Как отвлечь и успокоить ребенка, если он капризничает. способа утешить малыша во время боли

Иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться. Как это сделать?

Мы уже с Вами говорили, давайте сегодня разберем способы, как успокоить ребенка, когда он плачет и закатывает истерики.

Прежде чем рассказывать о том, и бороться с капризами и истериками, хочу напомнить главное: ребенок имеет право плакать, когда ему грустно, когда он устал, обижен или просто так. Эти слезы важны и нужны, поэтому в большинстве случаев стоит дать малышу поплакать.

И все-таки, иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться.

Итак, вот 15 способов успокоить ребенка :

  1. Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет, и если ты будешь долго плакать, мы не успеем погулять».) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, просто просите немного подождать. И многие дети соглашаются на такую уступку.
  2. Осознанный плач. Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы папу не будить) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
  3. Пропущенный каприз. Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может и само собой пройти. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: «А как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем, посмотрим»
  4. Попробуйте поторопить ребенка задорным «быстро-быстро» , чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить что к чему.
  5. Заговорки. Работает в основном с малышами, но зато независимо от состояния ребенка. Требует большой энергии. Суть метода - говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. Ну и кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то умное, полезное, развивающее).
  6. Успокаивание капризного ребенка можно перевести в щекотание или что-то смешное . Не подходит при начавшейся истерике.
  7. Попробуйте отвлечь малыша. Про «Смотри, птичка полетела» знают все мамы и, особенно, бабушки. Можно еще по-другому: «Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди сейчас вытащу, а то она мешает плакать».
  8. Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: «А кто там на кухне шебуршит, мне кажется это мышка или ежик, пойду посмотрю…» Важно прийти на кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.
  9. Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять», и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.
  10. Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток и дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии.
  11. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать - включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.
  12. Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.
  13. Эту утешалочку рекомендую использовать для детей старше 3-4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся на жизнь ребенку: «Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого тебе никто не дает и вообще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, все время дома сидишь…»
  14. Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово «таблетки» вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное - мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает - предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал - если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.
  15. Иногда достаточно крепко обнять ребенка , поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого - с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.

Вот, . :) И помните - когда-нибудь и вам случится плакать. И оттого, как вы поступаете сегодня, зависит, отмахнется, пройдет мимо ваш подросший ребенок или проявит участие, поможет, пожалеет.

Читайте также:

Просмотрено

Как понять, что Вашего ребёнка обижают в школе, если он молчит?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Черта характера ребенка, гарантирующая успешность в будущем

Просмотрено

Логопедические игры для детей

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

9 «не», на которых вырастают хорошие родители

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

12 причин стать мамой

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Про мальчишек и стереотипы

Новорожденный малыш еще не умеет общаться, и пока о любом изменении своего состояния он может заявить только криком.

Разумеется, маме в первую очередь необходимо научиться понимать своего малыша. Никто из младенцев не кричит просто так. Но бывает, что малыш плачет без видимой причины, а родители уже не знают, как его успокоить.

Что делать в первую очередь

Нужно постараться действовать, согласно алгоритму:

  • Маме или другому человеку, ухаживающему за малышом, надо взять себя в руки, успокоиться. Можно временно передать ребенка другому члену семьи.
  • Выяснить причину плача малыша.
  • Устранить причину беспокойства.

Спокойствие мамы – залог спокойствия малыша

Дети грудного возраста очень чувствительны к настроению взрослых. Малыш может нервничать, когда чувствует, что мама неспокойна. Поэтому невозможно успокоить ребенка, находясь в состоянии стресса.

Плачь ребенка может быть долгим и изматывающим. Не каждая мама сможет сохранить спокойствие в такой ситуации. В этом случае можно прибегнуть к помощи близких и попросить кого-то из родственников подменить маму.

А у мамы появится время, чтобы передохнуть и собраться с силами. Очень важно сохранять спокойствие, заметив, что началась, истерика у младенца. Грудничка может успокоить только тот, кто будет излучать спокойствие и уверенность.

По каким причинам плачут груднички

Младенец никогда не плачет без причины. Даже если на первый взгляд суть проблемы неясна. Можно выделить несколько основных причин, по которым плачет грудничок:

  • Голод.
  • Холод или жара.
  • Чувство дискомфорта.
  • Страх.
  • Скука.
  • Переутомление.

Если не ясно, что конкретно послужило причиной плача, можно постараться исключить каждую по очереди.

Малыш плачет, когда хочет кушать. Даже если он недавно поел, вероятно, что-то отвлекло его, и младенец оторвался от еды, до того как насытился. Малыш может наглотаться воздуха во время кормления и испытать ложное чувство насыщения. Когда отрыгнется лишний воздух, место в желудке освободится, и грудничок опять почувствует голод. В любом случае будет нелишним предложить ребенку покушать.

Организм маленьких детей с трудом поддерживает постоянную температуру тела. Любые перепады температуры окружающей среды тяжело воспринимаются малышом. Мама должна осмотреть и потрогать ребенка.

Если верхняя часть спинки малыша горячая на ощупь – он перегрет. Если холодная, и при этом ребенок старается мало двигаться – он замерз. Далее, нужно создать малышу комфортные условия – либо согреть его, либо раздеть, либо заменить одежду более легкой.

Одевая ребенка, важно подбирать вещи, удобные для малыша. Любые застежки, расположенные на спинке либо на животике, когда малыш уже умеет переворачиваться, могут причинять ему дискомфорт. Неаккуратные швы, тугие резинки – все это не останется незамеченным малышом. Возможно, он плачет по причине дискомфорта, причиняемого одеждой.

Любые резкие звуки или яркий свет способны напугать малыша. Если мама заметила что-либо подобное, нужно, прежде всего, устранить источник страха грудничка.

Возможно, ребенок плачет, потому что ему скучно. Малышу надоело быть одному, он требует внимания взрослого. Сначала кроха начинает тихонько кряхтеть, подавая сигналы. Если они останутся без внимания и мама подойдет нескоро, у ребенка может начаться истерика. Не стоит затягивать и ждать, когда ребенок раскричится. Желательно подходить к нему, когда он только начинает капризничать.

Переутомление – частая причина капризов. Истерики случаются в конце дня, когда ребенок устает. Его день был долгим и насыщенным, он получил много новых впечатлений. Нервная система, не справляясь, избавляется таким образом от стресса. Для детей важен устоявшийся режим, своевременный отход ко сну, правильное чередование активности и отдыха. Дети, живущие по режиму, более спокойны и уверены в себе.

Причиной плача может быть боль

Все эти причины берутся во внимание при условии, что ребенок здоров. Если ни один из способов не помогает успокоить кроху, возможно, у него что-то болит.

Есть некоторые физиологические состояния, не связанные с заболеванием: расстройство пищеварения, младенческая колика. Эти состояния вызывают у ребенка дискомфорт и боль. Маме желательно осмотреть малыша: не вздут ли у него животик, нет ли урчания.

Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме желательно отслеживать свой рацион. Возможно, малыш реагирует на определенные продукты.

Если причиной беспокойства являются колики, малышу можно предложить чай на основе фенхеля, обладающий успокаивающим и регулирующим пищеварение действием. Иногда ребенок может отказываться пить лекарство. Тогда кормящей маме можно включить этот чай в свой рацион. Благоприятно на пищеварении сказывается чай из ромашки. Перед применением любых средств необходимо посоветоваться с врачом о способах, длительности приема и дозировке.

При коликах также важно наладить кормление, следить, чтобы ребенок правильно брал грудь, не наглатывался воздуха при кормлении из бутылочки, не переедал и вовремя отрыгивал лишний воздух.

Если на теле малыша замечены покраснения, сыпь, у него поднялась температура, он обильно срыгивает, отказывается от пищи, при этом истошно кричит, необходимо как можно скорее обратиться к врачу или вызвать скорую. Возможно, причина плача – в заболевании, и малышу требуется лечение.

От 0 до 3 месяцев

Для детей младенческого возраста есть несколько способов, которыми их легко успокоить. Малыш, живя в утробе матери, привык к определенным условиям. Память об этом состоянии сохраняется до трех месяцев. Некоторые действия будут напоминать малышу о его внутриутробной жизни. Это подарит ему чувство уверенности и спокойствия.

Какие способы помогают крохе успокоиться:

  • Пеленание.
  • Покачивание.
  • Монотонное шипение.
  • Укладывание набок.
  • Сосание пустышки или груди.

Стараясь успокоить ребенка, можно поочередно использовать все приемы. Бережное пеленание напоминает грудничку о его пребывании в утробе матери на последних месяцах беременности, когда ему уже не хватало места для свободного движения. При движении мамы малыш испытывал покачивания в течение всей беременности.

Монотонное шипение – это звуки, доносившиеся до малыша: материнское дыхание, продвижение еды по пищеводу. Положение на боку с поджатыми ножками напоминает внутриутробную позу. Сосание – один из первых рефлексов, просыпающихся у ребенка. Находясь еще внутри мамы, ребенок активно начинает сосать пальчик. Затем это умение помогает ему получать пищу из маминой груди или с помощью соски.

С 3 месяцев до 1 года

Методы, работающие применительно к малышам до 3 месяцев, уже не подходят для детей постарше. С трех месяцев грудничок вовсю интересуется окружающим миром, это можно использовать ему во благо. Самый простой способ избавить малыша от истерики – резко переключить его внимание на другой предмет.

В первую очередь необходимо устранить причины плача. Но если дело дошло до истерики и грудничок никак не хочет успокаиваться, можно неожиданно его чем-то заинтересовать. Мама, наблюдая за малышом, обязательно заметит, какие предметы, звуки или ситуации способны завладеть его вниманием. Например, грудничка завораживает, как горит свет.

В моменты приступов плача можно подносить кроху к включенному светильнику, который он с любопытством будет рассматривать.

Эти ситуации индивидуальны. Универсального рецепта нет. У всех детей свои предпочтения. Для мамы главное, изучая интересы малыша, предложить ему в нужный момент то, что его отвлечет.

Успокоить кроху перед сном будет проще, следуя ритуалу, который станет символизировать малышу, о том, что пора спать. Одним из пунктов ритуала могут быть успокаивающие ванны. Теплые ванночки, принимаемые на ночь, помогают расслабиться и настроиться на сон.

Можно делать ванны с успокаивающими травами. Для детей подходят мелисса, ромашка, шалфей, валериана, пустырник. Предварительно заваривается чай из сухой травы и добавляется в воду перед принятием ванны. Травяной чай, всасываясь через кожу, оказывает расслабляющий эффект. Ванны с настоем для улучшения сна обязательно применять курсом.

Лишнее использование настоя может вызвать противоположный эффект, перед любым применением лекарственных трав необходимо проконсультироваться с врачом.

В продаже встречается специальный детский сбор – травяной чай, помогающий малышу успокоиться перед сном. В аптеках распространены детские капли натурального или синтетического происхождения, имеющие снотворное действие.

Перед тем как использовать травы, лекарственный чай, капли, имеющие снотворное действие, необходимо получить консультацию у специалиста. Все эти препараты нельзя назначать самостоятельно. Любой из них имеет противопоказания, побочные эффекты и должен правильно дозироваться.

После ванны ребенка желательно сразу укладывать спать. Укладывать малыша на ночь нужно не раньше трех часов после дневного сна.

Плачущий малыш всегда пытается оповестить о какой-либо проблеме. Первое, что следует сделать родителям, это разобраться в ситуации, выяснить причину, почему плачет малыш. Может быть, после устранения причины истерика сразу прекратится.

Некоторым малышам в силу их темперамента непросто успокоиться. Они активно ведут себя днем и с трудом отходят ко сну. Мамам может помочь определенный ритуал, символизирующий малышу, что наступила ночь, и пора засыпать. Частью такого ритуала могут стать успокаивающие ванночки, принимаемые перед сном.

Когда ничего не помогает, в аптеках можно найти большой выбор средств, таких как успокаивающий чай, капли и другие препараты. Не стоит забывать, что любое лекарство должно быть назначено врачом. И даже безобидный травяной чай может вызвать противоположный эффект или аллергию. Поэтому любое лекарство можно применять только после консультации со специалистом.

Истерики – явление в раннем детском возрасте вполне обычное – речь не идет об избалованности. Понятно, что лучше до истерики не доводить, а стараться решать конфликты с малышом мирным путем. Но чем младше ребенок, тем сложнее это делать. Родительские доводы он не слушает, а реагирует на то, что его не устраивает так, как умеет: слезами, криком, истерикой, упрямством. Поэтому каждому родителю важно иметь на вооружении определенные хитрости, которые помогут быстро успокоить разбушевавшегося малыша.

Детское внимание

Во время приступов плача вы уже неоднократно пробовали жалеть своего капризульку , утешать его, убеждать, уговаривать, упрашивать и даже угрожать, кричать, а может быть, и шлепать (что, конечно, недопустимо, но иногда, увы, случается). Помогало ли это? Иногда – да. Но чаще всего приводило к обратному результату: малыш еще пуще заливался слезами, еще сильнее топал ногами, еще громче кричал, еще решительнее отвергал все ваши попытки его успокоить. Значит, нужно менять тактику, добавляя в арсенал средств воспитания новые приемы.

Внимание маленьких детей обладает интересной особенностью: оно очень легко переключается с одного объекта на другой. Нередко именно это нас и расстраивает. Особенно, когда мы с малышом чем-то занимаемся (например, рассматриваем книгу, учим геометрические фигурки или собираем пирамидку). Вот пробежала мимо кошка, и малыша наша пирамидка уже не интересует, он вовсе забыл о ней, переключившись на что-то более интересное. Но та же самая особенность бывает в некоторых случаях и очень полезной. Она помогает находчивым родителям отвлечь малыша от капризов или каких-то нежелательных действий. Кроме того, кроха всегда охотнее реагирует на призыв сделать что-либо, чем что-то прекратить. Поэтому не станем убеждать его перестать плакать, а предложим интересное занятие! Это совершенно не сложно. Попробуем?

Ой, кто это?

Итак, предположим, ваш малыш устроил на улице невероятный скандал по поводу того, что ему непременно нужна вон та синяя машинка, а хозяин никак не соглашается расстаться с ней. Или именно сейчас крохе нужно покачаться на качелях, несмотря на то что качели заняты. Самый простой способ, который почти всегда срабатывает с маленькими детьми, – это неожиданно переключить внимание капризули на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: “Ой, смотри, кто бежит!”, сказанная мамой с восторгом и воодушевлением, заставит малыша на мгновение забыть о причине своего недовольства и с интересом посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать рассказывать малышу что-то интересное. Что это может быть? Да что угодно! Ой, собачка побежала, смотри, какая большая (лохматая, рыжая, длинноухая). Как собачка гавкает? Пойдем на нее посмотрим! Смотри, какой трактор (грузовик, бетономешалка, кран)! Давай узнаем, куда он поехал! Ой, сколько воробушков (голубей, синичек, сорок) прилетело! Давай их сосчитаем! Смотри, смотри, вон самолет полетел… Продолжать можно бесконечно. Практически везде можно с ходу отыскать что-то такое, что заинтересует любознательного ребенка.

Если вы в момент капризов находитесь не на улице, а дома или в любом другом помещении, предложите малышу посмотреть, “что там такое за окном” или “ой, что это такое интересное тут у нас на стенке висит…” Если у вас с собой сумочка, можно сказать загадочным голосом: “Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!” Обычно малыши от такой новости как по команде перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь интересное…

Побежали, побежали…

Этот прием похож на предыдущий, но ключевая фраза здесь “побежали, побежали”. Например, ребенок заинтересовался бумажкой на земле и все время пытается ее поднять. Мы отталкиваем неприятный предмет ногой подальше от малыша или пытаемся увести ребенка в сторону, а в ответ получаем бурный протест со слезами и криками. Нужно увести ребенка в сторону? Нет проблем! Мягко берем его за ручку и радостно сообщаем: “Скорей-скорей, побежали-побежали…” Куда? На качели, вон к тому высокому дереву, к кустику, к березке, скамеечке, за каштанами и желудями, посмотреть на кошечку, потрогать мох, потопать по ступенькам… Убегаем подальше от неугодного места и слез. А пока добежим до места назначения, малыш, скорее всего, просто-напросто забудет, из-за чего он вообще устроил скандал.
Можно устроить импровизированное соревнование: “А кто быстрее добежит до песочницы, лесенки, подъезда?” Последнее особенно актуально в том случае, если малыш капризничает и отказывается идти домой. Посоревноваться с мамой в беге он вряд ли откажется, а добежав до подъезда, почти наверняка забудет, что не хотел идти домой.

Потешки

Еще один хороший способ отвлечь кроху – рассказать ему потешку . Например, такую:

Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.

Рассказывать нужно весело, ритмично, можно даже хлопать в ладоши в такт потешке (или мягко взять ручки малыша и хлопать ими). Меняйте тембр и громкость голоса: чем разнообарзнее ини будут, тем больше вероятности привлечь внимание ребенка.

Еще лучше – не просто рассказать потешку, а сыграть в игру. Например, пальчиковую:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Или сделать пальчики “козой” и слегка пощекотать малыша:

Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.

Или вспомните потешку-игру о комариках. Сложите пальцы в щепоть и “кружите” ими возле крохи, изображая комарика:

Дарики, дарики,
Летали комарики,
Вились, вились,
Маше в щечку вцепились.
Кусь!
Прячь скорее щечку!

Мама смеется, “комарик” дотрагивается до щечки, малыш защищает щечку руками. А потом комарик может попробовать укусить за шейку, ушко, носик, коленочку, даже за попу. Есть большая вероятность, что эта игра отвлечет и развеселит малыша, заставив забыть о слезах.

Описанные выше приемы отвлечения очень просты и обычно хорошо срабатывают с самыми маленькими капризульками. Но подросшего двух-трехлетнего ребенка уже так просто не проведешь. Он быстро разгадает мамин трюк и может разбушеваться еще сильнее. Поэтому придется выдумывать что-то поувлекательнее. Хорошо, если вы будете ориентироваться на интересы именно своего малыша.

А давай отправимся…

Всегда имейте про запас парочку интересных идей, которыми можно будет увлечь малыша, таких занятий, которые наверняка заинтересуют вашего маленького непоседу. Например, можно всегда брать с собой на прогулку кусочек хлеба и в критический момент предлагать малышу покормить птичек: “Ой, смотри, смотри, сколько голубей! Давай им покрошим хлебушка!” Или: “А давай прямо сейчас пойдем к пруду, где мы видели уток, и покормим их…” Можно вспомнить о том, что неподалеку есть замечательная лужа, где можно покидать камешки, померить палкой глубину или запустить кораблики-щепки. Кто же от такого откажется? Или предложить малышу отправиться в удивительное место, куда уже пришла весна (на солнечной прогалине за домом пробивается самая первая зеленая травка). Или прогуляться к соседнему дому, где два дня назад вы видели симпатичных, упитанных щенков…

А может, вы отправитесь на поиски сокровищ? Они могут прятаться где угодно! Только представьте: “А давай пойдем искать сокровища! Самые настоящие! Бери лопату, нам пора в путь”. Серьезный мамин настрой и уверенность в успехе предприятия передадутся малышу и, возможно, покапризничав еще немного, он непременно согласится. Закопать в талый снег, осенние листья или спрятать в укромном месте в траве небольшую игрушку, бусики или флакончик мыльных пузырей труда не составит. Зато этот нехитрый прием может сработать и в следующий раз, когда вам потребуется отвлечь малыша от каких-то нежелательных действий.

Ну-ка, отгадай!

Если малыш только-только собрался выразить свое недовольство слезами, попробуйте отвлечь его веселыми загадками. Подойдут любые, но больше других – загадки-рифмовки (потому что они ритмичные) и загадки-обманки (потому что смешные). Ну, например:

У речки возле ивы
Есть заросли… (крапивы).

Свой дом с забором и калиткой
Всегда с собой несет… (улитка).

Нам пчелка в улей принесет
Душистый, сладкий, вкусный… (мед).

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке… (кабачок).

А вот и загадки-обманки. То слово, которое хочется сказать в рифму на самом деле отгадкой вовсе не является:

Хоботом достать бананы
Могут только… (обезьяны?)

В сладком меде знает толк.
Ну, конечно, это… (волк?)

Шла к сараю по дорожке
И похрюкивала… (кошка?)

Любит сыром поживиться
Эта серая… (лисица?)

С ним попробуй, поиграй-ка!
Это злющий, серый… (зайка?)

Да здравствует игра!

Ребенок – удивительное существо. Он всегда готов к игре. Даже тогда, когда капризничает и выглядит на игру абсолютно не настроенным. В такой момент важно направить энергию малыша в нужное вам русло, предложить подходящую игру и, самое главное, первым в нее включиться. А уж кроха обязательно вашу инициативу поддержит. Просто побудьте чуть-чуть ребенком, это обязательно сработает!

Например, попробуйте весело предложить капризничающему малышу: “Давай по дорожке скакать на одной ножке!” И первой начните игру. Сначала малыш удивится, увидев скачущую на одной ножке маму, и забудет, что нужно плакать. А потом захочет присоединиться. А дальше предложите по дорожке скакать уже на двух ножках и даже бежать за кошкой! Когда приступ капризного настроения обрушится на вас в следующий раз, скажите крохе: “Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Ну-ка, прячься скорее” Или так: “Мама прячется от Тимошки! Ну-ка, ищи маму скорее!” И спрячьтесь за ближайшее дерево, куст или в соседнюю комнату, если дело происходит дома. Во-первых, для малыша это окажется довольно неожиданно. Во-вторых, мама исчезла, и плакать стало не для кого. И конечно, маму захочется найти! Такая комбинация вполне может подействовать.

Хороша и игра в лошадку. Для нее подойдет любое подручное средство: скакалка, пояс, длинный ивовый прутик. “А давай мама будет лошадкой! Берись за поводья. Но! Поехали!” Что ж, иногда приходится и лошадкой побыть для пользы дела. А потом малыш с удовольствие заменит маму в этой роли и будет с азартом кричать “иго-го”. Конфликт исчерпан…

Волшебная сказка

Трехлетних ребятишек можно попробовать отвлечь сказкой. Только не хорошо известным “Колобком” или “Курочкой Рябой”, а чем-то новым, неожиданным и… в тему. Подобные истории придумываются буквально “на ходу”. Например, можно загадочным голосом рассказать малышу, что в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил-был маленький человечек Капризка. Он любил пошалить и часто забирался в карманчики к маленьким девочкам и мальчикам. И тогда малыши начинали кричать, плакать, капризничать. Мамы думали, что их дети такие избалованные. А на самом деле всему виной был Капризка. “А давай проверим, не забрался ли Капризка и к тебе в карманчик?” Мама с малышом заглядывают в карманы одежды, мама “замечает” Капризку и выгоняет его: “Уходи, Капризка, вон-вон, мы не будем с тобой дружить, наш Сережа не плачет!” Можно даже немножко пробежаться вслед убегающему Капризке, чтобы прогнать его подальше. Такие сказки-игры неплохо поднимают малышам настроение и время от времени их вполне можно использовать. В следующий раз вместо Капризки у вас может завестись “ворчливый жук”. Внимательно поищите его вместе с малышом: может, жук подмышками, или за ушком, или на курточке, или в кармашке? Когда найдете, “схватите” жука и “выбросите” подальше, чтобы он никогда больше не возвращался!

Или вот еще история. Однажды, приехав к морю, девочка Маша боялась заходить в море, потому что у берега было много водорослей. А Маша этих водорослей очень боялась и всякий раз начинала плакать и капризничать, что в воду не пойдет. И тогда мама придумала сказку о том, как “жили-были водоросли, и они ужасно боялись Маши”. Дальше сказку Маша и мама сочиняли вместе. О том, как дрожали эти водоросли, только Маша подходила к морю, как они шептались: “Какая она страшная! Какая ужасная! Гладкая и совсем не зеленая…” В конце концов, водоросли перестали вызывать у Маши крик и слезы. Они стали казаться ей смешными. И купаться в море она больше не боялась…

Помоги мне, пожалуйста

Это хорошо работающий, мудрый и, главное, очень простой прием, который было бы неплохо освоить всем родителям. Он позволяет не только отвлечь малыша от нежелательного поведения, но и сделать так, что кроха почувствует свою значимость, останется вполне доволен собой и совершенно забудет о причинах своих капризов. Итак, например, малыш отказывается уходить с прогулки. Он злится и капризничает при любой вашей попытке увести его домой. Забудьте на минутку о своих просьбах. А потом скажите сыну или дочурке: “Ты можешь гулять сколько угодно, но только сначала проводи меня домой. Что-то я забыла, где наш подъезд”. У малыша подобная мамина забывчивость не вызовет никаких подозрений. Он пока еще все принимает за чистую монету и, скорее всего, согласится маме помочь. К тому же, для него это почетно и важно: почувствовать себя маминым помощником, ее надеждой и опорой. По пути домой постарайтесь увлечь ребенка интересным разговором, “заболтать” его. Вероятнее всего, он спокойно отправится вместе с вами домой, забыв о том, что еще пару минут назад идти домой вовсе не собирался.

Всяческие просьбы-хитрости придумываются по обстоятельствам. Если малыш не хочет дать вам руку в людном месте, пожалуйтесь на то, что на улице слишком скользко, вы боитесь упасть, а потому вам очень важно, чтобы малыш вам помог – дал руку для опоры. Или попросите кроху помочь вам нести тяжелую сумку. Или отвлеките малыша от капризов фразой: “Ой, как у меня руки замерзли! Помоги мне, пожалуйста, надеть перчатки!” Малыш станет вам помогать, а вы, тем временем, расскажите ему сказку, стишок, загадайте загадку… Все, сценарий истерики сломан, внимание переключено на что-то другое, интересное и приятное.

А давай…

Есть множество простых занятий, которые способны отвлечь малыша тогда, когда истерика вот-вот разразится. Если мы хорошо знаем своего ребенка, то эти моменты умеем распознавать почти безошибочно. И вот тут очень важно “подкинуть” малышу интересную идею. Можно предложить позвонить бабушке (папе, приятелю малыша): “А давай позвоним бабушке и расскажем, как ты сегодня научился сам надевать колготки!” Можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте (в теплое время года). Еще лучше просто молча разложить мелки на асфальте возле себя и начать рисовать. Через некоторое время малыш почти наверняка к вам присоединится. Рисование и вообще всякое творчество – хороший способ освободиться от накопившихся отрицательных эмоций.

Если на улице еще лежит снег, так же молча возьмите большую палку и начните увлеченно рисовать ею на снегу. Или постучите этой палкой по скамейке, стволу дерева, лесенке на детской площадке. Малыши просто обожают играть с палками. А тут еще и мама подсказывает такую веселую игру! Разве можно отказаться?

“А давай петь песни!” – тоже вполне подойдет. Особенно если вы дома. Но и на улице можно. Мама начинает петь любимую песенку крохи. Привычный, любимый голос, знакомые слова могут оказать настоящее успокаивающее воздействие на малыша. Но песня не обязательно должна быть знакомой. Неожиданность – тоже ваш козырь. Вспомните что-нибудь смешное, задорное из своего собственного детства. Только не пытайтесь успокоить кроху какой-нибудь дразнилкой типа “плакса-вакса-огруец”. Не тот случай. Получите эффект, обратный желаемому.

Бывают и такие ситуации, когда малыш раскапризничался не на шутку. И никакие способы направить его эмоции в спокойное русло не действуют. Тогда попробуйте очень простой и действенный метод. Мягко, но настойчиво обнимите малыша, прижмите его к себе. Можно взять капризульку на руки или усадить на колени. Ласково погладьте кроху по голове, по спинке, плечикам, поцелуйте, покачайте, как маленького и с сочувствием скажите в зависимости от обстоятельств: “Я тебя понимаю! Я понимаю, что тебе не хочется идти домой. Тебе было весело играть, а теперь нужно уходить…” Этот метод срабатывает не всегда, но помогает немного успокоить малыша. Кроха видит, что его чувства уважают и понимают, а значит, протест теряет смысл. Попробуйте подобным образом сочувствовать малышу всякий раз, когда ему слишком тяжело смириться с необходимостью.

Приведенные выше идеи – это всего лишь ориентир, маленькая подсказка для мамы. Для кого-то они окажутся действенными и полезными, потому что сработают безотказно. А кому-то придется выдумывать особенные способы для своего собственного, неповторимого и уникального малыша, чтобы отвлечь его от капризов и нежелательных действий. Что ж, воспитание детей – это не четкое следование законам и правилам, кем-то когда-то придуманным. Это – сплошное творчество, веселая выдумка, увлекательная игра. Давайте играть в нее вместе!

Во время истерики ребенок теряет самообладание, и общее его состояние характеризуется как крайне возбужденное. Истерики у ребенка сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивающие движения ногами и руками. Во время приступов малыш может укусить себя или рядом находящихся людей, падает на пол, наблюдаются случаи ударов головой об стену. Кроха в таком состоянии не воспринимает привычные слова и убеждения, неадекватно реагирует на речь. Этот период не подходит для объяснений и вразумлений. Осознанное воздействие на взрослых рассчитано на то, что в итоге он получит желаемое. Часто такое поведение приносит положительный эффект.

Во время истерики ребенок характеризуется крайне нестабильным эмоциональным состоянием и способен на неадекватные поступки

Причины

Чем старше малыш, тем больше у него появляется личных желаний, интересов. Порой эти взгляды расходятся с тем, что думают родители. Происходит столкновение позиций. Ребенок видит, что не может добиться желаемого и начинает злиться и нервничать. Такие напряженные ситуации и провоцируют появление истерических состояний. Перечислим основные факторы, влияющие на это:

  • малыш не в состоянии заявить и выразить свое неудовлетворение;
  • попытка привлечь внимание к себе;
  • стремление получить что-то нужное;
  • переутомление, голод, недосыпание;
  • болезненное состояние в период обострения заболевания или после него;
  • попытка стать как другие дети или быть похожим на взрослого;
  • результат непомерной опеки и излишней строгости родителей;
  • положительные или отрицательные поступки ребенка не имеют четкой реакции со стороны взрослых;
  • система поощрений и наказаний плохо отработана;
  • когда ребенка отрывают от какого-то увлекательного занятия;
  • неправильное воспитание;
  • слабая нервная система, неуравновешенное поведение.

Увидев однажды подобное у своего малыша, родители зачастую не знают, как реагировать и как это остановить? Единственное желание в моменты приступов - чтобы они поскорее закончились и больше не начинались. Повлиять на их частоту могут именно родители. От их правильного и рационального поведения будет зависеть продолжительность подобных ситуаций.

Ошибки в реагировании приведут к затягиванию неприятных моментов на долгие годы. Спокойная реакция на истерические приступы, отсутствие реакции как таковой сведут детские истерики на «нет» в самые короткие сроки.

Отличие от капризов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить - например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

Стадии приступов

Как проявляются детские истерики? 2-3 года – возраст, характеризующийся следующими стадиями приступов:

Стадия Описание
Крик Громкие крики ребенка пугают родителей. При этом не выдвигается никаких требований. Во время начала очередной истерики малыш ничего не видит и не слышит вокруг.
Двигательное возбуждение Главные характеристики периода: активное разбрасывание вещей, топанье, удары ногами, руками и головой об стену, пол. Боли в такие моменты кроха не чувствует.
Рыдания У ребенка начинают литься слезы. Текут они просто ручьями, а весь вид карапуза выражает обиду. Малыш пересекший вторую стадию и не получивший в ней утешения, продолжает всхлипывать очень долго. Малютки очень трудно справляются с нахлынувшими на них эмоциями. Получив успокоение только на последней стадии, ребенок будет полностью обессилен, выразит желание поспать в дневное время. Быстро засыпает, но ночью спит тревожным сном.

При истерике ребенок может падать на пол и выгибаться дугой, что особенно шокирует неподготовленных родителей

Слабый и неуравновешенный тип нервной системы ребенка наиболее подвержен к появлению сильных приступов. В возрасте до 1 года тоже случаются истерические проявления. Характеризуются они истошным продолжительным плачем. Что может вызвать такое состояние? Причиной может служить даже минимальная ошибка в уходе: мама не сменила мокрые штанишки, чувство жажды или голода, требование поспать, боли от колик. Для таких деток характерны постоянные просыпания по ночам. Годовалый малыш может продолжать еще долго плакать, даже если причины уже ликвидированы.

Истерики у ребенка в 1,5-2 года

Дети в полтора года закатывают истерики на фоне перенапряжения в эмоциональном плане и от усталости. Не до конца устоявшаяся психика дает такие результаты, но чем старше ребенок, тем более осознанными являются его истерические приступы. Он таким образом манипулирует чувствами родителей, добиваясь своих целей.

К 2 годам подросший младенец уже хорошо понимает, как пользоваться словами «не хочу», «нет» и понимает смысл фразы «нельзя». Осознав механизм их действия, он начинает применять их на практике. Выразить словесно свой протест или несогласие двухлетка еще не может, поэтому он прибегает к более выразительной форме – к истерическим припадкам.

Агрессивное и необузданное поведение 1-2-х годовалого ребенка шокирует родителей, они не знают, какая реакция будет правильной. Малыш кричит, размахивает руками, валяется на полу, царапается – все эти действия требуют адекватной реакции взрослых. Часть взрослых поддается на провокации и выполняет все желания карапуза, а еще часть прибегает к физическим наказаниям, дабы отучить от подобного в будущем.


При истерике ребенок может стать агрессивным и необузданным, однако родителям нельзя впадать в панику и идти на поводу у маленького диктатора

Правильная реакция: какая она?

Какая должна быть реакция на истерические приступы двухлетки? В основе зачастую лежит каприз, выражающийся в словах «не буду», «дай», «не хочу» и т.д. Не сумев предотвратить появление истерического приступа, откиньте мысли об успокаивании ребенка. Также не стоит его вразумлять или ругать, это лишь дополнительно распалит его порыв. Не бросайте ребенка одного. Важно держать его в поле зрения, так кроха не будет пугаться, а будет сохранять уверенность в себе.

Однажды уступив малютке, вы рискуете получить неоднократное повторение подобного. Не способствуйте закреплению этого навыка, не идите на поводу. Почувствовав раз, что своим поведением ребенок добивается своего, он будет прибегать к этому методу снова и снова.

Разовая слабость взрослого может обернуться длительной проблемой. Бить и наказывать ребенка также не стоит, физические воздействия не принесут результата, а лишь усугубят поведение малыша. Реально помогает полное игнорирование детской истерики. Видя, что его старания тщетны и, если они не приносят желаемого результата, ребенок откажется от этого способа воздействия.

Можно нежно и спокойно успокоить его, сказав крохе о том, как вы его любите, при этом крепко обнимая и удерживая в своих объятиях. Старайтесь быть роднее и нежнее, если даже он сильно злится, кричит или стучится головой. Карапуза, вырывающегося из ваших объятий, не удерживайте насильно. В ситуации, когда кроха истерит из-за того, что не хочет с кем-то оставаться (с бабушкой, с воспитателем), то следует как можно быстрее покинуть помещение, оставив его со взрослым. Оттягивание момента расставания лишь удлинит процесс детской истерики.

Истерики в общественных местах

Родителям очень сложно контролировать процесс истерических требований в общественных местах. Ребенку 2-х лет гораздо проще и безопаснее уступить, чтобы прекратить шум и установить спокойствие, но такое мнение крайне ошибочно. Косые взгляды окружающих не должны вас волновать в этот момент, самое главное – одинаковая реакция на аналогичные поступки.

Уступив однажды и уняв скандал, вы провоцируете вторичное повторение ситуации. Кроха просит игрушку в магазине – будьте тверды в своем отказе. Не реагируйте на его топот, возмущение и недовольство любого плана. Видя уверенное и непоколебимое поведение родителей, ребенок поймет, что истерические припадки не помогают добиться желаемого. Помните, что кроха устраивает истерические приступы в целях воздействия зачастую именно в общественных местах, рассчитывая на мнение публики.

Оптимальный вариант реакции – немного подождать. После окончания приступа следует успокоить кроху, обнять и ласково поинтересоваться причиной его поведения, а также сказать, что разговаривать с ним намного приятнее, когда он в спокойном состоянии.

Истерики у ребенка 3 лет

Ребенок в 3 года хочет быть самостоятельным и чувствовать свою взрослость и независимость. Кроха уже имеет свои желания и хочет отстоять свои права перед взрослыми. Дети 3-х лет находятся на рубеже новых открытий и начинают чувствовать себя уникальной личностью, могут по-разному вести себя в такой непростой период (рекомендуем прочитать: ). Из основных характеристик данного этапа является негативизм, упрямство и своеволие. Истерики у ребенка 3 лет часто обескураживают родителей. Еще вчера их малютка делал все с радостью и удовольствием, а сегодня он делает все наперекор. Мама просит кушать суп, а малыш бросает ложку, или папа зовет к себе, а ребенок настойчиво игнорирует эти просьбы. Кажется, основными словами трехлетки становятся «не хочу», «не буду».

Выходим на борьбу с истериками

Как справляться с детскими истериками? Важно при отучении крохи от этого вредного занятия не концентрировать свое внимание на его плохих поступках. Откажитесь от желания сломить его характер, это не приведет ни к чему хорошему. Разумеется, позволять делать все, что хочет ребенок, также недопустимо. Как же тогда бороться с этой бедой? Ребенок должен понимать, что истерика не помогает добиться каких-то результатов. Мудрые бабушки и мамы знают, что лучший способ в таких случаях – переключить детское внимание на что-то другое, отвлечь его. Выбирайте интересные альтернативы: посмотреть любимый мультик или позаниматься, поиграть вместе. Такой способ не сработает, если кроха уже находится в апогее истерики. Тогда самое лучшее – переждать.

При проявлении истерик дома, четко сформулируйте свою мысль о том, что любые разговоры с ним будут только после того, как он успокоится. Сами в этот момент более не обращайте на него внимания и занимайтесь домашними хлопотами. Родители должны показывать пример, как владеть своими эмоциями и сохранять спокойствие. Когда малыш успокоится, поговорите с ним и расскажите, как сильно его любите и что его капризы не помогут ничего добиться.

Когда капризы случаются в людном месте, постарайтесь вывести или отнести ребенка туда, где зрителей будет меньше. Регулярные истерики у крохи предусматривают более внимательное отношение к словам, которые вы говорите ребенку. Избегайте ситуаций, когда ответом на ваш вопрос может быть отрицание. Не стоит говорить категорично: «Скорее одевайся, пора на улицу!» Создавайте иллюзию выбора: «Ты пойдешь в красном свитере или в синей кофте?» или «Куда бы ты хотел пойти, в парк или на площадку?»

Приближаясь к возрасту 4 лет, ребенок поменяется - детские истерики будут утихать и пройдут так же внезапно, как и появились. Кроха входит в возраст, когда уже есть способность рассказать о своих желаниях, эмоциях и чувствах.


Иногда отвлечь ребенка и переключить его внимание помогает обычный мультик

Истерики у ребенка 4 лет

Часто мы, взрослые, сами провоцируем у детей появление капризов и истерик. Вседозволенность, отсутствие рамок и понятий «нельзя» и «нет» оказывают малышу медвежью услугу. Кроха попадает в капкан родительской беспечности. Так, детки 4 лет прекрасно чувствуют слабину и если мама говорит «нет» - значит, бабушка может разрешить. Важно родителям и всем воспитывающим взрослым договориться и обсудить разрешаемое и запрещаемое, а также проинформировать ребенка. После этого следует четко придерживаться установленных правил. Все взрослые должны быть едины в своих методах воспитания и не нарушать запретов других.

Комаровский утверждает, что учащенные детские капризы и истерики могут свидетельствовать о наличии заболеваний нервной системы. За помощью к неврологу или психологу следует обращаться, если:

  • в наличии учащенное проявление истерических ситуаций, а также их агрессивность;
  • присутствует нарушение или прерывание дыхания во время приступов, ребенок теряет сознание;
  • истерики продолжаются после 5-6-летнего возраста;
  • малыш бьет или царапает себя, окружающих;
  • истерики проявляются ночью в сочетании с кошмарами, страхами и частыми переменами настроения;
  • после приступа у ребенка наблюдается рвота, одышка, вялость и усталость.

При констатации врачами отсутствия каких-либо заболеваний, следует искать причину в семейных взаимоотношениях. Ближайшее окружение малыша также может иметь большое влияние на появление истерических приступов.

Профилактика

Как справиться с детской истерикой? Родителям важно уловить момент, близкий к приступу. Возможно, малыш поджимает губы, сопит или слегка всхлипывает. Заметив такие характерные признаки, постарайтесь переключить кроху на что-то интересное.

Отвлеките внимание ребенка, показав вид из окна или сменив комнату, заняв интересной игрушкой. Такой прием актуален в самом начале детской истерики. При активном развитии приступа такой способ не даст результатов. Для предотвращения истерических состояний доктор Комаровский дает следующие советы:

  • Соблюдение режима отдыха и распорядка дня.
  • Избегать переутомления.
  • Уважать право ребенка на личное время, разрешать играть в свое удовольствие.
  • Называть чувства ребенка словами. Например, сказать: «Тебе обидно, что у тебя забрали игрушку» или «Ты злишься, потому что мама не дала конфету». Так вы научите ребенка рассказывать о своих чувствах и придавать им словесную форму. Постепенно он научится их контролировать. Определив границы, дайте понять, что их нарушение недопустимо. К примеру, малыш кричит в транспорте, вы объясняете: «Я понимаю, ты злишься на меня, но кричать в автобусе недопустимо».
  • Не помогайте ребенку делать то, с чем он может справиться самостоятельно (снять штанишки или спуститься по ступенькам).
  • Давайте возможность ребенку выбирать, например, в какой кофте идти на улицу, или на какую площадку пойти погулять.
  • Предполагая отсутствие выбора, выражайте это так: «Идем в поликлинику».
  • Когда кроха начинает плакать, отвлеките его, попросив найти какой-то предмет или показать, где что-то лежит.

  • Добрый вечер, у меня такая проблема. Моему ребенку 2,4 года, как стали посещать сад, нались истерики, падание на пол, кричит, нервничает, уже не знаю что делать, подскажите, пожалуйста.

  • Здравствуйте, Наталья! Помогите, пожалуйста, советом… Я уже отчаялась и не знаю что делать.. Дочь,2,7. Очень упрямая по характеру, ведет себя агрессивно — может укусить ударить, посылает на улицу «иди на улицу». В последнее время нервы не выдерживают вообще — как начнет кричать — дай мандаринку, покажи мультики, дай денег(чтобы их перебирать и играть с ними). Сил нету вообще. Соседи уже в стенку стучат!!! Семья у нас нормальная, никто не агрессивный, ее очень любим, жалеем, постоянно целуем и обнимаем, и не можем понять почему и откуда берется такая агрессия…. Прочитала много статей на эту тему, и советы типа: ровным голосом объяснять ребенку его поведение, чувства, не помогают. Уйти в другую комнату не помогает. Никак не реагировать — еще больше впадает в истерику. Нет больше сил. Как нам быть?

    Добрый день у меня вопрос, что делать если ребенок что то захочет и не сделаешь или не дашь, то закатит истерик минут на 20, это норма столько? Мы избегаем этих истерик, можно сказать я боюсь их, так как он вообще ничего слышать не хочет?

  • Ваш милый карапуз незаметно стал проявлять свой характер? То он начинает орать, то бросается на пол и бьется головой об стену, то катается в истерике с неистовым криком. И самое обидное, что в эти моменты ребенок вообще не слышит взрослых и то, что они пытаются сказать ребенку. Детская истерика – она такая.

    Детская истерика. Как успокоить ребенка? Как себя вести? Когда случаются первые истерики?Что можно делать, чтобы истерика закончилась? Что не стоит делать во время капризов и истерии ребенка?

    Хотелось бы с помощью таблицы ниже разграничить эти два понятия. Капризы встречаются в каждой семье, истерики реже.

    Когда случаются первые истерики?

    Обычно от года до трех лет. Наиболее острый период называют . В старшем возрасте (примерно с 4-х лет) истерики случаются реже. Ребенок уже может выразить свои чувства с помощью слов.

    Истерики в 1 год и в 3 года очень похожи как внешне, так и причинами (неисполнение потребностей ребенка или препятствование им). Однако эти самые потребности ребенка сильно отличаются в один годик и в три года. Их мотивы различны. А, следовательно, способы и методы борьбы с капризами и истериками в каждом возрасте свои.

    Ребенку 1 год. Почему он показывает свой характер?

    Итак, ваш ребенок только начал ходить. Представьте, теперь он может трогать, кидать, рвать, стучать, бить. А не просто смотреть. Какие это возможности! Как это захватывает юного исследователя.

    Вашего ребенка на данном (очень важном!) этапе его жизни привлекает все, с чем можно что-то сделать. Он будет с восторгом разрывать найденную газету (сначала попробует ее на вкус), быстро раскидает сложенную вами стопку одежды для утюжки, достанет со стола все, что “плохо лежит”.

    Если хотите пройти это время спокойно, следуйте следующим рекомендациям:

    • минимум запретов (деление на жесткие и гибкие);
    • каждому запрету должна быть альтернатива. И не одна, а несколько. (Это нельзя, но можно то, то или то).
    • старайтесь вместо запрета отвлечь. Отвлекать ребенка нужно действием.

    Например, вашему карапузу понадобился глиняный горшочек. Предложите ему пластиковую баночку. Покажите, как здорово по ней можно стучать или наполнять различными игрушками. Либо предложите кастрюлю + деревянную ложку. Очень хороший музыкальный инструмент получится.

    • ребенок хочет исследовать и познавать мир везде, а не в детской комнате. Не лишайте его этой возможности.

    Например, на кухне можно нижний шкафчик наполнить шуршащими пакетами различного цвета. А в ванной можно загружать в стиральную машину различные тряпочки и полотенца.

    Нужно помнить, что возможностей для развития годовалого ребенка должно быть гораздо больше чем запретов.

    Причины истерик у детей

    • Физический дискомфорт.

    Дети не всегда понимают, что с ними происходит. Ему плохо, потому что он голоден, переутомился, хочет спать или устал.

    • Недостаток внимания.

    Если родители среди недели редко общаются с ребенком, можно предположить, что к выходным ребенок напомнит о себе не самым лучшим образом.

    • Манипуляции.

    Ребенок проверяет с помощью капризов рамки дозволенного. Если раз уступите и поведетесь, то это станет причиной их повторения.

    • Чрезмерная опека взрослых.

    Вызывает бунт. Ребенок требует самостоятельности, уважения взрослых, а также признания его как личности. Если вы разговариваете глаголами типа “не трогай”, “не ходи”, “положи”. То вам необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку и прислушаться к нему.

    Если вы видите, что скоро может начаться истерика. Ваши действия.

    Прежде всего ответьте на один очень важный вопрос: “вы можете выполнить просьбу своего ребенка?”

    Два варианта действий.

    1. Если ответ “да”, то попросите ребенка успокоится и нормально попросить, с волшебным словом и без нытья. Помните, что запретов должно быть как можно меньше, запреты должны быть четкие и обоснованные.
    2. Если ответ “нет” по объективным причинам (нет денег купить или возможности сделать и др.), спокойно объясните это ребенку.
    • Отвлечь ребенка. Этот способ лучше всего работает с маленькими детьми. Большая собака, громкий грузовик или черный камень могут отвлечь кроху от желаемого.
    • Предложить замену. Мы не можем купить тебе машинку, но придя домой, можем устроить соревнование или сделать машинку из конструктора.
    • Лишить ребенка аудитории. Если ребенок начал капризничать в магазине, выйдите из магазина. Дома можно оставить одного в комнате или просто отвернуться и заниматься своими делами.

    Как остановить истерику?

    Самое важное, сохраняйте спокойствие. Постарайтесь обращать как можно меньше внимания на орущего ребенка. Не поддавайтесь. Иначе ребенок поймет, что плачем можно добиться всего. Ребенок обычно наблюдает за тем, как и на кого действует его спектакль.

    Однако иногда случаются такие ситуации, что ребенок сам не может справиться со своим состоянием, как бы он того не хотел.

    В таких случаях хорошо взять ребенка на колени к себе лицом, покачать, можно включить спокойную музыку или посадить в теплую ванну.

    Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от психолога Екатерины Бусловой на тему быстрого избавления от детских капризов и истерик.

    И только после того, как ребенок успокоился можно с ним поговорить, объяснить, что произошло и помириться. Объясните с помощью слов те чувства, которые испытывал ваш ребенок во время истерики.

    Что не нужно делать во время истерики у ребенка

    • Не нужно стараться прекратить истерику любыми средствами.
    • Не нужно спорить с ребенком и дразнить его. Во время истерики ребенок вас не слышит и не понимает смысла сказанного.
    • Не нужно кричать на ребенка. Так вы только подтвердите, что такие методы работают.
    • Не нужно стыдиться своего ребенка. Очень многие побывали на вашем месте. Если же вы из-за неловкости перед окружающими пойдете на уступки орущему ребенку, то, скорее всего каждый ваш поход в магазин будет заканчиваться скандалом.

    Истерики в год и в 3 года одинаковые по внешним проявлениям, однако план действий родителей должен отличаться. Легче сделать так, чтоб до истерики не дошло, чем остановить уже начавшуюся. Определите причину возникновения истерики и постарайтесь ее исключить. Различайте капризы и истерики и ведите себя соответствующим образом.

    Предлагаю Вам посмотреть интересное видео на данную тему.

    А как часто ваши дети истерят и по какому поводу? Как вы выходите из таких ситуаций? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими фишками во время детских истерик.