Пилите, шура, они золотые.


В середине 1980-х годов реставраторы института Спецпроектреставрация (Гл. архитектор проекта реставрации И.Г. Серова, автор исторической справки Е.И. Острова) открыли, то особняк, который считался построенным для своей семьи в 1830-е годы Осипом Бове, на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей он 17 века.

Вот их описание - Парадный фасад древних палат через двор, обнесенный забором, выходил в некогда существовавший Трубецкой переулок, который шел параллельно Б. Дмитровке. Трубецким он назван потому, что вдоль него были обширные владения Трубецких.
Массивное здание из красного кирпича построено "покоем". Причем лицом он был обращен к Высокопетровскому монастырю.

В свое время жилые палаты были перекрыты кирпичными сводами. На верхний этаж вели, по всей видимости, наружные деревянные всходы красного крыльца, как принято было в 17 столетии. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом.
Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.

По бокам оконных проемов стояло по колонке, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Завершался наличник эффектным, 2разорванным" посередине фронтоном с затейливой вставкой в центре. В общем типичное нарышкинское барокко.

Так кто построил этот дом.
Я не буду здесь перепечатывать все версии и их доказательства.
Но скорее всего заказчиком и строителем этого красавца был Патриарх Адриан и палаты скорее всего построены в промежуток 1690-1700. т.к. в этом году патриарх скончался, что дало Петру право упразднить патриаршество и учредить Синод.

Итак вот он строитель и первый владелец палат.

После его смерти возможно его двор отписал на себя Петр I, а затем пожаловал его стольнику Дмитрию Протасьеву. У вдовы его племянника М.А. Протасьева Феклы в 1731 году князь Алексей Юрьевич Трубецкой купил эти палаты. Его жена Анна Львовна ур. Нарышкина (двоюродная сестра Петра I, дочь Льва Кирилловича брата царицы Натальи Кирилловны), получила в наследство от батюшки соседний участок.


В 1766 и 1774 ее сын Иван Алексеевич Трубецкой занимается переустройством старого дома, он к тому времени требовал ремонта. К тому времени относится план владения, который выдала Трубецкому Полицейская канцелярия. Он требовался для переустройства.
С приходом к власти Петра III дворянство получило вольность и многие уехали жить из первопрестольной в Москву и перестраивают свои особняки по требованию своего времени. Живут здесь в богатстве и роскоши.
Фасады дворцов украшались колоннадами, внутри непременно анфилады парадно убранных комнат.
В "Кратком руководстве к гражданской архитектуре или зодчеству", изданном в 1789 г. говорилось: "Апартаменты назначаются или для фамилии, или для гостей, или для великолепия".
Согласно этим указаниям Трубецкие и перестроили древние палаты. Была произведена перепланировка помещений, изменили расположение окон и дверей. На стенах были лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно.

В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания был устроен главный зал. Дом был богато декорирован.
Словом дом Трубецких был отстроен не хуже, чем у других вельмож их ранга.
В начале 19 века домом уже владеет сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович, который был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой, дочери профессора С.Е. Гурьева.
Дом чудом уцелел во время пожара Москвы 1812 года.
А через несколько месяцев после изгнания французов в заграничном походе 3 февраля 1813 г. под Лейпцигом погиб князь А.И. Трубецкой. И дом достается его вдове.

В 1816 году она вступает во второй брак с 32- летним известным архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Этот брак наделал много шума в Москве. Свет не мог простить княгине такого поступка. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей выходит замуж за архитектора. Княжна Туркестанова писала в=своему корреспонденту: Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.
Но тем не менее они поженились и Осип Иванович перебрался из своего дома в Пименовском переулке в особняк жены. И прожил здесь всю оставшуюся жизнь. И именно здесь он создал все свои гениальные проекты по застройке послепожарной Москвы.
В 1833 году Осип Бове на участке жены строит особняк для семьи новый дом(теперьешний дом. №8). Небольшой двухэтажный дом с двумя входами, благодаря чему он мог использоваться как доходный.

И в 1830 году свой старый особняк(перестроенные палаты Адриана)с большой частью участка супруги продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову.

Еще до продажи они этот дом сдевали внаем. в 1827-30 гг. у них его нанимал и жил в нем один из создателей ранней преддекабристской организации "Орден русских рыцарей" генерал-майор М. А. Дмитриев-Мамонов.

Дмитриев-Мамонов в 1812 г., будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался на свой счет набрать, обмундировать и вооружить целый полк. Тогда в начале Отечественной войны, как писал А. С. Пушкин в своем неоконченном романе "Рославлев", "везде повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим состоянием. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених". Он был назначен шефом полка в чине генерал-майора и за участие в сражениях при Тарутине и Малоярославце был награжден золотой саблей с надписью "за храбрость".
У него рано обнаружились признаки душевной болезни, которая послужила причиной взятия в опеку его имения. Прожил он долгую жизнь и погиб на 73-м году, когда на нем случайно загорелась рубашка, облитая одеколоном.
В это время супруги жили у Нескучном у графини Анны Алексеевны Орловой. Бове надлежало кое-что сделать для графини. А свой дом они сдали опекунам Мамонова за 6 тысяч рублей ассигнациями.

Но возвратимся к истории дома. Ротмистру не под силу было содержать такой большой дом и он в 1840-е годы богатому купцу и золотопромышленнику,меценату П.В. Голубкову .
Сохранилось описание дома, сделанное этнографом П. И. Небольсиным. Здесь находились картинная галерея с произведениями Рубенса, Греза, Тенирса и коллекция различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
В 1855 году П.В. Голубков скончался. Личные бумаги его исчезли бесследно, коллекция рассыпалась по разным местам.
После его смерти дом на некоторое время перешел в руки некоей П.И. Кушакевич.
В конце 1850-х его владелицей становится М.Б. Спиридонова. Она была женой коммерции советника грека Владимира Христофоровича Спиридонова. Они были известны как благотворители. Являлись пожизненными попечителями Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества.
В 1868 году Спиридоновы задумали грандиозный ремонт особняка. Но по каким то причинам был ненадстроен третий этаж, а особняк к 1880му году приобрел тот облик, который нам знаком. С мезонином и подвалом.
В 1898 году после смерти супругов дом оказался на два года в руках купца Е.П. Чихачева.
Но в 1900 году дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В Сокол вернула родительский дом себе.
И эта вся история усадьбы до революции.
В 1920-х гг. тут помещался Всерокомпом - Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был М.И. Калинин.
Около десяти лет в этом доме прожил известный певец Г. М. Нэлепп.

После реставрации в особняке разместился Музей Большого театра. И его стоит посетить, чтобы увидеть чудесно сохранившееся и отреставрированное убранство особняка.

А теперь про соседний дом.

Первоначально этот дом (№ 8) был построен супругами Бове для себя, но уже в нашем столетии небольшой ампирный дом был совершенно неузнаваемо перестроен. В 1902 году архитектор И.А.Иванов-Шиц перестроил его в модном в то время стиле модерн. Отличительные признаки нового стиля - мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами - характеризуют декор эпохи модерна конца XIX - начала XX в.

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

Дворец Апраксина-Трубецких - уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы - ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили .
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, - это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.


Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 - Главный дом. 2 - Восточный флигель. 3 - Западный флигель. 4 - Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.


План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам - младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем - старшим Трубецким ироническое прозвище "комод".

5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь - лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

8. На фасадах богатейшая лепнина - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады "торжественным парадом".

9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно - все ворота закрыты.

19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у