаткам можно отнести его способность накапливать электричество. Это свойство доставляет потребителям большие неудобства при носке, поскольку в самый неподходящий момент платье или юбка может прилипнуть к телу. Но решается проблема достаточно просто - нужно пользоваться специальным средством, антистатиком. У натурального материала такая проблема отсутствует.
  2. С тканью сложно работать. Искусственный шелк хорошо режется и гладится, но при этом края изделия сильно осыпаются. Поэтому многие начинающие мастерицы не рискуют брать его в работу. К тому же у ткани наблюдается повышенное скольжение, соответственно проводить раскройку деталей тоже непросто.
  3. Работать с шелковой тканью можно исключительно специальными иглами (они очень тонкие). При неправильно подобранной иголке в местах сшивания будут оставаться прорубленные дырки.
  4. Искусственный шелк сохраняет пятна на одежде. В отличие от натурального материала, маскирующего пятна и запахи, здесь, если человек вспотеет, останутся пятна. Отстирать их бывает сложно, на вещах остаются разводы даже при попадании чистой воды. В процессе глажения также нельзя мочить ткань, поскольку останутся следы, и вещь придется перестирывать.

Виды шелковых тканей

При производстве шелковых полотен применяются различные способы плетения. К самым популярным относятся:

  1. Атласное.
  2. Саржевое.
  3. Полотняное.
  4. Мелкоузорчатое.
  5. Крупноузорчатое.

Основным отличием всех перечисленных видов является красивый блеск присущий шелку.

По составу волокон полотна разделяют на присутствие нитей:

  1. Натуральных.
  2. Ненатуральных.
  3. Синтетических.
  4. Смесовых.

Интересно. К смесовым материям не всегда относится состав из натуральных и синтетических волокон. Полотно может включать в состав исключительно натуральные волокна, но разного происхождения. Например, в последние годы для пошива костюмов и платьев довольно часто используют материалы, в которых смешаны шерстяные и шелковые волокна в разных пропорциях.

  1. Креповые.
  2. Жаккардовые.
  3. Гладьевые.
  4. Ворсовые.
  1. Определенного направления.
  2. Поштучные (для пошива салфеток, скатертей и покрывал).
  3. Промышленные.
  4. Курточные и плащевка.
  5. Декоративные.
  6. Для текстильной галантереи.
  7. Подкладочная ткань.
  8. Сорочечная.
  9. Плательная и костюмная.
  10. Плательная и блузочная.

Креповые материи

К креповому типу шелка принадлежат полотна, которые были изготовлены с использованием правой или левой креповой крутки в основе или при помощи утке. Эта техника позволяет сделать материал шероховатым, мелкозернистым с подвижной структурой. Он отлично драпируется, тянется и обладает хорошей эластичностью. В этой технике используются два вида переплетения, в зависимости от того, что требуется на выходе - крепополотнянное или полностью креповое.

К самым распространенным типам креповых материй относятся:

  1. Креповый шифон - просвечивающая, легкая шелковая ткань, состоящая из двойной или тройной нитки крепа.
  2. Креп-жоржет - изящная шелковая материя, не такая прозрачная, как предыдущий представитель креповых тканей, к тому же она, более блестящая, и состоит из трех и четырех нитей.
  3. Креп-гофре - тонкая шелковая ткань, которая является производной от крепдешина либо креп-жоржета. Отличительная черта этого материала, как можно догадаться из названия, это «жатая» поверхность, которая получается при применении уточных ниток с различной креповой круткой.

Полукреповые материи

К этой разновидности, прежде всего, относится крепдешин и легкий шелк. В основу полукреповых тканей входит шелковое сырье метакса, которое добавляет материалу глянцевую привлекательность, а за счет использования полотняной технологии плетения, структура ткани хорошо драпируется, приобретает устойчивость и эластичность. Изделия, изготовленные из крепдешина, практически не мнутся, соответственно, очень практичны в носке.

Следующие представители полукреповых материалов - креп-сатин и креп-атлас. Описание тканей-шелк можно выразить таким образом: имеют довольно плотную текстуру, тяжелые, внешне почти не отличаются друг от друга. Лицевая сторона крепового сатина и атласа гладкая, а изнанка мелкозернистая. При производстве применяется атласное витье с креповым кручением нитей утка. Креп-сатин и креп-атлас используется для изготовления практически любых изделий: ежедневная одежда, вечерние наряды, облачение для сна и отдыха, занавески, дорожки, чехлы и другое.

К репсовым полукреповым тканям относится креп-марокен с выраженной скруткой нитки в основании. Такие ткани отличаются практичностью, прочностью, очень устойчивы в носке, имеют шероховатую и рельефную текстуру. Из креп-марокена отшивают деловые костюмы, повседневные и парадные наряды.

Еще одним представителем репсового плетения является файдешин (вариация крепдешина). Этот материал имеет довольно плотную специфическую структуру, за счет чего на лицевой стороне полотна поперечный рубчик выражен слабо. Применяется эта ткань для пошива одежды, в исключительных случаях занавесок.

Гладьевые материи

Гладьевые шелковые ткани различаются по составу волокна на следующие виды:

  1. Основа из вискозы с ацетатным утком.
  2. Основа из ацетата с вискозным утком.
  3. С основанием из вискозы с триацетатным утком.
  4. С основанием из триацетата с вискозным утком.

Всю гладьевую подгруппу шелка связывают одинаковые свойства, такие как совершенно сглаженная поверхность полотна и средняя плотность. Материал производится по полотняной, саржевой, атласной либо мелкоузорчатой технологии свивания из метаксы ослабленной пологой крутки, которая не дает крепового эффекта. Ткани гладьевой группы визуально похожи на хлопковых представителей, но они мягче и больше блестят.

К гладьевой подгруппе шелка относятся:

  1. Атлас/сатин/мокрый шелк. Это переливистые шелковые полотна атласного свивания, ровные и глянцевитые с лицевой стороны и матовые с изнанки. Эти ткани отлично драпируются.
  2. Шелковое полотно. Материал средней плотности с нежным блеском и наименьшей степенью прозрачности. По наружным признакам материал похож на штапельное полотно, но практически не мнется.
  3. Тонкая, не совсем прозрачная шелковая ткань с переливами из ниток муслинового кручения средней степени. Полотно имеет привлекательный внешний вид, но есть и минус - расхождение нитей.
  4. Шифон. Тонкий и воздушный материал. Он может быть однотонным, а также встречается шелковая ткань с узорами. Чаще всего применяется для изготовления рубашек и платьев.
  5. Туаль, фуляр. Оба полотна изготовляются полотняным свиванием, характеризуются воздушностью и пластичностью. Фуляр более легкий материал.

Мокрый шелк можно разделить еще на несколько видов:

  1. Дюпон.
  2. Шармез.

Все эти ткани имеют разную степень плотности и блеска. Применяются они для пошива нарядов для вечернего выхода и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Полотна, относящиеся к этой группе, выделяются высокой декоративностью. Жаккардовое плетение за счет разнообразных цветных переливов от светлых до темных тонов придает объема полотну. А блеск, присущий переливчатой шелковой ткани с рисунком, визуально обеспечивает поверхности металлизированный эффект. На жаккардовых полотнах могут встречаться самые разнообразные узоры: цветочные, многоцветные, геометрические или двухцветные. Для подчеркивания рельефа и фактурных контрастов применяются дополнительные вкрапления.

В жаккардовой подгруппе коллекция тканей не очень разнообразная. Основным сырьем для их изготовления является ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые материи обладают высокой плотностью и довольно жесткие на ощупь, важное преимущество этого материала в том, что он не прихотлив в уходе. Сфера применения - пошив повседневной и нарядной одежды, костюмы для сцены и текстиль для дома.

Ворсовые материи

Эта группа тканей обладает высокой степенью декоративности и нарядности. Работать с ворсовыми полотнами достаточно сложно, поэтому пошив изделий осуществляется только профессиональными мастерами, обладающими навыками раскройки лекал, обработки швов и прочими.

Материи, относящиеся к этой подгруппе, выделяются тем, что имеют плотное ворсовое крепление, идеальный и выразительный рисунок.

К ворсовым тканям относятся:

  1. Бархат для пошива платьев. Полотна со сплошным, довольно плотным ворсом и устойчивым вертикальным расположением. Чаще всего этот материал производится однотонным, но в редких случаях можно встретить образцы с набивным рисунком.
  2. Велюровый бархат. Плотный материал с приглаженным, слегка наклоненным вискозным ворсом, высотой до 2 мм. Эта ткань значительно увесистее той, что применяется для пошива платьев.
  3. Вытравной велюровый бархат. Вискозный ворс расположен не сплошным полотном, а только на самостоятельных участках, предусмотренных рисунком.

Отличия натурального материала от аналогов искусственного и синтетического происхождения

Натуральные ткани от искусственного аналога отличить бывает достаточно сложно, чего не скажешь о синтетических полотнах, не существующих в природе, а являющихся исключительно непростыми химическими соединениями. При выборе изделий из шелка или материала остается полагаться на личные ощущения, которые могут подвести либо устроить проверку на горение (что вряд ли позволит сделать продавец). Как отличать материалы?

Для того чтобы понять, что находится перед вами, необходимо обращать внимание на следующие особенности:

  1. Синтетические материалы немного жестче, сильно электризуются, не садятся и не впитывают влагу. Внешне синтетика обладает переливами, блеск которых гораздо ярче, чем у натурального шелка. При горении нити плавятся, процесс сопровождается запахом горелой пластмассы.
  2. Искусственный шелк менее эластичен и очень мнется. По второму признаку, очень легко определить какой материал перед вами, для этого достаточно сильно стиснуть изделие в кулаке и подержать несколько секунд, после этого нужно разгладить его и оценить результат. На целлюлозных полотнах, прошедших процесс мерсеризации для получения натурального сияния остаются четкие заломы. Помимо этого, искусственный шелк можно проверить путем поджога нитки. Она будет загораться ровным огнем как бумага с характерным для нее запахом.
  3. Натуральный китайский шелк очень гладкий и приятный на ощупь, при наложении материала на руку он как будто «стекает» с нее. При соприкосновении с кожей шелк не вызывает дискомфорта, быстро принимая температуру тела и образовывая эффект второй кожи. Это свойство объясняется тем, что натуральные нити представляют собой протеиновый продукт жизнедеятельности насекомого, поэтому не отторгаются кожными рецепторами. Если натуральный шелк поджечь, он не пылает, а тлеет, выделяя в процессе запах горелых волос или шерсти. После догорания остается запекшийся комочек, который можно легко растереть пальцами.

Сегодня в статье мы расскажем все о шелковой ткани, какими свойствами обладает этот материал и как его делают. Шелк – это очень мягкая и нежная ткань, нити для которой получают из коконов тутового шелкопряда. Толщина каждой нити не превышает 30 мкм, тогда как длина может достигать 1500 метров. Если взглянуть на шелк фото, можно яркие переливы. Эффект связан с тем, из чего делают шелк – это нити с призматическим сечением, которые способны преломлять свет. Основными компонентами шелковой ткани являются фиброин и серицин, которые присутствуют в соотношении 3 к 1. Натуральный шелк – дорогой материал, использующийся для создания действительно роскошной одежды.

Происхождение и современное производство

Использование началось еще в глубокой древности, за несколько тысяч лет до н.э., в Китае. С ходом времени технологии развивались, появилась шелковая ткань нескольких разновидностей – плотная, тонкая, с различными видами плетения и рисунков. Все изделия окрашивались (с помощью естественных минеральных красителей), но до этого они проходили через процессы промывания, вываривания и отбеливания. Примечательно, что технологии в Китае держались в строгом секрете, разглашать их иноземцам запрещалось под угрозой смерти. Активное производство в Европе началось только в средние века.

В современной индустрии Китай по-прежнему остается безусловным лидером, на эту страну приходится почти половина всего объема производства. Второе и третье место – у Индии и Узбекистана соответственно, однако отрыв от Китая весьма значительный. Активно развивается производство шелковых тканей во многих странах Юго-Восточной Азии, а также в Иране.

Более дешевый , посмотрите его фото и описание по ссылке.

Особенности материала и сферы его использования

Существует множество причин, по которым шелковые изделия стали популярными и высоко ценятся во всем мире. Это не только исторические особенности распространения, но и конкретные свойства шелка:

  • Белковая структура обеспечивает полную безопасность продукции для аллергиков.
  • Климатическая универсальность. Даже тонкий шелк будет хорошим вариантом в холодное время, но и летом он не создаст никакого дискомфорта – температура регулируется естественным образом. По этой причине применение шелковой ткани широко распространено при изготовлении .
  • Хорошее влагопоглощение без неприятных ощущений на коже.
  • Высокая прочность, быстрое высыхание, нет необходимости в глажке.
  • Возможность комбинирования с волокнами других материалов.

Шелк используется (платья, костюмы и т.д.), постельного белья. Из шелковой ткани шьют портьеры, ее используют при изготовлении обуви, ею обивают мебель.

Сколько стоит ткань шелк в магазинах? Стоимость шелка цена за 1 метр ткани начинается от 800 до 6000 и более тысяч рублей.

Вот примеры ценовых категорий:

Плательный дешевле чем 100% материал.

Преимущества и недостатки

Достоинства шелковой ткани были описаны выше – это высокая прочность, температурное саморегулирование, пластичность, привлекательный внешний вид. Велика важность разнообразия сфер применения – так, плотная шелковая ткань подойдет или портьер, тогда как мокрый шелк – ткань, отлично подходящая для праздничного вечернего платья или нежного постельного белья.

Среди недостатков – появление складок и сильно помятых участков даже при слабых воздействиях, но это свойственно только отдельным видам материала. Также проблемой может быть появление пятен при чрезмерном воздействии влаги. Но главная проблема – высокая стоимость . Именно это подтолкнуло индустрию создать искусственный шелк – несколько уступающий по свойствам, но более доступный (например, полиэфирный шелк).

Что касается натуральных шелковых изделий, то существуют различные по структуре шелковые ткани, виды их таковы:

  • – плотная, гладкая, мягкая и блестящая, хорошо подходит для драпировки.
  • Сатин – шелковистая поверхность, плотность и блеск.
  • – матовая, тонкая и немного шероховатая.
  • Дюпон – более плотная и жесткая, чем большинство других разновидностей.

Стоит упомянуть и такие разновидности шелковых тканей, как туаль, креп, газ, тафта. Любой из этих материалов нуждается в специфическом уходе. Узнать подробности вы можете в соответствующем разделе нашего сайта " ".

Посмотрите материал вживую на видео: