Во сколько месяцев грудничок ползает. В каком возрасте ребенок начинает сидеть и ползать

Ползание - необходимо. И то, когда ребенок начинает ползать - важнейший критерий не только физического, но и нервно-психического развития малыша.

Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.

Возраст для ползания

Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.

На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.


Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.

Тематический материал:

Этапы процесса

Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.


Вспомогательные упражнения

Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.


По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.

Массаж

Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.

Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.

Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.

Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.

Стимуляция ползания

Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?

Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.

Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.

Зрительная мотивация

Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.

Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.

Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.

Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.

Стимуляция звуком

Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук, начнёт передвигаться к его источнику.

Наглядный пример

Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.

Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.

Меры предосторожности

При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:


Резюме

Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.

  1. На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
  2. По-пластунски с 8 месяцев.
  3. На четвереньках с 9 месяцев.

Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.

Тематический материал:

Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Хотя не исключено, что ваш малыш может пропустить его и сразу пойти. Обычно детки, которые научились хорошо и быстро ползать идут чуть позже сверстников, которые не ползали. Навык этот очень полезный, так как ползание – это отличное упражнение для укрепления мышц спины, а вертикальное положение создает большую нагрузку на них. Поэтому даже если ваш ребенок не ползал, желательно уже после того, как он пойдет научить его ползать и включить это упражнение в ежедневную гимнастику или зарядку с малышом.

Обычно детки начинают ползать (если не считать период рефлекторного ползания) в , но есть карапузы, которые уже в начинают самостоятельно передвигаться, а есть чуть более ленивые детки, которые ползут в 8-9 месяцев. Способ передвижения каждый ребенок выбирает сам, одни начинают ползать задом, вбок или по кругу, затем ползают по-пластунски и наконец, достигают совершенства, ползая на четвереньках. Другие малыши сразу начинают становиться на четвереньки, сначала раскачивают попу вперед-назад, затем пробуют переставлять ручки (могут сначала ползать лягушкой: две руки сразу вперед, а затем рывком подтянули зад), затем ножки. Первые попытки ползти будут медленные, кроху нужно стимулировать, раскладывая перед ним игрушки или другие интересные ему предметы, но уже через пару недель он будет передвигаться по квартире с такой скоростью, что можно играть с ним в догонялки.

Чтобы кроха научился ползать, не стоит его все время держать в кроватке. Уже с желательно начать выкладывать его на пол . Сначала он освоит переворачивание со спины на животик в одну и другую сторону, научится приподниматься на руках. Раскладывайте вокруг ребенка новые предметы, он будет стараться дотянуться до них. В один из моментов кроха оттолкнется ножкой от пола или стены, переместиться вперед или в сторону, теперь он будет продолжать исследовать и совершенствовать новый навык — ползание, как способ достижения интересующих мест и целей. Если кроха начал ползать в кроватке, то не стоит это позволять ему, сразу перемещайте его на пол или в специальный игровой манеж. Ребенок должен различать место для сна и место для игр, иначе могут начаться проблемы с укладыванием спать. Чтобы исключить варианты травм, уберите с пола все предметы, которые могут завалиться упасть (напольные вазы, горшки с цветами, стойки и др.), защитите все острые углы силиконовыми накладками, пол утеплите, положив на него одеяло, ковер. Регулярно проводите в комнате влажную уборку, чтобы малыш не дышал пылью. Мойте чаще ручки, ведь 6-й, – это еще и период прорезывания первых зубов, а значит, пальцы крохи часто будут находиться во рту. Обязательно регулярно мойте игрушки, которыми играет ребенок.

Хвалите кроху за его достижения, показывайте ему новые возможности приобретенного навыка . Например, верхом совершенства считается ползание на выпрямленных ногах (ходьба обезьяны). Можно устраивать крохе мини-полосу препятствий: он может перелазить через невысокие преграды, под стульями, через тоннели и т.д. Такую дорожку для ползания можно приобрести в магазине или сделать самим. А в один прекрасный день кроха подползет к дивану, стулу или стенке манежа и встанет, но это начинается уже другая история…

Когда малыш начинает ползать, в его жизни наступает немаловажный ответственный период. На первый взгляд кажется, что можно и не заострять внимание на данном событии. «Ну а что такого произошло? Всё естественно и рефлекторно.» Но на самом деле первые попытки самостоятельного передвижения свидетельствуют о запуске важных механизмов в организме крохи.

На данном этапе происходит:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и мышц;
  • развивается подвижность суставов;
  • совершенствование концентрации внимания;
  • становление интеллектуальных способностей;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • регулируются обменные процессы и совершенствуется работа внутренних органов.

От того, насколько правильными и грамотными будут действия родителей, зависит то, насколько правильным и своевременным будет физиологическое и морально-психологическое развитие ребёнка.

В каком возрасте ребёнок начинает ползать

Мало кто задумывается о том, что первые попытки к ползанию младенец проявляет с самого рождения, когда он пытается ёрзать из стороны в сторону, потом отталкивается ножками от опоры, после с помощью активных движений конечностями старается продвинуть своё тело вперёд. И к пятимесячному возрасту малыш осваивает навык ползания.

Педиатры утверждают, что к девяти месяцам ребёнок ползает достаточно быстро и уверенно. Но не стоит загонять себя и кроху в строгие рамки, если вдруг что-то пошло не по графику. Некоторые детки справляются с поставленными задачами чуть раньше, другие - немного позднее. Организм у каждого разный, и происходящее процессы протекают в индивидуальных пределах.

Первые тревоги и опасения или как не навредить своему чаду

Естественно, что новый этап в жизни маленького человека приносит любящим мамочкам дополнительные заботы и тревоги. Их волнует куда больше вопросов , чем во сколько месяцев должен поползти младенец. Зачастую большинство опасений оказываются напрасными. Попробуем разобраться с часто возникающими вопросами, которые могут потревожить родителей, когда ребёнок начинает ползать.

Грань между нормой и патологией так тонка , что порой сложно различить, где же это запретный рубеж. Конечно, частые необоснованные визиты к врачам не принесут пользы малышу, но и невнимательное отношение к крохе может привести к серьёзным последствиям. Мамам нужно больше времени проводить с ребенком, отмечать для себя все успехи и продвижения вперёд. Только в том случае, когда вдруг остановились процессы развития или даже замечен регресс, следует обращаться за помощью к специалистам.

Мамины руки в помощь ножкам малыша

Родители должны заботиться о своём ребёнке и всячески помогать ему во всех процессах жизнедеятельности. В момент наступления этапа ползания на четвереньках от мамы требуются массаж, гимнастика и специальные упражнения. Поговорим о каждом виде "родительской помощи" более подробно.

Укрепляющий массаж

Массаж является как бы вводной частью к гимнастике. Сначала тело малыша разогревается и подготавливается к дальнейшим занятиям, после непосредственно проходят основные занятия. Начинать массаж следует с плавных поглаживаний , постепенно переходящих в лёгкие растирания, пощипывания и постукивания. Должны быть задействованы область спины и ягодиц, кончики пальцев, ладони, стопы, голени, предплечья, наружная поверхность бёдер и плечей. Область живота нуждается только в мягких поглаживаниях. Допускаются лёгкие пощипывания вокруг области пупка.

Гимнастика для новорождённых в возрасте 6–9 месяцев

Скрещиваем ручки малыша на груди, сгибаем и разгибаем ножки в коленях, вместе и поочерёдно, производим круговые движения руками и подъём прямых ног, переворачиваем со спинки на живот., осуществляем приседания. Некоторые родители предпочитают водную гимнастику и гимнастику на специальном мяче. Для водных процедур совсем необязательно посещать дорогостоящие занятия в бассейне, можно ограничиться пределами ванной комнаты. Главное, не оставлять ребёнка в воде без присмотра взрослых.

Учимся формировать устойчивую опору на руках. Положить малыша на живот, выше уровня головы расположить игрушку. Кроха будет пытаться дотянуться до интересующего предмета, а соответственно, приподниматься на ручках.

Укрепляем вестибулярный аппарат . Малыш на животе. Под грудь подкладываем валик. Располагаем ребёночка таким образом, чтобы руки и голова свисали с валика, а ноги располагались на опоре. Оставляем кроху в таком положении на 15 минут. Если малыш устанет, упражнение можно прекратить раньше.

Учим грудничка стоят на четвереньках. Мама сидит на полу, ноги вместе. Ребёнок расположен на ногах мамы лицом вниз, руки и ноги спущены. Расстояние до пола такое, чтобы кроха мог дотянуться до поверхности ладонями и стопами.

Если вышеперечисленные упражнения не приносят результата , то целесообразно перейти к более серьёзным занятиям, во время которых требуется второй помощник и происходит непосредственное обучение переставлению ручек с ножками и стимуляция активных движений. Первые занятия следует проводить под контролем педиатра или в кабинете массажа и лечебной физкультуры.

Кроме этого, никто не отменял здорового питания, прогулок на свежем воздухе и нормального чередования режимов сна и бодрствования. Такой образ жизни полезен не только маленькому человеку, но и взрослому.

Сложно дать точный ответ на вопрос, во сколько дети начинают ползать на четвереньках. Временные границы раздвигаются в пределах от четырёх аж до двенадцати месяцев. И это нормально. Самое главное в жизни матери - это здоровье и счастье её чада . Пусть лишние тревоги не отвлекают семью от естественных процессов развития.

Пожалуй, все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш начнёт ползать. Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать? Как вообще проявляется на первых порах этот навык?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед. Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности.

Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша. В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться. Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе. А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию. Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики. Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Интересно! Развитие ребенка в 9 месяцев: на что обратить внимание?

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы. Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений. Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках. Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок. Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы. Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий. Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Интересно! Подгузники: за и против

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой. Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов. Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.