Организация работы с коллекцией в детском саду. Обобщение опыта работы «Метод коллекционирования в детском саду

Дети, приходя рано утром в детский сад, часто приносят что-то с собой. Это может быть, календарики, разные блокнотики, мелкие игрушки, различные магнитики на холодильник и так далее.

Тем не менее, коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников? Для этого мы решили организовать в группе нашего детского сада «Выставку семейных коллекций».

На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения. Но что же дает создание таких коллекций в детском саду?




Для начала, скажем, что ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции. Тем самым он развивает свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.

Далее, когда коллекция уже собрана, малыш непременно желает показать ее своим друзьям, тем самым развивает социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами. Ребенок может играть с коллекцией постоянно: подбирать экспонаты по форме, цвету, размеру, — лучше использовать для этого карточки-помощники с элементами ТРИЗ. В этом случае у ребенка складывается полная картина о найденном предмете, и малыш, проговаривая все признаки предмета, не только развивает мыслительные процессы, но и самое главное – развивает речь. Например, Катя П., найдя в своей коллекции игрушек от Киндер-сюрприза рыжего кота рассказала, что по форме его туловище овальное, голова круглая, по цвету кот светло-коричневый с темными полосками, поверхность – гладкая, размер – меньше, чем самолет, но больше, чем маленькая игрушка-лягушка. И так дети могут описывать предметы по 18 признакам.

Мы считаем, что приобщать детей к коллекционированию, тем более к семейному, нужно с раннего возраста, чтобы привить детям важность значения семьи и тепло семейного уюта.

Хочется отметить, что семейное коллекционирование так же способствует развитию внимания, памяти, гибкости нестандартности мышления, умения наблюдать, сравнивать и анализировать, способности комбинировать, обобщать и видеть главное. В наших семейных коллекциях Вы можете увидеть коллекцию почтовых марок, ее принес папа Саши К. Он признался, что начал собирать и обмениваться почтовыми марками еще в своей юности. Ему очень понравилось это занятие и он решил приобщить к этому увлекательному делу своего сына. Было большой неожиданностью, когда не только семьи воспитанников приняли участие в нашей выставке, но и сами педагоги группы с удовольствием предоставили свои коллекции. Это коллекции шахмат: магнитные и шахматы Гарри Поттера, коллекция «Тело человека», морских раковин, магнитов на холодильник с фотографиями различных городов и стран мира, коллекция декупажных салфеток, открыток и календариков. Сами дети захотели стать экскурсоводами нашей выставки, поэтому, когда в нашу группу заходят гости – педагоги и дети с других групп, то ребята сами проводят экскурсию по имеющимся коллекциям, рассказывая историю их создания.

Таким образом, семейные традиции, которые человек усваивает в детстве, могут сопровождать человека в течение всей его жизни, оставаясь неизменными, тем самым развивая человека по всем качествам и добродетелям.

Венглевская Наталья Владимировна

Воспитатель, ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 города Павлодара", г. Павлодар

Венглевская Н.В. Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей // Совушка. 2018. N2(12)..02.2019).

Заказ № 109182

В Китае говорят:

“Кто имеет увлечение,

проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.

Коллекционирование (от латинскогоcollection- собирание, сбор). - это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.

Коллекционирование - это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология - собирание разных кукол.
  • филолидия - собирание упаковок.
  • филателия - собирание почтовых марок.
  • бонистика - собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика - собирание различных монет.

Плангонология - коллекционирование кукол.

Киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.

Барбифилия - сбор кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.

Не все авторы базисных программ выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов активности дошкольников. В связи с тем, что мы работаем по программе «Радуга», хотелось бы поподробнее остановиться. Авторы данной программы с целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, рекомендуют создавать коллекции.

Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы - чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки - платочки, тряпочки, заколки).

В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом - тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.

В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.

В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.

Наши коллекции мы разделили на группы:

Коллективные - в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.

Индивидуальные - ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.

Домашние - это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:

«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, - это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.

В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:

Коллекция пуговиц - в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.

Коллекция ткани - «Подбери по образцу», «Из чего сделано…».

Коллекция бумажных машин - однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?

Коллекция открыток - открытки в нашей коллекции мы разделили по тематике: это открытки к праздникам (день рождения, 8 марта, новый год). Для познавательного развития детей интересны - серии открыток - это рыбы, собаки, цветы, города. Данные серии мы используем, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Речевые игры «опиши».

На непосредственно образовательной деятельности с детьми знакомились с жизнью и бытом древних людей. Где рассматривали настенную живопись, детям стало интересно, почему не было бумаги в то время. И поэтому мы постарались ответить на вопрос, когда, где и как появилась бумага. В связи с этим был разработан исследовательский проект «Волшебный мир бумаги».

Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.

  • Познакомить с историей возникновения бумаги
  • Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
  • Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности.

Работа проводилась по трем этапам:

На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.

На II этапе - мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.

Прозрачна ли бумага?

Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Насколько бумага прочная?

Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.

Какойвид бумаги быстрее утонет?

Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.

На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.

На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.

Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции - это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета - это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.

Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию , поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций) .

Во время создания и дополнения коллекций родители воспитанников были активными участниками. Для пополнения коллекций пуговиц и ткани приносили ткань, пуговицы. Во время проведения проекта родители совместно с детьми готовили сообщения о истории создания бумаги. Родители приняли участие в оформлении выставки своих детей, а также представили семейные коллекции.

Литература:

  1. Примерная образовательная программа «Радуга».
  2. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
  3. Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т.6. С. 242-245.
  4. Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
  5. Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.

Работу по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми мы начали в 2015-2016 учебном году, продолжили в 2016-2017 учебном году.

Причины, побудившие использовать коллекции в работе с детьми, были следующие:

— проводившееся в 2014-2015 учебном году тематическое изучение «Использование в работе с детьми разных культурных практик» показало, что в детском саду недостаточно используется в работе с детьми такая культурная практика как коллекционирование;

— наличие в некоторых группах ДОУ предметов, из которых при желании, можно было бы создать коллекции (книги по определённой тематике, магниты, поделки);

— отсутствие у воспитателей какого-либо опыта работы по использованию коллекций в работе с детьми дошкольного возраста;

Наша цель состояла в том, чтобы не только создать коллекции, но и активно

использовать их в образовательной деятельности с детьми при реализации содержания разных образовательных областей.

Для нас это была новая форма работы с детьми, и нам хотелось, чтобы это была востребованная форма.

Определение слова «коллекция» данное в толковом словаре В.И. Даля наиболее подходит по своей сути при организации работы с детьми.

«Коллекция – собранные вместе однородные и чем – либо замечательные вещи, предметы».

В других определениях слова «коллекция» упор делается на то, что это собрание предметов, представляющих историческую или художественную ценность. Понятно, что для повседневной работы с детьми собрать такие предметы нереально. Можно собрать предметы и создать коллекцию замечательных предметов , может быть и очень простых, но интересных детям .

Начали мы с конкурса литературных коллекций, так как одним из направлений работы ДОУ в 2015-2016 учебном году было — способствовать успешному освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» посредством активизации работы по разделу «Приобщение к художественной литературе», используя разные культурные практики. Разработали Положение о конкурсе литературных коллекций. Но в процессе подготовки к конкурсу поняли, что мало просто собрать коллекцию. Педагоги должны чётко представлять, как можно использовать экспонаты коллекции в образовательной деятельности с детьми. Были разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию коллекции в работе с детьми.

В ходе данного конкурса были созданы следующие литературные коллекции.

— «Русские сказки» (коллекция трафаретов и силуэтов сказочных персонажей, с помощью которых дети могут сами создавать иллюстрации к хорошо знакомым сказкам, а также собирать из отдельных иллюстраций книги).

— Коллекция книг и сказочных героев и поделок к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Рукавичка», «Пых».

— Коллекция книг по теме «Наши любимые сказки». В коллекции представлены книги разные по формату и оформлению: книжки малышки, книги игрушки, книги-панорамы

— Коллекция книжек-малышек с русскими народными сказками, а также короткими произведениями для детей 2-3 лет.

— Коллекция поделок ежей по сказке «Пых».

— Коллекция «Золотая рыбка» — поделки (объёмные и плоскостные) и книги.

— Коллекция поделок «Наш любимый колобок».

— Коллекция дидактических игр по приобщению детей к художественной литературе,

— Коллекция игрушек из киндер сюрпризов по произведению Э. Успенского «Крокодил Гена».

— Коллекция «Забавные кошки» – поделки из киндер сюрпризов к произведению С. Маршака «Кошкин дом».

— Коллекция колокольчиков «Звонкое диво».

— Коллекция «Любимые сказки». Материалы коллекции расклассифицированы по разделам: коллекция книг, коллекция картинок, коллекция ребусов, коллекция дидактических игр, коллекция сказок, коллекция отрывков из сказок для автоматизации поставленных звуков, адаптированных для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

— Коллекция фотографий «Памятники сказочным и литературным героям».

Хочется отметить тот факт, что в данном конкурсе приняли участие не только воспитатели, но и специалисты. Коллекция колокольчиков «Звонкое диво» была представлена музыкальным руководителем Н.Н. Лапшиной. Коллекция «Любимые сказки» была представлена учителем – логопедом Соколовой Т.Г. Коллекция «Памятники сказочным и литературным героям» была представлена педагогом – психологом Кукушкиной Е.В.

В этом же учебном году был проведён конкурс природоведческих коллекций.

На конкурс были представлены следующие коллекции.

— «Деревья Сибири».

— «Семена овощей и злаков».

— «Что растёт в огороде».

— «Домашние птицы».

— «Орехи».

— «Птицы».

— «Хвойные растения».

— «Богатство Матушки Земли».

— «Насекомые» в 2-х группах.

— «Мир бабочек».

— «Птицы Новосибирска и Новосибирской области».

В 2016-2017 учебном году прошёл конкурс познавательных коллекций.

Были созданы и представлены следующие коллекции.

— «Медведи в сказках»

— «Домашние и дикие животные»

— «Ах, какие ложки»

— «Петушки, курочки, цыплята»

— «Чудесные макароны»

— «Волшебная расческа»

— «Ракушки Черного моря»

— «Новогодние игрушки»

— «Города России» (коллекция магнитов)

— «Новогодние истории» (коллекция Новогодних открыток и игрушек разных лет)

— «Круглое Чудо» (коллекция мячей)

— «Погремушка — музыкальная игрушка».

В работе по созданию коллекций принимали активное участие дети, родители и педагоги ДОУ.

Также воспитатели Глушек О.Р., Яковлева Г.В. выступили инициаторами такой формы работы как «День семейной коллекции» — родители на несколько дней принесли домашние коллекции: часов, монет и купюр, машинок, национальных головных уборов, магнитов, брелоков, декоративных тарелок, фантиков, фигурок нецке. Для ознакомления с коллекциями приглашались дети старших и подготовительных групп.

Что послужило толчком появления и создания некоторых наших коллекций?

— Необходимость реализации с детьми содержания ООП ДО МКДОУ д/с № 36 «Поиск». Для приобщения детей к искусству были созданы коллекции скульптуры малых форм и предметов декоративно-прикладного искусства.

— Проведение конкурсов с родителями по различной тематике. Так появились коллекции «Развиваем пальчики», «Наш любимый колобок», «Золотая рыбка».

— Проведение акций в ходе реализации проектов. Так в ходе реализации проекта «Рукавичка» появилась коллекция рукавичек, в ходе реализации проекта «Воробьи – воробушки» появилась коллекция поделок воробьёв.

— Интерес детей к некоторым предметам. Так были созданы коллекции: «Ракушки Чёрного моря», «Погремушка – музыкальная игрушка», «Города России», «Волшебная расчёска», «Петушки, курочки, цыплята», «Что растёт в огороде», «Мир бабочек».

— Увлечение самих педагогов некоторыми предметами. Так были созданы коллекции «Звонкое диво», «Волшебная шкатулка», «Богатство Матушки Земли», «Новогодние истории».

В процессе работы с коллекциями у нас выработались некоторые принципы и подходы.

— Доступность содержания коллекции возрасту детей. Например, дети младшей удовольствием вместе с родителями создали коллекцию «Наш любимый колобок». Большой интерес у малышей вызвала коллекция «Ах, какие ложки», вроде бы такой знакомый с раннего детства предмет, а каким он может разным.

— Безопасность. Большинство экспонатов коллекции должно быть изготовленным из безопасных, желательно небьющихся материалов, особенно если какие-то экспонаты используются детьми в самостоятельной деятельности. Должна быть возможность протереть, помыть экспонаты коллекции. Например, ложки, расчёски, магниты. Конечно, есть и такие экспонаты, которыми дети пользуются в совместной с воспитателем деятельности. Например, ракушки, колокольчики.

— Мотивированное появление коллекции в группе для создания у детей интереса. Например, пришёл колобок и просит, чтобы ему не было скучно одному найти ему друзей — других колобков.

— Возможность использования экспонатов коллекции для организации разных видов детской деятельности и реализации задач из разных образовательных областей, как в ходе НОД, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

— Мобильность коллекции. Коллекцию можно легко на время передать из одной группы в другую. Наши коллекции не очень большие по объёму и легко помешаются в коробку или контейнер.

— Дополняемость коллекции. Коллекцию при необходимости можно дополнить новыми экспонатами, например, если изменился возраст детей.

— Заменяемость некоторых экспонатов коллекции, которые пришли в негодность. — Коллекция не должна иметь большой материальной ценности. Конечно, у нас есть исключения — это коллекции музыкального руководителя Лапшиной Н.Н. «Звонкое диво», «Погремушка – музыкальная игрушка», коллекция скульптуры малых форм в методическом кабинете.

— Свободный доступ к коллекции детей. Постоянно какая-то часть коллекции должна находиться в свободном доступе детей для использования в разных видах деятельности.

— Методическая разработанность коллекции. К каждой коллекции разработаны методические рекомендации. Они дают представление о том, как можно использовать данную коллекцию в работе с детьми при реализации содержания разных образовательных областей или организации разных видов деятельности.

— Дополнение экспонатов коллекции методическими материалами, которые позволят сделать образовательную деятельность более интересной и разнообразной (это интересные факты (связанные с историей появления предметов, их изготовления), подборка интересных художественных текстов, стихотворений, фольклорного материала, подборка готовых или разработанных авторских дидактических игр, конспектов т.д.)

— Возможность использования коллекции при изучении разных тем. Например, коллекцию «Волшебная расчёска» можно использовать при прохождении с детьми лексических тем «Наша дружная семья», «Человек. Предметы ухода за телом», «Профессии», «Детский сад», «Игрушки», «Из чего сделаны предметы».

И самое главное коллекция не должна лежать, она должна «работать»!!!

Опыт работы по созданию коллекций и использованию их в образовательной деятельности с детьми оказался полезным для нас.

— Обогатилась и разнообразилась развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ.

— У детей расширились представления о предметном и природном мире.

— Использование экспонатов коллекций позволило повысить интерес детей к образовательной деятельности. Дети чаще стали использовать экспонаты коллекций в сюжетно-ролевых играх.

— Активизировалась деятельность родителей по их участию в образовательном процессе.

— Повысилась компетентность педагогов в разработке методических рекомендаций к коллекциям, а также по использованию экспонатов коллекций при проведении разных видов игр, заданий, обучающих ситуаций с детьми.

— Представлены на всероссийские конкурсы и отмечены дипломами методические рекомендации к коллекциям «Наш любимый колобок», «Памятники сказочным и литературным героям», «Круглое чудо», «Ракушки Чёрного моря», «Ах, какие ложки», «Волшебная расчёска».

Опыт работы педагогов МКДОУ д/с № 36 «Поиск» по использованию коллекций в работе с детьми представлен на районном семинаре 13 декабря 2017 года «Обогащение представлений дошкольников об окружающем мире посредством коллекций».

В ходе семинара были представлены следующие выступления.

1. Особенности работы с коллекциями в детском саду: значение, виды, принципы и подходы.

2. Использование коллекций в образовательной деятельности с дошкольниками:

— Формирование представлений о предметном мире посредством коллекции «Новогодняя история».

— Использование коллекции «Волшебная расчёска» в игровой деятельности детей».

— Литературная коллекция «Памятники сказочным и литературным персонажам» как средство развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

— Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

— Интерактивный практикум «Использование коллекции магнитов «Города России» для решения задач из разных образовательных областей».

Старший воспитатель высшей категории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» Митрохович Татьяна Ивановна

Фото некоторых литературных коллекций

Коллекция сказочных ежей. Коллекция сказочных героев.

Коллекция дидактических игр. Коллекция колокольчиков «Звонкое диво»

Фото некоторых природоведческих коллекций

Коллекция «Богатство Матушки – Земли»



Коллекция бабочек Коллекция злаков

Фото некоторых познавательных коллекций


Коллекция «Ракушки Чёрного моря»


Коллекция «Волшебная

Расчёска»



Коллекция «Новогодняя история»


Коллекция магнитов

«Города России»

Коллекция «Погремушка – звонкая игрушка»

Представление коллекций на районном семинаре

татьяна шапошникова

Под коллекционированием подразумевается процесс осознанного собирательства предметов, схожих по каким-либо признакам и обладающих ценностью для человека, который их собирает,сюда входят процессы классификации и систематизации собранных предметов. С давних времен даже если эти предметы не могли быть использованы практически, они все же вызывали интерес, побуждая к размышлениям. Впервые термин «коллекционирование » был использован Цицероном примерно 2000 лет назад. Именно этот знаменитый древний оратор употребил слово «коллекция » , назвав сборник разных предметов, объединенных в одно собрание по какому-то признаку. В нашей стране впервые признаки коллекционирования появились в X веке . Русские коллекционеры этой эпохи собирали рукописи и хранили их в монастырях или храмах. Коллекционную деятельность относят к методам формирования у ребенка научных понятий и к познанию окружающего мира. В детском саду коллекционирование используем для развития умственных способностей у детей. Федеральная образовательная система выдвигает требование к общеобразовательной программе для дошкольников включить коллекционирование в занятия с дошкольниками в пределах детского сада .



















У одной девочки оказалось в коллекции более 50 пони , у другой более 35. При этом их пони друг у друга не встречались и были абсолютно разными. Девочки были приятно удивлены!Сколько радости вызывает коллекционирование . Дети делятся своими знаниями с друзьями!У них расширяется словарный запас.

Публикации по теме:

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада Введение Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Качество реализации ФГОС до в работу детского сада Информация «Качество реализации ФГОС в МКДОУ Детском саду №18 «Веснянка» Подготовила: старший воспитатель, В. М. Ганюкова ФГОС для ДОУ.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до» Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО» Одной из главных задач Федерального государственного образовательного.

Отчет о результатах самообследования готовности детского сада к введению ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город курорт.

Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Реализация ФГОС в средней группе Переход на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования одно из важнейших направлений деятельности нашей дошкольной.

Здравствуйте! Я, Ваган Ирина Евгеньевна, живу и работаю воспитателем более 25 лет в г. Норильске, районе Кайеркан, МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка.»
Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…
Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Поэтому, мы уже не первый год приобщаем детей к коллекционированию.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».
Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций.
У нас в группе с успехом прошла выставки работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета». Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги.
Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор:
(Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине).
Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне».
Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций: «Чудеса, да и только…»).
У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми.
«Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей.
Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.
Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию: Д/игра «Угадай животное»,
«Кто что ест», «Отгадай по описанию», «Откуда герой».
В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются.
Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада:
«В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная».
На основе коллекций были оформлены выставки детских работ: «Зелёная планета», «Чудеса, да и только», «Декоративный коллаж», «Подарки мамам»,
«Чудо – вазы» (при активном участии родителей).
Созданы собственные коллекции дома: «Коллекция марок» (Семья Карауловых),
«Коллекция значков» (семья Корсаковых).
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
С уважением, Ирина Евгеньевна.