Как начинать закаливание ребенка 5 лет. Методы правильного закаливания ребенка

За последние годы значительно выросло число болеющих детишек по причинам неблагоприятного состояния окружающей среды, плохой наследственности, некачественного уровня здравоохранения, сидячего образа жизни. Поэтому крайне необходимо повышать устойчивость организма ребенка к отрицательному воздействию факторов внешней среды путем систематического закаливания. Правильнее всего начинать легкое закаливание малышей уже с рождения, тогда к трехлетнему возрасту они будут подготовлены к увеличению продолжительности процедур. Довольно часто у незакаленного ребенка наблюдаются головные боли, головокружение, пониженное содержание гемоглобина, что может отрицательно сказаться как на физическом, так и на умственном развитии малыша. Вот почему вопрос закаливания детей 3-х лет становится чрезвычайно актуальным.

Прежде чем приступать к процедурам закаливания, необходимо проконсультироваться со специалистом на предмет того, какие именно процедуры можно использовать вашему ребенку. Кроме того, нужно обязательно следить за отсутствием отрицательных эмоций малышей, чтобы закаливание приносило детишкам радость. Считается, что одной из важнейших закаливающих процедур являются воздушные ванны. Ребенка необходимо постоянно выводить на свежий воздух, где полезно делать гимнастические упражнения или играть в подвижные игры. При закаливания детей 3-х лет важно, чтобы постоянно работал дыхательный аппарат ребенка. Сочетание воздушных ванн с физическими упражнениями – это благоприятный момент не только температурного воздействия на организм, но и попадание кислорода через кожу в кровь. Ведь общеизвестно, что в раннем возрасте очень высока проницаемость кожи. Если за окном проливной дождь или пронизывающий ветер, предварительно проведите сквозное проветривание и займитесь с ребенком физкультурой в комнате. Можно использовать бытовые кондиционеры, регулирующие автоматически температуру и влажность помещения. Воздушные ванны нужно проводить систематически, в любое время года, тогда от них будет максимальный эффект.

Третьей по значимости разновидностью закаливания считаются водные процедуры. В трехлетнем возрасте можно использовать общие обтирания, обливания. Такие обязательные процедуры, как умывание, подмывание, купание также являются водными закаливаниями. Оптимальная температура воды сначала должна быть 27°, затем постепенно ее можно снижать. Более сильное закаливающее влияние оказывает принятие душа, потому что здесь включается дополнительно механическое воздействие. Довольно распространенным и исключительно полезным считается контрастное попеременное обливание ног ребенка прохладной и теплой водой при минимальной температуре 20°.

Нетрадиционные способы закаливания детей 3-х лет, как правило, связаны с кратковременным контактом обнаженного тела ребенка с ледяной водой, со снегом, воздухом отрицательной температуры. Медицинские работники крайне негативно относятся к подобным закаливающим процедурам, потому что они могут привести к хроническим заболеваниям. Закаляйте ваших детей правильно!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Чаще всего вопрос о закаливании как способе укрепления детского иммунитета перед родителями встает, когда ребенок постоянно болеет простудами, гриппом, ОРЗ. Тогда папа с мамой задумываются о выборе закаливающих процедур. С чего нужно начинать закаливание трехлетнего ребенка? Какие способы подойдут для таких детей?

В наше время существует множество методов и систем закаливания детского организма. Но для детей трех лет лучше использовать следующие:

  1. Обтирание мокрым полотенцем.
  2. Полоскание горла и ротовой полости.
  3. Обливание водой.
  4. Ходьба босиком.
  5. Пляжный массаж.

Как же грамотно начать использование этих процедур?

Педиатры советуют начинать с полоскания горла. Для трехлетнего малыша это интересно и просто. Необходимо на стакан кипяченой воды добавить чайную ложку натуральной морской соли (без ароматизаторов и прочих веществ). Другой вариант - полоскание горла отваром календулы, ромашки либо добавление на стакан воды ½ чайной ложечки спиртового раствора календулы. Жидкость не должна быть теплой, но и не слишком холодной. Лучше начинать с температуры 25 градусов и снижать ее до 18 постепенно, в течение недели. Этот вид закаливания наилучшим образом подойдет для тех деток трехлетнего возраста, которые страдают тонзиллитами.

Читайте также

После привыкания к полосканию в течение недели-двух можно добавлять обтирания мокрым полотенцем. Начинают такую процедуру сугубо с конечностей. Два или три дня нужно обтирать руки и ноги малыша полотенцем, смоченным в прохладной воде (18-20 градусов), движениями вверх-вниз. Сила нажима должна быть нарастающей, а в конце процедуры обязательно досуха вытереть конечности полотенцем. На четвертый день область закаливания расширяется, и обтирается уже все тело. Последовательность процедуры такая: ручки, грудь, живот, затем спина, ножки. Через месяц проведения полосканий в сочетании с обтираниями можно добавить и контрастное обливание водой. Опять же, процедура начинается сугубо с конечностей. В этом случае обливать надо ножки ребенка. В одном тазу должна быть горячая вода (40-45 градусов), в другом холодная (20-25). Начинать нужно с обливания ступней горячей водой и ней же заканчивать. Смена температур должна происходить 4-5 раз. Далее, через несколько дней, обливаются уже ножки выше колена. Адаптация к этой процедуре составляет 14 дней. После этого можно переходить к обливанию тела ребенка. Первый раз - это горячее-холодное-горячее обливание. После этого малыша растирают теплым полотенцем. Так действуют на протяжении недели. А уже со второй можно добавить еще два чередования температур.

Альтернатива обливанию - ходьба босиком и пляжный массаж. Начинать рекомендуется с ходьбы босиком по резиновому коврику со специальными пупырышками. Пусть дитя это делает, проснувшись утром и за час перед укладыванием спать на ночь. По своей сути, коврик является стимулятором биологически активных точек на стопах ребенка. Затем, дней через 10 привыкания к коврику, можно пробовать ходить по траве босиком, начиная с 2 минут и увеличивая продолжительность такой ходьбы в течение недели до 10 минут.

Пляжный массаж - это не только ходьба на пляже по гальке. Ее можно принести домой и предлагать малышу ходить по ней на дне тазика. Вода в нем сначала должна быть температурой 27-29 градусов. Ее нужно постепенно снижать. Ребенок может топтаться по камушкам, стоя, или перекатывать их стопами, сидя на стульчике и опустив ноги в таз. Таким образом приводятся в состояние активности иммунные зоны на стопах трехлетнего ребенка.

Что касается периода начала закаливающих процедур, то, конечно же, лучше это делать летом. Когда похолодает, ходьба босиком по траве заменяется пляжным массажем.

Главное в проведении закаливающих процедур - их систематичность. При этом сами манипуляции должны вызывать у малыша положительные эмоции. Таким детям нужно предварительно объяснить цель таких процедур. В три годика дети уже способны понять, что закаливание - лучше таблеток и уколов.

Большинство детей сразу после начала посещения детского сада начинают часто болеть. Именно тогда родители задаются вопросом о том, как правильно закалять ребенка?

Врачи рекомендуют приступать к закаливанию практически с первых дней жизни. Даже зимой младенцы могут принимать воздушные и солнечные ванны, а также гулять. Мамы считают, что одних прогулок достаточно для укрепления иммунитета, но это не так. Методов и способов оздоровления существует несколько.

По мнению врачей и родителей, закаливание детей – это процедуры, укрепляющие иммунитет, при этом на организм ребенка воздействуют природные факторы: солнечный свет, вода и воздух. Основаны иммуностимулирующие занятия на контрасте температур, что увеличивает сопротивляемость организма.

Доктор Комаровский считает, что систематические занятия позволяют улучшить работу всех основных систем организма. С их помощью:

  • ускоряется обмен веществ;
  • улучшается сон;
  • повышается аппетит;
  • нервная система становится устойчивее.

Целью закаливания является адаптация организма к внешним стрессовым факторам. Дети, которым проводили укрепляющие процедуры, не заболевают от промоченных ног или внезапно сменившейся погоды. Закаленный малыш способен противостоять вирусам и большинству бактерий, так как его иммунные клетки постоянно готовы отразить атаку вредоносных агентов.

Врачи доказали, что при проведении укрепляющих мероприятий улучшается клеточная структура.

Общие правила

Перед тем как начать закалять ребенка, необходимо ознакомиться с правилами проведения этих мероприятий:

  1. Заручитесь поддержкой врача. Без его рекомендаций нельзя самостоятельно назначать процедуры.
  2. О здоровье необходимо заботиться с рождения. Поэтому получите консультацию педиатра как можно раньше.
  3. Проводите все процедуры регулярно, иначе организм отвыкнет от них, и иммунитет вернется на исходные позиции. Если вы стараетесь не кутать кроху, то менять свое решение не нужно. Комаровский рекомендует применять это правило для всех методов оздоровления.
  4. Соблюдайте последовательность проведения занятий. Не стоит использовать для купания младенца ледяную воду. Понижайте градус жидкости постепенно, начинайте с комфортных температур.
  5. Учитывайте состояние здоровья малютки и его желание. Если он не хочет обтираться мокрым полотенцем, то могут появиться психосоматические симптомы. Организм неадекватно отреагирует: появится кашель или заложенность носа.
  6. Процесс должен доставлять радость, иначе он не сможет стать ежедневным ритуалом. Правильно выбирайте время. Занимайтесь укреплением иммунитета, когда малыш здоров, бодр, весел.
  7. Нельзя начинать мероприятия во время болезней или обострения хронических патологий.

Соблюдая эти правила, вы сможете правильно организовать закаливание. Если ребенок заболел в самый разгар общеукрепляющих мероприятий, проконсультируйтесь с врачом. При незначительных симптомах простуды обычно разрешают проводить закаливающие процедуры, но щадящими способами.

Методы закаливания

Существует три метода, помогающих увеличить сопротивляемость организма к внешним воздействиям.

На помощь можно призвать природные силы:

  1. Воду: обтирание, обливание, умывание, общая ванна. Способы, связанные с водной стихией, самые эффективные. Даже взрослым рекомендуется контрастный душ, а для детей он обязателен.
  2. Воздух. С первых дней после выписки из роддома врачи рекомендуют ежедневно раздевать кроху, на некоторое время укладывать его на пеленальный столик. Предварительно проветривайте помещение до легкой прохлады (18-10 градусов). Дополнительно рекомендовано ходить босиком по земле или специальным коврикам, одеваться по погоде. Одевайте здорового подвижного ребенка чуть легче, чем себя.
  3. Солнце. Под его лучами синтезируется витамин D, важный для усвоения кальция и укрепления иммунитета. Старайтесь не допускать появления ожогов, перегревания.

Врачи считают лучшим способом, позволяющим быстро закалить ребенка, купание в открытом водоеме. При нем сочетаются все виды воздействия на организм. Начинать плавать с крохой нужно при нагреве воды до температуры не ниже 23-х градусов. Отправляйте кроху плескаться несколькими заходами, длительность каждого должна быть не более 10 минут.

Если у родителей есть возможность, то летом стоит посещать морское побережье – соленые воздух и вода благоприятно действуют на нервную систему, иммунные клетки, обмен веществ.

Врачи запрещают закаливать малышей, если у них обнаружены проблемы со здоровьем:

  • пороки сердца разной степени;
  • анемия (недостаток гемоглобина в крови);
  • острая стадия респираторных заболеваний, сопровождающаяся повышением температуры тела;
  • тяжелые неврологические патологии;
  • истощение.

Перед тем как начать закалять недоношенных детей, проведите полное обследование, получите рекомендации невролога, педиатра. Для таких детей нужно составить собственную программу оздоровления, включающую в себя физиотерапию, посещение соляной комнаты, сенсорное развитие. Комаровский утверждает, что закаливание ребенка не избавит его от заболеваний, это лишь укрепляющая иммунитет процедура.

Оздоровление при помощи солнца

Световоздушное воздействие заключается в регулярных летних прогулках. С малышами необходимо начинать гулять в тени деревьев. Выбирайте время, когда солнце не слишком активно – с 9 до 11 утра. Температура воздуха должна быть не ниже 19 градусов, при этом чадо оденьте легко. Выбирайте хлопчатобумажную одежду. При использовании этого метода укрепления организма важно знать признаки перегрева:

  • потливость;
  • покраснение лица;
  • вялость.

При их появлении нужно напоить малыша и увести его домой. Признаки перегрева могут появиться в тени, если на улице душно. В жару стоит воздержаться от прогулок, а сделать упор на водные процедуры.

После появления первого загара можно оголить ручки и ножки ребенка, чтобы начался синтез витамина D. Через 1-2 недели можно принимать солнечные ванны с малышом, раздетым до плавок, при этом температура должна быть от 22 до 29 градусов. На солнце нужно находиться не более 5 минут, а потом лучше всего спрятаться в тени.

При принятии солнечных ванн на голове ребенка должна быть светлая косынка или панама.

Укрепление иммунитета при помощи воды

Водные процедуры доступнее остальных методов. Их совмещают с ежедневными гигиеническими процедурами. Обтирания сначала проводятся сухим полотенцем, затем можно использовать влажное. Обтирания стоит внести в список ежедневных мероприятий летом, чтобы уже через несколько месяцев организм крохи смог противостоять болезням. Начинают обтирания с рук и ножек ребенка.

Утренним умыванием тоже можно закалить растущий организм. Превратить процедуру из гигиенической в лечебную, поможет снижение температуры воды с 28-29 градусов до 20. После прогулок умываться можно прохладной водой, если ручки ребенка теплые. В течение дня дайте крохе тазик с прохладной водой, чтобы ребенок мог вдоволь поплескаться.

Контрастный душ всегда начинается с теплого обливания, а заканчивается холодным. Сначала разница температур невелика, но каждую неделю диапазон увеличивается. Направлять струи следует на ноги, руки и спину. Не поливайте живот и лицо.

После вечернего купания окатите малютку прохладной водой. Вам потребуется облить ребенка более чем двумя литрами прохладной воды сразу. Первое обливание проведите жидкостью, нагретой до 36 градусов, постепенно снижайте температуру на 1-2 градуса. Сначала обливайте только ножки. Эта процедура дает отличный иммуностимулирующий эффект.

Плаванье в открытой воде или бассейне на свежем воздухе помогает сделать организм малыша максимально крепким. Начните плавать с ребенком, когда вода нагреется до 22 градусов, время пребывания в воде устанавливайте индивидуально. Самым маленьким достаточно провести там до 5 минут, постепенно увеличивайте время.

Появление на коже мурашек, дрожание, посиневшие губы – признак того, что купание в водоеме нужно прекратить. Организм при таких симптомах переохладился, стал уязвимым для болезней.

Воздушные ванны

Закаливать воздухом можно разными способами:

  • ежедневные прогулки;
  • проветривание помещения в любое время года;
  • оптимальный выбор одежды;
  • хождение босиком;
  • воздушные ванны.

О пользе прогулок знает каждая мама. Гулять надо от 1 до 6 часов в день, но помните, что пребывание на свежем воздухе не должно быть в ущерб остальным занятиям. Грудничков можно выводить на улицу в период дневного сна. Идеально, если мама может оставить кроху летом в коляске на веранде частного дома или балконе. Это позволит совместить домашние заботы и прогулку. Зимой на улице не стоит долго быть из-за опасности обморожения личика или переохлаждения.

Оптимальная температура в квартире 22 градуса. Проветривать помещение необходимо в любое время года. Современные пластиковые окна позволяют получать доступ к свежему воздуху круглый год, благодаря откидывающимся створкам. Зимой их можно держать минимально открытыми, а летом откидывать на максимум. Вместо постоянного проветривания, открывайте створки на 10-15 минут 2-3 раза в день.

Обязательно проветривание вечером перед сном. Ночью температура воздуха в комнате ребенка может быть на 4 градуса ниже дневной, это позволит сделать сон крепче.

Отдавайте предпочтение одежде из натуральных тканей и не кутайте малыша, учитывайте, его подвижность. Летом найдите площадку, по которой кроха сможет походить босиком. Это отличный массаж для ног, укрепляющий свод стопы.

Старайтесь сочетать все виды закаливания, чтобы развивать иммунитет чада органично. Пребывание на воздухе совмещайте с солнечными ваннами, а также с водными процедурами, если есть возможность.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 12 минут

А А

Здоровье малыша зависит от многих факторов: наследственность, бытовые условия, питание и проч. Но большей частью оно, конечно же, зависит от того образа жизни, за который отвечает мама. Закаливание всегда шло «рука об руку» с понятием здорового образа жизни, и актуальности данный вопрос не теряет и по сей день, несмотря на то, что многих детишек растят практически в «тепличных» условиях.

Итак, как закаливать свое чадо, и нужно ли это делать?

Что такое закаливание, и чем оно полезно для ребенка?

Под термином «закаливание» принято понимать систему конкретной тренировки в организме процессов терморегуляторного характера, состоящую из процедур, повышающих иммунитет и общую выносливость организма.

Безусловно, у закаливания есть и противники (куда без них), и сторонники. Но в целом, при соблюдении правил, закаливание приносит исключительно пользу , и доводы противников, как правило, основаны на результатах неграмотно проведенных процедур.

Видео: Как правильно закаливать ребенка?


Закаливание: в чем польза?

  • Усиление иммунитета. У закаленного организма более низкая чувствительность к любым температурным перепадам, а значит — более высокое сопротивление сезонным заболеваниям.
  • Профилактика варикозного расширения вен.
  • Полезное воздействие на кожу (клетки кожи начинают работать еще активнее).
  • Нормализация работы нервной системы. То есть, успокаивающие свойства, устранение стресса, переутомления и общее повышение сопротивления организма психологическим проблемам.
  • Стимуляция эндокринной системы — которая, в свою очередь, положительно влияет на остальные процессы в организме.
  • Общее улучшение самочувствия, прилив сил. Закаливание способствует усилению циркуляции крови и последующему активному насыщению клеток кислородом.

Кроме того, стоит отметить, что закаливание является весьма эффективной альтернативой медицинским препаратам, призванным .

Результат процедур более быстрый и длительный, в сравнении с иммуностимуляторами, а кроме того — безопасный.

Видео: Плюсы закаливания ребенка и основные правила

В каком возрасте начинать закаливать детей дома – не вредно ли раннее закаливание?

Когда начинать?

Этот вопрос волнует каждую маму, для которой здоровый образ жизни ее чада стоит на первом месте.

Точно, не сразу после роддома!

Понятно, что закаливать малыша лучше начинать с раннего возраста, но организм крохи еще слишком слаб, чтобы обрушивать на него новые испытания.

Некоторые специалисты утверждают, что с закаливанием кроху можно знакомить уже на 10-й день после рождения, но большинство педиатров все-таки сходится во мнении, что лучше месяц-другой подождать. Тем более, .

Естественно, начинать процедуры следует только после консультации у педиатра , осмотра малыша и с учетом его состояния здоровья.

Важно помнить, что организм новорожденного еще слабый, и при наличии каких-либо скрытых заболеваний такие процедуры могут резко ухудшить здоровье малыша.

Кроме того, переохлаждение крохи, терморегуляция которого еще не налажена (прим. – охлаждение происходит гораздо быстрее и сильнее, чем у взрослых!), может стать причиной развития различных заболеваний.

Поэтому лучше дать крохе время, чтобы он окреп и «нарастил» свой собственный иммунитет.

Всё, что необходимо знать и сделать перед началом закаливания ребенка – памятка родителям

Чтобы закаливание принесло чаду исключительно пользу, мама должна помнить следующие правила проведения данных процедур (независимо от их формы и вида):

  • Прежде всего – консультация педиатра! Он решит – нет ли у крохи противопоказаний к процедурам, не усугубят ли они его состояние здоровья при наличии каких-либо проблем, расскажет – чего делать категорически нельзя, и поможет выбрать лучший способ закаливания.
  • Если доктор не против, и со здоровьем проблем нет, и настроение у малыша располагает к процедурам, выбираем метод закаливания .
  • Время проведения процедуры. Важно понимать, что эффект закаливания напрямую зависит от того, на постоянной ли основе вы проводите процедуры. 1-2 закаливания в 2 недели и в разное время лишь подорвут здоровье малыша. Процедура должна проходить в одно и то же время и в регулярном режиме – то есть, постоянно. Только тогда от нее будет толк.
  • Интенсивность нагрузки. Прежде всего, она должна возрастать постепенно. Понятно, что нельзя облить младенца ледяной водой и мечтать о том, что теперь он будет здоров, как богатырь. Интенсивность нагрузки должна быть не слишком сильной, но и не слишком слабой (проветривание пяточек при комнатной температуре в течение 2-х минут, естественно, ничего не даст), и увеличивать ее следует постепенно – от процедуры к процедуре.
  • Настроение и состояние малыша. Не рекомендовано проведение подобных процедур, если малыш в плохом настроении. Закаливание должно приносить только положительные эмоции, иначе оно не идет впрок. Именно поэтому рекомендуется проводить процедуры в игровой форме с абсолютным вовлечением в них всех членов семьи. И категорически запрещены процедуры, если малыш болен.
  • Не начинайте процесс закаливания чада с обливания холодной водой. Это стресс даже для взрослого организма, а уж для малыша – тем более. Начинайте с воздушных ванн, частого проветривания, сна в комнате при открытом окне и проч.
  • Закаливание должно проходить в сочетании с другими мероприятиями: правильное питание, физическая нагрузка и прогулки, .
  • Многие мамы думают, что в закаливании важна холодная вода и эффект «чтобы дух захватывало». На самом деле, контрастность воздействия, которая имеет значение при закаливании, достигается не только с помощью ведра ледяной воды: важна тренировка свойства сосудов менять свои просветы соответственно внешней температуре.
  • Наиболее чувствительны к изменению температур ступни (лицо и ладошки, которые постоянно открыты, не слишком нуждаются в закаливании), по причине большого числа рецепторов на них.

Чего делать нельзя:

  1. Сразу начинать с экстремальных процедур.
  2. Проводить процедуры в помещении, где гуляет сквозняк.
  3. Увлекаться процедурой. Максимальный период для нее – 10-20 минут.
  4. Закаливать малыша, когда он болен. Возвращаться к процедурам можно не ранее, чем через 10-14 дней после ОРЗ и через 4-5 недель после пневмонии.
  5. Заставлять чадо закаляться, проводить процедуры силой.
  6. Допускать переохлаждения.

Противопоказания:

  • Любое инфекционное, вирусное или иное заболевание в стадии обострения.
  • Болезни сердечнососудистой системы. При охлаждении сосуды сжимаются, и последствия для «проблемного» сердца могут быть весьма тяжелыми.
  • Заболевания нервной системы. В данном случае низкая температура – раздражитель.
  • Кожные заболевания.
  • Болезни дыхательной системы.

Методы закаливания детей в домашних условиях – закаливающие процедуры, видео

При выборе метода закаливания важно понимать, что огромное значение имеет возраст ребенка.

Если подростка можно весело облить прохладной водой летом на даче и не переживать о последствиях, то для грудничка такая «процедура» может закончиться воспалением легких.

Поэтому для новорожденных методы закаливания выбираем самые щадящие, и увеличиваем интенсивность закаливания ПОСТЕПЕННО!

Как закалять грудничка – основные способы:

  • Частое проветривание комнаты. В летнее время форточку можно не закрывать вообще, а в холодный сезон – открывать 4-5 раз в день на 10-15 минут. Важное правило – избегать сквозняков. Можно использовать и современную технику, которая не только отрегулирует температуру, но и увлажнит/очистит воздух.
  • Сон при открытом окне или на балконе в коляске. Естественно, оставлять кроху одного на балконе запрещено. Начинать можно с 15-ти минут и после увеличивать время сна на открытом воздухе до 40-60 минут. Конечно же, в мороз делать это не нужно (минус 5 для младенца – это повод остаться дома). А вот в летнее время спать (гулять) на улице можно сколько угодно (если малыш сыт, сух и спрятан от комаров и солнца).
  • Воздушные ванны. Эту процедуру начинать можно прямо в роддоме. Кроху после смены подгузника нужно оставить на некоторое время голышом. Начинать воздушные ванны следует при температуре 21-22 градуса с 1-3-х минут, а далее постепенно ее уменьшать и увеличивать время приема ванн до 30 минут к 1 году.
  • Постепенное понижение температуры воды при купании малыша. С каждым купанием ее понижают на 1 градус. Или обливают кроху после купания водой, температура которой ниже той, что в ванночке, на 1-2 градуса.
  • Умывание прохладной водой в течение 1-2 минут. С теплой температуры постепенно снижают до холодной (с 28-ми до 21 градуса).
  • Обтирание мокрым полотенцем. Рукавичку или полотенце смачивают в воде, температура которой не превышает 32-36 гр., после чего 2-3 минуты легонько обтирают ручки и ножки от конечностей к корпусу. В течение 5-ти дней температуру снижают до 27-28 градусов.

Как закалять малыша постарше?

  1. Обтирания и умывание прохладной водой остается в силе для любого возраста.
  2. Контрастные ванночки для ног. Ставим 2 тазика с водой – с теплой и прохладной. 2 минуты держим ножки в теплой воде, потом переставляем их в тазик с прохладной водой на 30 секунд. Чередуем 6-8 раз, после чего растираем ножки и надеваем х/б носочки. Постепенно можно понижать температуру воды «холодного» тазика.
  3. Бегаем босиком! При отсутствии сквозняков вполне допустимо бегать по полу босиком. Конечно, если у вас не бетонные полы или ледяная скользкая плитка. Специалисты рекомендуют также «коврик» из морской гальки, по которому можно ходить прямо в комнате.
  4. Контрастный душ. В данном случае мама меняет температуру воды с теплой на прохладную и обратно. Температуру, опять же, как и во всех случаях, понижают постепенно!
  5. Обливание. Если ваш кроха приучен к обливанию из кувшинчика с раннего возраста, то можно переходить и к более прохладным обливаниям. Главное, чтобы вода не стала шоком, как для крохи, так и для его организма. Важно после обливания растереть тело полотенцем до легкого покраснения. Не менее эффективным закреплением эффекта будет и массаж. Начинают обливание с 35-37 градусов, и постепенно доводят температуру до значения 27-28 градусов и ниже. После 2-3 лет опускать температуру можно до 24 градусов.
  6. Сауна и бассейн. Вариант для детишек постарше. Температура воздуха в сауне не должна превышать 90 градусов, а время процедуры – 10 минут (начинают с 2-3 минут). После сауны – теплый душ, а потом можно и в бассейн. Вода в нем не должна быть слишком холодной, а ребенок уже должен быть подготовлен к таким перепадам температуры. То есть, закаленным.
  7. Перед сном можно мыть ножки в прохладной воде. Эта полезная привычка станет настоящим подспорьем в работе над повышением иммунитета.
  8. Закаливание горла. Чтобы чадо не заболевало после каждого мороженого или стакана лимонада в жару, закаляйте гортань. Начать можно с ежедневного полоскания горла с постепенным понижением температуры воды с 25-ти до 8-ми градусов. Далее можно приступить к сладким тренировкам по схеме «трижды в день»: держим во рту кусочек мороженого, считаем до 10-ти и только потом глотаем. Потом можно переходить на маленькие ледяные кубики из соков или отваров трав.

И еще несколько важных правил закаливания:

  • Не укутываем ребенка сверх нормы! Новорожденного одевают «как себя плюс 1 легкая одежда», а детишек постарше – просто «как себя». Не нужно слишком кутать детей на прогулке и тем более дома. Особенно, если малыш активен.
  • Температурные нормы для прогулки детей зимой : при -10 – только после 3-х месяцев, при -15 – после полугода.
  • «Окуная» чадо в солнечные ванны, помните про вредное воздействие УФ-лучей. Младенцы до 1-го годика крайне чувствительны к ним, и принимать ванны им разрешено исключительно при рассеянном солнечном свете. Загорать на солнышке можно начинать только после 3-х лет, и то — дозировано (для юга страны – с 8-ми до 10-ти утра, а для средней полосы – 9-12 утра).
  • Экстремальные методы закаливания родители осуществляют на свой страх и риск. К ним можно отнести купание в проруби, ныряние в снег после бани и проч. Естественно, для малышей лучше выбрать более мягкие процедуры. И даже к ним ребенка следует готовить постепенно.
  • Обычно закаливание сочетают с физической активностью. Но после солнечных ванн от нее лучше воздержаться на час-полтора.

И не забывайте про настроение ребенка! Откладываем процедуры, если малыш капризничает. И не навязываем их, если ребенок протестует.

Ищите способ привить хорошую привычку через игру — и будьте для чада хорошим примером.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.