Родители и дети: как наладить отношения с младенцем и подростком. Как наладить отношения с ребенком: практические советы психолога Советы как построить нормальные отношения с ребенком

Мы часто слышим или читаем фразу: "Дети - цветы жизни". Наверное, их сравнивают с цветами, потому что за ними нужно постоянно ухаживать, заботиться о них, растить. Вы помните первые слова ребёнка, первые шаги. Часто просыпается ностальгия по тем дням, когда малыш был таким любящим, невинным, жаждущим ваших объятий и поцелуев. Вам трудно привыкнуть к мысли, что время летит, дети подросли или стали уже совсем взрослыми. Но для вас ваш ребёнок навсегда останется ребёнком.

С возрастом ребёнка меняются и наши отношения с ним. Самое главное для прочных доверительных отношений с детьми - это дарить им свою любовь, предлагать поддержку, в то же время уважать их выбор, их решения. Больше всего нас радуют успехи детей и их желание делиться с нами своими планами и достижениями. Но больше всего ранят плохие отношения с детьми. В нашей статье мы предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций как сохранить любовь и уважение детей.

1. Соблюдайте неприкосновенность личной жизни ребёнка, особенно подростка

Не расспрашивайте, не подслушивайте телефонные разговоры, не читайте дневник. Если у вас возникает беспокойство по поводу поведения ребёнка, спросите напрямик. Желательно использовать такую фразу: "Мы можем об этом поговорить?"

2. Ужинайте/завтракайте всей семьёй

Часто завтрак или ужин - это единственная возможность собраться вместе в семейном кругу и почувствовать себя единым целым. Старайтесь во время завтрака не просто есть, а узнать планы друг друга на день, спалнировать совместные дела и просто узнать о самочувствии, настроении, делах. А во время ужина делитесь новостями, слушайте друг друга, наслаждайтесь общением с близкими людьми. Исследования показали, что подростки, которые ужинают с родителями, лучше учатся, менее склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, реже курят.

3. Спрашивайте мнение ребёнка

Как известно, что у подростков, как и у всех людей, существует своё мнение обо всём на свете. Не нужно мешать детям в принятии самостоятельных решений. Пусть выбирают, что одевать, куда ходить, чем заниматься в свободное от учёбы время, где учиться и т.п. Но всё же нужно помнить, что некоторые решения обсуждаются, принимаются определённые правила, касающиеся требований к успеваемости, регламентации выпивки и сексуальной жизни, времени возвращения домой и т.д. Естественно, что должно учитываться мнение подростка. При возникновении разногласий, необходимо искать компромисс.

4. Жизненное пространство

Если есть возможность, обеспечьте каждому домочадцу отдельную комнату. Вы всегда будете находиться рядом, но в тоже время, не будете мешать близким. Это очень способствует любви и уважению.

5. Будьте рядом, но не встревайте

Как правило, подростки предпочитают проводить больше времени со сверстниками, чем с родителями. Но это не уменьшает вашу ответственность за судьбу ребёнка. Вы должны находить способы ненавязчивого участия в его жизни. Приглашайте в гости друзей ребёнка, ближе знакомьтесь с ними, принимайте участие в школьном родительском комитете. Быть в курсе дел ребёнка в этом возрасте сложно, но это очень важно для хороших отношений, особенно в будущем.

6. Доверяйте своим детям

Естественно, что они, как и все люди, иногда принимают неправильные решения. Если ребёнок уже достиг совершеннолетия, позвольте ему самому решать свои проблемы, даже совершать ошибки. Но будьте готовы всегда прийти на помощь. Вспомните себя в его возрасте, ведь вы того же ожидали от своих родителей.

7. Научитесь предупреждать о своих визитах

В комнату подростка не входите без стука и без разрешения. Если дети взрослые и живут отдельно, никогда не приходите к ним, предварительно не договорившись о визите.

8. Обращайтесь к подростку с просьбой оценить своё мнение

Делитесь с ребёнком размышлениями о жизни, спрашивайте его мнение. В таком случае ему будет трудно игнорировать вашу точку зрения. Скорей всего, в ходе таких бесед подросток будет становиться более рассудительным.

9. Привыкайте к тому, что жизнь постоянно меняется

Живите настоящим, которое соответствует вашему возрасту. Будьте специалистом в своей области. Конечно, без интернета не обойтись. Этим вы заслужите уважение подростка. Главное, не считайте, что двадцать лет назад жизнь была добрее, интеллектуальнее, чище.

10. Будьте честными с детьми

Искренняя похвала или критика, если они оправданны, укрепляет доверие к вам.

Не забывайте простых правил:

Помогайте детям, а не навязывайте свои услуги.

Утешайте в горе, а не лезьте в душу.

Делитесь опытом, но понимайте, что они сами будут принимать все важные решения в своей жизни.

Дети должны знать, чувствовать и понимать, что вы их любите, что они много для вас значат, что вы им всегда поможете или дадите ценный совет, не навязывая свою точку зрения.

Вопрос как наладить отношения родителей с ребенком чаще всего возникает тогда, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность и показывать свой характер. Если и в это время продолжать на него давить авторитетом, скорее всего он просто замкнется в себе, будет думать, что его никто не понимает, начнет чувствовать себя одиноким. Это самый важный возраст для установления между вами дружеских отношений.

Как грамотно наладить отношения с ребенком

Если момент уже упущен, вам нужно срочно действовать и предпринять попытки наладить отношения с ребенком. Возможно, придется обратиться за помощью к психологу. В этом нет ничего страшного.

Лучше воспользоваться профессиональной помощью, чем страдать от испорченных отношений между родителями и ребенком, которые со временем будут все усугубляться. Не стоит думать, что все утрясется и решится само собой.

От вас именно сейчас требуются самые активные действия по спасению ваших отношений с ребенком. Не дожидайтесь того времени, пока он станет подростком и будет проводить дома меньше времени. Используйте свой шанс наладить ваши отношения. Возможно, потом будет поздно.

· Самое главное – дайте себе установку. Вы любите ребенка и точка. Вы принимаете его таким, какой он есть просто потому, что это он ваш.

· Второй шаг сделать сложно, особенно если вас переполняет гнев или ярость за какие-то его проступки. Последуйте советам психологов, которые знают, как наладить отношения с ребенком.

Они говорят, что вместо того, чтобы ругать, надо обнимать и целовать ребенка, желательно не менее восьми раз в день. Поверьте, это действительно работает. Но нужно время, ваша сила воли и конструктивный подход.

Понятно, что находясь в стадии войны, вам трудно себя пересилить и наладить отношения с ребенком. Отнеситесь к этому как к части важного плана. Заведите привычку целовать сына или дочь утром и вечером перед сном, после того как приходят домой и просто так между делом.

· Говорите, что вы скучали без нее(него) и чаще хвалите. Психологи утверждают, что совершая плохие поступки, дети оправдывают наши ожидания. Подумайте, что в нем вызывает в вас гордость.

· Уделяйте ребенку время, чтобы просто поговорить о его делах. Пусть сначала он щетинится как еж, но вы будьте настойчивы и искренни.

· Старайтесь регулярно, хотя бы на выходных, уходить куда-то вдвоем и приятно проводить время. Пусть это тоже для него станет привычкой и он будет ждать вашего общения.

· Займитесь досугом ребенка. Пусть дочь или сын посещают как можно больше кружков и секций. Это отвлечет ребенка и сформирует характер, поможет определиться с интересами. Пусть он знает, что для вас важно, как он проводит время.

· Постарайтесь не обращать внимания на проступки и оплошности. Чтобы наладить отношения с ребенком, не ругайте по пустякам.

· Постарайтесь выяснить, в какой помощи он нуждается, и помогите ему.

Ваши старания наверняка не пройдут напрасно. Но будьте терпеливы, все не измениться за один день. А добившись положительного результата, помните, каких трудов вам это стоило и не повторяйте своих ошибок. Как бы мы взрослые ни думали, пока наши дети не выросли, во всем виноваты мы сами.

Как наладить отношения с повзрослевшим ребенком

Нередко подросшие детки оказываются иными, не такими, какими родители втихомолку грезят их созидать. И дело здесь не в оплошностях воспитания. Наверное, у всех своя дорога, призвание, счастье и заблуждения. Как данное уместить в своем сознании?

В случае если вы подумали про это, то у вас хватает ресурсов, чтобы пройти путь от отрицания до принятия выбора своего ребенка, который кажется вам неправильным. Но чтобы наладить отношения с ребенком вам важно понимать, что у вашего ребенка - своя жизнь и своя стезя, где он должен сделать свои ошибки и победы.

Чтобы наладить отношения с ребенком примите тот факт, как ваш ребенок уже зрелая и самостоятельная персона, раз уж свободен делать какой бы то ни было выбор. Естественно, дети остаются детьми, не взирая на их возраст. Хотя это ваша внутренняя работа – выпустить их и дозволить стать взрослыми.

Задумайтесь о том, как вы похожи и в тоже время какие вы разные. Естественным станет присутствие сходства в силу вашего родства. Хотя будет большое количество различий: мысли, необходимости, мотивы разнятся у родителей и детей. И потому в том числе в схожих обстановках у вас есть возможность воспринимать абсолютно противоположные решения.

Поймите и то, что жизнь одна – как у вашего ребенка, так и у вас, и вам за него прожить ее не получится. Чтобы наладить отношения с ребенком, дайте ему набить свои шишки. Вы бы охотно сделали за него верный выбор, уберегая от промахов и разочарований, - это естественное родительское стремление. Но вот уместно оно лишь в случае абсолютной недееспособности вашего чада. В других случаях имеет смысл обучать детей правильно относиться к проблемам, воспринимать решения и отвечать за них.

Обратитесь к личному опыту. Вы находите его значимым и уникальным? Теперь представьте, что любой человек претендует на то, что его опыт уникален. Ваш дитя искренне считает, что вы никогда не имели возможность бы быть на его месте, никогда не переживали того, что переживает он, в том числе и в случае если вы прошли огонь, воду и все другое. И даже если вам может показаться, что у вас было все то же самое.

Устройте проверку вашим ценностям и убеждениям. Нередко брать на себя выбор детей препятствует зависимость от публичного мнения, ориентация на «правильность», ваши извращенные чувства важности, самолюбия. Искренне дайте ответ на вопрос, какое место отношения с вашим ребенком занимают в вашей системе ценностей? И что считается на самом важным в жизни, помня о том, что она не безгранична?

И задайте себе самый главный вопрос, чтобы наладить отношения с ребенком: разве сделав такой выбор, данный человек перестал быть вашим ребенком? Вы стали его менее любить? Все ваше общее прошлое, его детство и привязанность к вам закончилась? Вероятно, вы в настоящий момент тоже стоите перед выбором. Какой ваш выбор принесет спокойствие вам и гармонию в семью? Надеемся, что наши советы помогли вам ответить на вопрос: «Как принять выборсвоего ребенка».

Друзья, доверие в семье - основа основ. Но как построить с ребёнком по-настоящему доверительные отношения:

  • научиться доверять мнению малыша;
  • показать ему, что он в любой ситуации может рассчитывать на вашу помощь и поддержку;
  • не нарушить доверия неосторожной фразой;
  • не оттолкнуть ребёнка вынужденной строгостью;
  • быть не просто заботливыми и любящими родителями, но и первыми, самыми главными друзьями своему сыну или дочери?

Давайте разбираться вместе!

Новорождённый младенец целиком и полностью зависит от решений мамы и папы. Но иногда родители настолько привыкают к тотальной опеке, что не замечают: ребёнок растёт. Он меняется:

  • набирается опыта и знаний;
  • формируется как личность;
  • приобретает собственное мнение, которое (да-да!) может не совпадать с вашим.

Очень важно разделять ситуации, когда необходимо воспользоваться и добиться послушания, а когда можно прислушаться к ребёнку и позволить ему поступить по-своему.

Совет 2. «Я тебя вижу, я тебя слышу, я стараюсь тебя понять»

Малыши дошкольного возраста (впрочем, и многие школьники - тоже) ещё не умеют правильно идентифицировать собственные переживания. И уж тем более они не знают, как правильно сообщить вам о том, что нуждаются в вашем внимании.

  • Они могут внезапно стать капризными;
  • могут демонстративно проявлять вопиющее непослушание;
  • могут обзываться, кусаться, драться и обманывать.

Но зачастую за таким деструктивным поведением скрываются отчаянные попытки сообщить о чём-то действительно важном.

Важно показать ребёнку, что вы замечаете его. Важно, чтобы он понял: вы хотите разобраться, что с ним происходит, и ищете способы помочь ему.

Не всегда родители, которые хотят слушать своего ребёнка, слушают его правильно. Это искусство, которому надо учиться. Когда малыш дорос до возраста, в котором может выстраивать монологи, основанные на собственных мыслях и переживаниях, родители должны дорасти до того, чтобы слушать его, не перебивая.

  • Задумайтесь, что вы транслируете, перебивая сына или дочь:
  • вы не заинтересованы выслушать ребёнка;
  • считаете возможным вмешаться в его историю со своими замечаниями и оценками;
  • вы убеждены: только вы знаете, что правильно, как надо, что на самом деле думают, желают или подразумевают другие люди.

Ребёнок не будет откровенен с вами, если его опыт общения подсказывает: у родителей всегда наготове нравоучения и нотации. Как бы сложно ни было вам порой удержаться от непрошенных реплик, сделайте это ради доверительных отношений. И только выслушав и осмыслив сказанное, можно будет высказать собственное отношение к предмету разговора.

Возможно, у вас не сразу получится это, но к подростковому возрасту ребёнка необходимо в совершенстве овладеть искусством слушать. У вас есть в запасе несколько лет. Учитесь!

Сложно сказать, с какого возраста детское мнение должно иметь вес в принятии семейных решений. Поэтому лучше всего приучать себя слушать ребёнка с самого нежного детства:

  • спросите своего годовалого карапуза, во что он хочет поиграть;
  • позвольте полуторалетней дочурке самостоятельно выбрать себе повязочку для волос;
  • пусть двухлетний кроха скажет, что его обрадует на завтрак: сырники или ленивые вареники.

Учите ребёнка принимать решения, учитесь эти решения брать в расчёт.

Чем старше ребёнок, тем шире диапазон тем, в которых его мнение имеет серьёзный вес. Уже в возрасте 4–5 лет дети могут иметь право голоса на семейном совете. Это не значит, что этот голос будет решающим всегда, но значит, что его услышат и рассмотрят как имеющее право на существование.

Не бойтесь просить у своего ребёнка помощи:

  • «Пожалуйста, подари мне 20 минут тишины, чтобы я смогла доделать эту работу и поиграть с тобой».
  • «Мне надо помыть полы и протереть пыль. Давай ты поможешь мне справиться с полками, чтобы я потратила на это меньше времени».
  • «Я так устала, пока донесла эти пакеты из магазина. Помоги мне выгрузить и разложить продукты».

Прямые просьбы, которые дают ребёнку понять его значимость, намного эффективнее завуалированных намёков или резких наставлений. Помогая, совершая добро, малыш получает возможность почувствовать себя добрым и хорошим, заботливым и нужным. Эти позитивные переживания усилят его доверие к вам, закрепят в сознании верные модели поведения, помогут вам стать ближе.

Чтобы ребёнок мог доверять вам, он должен знать, что вы всегда отвечаете за свои слова.

  • Договорились, что сходите в выходные в парк на прогулку? Помешать может разве что не на шутку разыгравшаяся буря или, тьфу-тьфу-тьфу, внезапно навалившаяся болезнь.
  • Предупредили, что в следующий раз неубранные вовремя игрушки отправятся к детям, которые будут о них заботиться? Значит, если этот раз наступил, надо побороть в себе жалость к малышу, собрать игрушки и найти им новых хозяев.

С равной строгостью выполняйте и обещания поощрений, и угрозы наказаний. Не пугайте ребёнка наказанием ради послушания, но если уже предупредили о последствиях, то будьте готовы воплотить свои угрозы в жизнь. Не обещайте золотых гор, если есть сомнения, что выполнить обещание в ваших силах.

Будьте честны, держите данное слово, чтобы доверие между вами не оказалось в шатком положении.

Совет 7. А если уже случилось нечто, подрывающее доверие?

  • Обман;
  • воровство;
  • попытки манипулировать

Иногда малыши преподносят родителям неприятные сюрпризы. Что делать, если у вас появились веские причины не доверять собственному ребёнку? Прежде всего - действовать спокойно и целенаправленно, как и подобает взрослому, заинтересованному в благополучном .

Обсудите в семейном кругу, что случилось. Избегайте обвинительного тона и не пускайтесь в длинные и пространные морализаторства. Сделанного не вернуть. Но необходимо осознать, почему это произошло, какие последствия имеет и что теперь с этим делать. Сосредоточьтесь на поисках решения и выборе стратегии дальнейшего поведения. Если есть необходимость применить наказание, объясните, каким и почему оно будет.

Важно сохранять спокойствие и показать: вы огорчены поведением ребёнка, но продолжаете его любить и хотите вместе преодолеть возникшую проблему. Оступиться может каждый, а семья - это люди, которые подадут оступившемуся руку помощи и поддержки.

Подведём итоги:

  1. Доверительные отношения с ребёнком не прикладываются к родительству автоматически. Над ними надо работать - вдумчиво и планомерно.
  2. Будьте правдивы. Это не всегда удобно, но всегда необходимо. Правду можно адаптировать к возрасту ребёнка. Но заменять её ложью нельзя.
  3. Не бойтесь просить у ребёнка помощи и будьте готовы помочь ему, даже если вы расстроены его поведением, сердитесь или обижены.
  4. Слушайте, что говорит вам малыш. Учитесь доверять его мнению. Принимайте его мнение к рассмотрению на семейных советах.
  5. В семьях случаются сложные моменты, но доверительные отношения помогут вам преодолевать проблемы. Обвинить может каждый - не каждый способен предложить решение, выход из ситуации.
  6. Будьте примером: держите своё слово. Если ребёнок не может доверять вам - как можно требовать от него откровенности и честности?
  7. Маленький - не значит бесправный. Позвольте ребёнку принимать решения и иметь свою точку зрения. Уважайте его с пелёнок, чтобы он доверял вам всю жизнь.

Друзья! Мы желаем вам счастливого родительства!

Задать вопрос психологу

    Ваши сомнения в возможностях вашего ребенка, проявляющиеся, в частности, в гиперопеке (ведь в опеке нуждаются слабые!), подрывает его веру в свои силы, делает пассивным и беспомощным и в то же время агрессивным и недоверчивым.
    Как это ни печально, большинство родителей в нашей культуре не задумываются над такими вещами, как доверие к детям, и часто мысли о доверии к своему ребенку звучат для них как настоящее откровение. Более того, в отношении к собственному ребенку часто присутствует доля определенного скептицизма — «он слишком ранимый», «она у меня несамостоятельная». Чтобы хотя бы частично избавиться от этих предрассудков, взгляните на второй шаг.

    Помощь психолога - бесплатная горячая линия

    Шаг второй. Приведите свою жизнь в порядок.

    Перестаньте заниматься чужой жизнью, и обратите внимание на свою. Закончите те дела, которые отложили в долгий ящик. Иногда тяжесть от того, что-что мы что-то должны доделать перерастает в напряжение, которое мы бессознательно выплескиваем на других. Наведите в доме полный порядок и избавьтесь от всех ненужных вещей. Старые вещи это отголоски прошлого, которые тянут назад, а не вперед. Выделяйте себе время для отдыха. Семейные проблемы есть у всех, и их надо решать, но это не значит, что надо забывать про себя. Смените гардероб, займитесь своим здоровьем, сделайте то, что давно хотели, но по каким-то причинам находили отговорки, чтобы этого не делать.

    Шаг третий. Станьте для своего ребенка примером для подражания. Будьте человеком, который не забирает, а дает ресурсы!

    Как ребенок может стать самостоятельным, рассудительным, независимым, если ему не у кого брать пример? Как он будет заниматься своим здоровьем и следить за своей внешностью, если он этого не видит в своей семье каждый день? Мы все были когда-то маленькими и хотели быть похожими на кого-то, кем-то восхищались. В вашем детстве это были ваши родители? Или, может быть, это был какой-то герой книги или известный актер? Те качества, которыми обладал тот человек, вам очень нравились именно из-за них вам когда-то хотелось быть похожим на него, это и есть ресурсы. Эти качества проявляются в поступках. Так если, вы замечаете, что вашу дочь используют ее друзья и тем более они вам не нравятся, и вы постоянно говорите дочери: «Уважай себя и не общайся с этими дураками!». Задумайтесь,как общаетесь с друзьями вы и уважаете ли вы сами себя? Любите ли вы себя? Если нет, соберите силу и волю в кулак и начните себя любить. Показывайте своему ребенку как нужно это делать, а не заставляйте. Он или она обязательно это заметит и оценит. Задумались? Хорошо! А теперь задайте себе вопрос: Как думаете, ваш ребенок каким бы хотел вас видеть видеть?
    Это будет отличным подарком для вашего ребенка. Ваша основная воспитательная цель заключается в приобретении ребенком самостоятельности. И может она состояться не в указаниях и советах, а в выражении поддержки и одобрения на этом трудном пути.

    Записаться на прием к психологу - бесплатно

    Шаг четвертый. Терпение-золото.

    Не ждите, что внешнее изменение вашего поведения мгновенно отразится на поведении ребенка. Ведь во время испорченных отношений ребенок нашел массу защит от вашей опеки-это просто пропускать все мимо ушей или вовсе не замечать вас и вашу жизнь. Но если изменения и произойдут сразу, они, скорее всего, не будут замечены и оценены вами и ребенком. Потому что, как я упоминала выше, слишком большое значение в отношениях близких людей играют привычки и стереотипы, не позволяющие достаточно чутко улавливать происходящее в другом. Но эта неделя экстренного налаживания отношений с ребенком должна стать решающей для вас.

    Шаг пятый. Ломайте барьеры недоверия!

    Другое название для этого шага я бы назвала акцией доверия. Этот шаг уместно использовать тогда, когда в ваших отношениях есть некоторое несогласие (барьер), служащее поводом для многочисленных ссор и конфликтов. Например, вы не разрешаете дружить дочери с парнем, который кажется вам подозрительным. Или постоянно ругаете сына за то, что тот хочет взять академ. Тогда акция доверия с вашей стороны будет состоять в «публичном» снятии (капитуляции) долгое время выдвигавшегося требования или запрета, например: «Я подумала и решила, что бросать или не бросать учебу — это в конце концов твое личное дело, ты же взрослый человек, вполне можешь сам за себя решить. Больше ни слова тебе об этом не скажу» или «В конце концов, это твоя личная жизнь, ты его лучше знаешь, встречайся с ним, когда хочешь».
    Если одной из проблем был запрет куда-то ехать, приходить слишком поздно и т.п., то его снятие тоже будет такой акцией доверия. Важно, чтобы это выглядело не как подачка с вашей стороны или демонстрация по принципу «Делай как знаешь!», а именно как проявление доверия, как свидетельство иного, более зрелого и уважительного отношения к личности ребенка. Конечно, акция доверия будет таковой только в том случае, если, заявив о чем-то, вы никогда больше не отступитесь от своего решения.

    Бесплатная консультация по телефону врача-нарколога и психолога

    Шаг шестой. Говорите о собственных чувствах и переживаниях.

    Это порекомендует вам любой психолог и я не исключение. Эта задача несколько более сложная хотя бы потому, что, прежде чем вы начнете выражать свои чувства вам нужно самому постараться в них разобраться. Поэтому лучше будет, если вы сами запишитесь на . На сайте сайт психологом будет проведена специальная работа, направленная на выявление того, что скрывается за поведением вашего ребенка. В работе с вами психолог не станет вдаваться в «психоанализ» ваших чувств. На психологической консультации речь будет идти о вас, ваших потребностях, о поведении ребенка, о ваших желаниях и видениях того, как бы вы хотели исправить ситуацию и как вы ведите идеальные отношения со своим ребенком. Затем начнется работа над реализацией ваших желаний и изменение вашей поведенческой тактики. Ваша по поводу плохих отношений с ребенком значительно уменьшиться за время психологической работы.
    Таким образом, важным вашим поведенческим изменением является переориентация с постоянного контроля на проявление собственных чувств и переживаний, связанных с ребенком, неадекватным выражением которых, в каком-то смысле, является гиперопека. Такая цель, на первый взгляд, кажется совершенно простой. Это значит, что после работы с психологом ваше мышление должно частично измениться и вместо «Не смей и думать о том, чтобы бросить институт!» вы сможете сказать «Я так боюсь, что ты сломаешь всю жизнь, если бросишь учиться. Мне в свое время все советовали закончить диссертацию, а я как раз замуж вышла, времени совершенно не было, а в итоге я осталась ни с чем, и ужасно боюсь, что у тебя тоже так получится». Казалось бы, разница невелика, но удивительно, насколько бывает трудно просто завершить фразу «Я чувствую, что…». Выражение собственных чувств бывает очень эффективно для разрешения ситуации, ведь порой именно потому, что собственные чувства вы редко проговариваете перед кем-либо или анализируются, поэтому чувства и переживания других остаются для вас также непонятными или толкуются достаточно примитивно: «Он поступает мне назло», «Она ничего не понимает». Но как только вы сумеете раскрыть другому — в данном случае собственному взрослому ребенку — свои чувства, вам, возможно, приоткроются и переживания ребенка; и, разобравшись в них, вы, возможно, перестанете ощущать потребность контролировать или тревожиться по любому поводу (все, возможно, окажется не таким страшным: ребенок не слишком пассивным, друзья не такими распущенными и т.д.).
    В ходе беседы с психологом вы будете не просто обсуждать проблему чувств, но и рассказывать о том, почему так необходимо делиться ими с окружающими. Психолог поможет вам дать почувствовать, что значит выражать их.

    Социальная помощь психолога - бесплатно

    Шаг седьмой. Как успешно поговорить с ребенком о проблемах. Как организовать доверительный разговор?

    Изменение отношений — необычайно сложный процесс, чтобы решать такую проблему самому необходимо иметь внутренние силы или ресурсы. Если вы в себе таковых не чувствуете и думаете, что вы в тупике, уместно будет .
    В любом случае, доверительный разговор с ребенком важен записались вы к психологу или нет. Цель такого разговора — показать сыну или дочери, что отношение к нему (к ней) изменилось, постараться выйти на уровень более глубокого, чем раньше, контакта и взаимодействия, рассказав о себе, о своих чувствах и переживаниях, в основе которых лежит родительское беспокойство, тревога и любовь к ребенку. Такой разговор, в котором оба и вы, и ребенок имеете возможность покаяться в своих «грехах», приоткрыть душу, избавиться от накопившихся обид и претензий, может оказаться настоящей вехой в ваших взаимоотношениях..

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.

Семья закладывает систему отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в процессе консультации помогает родителю взглянуть на себя со стороны, как бы глазами другого человека, и тем самым объективизировать свое поведение.

На начальном этапе Вы сами можете определить, насколько Вы являетесь своему ребенку другом. Предложите ему пройти несложный тест.

Тест: родители - друзья или враги?

  1. Друзья моих родителей:
  • А) абсолютно мне не нравятся, раздражают - 5;
  • Б) некоторые мне нравятся, к остальным отношусь равнодушно - 3;
  • В) иногда с ними бывает интересно - 2;
  • Г) вполне достойные люди - 1;
  • Д) я уважаю их, доверяю им - 0.
  1. Когда я по собственной неосторожности попадаю в неприятную ситуацию:
  • А) я скрываю это от родителей - 4;
  • Б) ничего, кроме ругани, от родителей не дождешься - 5;
  • В) родители помогут, но потом постоянно будут упрекать меня - 3;
  • Г) они будут нервничать и ругать меня, но помогут выпутаться - 2;
  • Д) что бы ни случилось, они всегда поймут меня и помогут - 0.
  1. Если у меня конфликт с учителями, преподавателями, то, с точки зрения родителей:
  • А) это всегда моя вина - 4;
  • Б) это всегда вина учителя, преподавателя - 4;
  • В) они рассматривают это как проблему, которую можно решать совместно - 1.
  1. Если у меня проявляется друг, который не нравится родителям:
  • А) они игнорируют его - 4;
  • Б) внешне приветливо встречают его, но потом говорят про него гадости - 3;
  • В) они агрессивно встречают его - 3;
  • Г) они не скрывают своего отношения, но позволяют мне самой с ним разобраться - 1.
  1. Я хочу, чтобы моя будущая семья была:
  • А) полной противоположностью семье моих родителей - 3;
  • Б) похожа на семью моих родителей - 1;
  • В) немного похожа на семью моих родителей - 1;
  • Г) не думала об этом - 1.
  1. О моих вкусах и предпочтениях родители:
  • А) ничего не знают - 3;
  • Б) знают только то, что я разрешаю им знать - 3;
  • В) знают то, что скрыть невозможно - 3;
  • Г) знают достаточно и некоторые разделяют со мной - 1.
  1. Свое свободное время я:
  • А) никогда не провожу вместе с родителями - 4;
  • Б) провожу с родителями по их требованию и изнываю от этого - 3;
  • В) охотно провожу вместе с родителями, если у меня нет других дел - 0.
  1. Мы ссоримся с родителями:
  • А) практически ежедневно - 4;
  • Б) не реже чем раз в неделю - 3;
  • В) раз в месяц и реже - 1.
  1. Мои ссоры с родителями заканчиваются:
  • А) взаимной долгой враждебностью - 4;
  • Б) кто-то из нас уступает - 3;
  • В) после ругани мы можем спокойно поговорить - 1.
  1. Если мне нужны деньги, но я не хочу говорить родителям для чего:
  • А) я никогда не подойду к ним с этой просьбой - 4;
  • Б) мне придется придумывать более или менее правдоподобную версию - 4;
  • В) мне придется сказать им правду, чтобы получить эту сумму - 2;
  • Г) они доверяют мне и дадут деньги без вопросов - 0.
  1. Если у моих родителей проблемы:
  • А) скорее всего, от них я даже не узнаю об этом - 4;
  • Б) помогу, если меня об этом попросят - 3;
  • В) отложу дела и помогу, чем смогу - 1;
  • Г) мы решим их вместе - 0.
  1. Когда у моих друзей возникают проблемы, мои родители:
  • А) последние, кто об этом узнает - 4;
  • Б) скажут, что это проблемы друзей - 4;
  • В) проявят готовность помочь на определенных условиях - 1;
  • Г) помогут в любом случае - 0.
  1. На семейных торжествах с родителями:
  • А) я веду себя так, как будто отбываю заключение - 4;
  • Б) отсиживаю полчасика из уважения и стараюсь улизнуть - 3;
  • В) бывает по-разному: это зависит от того, кто в гостях - 2;
  • Г) веселюсь вместе со всеми - 1.
  1. Когда у матери или отца юбилей:
  • А) у меня нет забот - у нас не принято делать подарки - 4;
  • Б) я всегда затрудняюсь в выборе подарка и обычно отделываюсь сувениром - 3;
  • В) я куплю что-нибудь полезное для них или для дома - 2;
  • Г) я всегда точно знаю, что будет самым желанным подарком - 0.
  1. Если у меня возникают вопросы, связанные с сексуальными взаимоотношениями:
  • А) я обращусь к кому угодно, кроме родителей - 4;
  • Б) в нашей семье об этом говорить не принято, кроме экстремальных ситуаций - 4;
  • В) мне легче обратиться к посторонним взрослым, чем к родителям - 2;
  • Г) некоторые нюансы вполне можно обсудить с родителями - 1.
  1. Если мама покупает себе модную дорогую вещь:
  • А) дума, что мне такие вещи нужнее - 4;
  • Б) я спокойно отношусь к этому - 2;
  • В) я рада за нее - 0.
  1. В отношении своего имиджа и внешнего вида:
  • А) я могу делать все, что угодно, - родителям все равно - 4;
  • Б) я часто слышу издевки и критические замечания - 3;
  • В) иногда они дают дельные советы - 1;
  • Г) они часто говорят: «Ты хорошо выглядишь!» - 0.

РЕЗУЛЬТАТ:

50-72 балла:

Практически постоянно обстановка в вашей семье приближена к боевой. Не забывай, что взаимоотношения с родителями - это и твоя ответственность тоже. Через некоторое время ты тоже станешь представителем старшего поколения. Имеет смысл учиться находить общий язык сейчас. Первый шаг должен делать тот, кто сильнее и моложе, а не тот, кто считает себя правым, - это правило разрешения любых конфликтов.

25-49 баллов:

Ссориться с родителями невыгодно, потому что все равно приходится мириться. Возможно, иногда ситуация в семье кажется очень мрачной, однако все же имеются некоторые светлые пятна. И у тебя, и у твоих родителей есть опыт поддержания бесконфликтных отношения, просто вы редко его используете. Как только ты начнешь учитывать, что у родителей тоже есть чувства, желания и потребности, они станут признавать и тебя как равноправного человека.

15-24 балла:

Иногда ваши отношения с родителями бывают омрачены недопониманием, раздражением и отчаянием. Идеальных семей не бывает, однако практически все люди стремятся улучшать отношения со своими близкими и ищут для этого все возможные способы. Тебе стоит совместно с родителями обсудить, в каких вопросах взаимопонимание еще не достигнуто, и попытаться решать проблемы вместе.

До 15 баллов:

Если ты честно отвечал(а) на вопросы, то можно сделать вывод, что твои отношения с родителями вполне благополучны. В вашей семье практически не возникают ссоры. Правда, иногда такая идиллия может скрывать твою неуверенность в себе, зависимость от родителей и нежелание становиться самостоятельной.