Как определить готов ли ваш ребёнок к школе.

Ваш ребенок растет и приближается к школе. Уже сейчас многие родители задумываются о , готов ли его ребенок выдержать свой первый вступительный экзамен при поступлении в школу. Вы хотите узнать, что еще в ваших силах предпринять, чтобы помочь своему ребенку с успехом преодолеть это испытание и достойно пройти собеседование.

Что бы вы могли сами подготовиться к собеседованию и оценить уровень развития своего ребенка на данном этапе, мы предлагаем вам небольшой тест:

Готов ли мой ребенок к школе?

(Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл)

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать пазлы)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать (по слогам или, что еще лучше, целыми словами)?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (рисует, не заходя за пределы, чертит по линиям, пишет или рисует в клеточках по заданию не выходя за пределы и т.д.)
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, лепить и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов – Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко им преодолимы.
10-14 баллов – Благодаря вам ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам над чем ещё надо поработать. При подборе заданий и упражнений обратите внимание на слабые места своего ребенка.
9 и меньше — Результаты могли вас разочаровать. Но ребенок не рождается первоклассником, — это комплекс способностей, поддающихся упражнению и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Пройдите заранее тестирование у независимого психолога и логопеда, которые помогут вам найти оптимальный путь развития вашего ребёнка и подготовки его к школе. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» за один день не слишком эффективен. Полезно, чтобы ваш ребёнок все-таки умел читать и немного писать, считать.

Успехов вам и вашим детям!

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Проверка готовности:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.

Памятка

«Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».

1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Памятка

«Советы родителям будущих первоклассников».

  • Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

Наталья Лукьянова
Анализ анкетирования родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

«Готов ли Ваш ребенок к школе

Дата проведения : ___апрель 2016 г___

Группа : ___детей возраста от 6 до 7 лет___

Вопросы анкеты Количество

ответов в %

1. Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школе ? Да 80%

2. Что лично для Вас означает выражение

«хорошо учиться в школе Наиболее популярные ответы :

Справляться с любыми заданиями, быть внимательным 90%

3. Есть ли у Вашего ребёнка желание

учиться? Да 100%

4. Что на ваш взгляд больше всего

способствует возникновению у ребенка желания учиться ? Наиболее популярные ответы :

Не забывать о поощрениях, это дает ребенку уверенность в его способности справляться с любыми трудностями

5. Что, на Ваш взгляд, обеспечит успех

ребенка в школе ? Наиболее популярные ответы :

Положительное отношение к занятиям, достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления

6. Что для Вас служит показателем того, что ваш ребенок развит интеллектуально? Наиболее популярные ответы :

Игры в лото, мозаику, конструктор, пазлы, домино, шашки

7. Какова, по Вашему мнению, степень

участия родителей в развитии интеллекта ребёнка? Наиболее популярные ответы :

Совместная деятельность взрослого и ребенка

8. Готов ли психологически Ваш ребёнок к обучению в школе , к новым

взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками? Наиболее популярные ответы :

Положительное отношение к учебным занятия

Родители не всегда понимают необходимость нравственной и психической готовности детей к обучению в школе . Родители считают , что их ребенок готов к обучению в школе только потому , что знает цифры и буквы.

Воспитывайте в детях ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Учите детей играть с партнером, выполняя правила. Развивайте мелкую моторику рук посредством настольно-печатных игр, мозаик, складывания пазлов. Консультируйтесь у психолога.

Анкетирование провела : воспитатель Лукьянова Н. А.

Анализ анкетирования родителей по теме

«Режим дня»

Дата проведения : февраль 2016 г___

Всего приняло участие в опросе ___13___ человек Количество

ответов в %

Вопросы анкеты

1. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня ? Да 60%

2. Соблюдает ли ребенок этот режим ? Да 60%

3. Делаете ли вы дома

утреннюю гимнастику? Мама -

Регулярно 10%

Взрослый вместе с ребенком 30%

Не регулярно 10%

Никто не делает 40%

4. Соблюдает ли Ваш ребенок дома

правила личной гигиены (моет руки перед

едой, после туалета, умывается, чистит

зубы, моет ноги? Да 100%

5. Знаете ли Вы основные

принципы закаливания? Да 80%

6. Проводите ли вы дома с детьми закаливающие мероприятия? Да 65%

Иногда 20%

7. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада ? Да 100%

8. Виды деятельности ребенка после прихода

из детского сада и в выходные дни? Подв. игры 30%

Спорт. игры 20%

Настол. игры 15%

Муз. ритм. деят. -

Просм. телепередач 35%

Дети мало двигаются дома, в зимний период родители часто ограничивают их двигательную активность

Строго соблюдать режим дня дома, в выходные и праздничные дни, всей семьей делать утреннюю гимнастику, закаливать детей одним или несколькими видами из предложенных врачом, медсестрой, воспитателем. Обязательно гулять с ребенком перед сном , обеспечить двигательную активность в чередовании со спокойными играми перед сном

Анкетирование провела : воспитатель Лукьянова Н. А.

Анализ анкетирования родителей по теме

«Растим детей здоровыми»

Дата проведения : сентябрь 2015 г.

Вопросы анкеты Количество

ответов в %

1. Часто ли болеет Ваш ребенок ? Да 80%

2. Как Вы думаете, в чем причина болезней? Наиболее популярные ответы :

Слабый иммунитет

3. Что, по Вашему мнению, способствует укреплению здоровья детей?

Наиболее популярные ответы :

Прогулки

закаливание 100%

4. Знаете ли Вы основные принципы закаливания? Да 70%

5. Проводите ли вы дома с детьми закаливающие мероприятия? Да 65%

6. Занимаетесь ли вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми? Да 60%

Иногда 30%

7. Считаете ли Вы необходимым

формирование здорового образа жизни среди детей и родителей ? Да 100%

8. Как Вы считаете, созданы ли в детском

саду необходимые условия для воспитания здорового ребенка ? Да 100%

Не совсем -

9. Какие вопросы по валеологическому воспитанию Вас интересуют? Наиболее популярные ответы :

Знания своего организма

Закаливающие процедуры

Родители не всегда контролируют соблюдение режима дня в выходные и праздничные дни. Нерегулярно, а некоторые совсем не делают утреннюю гимнастику. Не всегда понимают, в чем причина болезни, не до конца понимают принципы закаливания (постепенность, систематичность, интенсивность) . В основном закаливают посредством естественных факторов (прогулка, купание в реке в летний период, солнечные ванны) . Дома почти не проводят влажные обтирания, контрастный душ. Ежедневно дома с детьми заниматься утренней гимнастикой, проводить закаливание после посещения врача, по его рекомендациям.

Анкетирование провела : воспитатель Лукьянова Н. А.

Публикации по теме:

Анализ анкетирования по вопросу «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?» В анкете приняли участие 15 родителей. Все родители с огромным желанием приняли участие в анкетировании. На вопрос анкеты, занимались ли.

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Уважаемые мамы и папы! Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Готов ли ваш ребёнок к школе? Консультация для педагогов и родителей Как проверить, готов ли Ваш ребёнок к школе?Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к школе. Физическая готовность.

Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?» Подготовить старших дошкольников к обучению к школе – одна из главных задач воспитателей. Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается.

Консультация для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» Разработал воспитатель МБДОУ Староивановкого детского сада «Ромашка» Шрамкова.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “ Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов .” Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. - М.: ООО «Росмэн-Издат». - 2001 г.

Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи. Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты и такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.

Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребенок

1. Назови свое полное имя и фамилию.

2. Сколько тебе лет?

3. Назови дату своего рождения.

4. Назови имя и отчество твоей мамы.

5. Где и кем она работает?

6. Назови имя и отчество твоего папы.

7. Где и кем он работает?

8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

9. Назови свой домашний адрес.

10. В каком городе ты живешь?

11. Как называется страна, в которой ты живешь?

12. Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Внимание

Школьное обучение предъявляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течении всего урока, а это много! Малыш также не должен отвлекаться на посторонние дела - а иногда так хочется поговорить с соседом или порисовать новым фломастером!

Хорошее внимание - важнейшее условие успешного школьного обучения. В этом разделе приводятся 10 тестов, с помощью которых вы сможете оценить, как развито внимание у вашего ребенка. Многие из этих тестов связаны с выполнением заданий на время, поэтому вам понадобятся часы с секундной стрелкой. Помните, что при тестировании в школе часто используются тесты на внимание.

Память

Успехи вашего малыша в школе во многом зависят от его памяти.

Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать малышу стихотворение несколько раз, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что запомнилось, потому что было интересно. Ребенок не ставит перед собой задачу: мне надо запомнить это стихотворение.

С поступлением в школу приходит время произвольной памяти. В школе ребенку придется запоминать большие объемы информации. Он должен запомнить не то, что интересно, а то, что нужно, да еще столько, сколько нужно.

С помощью приведенных ниже тестов Вы сможете оценить память своего малыша. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать, и для этого у вас есть время! Чтобы улучшить память вашего ребенка позанимайтесь с ним по рабочей тетради "Развиваем память".

Мышление

Как устроена машина времени? - спрашивает Алеша (5 лет, 8 мес.).

Не знаю. Еще никто ее не придумал, - отвечает ему взрослый.

Я вырасту, потом придумаю... О, я знаю! Надо взять часы и положить в мотор. И получится машина времени.

Как мы радуемся, когда слышим забавные и в то же время умные рассуждения наших детей. Ребенок познает мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

При школьном тестировании очень часто используются именно тесты на мышление. Ребенок может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичное упражнение.

Математика

К моменту поступления в школу у малыша должны быть сформированы элементарные математические представления. Дети должны иметь навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка; сравнивать числа первого десятка между собой; сравнивать предметы по высоте, ширине и длине; различать формы предметов; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Тонкая моторика и координация движения рук

Готова ли рука вашего ребенка к письму? Это можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений руки ребенка. В этом вам помогут тесты данного раздела.

Тонкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Тонкую моторику у детей можно и нужно развивать. Этому способствуют занятия с мозаикой, лепка, рисование.

Лучше всего позаниматься с ним сначала по рабочей тетради "Готовим руку к письму", а затем, когда задания в этой тетради будут выполнены, перейти к рабочей тетради "Учимся писать".

Чтение

Требования к знаниям детей, поступающих в школу, постоянно растут. Сегодня важно, чтобы ребенок имел начальные навыки чтения. Так, он должен уметь определять место звука в слове, находить слова с определенными звуками, делить слова на слоги и предложения на слова.

Хорошо, если ребенок умеет записывать простые слова, читать небольшие тексты и понимать их содержание.

От сформированности навыка чтения значительно зависит и последующая успеваемость по другим предметам, так как в школе очень скоро дети переходят к работе с учебниками, которые они должны уметь читать и понимать прочитанное.

Развитие речи

К 6-7 годам речь ребенка должна быть связанной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать звуки и правильно произносить все звуки родного языка, причем не только изолированно, но и в связной речи.

Развитие устной речи - основное условие успешного овладения письмом и чтением. Речевые тесты данного раздела позволят вам оценить развитие речи у вашего ребенка.

Если речь малыша окажется недостаточно развитой, с небольшим словарным запасом, то вы можете ее улучшить, занимаясь с ребенком дополнительно. Больше разговаривайте с ребенком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читает. Предложите вашему малышу составить рассказы по картинкам.

Если ваш ребенок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух (например, слова "гора - кора" или "бочка - точка" воспринимаются им как одинаковые), то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

Воображение

Многие родители считают, что залогом успеха в обучении является умение читать, писать и считать, но часто этого оказывается недостаточно.

Большую роль в усвоении школьных знаний играет воображение. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением.

Попробуйте оценить, как развито воображение вашего ребенка. При оценке вам придется ориентироваться в большой степени на собственное представление о развитии воображения, потому что объективные критерии в данном случае составить чрезвычайно трудно. Предложите вашему малышу составить рассказы по картинкам; обсуждайте с ним разнообразные "фантастические" ситуации и т.п.

Окружающий мир

К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы.

В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Уважаемые родители! В книге собраны простые тесты, с помощью которых вы сможете определить уровень сформированности представлений ребенка об окружающем мире, его математических способностей, внимания, памяти и мышления. Тесты учитывают возрастные особенности ребенка. Интересные задания и забавные картинки обязательно понравятся малышу.

Введение......9

Глава 1. Окружающий мир........11

Тест на определение уровня знаний ребёнка о себе....11

Обработка результатов......13

Тест на определение уровня знаний ребёнка о неживой природе.......16

Обработка результатов.........20

Тест на определение уровня знаний ребёнка о живой природе.......23

Обработка результатов......24

Тест на определение уровня знаний ребёнка о мире предметов.........26

Обработка результатов........30

Глава 2. Математические представления........33

Тест на определение уровня представлений ребёнка о количестве и счёте.....33

Обработка результатов.......34

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации в пространстве......36

Обработка результатов........38

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации во времени.....40

Обработка результатов.........43

Тест на определение уровня представлений ребёнка о форме и цвете.......45

Обработка результатов.......49

Результаты теста.......50

Тест на определение уровня представлений ребёнка о цифрах и числах......52

Обработка результатов......53

Тест на определение у ребёнка уровня навыков сложения и вычитания.....56

Обработка результатов.......59

Глава 3. Устная речь.......62

Тест на определение уровня развития у ребёнка фонематического слуха и произношения....62

Обработка результатов........64

Тест на определение уровня развития у ребёнка словарного запаса.........67

Обработка результатов........69

Тест на определение уровня развития у ребёнка грамматического строя речи.........72

Обработка результатов..........75

Глава 4. Грамота........78

Тест на определение уровня знаний ребёнка о звуках и буквах.........78

Обработка результатов........79

Тест на определение уровня знаний ребёнка о слогах и словах........81

Обработка результатов..........83

Тест на определение уровня знаний ребёнка о предложениях и текстах.....86

Обработка результатов............87

Глава 5. Интеллект...........90

Тест на определение уровня развития внимания у ребёнка...........90

Обработка результатов..........92

Тест на определение уровня развития памяти у ребёнка......96

Обработка результатов........................................99

Тест на определение уровня развития логического мышления у ребёнка.....104

Обработка результатов...........106

Результаты теста...............107

Глава 6. Учебная мотивация............110

Тест на определение учебной мотивации у ребёнка........110

Обработка результатов............111

Результаты теста................112

Глава 7. Мелкая моторика..................114

Тест на определение уровня развития у ребёнка мелкой моторики............114

Обработка результатов................116

Правильные ответы и примечания..........................120

Глава 1. Окружающий мир...................120

Тест на определение уровня знаний ребёнка о неживой природе.......120

Тест на определение уровня знаний ребёнка о живой природе..........120

Тест на определение уровня знаний ребёнка о мире предметов..........121

Глава 2. Математические представления..............122

Тест на определение уровня представлений ребёнка о количестве и счете...........122

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации в пространстве......122

Тест на определение уровня представлений ребёнка об ориентации во времени.............122

Тест на определение уровня представлений ребёнка о форме и цвете..............................123

Тест на определение уровня представлений ребёнка о цифрах и числах...........................123

Тест на определение у ребёнка уровня навыков сложения и вычитания..................124

Глава 3. Устная речь...................124

Тест на определение уровня развития у ребёнка фонематического слуха и произношения.......124

Тест на определение уровня развития у ребёнка словарного запаса...........124

Тест на определение уровня развития у ребёнка грамматического строя речи.......125

Глава 4. Грамота.....................................................125

Тест на определение уровня знаний ребёнка о звуках и буквах........125

Тест на определение уровня знаний ребёнка о слогах и словах...........126

Тест на определение уровня знаний ребёнка о предложениях и текстах......126

Глава 5. Интеллект..............................126

Тест на определение уровня развития внимания у ребёнка............126

Тест на определение уровня развития логического мышления у ребёнка...............126

- Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 08

Статья посвящена процессу формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Представлены разработанная автором модель в совокупности её элементов и соответствующие экспериментальные данные.

Подготовка детей к успешному обучению в школе – приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с усложнением учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В образовательной практике наблюдаются попытки форсированной подготовки ребёнка к школе, «притирки» содержания обучения детей дошкольного возраста к содержанию начального школьного обучения .

Формирование готовности к школе имеет выраженную когнитивную направленность. Недостаточно уделяется внимания личностной, психофизиологической готовности, упускается из виду эмоциональная и социальная готовность.

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова считают, что готовность к школьному обучению определяется уровнем физического, психического и социального развития ребёнка.

А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина и др. утверждают, что от того, насколько физически развит, здоров и закалён ребёнок, зависит его успех в школе . К сожалению, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается изолированно от вопросов их готовности к обучению в школе.

Исследования показали, что группа «незрелых» к обучению в школе детей составляет 32%. В процессе обучения прослеживаются две тенденции: часть детей, не справляясь с учебной нагрузкой, формирует ряды отстающих и второгодников, а другая часть выполняет все требования школы, но ценой собственного здоровья.

Н.В. Зайцева доказала, что правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы .

Американский исследователь Г. Доман показывает взаимосвязь интеллектуальных и физических способностей человека . Он утверждает, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в подвижности человека и деятельности рук. По убеждению автора, каждому ребёнку от рождения присущ высокий умственный потенциал, включающий в себя физическое функционирование и начинающийся именно с него.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер отмечают, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Однако в научной литературе чаще уделяется внимание психологи ческой готовности детей к школе, за частую она рассматривается независимо от физиологического развития ребёнка и представляет совокупность отдельных психологических качеств и свойств.

Известно, что лишь незначительная часть учащихся, оканчивающих школу, является здоровой. У выпускников отмечается целый ряд нарушений: замедление физического и психического развития, увеличение числа лиц с дисгармоничным развитием. Неудивительно, что среди первоклассников 50% имеют различные психосоматические заболевания. В интеллектуальном развитии от среднего уровня отстают 13% школьников, затруднения в учебе испытывают 25% детей, которые не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы .

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) призвано не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребёнка к школе, которая связана со всеми гранями его личности – умственными, нравственными, физическими и др. Перед дошкольными учреждениями всегда ставилась зада ча подготовки детей к обучению в школе, и они имеют уникальную возможность для решения этой задачи, но не всегда и не везде ей уделяется должное внимание. Поэтому педагоги ДОУ и учителя начальных классов должны организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он без болезненно смог принять новый статус школьника.

Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы позволил определить необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс психологической, физической, социальной и интеллектуальной компоненты. Для этого необходимо разработать и внедрить соответствующую модель и создать педагогические условия для её реализации.

Опытноэкспериментальной базой исследования выступили ДОУ № 80, 95, 105, 108 г. Мурманска. В эксперименте участвовали 103 ребёнка старшего дошкольного возраста.

Можно выделить следующие эле менты разработанной нами модели: педагогическая цель, задачи, педагогические условия, участники педагогического процесса, компоненты готовности, принципы, средства, методы организации деятельности, где системообразующим фактором выступают ДОУ, семья и школа. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных социальных институтов дав но доказана (см. схему ниже).

Педагогическая цель – формирование готовности дошкольников к обучению в школе. Задачи нашего исследования: повышение уровня этой готовности и укрепление здоровья дошкольников. Для решения поставленных задач традиционные занятия по физическому воспитанию были дополнены инновационными компонентами: элементами коррегирующей гимнастики для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, элементами хатха-йоги, релаксацией, пальчиковой и ритмической гимнастикой, степа-эробикой, контрастным закаливанием воз духом, гимнастикой для глаз, упражнениями для профилактики плоскостопия, комплексом «Школа мяча».

Необходимым элементом модели являются педагогические условия: диагностика и оценка готовности дошкольников; реализация по этим данным индивидуально-дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; признание занятий по физическому воспитанию значимой частью комплексного процесса формирования готовности; организация взаимодействия всех служб ДОУ с родителями; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

Диагностика включает в себя об следование всех компонентов комплексного понятия подготовки детей к школе. Общая готовность подразумевает физическую и психологическую готовность, специальная – социальную и интеллектуальную. Нами разработан диагностический инструментарий для выявления уровня каждого компонента готовности, индивидуальные и групповые диагностические карты. Такой подход позволяет определить исходный уровень готовности каждого ребёнка, определить отстающий компонент, внести коррективы в педагогический процесс, дать индивидуальные рекомендации, задания и тем самым повысить общий уровень готовности.

Для решения проблемы преемственности детского сада и школы организуется работа по трём направлениям: информационнопросветительская деятельность (совместные педагогические советы по проблемам готовности, семинарыпрактикумы по обсуждению программ подготовки детей к школе); методическая деятельность (ознакомление с методами и формами учебновоспитательной работы в детском саду и школе через взаимопосещение педагогами уроков и занятий с их дальнейшим обсуждением, совместные педагогические советы по обмену передовым опытом; практическая деятельность (предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в процессе совместных занятий, курирование воспитателями своих бывших воспитанников в процессе их обучения в 1м классе).

Для улучшения сотрудничества с семьёй разработаны темы родительских собраний, «круглых столов», направленных на повышение знаний родителей о различных причинах заболеваний опорнодвигательного аппарата, влияния двигательной активности на здоровье ребёнка и его готовность к обучению в школе. Оформлен «Уголок для родителей», где обсуждаются проблемы подготовки. Организованы совместные выставки семейных рисунков «Моя Родина», проводятся консультации «Беречь здоровье смолоду», «Правила для родителей», «Почему ребёнку бывает трудно учиться», «Цвет и характер».

Разработана тематика домашних заданий, например: подобрать и оформить фотографии любимого мес та в городе; изготовить новогоднюю игрушку или украшение; рассказать о воине в семье. Старшие дошкольники участвуют в пробеге ко Дню города, украшают ёлку в музыкальном зале, посещают кукольный театр, школу, краеведческий музей. Эти мероприятия воспитывают в детях уверенность в себе, чувства гражданственности, патриотизма, интерес и уважение к людям, умение анализировать свои поступки, развивают познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Эффективность данной модели про верена в ходе эксперимента.

Результаты диагностики свидетельствуют о хорошем уровне работы по подготовке к обучению в школе во всех группах. Однако полученные на ми данные распределения детей по уровням готовности в экспериментальных группах доказывают, что проводившаяся с ними работа была более эффективной: 13% детей обнаружили высокий уровень готовности к обучению в школе, 80% готовы к обучению,7% условно готовы, 49% детей улучшили уровень готовности. В контрольной группе детей с высокой готовностью нет, 70% готовы к обучению, 26% условно готовы, 4% не готовы, 15% детей улучшили уровень готовности, 30% детей находятся в группе риска.

Следует отметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе в экспериментальных группах увеличилось на 12%, а в контрольной группе по этому уровню изменения не произошли. В экспериментальных группах количество детей, готовых к обучению в школе, увеличилось на 38%, в то время как в контрольной – на 28%.

Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами модели и системы педагогических условий по формированию готовности детей к обучению в школе.

Литература

1. Алиева, Т. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности / Т. Алиева, А. Арушанова, Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 97–104.

2. Богина, Т. Сохранение и укрепление здоровья ребенка: преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе / Т. Богина, М. Рунова // До школьное воспитание. – 1999. – № 6. – С. 58–61.

3. / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. – М. : Знание, 1994.

4. Доман, Г. Как развить интеллект ребёнка / Г. Доман; пер. с англ. – М. : Аквариум, 1998.

5. Зайцева, Н.В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях: автореф. … доктора пед. наук / Н.В. Зайцева. – М., 2004.

6. Кенеман, А.В. Физическая подготовка детей 5–6 лет к занятиям в школе / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина. – М. : Просвещение, 1980.

7. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пос. для практикующих психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – (Подготовка детей к школе).

8. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пос. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М. : МозаикаСинтез, 2000.

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

* 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

* 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

* Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
* Их длительность не должна превышать 35 минут.
* Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
* Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит вдальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!