Сценарий на яблочный спас. Из кустов на нас глядят

Музыкальный зал украшен декорацией «яблоки на ветках», совместная выставка поделок детей с родителями.
Воспитатель читает стихотворение.
Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит…
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!

Воспитатель: — Ребята, поможете нам отгадать загадки?
1. Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (яблоня)
2. В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод
Я подскажу на букву «Я»
Он начинается друзья (яблоко)
Кто в доме-яблоке живёт
Постепенно дом жуёт? (червяк)
3. Белым цветёт
Зелёным висит
Красным падает (яблоко)
4. Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь (яблоко)
5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Воспитатель:- Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить «неправильный» мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. в этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас — Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа — Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, потом относили их в церковь для освещения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок освещают груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник-Ореховый Спас, мы его будем праздновать 29 августа.

Ведущая:

А кто больше хороших, хвалебных слов скажет о яблоке: (свежее, красивое, большое, наливное, хрустящее, ароматное и т.д.).

Ведущая : Много хороших слов было сказано о яблоке, оно и понятно, так как его любят все и взрослые, и дети, а почему, да потому, что оно не только вкусное, но и очень полезное. Яблоки считаются лучшим естественным лекарством — богатое витаминами.

Игра «Угости друга яблочком»

(два ребёнка угощают друг друга яблоком с завязанными глазами).

Ведущая : яблоком не только приятно похрустеть, но ещё можно и поиграть, друг другу по кругу яблоко передать.

Игра «Перенеси в корзину»

Ведущая : По народным приметам Яблочный спас означает наступление осени. К этому дню заканчивалась жатва на полях, устраивался веселый праздник, плели венки из цветов, из колосьев, выбирали самую красивую девушку-княгиню. Одевали ей на голову венок.

А сейчас мы с вами пригласим и посмотрим на наших красавиц. Какие они сплели венки. (Представление ребенка и его стилиста. Выходят под музыку и ходят по кругу, демонстрируют веночки).

Ведущая: Поприветствуем наших красавиц громкими аплодисментами

А вот какие загадки да стихи было принято загадывать да читать на праздник Яблочного Спаса. Пусть дети попробуют их отгадать.

— Круглое, румяное

С дерева упало -

Любое в рот попало (яблоко)

— Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко (яблоко)

На Яблочный Спас начинается отлет журавлей, потому что для них закончилось лето в родном краю. Последний раз в году на Яблочный спас купали в реке домашний скот, любовались закатом и припевали:

Ведущая: «В народе говорят: яблочный спас – готовь шубу про запас».

И, правда, чуток похолодало на улице.

Слышите? Где-то далеко-далеко журавли курлычут!

Журавли первыми улетают на юг. И отлет именно с этого дня начинается.

Исполняется песня «Журавли» муз. Лифшица.

Ведущая: а сейчас приглашаем всех по старинному обычаю на «столование». Яблочный Спас – можно и яблочком полакомиться.

– Праздник завершаем. Всех яблочком угощаем.

Цель: приобщение учащихся к отечественным духовно-нравственным традициям, формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями.

1.Оформление сцены

— (деревце «яблонька») – макет из картона,

— скатерти с изображением яблок,

— подставки и корзины с яблоками,

— ширма цветная.

  1. Костюмы девушек в народном славянском стиле: сарафаны и рубахи, венки, платки с узорами. Костюмы образов райских птиц Сирин и Алконост
  2. Корзинки с яблоками
  3. Длинный рушник
  4. Четыре куклы апостолов и Иисуса Христа
  5. Сценарий выступления
  6. Презентация выступления

Ход мероприятия.

«Тепло тому, кто излучает свет,

Светло тому, кто носит в себе солнце…»

Действие 1.

Музыкальное вступление: русская народная композиция – (1 мин.)

Первый слайд презентации

1 –ый участник:

Зарево раннее, День про запас, Небо бескрайнее. Яблочный Спас!

Куполом радуга. Птица крестом. Августу рады, да осень потом…

На сцене кукольный театр с персонажами. Фигуры изображений трёх апостолов Петра, Иоанна, Иакова и Иисуса Христа двигаются кукольниками за ширмой в соответствии с текстом рассказчика.

Рассказчик 1:

Яблочный Спас, или Преображение Господне – название большого православного праздника, который отмечается в августовские дни и связан с удивительным событием в жизни Иисуса Христа. Господь возвёл учеников – апостолов Петра, Иоанна и Иакова на гору Фавор, где во время молитвы преобразился: лицо его просияло, а одежды стали белыми, как снег. Небо покрылось светом, на Христа сошло облако, и все услышали голос Бога – Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте!» Таков евангельский рассказ.

2 – ой участник: Яблоком пахнет медвяным,

Вера в святое спасенье,

Весь мир православный справляет

Христа преображенье!

Колокольный звон

(Опускается ширма наполовину, открывая участников выступления, за края ширму придерживают участницы в образах «птиц»)

(Колокольный звон звучит тише, чтобы было слышно голос рассказчика)

Рассказчик 1: Поют колокола на звоннице, возвещая миру радость! В этот день люди приносят Богу благодарность за все труды, которые он помог им завершить к августу. Преображение – это праздник нового урожая на земле.

Рассказчик 2: Я́блочный Спа́с - это и народный праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 6(19) августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

(Убрать колокольный звон)

3- ий участник :

Всё как будто в день рожденья: Стол накрытый, фрукты, мёд. В этот день Преображения Словно новым стал народ!

4–ый участник : И лучом играет лето В нежных веточках берёз, И в сиянии из света С нами Иисус Христос!

Ведущий 1 «Яблочный Спас» — праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок. В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки становятся чудодейственными: откусив «Спасово» яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.

Ведущий 2. «Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок, но и других плодов – фруктов и овощей. В этот день чествуют так же ягоды, грибы; всё, чем одаривает людей сад, огород, лес.

Ведущий 1. А чтобы урожая славного добиться, все знают – надо потрудиться

Действие 2.

Выходят в цепочке хоровода под медленные напевы (музыкальное сопровождение) все участники действия. Все несут корзинки и узелки с яблоками и ставят их на стол, украшают подготовленные подставки яблоками.

Участники выстраиваются полукругом на сцене.

В руке у каждого – яблоко.

5–ы й участник:

В это яблочное лето Закрома полным-полны, Солнцем радостным согреты, Красны яблоки крупны.

…………………………………………………………..

6 – ой участник:

На ладошке у ребёнка Солнце яркое лежит, улыбаются глазёнки, Сок по пальчикам бежит…

……………………………………………………………………………..

7 – ой участник: Все хрустят сегодня сладко, Унеслась далёко грусть, Возит яблоки лошадка, Пахнет яблоками Русь!

(Присаживаются участники на лавочки или отступают немного вглубь сцены).

Рассказчик 1: О яблоне в народе сложено немало преданий и сказов. Когда яблоня цветёт, то под её шелковым шатром к людям возвращается чувство покоя и здоровья. Даже самому загнанному несчастьями человеку вменяется найти время и посидеть под этим деревом. Девушки водили вокруг яблони хороводы и расчёсывали волосы яблоневым гребнем. Говорят, что при этом девичьему лицу передается нежность яблоневого цвета, румянец зреющего яблочка. Такой гребень снимает головные боли, успокаивает. (Девушка гребнем расчесывает длинные волосы и заплетает косу)

Действие 3.

В центр сцены к деревцу – яблоньке «летят» две птицы — две участницы в образах птицы — Сирин (на лице нет улыбки) и птицы- Алконост (улыбается). Легко двигаясь, взмахивая «крылами» — рукавами, протягивая их к деревцу. Замирают во время рассказа.

По народному поверью, именно к яблоне прилетают две птицы: Сирин и Алконост из райского сада. В женских лицах птиц – и сходство и огромное различие. Лицо Сирин — птицы непроницаемое, суровое, а на лице Алконост – птицы – улыбка. И это неспроста: одна напоминает о том, что земная жизнь – лишь миг, что богатство и власть в ней ничего не стоят. Другая – дарует любовь и веру.

Сирен-птице заповедано летать к яблоне ещё задолго до яблочного Спаса. Поэтому, по народному поверью, сорвавший яблоко прежде срока может сорвать именно то, на которое смахнула Сирин-птица с крыльев мёртвую росу. И тогда за своё нетерпение, жадность бывает наказан человек смертью. Алконост-птица прилетает на Спас. И все плоды на яблонях с этого дня становятся целительными. Птица смахивает с крыльев живую росу. Преображаются плоды, в них появляется удивительная сила.

(Алконост и Сирин останавливаются у яблони и взмахивают крылами)

Рассказчик2: Девушки, срывая яблочк о и надкусывая его, задумывают сокровенные желания, загадывают о любви.

8 – ой участник:

За окнами радостный Яблочный спас! Мы счастья с собой наберём про запас! Улыбок и верности, крепких семей! Желаем вам солнечных ласковых дней! Здоровьем наполнится тело и дух, И сразу отпрянет коварный недуг!

Рассказчик 1: А вот какие приметы бытуют в народе. Какой второй Спас, такой и январь. Каков день на Второго Спаса, таков и Покров. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Встреча осени - Осенины. На второй Спас освящают яблоки и мёд. На второй Спас и нищий яблочко съест. До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу. Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».

Рассказчик 2: Пришёл Спас - всему час. Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас. На второй Спас бери голицы про запас. Со второго спаса засевай озими. Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то - по примете - рожь выйдет крепче и крупнее зерном. Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой. Яровое поспевает ко второму спасу, а убирается к Симеону Столпнику (нижегородск.).

………………………………………………………………….

9- ый участник:

С Яблочным спасом! С Яблочным спасом! К осени дело – готовьте запасы. В белых одеждах святите плоды, чтобы зимою не ведать нужды. Спелое яблоко спелое съешь, И непременно дождёшься чудес! Пирог испеките, друзей угощайте,

Лето уходит – осень встречайте! (все вместе)

Рассказчик 1:

Вечером на Яблочный спас молодёжь шла за околицу, в поле и на каком-нибудь пригорке следили за закатом и пели песни.

Песня: «На речке, на быстрой» (русская народная). Девушки водят хоровод. Затем под звуки музыки девушки одаривают гостей спелыми яблоками, пирогами и другими сладостями из яблок и ягод.

Поздравляем с Яблочным Спасом!

Сценарий праздника « Яблочный спас»

(Звучит русская народная музыка ведущая в русском народном одеянии

Ведущая: Добрый день, всем гостям, званным и желанным!

На «Спасов» день гулять - пировать, мы вас приглашаем,

С нами вместе отмечать славный праздник урожая!

« Яблочно-Медовый Спас!»

Яблоко спелое, красное, сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(под русскую народную музыку вбегает скоморох

Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!

Спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

Ведущая: Август по земле идет,

Праздники с собой ведет

Праздники урожаев!

Скоморох: Есть первый Спас-Медовый, второй Спас - Яблочный и третий - Ореховый.

В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

Хоровод « Маленькая Яблонька»

Скоморох: Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться. Сейчас мы пригласим ребят, которые расскажут вам о приметах, связанных с Яблочным Спасом.

(дети рассказывают народные приметы)

1. Если на Яблочный Спас сухой день - то осень будет сухой,

если дождливый - то зима будет суровой.

2 .Пришел Спас – всему час: плоды зреют.

3. Какой второй Спас – такой и январь.

4. Яблочный Спас – встреча осени-осенины

5. Яблочный Спас - всему час: шубу припас.

6. Второй Спас – держи рукавички прозапас

7. С Преображения погода преображается.

Скоморох: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

Игра « Передай яблоко по кругу»

Эстафета «Перенеси яблоко»

Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я знаю, что детки стихи про яблоки знают. Приглашаю ребят прочесть нам стихи.

В это яблочное лето

Закрома полным полны

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки, крупны.

На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит,

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

Все хрустят сегодня сладко

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

Ведущая: « Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок,

но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также

грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

Я приготовила для вас загадки, чтобы понять знаете ли вы фрукты и овощи.

Загадки

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь. (Яблоко)

Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко. (Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч. (Арбуз)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Ведущая: Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Пришло время поиграть, развеселиться, вместе порезвиться.

Игра «Собери яблоко».

« Кто быстрее съест яблоко».

Скоморох: Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хоровод « По малину в сад пойдем»

Ведущая: День сегодня яркий, солнце и прохлада.

Вам корзину яблок принесла из сада.

Милости просим всех отведать, угощения в Яблочный Спас!

Ход:

Дети сидят на стульчиках. Выходит Хозяюшка.

Хозяюшка:

Торопись честной народ

В наш веселый хоровод!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Под песню «Медовый спас» дети идут за Хозяюшкой, заводя хоровод.

Хозяюшка:

Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник – Медово-яблочно-ореховый спас!

Дети читают стихи.

1. Что такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты.

2. Ярко солнце светит.

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь -

Всё кругом светло!

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

3. По тропиночке идет
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе,
Заплетенной туго.

4.Август устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки, рвет,
А в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед.

Хоровод «По малину в сад пойдем» (садятся на скамейки)

Хозяюшка:

— Что такое традиции? (ответы детей)

— Какие праздники вы ещё знаете? (ответы детей)

— Сейчас какое время года, месяц? (лето, август)

— А знаете ли вы, какой праздник сегодня?

Хозяюшка загадывает загадку:

Зайдите к нам на огород:

Стоит под яблоней завод,

В нём тысячи рабочих

Снуют с утра до ночи.

Гудит, работает завод,

И нам даёт душистый… мёд.

А кто же это к нам спешит?

Выходит Топтыжка.

Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я - мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.

Дети читают стихи.

1. На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке -
Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

2. Пчелка золотая сладенький медок
Собрала, летая, в глиняный горшок.
Собрала, летая по полям, лугам,
Устали не зная, дар бесценный нам.
Собрала, не скрою, летнее тепло,
Чтоб оно зимою нас согреть могло.

Топтыжка: Горшочек с мёдом - вот мечта, манящая всегда.

Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд! Только прежде, чем отправиться в путь, давайте поиграем.

Музыкальная игра «Воробьи и Бобик»

Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки». (Муз. сопровождение песня «Хорошее настроение»)

Хозяюшка загадывает вторую загадку.

Королевич из садов

Всех порадовать готов.

Есть с румяненьким бочком

И с весёлым червячком.

Кругленькое с ямочкой

Наливное … .яблочко!

Хозяюшка достает из короба яблоко.

Русская народная игра: «Яблоня»

Дети встают в круг, а в центре стоит один ребёнок – яблоня.

Дети идут по кругу и говорят такие слова:

«Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Может птицы поклевали?

Ну, куда они пропали? »

Дети останавливаются, и им отвечает яблоня:

«Не морозил их мороз!

И не ветер их унёс!

Птицы их не поклевали.

Это дети оборвали! »

После этих слов, дети бегут по кругу друг за другом по часовой стрелке. Ребёнок – яблоня, стоя на одном месте, пытается дотронуться до детей. Ребёнок, до кого дотронулась яблоня, выходит из игры. Игра проводиться несколько раз.

После игры дети садятся на стулья.

Игра: «Кто быстрее соберет яблоки»

Дети делятся на две команды поровну. Выстраиваются друг за другом в шеренгу. По команде, первый участник берет из корзины по одному яблоку и передает по цепочке следующим игрокам. Побеждает та команда, которая быстрее передаст все яблоки из одной корзины в другую (использовать музыкальное сопровождение) .

Хозяюшка:

Дети, чтобы нам веселее было искать мед, давайте споем песенку.

Песня «Лесная песенка»

Хозяюшка:

Дети, а кто еще нас встречает?

Выходит Белочка.

Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,

Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.

Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам.

Белка: А зачем вам пчёлы?

Топтыжка: Мы за мёдом идем, август на дворе, все мёдом лакомятся.

Хозяюшка: Отгадайте, ребятки, Белочкины загадки, тогда она покажет нам дорогу к пчелам.

1. Стоит высоко, висит далеко,

Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)

4. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь поиграйте со мной.

Игра «Найди орехи»

Правила игры: в двух коробах с крупой, спрятаны орехи (для двух команд). Дети делятся на две команды поровну. По команде, участники по очереди ищут, спрятанный орех. Найдя, уступают место следующему игроку. Побеждает команда, которая найдет все орехи быстрее (под музыкальное сопровождение).

После игры дети садятся на скамейки.

Белка: Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:

Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.

Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.

Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.

Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)

Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

Душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками» пчёлы и «жужжат»)

Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.

Ой, ребята, я уже вижу, куда нам идти! (Ведет детей к дереву, под которым стоит бочонок с медом). Ребята, этим медом я хочу угостить вас, а мне пчелки еще насобирают. Кушайте на здоровье!

Топтыжка прощается и уходит.

Хозяюшка:

Угощайся, люд честной!

Дай бог и на следующий год соберемся на праздник!

Для проведения посиделок понадобятся:

  • аудиозаписи чешской песни «Под яблоней» (муз. народная, сл. Т. Сикорской и С. Болотина), песен «Яблони в цвету» (муз. Е. Мартынова, сл. И. Резника), «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова)
  • корзины с фруктами
  • яблоки
  • пироги с яблоками

Действующие лица: Кумушки (1) и (2), Гости, в том числе Гостья (1), Учёные дамы (1) и (2), Чтец.

На сцену выходят Кумушки (1) и (2), они несут корзины с фруктами.

КУМУШКА (1): Здорово, кума Валерьевна!
КУМУШКА (2): Здравствуй, кума Васильевна!
КУМУШКА (1): Откуда идёшь, что несёшь?
КУМУШКА (2): Иду с базару, несу кой-какого товару.
КУМУШКА (1): А что за товар?
КУМУШКА (2): Вот купила яблочки садовые, яблочки медовые.
КУМУШКА (1): Ой, кума, так и я иду с базару, тоже купила яблочек. Все наливчатые да рассыпчатые, и жёлтые, и зелёные, и красные, пунцовые.

КУМУШКА (2): Да я смотрю, ты не только яблочек купила. Вон в корзине у тебя и апельсины, и бананы, и гранат, и абрикосы, и помидоры, и картофель.

КУМУШКА (1): Ох, кума Валерьевна, послушай, что расскажу. На базаре-то торгуюсь, присматриваюсь, где получше да подешевле. Подхожу к одному торговцу - мужчине приятному во всех отношениях. Яблоки у него - чудо, и не только яблоки, а и других фруктов да овощей много, полнейшее разнообразие. Спрашиваю: «Почём яблочки?» А он мне: «Вам каких: этих или тех?» - а сам показывает на апельсины, бананы, гранаты и, что ещё чуднее, на картошку.

Я ему говорю: «Мне, мил человек, яблок, яблок, понимаешь?» А продавец: «Так это всё, что я перечислил, и есть яблоки». И целую лекцию мне прочитал. Я прямо заслушалась - так этот дядька интересно рассказывал. «Вот, - говорит, - абрикос, его именовали армянским яблоком, когда с Востока он в Рим попал. Или картофель тоже пытались произвести в яблоки, правда, в земляные. И такую историю про картошку мне порассказал! И про французскую королеву, которая на балу появилась в платье, украшенном цветками картофеля, и про бывшего аптекаря, такого чудака, ставшего агрономом. Как же его звали-то?.. Забыла!

На сцену выходят Учёные дамы (1) и (2), подходят к Кумушкам.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Пармантье его звали. (Кумушкам.) Здравствуйте, тётушки!

КУМУШКИ 1 и 2 (вместе): Здравствуйте, здравствуйте, умные-разумные!

КУМУШКА (1): Точно, Парма… Пармон… Ох, язык свернёшь.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Пармантье. Да, он в самом деле чудак был великий. Он сажал у себя на поле земляные яблоки, на ночь снимал сторожей в надежде, что картошку украдут и посадят на своём огороде. Пармантье этот мечтал расселить по всей Франции новое растение, которое может заменить голодающему народу хлеб.

Он и королеве-то преподнёс цветы картофеля, надеясь на её помощь, но для Марии-Антуанетты цветок был лишь новой модой. «Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные», - якобы говорила она. Ей потом это припомнят и после революции вынесут смертный приговор. А память о чудаке Пармантье жива и сейчас. Каждую весну на его могиле в знак благодарности сажается картофельный куст, «земляное яблоко», как называли его французы.

КУМУШКА (1): Вот что значит учёной-то быть. Всё знает и нас просветила.

КУМУШКА (2): Ну, кума, ещё про что твой знакомец-то рассказывал? Неужто и гранаты с помидорами яблоками называл? (Смеётся.)

КУМУШКА (1): Представь себе, да! Гранат - зернистое яблоко, помидор - золотое яблоко.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Всё верно, плоды томатов были жёлтыми, вот их и называли золотыми. Долго их никто не решался попробовать на вкус.

КУМУШКА (2): Тоже что ль для красоты сажали?

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Да-да, для красоты на клумбах выращивали.

КУМУШКА (1): Вот дурни-то были, от такого райского фрукта - яблочка отказывались.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): И то верно, у чехов до сих пор томат так и называется - райское яблоко. Они вообще яблоки почитают. У них даже песенка прелестная про яблоньку есть.

КУМУШКИ 1 и 2 (вместе): Неужто вот эта?

Звучит фонограмма песни «Под яблоней». Кумушки (1) и (2) поют.

Околицей села,
Где яблоня цвела,
Где кузница была
В старом саду.

Припев:
То ли луковица,
То ли репка,
То ль забыла,
То ли любишь крепко?
Ах, яблоня цвела
В старом саду!

Чтобы встретиться с судьбой,
Расстались мы с тобой.
Плыл месяц золотой
В старом саду.

Припев.

Дождусь ли снова дня,
Пройду ли вдоль плетня,
Узнаешь ли меня,
Если приду?

Припев.

КУМУШКА (2): Вот так! Ну, что ни говори, а настоящие яблоки - это и есть наши яблочки: антоновка, белый налив, анис, коричное полосатое - всех и не перечтёшь.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Вы называете очень старые сорта яблок - кто вывел их, к сожалению, неизвестно. Яблоневые сады была очень распространены в далёкие века, они занимали на земле почти 5 млн гектаров, то есть чуть ли не каждое второе плодовое дерево было яблоней.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): А первые летописные упоминания о садоводстве на Руси относятся к X-XI векам. Тогда большие сады, как правило, сажали у монастырей. Особенно славился сад Киево-Печерской лавры. По-настоящему развитие садоводства на Руси началось после победы над Золотой Ордой, с окончанием татаро-монгольского ига. Известны были сады царя Алексея Михайловича в Измайлове и Коломенском под Москвой.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Значительно продвинулось садоводство при Петре I. Он распорядился высадить яблоневые деревья во многих российских городах. Замечательные сады украшали большинство дворянских имений в Средней полосе России. Наиболее известные из них - в усадьбе А.С. Пушкина в Михайловском, Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

КУМУШКА (1): Ох, и заболтались же мы с вами! Пойдёмте, Кума, и вы, умные-разумные, ко мне на яблочные посиделки. Ведь большие праздники посвящены этому фрукту: у нас в России 19 августа - Яблочный Спас, а 21 октября - Всемирный день яблок. Уж, наверное, все мои соседи собрались, меня заждались. (Учёным дамам.) Пойдёмте, не пожалеете, мы с Кумой вас чаем напоим, пирогами угостим.

Декорации деревенской избы. На лавках сидят Гости. На сцену выходят Кумушки (1), (2) и Учёные дамы (1), (2).

КУМУШКА 1 (Гостям): Здравствуйте, дорогие мои, простите за опоздание. (Кумушке 2 и Учёным дамам). Я ж говорила, полна горница гостей. (Всем.) Предлагаю сначала повеселиться, а потом чаю с пирогами отведать. Согласны? Стихи почитаем, песни споём, Учёные дамы наши расскажут что-нибудь интересное.

КУМУШКА (2): Да, яблоня заслуживает, чтобы ей праздники посвящали. Всё в ней диво: и цветы с дурманящим запахом, и листья, и плоды. Как красивы весной сады, душа замирает!

Открою окошко - мне яблоня
Ветви протянет.
Она зацвела! Наконец-то!
Как долго терпела.

Малиновка, сидя на яблоне,
Так заливалась и пела,
Так, значит, тепло и надёжное
Лето настанет.

Сады зацвели. Разве это не чудо?
Конечно! Да это событие века,
Оно обновляет всего человека,
Земля вся звенит от пчелиного гуда.
(В. Боков)

Звучит песня «Яблони в цвету».

КУМУШКА (1): От этой песни будто снова весна наступила. Да, кто-то с цветущим садом сравнивает свою судьбу, кто-то с яблоней - свою мать. Я хочу вам прочитать стихи, которые мне очень нравятся.

Помню маму не солдатскою вдовою,
Буду помнить не больною и седой.
Помню маму молодою-молодою,
Так и буду её помнить молодой.

Так и вижу маму гордою, прямою,
И другой её представить не могу.
И всегда она стоит передо мною,
Словно яблоня, цветущая в снегу.
(В. Дронников)

А кто-то в далёкие фронтовые годы сравнивал свою подружку с яблонькой, как в песне «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?». Давайте споём её все вместе!

Звучит фонограмма песни «Где ж ты, мой сад, вешняя краса?». Все поют.

Где ж ты, мой сад, вешняя краса?
Где же ты, подружка, яблонька моя?
Я знаю, родная,
Ты ждёшь меня, хорошая моя.

Снятся бойцу карие глаза,
На ресницах чёрных девичья слеза.
Скупая, святая
Девичья горючая слеза.

Мне нелегко до тебя дойти,
Ты, дорогая, жди и не грусти.
Приеду с победой,
Твоя любовь хранит меня в пути.
(А. Фатьянов)

КУМУШКА (1) (Гостям): Может, дорогие мои, кто-то знает еще стихи о яблоках? Пожалуйста, прочтите!

ГОСТЬЯ (1):
Сквозь перезревающее лето
Паутинки искрами летят.
Жарко. Облака над сельсоветом
Белые и круглые стоят.

Осени спокойное начало.
Август месяц, красный лист во рву.
Коротко и твёрдо простучало
Яблоко, упавшее в траву.

Мы корзины выстроим рядами,
Яблоки блестящи и теплы.
Над селом, над тёплыми садами
Яблочно-румяный день проплыл.
(М. Алигер)

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Говоря о яблоках, как не вспомнить знаменитого Ньютона и упавший ему на голову плод - то самое яблоко, благодаря которому появился закон всемирного тяготения. Рассказывают, что легендарное дерево пережило учёного почти на 100 лет и погибло в 1820 г. во время сильной грозы. Кстати, кресло, сделанное из него, хранится в Англии в частной коллекции.

КУМУШКА (1): А я слышала, что именно яблоки помогли юному торговцу фруктами Рокфеллеру сколотить себе состояние, и это позволило ему стать одним из самых богатых людей на земле.

КУМУШКА (2): А вот мне внук рассказывал такую историю. Знаете писательницу Агату Кристи? Ну вот, значит, когда она писала свои книжки, то ела мочёные яблоки. Правда, не повезло её двоюродному брату: он был фермером, и однажды осенью при сборе урожая его так завалило яблоками, что он умер, бедняга. А мочёные яблоки действительно очень полезны - в них много витаминов. Их очень любил и наш поэт А.С. Пушкин. Вот что я знаю.

КУМУШКА (1): А я знаю, что в народной медицине широко используются целебные свойства яблок. К примеру, яблочный отвар смягчает горло, кашель, охриплость убирает. А свеженатёртые яблоки помогают при заживлении ссадин. Чай из кожуры яблок обладает жаропонижающим свойством.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): Действительно, яблоко - один из самых полезных плодов. «Яблоко на обед - и болезней нет». Александр Дюма по рекомендации врача каждое утро в 7 часов съедал яблоко, стоя под Триумфальной аркой. Таким необычным способом доктор пытался приучить своего пациента к правильному режиму, в том числе в питании.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Вообще учёные считают, что в год человеку надо съесть около 60 кг яблок. А в Персии девушке, когда она замуж выходила, ничего не дозволялось есть, кроме яблок и верблюжьих мозгов.

КУМУШКА (2): А у нас на Руси яблоки часто использовали в любовных гаданиях. Молодёжь привязывала по яблоку на шнурок и вертела им над костром. У кого яблоко упадёт раньше всех, тот первым замуж выйдет или женится.

КУМУШКА (1): Ну и, конечно же, яблоки незаменимы в косметике. Ещё средневековые красотки использовали их мякоть для приготовления масок для лица, и сейчас этому плоду трудно найти замену при разработке омолаживающих средств. Кстати, первая губная помада изготовлялась из яблок.

УЧЁНАЯ ДАМА (2): И ещё один интересный факт. В Англии в День яблока проводят состязание на самую длинную полоску кожуры, которая получается при очистке плода. И вот в 1976 г. одна из женщин сумела за 11,5 часа срезать самую длинную непрерывную кожуру с одного яблока — 52 м 51 см. Яблоко весило 567 г.

УЧЁНАЯ ДАМА (1): Одно из самых известных в мифологии яблок - яблоко раздора. Неприглашённая на свадебный пир богиня Эрида явилась туда невидимкой и бросила на стол прекрасное золотое яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей». Богини Афина, Афродита и Гера заспорили, кому же из них предназначался дивный плод. Спор должен был разрешить сын царя Трои Парис. Он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему в жёны самую красивую девушку на земле - Елену. Как известно, вся эта яблочная история закончилась Троянской войной.

КУМУШКА (2): Вот как душевно посиделки наши прошли: и стихи прочитали, и песни спели, и столько интересных фактов про яблоки сегодня узнали. А теперь пришла пора чайком вас напоить да пирогами с яблоками угостить.

КУМУШКА (1):
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Пускай расцветают сады ещё краше!
Пусть будут в садочках все яблочки сладки,
И в жизни пусть будет всё мирно да гладко.

Ещё пожелать всем немного осталось:
Чтоб в день хоть по яблоку вам доставалось.
А если, на счастье, и два вам прибудет,
То знайте, что доктор про вас позабудет!

Кумушки приглашают всех гостей на чаепитие с яблочными пирогами.