Лэпбук по развитию речи своими руками. Лэпбук по развитию речи

Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга) . Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования - способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т.д.) , работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным» , через развитие лексико-грамматической стороны речи.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

  • Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками) .
  • Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
  • Безграничная фантазия

Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

  1. «Прочитай по первым буквам» . Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
  2. «Засели картинку в домик» . Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
  3. «Мой, моя, моё, мои» . Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
  4. Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
  5. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
  6. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
  7. Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
  8. «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
  9. Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
  10. Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
  11. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
  12. Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.

Альфия Нуриева

Уважаемые педагоги хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи . Лэпбук имеет обучающее , познавательное и воспитательное значение, так как развивает речь , память, мышление, мелкую моторику, творческие способности ребёнка, все, что помогает расти и развиваться . Этот лэпбук доставит детям много полезного и интересного общения.

Алфавит. Ознакомление с буквами алфавита.

Игра : «Полезные картинки по развитию речи »

Цель :- развитие речи в игре ;

Обогащение словарного запаса.

Можно ускорять или замедлять темп произношения данных фраз.


Дидактическая игра : «Угадай предмет по контуру»

Игра способствует созданию эмоционального настроя детей, вызывает положительное отношение к выполняемо работе.

Цель :- развитие зрительного внимания;

-развитие умения сознательно направлять внимание на определенные предметы.


Дидактическая игра : «Подбери пару»

Цель :- учить устанавливать связи между предметами, рассуждать и доказывать;

-развивать умение объединять предметы в пары при наличии общего признака;

-развивать познавательный интерес, творческое воображение.

В комплекте имеется 30 пар картинок. В эту игру можно играть командами или индивидуально.


Дидактическая игра : «Собери пословицу»

Цель :- развитие внимания , памяти, речи .

В данном лэпбуке для изучения представлено более 25 половиц.


Дидактическая игра : «Найди тень»

Цель :- развитие умения подбирать тени к предметам. Очень интересная, занятная и развивающая игра . Дети с удовольствием ищут картинки, находят, играют.


Алгоритмы.

Практически все в нашем мире, подчиняется каким- либо правилам или алгоритмам, следуя которым, можно последовательно рассказать о предметах созданных природой или самим человеком. Большинство действий, которые мы выполняем в течение своей жизни, требуют соблюдений ряда правил. Ведь от того, насколько верное представление имеет человек о том что, как и в какой последовательности он должен сделать, зависит качество и результат выполнения поставленных перед ним задач. Мы, родители пытаемся выработать в своем ребенке ряд основных действий, например : проснуться, заправить постель, сделать зарядку, умыться и почистить зубы, и т. д. и все это можно назвать своего рода – алгоритмом действий человека. Так и в развитие речи алгоритмы дают возможность детям без труда описывать предметы, или рассказывать о каком – либо животном или птице. Использование алгоритмов очень удачное и удобное подспорье и для самого педагога на занятиях по развитию речи .


Примерные ответы к алгоритмам :

артотека фонематических потешек.

Также активно и успешно активизирует речь ребенка.


Учимся описывать картинки.

Например : Рыжий кот пьет молоко.

Кто пьет молоко?

Какого цвета кот?

Что пьет рыжий кот?


Сказки на палочках от мороженого.

С таким пособием ребята с удовольствием самостоятельно могут обыгрывать уже известные им сказки, либо выдумывать свои. В данном лепбуке представлены три сказки : «Гуси- лебеди» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Репка» . Дальше можно пополнять или менять сказки на другие.


Дидактическая игра с прищепками «Кто, что ест?»

Игра всестороннего развития : и мышления, и памяти, и внимания, и развитие познавательных способностей, и, конечно же, развитие мелкой моторики рук у детей.


Публикации по теме:

Развитие речи у детей 3-4 лет довольно слабое. Произношение у многих детей этого возраста неправильное. Многие говорят слова непонятно,.

Добрый вечер всем! Позвольте представить Вашему вниманию мое новое пособие - лэпбук "Малышок" (для младших дошкольников). Это мой первый.

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук "Игры и задания для развития мелкой моторики" Светлана Хомич. Лэпбук по развитию мелкой моторики.

Добрый день! Позвольте представить Вашему вниманию наше новое пособие- лэпбук «Говорушки» (для детей подготовительной группы). Лэпбук –.

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные.

Лэпбук по развитию речи и ознакомлению с окружающим для младших дошкольников «КТО У БАБУШКИ ЖИВЁТ?» Цель: способствовать познавательному.

Юлия Федосеева

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Представляю Вам лэпбук «Развитие речи »

Если хочешь, чтоб ребята,

Знали звуки и слова,

В руки папку Вы возьмите,

Загляните все туда!

И огромный мир ребята,

Вам откроется тогда.

Там в кармашках есть картинки,

С ними можешь ты играть,

А захочешь и загадка

Вместе будем составлять!

С этой папкой Вы дружите,

Слоги, буквы, находите.

Вдоль картинок Вы шагали,

По ступенькам – строчкам шли.

Ах, как много Вы узнали,

Ах как много Вы прочли!

Лэпбук имеет обучающее , познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. Я надеюсь, что этот лэпбук доставит детям не мало драгоценных минут полезного и интересного общения.

ЗАДАЧИ :

1. Правильно произносить все звуки;

2. Говорить не торопясь, выразительно, поддерживая беседу;

3. Учиться внимательно рассматривать картинку, предмет, составлять рассказ по образцу;

4. Составлять связные предложения по картинке из 5-6 предложений;

5. Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

6. Учиться слушать и понимать содержание стихотворения, поговорки, пословицы;

7. Обогащать словарный запас, использовать в речи предлоги ;

8. развивать зрительное внимание , мышление, память, связную речь, фантазию, воображение;

9. Учиться слушать, запоминать и выразительно рассказывать на память стихотворение;

ЛЭПБК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ » включает в себя следующие рублики :

Центральное полотно :

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ;

Повтори внятно и чётко слова;

Какое слово ты слышишь;

Назови слова (светлее -светлый) ;

Раздели слова на слоги. В каких словах сколько слогов?;

Какие буквы пропущены? Какие слова получились?;

Слова «наоборот» ;

Найди бабочку такую же, как в рамке;

Найди пару зонтику;

Назови и покажи части тела (на картинке) ;

Расскажи что на картинке? Из каких материалов сделаны предметы на картинках?;

Продолжи предложения;

Рассказ по картинке «что делает мама?» ;

Назови, что нарисовано на картинке? Определи первый звук в каждом слове;

Скажи ласково;

Придумай небольшой диалог по каждой картинке, используя слова :

Здравствуй, до свиданья, спасибо, пожалуйста, извини;

Послушай предложение. Ответь на вопросы :

Кто, что, что делает,где куда идут, какие, какая, что сделал, нашёл что, с кем играет?;

Какие предметы (на картинке) отвечают на вопрос : кто? Что?;

Назови слова, которые могут получиться из местоимений : он, она, оно, они;

Образуй новые слова;

На каком из рисунков, герои изображены правильно?

Измени слова «хочу и могу» ;

Найди отличия;

Какими звуками отличаются слова?;

Закончи рассказ;

Опеши предметы. Дай им характеристику;

На какой звук начинается слово?;

Слова во множественном числе;

Найди вертолётик такой как в облачке.

НА ЛЕВОМ РАЗВОРОТЕ :

Поговорки;

Загадки.

НА ПРАВОМ РАЗВОРОТЕ :

Считалки;

Чистоговорки.

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СЛЕВА :

Стихотворения;

Скороговорки;

Басня, притча, мораль.

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РАЗВОРОТЕ СПРАВА :

Дорисуй и раскрась;

Читай букву;

Составьте рассказ по картинке;

-развиваем мелкую моторику .

ЧИСТОГОВОРКИ.


СЧИТАЛКИ.


СТИХОТВОРЕНИЯ.


СКОРОГОВОРКИ.


ПОГОВОРКИ.


ЧИТАЕМ БУКВУ.


ДОРИСУЙ И РАСКРАСЬ.

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ.


РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ .

ИГРЫ И ЗАДАНИЯ.

БАСНЯ, ПРИТЧА, МОРАЛЬ.




ВОТ ТАКОЙ ЛЭПБУК У МЕНЯ ПОЛУЧИЛСЯ :






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Развитие речи у детей 3-4 лет довольно слабое. Произношение у многих детей этого возраста неправильное. Многие говорят слова непонятно,.

Добрый вечер всем! Позвольте представить Вашему вниманию мое новое пособие - лэпбук "Малышок" (для младших дошкольников). Это мой первый.

Мой Лэпбук был разработан специально для занятия по развитию речи, в качестве карты-путешествия с сюрпризами-заданиями в кармашках. Тема.

…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Лэпбук «Развитие речи» 2 младшая группа Артикуляционная гимнастика Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов.

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания определенной темы, который строится по шаблону и состоит из множества кармашков, вкладок, окошек, передвижных элементов, картинок и т.д.

Что такое лэпбук

Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.

Для чего нужен

Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.

В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:

  1. Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
  2. Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
  3. Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
  4. Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
  5. Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
  6. Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.

Виды

Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию. Различают такие виды лэпбуков:

  1. Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии.
  2. Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
  3. Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме.
  4. Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.

Лэпбук для дошкольников

Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения. Родителям книжка- раскладушка помогает укрепить отношения с детьми, пополнить знания по конкретной тематике, самореализоваться. Педагогам дошкольной организации такие учебные пособия оказывают содействие во внедрении новой формы работы с детьми, организации взаимодействия между родителями и малышами.

Технология лэпбук для дошкольников

По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.

Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:

  1. Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
  2. Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
  3. Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
  4. Поклейка лэпбука.

Темы для лэпбука

Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока.

По профессиям

Направленность этой интерактивной книжки-папки – общий экскурс по существующим профессиям. Здесь важно объяснить ребенку в чем заключается принцип работы человека определенной специальности, помочь сориентироваться в мире профессий и понять, кто кем хочет стать. Такой лэпбук может содержать следующие образовательные разделы и вспомогательные элементы:

  1. Для чего нужна каждая из специальностей, используя картинки, карточки, находящиеся в кармашках. Деткам постарше можно прикреплять мини-книжки или книжки-гармошки, содержащие текстовые описания.
  2. Демонстрация спецодежды на карточках, но лучше сделать маленького бумажного человечка и несколько комплектов одежды. Так ребенок сможет сам определять и наряжать куклу.
  3. Сопутствующие атрибуты, инструменты в виде картинок в кармане.
  4. Конверт с загадками.
  5. Конверт с маленькими раскрасками.
  6. Вращающийся круг со стрелкой – игра «Кто где работает?».

По биологии

Лэпбук по биологии способствует изучению разных классов живых организмов (птицы, животные, насекомые, грибы и т.д.). Дошкольникам будет интересно знать об эволюции и взаимодействии всего живого на Земле, построенное в виде цепочек с картинками, карточек с описанием живых существ, их роли в природе. Такой дидактический материал подается в обобщенном виде. Конкретизируйте сведения, составив папку о конкретном классе или представителе живых существ.

По математике

Папка-раскладушка по математике у дошкольников направлена на формирование понятия о цифрах, числах, счете. Поместите сюда карточки со стихами о цифрах, загадками, мини-карманы, содержащие геометрические фигуры, раскраски, легкие задания на сложение, вычитание. Ребятам младшего школьного возраста лучше соорудить лэпбук в виде домика из нескольких страниц и поместить в него:

  • карточки для тренировки написание цифр;
  • сундуки, набитые загадками на математическую тему;
  • часы для обучения определения времени;
  • карманчик с раскрасками, где каждая цифра соответствует определенному цвету;
  • мини-папка с заданиями;
  • шкафчик с образцами картинок, составленных из геометрических фигур и конверт с фигурами и др.

По окружающему миру

Познавательные лэпбуки по окружающему миру помогают расширить кругозор знаний детей о временах года, погодных явлениях, растениях и т.д. Их лучше делать отдельно на осеннюю, зимнюю, весеннюю, зимнюю тематику, снабдив такими разделами:

  • мини-книжка со сказкой о поре года;
  • конверты с карточками: признаки времени года, загадки, стихотворения;
  • открывающиеся кружочки с отличительными особенностями каждого месяца;
  • карманы с пазлами, раскрасками;
  • красочные иллюстрации, атрибуты, присущие конкретной поре.

Про семью

Такой материал формирует у ребенка представление о семье, роли в ней каждого ее члена, воспитывает уважение к родным. В папку можно включить:

  1. Конверт с разрезанными изображениями каждого члена семьи, которые нужно собрать.
  2. Карман с разноцветными полосками, из которых необходимо сделать коврик определенной формы.
  3. Кармашек с фигурками людей, из которых составляется семья ребенка с описанием каждого человека.
  4. Набор картинок с сюжетами из жизни, ребенок должен по ним составить рассказ.
  5. Карточки с изображением дел, их необходимо сопоставить с каждым из членов семьи.
  6. Книжка-малышка с загадками.

Животные

Дидактическое пособие про животных повествует о конкретных представителях этого класса. Составляя такой лэпбук, позаботьтесь о наличии следующих элементов:

  • фото животного;
  • карта с местами обитания;
  • карманчик с пазлом-картинкой;
  • вращающийся круг с изображением пищи, употребляемой исследуемым животным;
  • мини-книжка с интересными фактами;
  • полоска, куда можно вписать статус животного Красной Книге;
  • конверт с раскраской;
  • ромашку с загадками и пословицами на лепестках.

По развитию речи

Лэпбук по развитию речи направлен на устранение проблем в этой сфере у детей: правильно произносить звуки, составлять предложения и маленькие рассказы, используя предлоги, уметь понимать смысл стихотворений, пересказывать их. Составляя такой лэпбук, используйте:

  • поговорки, считалки, загадки;
  • стихотворения, притчи, рассказы;
  • карточки с буквами, словами;
  • раскраски;
  • картинки для их устного описания;
  • конверты с заданиями: назови слово, скажи ласково, найди отличие и др.

Про школу

Такая тематика должна содержать сведения об этом заведении, правилах поведения в нем, взаимодействии с другими детьми, учителями и т.д. Используйте следующие наработки для создания своей папки-книжки:

  1. Карман в виде рюкзака и конверт с маленькими изображениями школьных принадлежностей. Предложите ребенку поиграть в игру «Собери портфель».
  2. Изображение школы с открывающимися окнами, дверью.
  3. Кармашек с учебниками (в картинках).
  4. Конверт с загадками о школе.
  5. Книжка-малышка с правилами поведения.
  6. Карточки, содержащие правила взаимодействия между детьми и преподавателем.

Как сделать своими руками

Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.

Из чего сделать

Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:

  1. Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
  2. Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
  3. Ножницы, клей.
  4. Скотч, степлер, нитки.
  5. Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
  6. Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.

Макет

Следующий этап – прорисовка макета (того, как будет выглядеть лэпбук). Для этого сложите сразу вашу папку так, чтобы она потом открывалась, разворачивалась, и простым карандашом набросайте места, где будут кармашки, книжечки, картинки, в каком виде и размере все это будет представлено. Далее вам останется склеить все детали и прикрепить к заготовке.

Идеи

Разнообразить свою интерактивную «наколенную книгу», сделать ее интереснее, возможно благодаря разным идеям по оригинальному созданию тематических зон. Например, задействуйте конверты разных размеров и форм, можно взять упаковку для дисков или сделать их своими руками. Очень необычно выглядят книжки-гармошки, разрезные блокноты, карточки-разделители и открывающиеся окошки. Однако больше всего детям нравятся вращающиеся детали и элементы с множеством открываний.

Как делать поэтапно

Итак, подробная пошаговая инструкция по созданию бумажной интерактивной папки выглядит следующим образом:

  1. Определитесь с тематикой.
  2. Подготовьте макет и все необходимые материалы.
  3. Далее нужно сделать кармашки для лэпбука, конверты, книжки, гармошки, карточки, изображения, фигурки и т.д.
  4. Приклейте заготовки к макету по намеченному плану.

Видео

Лэпбук - форма работы по развитию речи детей
Н.А.Иванова
воспитатель
МБДОУ д/с №49 Радуга
«Не давите на ребенка,
а ставьте пред ним такие задачи,
которые он способен выполнить»
А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.
Человек ­ маленький мир.
В условиях реализации федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования воспитателям и
специалистам ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые
соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Перед воспитателями стоит задача научить дошкольника ставить перед
собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить
нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного
множества источников информации. Как сделать так, чтобы информация
осталась в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми
знаниями, которые получил в детском саду, чтобы он захотел самостоятельно
расширить свои знания по данному вопросу. Одним из способов достижения
этой цели образования на данном этапе развития общества является
использовании методики создания лэпбука.
Стандарт

образования
дошкольного
нас
на формирование личности ребенка через собственную деятельность,
познавательную активность, творчество детей, развитие личности через
различные виды деятельности, через системно­деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога ­ это не готовый
конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать,
делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельности.

ориентирует

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной
и итоговой аттестации (диагностики) воспитанников. Главный принцип ФГОС
дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально

разнообразной, главное не результат обучения, а личностное развитие
ребёнка.
Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в
виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социальные и психологические характеристики возможных достижений
ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, в том числе
целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста,
которые предполагают:
владение речью как средством общения и культуры;
достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
монологической речи;
слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико­синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Но, к сожалению, в настоящее время, растёт поколение детей, часто
безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным
заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая
коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из
актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение
в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему
интересно, когда он увлечён и играет.
Лэпбук (lapbook) ­ это самодельная книжка­раскладушка или
тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней
собирается материал по определенной теме.

дети
При этом готовый лэпбук ­ это не просто поделка. Это заключительный
этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно.
Например,
подготовительная
группа) сами (вместе с родителями)собирают игры, загадки, скороговорки.
Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда
просят сделать какую­то игру или карман для лэпбука, найти нужную
картинку, сказку или стихотворение. С детьми помладше материалы готовят
воспитатели и специалисты.
постарше (старшая
и

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса
знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение
словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям
необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию
речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ,
прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести
наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями
в природе, провести эксперименты по выращиванию растений из семян. В
ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам,
расширяют и обогащают активный и пассивный словарь,
а
внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в
группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Результаты и выводы, к которым пришли дети, педагоги и
родители, проработав с лэпбуками:
Во­первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию
организовать информациюпо интересующей его теме, лучше понять и
запомнить материал.
Во­вторых, это отличный способ для повторения пройденного
материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с
радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками
книжку.
В­третьих,
ребенок
организовывает информацию.

самостоятельно

собирает

и
В­четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей –
кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим
детям – задания, подразумевающие умение читать, писать и т. д.)
В результате данной практики у дошкольников повышается
уровень развития универсальных умений, таких как:
­ умение планировать предстоящую деятельность;
­ договариваться со сверстниками;
­ распределять обязанности;
­ искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
­ самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
­ принимать собственные решения, опираясь на собственный опыт,
знания и умения;

Данная форма работы при детско­взрослом взаимодействии, как
совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно
помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более
доверительным межличностным отношениям, повышает родительскую и
педагогическую компетентность, дает возможность узнать интересы и
потенциал ребёнка и развить их, играя, легко, с радостью.
Итак, как сделать лэпбук?
Для создания лэпбука вам понадобятся: картонная папка­основа,
бумага, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях воспитанника
или на столе. Дополнительно используется цветная бумага, ножницы, клей­
карандаш, степлер, скотч.
Работа проходит в несколько этапов:
1 этап – выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой,
как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему:
«Времена года», «Насекомые», «Космос». Когда определились с темой можно
переходить к плану.
2 этап – план. Лэпбук ­ это не просто книжка с картинками. Это
учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в
себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для
этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Чтобы составить план, будем использовать модель трёх вопросов.
Задаем ребенку вопросы.
Что ты знаешь о…?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
На этом этапе проходит изучение источников информации,
осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает
значительный отрезок времени, в зависимости от темы.
3 этап – макет.
Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в
лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для
фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой
­ текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах:
различные карманы, конвертики обычные, вращающиеся круги, полосы,
сложенные в несколько раз и т.д.

4 этап. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая
работа. В соответствии с макетом (зарисовкой нашей) делается шаблон папки
в натуральную величину.
Видно, что лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его
создания до готового результата.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет
правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того,
как человек (маленький или взрослый) воспринимает заинтересовавшую его
тему. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над
созданием лэпбука может носить индивидуальный, парный или групповой
характер.
это полет фантазии,
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать
полученные знания,
который может дать
непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись,
будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия
и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь
придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно
мотивировать на открытие новых горизонтов.