Телесно ориентированные подходы ганичева. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».


Елена Домарева
Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки

Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании . В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования , встает вопрос об экономическом образовании дошкольников . Приобщение ребенка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений . Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Изучив разные технологии и опыт, содержание экономических знаний я разделила по пяти основным темам : моя семья (семейная экономика ) мир денег (деньги, цена) мой город (производство полезных товаров) мир товаров (основы маркетинга) моя страна (рессурсы) Осваивая эти темы. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой , продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы на региональном материале. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным , доступным. Главное-говорить ребенку о сложном мире экономики на языке , ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике , значительное место мы отводим сказке . Сказка -литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Я использую как авторские сказки , так и народные. Народные сказки , содержащие вековой экономический опыт народа , используется для воспитания таких экономических качеств личности , как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое воспитание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Приведу несколько примеров из накопленного опыта при роботе со сказкой . Например, тема- «Бюджет семьи» . Цель : познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : пенсией, зарплатой, стипендией. Знакомиться с этой темой можно на примере сказки «Репка» . Для этого делаем модель семейного бюджета в виде круга с изображением героев этой сказки и карточки с символическими изображениями денег (например, небольшие круги) . Предлагаю вспомнить сказку и ее героев . Далее рассказываю сказку с точки зрения экономических понятий . В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (на круг накладываются карточки с тремя кругами) . Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Внучка учится и за свой труд (учеба-тоже труд) получает стипендию (карточка с одним кругом) . Стипендия-это тоже деньги. Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег (пустая карточка) . В городе живут мама и папа. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату (карточка с шестью кругами) . Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день) . Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату (карточка-четыре круга) . Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи. Почему так говорят? «Каков работник, такова и плата» . По модели можно сосчитать деньги, заработанные членами семьи. По этой сказке и модели можно объяснить, как изменяется бюджет, если, например, кошка съест мышку (не изменится, или мама в этом месяце не получила зарплату, потому что болела. Как изменится бюджет семьи? При знакомстве с понятием «доход» , я опираюсь на сказку «Колобок» . Цель : дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение) . Дети вспоминают сказку , ее героев. Воспитатель рассказывает : жили-были дед и баба. Они получали пенсию (карточки) и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги (карточки) . Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился? При изучении темы «Расход. Виды расходов» можно использовать сказку «Теремок» . Цель : дать представление о сущности расходов, показать их разнообразие. Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов-удовлетворение потребностей (нужд) человека. Поселились в теремке мышка, лягушка, заяц, волк, медведь. Они жили дружно и все работали. Мышка-швеей, лягушка-водолазом, заяц-почтальоном, лиса-поваром, волк-шофером, медведь-строителем. Получив зарплату, они решили сделать необходимые покупки. Медведь решил, что продукты питания-самое необходимое, их надо купить, как можно больше и всю зарплату истратил на покупку продуктов. Мышка на сыр, лягушка на кока-колу, заяц на сладости, волк на запчасти. Лиса хотела купить себе кафе, чтобы кормить всех зверей. Она долго копила деньги и смогла это сделать. Кто из зверей правильно использовал заработанные деньги? Почему? На основе сказки «Трое из Простоквашино» мы знакомим детей с темой «Сбережения» . Кот Матроскин не тратил деньги, а складывал в копилку. Накопив много денег, купил корову. Сбережение-это накопление денег. Для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги, делают запасы? При ознакомлении с темой «Валюта» используем сказочного героя Карлсона , который путешествует по разным странам с денежкой-рублем, но нигде не может купить варенье, так как в разных странах свои деньги. Украина-гривна, Белоруссия-зайчики, европейская валюта-евро. Валютой называют денежную единицу (деньги) . Используя сказку с Кощеем бессмертным, вводим понятие- «сберегательный банк» . В его роли выступает дворец Кощея. Его сундук (со смертью) –сейф, где хранят свои богатства баба Яга, змей Горыныч, сам Кощей-банкир, то есть хозяин банка. Для темы «Обмен» (бартер) выбираем сказку «Иван-царевич и серый волк» . Для того, чтобы привезти отцу Жар-птицу, Ивану требовалось добыть коня, королеву Елену, то есть совершить обмен. Таким образом мы видим, что любое экономическое понятие можно передать через сказку . Конечно, разные экономические понятия можно связать в одной сказке , продолжая ее на следующем занятии. Но на практике я убедилась, что разные сказки более привлекают детей, становятся понятными для тех детей, которые пропускают занятия. Использование такого материала дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания , развивать у них интерес к экономическим знаниям , сделав их более доступными и понятными. В результате проведенной работы, убеждаешься в том, что дети свободно оперируют экономическими понятиями в общении друг с другом, применяют полученные экономические знания в своих повседневных играх.

Публикации по теме:

Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

1. Актуальность проекта В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму.

Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» ДОУ № 17 г. Климовска.

Конспект занятия для средней и старшей групп ДОУ Тема: «Мастерами русскими славится земля». Цель: Формировать и развивать основы художественной.

Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из.

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание. Природа! Восхищение его – сострадание к ней, сохранение и охрана её.

Интересная заметка Edward L. Glaeser в ньюйорктамсовском блоге " Еconomix ". Автор, отрекомендовав себя экономически мыслящим родителем, задается вопросом как учить экономике (или по крайней мере экономности) своих детей... и обращается к теме поиска экономического смысла в детских сказках.
К счастью, столь любимые детьми истории могут служить блестящей иллюстрацией основных положений экономической науки. Многие сказки уже включают в скрытые экономические наставления, а родителям только и остается сформулировать их вместе с моралью, закрывая книгу.

Возможно, самый известный пример очаровательной экономики является -в-очарование является «Волшебник Изумрудного города » (в англоязычном девичестве: «Волшебник страны Оз»). Эту книгу ваще можно рассматривать как не очень завуалированную аллегорию, описывающую финансовые дебаты популистского толка, денежно-кредитную политику США в конце XIX века. Там есть фермер, пролетарий, споры о соотношение унции золота и денежной массы.

Однако, в произведении слишком много примеров нерациональных экономических действий. Так, одной из центральных идей сказки является свободный выпуск большого числа серебряных монет, что, конечно, сразу может напомнить нам о политике, стимулирующей инфляцию.

Не менее интересными с точки зрения обучения детей экономике представляется сказка «Три Поросенка ». Она рассказывает не только о том, что качественные стройматериалы гарантируют надежность и безопасность, но и о том, какую роль играют разумные инвестиции, приносящие отдачу и признание в подходящий момент.

Сказка «Джек и Бобовое Дерево » повествует о том, что авантюрные предприятия все же могут неожиданно принести большой доход, но также несут риск быть съеденным гигантом.

Есть сказки, где показана важная роль сотрудничества. Коллективное взаимодействие играет решающую роль в «Бременских музыкантах ».

Первой же работой об экономическом подтексте сказок у Эдварда Глазера была статья о сказке «Золушка », опубликованная в научном журнале.
Он пытался объяснить, почему «инвестируют» только в двух дочерей, хотя экономические стандарты зачастую пропагандируют более равномерное распределение ресурсов. Сама история объясняет этот факт гипотезой о произволе "злой мачехи", которая решает игнорировать интересы Золушки в пользу своих дочек. Автор блога предлагает другое объяснение: предложение на рынке браков было слишком ограниченным, тем более, что принц вообще был единственным. В таком случае победитель может быть тоже только один, и, с экономической точки зрения, действительно лучше сократить число конкурентов, в которых стоит инвестировать. И в этом смысле мачеха из сказки «поставила не на ту лошадку», но это делает ее действия неразумными, а не злономеренными.

А я подумал: а на примере каких русских сказок можно объяснить экономическую логику. Пошарил в памяти.

Я когда то « » разъяснил. Но это про отношение с женщиной. В крайнем случае, про агрессивный маркетинг. А вот чисто правовой экономической логики нормально функционирующего рынка… Может вы подскажете?

2 класс

Урок литературного чтения

Тема. Знакомимся с экономикой через сказки

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям.

Тип по дидактической цели : изучение нового материала.

Цели по содержанию:

    обучающие: ввести детей через сказки в новую - экономическую – сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях

    развивающие: развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности.

    воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру, уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Оборудование: краткий словарь - справочник, разноцветные мелки, таблички с экономическими категориями, нравственными качествами, мультимедиа

Ход урока

I .Организационный момент.

1.Распределение детей по группам. Дети пересаживаются в соответствии с группами.

II .Настрой на урок.

Учитель. Какое у вас настроение? (ответы детей)

У меня тоже хорошее настроение, хочется поработать с вами, порадовать вас.

III . Минута самовнушения.

Итак, садитесь за парты, опустите голову на парту, закройте глаза и повторяйте со мной про себя.

-Солнце, какое ты доброе, хорошее, ты даришь мне жизнь, спасибо тебе…

-Жизнь, какая ты красивая, интересная, я люблю тебя…

- Здравствуй, день, ты ступенька в моей жизни, ты помогаешь мне стать хорошим человеком

-Я сегодня буду расти, буду мыслить, буду изучать, познавать…

мыслящий человек. Не боюсь трудностей.. Я умею быть сосредоточенным

Поднимите, пожалуйста, головы. Пусть сегодняшний урок будет творческим. Пожелаем себе всего хорошего, доброго.

А я желаю вам успешных, мудрых ответов, удачи вам на уроке и чтобы урок наш состоялся.

IV . Актуализация опорных знаний.

1.Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Дети читают тему урока).

Знакомимся с экономикой через сказки.

V .Мотивация: для чего?

На уроке мы прикоснёмся к сказкам и познакомимся с экономическими категориями (понятиями), которые в нашу жизнь вошли сравнительно недавно и связаны с переходом к рыночной экономике. Узнаем, что сказка, оказывается, - это серьёзное и настоящее дело. Она нужна, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Какое новое слово вам встретилось при чтении темы урока? (Экономика)

Экономика – как наука о домашнем хозяйстве. Она объединяет слова: потребность (что нужно человеку: материальное, духовное, социальное),труд, бартер (обмен), выгода (прибыль), убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал

(купля –продажа) это экономические категории. Знание экономических категорий вам пригодятся в дальнейшей жизни.

VI .Погружение в урок.

1 задание. Чтобы начать знакомство с экономическими категориями, предлагаю вам поиграть со мной в игру «Выберите верное предложение». На карточках по три предложения. Выберите то предложение, которое вам кажется правильным и объясните, почему вы его выбрали.

1 группа.

1.Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими.

2 группа

1.Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это когда меняют товар на товар.

3.Пенсию обычно получают мамы и папы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

3 группа

1.Вода должна течь из крана и днём, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда она нужна человеку.

2.Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

3.Чем качественнее (лучше) товар, тем выше цена товара.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Итак, какие экономические категории выделим в этой игре? (Ответы: деньги, трудиться – труд, валюта, реклама, пенсия, экономия, бюджет, товар, цена, качество товара ).

2 задание. Сейчас группы поработают со сказками, которые вам хорошо знакомы. Но эти сказки мы с вами проанализируем, исследуем, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества человека, которые проявляются в различных ситуациях.

Ваша задача:

Выбрать и сгруппировать экономические категории и социально-нравственные качества, которые даются на карточках.

Обсуждение задания в группах.

1 группа . «Колобок» (Русская народная сказка)

Цель: расширить представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми

Экономические категории : труд, изделие.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, предприимчивость, любознательность, общительность, хитрость, хвастливость, безопасность

Краткое содержание .

Жили-были дед да баба. Дед попросил бабку испечь колобок. Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, пожарила его в масле. Колобок получился пышный, румяный, ароматный. Положила она его на окно остынуть. А колобок прыг с окошка во двор и покатился себе по дорожке в лес. По дороге встретились ему сначала заяц, потом волк, затем медведь и лиса. Все хотели съесть Колобка, но только она собралась его съесть, как прибежали бабушка и дедушка, все звери и стали стыдить лису. Колобок предложил пойти к бабушке и дедушке и всем вместе попить чаю.

Вопросы:

Что было необходимо, чтобы испечь колобок?

Каким получился Колобок?

Вопросы:

Почему бабушка не отказалась испечь колобок?

Почему Колобку захотелось убежать из дома?

Каким образом Колобку удавалось укатиться от зверей?

Почему лиса обманула Колобка?

Вывод:

Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке, Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло;

Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный;

Лиса предприимчивая, хитрая – обманула Колобка;

Безопасность жизни – не доверяй незнакомым людям

2 группа «Терем – теремок» (Русская народная сказка)

Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода

: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Краткое содержание.

Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нём жить. Потом попросились жить: лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Вопросы:

Какими видами труда занимались жители теремка?

Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

Как был восстановлен теремок?

Вопросы:

Как жилось зверям в теремке?

Почему они помогали друг другу?

Для чего нужно разделение труда?

Есть ли разделение труда в вашей семье?

Как вели хозяйство жители теремка?

Вариант: В какой сказке сказочные герои строят дом? (« Три поросёнка» английская сказка)

Вывод:

Каждый житель терема имел свои обязанности и хорошо выполнял их, поэтому всё у них получалось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

3 группа « Мужик и медведь» (Русская народная сказка )

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль

Социально-нравственные качества : трудолюбие, расчётливость, смекалка, чувство справедливости.

Краткое содержание.

Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь. И говорит, что «заломает» его. Муж попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город поехал продавать. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмёт корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

Зачем мужик повёз репу в город?

Почему мужик посеял на следующий год рожь?

Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Вопросы:

Как мужик сохранил урожай?

Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Почему рассорились мужик и медведь?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод:

Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;

Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками

3 задание.

Игра «Продолжи предложение » (на доске)

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а вы его закончите. Слова-помощники на доске: польза, зарплата, пенсия, стипендия, вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов пойдет на работу, профессия, валюта, продать, купить, изготовить, выше, банк, реклама, товар, одежда, жилье, продукты питания

    Любой труд приносит ….(пользу).

    Моя мама получает за свой труд…, бабушка …., а брат учится в институте и получает …. (зарплату, пенсию, стипендию).

    Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдёт на работу).

    Деньги разных стран называются ….(валюта).

    Любой товар можно ….(продать, купить, изготовить).

    В магазине цена…., чем на рынке (выше).

    Место хранения и накопления денег называется …(банком).

    Чтобы люди узнали о товаре, нужна ….(реклама).

    Мебель, одежда - это …(товар)

    Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жильё, продукты питания).

4 задание .

Игра «Колодец желаний»

Представьте себе, что вы банкир. Начните предложение и закончите его: «Если бы я мог стать банкиром, то …»

5 задание.

Итак, сейчас вспомним сказку С.Михалкова «Как старик продавал корову»

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание.

Старик продавал корову на базаре целый день, но никто её не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренёк пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих её приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

Почему старик целый день не мог продать корову?

Как старик представлял товар?

Каким образом паренёк привлёк покупателей?

Кто был лучшим продавцом: старик или паренёк?

Почему старик передумал продавать корову?

Социально-экономические качества : предприимчивость, доброта

Вопросы:

Какими качествами обладал паренёк?

Почему паренёк помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

VII . Рефлексия.

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в жизни? Где? Для чего?

Чтение пословицы:

Мудрым никто не родился, а научился.

Вывод:

Быть мудрым человек учится у жизни.

Жизнь учит людей быть мудрыми.

VII .Самооценка урока

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Самоанализ урока

Тема урока . Знакомство с экономическими категориями через сказки.

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям

Тип урока по дидактической цели : изучение нового материала

Цели содержания:

1)обучающие: ввести детей через сказки в новую – экономическую - сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях;

2) развивающие : развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности;

3)воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру; уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Дл достижения целей урока применила технологии:

1.Технология организации познавательной деятельности учащихся:

Технология личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

Технология активизации и интенсификации познавательной учащихся: игровая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология группового способа обучения;

Технология организации воспитательного процесса (коллективная творческая деятельность), технология свободного развития (предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Пониманию экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. И в народных сказках, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается в виде проблемных ситуаций, решения которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

На уроке использовала игровую форму заданиям, имеющим познавательное содержание путём введения в него одного или нескольких элементов игры (роли выступающих, установка на выигрыш в результате выполнения определённых правил и достижения заданной цели).

Игры « Выбери верное предложение», «Продолжи предложение» применила с целью выявления сформированности экономических категорий и умения завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Следующий этап работы на уроке заключался в анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.). и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Реализация этой задачи прослеживается в сказках «Колобок», «Терем-теремок», «Мужик и медведь». По этим сказкам дети получили представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми, о характере труда сельского жителя, понимание необходимости труда, значимости разделения домашнего труда между членами семьи, предвидеть результат труда; воспитание социально-нравственных качеств личности: трудолюбие, общительность, хвастливость, заботливость.

Познакомились с экономическими категориями: труд, изделие, разделение труда, польза, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

При проведении физминутки использовала «экологическую педагогику» - это одна из основных характеристик гуманно – личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, дидактический приём «Опустите голову!», «Закройте глаза!» по утверждению Ш.А.Амонашвили влияет на то, чтобы дети с успехом решали учебные задачи.

На данном уроке у детей удалось сформировать мотивацию учебной деятельности, выбранные формы работы оказались оптимальными для реализации целей урока.

Активность и самостоятельность мышления учащихся достигнуты путём системы вопросов, созданий проблемной ситуации, разных уровней деятельности учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом, в творческой работе.

бартер

пенсия

деньги

труд

валюта

экономия

бюджет

качество

товар

Министерство образования и науки РХГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Зачетная работа

Тема. Изучение сказок народов мира

в начальных классах с целью подготовки ребенка

к жизни и правильной ориентации его

в условиях перемен социальной жизни

Выполнила:

Чертыкова Н.Н., слушатель

квалификационных курсов

учителей начальных классов

хакасских школ

Абакан – 2008

Одной из важнейших задач начальной школы является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и школьного возраста),значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между ступенями образовательной системы - начальной школой и средним звеном. Школьник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет.

Процесс познания экономики не прост для школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребёнка такое серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

    построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимание целесообразности деятельности, трудолюбие, экономичность, бережливость, расчётливость и др.).

Реализация этой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволяет отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки(сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар». «доход» и т.д,) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В специально- подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчёт», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

    сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

    сказки, отражающие труд людей;

    сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

    сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы и т.д.;

    сказки, помогающие понять значение таких экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе начальной школы широки: на уроках (математика, литературное чтение, окружающий мир и др.), совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), свободной деятельности самих учащихся в игре – драматизация по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр).

Сказка является эффективным средством формирования у школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. экономическое содержание осваивается не только со стороны технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социальную социокультурную позицию ребёнка.

Рассмотрим сказки, позволяющие сформировать у детей представления о потребностях, о труде, профессиях, бартере, рекламе и др.

В авторской сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказке «жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально0нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.

Вывод: В авторской сказке А.С.Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта.

В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могла выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.

Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов), уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов даётся в сказках:

«Как коза избушку построила» (русская народная сказка)

Экономические категории: потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость.

Вывод: Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка» (английская сказка), «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка), «Оркечекнен кускечек» (хакасская народная сказка).

Экономические категории: труд, качество, рациональное использование природных материалов.

Социально- нравственные качества: трудолюбие – лень, практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф – Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

Аналогично в хакасской народной сказке «Оркечекнен кускечек» и в русской народной сказке «Лиса, заяц и петух».

Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

    Вывод: купец поехал торговать за море, где товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж.

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Цели: формировать представление о договоре как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон; подвести детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказки.

Экономические категории: договор, труд, плата за товар, товар.

Социально-экономические качества: трудолюбие, добросовестность, смекалка, жадность.

Вывод: Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за совей жадности

Заключение.

Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть по-настоящему эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.

Использованная литература:

1.Н.С.Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа.№5 -1987

2.Н.С.Бибко.Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки.- ж.Начальная школа. «12 -1991

3.А.А.Сморленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок.

М. АРКТИ.2006

Жили-были в Поросятомегаполисе три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Они вели натуральное хозяйство: выращивали овощи на своем огороде и продавали их на местном рынке. Шло время, поросята взрослели. Их потребности с каждым днем росли: расходов становилось больше, чем доходов. Кроме того, в Поростятомегаполисе стали поговаривать о приближении экономического кризиса.

Как-то раз старший поросенок Ниф-Ниф сказал: «Мы стали взрослыми, пора нам подумать о том, как жить дальше. Мой бизнес-план таков: я хочу взять кредит, чтобы построить новый теплый дом для нас братьев и много красивых домов для других поросят. Хорошие теплые дома всегда будут пользоваться спросом! Я думаю, что строительство - очень прибыльный бизнес. Хотите мне помогать?».

Но его братьям не хотелось браться за тяжелую кропотливую работу.

«Рыть землю и таскать камни - это занятие не для меня!»,- сказал Нуф-Нуф. Недолго думая, он потратил все хрюшбели (деньги, имеющие обращение в Поросятомегаполисе), полученные от продажи овощей на рынке, на приобретение валюты более богатой страны - Львяндии. Нуф-нуф решил стать богатым за счет падения курса хрюшбелей и продажи льволаров (валюты Львяндии) по спекулятивным ценам.

Отказался строить дома и младший поросенок Наф-Наф. Он сказал, что знает, как можно очень быстро и сразу заработать кучу не только хрюшбелей, но и льволаров. Как стало известно позднее, он украл хрюшбели у живущих по соседству поросят, связался с мафией и приобрел у них партию запрещенного препарата - звероспайса, под воздействием которого поросята резко меняли свое поведение в худшую сторону: они теряли связь с реальным миром, становились злыми, жадными.

В это время старший поросенок Ниф-Ниф построил дом для своей семьи и приступил к строительству новых домов. Трудно иногда было ему, не все всегда получалось, но он твердо шел к намеченной цели. Компания Ниф-Нифа успешно строила один дом за другим. Бизнес его развивался.

Средний брат Нуф-Нуф воспользовался ситуацией спроса на льволары в Поросятомегаполисе. Он продал приобретенные им льволары по более высоким ценам и смог заработать значительную сумму денег. Однако, он не думал о будущем и все заработанные им деньги он потратил на развлечения. Целыми днями поросенок только и делал, что играл в свои поросячьи игры, прыгал, развлекался. А хрюшбель в это время усилил свои позиции. В итоге - Нуф-Нуф остался ни с чем. Помощи ему ждать было неоткуда. Он с поникшей головой пришел к старшему брату.

Еще сложнее была ситуация с младшим братом - Наф-Нафом. За продажу звероспайса он был задержан и приговорен к большому сроку лишения свободы. Карьера Наф-Нафа, как бизнесмена, бесславно закончилась.

Вот и все, что мы знаем про трех поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

Мораль этой сказки такова - веди честный бизнес и не зарабатывай деньги на горе и несчастье других! Ничто в этой жизни не дается даром!