Пальчиковая гимнастика. Подготовила учитель-логопед Пискун Н.А

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)

Жизнь ребенка — это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций.

С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.

Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

1.Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия.

7.Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». И.В.Нищева

Вышел дождик на прогулку. «Шагаем* по столу указательным и
средним пальцами рук.
Он бежит по переулку. Загибаем по одному пальцу на руках
Барабанит по окошку, на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхиваем ладонями так, как буд-
то отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Загибаем пальчики, по одному, на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Снова загибаем пальчики.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяем кулачок об кулачок и хлопаем в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».

Попеременно ударяем по столу и хлопаем в ладоши.

На каждое название обуви загибаем пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю».

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Подвижное упражнение «Дождик».

Пальчиковая гимнастика «За малиной».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»

Что представляет собой пальчиковая гимнастика? Если говорить просто, это пассивные или активные движения пальцами рук. Целенаправленные упражнения улучшают работоспособность коры головного мозга и приводят в активность речевые центры.

Пассивная пальчиковая гимнастика применяется в работе с младенцами, а также с более взрослыми детьми в случаях, когда у них наблюдается скудность моторики (плохо развита способность совершать манипуляции пальцами рук). В процессе таких занятий взрослый и ребенок выполняют движения вместе или их делает педагог, держа руки ребенка в своих руках. Активная пальчиковая гимнастика рассчитана на самостоятельное выполнение упражнений ребенком (возможно, повторяя за кем-то из взрослых). В наше время задержка речевого развития у дошкольников, а вернее, задержка „говорения” встречается все чаще. Нередко можно услышать от молодых родителей, что их сынок начал говорить в 3 года или дочка произносит не слова, а только первые слоги. Именно поэтому актуальность зарядки для пальчиков сегодня только возрастает.
Что выбрать?
1.Массаж
Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.
Упражнения пальчикового массажа:
Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.
Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.
Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.
Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.
Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.

2.Упражнения с предметами
Сборка/разборка пирамидки.
Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.
Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).
Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.
Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.
Проталкивание монеток разного размера в копилку.
Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.
Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица). А можно под присмотром давать открывать и тюбики с зубной пастой - такие крышечки открывать-закрывать гораздо труднее.
Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.
Завязывание бантов, шнуровка обуви.
Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.
Рисование пальчиками, мелками.
Лепка из пластилина, теста, глины.
Вариантов много, главное - все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.

3. Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок
Вот кулак. (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность - это может быть стол, пол или даже ваши колени.)
А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)
На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)
И крадется потихоньку (3 раза). (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)
Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему под мышку.)
В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)
Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)
В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза - на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза - на каждую фразу складывайте пальцы в замок.)

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень. (Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Была тишина - тссс, тишина - тссс, тишина - тссс. (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите „тссс”.)
Вдруг силою ветра сменилась она - шшш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „шшш”.)
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь (указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности),
Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)
Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)
И для лисичек (сожмите второй кулачок).
Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)
Хвостиком пошевелил (заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой),
Ушки вверх поднял (обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки).

4. Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста
Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но и обучающий характер.
Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Если решите заниматься именно так, начните с того, что обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п. Встаньте у освещенной стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук, и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы. Обратите внимание чада, как от малейшего движения одного из пальцев меняется тень.
Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление, наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке или мультфильму.
Подводные камни
Некоторые взрослые удивляются: почему такие простые (на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений? Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простейшая игра с произношением стишков выполняются с ошибками практически всеми ребятишками. А удивляться не стоит! Дело в том, что для малыша любая новая деятельность - это настоящее исследование. Это нормально: если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем - значит, в данный момент он изучает ситуацию, наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением. Если кроха увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать и смотреть, но и повторять за вами сами игровые упражнения.
Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2–3 года дошколята уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.

Педагогические подсказки
для мамочек
1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.
2. Темп при показе упражнений должен быть медленным (особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок. Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.
3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.
4. Любое из предложенных выше стихотворений и речовок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.
Удачных вам занятий! Правила проведения занятий!

Правила проведения занятий:
1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковой.
2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если делать упражнения регулярно (желательно ежедневно).
3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).

Биева Елена

Цели:

Продолжать работу по воспитанию у детей интереса к занятиям, видам музыкальной деятельности, стремления участвовать в коллективных песнях, плясках, упражнениях;

Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, сосредотачиваться во время звучания, дослушивать до конца;

Учить начинать движение одновременно с началом музыки, ориентироваться на вступление, в соответствии с изменением характера и сменой частей пьесы изменять характер движения;

Совершенствовать пространственную ориентировку;

Развивать логическое мышление; фонематический слух;

Развивать речевое дыхание и мелкую моторику.

Предварительная работа:

1. Разучивание пальчиковой игры «Дождик»; игры «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой); двигательного упражнения «Прогулка», игры с палочками «Лягушата».

2. Разучивание песни – оркестра «Дождик» («Летний дождь», музыка Г. Вихпревой; песни – упражнения «Звонкие капельки», Л. Гусевой.

3. Беседа о времени года Весна, её приметах.

Материал: аудиокассеты – фонограмма «шум дождя», «Подснежник», П. И. Чайковского, «Аэробика для малышей», Е. Железновой – «Лягушата»; палочки для логоритмики;2 тучки (голубого цвета – мажор, серого – минор); карточки - тучки с изображением «мажора» и «минора» (на каждого ребенка 2 тучки); музыкально дидактическая игра «Весело – грустно»; фланелеграф; маска сома; альбомный лист с изображением тучки (для каждого ребёнка, капельки из голубой бумаги, клей карандаш; ведёрко с наклеенными капельками для угощения.

Литература:

1. «Волшебный мир звуков и слов», Е. А. Пожиленко М. : «Владос», 1999 г.

2. Журнал «Колокольчик», №9, 1998 г.

3. Журнал «Колокольчик» № 36, 2006 г.

4. Журнал «Музыкальная палитра №3, 2008 г.

5. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова С-Пб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 г.

6. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», М. Ю. Картушина, М. : «ТЦ Сфера», 2006 г.

7. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М. Ю. Катрушина, М. : «ТЦ Сфера», 2008 г.

8. «Логоритмика» (игры и упражнения для дошкольников, О. А. Новиковская С-Пб, КОРОНА принт, 2005 г.

9. «Пальчиковая гимнастика», Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова С-Пб, КОРОНА Принт, 2006 г.

Музыкальный руководитель (далее М. р.). У нас сегодня необычное занятие – мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду? Вы знаете, где вода бывает, где путешествует (Ответы детей.) Правильно, ребята, вода может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинами или горячим паром. Вот какая она разная, волшебница вода.

Звучит фонограмма «Шум дождя».

М. р. Слышите? Что это, ребята? (Ответы детей.) Правильно, это к нам в гости торопится весенний дождик. Давайте, позовём его, чтобы он не заблудился, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой

руки стучат по левой ладошке

Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой

руки стучат по правой ладошке

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза

по левому, затем меняем руки

Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»

Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены

Воспитатель вносит в зал тучку – дождик (мягкую игрушку).

М. р. А вот и дождик к нам пожаловал. Посмотрите, у него для нас письмо от Волшебницы Воды.

(читает) «Вы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

В озере меня найдёте,

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Ваша спутница – вода!

Ребята, предлагаю вам попутешествовать вместе с моим Дождиком и его капельками». Ну что, ребята, отправимся путешествовать вместе с Дождиком?

Двигательное упражнение «Прогулка».

Мы отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между «кочками»

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носочках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивая

через «кочки»

На кочки мы не наступаем.

Топ, топ, топ, топ, Маршируют.

А теперь все вместе: «Стоп!» Остановиться на слово «стоп»

М. р. Вот мы с вами и оказались на весенней лесной полянке. Становитесь в хоровод, споём песенку.

Хоровод «Веснянка», музыка М. Картушиной («Колокольчик» № 36, стр17).

М. р. Присаживайтесь на стульчики-пенёчки, немножко отдохнём. (Дети садятся на стульчики.) Среди детских музыкальных инструментов есть инструменты, звук которых похож на звук дождика. Назовите, что это за инструменты? (Металлофон,треугольник, колокольчики.) Предлагаю вам сейчас сыграть в оркестре песенку про «Дождик».

Ребёнок. По опушке шла весна,

Ведра с дождиком несла.

Опиралась на пригорке –

Опрокинулись ведёрки.

Оркестр «Дождик», музыка Г. Вихаревой (Музыкальная палитра 3/08, стр. 24).

(М. р. показывает 2 тучки: голубого цвета – мажор, серого – минор.)

М. р. Какие странные тучки приготовил для нас дождик. Что же дождик хочет нам сказать? (ответ детей.) Да ребята, это мажор и минор – два музыкальных лада. В каждом музыкальном произведении звуки связаны между собой, сплетены, т. е. живут в ладу друг с другом. Отсюда и происходит слово «лад». Бодрые, жизнерадостные, светлые, весёлые мелодии – это мажорный лад. Печальным и грустным мелодиям соответствует минорный лад. А дождик хочет проверить, сможете ли вы различить мажорный и минорный лад?

Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»

М. р. играет несколько музыкальных фрагментов, дети должны определить, какой лад у каждого фрагмента и показать соответствующую карточку – тучку.

М. р. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Ребята, а мы ведь дождя не боимся! Давайте поможем дождику весело играть.

Песня – упражнение «Звонкие капельки», музыка Л. Гусевой («Колокольчик» №9, стр. 5) :

М. р. Разыгрался весёлый дождик, застучал дождевым молоточком по деревьям, по траве, цветочкам и по нашим спинкам!

Игра «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой):

(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)

Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями

по спинкам друг друга.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите, - Поколачивают кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, - Растирают рёбрами ладоней.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте, - Кладут ладони на плечи и большими

пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями.

Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.

Упражнение «Ручеёк, река, озеро»

М. р. Ребята, посмотрите, после дождика капельки собрались вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Давайте и мы с вами превратимся в ручеёк. Возьмитесь за руки. Побежали!

(Дети, взявшись за руки, «бегут» как ручеёк «змейкой» через весь зал.)

Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Идут под музыку через центр зала.)

Текла – текла река, и попала в большое озеро. (Образуют круг, останавливаются.)

После дождика лягушки

Веселились на опушке.

Что за прелесть, ква-ква-ква!

Всюду мокрая трава!

Игра с палочками «Лягушки»:

(дети садятся на ковер на коленки)

Сели дружно на лугу стучать палочками одновременно 2 раза

справа и 2 раза слева по полу

Зелёные лягушки.

Купались весело в пруду перекладывать палочки на полу –

«плывут»

Забавные квакушки

о пол 4 раза

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква,

Зелёные лягушки. стучать основаниями палочек друг о друга

Ква-ква-ква, стучать палочками друг о друга накрест П I

Ква-ква-ква,

Забавные квакушки. стучат двумя палочками одновременно

о пол 4 раза

М. р. А четверо маленьких лягушат очень любят веселиться, прыгать и нырять.

Логоритмическое упражнение «Четверо лягушат», музыка Е. Железновой

М. р. Вам понравилось нырять вместе с лягушатами? А вы знаете, что лягушки – маленькие помощницы, они очищают воду. Вот и в нашем озере водичка чистая, прозрачная и живет здесь очень много рыбок. А на самом дне лежит хитрый сом! (М. р. одевает одному из детей маску сома)

Все ребята покружитесь

И в рыбёшек превратитесь!

Игра «Усатый сом»:

Посмотрите взрослый сом

Не ударит в грязь лицом!

Он лежит себе на дне

Самостоятельный вполне!

Рыбки, рыбки, не зевайте!

Поскорее уплывайте!

Сом усами шевелит,

Прячьтесь быстро, он не спит!

Дети "плавают" под музыку,как рыбки, по всему залу,поют. С окончанием слов выплывает «сом», ловит рыбок, рыбки убегают на места.

М. р. Много интересного мы увидели вместе с дождиком. Ребята, не забывайте, что надо бережно относиться к природе, воде. Посмотрите, какую странную картинку приготовил для нас дождик. На ней есть тучка, лужицы, а чего не хватает? (Капелек)

Под музыку П. И. Чайковского «Подснежник» дети выполняют коллективную работу

(Дети наклеивают капельки дождя. Затем рассматривают работы, обсуждают результаты.)

М. р. Дождику очень понравилось с вами путешествовать, понравилась ваши работы. Для вас он приготовил сюрприз – это небольшое ведёрко, наверное, с дождевой водой? Давайте посмотрим.

(В ведёрке конфеты). Дети прощаются, уходят в группу.


«Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку. Указательным и средним

пальцами обеих рук «шагают» по столу.

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку, руках на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. Трясут ладонями, как будто

отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.

Н. Нищева .

«Осенние листья ».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих

руках, начиная с больших. Будем листья собирать. Ритмично сжимают и

разжимают кулачки.

Листья березы, Вновь загибают пальчики,

начиная с , больших.

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем, Приседают, «шагают» по ковру

средним , и указательным пальцами

Маме осенний букет отнесем обеих рук.

Н. Нищева .

«Компот ».

Будем мы варить компот, Левую ладошку держим «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: правой «мешаем».

Будем яблоки крошить, Загибаем пальчики на правой руке, Грушу будем мы рубить, начиная с большого .

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варим» и «мешаем».

Угостим честной народ.

Н. Нищева

«Апельсин ».

Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

Эта долька - Останавливаются лицом в круг.

Для ежа. Загибают по одному пальцу на обеих

Эта долька - руках, начиная с больших, на каждое

Для стрижа. н азвание животного.

Эта долька -

Для утят.

Эта долька -

Для котят.

Эта долька -

Для бобра.

А для волка - Изображают пасть волка двумя руками.

Он сердит на нас - Приседают. Закрывают голову руками.

Разбегайтесь, Разбегаются.

Кто куда.

«Слива» .

Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.

Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.

Отпускаю, разжимаю Р аскрывают ладонь.

И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.

Н. Нищева

«В магазине ».

У метро – стеклянный дом. Дети идут по кругу, взявшись за

руки.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту, Останавливаются лицом в

круг, загибают по одному

пальцу сначала , на левой

Лук и перец очень вкусный руке, потом – на правой на

Сок, бананы, апельсины, каждое название овощей и

Киви, свеклу, мандарины фруктов.

Это место – просто склад В новь идут по кругу, взявшись за

руки.

Витаминов для ребят.

Н. Нищева .

« Корзина с овощами ».

С большою корзиной иду в огород. Дети идут по кругу, держась

На грядках растет разноцветный народ. з а руки.

Тут красный, пузатый сеньор помидор. На каждое название

А там кабачок, оседлавший забор . о воща загибают по одному

Румяный редис принакрылся листком, пальцу сначала на правой ,

а потом на левой руке.

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат. Вновь идут по кругу,

Держась за руки.

Н. Нищева .

«Грибы ».

Топ-топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов. Переплели пальцы – сделали

туесочек , большие пальцы - ручка.

Мухомор красный – гриб опасный. Загибают по одному

пальцу на обеих руках на

каждое название гриба,

начиная с мизинца.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб - волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб - сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб - белый,

Ешь его смело!

« Гномики-прачки ».

Всем водички принесла. Жили-были в домике С жимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальчики, начиная с

больших.

Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с

больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи - рубашки, Загибают пальчики, начиная с

больших.

Пики - платочки,

Лики - штанишки.

Чики носочки.

Микки умница была,

Всем водичку носил.

« Машина каша ».

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки Маша кашей всех кормила. « м ешают» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке - в чашку, Загибают по одному пальчику на обеих

Жучке - в плошку, руках на каждое название посуды.

А коту - в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы.

Все до крошки раздала. Сдувают воображаемые

крошки с ладони.

Н. Нищева .

«За ягодами ».

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются»,

начиная с больших.

В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками

по столу.

За черникой, Загибают пальчики, начиная с больших .

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Н. Нищева .

« Есть у каждого свой дом ».

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих

руках по

Есть нора - надежный дом . о дному пальцу на каждое

двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и

ударяют

Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.

« Снежок ».

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с

большого.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение

ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий П оказывают круг,

сжимают ладони вместе,

гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз - подбросим. Подбрасывают воображаемый

снежок, смотрят вверх.

Два - поймаем. Приседают, ловят воображаемый

снежок.

Три - уроним. Встают, роняют воображаемый

снежок.

И… сломаем. Топают.

Н. Нищева .

« Мы во двор пошли гулять ».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным

и средним пальчиками.