Как это было: советские стиляги. Что нравилось женщинам в те времена

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен - стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники

Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы

Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.

Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков

Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.

Происхождение субкультуры

Такое явление, как стиляга, - это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п.

Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.

Этимология названия

Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление - поклонники западной культуры - как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ.

Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова "стиль" как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.

Идеология движения

Стиляга - это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как На самом же деле образ стиляги - это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и вечеринки. В Москве главным местом их променада была улица Тверская - «Бродвей».

Мода и костюм стиляги

Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг.

Особый предмет заботы каждого стиляги - прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку.

У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка.

Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки - предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты.

Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг.

Музыка стиляг

Главным источником вдохновения эта субкультура считала американский джаз. Культовыми произведениями считались песни из фильма «Серенада Солнечной долины» в исполнении оркестра композиции Дюка Эллингтона, Эдди Рознера, Чарли Паркера, Бенни Гудмена. В СССР дипломаты и командированные специалисты привозили записи модной американской музыки, так в стране появился Элвис Пресли, Бадди Холли и другие музыканты в стиле рок-н-ролл.

В те времена стиляга - это был человек, хорошо разбирающийся в западном искусстве, особенно американском. Слушать такую музыку можно было только на квартирах или в заведениях, работающих для иностранных граждан (например, «Коктейль-холл» в Москве). Привозимые записи тиражировались на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому получила прозвище «музыка на костях».

Постепенно в этой среде формируется круг собственных музыкантов, играющих джаз и рок-н-ролл. Например, известный джазмен и саксофонист Алексей Козлов вырос именно из этой культуры.

Танцы стиляг

Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся тот общественный вызов, который стиляги посылали советской уравниловке.

Лексикон

Для обозначения своей особенности стиляги выработали собственный язык, который основан на адаптации лексем английского языка и сленга джазменов. Это был жаргон, который выполнял функцию деления людей на своих и чужих. В разных городах в речи стиляг были свои слова, чаще всего топонимы, но существовал лексический массив, характерный для всей субкультуры. Так, были слова для обозначения различных мест: "Бродвей" - он был в каждом городе свой, "Кок" ("Коктейль-холл"). Немало лексем обозначало людей разного сорта: чувак, чувиха, батоны, жлоб, фазер . Для наименования танцев и музыкальных стилей использовались привычные термины: рок-н-ролл, джаз, фокстрот, буги-вуги . Стиляги много слов из английского языка приспособили для называния предметов гардероба: соксы, таёк, хэток, шузы, джакеток .

Общественное порицание

В СССР стиляга - это асоциальный элемент, его инаковость рассматривалась как угроза общественному строю и морали советского человека. В конце 40-х годов в стране началась и эта субкультура стала отличной мишенью для выступлений комсомольско-партийных активистов. Существовали дружины, которые отлавливали стиляг, срезали им коки, рвали одежду.

В прессе стиляги 50-х годов стали любимым объектом для насмешек и порицания. Появилось немало карикатур и фельетонов, высмеивающих это движение. Для широких масс эти молодые люди представлялись как пустые копии западных образцов, им было отказано в патриотизме, вкусе, морали. Огромное количество стиляг по всей стране исключались из общественных организаций, увольнялись с работы. Все это приводило к тому, что изначально аполитичные стиляги начинали ненавидеть советскую власть и их протест начал приобретать политический подтекст.

Стиляги разных лет

Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые

Значение субкультуры стиляг

Это общественное движение оставило большой след в советском обществе. Многие стиляги, годы потратившие на изучение американского искусства, костюма, языка, в последующие годы вошли в состав творческой интеллигенции страны. Социологи отмечают, что эта субкультура была первым значительным общественным движением, которое стало началом формирования многочисленных молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, рокеры - все они так или иначе выросли из традиций стиляг. Кроме того, это движение сподвигло российских модельеров задуматься о создании молодежного стиля, о поиске новых форм, которые помогли бы преодолеть одинаковую серость советских людей.

Стиляги — это не просто один из и мужчин. Этот стиль — своеобразие внешнего облика, особое настроение, жизненные ценности — яркий ответ серым будням, заключенным в тусклую униформу. Рассмотрим главные особенности стиля стиляги — с фото одежды, прическами для женщин, а также всеми «фишками», которые ему присущи.

Базовые принципы создания образа в стиле стиляги

Платья с приталенным силуэтом и расклешенной юбкой. Такие модели эффектно подчеркивают фигуру, делая талию визуально уже и стройнее. Для создания дополнительного объема и пышности девушки используют один или даже несколько подъюбников из жесткого фатина.

Рукава, драпировки и широкие бретели. Помимо оригинальных юбок в платьях данного стиля особое внимание уделяется верху наряда — дополнительные декоративные элементы акцентируют внимание на глубоком и открытом декольте.

Цвет и узор. Стиль стиляги предусматривает яркие оттенки, контрастные сочетания и насыщенные рисунки — особо популярными являются принты в виде крупного гороха, горизонтальных и вертикальных полос, цветочных мотивов и геометрических орнаментов.

Длина юбки. Классическим и наиболее запоминающимся является вариант юбки до середины колен. Однако в современной интерпретации этого стиля позволительны и более короткие юбки-мини — они будут эффектно смотреться на коктейльных вечеринках и выпускных вечерах, однако, для повседневного образа рекомендуется все же традиционная длина.

Обилие экстравагантного декора. Данный стиль просто невозможно представить без огромного количества аксессуаров и ярких декоративных элементов — наиболее популярными являются всевозможные рюши, кружева и драпировки. В качество поясов зачастую используются широкие яркие ленты, которые завязываются большим бантом на талии под лифом.

Основные детали, характеризующие стиль стиляги. Фото

Одежда и прически — для женщин в этом жанре основополагающие элементы. Однако при создании образа в этом жанре необходимо продумывать каждую мелочь вплоть до сережек и бантиков на обуви. Из чего же составить образ? Итак, это может быть…

Платья

Помимо наиболее популярного фасона платья в данном стиле — с пышной юбкой, существует и второй — сильно облегающее платье-футляр. Независимо от модели, платья должны быть выполнены из ткани ярких оттенков, иметь достаточно узкий верх и обладать глубоким декольте. Помимо этого предусматривается наличие небольших рукавов, отложного воротника и обилия кружева или рюшей. Талия в платье зачастую дополнительно акцентируется контрастным ремешком.

Юбки

Как и в моделях платьев здесь царит многообразие: наряду с узкой юбкой-карандаш представлены объемные плиссированные юбки и юбки-солнце. Благодаря распространенности подъюбников (для создания пышности юбок) появилась особая тенденция, которая добавляет некоторую оригинальность образу — подъюбники обязательно должны быть контрастными и не совпадать тон в тон с основным материалом наряда. Они зачастую немного выглядывают из-под юбки и добавляют образу немного легкости и кокетства.

Блузки и топы

Данные предметы гардероба у стиляг обладают достаточно простым и незамысловатым кроем, отличаются наличием рукавов (как особо коротких, так и 3/4) либо их полнейшим отсутствием. Популярны модели с разнообразными отложными воротниками — как с заостренными, так и с круглыми краями. В таких нарядах использование подплечников категорически запрещено.

Брюки и штаны

Стиляги все же более благосклонны к юбкам, поэтому штаны в женских образах встречаются значительно реже. Если же это все таки происходит, то выбираются укороченные модели (бриджи, капри или бермуды) с яркой однотонной расцветкой и завышенной линией талии.

Обувь

Особой популярностью в данном стиле пользуются утонченные модели — туфли-лодочки, босоножки на средней шпильке или яркие текстильные балетки. Именно во времена стиляг появилась тенденция — надевать под классические туфли короткие легкие носки (белые или ярких контрастных оттенков). Туфли зачастую выбираются с острым носом или открытыми пальцами.

Аксессуары

Это тема наиболее широка и разнообразна в данном стиле: аксессуары и декоративные элементы используются стилягами в огромных количествах. Сумки для этого стиля предпочтительней выбирать небольших размеров — особой популярностью пользуются клатчи на тонком ремешке и яркие сумки-конверты.

Отличительной чертой этого стиля является особая любовь к перчаткам — они также подбираются под стать наряда или для создания определённого контраста с ним.

В качестве украшений используется яркая и массивная бижутерия из различных материалов (даже пластмассовая): стиляги обожают всевозможные бусы и браслеты (одевая сразу по несколько штук) — дизайн изделия обязательно должен быть ярким, но полностью однотонным.

В одном образе могут смело сочетаться:

  • пестрые бусы;
  • платок контрастного оттенка;
  • несколько ярких браслетов;
  • серьги округлой формы;
  • яркий пояс.

Какие выбирать материалы для одежды в стиле стиляги? Фото-примеры

Что касается тканей и фактур — в этом стиле чаще всего используются искусственные материалы, ведь именно они могут похвастаться нужным обилием и разнообразием красок, которые так необходимы для самовыражения и раскрытия всей глубины описываемого стиля. Чаще всего для создания модного образа выбираются 2-3 доминирующих оттенка, которые выгодно сочетаются между собой. Использование большего количества цветов в одном наряде увеличивает риск выглядеть безвкусно и аляповато, совершенно покинув рамки стиля стиляги.

Для модных образов дизайнерами выбираются абсолютно различные оттенки спектра, однако, белый и черный встречаются значительно реже остальных и не пользуются такой популярностью. Пастельные и блеклые цвета совершенно неприемлемы в стиле стиляги. Фото такой одежды:

Прически для женщин

Особый шарм образу в стиле стиляги придает колоритная прическа — знаменитая «бабетта». Сделать ее достаточно просто в 3 шага:

  1. Делается высокий хвост, но часть волос спереди следует оставить незадействованной;
  2. Хвост необходимо тщательно начесать и завернуть его в своеобразный валик;
  3. И в последнюю очередь нужно красиво уложить передние волосы (зачесывая их поверх сделанного валика). Закрепляется готовая прическа с помощью шпилек-«невидимок» и фиксируется лаком для волос.

К стилю стиляги также подойдет и просто высокий хвост, сделанный на макушке. Такую прическу чаще всего дополняют с помощью ленты или цветного ободка с декоративным бантом. Еще прически:


Советские реалии середины 20 века были таковы, что выделяться из толпы (в прямом и переносном смысле) считалось недопустимым. Своеобразным феноменом того времени стали стиляги – молодежная субкультура 50-х годов. Яркая одежда, порой нелепые прически и нестандартная музыка стали их «визиткой карточкой».




Сама субкультура зародилась в среде так называемой «золотой молодежи». Дети партработников, дипломатов и других высоких чиновников имели возможность пользоваться заграничными товарами, стремились подражать иностранной культуре. Не последнюю роль в появлении этой субкультуры сыграла послевоенная разруха. Большинство театров, музеев, клубов было уничтожено, доступ к развлечениям ограничен.



Стиляг выделял внешний вид: зауженные брюки, широкие пиджаки, ботинки на толстой подошве, сделанные вручную. У девушек это были высокие прически, яркие платья. Справедливости ради, стоит отметить, что одевались стиляги тогда, кто во что горазд. Главное – поярче, в противовес «серой» массе.




Конечно, это открытое обожествление американской культуры резко контрастировало с коммунистическим режимом. Из-за того, что стиляги одевались не так, как все, и слушали западную музыку, они подвергались гонениям со стороны общества. Выпускались агитационные плакаты, направленные против стиляг, писались «разоблачительные» статьи.





К началу 60-х во времена «оттепели» стиляжничество постепенно сошло на «нет». Общество уже не провоцировали яркие наряды и нестандартная музыка. Стоит отметить, что многие из «бывших» стиляг стали известными режиссерами, писателями, музыкантами.



Казалось бы, что стиляжничество давно кануло в прошлое, и только яркие костюмы мелькают на тематических вечеринках. Однако в африканской стране Республика Конго существует Некоторые конголезцы одеваются на французский манер. Вот только мода эта не современная, а 50-летней давности.

Ни для кого не секрет, что в советские времена бытовала строжайшая цензура, касающаяся не только политических и идеологических высказываний, но и «дресс-кода». Среднестатистический гражданин СССР – это воплощение строгого пролетарского образа и, отчасти, бесполого существа. Но, западная культура, несмотря на закрытые границы и холодную войну, всё же оказывала значительное влияние на особый творческий и беспечный слой населения.

Также, под влияние попадали и другие представители «модной касты». Конечно же, законодательных регламентов, которые бы запрещали носить ту или иную одежду, не существовало, но советские идеологи придумали иной способ влиять на, так называемых «стиляг», уподобляющихся западным модным тенденциям.

Один из таких проектов – фельетон Д.Г.Беляева, опубликованный в журнале «Крокодил» в 1949 году. Другой советский сатирик и фальетонист в своем стихе назвал нешаблонных представителей общества «поганками».


Иностранцы!!! Иностранки!!!
Нет! от пяток до бровей
Это местные поганки,
Доморощенный «Бродвей»!

С тех самых пор в обиходе советских граждан закрепился образ той самой молодёжи, которая вызывающим образом отличалась от основной «серой массы» на улицах великой страны.


В отличие от идеологически преданного советского пролетария в строгих монотонных костюмах, тогдашних «стиляг» отличало зауженные брюки или же клёш, яркий верх, значительно отличающийся от низа, галстуки с экзотическими узорами, цветные чулки и носки, чёрные очки и определённый стиль причёски, походки и повадок. Советским обществом такие образы воспринимались возмутительно.

Дело в том, как упоминалось, что «стиляги» противозаконно не действовали, советских идей не отрицали и, зачастую, даже были комсомольцами и партийцами. Тогда встал вопрос: как влиять на этот «неугодный» слой населения, который склоняется, отчасти, к идеологиям запада?
Тогда активистам советских идеалов пришло в голову влиять на своеобразных «хипстеров» СССР через общественность. Были созданы патрульные отряды милиции, которые безнаказанно могли прямо на улице состричь кок или обрезать узкие брюки или клёш.

Питерские стиляги из «Тедди Бойз Клуба». Пивная на Ломоносова.

Часто «стукачами» в милицию оказывались обычные граждане, возмущённые внешним видом этой молодёжи. Хотя, нередко добровольные патрули комсомольцев имели криминальные «физиономии» и наклонности, способные отобрать у «стиляг» ту или иную понравившеюся вещь.

Но несмотря на все преграды, представителя модного «меньшинства» и дальше продолжали бросать вызов «серому» обществу своими самостоятельно сшитыми одёжками или же оригиналами, приобретёнными с запада через свои связи, прогуливаясь по центральным улицам городов, привлекая к себе внимание. На тот момент это считалось смелыми «выходками» и доставляло достаточно захватывающего удовольствия наряду с адреналином.

Основной концентрацией «революционных модников» была – Москва, Ленинград и Баку.

Неординарные и драйвовые танцы – отнюдь не стиль выдержанного советского комсомольца. Таких персонажей могли свободно вывести с танцплощадки или из клуба вовсе.

В общем, всё так всё и продолжалось, пока в 60-х годах не наступил новый этап «брежневской моды», который затмил все былые «бродвейские» вспышки и привёл советских граждан на новый уровень, на пути к модной самореализации.