Как называется когда много мужей. Многомужество: странные обычаи некоторых народов


Бытует мнение, что женщины моногамны, а вот мужчины по природе своей ищут разнообразия, однако древняя традиция многомужества в Тибете абсолютно опровергает это убеждение. Здесь издавна принято выдавать девушек замуж сразу за всех братьев в семье. Такие необычные отношения - залог финансового благополучия, поскольку имущество семьи преумножается от поколения к поколению.

Для нас отношения в полигамных тибетских семьях более чем удивительны. Согласно устоявшейся традиции, старший сын в семье выбирает себе жену, а младшим братьям она достается "по умолчанию". Успехом считается, конечно же, иметь много мужей, ведь это значит, что семья будет богатой. Если мужчина по какой-то причине желает жениться на другой женщине, а не связывать свою жизнь с "родовой" женой, то ему следует отделиться со своим личным имуществом и не претендовать на то, что принадлежит семье.



Что касается женщин, то их вполне устраивает такая модель отношений. К каждому из мужей жена испытывает различные чувства, но все одинаково стараются ей угодить. Чем усерднее мужчины работают на благо семьи, тем больше у них шансов оказаться в статусе "любимого". В случае, если муж не заботится об общем благе, жена может даже выгнать его из дома (правда, предварительно ей предстоит разговор, в котором свекровь будет просить сжалиться над непутевым сыном).



Что касается супружеского "долга", то здесь зачастую все тоже по любви: жена проводит время с каждым из братьев, но зачастую может выбирать, кто ей более мил. Дети, которые рождаются в семье, воспитывают общими силами, но отцом для них считается старший брат. Известны случаи, когда младшие братья могут находить себе тайных жен (по сути, любовниц), но родившиеся у них дети бесправны. Как правило, любовницам не помогают растить детей. Еще более удивительны случаи, когда в полигамной семье один из мужей может быть "посторонним". Это случается, когда в союзе не рождается наследник, таким образом, женщине удается забеременеть.



В Тибете девушки гордятся своими любовными похождениями. Поклонники часто дарят им особые монетки, ожерелье из которых считается мерилом успеха барышни. Чем больше монеток, тем завиднее невеста. В случае, если в послужном списке оказываются иностранцы, то женщина может украсить ожерелье коралловым шариком.

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

Полиандрия - это когда одна женщина имеет двух или более мужей. В том мире, где преобладает полигиния, когда мужчины имеют нескольких женщин, это можно назвать освежающим исключением. Особенно странно, когда вы считаете культуры, где преобладает полиандрия, патриархальными. Мужчины сами устраивают так, чтобы женщины двурушничали! Двое мужчин, делящих жену, почти всегда братья. Менее чем в 1% культур женщинам позволено выходить замуж за двух братьев, и у всех них есть нечто общее: недостаток территории.

Невинно пройдитесь по лужайке перед ломом вашего соседа, и вы обнаружите, что Homo sapiens - территориальное животное. Пометьте его лужайку безобидной мочой, и вы станете свидетелем бурной территориальной реакции Потомки Homo sapiens любят вторгаться на новые территории и создавать новые семьи. Поэтому повсюду растут заго родные дома. Если самцы территориальных видов не владеют территорией, самки отказываются совокупляться с ними. Что происходит, когда у всего племени самцов Homo sapiens иссякает территория, которую можно расширить?

Большинство обществ, где господствует полиандрия живут в изолированных уголках Южной Азии. Говоря о Тибете. мы думаем о высокой духовности, но можно и вспомнить о женщинах, имеющих двух мужей. Я подозреваю, что именно поэтому мои подружки так увлечены тибетской моделью просвещения.

Есть такой народ нэйр, живущий на Малабарском бсрегу Индии, вытесненный господствующими браминами на маленький клочок земли. Большинство женщин этого на рода проданы за рубеж в сексуальное рабство, поэтому женщины там в меньшинстве. В высоких Гималаях и на севере востоке Индии живут племена шерпы, бхути и другие. Во всех этих культурах два брата передают жен друг другу" из постели в постель.

В горных районах, а также местах, окруженных горами и океанами или заблокированных неодолимыми врагами, которые вытесняют вас на ограниченные территории, не стоящие того, чтобы за них бороться, мужчинам трудно содержать большую семью. Когда землю вряд ли можно назвать плодородной, даже двум мужчинам иногда слож но содержать одну женщину и ее детей.

Но мужские инстинкты предназначены для сохранения семейных генов. Делить свою жену вы не хотите ни с кем, но когда земли мало, чтобы делить ее между собой, два брата будут работать на одной земле и заботиться об одной женщине. Мне очень хотелось бы, чтобы полиандрию придумали феминистки из Шри-Ланки, но это не гак! Полиандрия - это договор между двумя братьями охранять собственность семьи

Даже в обществах, где господствует полиандрия, мужчины контролируют женщин. Женщины вынужденно оказываются в ситуации, когда один муж работает на ферме чтобы кормить ее детей, а другой массирует ей но, чтобы удовлетворить ее сексуальность. Мужья работают поочередно, гоняясь взад-вперед, словно играя в пятнашки. Неудивительно, что женщины Шри Ланки не стремятся к свободе.

Кодекс кодексом, а отдельные попытки разрешить в современной России многоженство все же делались. Инициаторами их были руководители Ингушетии и Чечни. Формально подобные поползновения в сторону средневековья отклонялись. Но фактически многоженство на Северном Кавказе сохранилось. Только скрытно. Очевидцы кавказских обрядов утверждают, что первый брак с женщиной горец заключает в , а остальные - в мечети.

Похожая ситуация и в Средней Азии. Особенно в Туркменистане, власти которого разрешили местным мужчинам иметь более одной супруги. Сразу вспоминается бессмертное «Белое солнце пустыни» и товарищ Сухов вместе с гаремом басмача Абдуллы. Ведь действие этого фильма происходило именно в туркменских песках.

Вопреки Соломону

«Все проходит. И это пройдет». Такая была сделана на кольце, которое, по преданию, носил древнееврейский царь Соломон. Со времен Соломона изменилось действительно многое, кроме, пожалуй, многоженства. Причем одним из его основоположников являлся сам царь, имевший почти 700 жен и три сотни наложниц. Не отличались «однолюбством» и другие небезызвестные библейские и даже исторические персонажи - Авраам, Иаков, Ламех, пророк Мухаммед с его полутора десятком жен.

К слову, именно на Мухаммеда в основном и ссылаются, пусть заочно, современные мусульмане и их сторонники, взявшие моду иметь современные комфортабельные гаремы. Настоящими рекордсменами считается парочка королей из Свазиленда. Но если Собхуза II был мужем сразу 70 африканских , то у его сменщика Мсвати III оказалось «всего» 13 супруг. Впрочем, всех нынешних и прошлых монархов намного обогнал простой 84-летний нигериец по имени Мухаммед Белло. Даже оказавшись перед угрозой реального расстрела, он не захотел выбрать только четверых из 86 своих жен. Любопытно, но в течение чуть ли не всей жизни Белло утверждал, что не надо заводить такую огромную семью, от нее одни неприятности.

«В желтой жаркой Африке»

Из всех африканских стран многоженство не разрешено только в почти «европейском» Тунисе, а также в Бенине и Эритрее. В других, даже не совсем мусульманских, иметь несколько жен считается правилом хорошего тона. Иногда, правда, оно немного ограничено законами.

Так, в Джибути нельзя иметь более четырех жен. В Алжире вторая жена может войти в семью, только если с этим согласна первая супруга и существует положительное решение. В Мавритании первая леди один раз за супружество имеет право требовать, чтобы муж не заводил другую жену. В Конго первая жена должна сразу заявить, что она против других браков супруга, это табу. В Марокко желающий заиметь вторую жену может это сделать опять же по разрешению суда. Муж также обязан подтвердить долговременную платежеспособность и поклясться любить всех жен.

Шариатом покати

Сборник основных правил поведения правоверного мусульманина под названием «шариат» разрешает иметь четыре жены, одновременно требуя заботиться обо всех и в равных долях. Благодаря такому «разрешению», почти все азиатские страны с преобладающим мусульманским населением активно пользуются возможностью узаконить многоженство. Опять же с определенными оговорками.

В Пакистане муж, прежде чем ввести в дом вторую жену, должен получить письменное согласие у первой. В Иордании мужчине нельзя иметь более четырех жен. Но собираясь вступить во второй брак, он должен познакомить жен и доказать способность материально их содержать. В Ливане, где проживает достаточное количество , полигамные браки только . В Сингапуре, помимо опять же согласия первой жены, от мужа требуется разрешение местной администрации.

В Непале мужчина получает право жениться без развода только в форс-мажорных случаях, произошедших с первой супругой. В их входят слепота, сумасшествие, венерическое заболевание, паралич, десятилетнее бесплодие. Еще одним допустимым вариантом является добровольное согласие первой жены, предварительно получив часть собственности, жить отдельно и не подавать на развод. Единственной азиатской страной, разрешающей многоженство, но не исповедующей при этом ислам, является Бирма.

Нельзя, но можно!

В некоторых странах, принимающих иммигрантов из Африки и Азии, иметь в семье несколько жен, несмотря на общий запрет, разрешается только эмигрирующим в них мусульманам. К таким государствам относятся, например, Австралия, Великобритания и Франция. В частности, британское правительство даже дает многоженцев немалые социальные льготы и платит .

Хотя, как известно, во многих обществах допускается многоженство, существуют, однако, и такие, в которых женщинам разрешается иметь больше одного мужа. Так, у шерпов, буддистской народности Непала, девушка обычно выходит замуж за своих двух или даже более братьев.

Такой обычай, по их убеждению, препятствует разделению полученной по наследству земли, а также способствует усилению чувства солидарности между братьями, делящими одну жену между собой. Казалось, эта разновидность бракосочетания может породить серьезные проблемы в доме, но этого не происходит. Никаких особых трудностей не существует.

Жена спит отдельно, в своей просторной кровати, а у каждого из мужей есть свое собственное брачное ложе. Они мирно, по семейному, решают, кому сегодня ночью спать с женой. И так происходит каждую ночь.

Обычай, когда у женщины имеется не один, а несколько мужей, распространен и в некоторых регионах Бразилии. Так, в племени авейкома, живущем на юге страны, жене дозволяется иметь больше одного мужа. Такой брак обычно устраивается не женой, а ее мужем.

Когда мужу становится известно, что у жены появился любовник, он не расценивает это как оскорбление, нанесенное ему лично, а скорее как необычную ситуацию, требующую его вмешательства. Он приглашает любовника жены вместе поохотиться, а после охоты тот переезжает в дом супружеской пары и таким образом официально становится вторым мужем.

Второй муж может появиться в доме и тогда, когда первый физически слаб или не в состоянии содержать один семью. В таком случае первый муж сам приглашает второго, помоложе и посильнее, чем он. Бракосочетание является формальной процедурой, если только выбранный на эту роль мужчина не женат.

А если он женат, то в новый дом должны переехать и его жена вместе с детьми, которая становится супругой обоих мужчин. Можно указать и на удивительный вариант такой практики, который наблюдается у народности наир в штате Керала в Южной Индии.

Молодая девушка официально выходит замуж во время соответствующей брачной церемонии, напоминающей типичное индусское венчание. Но невеста получает в свое распоряжение мужа только на три дня, после чего тот должен развестись с ней и покинуть навсегда ее дом. Разведенная жена теперь имеет право иметь столько любовников, сколько пожелает. Все они считаются ее временными мужьями.

При этом она живет одна, но к ней по ее приглашению регулярно наведываются мужчины. Они обычно приходят с наступлением сумерек, а уходят на рассвете. Кто-то из них может стать ее мужем на десять дней или даже больше, и все это время она будет относиться к нему как к своему настоящему, законному супругу.

Она удовлетворяет его сексуальные потребности, готовит ему пищу, стирает белье и одежду. За это ее временный супруг дарит ей подарки и приносит деньги. Однако такие «супружеские» отношения весьма нестабильны и могут расстроиться в любую минуту по инициативе любой стороны.

Женщина легко избавляется от своего временного мужа - для этого только нужно вернуть ему его последний преподнесенный ей подарок. Такой странный вид бракосочетания, изобретенный народностью наир, судя по всему, является идеальным для склонных к промискуитету людей, так как он предоставляет максимум свободы обоим партнерам.

У этой «системы» нет аналогов ни в одном регионе мира.