Как начинать лепить с самыми маленькими детьми. Если пальчики хорошо развиты

Пластилиновая лепка – необычайно увлекательное занятие для любого возраста. Каждый при желании найдет ту технику и тему, которая будет соответствовать его предпочтениям. Сначала моя старшая дочка ни за что не хотела лепить (как и рисовать) со мной, хотя в развивающем центре делала это успешно и с удовольствием. Но я набиралась опыта, читала методички, смотрела обучающие видео, и через некоторое время мы с огромной радостью лепили уже всей семьей. Расскажу о наших личных секретах, которые помогли научить холеричного ребенка красиво лепить из пластилина. Сейчас старшей дочке 6 лет, маленькой – 3 годика, и вот что у нас получается (фото в статье – это работы за последний календарный год).

Несколько секретов лепки с малышами – наш личный опыт.

  • Для малышей все начинается с шарика. Его можно расплющить, раскатать в палочку, деформировать, вытянуть с одной стороны – так получается практически любая деталь.

  • Ребенку нужен быстрый результат. Как его достичь – решать вам, в зависимости от возраста. Для нас быстрый – это в течение 45-60 минут, когда Настюша была младше, укладывались в 10-20 минут. На самом деле за 10 минут ребенок без труда слепит вот такую эффектную и милую панду, а за полчаса – целую их семью вместе с бамбуком. При этом работа должна быть в меру сложной и соответствующей интересам ребенка. Можно заранее заготовить детали, которые потом вместе объедините. Можно взять на себя более объемные элементы, а ребенку предлагать помельче, но тоже значимые. Можно каждую деталь лепить вместе: ребенок – основное, мама уже детализирует. Повторюсь, зависит от возраста и навыков.

  • Глаза , уши, нос, хвост – именно эти части тела являются определяющими при лепке большинства животных. Именно по ним ребенок отличает зверей по видам. С глазами относительно просто: на белом кружочке черная точка – сразу игрушка оживает. Самый простой нос – чуть вытянутый и с черным шариком на конце (мышь, лиса, собака, волк, медведь кстати тоже). В ушки основного цвета можно добавить белую или бледно-розовую вкладку (зайцы, мыши, коты) – всегда хорошо смотрится. Такой же светлый «блинчик» уместен и на пузике. Ну, а хвост непременно должен быть реалистичным (колечком, с кисточкой, пушистым комочком и т.д.).

  • Пластилиновыми игрушками можно и нужно играть. Их можно брать в песочницу, в домашние игры, но всегда при условии аккуратного обращения – то есть чтобы кусочки пластилина не пачкали ковры, стулья, мягкую мебель и проч.
  • Пластилиновую картину лепить проще, чем объемную композицию .

  • Фон из цветного негладкого картона лучше, чем размазанный по основе пластилин . К тому же картон несложно комбинировать: нижний лист – голубое небо, на него – землю, песок или травку. Дело двух минут.

  • Для объемных фигурок нужно два типа пластилина . Твердый – для опорных частей, мягкий (можно восковой) – для детализации (розовых ушек, глазок, язычков, подушечек лап, пятнышек, плодов на дереве и проч). Или просто подогреть на батарее кусочки нужного цвета. К примеру, ствол дерева – твердый, а мелкие листочки на кроне – мягкие. Тыква мягкая, листья ее жесткие, а вот прожилки тоже мягкие.

ольга нургалеева

«Как научить ребёнка лепить »

Истоки творческих способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок .

В. А. Сухомлинский.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество- это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Лепка- это тот вид деятельности, который позволяет развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, благотворно сказывается на развитии речи ребёнка , позволяет малышу самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Во время лепки формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт- чувство пластики, формы, веса.

Самое интересное, что лепка построена на умении лепить три элемента : шарик, колбаску и валик. Ну, а какие же дети это не умеют лепить ? Это умеют лепить все ! И как только ребёнок это поймёт , ему жутко понравится то, что он слепит , потому что у него всё получится, а не получиться просто не может!

Уверенность в себе! Вот шаг к успеху. Вы замечали, что дети часто говорят : «Я не умею, я не смогу!» . А вы задумывались почему? Почему ребёнку трудно представить , что он сможет (в нашем случае лепить , что у него всё получится. Может, здесь виноваты мы, взрослые?

Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом, а в идеале сидеть рядом с ним и тоже лепить . Пластилин – далеко не единственный материал, из которого можно лепить , сейчас из всего разнообразия можно выбрать то, что больше нравиться.

Психологи утверждают, что пластилин отлично развивает мелкую моторику, а это, в свою очередь, стимулирует умственную деятельность.

Не бойтесь "переборщить" с наукой. Дети очень быстро схватывают детали и обыгрывают изученное. Если ребенок сразу не смог повторить, не стоит волноваться. Это как с речью : послушает сегодня, послушает завтра, а выдаст только через месяц. Можете, например, научить малыша лепить красивые глазки : сначала беленькую лепешку - белок, потом цветную - радужка, ну а потом малепусельную козявочку - зрачок!

Больше самостоятельности! Никогда не мешайте, когда малыш пробует свои силы и не просит помощи у вас. (А ведь подчас так хочется поучаствовать, приукрасить, сделать неуклюжую поделку малыша более приглядной) Поэтому лучше лепить две поделки : ребёнок- свою , вы - свою.

Приучите ребенка работать с пластилином только за собственным столиком. Малыш должен с самого начала понять, что пластилином пользуются только в одном месте. Иначе в один прекрасный день вы рискуете обнаружить на балконной двери прекрасное пластилиновое панно. А малышу не нужна нервная мама. Естественно, фартучки, нарукавнички или просто старая одежка. Пол можно застелить газетами. Кстати, дорогой современный пластилин не прилипает к полу, а постепенно подсыхает и с удовольствием залетает в пылесос.

И наконец, терпение и понимание! Никогда не требуйте от малыша результата, особенно мгновенного. Пусть лепка будет в удовольствие. Не всем же, в конце концов, становиться скульпторами. Может, ваш ребенок станет великим математиком, и пластилин ему, честно говоря, ну совсем ни к чему.

Лепка- это маленький кирпичик в формировании современных, креативных, талантливых людей. На заметку продвинутым родителям с готовыми поделками можно не только играть, но и создать мультик на минуту, а это уже, согласитесь, семейная история, мультфильм можно показать и через года.

Мы с нашими «шедеврами» играли, придумывали истории, участвовали в выставках, дарили на праздники родителям, друзьям. И у нас даже есть мультфильм «А у нас во дворе» , правда пока один и очень коротенький.

Появляются результаты :

- ребёнок свободно ориентируется в разнообразии пластических материалов.

Приобретает навыки лепки.

Учится смешивать цвета.

Приобретает навык в работе с инструментами для лепки.

Теперь можно участвовать в разных выставках и конкурсах!

Удачи в творчестве!

Нургалеева Ольга Анатольевна МБДОУ №107 г. Мурманск

Идеальная игрушка для детей от трех до пяти лет - это обычный пластилин. Американские исследователи давно доказали, что способствует .

К тому же, чем чаще ребенок работает пальчиками, тем раньше он начинает разговаривать, так как речевые и двигательные зоны расположены в мозгу совсем рядом.

Самый первый прием - отщипывание маленьких кусочков пластилина и присоединение их обратно. Такое занятие можно легко превратить в увлекательную игру: зеленый кусок пластилина - это травка, пусть ребенок покормит травкой игрушечную коровку или нарисованную. А кусок синего пластилина - это тучка, из которой на землю падают капли.

Разминание и шлепанье. Это поможет ребенку почувствовать материал. И шлепанье, и разминание также можно осваивать в процессе увлекательной игры, в которую ребенок включится с большим удовольствием.

Катание и раскатывание. Шарики, колбаски, жгутики. Покажите ребенку, как раскатывать пластилин на столе и между ладонями. Это замечательные способы для развития мелкой моторики рук. Теперь малыш может слепить мяч или собрать снеговика из нескольких шариков.

Сплющивание. Это один из самых интересных этапов. Сплющивая, можно сделать ушки котику, стены и крышу для домика и т.д. А еще можно создавать настоящие картины, прилепляя сплющенные пластилиновые детали к элементам рисунка на бумаге. А освоив размазывание, еще и красивый фактурный фон для них.

Размазывание. Это тоже один из приемов лепки, которому стоит обучить ребенка. Размазывать пластилин учитесь на специальной доске, а затем переносите «рисунок» на картинку. Начинайте с крупных сюжетов с минимальным количеством деталей и четкими контурами между ними.

Заострение концов, вдавливание и надавливание на материал. Заостряя концы пластилиновых заготовок, ребенок быстро заметит сходство получающихся деталей с мордочками животных, очертаниями некоторых плодов и ягод.

Эти простые приемы помогут вам научить ребенка лепить. Важно, чтобы такие занятия приносили вам обоим удовольствие.


Ребенку нужно начинать учиться лепить из пластилина как можно раньше- в начале второго года жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда ребенок лепит из пластилина, у него развиваются воображение, мелкая моторика, а также формируются начальные представления о цвете и форме, улучшается координация движений и развивается усидчивость. Чтобы научить ребенка лепить из пластилина, познакомьтесь с основными правилами введения малыша в мир творчества.
Ребенку нужно начинать учиться лепить из пластилина как можно раньше- в начале второго года жизни ребенка. На первых порах занятия по обучению ребенка лепке из пластилина должны вести взрослые, поскольку ребенок может решить попробовать красивый и яркий пластилин на вкус, испачкать пластилином волосы и пр.
Чтобы заинтересовать ребенка, родители должны начать лепить из пластилина несложные предметы, это вызовет любопытство ребенка и ему захочется самостоятельно что-нибудь слепить из пластилина. Первые занятия должны длиться не долго(не больше 0-15 минут), чтобы ребенок не устал и не потерял желание научиться лепить из пластилина.
Выбирая пластилин для занятий с ребенком, ориентируйтесь на возраст малыша- для занятий с самыми аленькими приобретите импортный мягкий пластилин, имеющий соленый неприятный вкус чтобы ребенку не хотелось его съесть.
В начале обучения создавайте вместе с ребенком самые простые фигурки, например, скатайте шарик и вместе с ребенком сделайте из него кубик или полоску, одновременно рассказывая о различиях между геометрическими фигурами и цветами.
Если ребенок устал и начинает отвлекаться, не настаивайте на продолжении занятия, поиграйте или погуляйте с малышом, чтобы потом продолжить учить ребенка лепить из пластилина.
Когда ребенок приобретет первые навыки лепки из пластилина, приступайте к о второму этапу- предложите ребенку вылепить фигурки героев любимых сказок или мультфильмов, а со слепленными фигурками можно уже и поиграть. Используйте различные подручные материалы- ткани, бусины, крупы и пр., не ограничивайте детскую фантазию- пусть слон будет фиолетовым, а дерево- оранжевым, главное, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса. Обязательно хвалите ребенка и устройте в квартире выставку его работ, пусть умение лепить из пластилина станет для ребенка одним из любимых и желанных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка вырезать из бумаги.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11330016","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"372"}}]]КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА?Когда ребенок лепит и...

Лепка – популярный и распространенный вид творчества, который активно применяют для развития ребенка. Здесь детки задействуют чувство осязания, развивают моторику, учатся различать цвета и формы. Занятия лепкой формируют пространственное мышление, участвуют в физическом, умственном и психическом развитии малыша. В статье мы узнаем, как научить ребенка лепить из пластилина. И рассмотрим, с какого возраста начинать занятия.

Полезные функции лепки

  • Тренировка моторики рук, координации движений, логики, памяти и внимательности;
  • Положительное воздействие на нервные клетки и эмоциональное состояние, умственное и психическое развитие малыша;
  • Формирование абстрактного, пространственного и образного мышления;
  • Малыш учится различать цвета и формы, воспринимать фактуру и вес, оценить окружающие объекты и обстановку;
  • Повышение чувствительности и развитие воображения;
  • Развитие усидчивости, терпения и аккуратности;
  • Дети учатся сосредотачиваться, планировать и выполнять план, сопоставлять запланированное и полученный результат, вносить изменения;
  • Формирование и развитие эстетического вкуса;
  • Способность для ребенка выразить эмоции и чувства;
  • При занятиях с родителями укрепляется взаимосвязь и контакт друг с другом, формирует здоровую атмосферу в семье;
  • Спокойные занятия нормализуют сон и успокаивают гиперактивных детей, снижают возбудимость. Кроха становится менее раздражительным.


С какого возраста начинать

Занятия по лепке выполняют уже с годовалым малышом, если тот уже готов воспринимать информацию и имеет достаточную силу в пальчиках. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не сможет слепить рыбок, зверюшек и сложные композиции. Детки в 1-2 года лепят классические колбаски, змейки и шарики, которые можно соединить в браслеты, бусы, гусеницу и так далее.

Сложные фигуры малыши начинают выполнять примерно в 3 года. Детские движения становятся увереннее и точнее. А для малышей в возрасте одного-двух лет можно устраивать развивающие игры, которые научат кроху отщипывать и резать пластилин, скатывать шарики и так далее.

Для первых занятий лучше брать тесто для лепки, которое можно купить или . Оно мягче и легче поддается обработке. Более того, оно абсолютно безопасно. Даже если малыш откусить и проглотить такой материал, ничего страшного не будет. Кстати, так как тесто невкусное и соленое, ребенку через несколько проб уже больше не захочется его кусать.

Со второго-третьего года, когда кроха освоиться с тестом, можно переходить на пластилин. Выбирайте наиболее мягкие виды. Кстати, пластилин лепиться к бумаге гораздо крепче и легче, чем тесто. Поэтому с таким материалом можно расширить горизонты творчества и делать новые поделки.

Занятия с детьми в первое время не должны длиться дольше десяти минут. Не стоит удерживать или заставлять малыша заниматься, если он не хочет. Крики, ругань и насилие отобьет желание у ребенка лепить и творить. Если кроха отказывается лепить, отложите занятие и через несколько дней, недель или даже через месяц снова предложите.

Для лепки можно применять традиционный пластилин, тесто или глину, современные материалы и наборы для творчества. Подберите изделия, которые удобны и практичны, которые нравятся и интересны ребенку.

Какой материал для лепки выбрать

  • Детский пластилин – классический материал лепки для детей. Он должен быть в меру мягким и эластичным, чтобы ребенок легко мог мять изделие, при этом оно не разваливалось и не липло ко всему подряд. Не берите пластилин с приятным вкусным ароматом, иначе кроха захочет попробовать материал;
  • Восковой пластилин – современный материал, который подойдет для еще неокрепших пальчиков и ручек. Материал изготовлен на основе воска, что делает данный вид пластилина безопасным. Он пластичный и мягкий. А кусочки воскового пластилина хорошо липнут друг к другу;
  • Глина – традиционный материал для лепки, который используется с давних времен. Такое сырье разводят водой либо покупают в уже готовом варианте. Оно отлично подходит, чтобы вылепить целый замок, мост и даже город, что, безусловно, понравится деткам. При этом материал доступен и стоит недорого. Кроме того, глину можно применять для рисования или обжигать для получения посуды и прочих поделок. Сегодня вы найдете целые наборы для творчества с этим материалом;
  • Паста для моделирования – современный материал, который совмещает свойства глины и пластилина. Такую пасту легко, удобно и комфортно разминать в руках. А чтобы надолго сохранить поделку, материал не нужно запекать или обжигать, как глину. Он твердеет самостоятельно. Сегодня пасту выпускают в двух цветах, поэтому готовые изделия можно раскрасить;
  • Тесто для лепки рекомендуют применять для первых занятия, так как с таким материалом комфортно и просто работать. При использовании неокрашенного теста поделки в дальнейшем можно покрасить в любые цвета. После занятия можно оставить изделие, оно само высохнет и затвердеет.


Как приготовить тесто для лепки

Вы можете купить готовый материал либо приготовить собственными руками. Для самостоятельного изготовления потребуется стакан белой муки, по половине стакана воды и мелкой соли, столовая ложка растительного масла и две чайной ложки лимонной кислоты. Если вы хотите, чтобы тесто сразу было цветным, используйте пищевые красители.

Сухие компоненты высыпаем в емкость и перемешиваем, заливаем растительное масло и ставим на огонь. Берем воду, при желании добавляем красители, и медленно вливаем в смесь. Постоянно помешивайте, чтобы масса стала однородной, отстала от стенок и превратилась в один комок.

Получившийся шарик обваливаем в муке, заворачиваем в пищевую пленку и убираем в холодильник. Перед работой просто разомните массу руками. Подобное тесто получается мягким, эластичным и пластичным, приятным на ощупь.

Если вы выбрали цветные материалы, которые не нужно в последующем раскрашивать, берите для малышей не более четырех разных цветов. Среди большего количества ребенок просто растеряется и будет постоянно отвлекаться в процессе. Для детей одного-двух лет задания должны быть максимально легкими и понятными.

В первый раз дайте малышу отщипнуть от пластилина, глины либо теста кусочек. Покажите, как оторвать и раскатать кусочек, расплющить слепить лепешку, как прилепить кусочек обратно. Важно, научить ребенка использовать подобные материалы по назначению. Следите, чтобы он не кусал изделия и не глотал.

Постепенно учитесь скатывать между ладонями шарики и колбаски. Старайтесь задействовать обе руки, а не катать о твердую поверхность. Такая процедура промассирует ладошки, что полезно для моторики. Из шарика можно слепить разные образы. Используйте зубочистки, листики и другие подручные предметы, чтобы сделать фрукт, овощ, колобка и пр.

Первые занятия проводите по пять-десять минут. Затем постепенно увеличивайте продолжительность. Если кроха устанет или малышу надоест, прекращайте занятия, не заставляйте ничего выполнять насильно.

Не забывайте хвалить малыша за проделанную работу, подбадриваете и поощряйте кроху. Не ругайте детей, если что-то не получается, если они не хотят заниматься. Общайтесь ласково и спокойно, не повышайте голос. Старайтесь доступно объяснить ребенку, что нужно делать.

Занятия по лепке

Первыми поделками станут шарики и колбаски, которые лягут в основу изготовления фруктов и овощей, снеговика, животных. Шарики можно сплющивать, а на самих материалах оставлять отпечатки. Предварительно расплющите глину, тесто или пластилин, после чего малыш может приложить туда свою ручку или можно походить ножками игрушечного животного.

Соберите и высушите листья с крупными прожилками. Расплющите и раскатайте материал, подложите под низ листок и снова раскатайте скалкой. На тесте, глине или пластилине останется отпечаток листка, что удивит малыша.

Покажите крохе, как можно облепить пластилином, глиной или тестом другой предмет. Сверху можно вдавить бусинки или стразы. Получится оригинальная ваза. Можно из картона вырезать фигурки животных, а сверху облепить материалом. В процессе смешивайте разные цвета, чтобы получить новые оттенки.