Зал поющих кариатид. Зал поющих кариатид Зал подпевает

18 января 1967 года в жизни Владимира Высоцкого произошло сразу несколько важнейших событий, каких прежде не случалось.


Первый официальный концерт. Первое интервью. Первая киносъемка.
И все это произошло в один вечер, в одном месте. В ленинградском Клубе песни «Восток» в помещении Дома Культуры работников пищевой промышленности на улице Правды, дом 10.


Ленинград, ДК работников пищевой промышленности

Кафе «Восток» открылось 23 декабря 1961 года, и с марта 1963-го в нём регулярно проводились вечера авторской песни.
С марта 1964-го начались уже полноценные выступления в Малом зале ДК пищевиков с участием Бориса Полоскина, Евгения Клячкина, Владимира Лосева, Валентина Вихорева и других ленинградских авторов. А 20 октября 1965-го состоялся первый абонементный концерт в Большом зале Дома культуры. Причем, это был вообще самый первый абонементный концерт авторской песни в СССР.

И, наконец, в январе 1967-го актив клуба решил пригласить для выступления на сцене «Востока» Владимира Высоцкого.


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

Песни Высоцкого уже звучали по всей стране, но все-таки он еще не имел всеобщей узнаваемости.
Главные роли в театре и в кино были еще впереди. Поэтому «востоковцы» Анатолий Яхныч, Юрий Кукин и Борис Полоскин были в затруднении. Но Высоцкий приехал из Москвы вместе с Олегом Стриженовым, а уж знаменитого актера они должны были узнать. К тому же у Высоцкого была с собой гитара. По гитаре его и опознали на перроне.

И отвезли в гостиницу «Астория».
Номер бронировали через обком комсомола. Прежде ничего подобного не было – именно поэтому то выступление можно действительно считать первым официальным концертом Высоцкого. Номер с балдахином привел Высоцкого в восторг, но вот коньяк с новыми знакомыми он пить наотрез отказался и вообще в тот период не пил совсем. Зато петь начал прямо в номере, а вечером был сам концерт.


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

По свидетельству очевидцев зал на тысячу мест был битком, и еще целая толпа осталась на улице.


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

Перед Высоцким выступал бард Валентин Вихорев, прекрасный лирический автор, но в тот вечер ему было, конечно, не слишком комфортно выступать.
Потому что все ждали только Высоцкого.


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

Песни с первого выступления в клубе «Восток» вышли потом на первом диске знаменитой виниловой серии «На концертах Владимира Высоцкого».


Первый диск серии «На концертах Владимира Высоцкого», 1987 год

Как и обещанная Высоцким «Песня студентов-археологов».

Песня студентов-археологов: слушать


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

Ведущими концерта были Владимир Фрумкин и Юрий Андреев.


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой

А в традициях «Востока» было не просто выступать и слушать, но еще и обсуждать услышанное, устраивать дискуссии прямо в зале. И можно сказать, что ответы Высоцкого на вопросы Юрия Андреева стали его первым интервью: слушать

Концерт 18 января 1967 года снимали на пленку.
И так получилось, что это была первая полноценная съемка поющего Высоцкого. Поющего и говорящего со сцены. Он отвечал на вопрос Юрия Андреева о разнице между эстрадной песней и песней авторской: слушать

Впоследствии фрагмент этого ответа вошел в документальный фильм «Срочно требуется песня».
Вообще, фильм замышлялся как полнометражный, и снимали тогда многих исполнителей. Но в итоге оставили всего двадцать минут, и помимо Высоцкого прозвучали Булат Окуджава, Борис Полоскин, Ада Якушева и Юрий Кукин с песней, шедшей где-то фоном на заднем плане. А Юлий Ким в кадре, увы, не поет, хотя и активно участвует в дискуссии об авторской песне.

А Высоцкий пел тогда еще совсем свежую песню – знаменитый «Парус».
Правда, кинопленка оказалась с браком, и непосредственно фрагмент исполнения пришлось переснимать отдельно, уже в Москве, в Театре на Таганке.

После концерта весь актив клуба собрался прямо здесь же, в кафе «Восток», и Высоцкий снова взял гитару и спел несколько песен.


Ленинград, ДК пищевиков, кафе «Восток», 18 января 1967 года (после выступления)

И сам Володя, и его новые ленинградские друзья были в полном восторге от этой встречи, от знакомства и концерта. Успех на сцене «Востока» был очень важен и для самого Высоцкого, и для тех, кто его пригласил.

А в октябре того же 1967 года Владимир Семенович приехал в Ленинград на съемки в картине «Интервенция».


Ленинград, кафе «Восток», 1967 год (слева Михаил Крыжановский). Фото Галины Дроздецкой

И снова выступил в «Востоке».
Но этот концерт, что называется, не сложился. Организовывали все в спешке, выступление пришлось отложить на час, пока готовили сцену. Потом начала барахлить аппаратура. Потом – чудить усилитель. Потом, когда Высоцкий наконец запел, у гитары лопнула струна. Бард Валерий Сачковский одолжил свою гитару, но эта гитара не ложилась на голос Высоцкого. Нашли еще одну, но этот инструмент совсем «не строил».


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 1967 год. Фото Галины Дроздецкой

С грехом пополам спев 12 песен, Высоцкий попрощался.
Чтобы 20 декабря все того же 1967 выступить в этом зале снова.


Ленинград, кафе «Восток», 1967 год. Фото Галины Лисютич

Выступать после предыдущего неудачного концерта Высоцкий долго не соглашался, но его уговорили Наталия Смирнова и Галина Дроздецкая.
Которые, кстати, неоднократно фотографировали Высоцкого и в клубе, и вообще в Ленинграде, и благодаря которым мы имеем множество прекрасных снимков того периода. Так вот, в итоге Высоцкий все-таки приехал, и прием его встретил прямо-таки оглушительный – Владимир Семенович даже немного смутился: слушать


Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 20 декабря 1967 года. Фото Г.Земцовского

Владимир Семенович пришел в зал с мороза, и первые несколько минут гитара, что называется, «оттаивала».
Но потом и гитара заиграла, и Высоцкий распелся.


Спев на этот раз все песни, которые запланировал, Высоцкий исполнил даже «Спасите наши души», хотя жаловался публике, что у него сегодня «очень плохо с глоткой».
Но все-таки спел и попрощался, как тогда казалось, ненадолго: слушать


Ленинград, ГПИ «Проектавтоматика», 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

Обратите внимание на слова Высоцкого, что песни очень быстро «растворяются и размножаются».
Примерно такие же слова он говорил и во время второго концерта в «Востоке». Т.е. с одной стороны Высоцкому было приятно, что его песни расходятся по стране, что аудитория их знает, что зал подпевает вместе с ним, но с другой стороны, его беспокоило, что он не может дать этому залу чего-то нового, неизвестного, еще не слышанного прежде. И он чуть-чуть экономил, что ли, репертуар. Такое вот любопытное наблюдение.

Ну, а следующий, четвертый и последний концерт Владимира Высоцкого в клубе «Восток» состоялся через пять с лишним лет, 28 февраля 1973 года.


Ленинград, 1973 год

Здесь нужно сделать некоторое отступление.
Ленинградцы, которым довелось бывать на выступлениях Высоцкого в их городе, общаться с ним, отмечали, что в отличие от Москвы и каких-то других мест, в Ленинграде в песенном плане Высоцкий чувствовал себя довольно свободно. То есть каких-то очень уж жестких ограничений все-таки не было. Но относилось это скорее к 60-м годам, когда еще не растворилась окончательно Оттепель. В 70-е все оказалось сложнее.


Ленинград, 1973 год

Вот и концерт в клубе «Восток» сопровождался своеобразным поведением компетентных органов.
Само выступление не запретили, но категорически запретили вести съемки и звукозапись. Однако «востоковец» Михаил Аронов договорился с радистом, который и записал звук через радиорубку.

Высоцкий пел, рассказывал о съемках в фильмах «Четвертый» и «Плохой хороший человек» и сетовал, что в этих картинах ему так и не удалось ничего спеть, в отличие от обруганных критиками «Опасных гастролей».
И даже немного пожурил аудиторию, которая не переставала хлопать, промолчав только после исполнения «Он не вернулся из боя», мол, «…военные песни вас не интересуют, а интересуют смешные. Обижусь и не буду петь» . Но петь не перестал и перешел к двум «шахматным» песням. И во время второй произошел инцидент, о котором мы вам уже в одной из предыдущих глав: слушать

Человек, которого милиционер пытался арестовать прямо в зале прямо во время исполнения песни, был фотограф Григорий Земцовский.
Земцовскому потом пришлось давать объяснения в милиции, где ему категорически запретили распространять фотографии с этого концерта. А через несколько лет у него в рабочей фотолаборатории провели проверку на предмет несанкционированного употребления множительной техники. Ведь при советской власти любые копировальные аппараты были под строжайшим контролем. Так или иначе, в числе прочего у Земцовского изъяли и негативы снимков последнего концерта в клубе «Восток».


Ленинград, 1973 год

Ну а тогда, 28 февраля 1973 года Высоцкий все-таки допел про битву за шахматную корону и попрощался со зрителями, чтобы никогда больше не выйти на эту сцену.

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Аллу Левитан, Наталию Кане и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Петракова, Валерия Басина, Алексея Денисова, Олега Васина и Александра Ковановского.


Диск «Встреча друзей. 25 лет клубу песни «Восток»», 1987 год

Клуб «Восток» же существует в Петербурге и по сей день.
Только уже в другом помещении. А в бывшем помещении Дома Культуры работников пищевой промышленности на улице Правды, дом 10, теперь гостиница «Государственного Эрмитажа».

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Наталии и Михаила Кане, Николая Курчева, Аллы Левитан и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
- cтатья Владимира Желтова «Давай Высоцкого», «Невское время»;
- cтатья Марка Цыбульского «Высоцкий в Ленинграде»;
- воспоминания Бориса Полоскина и Льва Годованника (Фонтанка.ру).


Памятное издание (2016 год) аудио-диска с записью абонементного концерта клуба песни «Восток», выпущенное к 85-летию В.Вихорева и 50-летию совместного концерта Валентина Вихорева и Владимира Высоцкого 18 января 1967 года

Бонус

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.

Лена пришла на прослушивание за два часа до назначенного срока, но все равно оказалась в очереди девятой.

Девушки, собравшиеся в небольшом холле – среди желтой кожи, стекла, хрома и винтажных голливудских плакатов, украшавших стены вместо картин, – заметно нервничали.

Лена тоже.

Девушки исчезали за дверью из матового стекла с интервалом примерно в четверть часа, потом выныривали и шли к выходу. По их лицам ничего нельзя было понять.

Когда по холлу пролетел звон электронного колокольчика и секретарша назвала ее фамилию, Лена вдруг запаниковала и долго не могла засунуть книгу в сумочку, так что секретарша даже нажала на кнопку еще раз. Но по пути к матовой двери Лена пришла в себя – и толкнула ее уверенной рукой.

За дверью оказался небольшой кабинет, похожий на приемную доктора-косметолога: письменный стол, пара кресел и жесткая медицинская кушетка, обтянутая клеенкой. Хозяин кабинета, которого было принято называть «дядя Петя», сидел на кушетке, скрестив мохнатые ноги, и курил сигару.

Дядя Петя был полный мужчина лет пятидесяти с голым черепом и мясистым лицом в стильных прямоугольных очках. Несмотря на свежевыбритость, он выглядел небритым: его полуседая щетина была так непобедимо густа, что казалось, будто он только что посыпал голову пеплом сигары, а для полноты покаяния втер некоторое количество еще и в щеки. Одет он был как ребенок – в мятые белые шорты и футболку с радужной надписью:

Taliban Ichkeria

Некоторое время он глядел на Лену, пожевывая сигару. Затем указал на стол и произнес:

– Раздевайся и залазь… То есть наоборот – залазь и раздевайся.

Лена была в курсе, что петь придется голой, но все-таки испытала шок, поняв, что все произойдет не на подиуме, а на письменном столе в прокуренной комнатенке. Как-то это выглядело несерьезно. С другой стороны, место было самое серьезное, какое только бывает, это она тоже знала.

Обнаружившийся диссонанс мог означать только одно – ее представления о серьезном и несерьезном не соответствуют актуальной действительности. Такое с ней уже бывало в жизни. Поэтому, отбросив сомнения, она залезла на стол и быстро обнажилась.

– Пой, – сказал дядя Петя.

– У меня флэшка с музыкой, – ответила Лена, – есть куда поставить?

– Давай без музыки.

Специально на этот случай у Лены была приготовлена песня про Югославию, которую пели «Татушки» – она очень выгодно подчеркивала ее тонкий чистый голосок. Лена запела:

Над вечерним Дунаем разносится

белый цвет белый цвет белый цвет…

– Ногу подними, – сказал дядя Петя.

Лена покраснела и, продолжая петь, подняла левую ногу, согнув ее в колене. Стоять на одной ноге было неудобно, но можно. Она развела руки в стороны и попыталась придать своей позе максимальное изящество.

Стыд наполнил ее голос какой-то особо пронзительной хрустальной чистотой. Дядя Петя даже не смотрел на нее – так, может, глянул искоса один или два раза. Он занимался своей сигарой, которая слишком сильно прогорела с одного бока. Озабоченно смазывая слюной проблемную область, он пускал струи дыма в потолок, но раскурить сигару равномерно никак не получалось.

Когда Лена второй раз пропела «Ты уходишь в огонь, Югославия, без меня без меня без меня», в голове дяди Пети, видимо, сработало какое-то ассоциативное реле. Он стряхнул с сигары пепел, сморщился и сказал:

– Хватит. Давай что-нибудь другое.

– А ногу можно опустить? – спросила Лена.

Дядя Петя отрицательно помотал головой. Лена к этому времени уже порядком устала – и сделала ошибку.

Она запела «Колеса любви» «Наутилуса». Это была красивая песня, но с неуловимым и как бы скользящим мотивом, и петь ее следовало только под музыку.

– Это знала Ева, это знал Адам, колеса любви едут прямо по нам… – начала она, но через несколько секунд дала такого явного петуха, что замолчала от смущения, а потом начала заново.

– Не надо, – остановил ее дядя Петя.

Положив сигару на край кушетки, он сделал пометку в блокноте.

– Можно ногу опустить? – опять спросила Лена.

– Можно, – кивнул дядя Петя. – Можно уже одеваться.

– А декламация? Декламацию будете слушать?

Лена слезла со стола. Она чувствовала, как на ее щеках разгорается румянец позора, и ничего не могла с этим поделать. Ей было очень неловко, и, одеваясь, она смотрела в мусорное ведро – словно смирившись с тем, что отныне ее место именно там.

Дядя Петя позвонил через неделю, когда Лена уже успокоилась. Звонок раздался рано утром. Взявшая трубку сестра сказала:

– Тебя какой-то живчик.

Сначала Лена не поняла, кто это, и только когда дядя Петя назвал ее «Югославией», догадалась, что все-таки прошла конкурс.

– Насчет тебя сомнений не было, – сообщил дядя Петя, – ты только ногу подняла, и я все понял… Сегодня днем свободна?

– Да, – сказала Лена. – Конечно.

– Знаешь, где «Рэдисон-Славянская?» Приходи к трем часам ко входу, только паспорт возьми. Увидишь там человека с табличкой «Семиотические знаки». Подойдешь к нему.

– Зачем? – не поняла Лена.

– Затем, глупышка, что человек с этой табличкой отведет тебя туда, куда тебе надо. А ты что-то плохое подумала? Не бойся, плохого больше не будет, будет только хорошее и очень хорошее. Если, конечно, не разучишься краснеть. Это в нашем деле самое важное…

И дядя Петя засмеялся.

Без пятнадцати три Лена была на месте.

Судя по всему, в «Славянской» происходило какое-то крайне важное для мировой семиотики событие – у дверей стояло сразу несколько женщин в гостиничной униформе с такими табличками в руках. Одна из них, сверившись со списком, повела Лену в бизнес-центр. Там уже собралась целая толпа семиотических юношей и девушек – это даже немного напоминало первое сентября.

Женщина в униформе привела Лену в небольшой полукруглый зал с черными креслами, явно предназначенный для презентаций в узком кругу. В зале сидели незнакомые девчонки. Лена по привычке пошла на последний ряд и села рядом с миниатюрной девушкой с азиатским разрезом глаз, по виду совершенной японкой.

– Ася, – представилась японка и так очаровательно улыбнулась, что Лена сразу поняла, как та прошла конкурс.

– Лена, – сказала Лена и пожала протянутую руку. – Что сейчас будет?

– Говорят, какое-то вводное занятие.

Лена оглядела собравшихся. Всего в зале оказалось двенадцать девушек – все были красивые, но разные, словно их специально подбирали таким образом, чтобы создать контраст между разными типами физической привлекательности и усилить таким образом эффект. Здесь были две негритянки, одна мулатка, две смуглых среднеазиатки, две узкоглазочки (самой красивой была Ася) и пять девушек неопределенно-европейского вида: три блондинки (Лена посчитала себя), брюнетка и шатенка.

Через несколько минут ожидания в зал вошли дядя Петя, одетый в коричневый двубортный пиджак поверх черной водолазки, и молодой темноволосый мужчина в сером костюме от Zegna с галстуком неброского, но такого элегантного оттенка, что если у Лены и оставались какие-то сомнения в серьезности происходящего, они отпали раз и навсегда.

Дядя Петя явно не был в этой паре главным. Он вел себя по отношению к молодому человеку очень предупредительно – включил ему микрофон и даже стряхнул несуществующую пыль с его кресла.

Усевшись перед микрофоном, молодой человек оглядел девушек, грустно улыбнулся и заговорил:

– Вы ведь знаете, девчата, что сейчас происходит в мире. Геополитическое противостояние между цивилизациями, основанными на служении духу и материи, обострилось до последнего предела. За этим скрыто такое же напряжение сил, как в зоревые утренние часы перед Куликовской битвой, когда православная рать ждала своего звездно-крестного часа…

14.02.2018 16:40

12 февраля в филиале «Санаторий «Марфинский» ФГБУ СКК «Подмосковье» Министерства обороны Российской Федерации сотрудники группы зрелищно-массовых мероприятий отдела культуры Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе провели литературно-музыкальную встречу «Эстафета Побед».




13.02.2018 15:20

12 февраля в Центральном Доме Российской Армии имени М.В.Фрунзе состоялось совещание с представителями учреждений Министерства обороны Российской Федерации по вопросам организации культурного досуга военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей в период проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества.




13.02.2018 13:01

Под таким названием 11 февраля артисты концертного ансамбля Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе представили концертную программу для военнослужащих в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот».




13.02.2018 12:54

10 февраля артисты концертного ансамбля Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе выступили с концертом на торжественном мероприятии, посвященном 75-й годовщине со дня образования 538 гвардейского Тарнопольского ордена Александра Невского зенитного ракетного полка.




12.02.2018 17:00

8 февраля в государственном бюджетном образовательном учреждении «Кадетская школа-интернат № 9 «Московский пансион государственных воспитанниц» состоялась встреча воспитанниц с начальником военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе, заместителем председателя Московской организации Союза писателей России, поэтом, писателем, заслуженным работником культуры Российской Федерации Владимиром Силкиным.




09.02.2018 11:30

8 февраля Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 354 имени Д.М.Карбышева" стало местом проведения публичной лекции «Ты выстоял, Великий Сталинград», приуроченной к Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).




08.02.2018 17:12

6 февраля сотрудниками группы зрелищно-массовых мероприятий отдела культуры Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Кадетская школа-интернат № 9 «Московский пансион государственных воспитанниц» проведен бал, посвященный Всемирному дню поэзии, под названием «И пробуждается поэзия во мне...».




07.02.2018 16:31

6 февраля сотрудниками методического отдела Центрального Дома Российской Армии имени М.В.Фрунзе проведен очередной семинар со слушателями Военного университета Минобороны России. Тема разговора: «Методика и организация культурно-досуговой работы в воинском подразделении».