Конспект занятия по экологии для дошкольников «Путешествие с капелькой воды. Домашнее сообщение семьи Сережи К
Тезисы к проекту
Выполнили ученики 3 Г класса, руководитель Кашпура Надежда Владимировна.
Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией ребенка, умелым использованием и развитием его потенциальных способностей. Конкуренция, и быстро меняющиеся технологии, требуют определиться с профессией как можно раньше. Накапливать умения и навыки уже в достаточно юном возрасте, расширять знания о мире профессий, формировать интерес к поиску «своей» профессии, развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать умение планировать и оценивать свою деятельность, помогать в самопознании и осуществлении конкретного выбора. Эти и другие важные вопросы мы начали изучать с первого класса.
Наша работа вылилась в проект «Все работы важны – все работы нужны».
Мы поставили перед собой проблемный вопрос : «В чем трудность выбора профессии» и решили проверить – действительно ли трудно выбрать профессию?
Цель нашего проекта - постепенное знакомство с миром профессий.
Главными задачами для нас было:
1. Выяснить уровень наших знаний о профессиях.
2. Расширить наши знания о видах и типах профессий.
3. Формировать интерес к профессиям.
4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.
Мы разработали план работы над проектом.
Определили его этапы.
1. Знакомство с детской литературой о труде взрослых, профессиях.
2. Экскурсии на предприятия и организации города.
3. Беседы о профессиях.
4. Составление картотеки загадок и пословиц о профессиях;
5. Исследовательская работа: узнать все о профессии своих родителей и ближайших родственников.
6. Оформление совместно с родителями стенда “Все работы хороши”
7. Написать сочинения “Кем я хочу стать?»
8. Провести анкетирование: «Кем ты будешь через несколько лет?»
9. Подготовить и провести праздник: «Город мастеров».
Решили, что закончим работу над проектом лишь после выбора профессии – значит через 9 лет. В жизни всегда сложно сделать правильный выбор, в особенности, если речь идет о выборе профессии. Чтобы больше узнать о профессиях мы обратились к документу, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", и узнали, что насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Но реально используются сотни.
Сегодня быстро меняется не только количество профессий, но и их состав. Появляются новые, непривычные и незнакомые для нас профессии, такие как менеджер, дилер, аудитор и исчезают старые. А ведь от того, насколько правильно мы выберем для себя ту или иную профессию, зависит в какой-то степени наша жизнь, ее успешность. Готовиться к этому надо сегодня!
Мы это поняли, исследовав несколько видеосюжетов с записью интервью детей шесть лет назад и этих же детей в прошлом году (это сегодняшний 10 «А» класс). И увидели, что совпадение в выборе профессии минимальное.
То, что казалось правильным вчера, сегодня оказалось неверным решением.
Продолжив исследование, мы из энциклопедии узнали, что такое профессия: «Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений, это труд, который человек выбирает себе на всю жизнь».
Из истории древнего мира узнали, что у первобытных людей не было профессий. Но кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
По мере развития общества появилась специализация людей по видам труда. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Узнали, что труд подразделяется на физический и умственный.
А также нам стали известны типы профессий: человек – человек (врачи, учителя), человек – техника (водитель, конструктор), человек – знаковая система (программист, кассир), человек – художественный образ (артист, художник), человек – природа (эколог, садовод)
Из Интернет – ресурсов узнали, что самые стрессовые профессии - это профессии шахтера и общественных деятелей. Такой высокий «показатель риска» у государственных людей психологи объясняют тем, что они «работают на публику».
Узнали, что есть календарь профессий.
Мы побывали на экскурсиях в ряде организаций и предприятий города: в пожарной части,
кондитерской предприятия «Эврика», городском отделе внутренних дел, танковой части г. Арсеньева и у артиллеристов с. Ново – Покровки. Встретились с работниками городской больницы, библиотеки, познакомились с трудом повара и слесаря.
Провели исследовательскую работу и узнали о работе своих родителей, бабушек, дедушек, близких родственниках. Оформили вместе с ними стенд «Все работы важны…».
Провели анкетирование и узнали, что ребята хотят быть милиционерами, врачами, военными, бизнесменами, профессиональными спортсменами, дизайнерами, пожарными, программистами, поварами, моряками. Лишь трое решили стать учителями и воспитателями, двое – певцами, трое – летчиками, один – слесарем и один – дворником. Некоторые в будущем видят себя олигархами.
Собрали коллекцию поговорок, загадок о профессиях.
Написали свои стихи и сочинения о том, кем хотим стать в будущем. Сняли видеоролик об этом.
Провели праздник «Город мастеров». Выпустили буклет.
Подготовили презентации о династии учителей, военных, милицейской династии и самой многочисленной профессии – мама!
Вывод:
Как видите - Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слава и честь!
Мы поняли, что …
«Твердо выбрать, кем быть нам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Но, запомните вы все, без исключения,
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Мы хотим пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек».
Инженерная книга проекта «Все профессии нужны, все профессии важны. Дизайнер»
Идея и общее содержание проекта
Творческий проект. «Все профессии нужны, все профессии важны. Дизайнер»
1. Информационная характеристика образовательного проекта.1.1 Разработчик проекта:
Чуваева Лариса Владимировна – воспитатель старшей группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1г.о. Самара
1.2. Вид:
Информационно-творческий, коллективный.
1.3. Участники:
Дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Место проведения: групповая комната, дом.
1.4. Возраст:
5-6 лет
1.5. Срок: 8дней
2. Актуальность.
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.
С введением ФГОС в ДОУ важной проблемой является не столько получение детьми определенного объема знаний от взрослого, сколько развитие у дошкольника желание познавать, открывать для себя новое, исследовать мир - самостоятельно. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью данного проекта является развитие творческой личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, знакомства с особенностями профессии «Дизайнер», реализации самостоятельной творческой и технической деятельности дошкольников, формирование патриотизма, любви и гордости за отчизну, родной народ, родной город.
3. План проекта:
Цель: знакомство с профессией дизайнер; формирование эстетических чувств и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству посредством Lego-конструирования и робототехники.Задачи:
Образовательные.
Познакомить дошкольников с профессией дизайнер.
Способствовать формированию интереса к робототехнике и конструированию;
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов России, их характерными элементами; формировать умение составлять узоры по мотивам хохломской росписи и росписи гжель; предлагать расписывать объемные фигуры из конструктора.
Развивающие.
Развивать конструктивные навыки, внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки.
Активизировать речь детей.
Реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.
Развивать творческий потенциал и техническое творчество дошкольников;
Воспитательные.
Воспитывать патриотизм, гордость за родной город, страну.
Воспитывать уважение к труду людей.
Гипотеза.
Дошкольники познакомятся с профессией дизайнер (художник-конструктор), освоят новые образовательные конструкторы и способы их использования в самостоятельной деятельности. Слияние робототехники с красотой народной росписи будет способствовать повышению познавательного интереса у детей к технике и развитию творческого потенциала, формированию эстетических чувств.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- познакомятся с профессией «Дизайнер»;
- познакомятся с видами народного декоративно-прикладного творчества –гжель, хохлома, с историей возникновения этих росписей, с основными элементами и узорами;
- освоят новые нетрадиционные техники художественного творчества, новые образовательные конструкторы;
- познакомятся с промышленными предприятиями Самарской области;
- примут участие в создании макета «Чемпионат мира по футболу в Самаре»
Родители:
- повысят свои знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- познакомятся с образовательными конструкторами.
- примут участие в разработке проекта и создании макета «Чемпионат мира по футболу в Самаре»
- примут активное участие в оформлении выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев» (совместная работа детей с родителями)
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный:-Разработка гипотезы, цели и задач проекта;
-Подбор методического материала и литературы;
-Организация предметно – развивающей среды.
2 этап.
Реализация проекта:
Познавательно – исследовательская деятельность:
- Беседы «Нежно-голубое чудо»; «Золотая хохлома», «Знакомство с профессией. Дизайнер»
- Устный журнал «Чемпионат мира по футболу 2018г»
- Рассказ «История гжельской росписи», «Откуда пришла хохлома», «Чем славится Самарская область»
- Слайдовая презентация: «Чудо - Гжель», «Красота хохломской росписи».
- Посещение изостудии ДОУ. «Работы мастеров»
- Посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»
- Виртуальная экскурсия «Ракетно-Космический Центр «Прогресс»»;
«Автомобилестроительная компания ОАО «АвтоВАЗ»».
Игровая деятельность:
Д/и «Собери посуду»
- Д/и «Подбери узор»
- Д/и «Найди лишнее»
- Развивающая игра «Гжельская роза», «Золотая хохлома»
- Пальчиковая игра «В гости к мастеру ходили»
- С/р «Город мастеров».
- С/р «Магазин поделок народного творчества»
- С/р «Дизайнеры»
Коммуникативная деятельность:
Развивающая игра «Мы-дружные ребята»
-развивающая игра «Вместе строим и играем»
Изобразительная деятельность:
Аппликация с Lego-секретом. «Олимпийский мишка. Гжель» «Кувшин. Хохлома»
- Режиссерская игра «Город мастеров»
- Пластилинография «Гжель.Lego- лошадка» «Хохлома. Чашечка»
- Составление Lego- пазла: «Гжель. Собачка», «Самовар. Хохлома»,
Создание объемной аппликации с использованием Lego-фона: «Гжель. Курочка в гнезде», «Лебедь плывет по волне. Гжель», «Сахарница. Хохлома», «Ваза. Гжель»
- Создание Lego-постройки, как объекта пластической аппликации
«Гжель. Рыбка»
- Создание рисунка с использованием Lego –печати «Гжель. Чайный сервиз», «Горшочек. Хохлома»
Конструирование из различных материалов:
- Знакомство с конструктором ROBOROBO, создание построек «Самовар», «Печка»
Восприятие художественной литературы и фольклора:
- Чтение рассказов, стихотворений, музыкальных произведений и песен о мастерах-умельцах, о росписях гжель и хохлома. Разучивание стихотворений о родной земле, прослушивание песен о Самаре.
Двигательная деятельность:
- П/и «Мастера к себе позвали, что надо сделать показали»
- П/и «Кто быстрее соберет»
Взаимодействие с семьей:
- Создание папки-передвижки «Как познакомить детей с народным творчеством», «Образовательные конструкторы».
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника», «Развитие технического творчества дошкольника».
- Организация выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев» (совместное творчество детей и родителей)
3 этап. Заключительный.
- Создание макета стадиона «Самара Арена», создание Lego-Самовара и Lego-Печки с использованием конструктора RoboRobo.
Оформлении выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев». (совместная работа детей с родителями)
-Выступление дошкольников перед детьми старшей группы с проектом «Все профессии нужны, все профессии важны»
Результат:
-В течение данного проекта дошкольники познакомились с творчеством народных мастеров, с особенностями росписей гжель и хохлома как элементами традиционного декоративно-прикладного русского творчества,не имеющего аналогов в мире;с эволюцией данных росписей- от глиняной посуды,до обозначения стиля на абсолютно любых предметах, начиная с одежды и заканчивая конструктором Lego; дошкольники могут продемонстрировать основные элементы росписи; сделать постройки из конструктора Lego и украсить их узорами, используя нетрадиционные техники рисования и пластилинографию.
Познакомились с профессией «Дизайнер»; освоили новые образовательные конструкторы.
Познакомились с промышленными предприятиями Самарской области;
Приняли участие в создании творческого проекта «Все профессии нужны, все профессии важны»
Выступили с проектом перед детьми старшей группы ДОУ.
В течение проекта родители принимали активное участие в подборе информации о русских мастерах, об особенностях росписи гжель, хохлома; в подготовке презентации, в создании построек и украшении поделок из конструктора; в организации выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев» и создании макета стадиона «Самара Арена».
Понедельник
1.Беседа «Сине-голубое чудо». Рассматривание картинок, фотографий посуды и сувениров, расписанных под гжель.
2.Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которые имеются дома и расписаны узорами Гжель.
3.Просмотр презентации «Незабудковая Гжель». Дети узнают историю росписи гжель.
4.Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют особенности узора росписи гжельских мастеров; самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.
5.Знакомство с автором К.И.Чуковским и его произведением «Федорино горе». Дети рассматривают иллюстрации книги.
Вторник
1.Печатание деталями конструктора. Дети обводят шаблон «Чашечка» и создают узор по мотивам росписи гжель, хохлома.
2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.
3. Просмотр презентации «Гжель» «Золотая хохлома». Дети рисуют элементы гжельской и хохломской росписи.
4. НОД Рисование. «Чайник. Роспись гжель», «Супница. Роспись хохлома»
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Среда
1.Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в пластилин графии на деталях конструктора «Лошадка. Роспись гжель», «Чашечка. Роспись хохлома.»
2.Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы хохломской и гжельской росписи.
3. НОД Лепка из солёного теста «Чашечка и блюдце. Роспись гжель».
5.Беседа «Как я помогаю дома маме». Рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома.
Четверг
1.Исследовательско-поисковая деятельность «Предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага, конструктор), проводят эксперименты с краской.
2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика. Знакомится с профессией дизайнер.
3. НОД Создание пластической аппликации «Рыбка. Роспись гжель» «Самовар. Роспись хохлома».
Пятница
1.Беседа - «Знакомство с профессией. Дизайнер».
2.Знакомство с конструктором RoboRobo Робо Кидс №1.
Создание построек: «Самовар», «Печка»
2. НОД «Дизайнеры по робототехнике»
4. Вместе с родителями дома знакомятся с промышленными предприятиями Самарской области и предстоящим чемпионатом мира по футболу 2018г.
5.Подготовка проекта «Все профессии нужны. все профессии важны» и создание макета стадиона «Самара Арена»
Понедельник
1.Оформление выставки «Конструктор Lego в руках народных умельцев».
2.Создание фоторепортажа по проекту
Вторник.
1.Создание макета стадиона «Самара Арена»
2.Оформление макета «Чемпионат мира по футболу 2018г. Самара»
Среда.
1.Выступление с презентацией проекта «Все профессии нужны, все профессии важны» перед детьми старшей и подготовительной групп.
Перспективы дальнейшего развития.
Знакомство детей с новыми возможностями образовательных конструкторов и робототехники; знакомство с новыми профессиями; создание проекта «Красота народной росписи покоряет космические пространства».
Используемая литература:
1. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - Москва: Высшая школа, 1977.
2. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. Дыбина О. В, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
4. Ишмаковой М.С «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. - М., 2001. - 88 с.
6. Куцакова Л. В, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. - М., 2003. - 96 с.
8. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - М., 2009. - 210 с.
9. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. - Москва: Знание, 1984.
10.Фешина Е.В «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Программные задачи:
Конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют. Формировать познавательные процессы (память, мышление, восприятие) ; безопасное поведение на воде. Развивать логическое мышление; чувство радости от единения с природой. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту) . Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, лаборант, колба, круговорот воды в природе, жидкость, пар, конденсируется.
Предварительная работа: чтение стихотворений о воде.
Материалы и оборудование: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица, пустой стакан, колба, бутылка, кусочки льда, салфетки, электрочайник, стекло.
Ход занятия.
Приветствие.
Заходит «Волшебница-вода» : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я «Волшебница-вода» . Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.
Звучит запись фонограммы: «журчание ручейка» .
Послушайте и определите, что это за звуки: (вода журчит, разговаривает, булькает, льется и.т. д.) . Правильно, это шум ручейка. Именно о воде сегодня мы с вами будем говорить. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой
«Волшебная вода» .
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей) . Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) . Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, не заходи глубоко в воду и, не в коем случае, нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее состояниями и некоторыми свойствами.
Физминутка «Ручеек» .
Заходит «Волшебница-вода» .
Игра «Где живет вода?»
Воспитатель передает детям микрофон по кругу. Каждый должен дать ответ: Вода живет… в реке (озере, ручье, болоте, море, кувшине, стакане, кране, водопроводе, человеке, бассейне, чашке, бутылке, луже и т. д.) .
Сегодня мы познакомимся с водой поближе, узнаем какие тайны она скрывает, в чем ее волшебство. А в этом нам поможет Волшебница-вода. Проходите в лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведем опыты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, мы вспомним правила безопасности:
Нужно четко выполнять инструкции воспитателя, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые назовет воспитатель. Возьмите стакан с водой, понюхайте, попробуйте на вкус, посмотрите какого цвета. Что мы можем сказать? Вывод: вода – это жидкость, она не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная.
Ребята, возьмите по кубику льда в руку. Что мы видим? (льдинки тают и опять превращаются в воду.) - Значит, лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии (кладут льдинки в тарелочки и вытирают руки салфеткой) .
Рассказ сказки «Как ослик спасся» .
Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.
Вопросы к детям:
Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?
Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?
Кто из осликов принес свою ношу домой?
Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.
Пальчиковая гимнастика.
Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 х 3 см) с солью.
Воспитатель. Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустые мешочки. Возьмите наши мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.
Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки размером 2 х 3 см.
Воспитатель. А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ним происходит? (Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут) . Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.
Подвижная игра «Волшебные капельки»
Игра «Верно - неверно» .
Ребята, будьте внимательны. Если вы согласны с утверждением, говорите «Верно» , если нет - «Неверно» .
Скажите, вы воду бережете?
Ребенок читает стихотворение:
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем.
Вода – это счастье земли.
Вода – это чудо земли.
Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня на занятии. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.
«Волшебница-вода» : Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы участвовали в проведении опытов, я хочу вам подарить этот диск с мультфильмом «По дороге с облаками» .
Воспитатель благодарит и предлагает посмотреть мультфильм после занятия.
Занятие составлено специалистами по экологическому просвещению Сихотэ-Алинского заповедника
- 1. Беседа о воде. Рассказать об агрегатных состояниях воды: жидком, твердом, газообразном; о соотношении воды с сушей (на Земле ¾ воды и ¼ суши); вкусовые качества воды: соленая в морях и пресная в реках, почему?
- 2. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить-
Без воды нам не прожить!
- 3. Вода обычно не привлекает наше внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, скорее даже ежечасно: во время утреннего туалета, за завтраком, когда пьем чай, при выходе из дома в дождь или снег. В общем, очень и очень часто. Задумайтесь на минуту о воде, представьте, что ее вдруг не стало…В такой ситуации становится ясно, что «без воды и ни туды, и ни сюды». Жители пустынь хорошо знают цену воде и стараются бережно и экономно расходовать каждую каплю.
- 4. Круговорот воды в природе:
Ход: Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду, и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет больше половины организма. В воздухе так же находится вода.
С поверхности океана, моря, реки или земли вода под действием солнечных лучей испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. Но высоко в воздухе холодно, поэтому пар там охлаждается и превращается в маленькие капельки воды или мелкие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность земли. На суше эта вода наполняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит круговорот воды.
После этого для детей проводится небольшой опыт : нагреваем воду, из воды образуется пар, он невидим. Подносим над паром тарелку с холодной водой. Образуются капли, которые по мере увеличения, капают обратно.
Где можно встретить воду?
Что происходит с водой, когда солнышко пригреет?
Что происходит с паром?
Как называется это явление?
Загадки
1. Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна она нам всегда
Больше, чем даже еда (вода)
2. Не зеркало, а посмотреться можно (вода)
3. Что шумит без ветра? (вода)
Что в руках не удержать? (вода)
4. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (вода)
5. Кто век бежит и не устает? (вода в реке)
6. Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)
7. С неба пришел, в землю ушел (дождь)
8. Меня ждут не дождутся, а как увидят – разбегутся (дождь)
9. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо)
10. Без крыльев – летят,
Без ног – бегут,
Без паруса – плывут (облака)
11. Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала (река)
12. Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)
13. Течет, течет - не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит (река)
14. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (туча)
15. По синему морю белые гуси плывут (облака)
16. На дворе горой, а в избе водой (снег)
17. Что вверх ногами растет? (сосулька)
18. Под мостиком виляет хвостиком (рыба)
19. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает (лягушка)
20. Глаза – на рогах,
А домок на спине (улитка)
Игра «Капелька»
Цель: закрепить знания детей о воде, дать понятие круговорота воды в природе.
Материалы: маски солнышка, тучки.
Ход игры:
Распределение ролей: солнышко – один ребёнок (если детей много, можно дать роли помощников солнышка – 2-3 лучика);
тучка – один ребёнок;
остальные дети – капельки.
Дети, изображающие солнышко, лучики и тучку, стоят рядом с ведущим, остальные дети-капельки стоят на площадке вразброс.
Если в небе тучек нет, голубой у неба цвет. (Дети при этом показывают пальчиками на небо)
Появилась тучка. (Выходит ребёнок-тучка)
И дождинок кучка. (Дети-капельки становятся вокруг тучки)
Капля раз, капля два, на земле уже она. (Дети- капельки разбегаются по игровой площадке)
Выходит солнышко (и лучики) и считает до пяти (до десяти).
Солнышко начинает работать – стараются высушить капельки – запятнать их.
Те капельки, которые солнышко запятнало, - высохли и присоединились к тучке, которая движется по площадке, постоянно разрастаясь.
После окончания счёта все капельки, которых не запятнали, просачиваются в землю – приседают.
Игра проигрывается 2-3 раза.
Игра «Вода – не вода»
Ведущий произносит слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (например: облако, лужа), ребята поднимают правую руку. Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, рыба), ребята поднимают левую руку. Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), ребята хлопают в ладоши.