Методы запоминания для людей со зрительной памятью. Особенности зрительной памяти

В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.

Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.

Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.

Зрительная память, запоминание

Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.

По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное .

  • При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
  • Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.

Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).



Запоминание — один из важных процессов в памяти

Зрительная память — особенности

Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.

ВАЖНО : Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.



Родители занимаются тренировкой памяти своего ребенка

Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.

Виды зрительной памяти

Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.



Подразделяются они по таким характеристикам :

  1. По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
  2. По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
  3. По способам запоминания: смысловой, механический
  4. По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
  5. По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
  6. По типам психологии : моторный, образный, словесный, эмоциональный


Кратковременная зрительная память

Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью , имеет маленький срок, ограниченный объем.

При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.

Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.



Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.

Зрительно моторная память

Двигательная память , она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).



Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.



На чем основывается зрительно моторная память у детей?

ВАЖНО : Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.

Объем зрительной памяти

Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем . Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.

Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.



Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.



Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту . Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.

Следует обратить внимание на ошибки :

  • Повторения детей
  • Объекты, которые не показывали
  • Сколько картинок помнят дети


Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.

Результаты оценивайте по следующим параметрам :

  • 8-10 фото — хороший результат
  • 5-7 фото — удовлетворительный результат
  • до 5 фото — неудовлетворительный результат


Объем зрительной памяти. От чего он зависит?

Диагностика зрительной памяти

Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.

Для определения зрительной памяти детей , используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.



ВАЖНО : Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.

Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.



Суть теста такова :

  1. Подбираем 11-16 слов , запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
  2. Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
  3. Используйте такие слова, как: путь , сад , обед , молоко , свет , поле , одежда , ошибка , ночь , конь , птица , учеба , стул , мышь , лес
  4. Применяйте такие изображения на картинках: хлеб , чашка , блокнот , фонарь , дом , школа , часы , фрукт , карандаш , шкаф , вертолет , мебель , санки , лампа , кот , корова , грабли , растение , нож , блузка , машина , луна , телега , диван
  5. Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
  6. Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
  7. К примеру, вы называете слово — учеба , а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
  8. Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд . Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
  9. После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
  10. Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
  11. В заключении ребенок называет слова по картинкам


Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.



Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

ВАЖНО : Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.

Тренировка зрительной памяти

Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.



При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения :

  • Интересная информация всегда усваивается лучше
  • В обучении лучше всего запоминается начало, конец
  • Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
  • Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно


ВАЖНО : Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.

Упражнения на зрительную память

По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.

Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.



Какие упражнения помогают развить зрительную память?

Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:

  • Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
  • Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
  • Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
  • Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»


Картинка для тренировки зрительной памяти — найди отличия

Игры на зрительную память

Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
  2. «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
  3. «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
  4. «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
  5. «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось


ВАЖНО : Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.

Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток

Бывает так, что во время чтения мысли уносятся куда то в даль. Что делать, чтобы сохранять концентрацию и хорошую память при чтении?

Все мы сталкиваемся в своей жизни, с такой проблемой как забывчивость. Иногда мы встречаемся на улице с человеком, здороваемся, лицо вроде бы знакомое но где мы раньше с ним встречались не помним. Не помним что куда положили и и.д.

Хочу сделать маленький эксперимент. Я и сам как-то его пробовал. Суть – сделать «неделю одного упражнения». То есть одну неделю ничего такого не делать – только одно упражнение. Но делать почаще. Ну, вроде разминки. А потом оценить результат. Понравится – недельку-другую можно добавить.

Упражнение должно быть простым и быстрым по времени выполнения. Вот такое из своего арсенала я и предлагаю.

Суть такова. Бросьте на стол несколько спичек. Смотрите на них примерно секунду. Затем закройте листом бумаги. После этого попробуйте мысленно воспроизвести картинку и её зарисовать. Согласитесь, спички рисовать просто.

Поначалу мысленная картинка может быть нечёткой, расплывчатой. Можно даже уменьшить количество спичек, но потом помаленьку увеличивать.

Постепенно картинка будет становиться чёткой и ясной.

Вроде просто, но Вы поразитесь тому, насколько улучшится Ваша память. Между прочим, это первое упражнение в комплексе для выработки т.н. «фотографической памяти».

И здесь очень важно не торопиться, не гнаться за результатом. Воспринимайте упражнение как игру.

Условие повторю – делайте пока только одно упражнение. Но добросовестно.

Упражнение от гения эпохи возрождения - Леонардо да Винчи. Берётся кубик Рубика, Совершается несколько движений с целью перемешать кубики. В течении некоторого времени нужно смотреть на одну из граней. Затем нужно закрыть глаза или просто отвести их в сторону и попытаться восстановить образ грани в памяти, мысленно её представить. Или по крайней мере вспомнить цвета и расположение отдельных кубиков этой грани.

Помнится прочитав это упражнение я поразмышлял о гениальности Леонардо, умудрявшегося выполнять упражнение с кубиком, который был изобретён спустя несколько столетий. И это упражнение изредка даже выполнял. Когда кубик оказывался под рукой.

Еще позже я начал выполнять упражнение, о котором прочитал в книге Тони Бьюзена "Суперинтеллект". Упражнение очень похожее, и весьма универсальное. Для его выполнения ничего не нужно - ни спичек, ни кубика.

С целью сделать более острым свой взор и полнее овладеть искусством концентрации, Леонардо помещал перед собой какой-либо комбинированный предмет - например, вазу с цветами - старался сохранить его в памяти, а затем закрывал глаза. Далее он пытался представить его. Затем открывал глаза и сравнивал тот образ, который хранился у него в памяти, с тем, что он видел наяву. После чего он всматривался еще более пристально редактировал мысленный образ и опять закрывал глаза, чтобы заново представить в своем воображении всю эту сцену. Он занимался этим без устали до тех пор, пока не мог обнаружить какое-либо различие между предметом и его образом.

Вот такое упражнение, которое можно выполнять практически где угодно и с чем угодно. И кстати неплохое средство, чтобы с пользой скоротать время, во время вынужденного безделья.

Непрерывное видение взгляда при чтении

В течение 1 – 3 минут (до 5-ти) рассматриваем любой предмет (монета, коробка спичек, карандаш, палец и т. д.). При этом можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета.

Рассматривайте предмет вдоль и поперек, находим в нем все новые мельчайшие детали и свойства. Повторям упражнение до тех пор, пока внимание не будет легко удерживаться на предмете.

Ритмичное наблюдение во время чтения и в обычном режиме

Возьмем любой предмет и сосредоточем на нем внимание. Дыхание спокойное. На выдохе закрываем глаза – стираем впечатление. На вдохе снова открываем глаза и снова концентрируем внимание на предмете. Так до 50 раз. Затем наоборот: созерцание на выдохе, стирание на вдохе.

Мысленное видение

Непрерывно или ритмично смотрим на любой предмет в течение 3-4 или более минут. Затем закрываем глаза и стараемся мысленно вызвать зрительный образ предмета целиком и во всех деталях.

Открыв глаза, сравниваем образ в голове с реальным предметом. Повторяем так по 5-10 раз в каждом упражнении. Постепенно добиваемся отчетливого внутреннего видения.

Изначально образ будет походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но упорство сделает свое дело.

С несложных предметов постепенно переходим к более сложным предметам и фигурам, и затем к обширным картинам и тестам. Зрительная память станет намного мощнее.

Внутренний видеоскоп для успокоения внутренних мыслей

От полминуты до двух-трех минут смотрим взглядом один предмет. Предположим, спичечный коробок. Затем другой предмет, например, стакан. Пусть оба отчетливо отпечатываются в глазу. Затем мысленно помещаем коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически переменным и так далее.

Все эти упражнения превосходно помогают развивать зрительную память.

Как развивать зрительную (фотографическую) память?

Чтобы развивать зрительную память ребенка , ее нужно тренировать, выполняя специальные упражнения, к примеру, такие:

Упражнение «Фотограф» Дети с удовольствием играют в эту игру, тем более, что играть в нее можно практически везде. Можно слова писать на песке, на асфальте мелом, даже на запотевшем окне автобуса. Конечно, в идеале, мы пишем слова на бумаге или доске, но в некоторых случаях можно использовать и подручные материалы.

На основе этого упражнения строится игровое упражнение «Ромб».

В процессе выполнения этого упражнения, ребенок увеличивает угол зрения, развивает зрительную память и внимание . Все эти качества очень нужны для успешного обучения и хорошей техники чтения. Получается, что выполняя одно упражнение, мы убиваем стразу несколько зайцев: развиваем память, внимание, увеличиваем угол зрения, а значит, и технику чтения.

Конечно, если вы сделаете это упражнение один раз, толку немного будет. Как и всякая тренировка, оно должно выполняться регулярно и понемногу. Выберите время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и занимайтесь. Времени надо совсем немного, минут 10-15, для первоклашек, а для старших детей и того меньше.

Упражнение «Ромб».

Вы печатаете на листе бумаги или пишете на доске слова в виде ромба – вверху слова из 3 букв, с каждой строчкой добавляется одна буква, а затем все идет на убывание. Внешне столбик слов напоминает ромб, поэтому так и называется.

Предлагаете ребенку запомнить слово, сфотографировать его глазками, а потом записать в тетради. Показываете по одному слову, начиная сверху. Открываете слово на столько времени, чтобы ребенок не успел дочитать его до конца. Первоклассник, скорее всего, будет читать слово вслух, поэтому вы легко сориентируетесь по времени. Детям постарше показываете столько времени, сколько требуется Вам для чтения молча. Конечно, если ребенок совсем не успел прочитать, можно продлить время показа.

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка, надо перед показом давать какой-то условный сигнал. Это может быть слово «Внимание» или «Пуск», а может быть просто хлопок. Но слово, конечно, лучше.

Показали ребенку слово и дали время записать его на бумаге. Затем показываете следующее слово. И так, пока не закончатся все слова. Когда дописано последнее слова, предлагаете проверить, как сработал «фотоаппарат». Открываете все слова и даете ребенку время проверить и исправить ошибки.

Первое время и трехбуквенные слова будут с ошибками, а затем ребенок научится писать и большие слова правильно.

Для этой игры лучше подбирать знакомые ребенку слова – имена существительные. Со временем можно усложнять это упражнение. Если вы подбираете слова, похожие по написанию, но другую часть речи или однокоренные слова, слова с большой буквы – это очень усложняет работу.

Упражнение «Ромб» занимает совсем немного времени, не требует большой подготовки, но очень хорошо развивает и память , и внимание , и расширяет угол зрения .

Попробуйте поиграть в эту игру хотя бы месяц, и Вы увидите, что ребенок стал лучше писать и быстрее читать.

Как развить зрительную память при чтении

Вы хотите переступить порог старости в здравом уме и с отличной памятью? Ну конечно! Как развить зрительную память? Хорошая новость: для этого не обязательно постоянно бегать по врачам и пить таблетки горстями «ради профилактики». А нужно постоянно тренировать наблюдательность, внимательность и память.

По большей части, мы хорошо запоминаем то, что нас впечатлило, вызвало какие-то эмоции. В этом плане глаза – наш главный информатор. Самый крупный поставщик впечатлений! Нашим зрением мы принимаем до 80% всей информации. Значит, от натренированности внимания к зрительным образам улучшается способность запоминать.

Как правило, мы почти не обращаем внимания на предметы, которые видим ежедневно. И упускаем подчас важные вещи. Тем временем воры специально приучаются к точности восприятия и внимательности, особенно зрительной! Разве мы хуже? Вот несколько упражнений, которые помогут развить наблюдательность и улучшить память.

1. Детализация мысленного образа

Возьмите простой предмет, лучше яркий (это может быть овощ, игрушка, книга и т.п.) Рассматривайте его спокойно в течение нескольких минут. Затем закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести объект. Откройте глаза и сравните мысленную картинку и оригинал. Повторяйте операцию до тех пор, пока оригинал и мысленный образ не совпадут в точности.

2. Запоминание отличий

При рассматривании постарайтесь запомнить особенности предмета, изъяны, его отличительные черты. Хорошо тренироваться на запоминании лиц. Не помня лица человека, мы упускаем порой важные встречи, контакты… Отдельно подвергните тщательному осмотру глаза, нос, губы, форму головы. Затем опишите в подробностях то, что запомнили. Удивлены, что помните мало? Продолжайте упражнения: улучшение результатов происходит очень быстро. Усложнённый вариант: описать лицо человека на следующий день после «запоминания».

3. «Скоростная» тренировка внимания

Возьмите 7 любых мелких предметов. Накройте их непрозрачной тканью. На 10 секунд откройте их, рассмотрите (как уж получится) и вновь закройте. Теперь постарайтесь подробней описать увиденное. Получилось? Значит, можете увеличивать количество предметов под тканью.

4. Припоминание

Каждый вечер вспоминайте с мельчайшими подробностями события всего дня и встреченных людей. Можете даже это записывать. Поначалу Вы мало что упомните, но со временем усилится Ваша наблюдательность, а с ней – память.

Чем больше мы помним, тем насыщеннее и полнее наша жизнь. Чем больше у человека привычек, тем больше времени он проживает «на автопилоте», и тем беднее и короче оказывается его жизненный путь, даже если ему 100 лет! А потраченные ежедневно 15 минут для развития внимания и памяти порадуют Вас в дальнейшем. Студент станет легче учиться и усваивать учебный материал, бизнесмен вспомнит все детали контракта и особенности поведения партнёров. Точно «уложенные» в памяти знания всегда дадут преимущество тому, кто владеет ими.

Связанные статьи:

Добрый день, дорогие читатели! А вы знаете, что около 80 % информации о мире мы воспринимаем через органы зрения. В связи с этим казалось бы, что и зрительная память должна быть столь же развита от природы. Но на деле оказывается все гораздо сложнее: этот вид запоминания во взрослом возрасте изрядно «хромает».

Вам интересно, как можно исправить данное положение и «подковаться» в этой области? Я думаю, что сейчас вы непроизвольно кивнули утвердительно. А раз так, то читайте дальше статью и знакомьтесь с интересными, а главное полезными «рецептами», помогающими развить зрительную память.

Перед тем как перейти к сути статьи, хочу вам показать, какие у нас красивые деревья в припорошенном снежке стоят прямо за окном. Погода на праздники нас очень порадовала: небольшой морозец, снежок. Настоящая зимняя сказка. Посмотрите сами.

А вот такие прикольные снеговички стоят у нас в некоторых магазинах города. Если вы заметили сделаны они из пластиковых стаканчиков. Правда, здорово и необычно? Такой снеговик точно не растает 🙂

Ну, а теперь давайте перейдем к самой теме статьи. Ведь вам наверняка уже не терпится познакомиться с такой любопытной информацией.

Эйдетическая память в детстве и зрелости

Память - это звено, связывающее прошлое и настоящее, помогающее не терять связь с корнями. Знать, как тренировать зрительную память, крайне важно, поскольку она является одним из рычагов развития человечества.

Иначе этот вид запоминания называют эйдетическим, а есть еще и другие разновидности:

  • Слуховая;
  • Моторная;
  • Обонятельная;
  • Тактильная.

Они могут быть кратковременными либо долгосрочными, механическими или сенсорными. Для каждого отдельного вида предусмотрены разные методики развития, есть они и для совершенствования эйдетической памяти.

Известно, что у детей она достаточно острая и прочная, но с годами способность отпечатывать в мозгу окружающее у человека утрачивается. И в зрелости подобными умениями могут похвастаться лишь единицы, которым посчастливилось получить такой дар от природы, от родителей.

Что же делать остальным? Не отчаиваться, вспомнить простое правило: любые навыки можно приобрести многократными упражнениями, тренировкой. И тогда мы сможем не особо напрягаться, «вбивая в голову» некую информацию, а усваивать ее «оптом», лишь взглянув на изображение или текст.

Что именно срабатывает в мозгу, знают лишь специалисты, но по факту, субъективно, все запомнившееся воспроизводится как видео, причем без усилий, само собой. Особенно ярки эти сюжеты, когда в процесс включены и другие типы памяти, тогда они работают в комплексе и дают максимальный эффект, дополняя друг друга.

Ассоциативный ряд

Сегодня наши дети, да и мы с вами, испытываем постоянные стрессы от переизбытка информации, которую сложно усвоить. Мозг порой автоматически блокирует часть этого потока, и не всегда лишнюю. Поэтому природная любознательность и врожденный талант запоминания могут и не срабатывать у среднестатистического современного ребенка, поэтому приходится над ним работать.

Для начала хорошо бы протестировать ваше чадо (а заодно и себя 🙂) и выяснить, что он реально умеет, а чему нужно поучиться. Например, дать ему внимательно посмотреть на какой-то рисунок, новый для него. Потом изображение закрыть и дать ребенку время, чтобы он попытался его восстановить. Чем больше «всплывет» мелких деталей, тем лучше эйдетические способности.

И малышам, и взрослым в запоминании помогают ассоциации. Многие убеждались на практике, что, например, номер мобильника легче отложится «на подкорочке», если его составляющие с чем-то связаны: скажем, одна группа цифр напоминает нам о дне рождения любимого человека, другая связана с какими-то приятными (или грустными) событиями нашей жизни. Пару-тройку раз распутать такие логические цепочки, и они отпечатаются в мозгу накрепко, будут потом всплывать автоматически, а номер вы долго будете помнить наизусть.

Кстати, а вы знали, что существует два типа мышления? Рекомендую прочитать вот нашу статью и определить к какому типу мышления вы или ваш ребенок относится.

Тренируем внимание

Тренировочный процесс - дело довольно увлекательное. Его можно и нужно вести в игровой форме, тогда мозг принимает сигналы тоже «играючи» и быстро их копирует, сохраняя подобно компьютерным файлам.

Приемы тренировки зрительной памяти довольно просты. Главное - постоянство, регулярность, постепенность увеличения нагрузки. При соблюдении этих правил процесс идет оперативно.

Тренировочные упражнения для развития зрительной памяти (нажми, чтобы развернуть)

1. Взять любую иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и мысленно ее воссоздать во всех подробностях. Делать так ежедневно по нескольку раз.
2. Бросить на стол кучкой 4 - 5 спичек. В течение 2 - 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 - 14 штук, снова начать с 4 - 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом.
3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.
4. Разложить на столе 7 домино «камнями» вниз. Накрыть их тканью и под ним перевернуть их камнями» вверх. Снять ткань и постараться как можно быстрее запомнить их. Потом опять накрыть и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество домино.
5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту.
6. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.
7. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.
8. Изученную вещь попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.
9. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.
10. Пять - семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд вы должны сказать, в каком положении находится выбранный предмет.
11. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «авксоМ - Москва». Для этого необходимо зрительно представить слово.
12. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 - 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.

Знаете, какая самая простая тренировка, которую может делать абсолютно каждый человек?

Для начала ответьте на вопрос: «Что вы делаете чаще всего?» Гуляете, ходите по магазинам, совершаете моцион до места работы. Вот эти маршруты и надо задействовать в первую очередь. Внимательно наблюдать, оценивать, отмечать, что изменилось со времени прошлой прогулки. Тем, кому это удается в совершенстве, не страшно отправляться за грибами: уж точно не заблудятся, а если и поводит их хозяин леса по своим неведомым тропинкам, то они сумеют выбраться.

Еще одно из самых эффективных упражнений - игра в шахматы. Не всем доступно, но можно подобрать и упрощенные варианты: шашки, лото, пазлы.

Еще мне очень нравится играть в «Звездный час» (это наше семейное название игры). Суть следующая: из одного длинного слова составить как можно больше маленьких. В детстве с родителями очень часто играли и мне до сих пор она безумно нравится. Сидя где-нибудь в очереди, я пытаюсь найти какое-то подходящее слово (из табличек на дверях, плакатов или еще откуда) и мысленно начинаю составлять из него более короткие. Таким образом, я решаю сразу две задачи: и время ожидания своей очереди быстро проходит, и мой мозг получает порцию тренировки, которая никогда не помешает.

Регулярно занимаясь этими семейными играми, мы и отношения укрепим, и себя подготовим основательно, даже на уровне высоких профессиональных требований к таким непростым специальностям как криминалист, детектив, психолог, журналист.

Фото-сканирование

Есть люди-сканеры, для которых не составляет труда снять информацию с предмета, изображения, текста, бегло взглянув на него. Можно им завидовать, но лучше попытаться и в себе, своих близких разбудить это качество. Тем более, что это не является непосильной задачей.

Например, есть такое простое упражнение, как развить данный навык. Разложить на столе несколько спичек, составив некую фигуру или в произвольном порядке, хаотично. Пусть испытуемый вглядится в этот рисунок, отвернется, а потом (после того, как искомый «чертеж» уже закрыт плотным листом бумаги) попытается воспроизвести конфигурацию.

Подобные задания можно давать и с цветными картинками: нужно будет назвать максимальное число мельчайших деталей изображения. Или описать свою игрушку, предмет одежды тоже подробнейшим образом. По возможности, попытаться нарисовать предмет исследования.

Мало кто может похвастаться фотографической памятью на лица, это действительно редкий талант. Опять же, если природа в этом на вас отдохнула, наверстывайте упущенное, тренируясь в запоминании методом сканирования. Берите любой текст, выхватывайте взглядом сначала пару-тройку слов, что сами бросаются в глаза, старайтесь усвоить их. Затем все больше расширяйте «территорию поиска» до строчки, фразы, абзаца - и так далее. Подобным образом можно научиться охватывать взором разные предметы.

Цепочка Цицерона

Как умудрялись помнить все самое нужное и массу необязательных вещей герои древности? У них ведь не было онлайн самоучителей, консультаций, сайтов полезных советов. Даже с печатными справочниками было непросто. Зато безотказно работал алгоритм передачи опыта, ученичества.

С давних времен нам осталось наследие одного из самых знаковых мыслителей - Цицерона. Он применял довольно действенный метод запоминания, основанный на выстраивании логических цепочек, четкого алгоритма взаимодействия структурированных частей, составляющих целое. По сути это напоминает раскладывание по полочкам, по сотам, по ячейкам «камер хранения». Только помещать нужные данные следует в хорошо знакомых нам координатах. Например, в любимой комнате, на рабочем столе, в заветной шкатулке, на полках шкафа или на веранде дачи и т.д. То есть там, где нам комфортно и где хорошо известно, что где находится.

Историки уверяют, что Цицерон так и поступал, готовясь к своим блистательным выступлениям: гулял по дому и «прятал» цитаты, красивые образы, яркие метафоры в заветных уголках жилища. Затем, выйдя к аудитории, он мысленно возвращался в свои покои и «шел» от образа к образу легко, как будто нужные слова сами являлись ему из «закоулков» сознания.

Никто не мешает нам по примеру этого мудрого человека таким же образом «населить» свой дом тем, что нам хотелось бы надолго оставить в памяти.

Таблицы Шульте и иные приемы мнемотехники

Мнемотехниками специалисты называют комплекс приемов, нацеленных на «крепкое» запоминание нужной информации. Например:

  • Разложение информации на мелкие детали;
  • Привлечение ассоциаций;
  • Самовнушение;
  • Методики скорочтения и др.

Маловероятным, на первый взгляд, кажется запоминание длинного пароля к аккаунту в соцсетях. Но если его «разложить на множители», задачка становится вполне решаемой. Особенно, когда каждый из фрагментов привязать к какому-то образу, выстроится цепочка подсказок. Этот прием нередко используют в обучении иностранному языку, есть даже талантливые пособия с шуточными стишками, полными ассоциаций.

Такие связи можно закодировать и самостоятельно. Например, термин - Net (Сеть), хорошо знаком опытным пользователям, а новичкам стоит напомнить старорусское слово «тенета» - сети для ловли птиц и мелких зверюшек.

Таблицы Шульте специально разработаны для обучения скорочтению, развития периферийного и объемного зрения. Работа с ними помогает постепенно расширять зону, которую способен охватить взгляд, а параллельно увеличивается и потенциал зрительного запоминания текстовых единиц.

Хочу предложить вам пройти красочный тест из видео и напишите потом сколько слов вы запомнили. Интересно будет почитать и сравнить со своим результатом, который я пока вам не скажу.

Вот и подошел к завершению наш обзор. Надеемся, он был вам полезным. Важно не останавливаться на достигнутом, пытаться применять разные приемы и методы в комплексе, и результат обязательно будет!

Не забывайте, что на нашем блоге проводятся конкурсы, о которых можете прочитать . Кстати скоро один из конкурсов «сыграет» и мы объявим победителя.

И не забудьте — впереди еще много интересного!

А как вы развиваете свою зрительную память? Жду ответов в комментариях 🙂

С вами была Екатерина Калмыкова

Упражнения для развития зрительной памяти и воображения

Сегодня мы предлагаем Вам удивительные игры и упражнения, которые не только позволят весело и с пользой провести время, но и сделать Вас и Ваших детей на один шаг ближе к суперспособностям.

С помощью всего одной игры Вы сможете развить воображение и зрительную память для того, чтобы легко учиться! Запоминать все, что угодно и с одного раза!

Поможет нам в этом простая игра “Муха в кубе”.

Описание игры и правила Вы можете посмотреть тут:

А так же выполняйте несложные упражнения, которые помогут Вам и вашим детям развить воображение:

Упражнение 1

Одно из несложных, но, на самом деле, эффективных упражнений для развития зрительной памяти состоит в тренировке запоминания обычных предметов. Скорее всего, это упражнение покажется для вас легким, но попробуйте, и вы удостоверитесь в обратном.

Возьмите самый обычный предмет (желательно яркого цвета), например, записную книжку, яблоко, конфетный фантик и пр. В расслабленном состоянии сконцентрируйте внимание на выбранном предмете. Через некоторое время закройте глаза и постарайтесь представить этот предмет с максимально возможной точностью. Попытайтесь вспомнить его размер, особенности, детали, оттенки цвета. Откройте глаза, посмотрите снова на предмет и определите, чего еще не хватает образу, созданному в вашем воображении. Скрупулёзно отметьте пропущенные подробности, затем снова закройте глаза и «дорисуйте» образ предмета; опять сверьтесь с реальным предметом и повторяйте эти действия до момента, когда получится создать образ, совпадающий во всех деталях с реальным предметом. Систематическое выполнение этого упражнения - это важный этап в тренировке зрительной памяти.

Упражнение 2

Данное упражнение является продолжением упражнения для развития зрительной памяти № 1, поэтому выполняется после того, как у вас начнёт получаться первое упражнение. Продолжение заключается в том, что вам следует перенести воображаемый образ предмета на бумагу, т.е. нужно нарисовать его «по памяти».

Художественные изыски в этом упражнении не требуются, главное - вспомнить и отобразить на бумаге подробности предмета и их примерный порядок. Затем сверьтесь с оригиналом: не пропустили ли какую–нибудь деталь.

Разумеется, эффективнее выполнять эти два упражнения вместе.

Упражнение 3

Для этого упражнения вам потребуются карикатуры, которые можно найти в Интернете или в журналах типа «Крокодил».

Важную роль в развитии зрительной памяти играет навык запоминания деталей. Подробности сложных объектов (лицо человека, произведения искусства и т.п.), нужно запоминать в порядке очереди.

Например, для многих (особенно для тех, кто имеет плохое зрение) очень сложно запомнить лицо нового знакомого. Сложность обусловлена тем, что мы стараемся запечатлеть образ лица целиком и пропускаем детали. Обращайте внимание на цвет волос и форму бровей, на глаза, нос, рот, ямку на подбородке, и очень скоро вам не составит труда вспомнить глаза у одной знакомой, волосы у другой и т.д. Без внимания к мелочам зрительная память хиреет.

Тренироваться в запоминании деталей наиболее эффективно на рисунках. И начать можно с карикатур. После внимательного изучения попытайтесь схематично нарисовать карикатуру, вспомнив все детали. Как только вы начнёте легко запоминать все подробности, переходите к репродукциям картин известных художников. Их можно найти в Интернете, но лучше купить специальные издания: одновременно с развитием памяти постепенно изучите шедевры мирового искусства.

Если вы добираетесь на работу пешком, и по пути встречаются здания, отличающиеся своей архитектурой от обычных многоэтажек, то старайтесь запомнить расположение и число окон, размер дверей, наличие декора, форму карнизов и т.д. Не просто смотрите - изучайте! На рабочем месте сделайте 5–минутку отдыха, во время которой воспроизведите в воображении здание со всеми мелочами. Когда пойдёте домой, проверьте свою зрительную память и на следующий день постарайтесь запомнить на здании новые детали.

Упражнение 4

Для этого упражнения нужно приготовить 50–70 мелких предметов (пуговицы, ключи, брелоки, зажигалки и т.п.) и положить их в какую–нибудь коробку. Кроме того, вам нужен помощник.

В первый день помощник достаёт из коробки семь предметов, кладёт на стол и закрывает их покрывалом. Затем снимает покрывало, считает до десяти и снова закрывает предметы. А вы как можно точнее называете, какие предметы и в каком порядке лежат под покрывалом. Каждый день можно добавлять один предмет, увеличивая общее количество до пятнадцати штук.

Если помощника нет, то в Интернете можно найти подобную игру для развития зрительной памяти: на экране некоторое время демонстрируются предметы, затем исчезают, а вам предлагается из многих предметов выбрать нужные.

Упражнение 5

Упражнение на развитие, так называемой, фотографической памяти: достаёте костяшку домино и, не подсчитывая, называете число очков. Если это удаётся сделать без труда, то достаёте две кости, затем три и т.д.

Упражнение 6

Фантастическое упражнение на развитие фотографической памяти. Тренировка этого вида памяти позволит вам прочитывать несколько абзацев текста с ОДНОГО взгляда. Для этого нужно пытаться одним взглядом «схватить» два слова. Посмотрели - закрыли глаза - представали. Затем таким же образом поступайте с фразами, отрывками, абзацами. Некоторые могут «фотографировать» целые страницы учебников.

Упражнение 7

Вечером (под одеялом перед сном) постарайтесь вспомнить все места, в которых вы побывали: цвет стен, рисунок обоев, число окон, стульев, вещи на столе и т.д. т.п.

Зрительная память – это психологическая функция человека. Психологи утверждают, что именно эта разновидность памяти сильнее всего развита у большинства людей. А кроме этого, зрительная память хорошо поддается развитию с помощью различных методик и упражнений.

Как развить зрительную память с помощью рисования?

Рисование – отличное упражнение для развития для тех, кто обладает соответствующими навыками. Суть тренировки состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести какой-либо объект. Например, на прогулке можно внимательно рассмотреть необычное здание, а дома – воспроизвести его на бумаге. А следующий день можно еще раз прогуляться до этого здания с рисунком и проверить свою память. Зарисовывать можно что угодно – украшения, лица, схемы.

Как улучшить зрительную память с помощью детских игр?

«Найди отличия» . Очень большое количество детских игр способствует развитию зрительной памяти. Например, игра «Найди отличия». Она заключается в том, чтобы найти несоответствия на двух очень похожих картинках. Играя, человек учится рассматривать изображение более детально, запоминать мелкие нюансы. Если часто играть в эту игру, запоминание в обычной жизни улучшится.

«Открой картинки попарно» . Еще одна полезная детская игра – «Открой картинки попарно» или мемори. Для этой игры нужно большое количество парных картинок (можно использовать карты, но не учитывать масть). Карточки нужно перемешать и разложить рядами обратной стороной вверх. Затем открывается одна картинка, а следом нужно открыть ее пару. Если пара не сложилась – обе картинка переворачиваются и продолжают играть. После нескольких попыток игрок запомнит расположение многих картинок и быстро откроет их все попарно.

«Найди что изменилось» . А в игру «Найди что изменилось» можно играть и во взрослой компании. Водящий игрок должен выйти из комнаты, а оставшиеся участники – что-то в ней изменить. Например, переставить статуэтки, убрать вазу и т.д. Побеждает тот игрок, который нашел перемену быстрее всех.

  1. Чтение . Обычное чтение, даже без попыток что-либо запомнить, значительно улучшает . Психологи советую читать не менее 100 страниц в день.
  2. Новые впечатления . Психологи доказали, что чем больше новых визуальных впечатлений у человека, тем лучше он запоминает зрительно. Поэтому они советуют чаще путешествовать, отрывать для себя новые места, знакомиться с новыми людьми.
  3. Ассоциации . Чтобы лучше запомнить визуальную картинку, предметы на ней нужно ассоциировать с чем-то хорошо знакомым. Например, дерево может быть похоже на какое-нибудь животное, а женщина, которую нужно запомнить, одета в платье такого цвета, как блузка у знакомой.