Конспект занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Инструменты

Ольга Витальевна Дыбина

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули – красотули.

Папа, мамочка моя -

Это все моя…

(Семья)

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Октябрь

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки . Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан , для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.

Дружат все на белом свете.

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой.

Дружат змейки под горой.

Дружат зайцы на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)

Он в беде всегда со мной,

Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,

Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -

Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.

Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк

И не мучает собак.

Он у малышей забрал -

Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет

И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,

Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,

Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит , что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Ноябрь

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции . Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т . д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

На деревьях груши, вишни,

Абрикосов целый ряд,

Яблоням конца не видно,

Это наш фруктовый… (сад).

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

В нем и розы, и тюльпаны,

И ромашки шелестят.

Гладиолусы, пионы -

Это наш цветочный… (сад).

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель загадывает третью загадку:

Что за дом такой чудесный,

Много в доме том ребят.

В нем играют, поют песни.

Этот дом – наш детский… (сад).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».

Задает вопросы: «Кто работает в детском саду ? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.

Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Физкультминутка

Как под дождичком в саду. (Имитация роста.)

Деревца растут-растут.

Ветки расправляют, (Руки вверх. Встать на носочки.)

Солнце закрывают.

А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)

Соберем в букет и мы.

Побежим домой с цветами (Бег.)

И букет подарим маме.

Беседуя с детьми, воспитатель выясняет: почему дети ходят в детский сад? Нравится ли им в саду? Почему? Что по их мнению «хорошо» или «плохо» в

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №12» «Детский сал №65 «Якорёк»

Архангельская область, город Северодвинск

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Учимся понимать чувства других людей»

подготовила

воспитатель

Вяленко Елена Альбертовна

г. Северодвинск

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости на занятие. (дети здороваются)

Дети стоят в кругу.

Воспитатель. А как ещё можно поздороваться?

Дети. (пальчиками, похлопать, погладить)

В центре круга « волшебное яблочко», вокруг него сердечки.

Воспитатель. Ребята, прошло время и « волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие ещё добрые дела успели совершить дети.

Дети по очереди рассказывают про добрые дела, «волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки « добрыми делами». (ребёнку выдаётся сердечко и крепится на одежде).

Воспитатель. А сейчас возьмёмся за руки и превратимся в одно большое, доброе сердце. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель. Подышем вместе

Покажите, как стучит наше сердце (ладошками) Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Представим себе такую ситуацию. Все ребята садятся на стульчики, а Лера прыгает, скачет, балуется, падает и плачет. (Лера показывает)

Воспитатель. Что чувствует Лера? (боль).

Воспитатель. Кто знает, что в первую очередь надо сделать? (успокоить, оказать помощь, спросить где болит)

Воспитатель. Что вы скажите Лере, что бы её успокоить?

Дети. (вот увидишь, всё будет хорошо, возьми себя в руки, всё пройдёт, не падай духом, потерпи немножечко, мы сейчас тебе поможем, успокойся пожалуйста).

Воспитатель. А какую боль испытывала девочка? (физическую)

Воспитатель. Как вы понимаете выражение: «возьми себя в руки» (сдержать слёзы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слёзы).

Воспитатель. А ты Лера. что чувствовала, когда ребята говорили тебе слова утешения? Лера. Почувствовала, что не одна, стало легче, боль уходит.

Воспитатель. Как можно назвать людей которые приходят на помощь? (добрыми, настоящими друзьями)

Воспитатель. Как можно назвать наш поступок? (благородное, доброе дело).

Воспитатель. А теперь представим другую ситуацию: На день рождение, Коле подарили красивую новую машину. Он так был доволен, что целыми днями играл ей. Но тут произошло непредвиденное событие. Совсем случайно он наступил на неё и машина разлетелась на мелкие детали.

Воспитатель. Что чувствовал мальчик? (боль)

Воспитатель. Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (душевную, эмоциональную).

Воспитатель. Как помочь Коле? Подскажите выход из этой трудной ситуации.

Дети. (давай я попробую отремонтировать, успокойся, если папа не сможет тебе починить, можно сдать в мастерскую, у меня есть такая же машина, я буду рад дать её тебе поиграть.

Воспитатель. Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (сам себя успокаиваю, родители, животные, друзья)

Воспитатель. Ребята, вы любите получать подарки? А дарить?

Воспитатель. Что приятнее получать или дарить?

Воспитатель. Сейчас мы поиграем у игру «Подарок другу». С помощью жестов, мимики и пантомимики, покажите нам что вы подарите своему другу или подруге, а мы попробуем отгадать.

Игра « Подарок другу» Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель. Представьте себе, что собираетесь с друзьями сходить в парк, покататься на каруселях, какая погода может вам помешать сходить в парк? (дождливая)

Физ. минутка.

Дети стоят на ковре.

Плыли тучи дождевые: «Лей, дождь лей»

Дождинки пляшут, как живые - пей рожь пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождь неугомонный льёт, льёт, льёт

Вышла Женя погулять

Стала дождик умолять

«Дождик, дождик, подожди

Дождик, дождик, не дожди

Ты нам не нужен, не нужны и лужи

Дети садятся на ковёр.

Воспитатель. Ребята, покажите мимикой лица, как вы относитесь к дождю.

Дети показывают.

Воспитатель. Расскажите, почему мы любим дождик?

Дети, (люблю прогулки под дождём, не надо поливать грядки, быстрее растут цветы, погулять под зонтиком, свежо на улице.)

Воспитатель. Расскажите, почему не нравится дождик?

Дети. (дождь помешал прогулке, осталась не вскопанная грядка, дождь помешал завершить работу, мокрая одежда, мокрая обувь, грустное настроение,

Воспитатель. Как вы думаете, какие чувства могут испытывать два человека, стоящих под дождём?

Дети. Один радуется, другой грустит, у него испорчено настроение.

Воспитатель. Дождь, это природное явление и мы не можем повлиять на него, наше настроение зависит от того, что мы о нём думаем.

Дети подходят к мольберту.

Воспитатель. Это волшебная поляна, очень необычная, на ней растут цветы. Главной из них является царица роза. Она рассказала, что ей очень грустно и одиноко одной,

Воспитатель. Чего на поляне не хватает? (цветов)

Воспитатель. Что бы узнать какие на поляне растут цветы, послушайте стихи. (Дети рассказывают стихи о лилии, о репее, о розе)

Воспитатель. Я предлагаю вам стать волшебниками и оживить цветы. Вам надо нарисовать любое настроение цветочку, какое вам захочется. (Детям предлагается нарисовать глаза, рот, брови, нос)

Пальчиковая гимнастика: « Наши алые цветки».

Дети рисуют. Звучит музыка Чайковского «Фея сирени»

Воспитатель. Давайте посадим цветочки на нашу полянку.

Воспитатель. Какое нарисовали настроение?

Отчего им так весело?

А кто другое настроение нарисовал?

Дети. (прошел дождик, они вместе встретились).

Воспитатель. Что бы у вас всегда было хорошее настроение, которое вы бы дарили окружающим людям и близким, царица роза дарит вам маленькие сюрпризы и благодарит за помощь.

Раздаю наклейки с цветами.

Воспитатель. А мы подарим сюрприз гостям «Песня о дружбе».

Дети исполняют песню.

Воспитатель. Ребята, я думаю, что вы уже научились определять настроение и чувства других людей, а также сможете им помочь в трудную минуту. А помогают вам в этом ваша дружба, взаимопомощь и взаимная выручка.

Список использованной литературы

    Учим общаться детей 3-7 лет. Волкова Ю.С.

    Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Андреенко Т.А.

    Журнал «Дошкольное воспитание» 1997г.№5.

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: "Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает".

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра "Кому нужен…?", направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: "Кому нужен…".

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: "Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто". Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове "семья", предлагая ответить на вопрос: "Из скольких слов состоит "семья"?" Давайте проверим". Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)

С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)

Мяч в ворота забиваем.

Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)

Свою милую семью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Проводится игра "Назови отчество".

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Проводится игра "Профессии моих родителей".

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос "Кем работает твоя мама?". Игрок отвечает полным ответом: "Моя мама работает продавцом" – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: "Дружная семья", "Крепкая семья", "Счастливая семья", "Заботливая семья", "Любящая семья", "Здоровая семья" – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Октябрь

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Что предмет расскажет о себе". Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: "Ошибка" – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Приключение цыплёнка Цыпа».

Цель: Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через опыты и эксперименты.
Задачи: Расширять знания детей о домашних птицах. Научить отличать сырое яйцо от варёного с помощью эксперимента. Развивать речь, память. Воспитывать умение заботиться о домашних птицах.

Словарная работа: вращается, желток, белок.
Оборудование : макет: птичий двор (утка, утёнок, гусь, гусёнок, петух, курица, цыплёнок); макет автобуса; две кормушки, зерно, игра «Из частей целое», деревья, гнездо, яйца (по два штуки на каждого ребёнка – сырое и варёное), предметные картинки (домашние птицы); аудиозапись: звук едущего автобуса, песня «Цып – цып, мои цыплятки».

Ход занятия.

Круг радости:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо из деревни от бабушки Арины. Вам интересно узнать, что в нём?
Дети: Да.
Воспитатель : Давайте откроем его и прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня случилась беда. Моего любимого цыплёнка Цыпа украла сорока и спрятала его. Помогите мне найти цыплёнка». (Бабушка Арина)
Воспитатель: Ребята, мы поможем бабушке Арине? (Да).
На чём мы можем доехать до деревни, где живёт бабушка Арина? (на машине, автобусе, поезде).

Я предлагаю поехать на автобусе, занимайте свои места (звучит запись работающего мотора автобуса).
Воспитатель : Ребята, мы приехали, это наша остановка. Посмотрите, кто нас встречает. Это Бабушка Арина (кукла из кукольного театра), у неё в руках конверт. Интересно, что же в нём? (открываю конверт). Ребята, посмотрите, что здесь нарисовано?
Дети: Кормушка для домашних птиц.
Воспитатель : Может быть сорока спрятала цыплёнка в «кормушку»? Давайте поищем (В кормушке с зерном дети находят части картинок и складывают их). Ребята, кто нарисован на картинках?
Дети: Петух и курица, а цыплёнка нет.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а под кормушкой ещё один конверт, давайте посмотрим, что же в нём? (загадки о домашних птицах).
Задание: Отгадать загадки и найти отгадки.
Билингвальный компонент: петух – әтеш, курица – тауық, цыплёнок – балапан.
Воспитатель: Загадки мы отгадали, куда идти дальше? (находят ещё один конверт, в нём нарисованы ноты).
Физкультминутка: «Цып, цып, мои цыплятки…».
Цып-цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Здесь в траве густой привольно
Погулять вам можно вволю.
Ой, мои вы цыплятки
Ой, мои вы касатки.
Цып-цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.
Подойдите вы напиться
Дам вам зерен и водицы
Ой, мои вы цыплятки
Ой, мои вы касатки.
Воспитатель : Мы отдохнули, пора идти дальше искать цыплёнка, а куда, я не знаю, а вы, ребята, знаете?
Может быть сорока спрятала его в своём гнезде? Давайте поищем. Где строит своё гнездо сорока? (На дереве).
(Находят гнездо, а в гнезде - цыплёнок).
Воспитатель: Вот, ребята, мы и отыскали цыплёнка Цыпа. Давайте вернём его родителям. Кто его родители? (Петух и курица). Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Дают мясо и яйца). А как человек о них заботиться? (Кормит и поит их).
Воспитатель: Ребята, бабушка Арина просит вас помочь ей ещё раз. Она сварила яйца и положила их в одну корзинку, а сырые яйца в другую, но забыла какие в какой.
Давайте, мы с помощью эксперимента определим, где находятся варёные, а где сырые яйца. Как это сделать я вам подскажу. Нужно раскрутить яйцо, если оно варёное, то будет вращаться, а если сырое, то нет.
Словарная работа : вращается, желток, белок.
(Дети проводят эксперимент, находят варёные яйца и кладут их в бабушкину корзинку).
Воспитатель: Ну что, ребята, помогли мы бабушке Арине? (Да). А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Займите свои места в автобусе. (звучит запись работающего мотора автобуса).
Итог. Ребята, мы вернулись в детский сад, расскажите, что приключилось с цыплёнком Цыпом? Кто его украл? Что нового и интересного вы узнали на занятии? Чему научились?

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "Человек и деревья"

Анонс: Данное занятие может быть использовано воспитателями средних и старших групп при проведении занятий по окружающему миру, также можно отдельно взять игру- моделирование и использовать в своей работе при ознакомлении детей с частями деревьев.
Программные задачи: Познакомить детей с деревом Сибирский Кедр.
Познакомить детей с традициями наших предков.
Воспитывать бережное отношение к кедру.
Развитие экспериментальной сферы и творческого воображения детей.
Развитие речи детей.
Обучение моделированию с использованием шаблонов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Хвоя, кедровые, прорастают, росток, крона.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

ОБОРУДОВАНИЕ: разрезные картинки, Смайлики по количеству детей, веселые и грустные,слайды, музыкальное сопровождение,крашеные в зеленый цвет ватные диски, клей, основа из муз. диска для изготовления эмблемы.

Ход занятия:

1. Организационный этап (создание положительного эмоционального настроя на занятие)
Воспитатель: Сегодня я открою тайну,
Ведь в жизни нашей всюду чудеса.
Мы много нового сейчас узнаем
Про русские кедровые леса
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
Хочу все знать!

Воспитатель: Давайте все вместе произнесем девиз нашей встречи: «Хочу все знать!»

2. Мотивационный этап.

Воспитатель : Я сегодня принесла для вас удивительный предмет (показывает).
Что это? Правильно - это настоящая кедровая шишка. Вам интересно узнать, почему именно она стала вашей гостьей?
Тогда мы отправляемся в увлекательный мир знаний.

3. Практический этап.
Воспитатель : Ребята, мне нужна ваша помощь. Посмотрите на экран. Как называется это дерево? А это?
(демонстрация на экране: береза, дуб, яблоня, ель, рябина)

Воспитатель - Вы правы.
Деревьев разных не сочтешь –
Ты на просторах наших.
Но где же дерево найдешь
Родного кедра краше.
Воспитатель- Сегодня мне хочется рассказать вам про могучий сибирский кедр (картинка на экране). Именно на нем растут вот такие кедровые шишки.

1. Игра «Подбери прилагательное»
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Что вы можете сказать об этом дереве?
Какое оно? / очень большое, высокое, старое /
- у кедра много ветвей, значит оно какое? (ветвистое)
- на его ветках растет хвоя, поэтому это дерево хвойное или лиственное?
- у кедра хватает сил выдержать любую непогоду. Значит это дерево какое?
Вы все правы. Я еще добавлю, что кедр – это могучее и крепкое дерево.

Воспитатель: Ребята, человека всегда сравнивали с деревом. Как вы думаете, мы с вами похожи с кедром? (да, нет)
Тогда проходите на свои места, я предлагаю вам это проверить (дети садятся на стулья).

2. Игра – моделирование «Человек и дерево»
Воспитатель: Перед вами лежит картинка с изображением человека и части дерева (корни, ствол, 2 ветки, 2 набора пучков хвоинок, крона).
Воспитатель: Давайте попробуем наложить части дерева на соответствующие части тела человека.
Сравним человека и дерево.
1 У человека есть ноги, а у дерева …. (корни)(Найдите их)
2 У человека есть туловище, а у дерева (ствол) Правильно


3 У нас есть руки, а у кедра (ветви) Совершенно верно.
4 У человека на руках пальцы, а у дерева на ветвях (листики – иголочки)


5 У людей голова, а у кедра (крона) Точный ответ.

Воспитатель: Вы отлично справились с работой.
Воспитатель: А теперь сравним дерево и человека.
1 У дерева корни, а у человека…(ноги)
2 У дерева ствол, а у человека… (туловище)
3 У дерева ветви, а у человека…(руки)
4 У дерева на ветвях листья, иголки, а у человека…(пальцы)
5 У дерева крона, а у человека…(голова).
Воспитатель: Ответьте на вопрос, сколько у нас пальцев на руке / пять пальцев/

У вас на столе лежат карточки с изображением хвои кедра, посчитайте, сколько у кедра иголочек в одном пучке, /ответы детей/.
Воспитатель: У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок.
Теперь мы можем сказать, что похожи с кедром?

3.Динамическая пауза.
Воспитатель:
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
Наше тело – крепкий ствол
Он чуть-чуть качается.
И верхушкою своей
В небо упирается.
Наши руки – ветви
Крону образуют
Вместе им не страшно,
Если ветры дуют.

4. Игра «Плохо – хорошо»
Воспитатель: : Ребята, а знаете ли вы, что у кедра в разных ситуациях может быть разное настроение, как у человека?
Давайте с помощью наших смайликов определим какое будет настроение у кедра если:

/на экране демонстрируются картинки со звуковым сопровождением/
1. Если у него сломали ветку? Какой смайлик мы покажем грустный или веселый?
2. Когда лесоруб рубит дерево?
2. Идет дождь?
3. Дятел долбит кору?
4. Дует сильный ветер?
5. Птицы прилетели на дерево?
Воспитатель: Оказывается, у кедра, тоже может меняться настроение, как и у нас. Значит, кедр живет, и он все чувствует.

Не зря говорят:
МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ!
МАЛО ЛЕСА - БЕРЕГИ!
НЕТ ЛЕСА - ПОСАДИ!
5. Изготовление эмблемы.
Воспитатель:Я предлагаю вам, изготовить эмблему /показывает готовую/ юного защитника природы. Это вам будет напоминание о том, что нужно беречь и сохранять окружающий мир.
(мастер- класс на экране. Дети выполняют работу под фонограмму из м/ф «Спирит»)


1 У вас есть основа круг, окрашенные в зеленый цвет треугольники из ватных дисков.
2 Сверху вниз наносим клей.
3 Поочередно друг на друга наклеиваем треугольники.
4 Эмблема готова!
Воспитатель : Ребята, беречь и сохранять природу очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево. Давайте нашим гостям подарим кедровые семена-орешки, из которых вырастет могучее и красивое дерево Кедр.

6. Рефлексия.
Воспитатель: - А что же с нашей гостьей - кедровой шишкой? Вы поняли, ребята, почему именно она была сегодня у нас в гостях?

7. Заключение. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, для вас у меня тоже есть сюрприз за внимание, старание и активную работу – вот такая волшебная шишка (достаёт шишку из папье-маше с настоящими кедровыми шишками внутри). Давайте посмотрим, что в ней лежит.
(повторно звучит фонограмма из м/ф «Спирит»)
Воспитатель: Кедровая шишка – лакомство. Но мне бы хотелось, чтобы вы оставили хотя бы один орешек, для того, чтобы посадить его в горшок с землёй, дождаться зелёного росточка, а потом с хорошим настроением, улыбкой и радостью высадить его в лесу, около дома или в парке вместе с родителями. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга!
Спасибо, вам ребята, за активную работу и ваше старание!