Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок часто болеет? Больные дети в детском саду: разбор полетов.

Учебный год только начался, и сентябрь стоит довольно теплый, но многие школьные классы и группы в детских садах уже недосчитались детей - ОРВИ. Причина - обмен вирусами среди членов детского коллектива. Педиатр Анна Левадная рассказывает, каким детям в детском саду и школе ОРВИ угрожает в первую очередь, и также предлагает способы профилактики ОРВИ. Кстати, оксолиновая мазь к ним не относится.

Практически все мамы сталкиваются с тем, что ребенок, едва начав ходить в детский сад, тут же подхватывает ОРВИ. Ребенок, посещающий садик, может болеть до 10–11 раз за год. На то есть две причины:

  • он больше контактирует с другими детьми (источниками новых вирусов);
  • он подолгу находится в сухом непроветриваемом помещении, в воздухе которого накапливаются вирусы, а также неправильно одевается.

Как правило, дети, которые в садик не ходят, болеют реже. Конечно, если мама водит ребенка на развивающие занятия, в магазин, кафе или детский центр, ребенок тоже сталкивается с новыми вирусами. Однако время контакта с ними меньше, и маме легче проконтролировать условия, в которых ребенок находится.

Но как же быть тем, кто ходит в детский сад и школу? Главное, о чем вы должны помнить:

  • причиной ОРВИ служат вирусы, а не бактерии;
  • вирусы распространяются очень легко, преимущественно по воздуху с частицами мокроты при дыхании, разговоре, кашле или чихании;
  • вирус проникает в организм через слизистую носа или рта.

Исходя из этого, вы можете защитить своего ребенка от вирусной инфекции несколькими способами.

Профилактика простуды у детей. Способы защиты от вирусов

Ежедневные прогулки независимо от погоды: на свежем воздухе снижается риск контакта с вирусом.

РРегулярное проветривание. В частности, во время прогулок, а в школе - в течение всей перемены: попавшие внутрь вирусы следует удалить и заменить чистым свежим воздухом.

Ежедневная влажная уборка помогает убрать капельки мокроты, осевшие на различных поверхностях.

Одноразовые полотенца помогают снизить риск распространения вируса.

В группе, классе не должно быть "пылесборников" и мест, на которых оседала бы мокрота и где размножался бы клещ домашней пыли.

Если в детском саду или школе есть кондиционер , требуйте, чтобы он работал с соблюдением всех правил.

Ограничивайте контакт своего ребенка с больными детьми вне учебного учреждения и в других общественных местах (в осенне-зимний период желательно вообще не посещать места массового скопления людей, если вы опасаетесь ОРВИ).

Мыть руки после игр, туалета, прогулок и перед едой.

Проверьте, есть ли на батареях в группах и классах регуляторы температуры. Оптимальная температура воздуха в помещении - 18-20 градусов, оптимальная влажность 50–70%.

Можно купить в группу или класс увлажнитель воздуха : в жарком помещении влажность воздуха и, следовательно, слизистых оболочек снижается, местный иммунитет падает, и вирус проникает в организм.

Чтобы слизистая носа и рта была увлажнена, а легкие без труда избавлялись от мокроты с вирусами, ребенок должен пить достаточно жидкости . Для этого ему всегда должна быть доступна питьевая вода, в том числе в детском саду или в школе. Например, в классе на отдельном столике может стоять кулер с пластиковыми стаканчиками. Кладите ребенку в рюкзак бутылочку с водой и т.д.

Если перечисленные требования выполнить невозможно, можно увлажнить слизистую, промыв нос физраствором .

Все рассмотренные профилактические мероприятия с тем же успехом можно применять не только дома, но и в детских учреждениях.

Как одевать ребенка

  • Научите ребенка определять, жарко ему или холодно, сообщать об этом взрослым и самостоятельно оценивать, сколько одежды ему нужно. Доверяйте чувству холода своего ребенка.
  • Не одевайте ребенка слишком тепло, собирая его в садик.
  • Научите ребенка одеваться самостоятельно.
  • Попросите, чтобы воспитательница не надевала на ребенка вещи, в которых ему жарко.
  • Одежда должна легко сниматься и не должна мешать ребенку двигаться.
  • Чтобы ребенок не потел во время активных игр, одежда должна быть хлопчатобумажная, а не синтетическая.
  • При наступлении холодов желательно использовать термобелье, чтобы избегать перегреваний.


Как повысить иммунитет

Вместе с ребенком ведите здоровый образ жизни, много и активно двигайтесь, закаливайте ребенка. Пусть летом он как можно больше ходит голышом и босиком.

В начале учебного года обеспечьте ребенку постоянные прогулки и двигательную активность, а не нагружайте его занятиями так, что у него не останется времени на физкультуру и свободные игры.

Если ребенок здоров, не бросайтесь сразу же закрывать открытое окно. На натягивайте на него шапочку или носки вопреки его желанию.

Попросите, чтобы ребенка в садике не заставляли есть. Приучайте его к здоровому питанию, а если по каким-то причинам не удается включить в рацион достаточно фруктов и овощей, давайте ребенку витаминные комплексы.

Часто болеющим детям показаны прививки, в первую очередь от пневмококка и гемофильной инфекции, гриппа и менингококка.

Не пытайтесь избавиться от всех окружающих микроорганизмов (все равно не удастся), но и не пренебрегайте дезинфекцией в разумных пределах. Постарайтесь найти золотую середину.

Если, несмотря на все принятые меры предосторожности, ребенок все-таки заболел, постоянно предлагайте ему питье, чтобы разжижать мокроту и увлажнять слизистые. Заболевший ребенок не должен лежать в кровати: если у него нет температуры, ему можно довольно активно двигаться, делать дыхательную гимнастику и принимать ванну, что способствует выведению мокроты из легких.

А вот планшет в руках ребенка, включенный телевизор, отсутствие купаний и активных движений ухудшают выведение мокроты из легких и предрасполагают к длительному течению болезни. В результате ваш ребенок рискует попасть в категорию ЧБД - часто болеющих детей.

Помните, что ни оксолиновая мазь, ни другие противовирусные препараты, ни "усилители иммунитета" не защитят вашего ребенка от инфекции. Единственный действенный способ снизить ее риск - придерживаться рекомендаций, изложенных выше.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Почему болеют дети в детском саду? 9 способов профилактики ОРВИ "

Профилактика простуды.. Нужен совет. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение Его хорошо и для профилактики и при первых признаках простуды использовать...

Обсуждение

Для того, чтоб малыш не заболел контактируя с детками, у которых насморк, нужно очень постараться. Избежать передачи вируса чрезвычайно трудно, ведь дети очень чувствительны к вирусам. Для профилактики можно местно применять интерфероны в форме капель или геля в носик. После прихода домой промывать носик солевым раствором. Еще есть пластырь Сопелка, с маслами камфоры и эвкалипта. Он на одежду клеится и действует 8-м часов. Его хорошо и для профилактики и при первых признаках простуды использовать, он вирусы в воздухе убивает, носик раскладывает, и от кашля помогает.
Нужно закалять малыша, больше на свежем воздухе гулять - тогда все инфекции он будет переносить в легкой форме. Ведь в любом случае ОРВИ в детском возрасте неизбежны(((

а почему Вы говорите, что Ваш сразу подхватит? Вы для профилактики ничего малышу не даёте? Я обязательно детям даю витамины, мы Витрум принимаем. И вот сейчас, когда в садике, как вы говорите, полгруппы с соплями, мой ребёнок ни разу не чихнул. Заранее укрепляем иммунитет. Плюс зарядка и свежий воздух. И все в порядке.

профилактика простуды. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Обсуждение

гв, закаливание, промывание носа/ныряние после посещения общественных мест, чеснок я тоже давлю:)

слышала хорошие отзывы про масло Олбас или "дыши" теперь называется, пока не нашла в аптеках, жму чеснок в блюдца по квартире расставляю, как кто-то начинает из домашних сопливится+обязательно нос прокапывать начинаю аквамарисом

Подскажите, пожалуйста, кто что дает своим деткам для профилактики простуды, ОРВИ и т.п. Мы - первоклашки, очень не хочется "рассопливливаться"! Заранне спасибо!

Обсуждение

оциллококцинум

Приспособьтесь "ловить" первые признаки болезни и "душить" их безвредными народными методами - ноги попарить, попить простеньких травок, что вы в семье любите, и если есть возможность пропустить школу. Да,еще дать отоспаться.

Профилактика простуды. Медицинские вопросы. Беременность и роды. Может, еще можно поделать?) Профилактика простуды. Всем привет!

Обсуждение

Я Деринат капаю. Можно еще по всему дому разложить чеснок порезанный на блюдечках или эвкалиптовую аромолампу зажечь. Еще воду, настоянную на чесноке (на маленькую дольку 3ст.л. воды, стоять 10 минут) закапывать в нос по паре капель в каждую ноздрю 4 раза в день. Это на и при насморке хорошо помогает, дитенку тоже так капаю.

У меня тоже самое с сыном:(Капаю деринат, заварила шиповник, натолкла клюквы, еще маску ношу, хотя вряд ли от нее есть польза - все время в ней ходить не могу... Еще вифероном нос мажу.

Про частые простуды. Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Про частые простуды. Сыну 17 лет, 11 класс. И вот последние 2 года - насморк либо с кашлем...

Обсуждение

Гланды случайно не гиганского размера? От слишком увеличенных гланд бывают частые простуды.

научить быть здоровым, мне кажется.
Для этого воспринимать мир таким, какой он есть.
Возможно, вам это покажется утопией,но предлагаю попробовать.
Вы сами-то насколько здоровой себя чувствуете обычно?

Профилактика простуды. Медицинские вопросы. Беременность и роды. Всвязи с этим вопрос: как вы профилактируете простуды? я слышала что надо оксолиновую мазь в нос...

Обсуждение

полоскала всю зиму и весну горло ромашка-шалфеи-кора дуба. когда семеиство болело - везде чеснок резала, нос себе мазала им же. когда муж заболел - пару раза пила афлубин. оцинум мне никак. еще мазала нос настоикои прополиса, когда начал закладывать..вроде как ТТТ

Оциллококцинум пила, делала ингаляции с эвкалиптом - от насморка очень помогало, в отличие от Аквамариса. Главное, лежать, отдыхать, беречься и поправляться скорее! В горлышко еще можно пшикать спреем Биапарокс - его беремешкам можно, мне прописывали.

Кое-что об иммунитете

Взгляд педиатра

С точки зрения чисто медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Попробую объяснить, почему более поздний возраст мне представляется предпочтительным.

В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку.

Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним - вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам, ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов.

Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не тепличному образу жизни. Известен опыт семьи Никитиных. У меня есть свой, не менее убедительный опыт.

В семье моих друзей родилась тройня. Родители были уже в возрасте, оба - кандидаты наук, активно и много работающие. Два мальчика и девочка родились с весом 1300, 1100 и 1050 граммов. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном Питере семью, увидел следующую картину (дело было в ноябре): трое двухлетних озорников спали послеобеденным сном в спальных мешках. Балкон был открыт настежь. "Ребята, просыпайтесь!" - скомандовала мать. Дети с визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они были бодры, веселы, приветливы.

Сейчас им по 17 лет; они студенты разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: "Как вы решились?". "У нас не было другого выхода!" - честно ответили они.

Поймите меня правильно - я не призываю всех следовать столь экстремальным методам. Но элементы этого - длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. - должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.

Еще одна немаловажная деталь - приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт - и одновременно тренируется его иммунная система.

Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусны езаболевания - главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил, IRS-19 и ряд других.

Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.

Существуют и другие маленькие хитрости - промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.

И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.

Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли игра свеч.

Михаил Кукулевич, врач-педиатр

В группе должно быть чисто!

Мнение воспитателя

Когда я работала воспитателем в садике, у меня была самая младшая группа - дети от 1,5 до 3 лет. Большинство детей действительно заболевали, не проходив и недели в сад.

Существует масса всяких профилактических норм для предотвращения заболеваемости детей. Но далеко не все детские сады проводят эту профилактику из-за недостатка персонала.

Представьте себе: 20 малышей - не все умеют сами кушать, одеваться и раздеваться, некоторые еще не просятся на горшок - и я одна с 7 утра и до вечера, и за воспитателя, и за нянечку. Не успеваешь лишний раз помыть игрушки или полы в группе.

Когда я поняла, что по моей вине могут заболеть дети, я собрала родительское собрание и объяснила им ситуацию. И мои родители стали мне помогать! Я раздавала вечером резиновые и пластмассовые игрушки, а утром мне их возвращали вымытыми. Родителям более старших детей я раздавала кукол - они приводили их в порядок, мыли, стирали одежду. Два раза в месяц мы проводили вместе с родителями генеральную уборку в группе: мыли полы, стены, детскую мебель, кафель, шкафчики, стульчики, подоконники. Одна мама предложила собрать деньги и купить в группу портативный кварцевый аппарат. И я смогла кварцевать группу. Вы не поверите, но дети почти перестали болеть!

Советы:

    убедитесь, что в саду соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;

    чаще стирайте одежду ребенка, в которой он ходит в садик;

    предложите вашу помощь воспитателю.

Юлия Калинина, Москва

Грипп не прошел

Опыт детского сада

Реален ли детский сад, где дети не болеют? Да, такой садик есть. Он открылся на базе центра образования в Новой Олимпийской деревне. Это сказочный городок, просторный и светлый, с залами для игр и своим бассейном... но ведь грипп, как известно, всеяден. И все-таки он не прошел - ни осенью, ни зимой, ни плаксивой весной.

Почему? В детском саду выработана целая система оздоровления и закаливания, которая специально "настраивается" на каждого ребенка. Беседа с мамой начинается с анамнеза - как вынашивала, как родила, чем знаменательны первые годы жизни малыша. Заполняется диагностическая карта, в которой учитывается семейный портрет, уровень физического и психического развития, группа здоровья, индивидуальные особенности ребенка. Заполняется дневник здоровья, определяется принадлежность к определенному виду закаливания.

Пока дети гуляют на улице, помещение проветривается сквозным методом. Когда дети спят, открыты верхние фрамуги в игровых залах (это обеспечивает равномерное поступление свежего воздуха откуда-то издалека). Периодически воздух помещений обрабатывается бактерицидными лампами. При пробуждении детям предложат пройти по мокрой махровой дорожке, а затем - по сухой. Мокрая - пропитанное соленой водой длинное махровое полотенце.

Затем старшие дети полощут горло прохладной водой, а младшие- отваром трав комнатной температуры, или ребятня промывает носик, втягивая и высмаркивая прохладную воду. Есть еще коврики для массажа стоп. А кому-то назначены дыхательная гимнастика, индивидуальный точечный массаж или ходьба по бревну (профилактика плоскостопия). И так получается, что пока одни дети блаженствуют в бассейне, другие (которым плаванье не разрешается по состоянию здоровья) не скучают, занимаясь лечебной гимнастикой. За этим внимательно следит старшая медсестра Валентина Григорьевна Лебедева.

О бассейне надо сказать особо. Там всегда поддерживается не только нужная температура воды, но и соответствующая температура воздуха - на 2 градуса выше. Так положено по медицинским нормам.

И это еще не все. Круглый год на подоконниках дети выращивают зелень для стола, в первую очередь зеленый лук. Также в пищу добавляется чеснок. А вечером каждый малыш получает свою горошину - аскорбинку. Скоро откроется фитобар, куда детишки будут приходить, чтобы выпить лечебного коктейля.

Заместитель директора центра по дошкольному воспитанию Татьяна Александровна Котова замечает:
- Все мы - мамы, и обстановка в детском саду должна быть домашней. Чтобы ребенок не ждал прихода родителей, а увлеченно жил и творил и чтобы на душе у него было спокойно. Тогда никакой грипп не пройдет.

Тамара Шаманкова

Детсадовский неболейка

Размышления мамы

Когда мамы впервые шагающих в детский сад малышей сокрушаются по поводу неминуемых теперь простуд и болезней, я удивляюсь. У нас в семье детское дошкольное (да и школьное) учреждение никогда не ассоциировалось с температурой, мокрым носом и осипшим от крика горлышком. Как нам это удалось?

С амое главное: найдите такой детский сад, где малышу будет радостно и интересно. Это не так сложно, как кажется. В ближайшем от дома садике может не быть конструкторов Лего и кожаной мебели, зато музыкальный руководитель - просто золото. Нет бассейна и дополнительного английского? Не беда, первое время все "дополнительное" только мешает адаптации к новым условиям жизни: совсем не просто 6-10 часов в день находиться на "чужой" территории!

Ваша первоочередная задача - сделать эту территорию своей. Нет никого лучше ласковой понимающей воспитательницы Надежды Дмитриевны, которая и раздеться поможет, и сказку почитает, вытирая неизбежные утренние слезки...

Ищите такой садик, где вам будут по-настоящему рады, а значит, помогут малышу освоиться, считаясь с его маленькими "прибамбасами". Моему старшему сыну пошли на встречу - первую неделю он ходил босиком, как дома. Вскоре Алеша сам понял, что дома удобнее ходить босиком, а в саду лучше иметь сменную обувь. У вашего малыша может быть другой "нюанс ": любимая игрушка в кармашке, непременная конфета за щекой, книжка в постельке

Н еплохо бы также узнать "оздоровительные" позиции детского дошкольного учреждения. Сколько раз в день дети гуляют? Как часто проходят физкультурные занятия и соревнования? Кто (и сколько раз) проветривает помещение в группе в течение дня? Какая форма одежды предпочтительнее (в большинстве детских учреждений топят очень хорошо, причем до мая!)? Задайте эти вопросы, когда придете записываться в сад.

Сходите на "разведку" в группу: есть ли там спортивный комплекс? В спортивный зал: возможно, вы будете приятно удивлены, увидев "сухой" бассейн (а хорошо бы и "мокрый", настоящий!), баскетбольные кольца для малышей, другие интересные спортивные снаряды. В некоторых детских садах открыты группы "здорового образа жизни". Хорошо бы в такую попасть.

И в заключение открою вам маленькую тайну, которой поделилась со мной милая Надежда Дмитриевна (второй мой мальчик благодаря стечению обстоятельств и некоторым моим усилиям попал в группу к той же, нашей любимой воспитательнице!): кто мало болел дома, до садика, тот и в саду тоже много болеть не будет.

А какие же дети мало болеют? Да только те, которых родители закаливают и оздоровляют. Те, чьи родители поощряют всяческие спортивные мероприятия на свежем воздухе и дома - с самого рождения. Кстати, я уверена, что первая "оздоровительная процедура" младенца - это грудное вскармливание. Вторая - раннее плавание и "прохладный" образ жизни: дома никаких "трех одежек" дома, вся верхняя одежда выбирается только после взгляда на показатели уличного термометра (минус 10 и плюс 5 градусов требуют совершенно разных шапочек, поверьте!). В дальнейшем - обливание холодной водой, сауна, хождение босиком и в трусиках, посещение детского бассейна, летний отдых на даче, поездки на море.

Когда малышу исполнится год, уже не обойтись без спортивного комплекса с канатом, шведской стенкой, брусьями. Также нужны велосипед, санки, лыжи, самокат, ролики, скейтборд, коньки. Не говорю уже про мячи, скакалки, детский теннис-пласт и т.д. К сожалению, ничего не получится, если вы сами в этом участвовать не будете. Итак, чтобы ребенок не болел в детском саду, у него должны быть активные, бодрые родители, которые не жалеют времени и средств (увы!) на собственное здоровье и здоровье своих детей.

И еще одна мысль - крамольная с точки зрения медиков, но "сработавшая" в моем случае. Я уверена, что отказ от профилактических прививок в первые 2-2,5 года жизни значительно влияет на иммунитет ребенка в лучшую сторону. Моим мальчикам прививки делали "перед детским садом", на полный курс требуется приблизительно 6-8 месяцев. К тому же в детском саду у меня есть строгая договоренность с медсестрой (в письменном виде) об обязательном предупреждении меня, мамы, о проведении очередной прививки по возрасту. Для тех, кто не знает, сообщаю: к прививке ребенка надо готовить, а после прививки обязательно узнать о ее "результативности". Добросовестные медицинские работники обязательно вам об этом сообщат.

Ольга Николаева

Журнал "Наш малыш", июнь 2000

В сезон простудных заболеваний особено остро встает вопрос - стоит ли вести ребенка в сад при первых признаках ОРВИ? На эту тему бесконечно спорят на родительских форумах и в чатах «садовских» групп, поэтому мы решили разобраться в вопросе.

Когда речь заходит о детях с первичными признаками заболевания в , родители делятся на два непримиримых лагеря: одни считают, что при малейшем недомогании ребенок должен оставаться дома, другие, ссылаясь на недовольство работодателей частыми больничными, убеждены, что сопли и кашель не представляют опасности ни для самого ребенка, ни для других. Кто же прав?

Когда вести нельзя?

Ребенка однозначно нельзя вести в садик, если:

в течение 24 часов до предполагаемого контакта с детьми в группе у него была температура выше 38,4 (даже если прямо сейчас температуры нет);
наблюдаются даже незначительные сопли и кашель, температуры вроде бы нет, но ребенок вялый и сонный;
у ребенка кишечная инфекция, выражающаяся в рвоте и частом поносе;
на коже непонятная сыпь или гнойники;
ангина в любой форме;
температура выше 37,8 в тот момент, когда вам пора собираться в садик.

При любом из перечисленных признаков ни один из здравомыслящих родителей не поведет ребенка в сад. Однако, если вы заметили ребенка с перечисленными симптомами в группе, вы имеете полное право обратить на это внимание воспитателя или нянечки.

Просто кашель и сопли (любого цвета), если ребенок бодр и температура отсутствует, не являются причиной отказать в приеме ребенка в группу.

Кто может не принять ребенка?

Еще один важный момент, который стоит иметь в виду - ни воспитатель, ни нянечка не имеют права оценивать состояние ребенка. Сделать это может только медсестра. Даже если утренние осмотры в вашем садике носят формальный характер, воспитатель может индивидуально направить к ней «подозрительного» ребенка. На основании осмотра медсестра может выписать направление в поликлинику, где ребенку либо открывают «больничный», либо выдают справку, что он здоров. Если такая справка есть у ребенка на руках - значит, врач подтвердил его «незаразность», и его не имеют права не принять в группу, даже если сопли и кашель никуда не делись. Вывод - если вы относитесь к «ответственным» родителям и не приемлете чужих больных детей в группе, попросите воспитателя позвать в группу медсестру.

Аллергики и астматики

Отдельная тема - детки-аллергики, астматики или носители других хронических заболеваний, выражающихся соплями и кашлем. Если это ваш случай - обязательно предъявите все справки при поступлении в сад и предупредите персонал и родительский комитет, чтобы на вас не развернулась «охота».

Аптечка в довесок

Нередки и ситуации, когда родители не просто приводят в сад заболевших детей, но еще и снабжают их пакетиком с лекарствами, поручая воспитателю проконтролировать их прием. Этого делать нельзя - в обязанности воспитателя не входит медицинский уход за детьми, и она с чистой совестью может проигнорировать вашу просьбу. Если ситуация действительно безвыходная и воспитатель готова пойти вам навстречу - обязательно покажите ей назначение врача с именно таким перечнем лекарств и проверьте срок годности у всех медикаментов, которые передаете для ребенка.

Если ребенок «ловит» вирусные инфекции до 10 раз в год - это нормально, если свыше 10 раз - ребенок считается .

«Утренний фильтр»

В период эпидемий или в ситуациях, когда разговоры «по-хорошему» ни к чему не приводят, и в группе по-прежнему постоянно присутствуют откровенно больные дети, можно обратиться напрямую к заведующей и попросить ее ввести так называемый «утренний фильтр». В этом случае медсестра не просто поверхностно осматривает утром каждого ребенка, но и лично измеряет каждому температуру (или это делают родители под присмотром воспитателя, который заносит все результаты в специальную тетрадь и потом сдает ее медсестре). Допустимым порогом в этом случае считается температура в 37,4, а тех детей, у которых она выше, воспитатель вправе сразу же отправить домой.

А как у них?

Европейские родители куда спокойнее относятся к соплям и кашлю, считая их естественными атрибутами детсадовской жизни. В ряде стран детей принимают в группы с температурой до 39 градусов и зелеными соплями, считая, что именно так и вырабатывается крепкий детский иммунитет. Возможно, доля истины в этом действительно есть - если переводить ребенка на домашний режим при первом чихе, то можно избежать пресловутого «периода адаптации» и частых болезней, приходящихся, как правило, на первый год посещения сада. Но на самом деле вы просто отсрочите этот момент и все положенные болячки и инфекции ребенок потом «доберет» в школе, где пропуски, согласитесь, куда более критичны, чем в саду.

Что делать, чтобы ребенок не заболел в саду?

Повлиять на то, чтобы другие родители не водили в сад детей с ОРВИ вы можете лишь незначительно. Зато можете следить за здоровьем и иммунитетом собственного ребенка так, чтобы чужие микробы были ему не страшны:

обеспечьте ребенку свежий воздух в любую погоду, гуляйте с ним и проветривайте помещение минимум дважды в день;
в старайтесь поменьше посещать места скопления людей - торговые центры, общественный транспорт, массовые мероприятия и т.п
объясните ребенку важность личной гигиены - и дома, и в саду он должен почаще мыть руки, пользоваться посудой, из которой до него никто не пил и не ел, не облизывать, не грызть и не подносить к лицу предметы, которых касался кто-то другой.
обеспечьте дома «поддерживающую среду» - чаще проводите влажную уборку, готовьте ребенку клюквенный морс и чай с медом и травами, не приглашайте в гости больных родственников и друзей.

Адвокат

Можно ли водить больных детей в сад? Ответ на данный весьма важный и всегда актуальный вопрос является однозначным и подробно регламентированным законодетельством. В силу п. 11.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей. Следует обратить внимание, что по новым правилам СанПиНа при госпитализации детей в лечебно-профилактическую организацию обязательно следует проинформировать об этом их родителей, что ранее не было обязательным для дошкольных образовательных организаций.

Наталья Волошина

Многие малыши, которые впервые познакомились с детским садом, сразу же заболевают. Буквально, проходив еще пару дней, снова у них повышенная температура, кашель и насморк. Мама берет еще один больничный лист. Почему же ребенок так часто болеет в детском саду?

Конечно же это — адаптации к детскому саду. Детки попадают из домашней среды, где заболеваемость различными инфекциями и вирусами сведена к минимуму в агрессивную среду микробов, возбудителей заболеваний. Сюда же прибавляются и психологические проблемы – расставание с близкими, новый коллектив. Иммунитет сдается, и тогда начинаются всевозможные ОРВИ и ОРЗ.

Кстати ОРВИ и ОРЗ – наиболее распространенные детсадовские болезни. Проявляются повышением температуры (иногда до высоких цифр), кашлем, насморком. Приболевшего ребенка обязательно нужно оставить дома. Как правило, для лечения вирусных инфекций назначают иммуномоделирующие препараты – гомеопатические или на основе интерферона: Афлубин, Анаферон, Гриппферон, Оццилоккоцинум. Капли в нос – Називин, Пиносол, солевые растворы — Аква-марис, Салин. Но помните, что любые капли в нос нельзя применять без перерыва больше 4 дней, по окончанию этого срока их следует сменить на другие.

В лечение кашля хорошо помогают препараты на основе растительных компонентов – Сироп корня солодки, Проспан, Стодаль. В любом случае консультация врача необходима, потому как любое ОРВИ или ОРЗ опасно осложнениями. При неправильном лечении может воспалиться любой орган. Уши – отит, горло – фарингит, носовые оболочки – ринит и т.д. Тогда уже потребуются более серьезные лекарства, а иногда и антибиотики. Если же диагноз педиатра однозначен – простуда, то не стоит держать малыша дома долго. В полнее достаточно 5 дней. Если же «реабилитация» затянется на 3-4 недели, то ребенок, придя в детский сад, вновь заболеет. Потому как за это время в группе разовьются абсолютно другие инфекции, они мутируют и иммунитет, приобретенный за время пребывания дома, окажется бессильным против натиска абсолютно других инфекций. (От редакции: но тем не менее, врачи иммунологии сообщают, что бы восстановить иммунитет человеку требуется месяц реабилитации. Если это время не выдержать, то можно легко заболеть снова, что собственно и происходит в детских садах.)

Е ще одна группа детсадовских болезней – ветрянка, корь, краснуха, паротит (свинка) и т.п. В рамках национальной прививочной программы от последних трех болезней с самого раннего возраста в поликлиники делаются прививки. Это помогает не только снизить заболеваемость, но и свести к минимуму последствия, если все-таки ребенок заболеет. Пока нет вакцины лишь для одной болезни из этой группы – это ветрянка. Инкубационный период ветрянки составляет – 21 день. Именно в это период и проявляются первые признаки болезни – кожные высыпания, повышение температуры. Лечение одно – парацетамол от температуры и смазывание зеленкой высыпаний. Как правило, уже через 3 недели ребенок может идти в детский сад.

Заболевания желудочно-кишечного тракта в детском саду. В этой группе можно выделить две категории – неспецифические колиты и кишечные инфекции. Если первые не представляют серьезной опасности и обычно характеризуются небольшой тошнотой, может быть рвота или понос. Возникают они вследствие излишней нагрузки на печень и желчный пузырь, или попросту говоря – переедания. Яйца, жареная пища и подобные блюда, с которым детской печени иногда не удается справиться, могут стать причиной необъяснимой рвоты или поноса. Для лечения, назначаются ферменты (Мезим, Панкреатин) и кишечные бактерии (Лактобактерин, Бифидумбактерин, Линекс, Йогулакт). В свою очередь, кишечные инфекции (сальмонеллез, ботулизм и т.п.) очень опасны и требуют лечения в специализированной больнице (инфекционной) под чутким наблюдением врача.

Избежать большинства этих болезней можно. Во-первых , делая необходимые прививки с положенные сроки. Во-вторых, закаляя ребенка с самого раннего возраста. Не выращивайте его как тепличное растение. Активный образ жизни, общение со сверстниками, одежда по погоде, здоровая гигиена, а не бесконечное мытье рук, игрушек по поводу и без – сослужат вам добрую службу. К большинству инфекций организм ребенка будет устойчив, а если и «подхватит» что-нибудь, то перенесет без последствий.

Ну и третье – принимайте в сезон эпидемий витаминные комплексы и препараты, повышающие иммунитет, желательно растительного происхождения. Отлично подойдут отвар плодов шиповника, настойки эхинацеи и элеутерококка, кислородные коктейли.

Если же все-таки малыш заболел, вот несколько симптомов, которые требуют немедленного вызова доктора или скорой помощи:
— температура выше 39 градусов,
— в рвоте или каловых массах кровь или кровавые прожилки,
— ребенок «синеет», задыхается,
— ребенок потерял сознание или появились судороги.

Мама, обратившаяся к психологу, долго боялась отправлять ребенка в детский сад. Рассказы всех подружек и бабушек имели примерно один рефрен: до детского сада ребенок был здоров. А после начала посещения заведения: три дня в детском саду - три недели дома на больничном. Но обстоятельства жизни вынудили и ее отдать ребенка в детский сад. Несмотря на то что ребенку было почти 3 года, все произошло именно так, как рассказывали более старшие подруги. Мать решила, что посещение детского сада всегда ведет к заболеванию ребенка.

Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.

Комментарий: у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. И здесь не поможет "Актимель" или любой другой продукт, рекламируемый в СМИ.

Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится время на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, красивое платье, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.

Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не обязательно радуется.

Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Но ребенок начинает нервничать.

И вот наступает день X. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра... Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

Как же этот день X ощущает ребенок, то есть не проговаривает это себе, не осознает, а лишь чувствует? В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь, оборачиваются страшным кошмаром: его привычный мир разрушается, он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.

Но ригидность - не единственная причина стресса. Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать. Но для детей это совсем не так, поскольку их очи этого еще не видели, а разум слишком слаб, чтобы догадаться. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. А поскольку дороги до дому он не знает, то и рисует его воображение такие страшилки, которые покруче Фредди Крюгера для родителей. Получая новые впечатления, фантазируя на новые темы в меру собственных возможностей и замещая фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей, дети могут сильно переживать.

Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть и вирусы, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок - нет. Для того чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться в полной мере, достаточно нескольких дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.

Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие сильно выраженные признаки болезни, потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт, благодаря которому человечество приспособилось к жизни на Земле и завоевало ее всю, вытеснив менее удачливые виды. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он "обучается" изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже "профессиональных больных". Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов, поскольку аллергия - это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями.

Но не стоит винить детей, которые лишь пользуются доставшимися им по наследству от родителей природными способностями, врачей, которые выполняют свой профессиональный долг - видеть во всем болезнь, и детский сад, который лишь в силу обстоятельств является той сценой, на которой участники пьесы разыгрывают свои роли. Следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз мама приходит в детский сад и остается вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми. Она может сидеть в раздевалке или в самой группе, так, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой.

Подобное пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам, а маме - узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое. Через несколько дней (разное время для разных семей, это определяется состоянием ребенка) мама говорит ребенку, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность - возвращение в положенный срок.

В таких случаях можно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что окажется в конце концов дома с мамой. Можно предложить ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу вернется - она вернется, как только сможет.

Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа - это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.

Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.