Методики раннего развития детей. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев Программа развития ребенка от 1 года до 2 лет

Самым радостным и ответственным событием для всех родителей является первый день рождения их малыша. Весь год они с волнением и интересом наблюдали за развитием своего ребенка.

И вот настал момент, когда можно подвести итоги, что же умеет ваш малыш в 1 год и выяснить какие современные можно в дальнейшем использовать для его всестороннего развития.

Особенности физического и интеллектуального развития ребенка в 1 год

Годовалый ребенок не сидит на одном месте . Он постоянно находится в движении, исследуя окружающий мир и совершенствуя собственные физические навыки. Некоторые малыши в 1 год делают первые шаги или активно ползают , познавая новые предметы. Кроме этого, малыш в 1 год с удовольствием выполняет следующие действия :

  • манипулирует предметами;
  • складывает различные предметы, бросает или стучит ими, а также их толкает или тащит;
  • забирается вверх на небольшие ступени или другие возвышенности (кресло, диван, стул);
  • бросает и ловит большой мяч;
  • проявляет заинтересованность различными объектами небольшого размера.
  • открывает ручки дверей, завинчивает крышечки и выполняет другие действия с помощью пальчиков.

Годовалый малыш отличается любопытством и высокой познавательной активностью. Он стремится экспериментировать со всеми предметами, которые находятся рядом с ним. Кроме этого, крохе интересны все движущиеся механизмы и объекты. Ребенок в данном возрасте выполняет следующие действия :

  • объединяет одни предметы с другими: строит башни из кубиков, собирает разрезанную на три части картинку или играет с игрушками-вкладышами ;
  • сравнивает похожие предметы между собой;
  • узнает знакомые объекты, указывая пальцем на картинки в книгах или предметы;
  • с удовольствием играет с водой и любит возиться с песком;
  • рисует на бумаге первые каракули;
  • понимает значение многих слов, в том числе и слова «нельзя»;
  • выполняет заданные действия: кормит любимую игрушку, ищет спрятанный предмет или бросает мяч;
  • начинает в процессе игры подражать действиям взрослых.

Кроме этого, у ребенка в 1 год наблюдается активное развитие речевых навыков . Ему нравится, когда взрослые читают красочные книжки или поют вместе с ним песенки.

У годовалого малыша появляется стремление к самостоятельности.

Важно в данный момент поддержать его, даже если выполнение некоторых действий будет занимать много времени. должны уделять в этот период максимум времени своему чаду: играть с ним, читать книжки, рисовать, строить и всевозможными способами развивать его творческий потенциал.

Задачи раннего развития ребенка в 1 год

Многие родители не знают, какие первоочередные задачи раннего развития ставить для своего годовалого малыша и какой дидактический материал при этом использовать. Педагоги рекомендуют в первую очередь у крохи развивать речевые навыки и обогащать его словарный запас. Кроме этого, отмечаются и другие цели раннего развития годовалого ребенка:

  1. Развитие у малыша мелкой моторики рук и координацию движения.

Все игрушки и занятия направленные на развитие мелкой моторики рук способствуют активному развитию речи у малыша. Для этого используются пальчиковые игры, игрушки сенсорной направленности, игрушки-вкладыши , логический куб, крупные пазлы и другой дидактический материал. При систематическом сенсорном развитии к концу второго года ребенок сможет:

  • собрать пирамидку;
  • сортировать предметы исходя из их размера и формы;
  • соотносить геометрические фигуры с отверстиями или рисунками.
  1. Развитие у крохи логики, мышления, интеллектуальных способностей .

Родителям рекомендуется играть с малышом в игры по . Для занятий можно использовать природный материал, крупные пуговицы, кусочки ткани, песок, воду, крупы и т.д. Особенно нравятся в данном возрасте малышам играть со шнуровками , геометрическими фигурами, а также нанизывать разноцветные бусы или пуговицы . Если систематически заниматься с малышом в этом направлении, к концу года малыш будет уметь :

  • различать четыре цвета: красный, синий, зеленый и желтый;
  • сортировать различные предметы по цвету;
  • сортировать предметы по величине и форме.
  1. Развитие у ребенка творческого потенциала .

Занятия творчеством с малышом способствуют развитию интеллекта, памяти, внимания, мышления , а также формируют речевые навыки и учат правилам совместной игры. Для занятий можно использовать восковые мелки, пальчиковые краски, соленое тесто, цветную бумагу , музыкальные игрушки и книжки.

Малыши, которые регулярно занимаются разнообразными творческими делами, к концу второго года уже умеют :

  • лепить с помощью взрослых простые поделки;
  • создавать простые аппликации из готовых деталей;
  • рисовать красками, используя кисточку, или карандашами.

Кроме этого, крохе доставляет максимум положительных эмоций совместные творческие занятия с взрослыми.

  1. Развитие у ребенка в 1 год навыков конструирования и моделирования .

Процесс конструирования и моделирования является увлекательным и познавательным. У малыша активно развивается логика, усидчивость, внимание, воображение и творческое мышление. Конструируя, ребенок учится складывать мелкие детали различной формы и размера. В итоге развивается ловкость, мелкая моторика рук и улучшается координация движений. Кроме этого, малыш учится доводить процесс до логического результата , действуя целенаправленно.

Ребенок может играть обычными кубиками, разноцветным конструктором или тематическим конструктором, собирая целые города или улицы.

При постоянных занятиях малыш научится:

  • выстраивать различные постройки и играть с ними;
  • различать геометрические фигуры и цвета;
  • запоминать образы разнообразной формы.

Следует отметить, что каждый малыш развивается своими индивидуальными темпами . Родители не должны расстраиваться, если у крохи не получается какой-либо вид деятельности. Наберитесь терпения и продолжайте заниматься дальше. Через время ребенок обязательно достигнет положительных результатов и порадует вас новыми успехами.

Методики раннего развития ребенка в 1 год, отзывы

Сегодня существует огромное количество методик раннего развития ребенка, которые помогают малышу раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Рассмотрим наиболее актуальные из них для ребенка в 1 год:

Методика Макото Шичида

Данная уникальная методика популярна не только на территории Японии, но и в других странах. По мнению автора методики, все малыши рождаются гениями , и только тесная связь с родителями поможет им активно развиваться. Для этого важно систематизировать всю необходимую информацию и повторять ее ребенку последовательно. Основу составляют специальные флеш-карточки , которые представляют собой разнообразные изображения. Демонстрировать данные карточки малышу можно с трехмесячного возраста, тренируя его фотографическую память и развивая правое полушарие мозга. При этом занятия должны осуществляться ежедневно и несколько раз в сутки . Важно родителям стремиться уменьшать интервал демонстрации изображения до одной секунды.

Данная методика имеет положительные отзывы у педагогов и родителей.

Главная проблема заключается в приобретении дидактического материала для занятий. Стоит заметить, что карточки можно сделать самостоятельно дома. Для этого следует подобрать тематические изображения и наклеить их на картон.

Методика В. Воскобовича

Данная методика была особенно популярной в 90-х годах и использовалась в 90% дошкольных учреждениях. Начинать заниматься по методике В.Воскобовича можно с раннего возраста. Основой методики является специально разработанный многофункциональный дидактический материал , который способствует развитию математических способностей, логики, воображения, а также приобретению навыков чтения и конструирования. Кроме этого, малыши на занятиях по авторской методике попадают в сказочный Лес и помогают его волшебным жителям выполнять различные творческие задания. Больше всего малыши любят играть следующим материалом:

  1. Геоконт . Представляет собой дощечку с гвоздиками и цветными резинками. Разнообразные занятия с использованием данного материала помогают малышам развивать навыки творческого конструирования. Годовалые малыши могут выдумывать разнообразные геометрические фигуры, помогая сказочным персонажам.
  2. Квадрат Воскобовича . Данный материал ассоциируется с квадратной основой, на которой находятся треугольники. При этом с одной стороны он окрашен в красный цвет, а с другой - в зеленый. Игры с квадратом Воскобовича способствуют развитию воображения и логического мышления. Ребенок в 1 год может сложить из него интересные фигуры или найти спрятанные в геометрическом домике фигуры.
  3. Кораблик Брызг-Брызг . Представляет собой многопалубный кораблик, развивающий математический потенциал у годовалого ребенка. Малыш может выполнять множество увлекательных заданий: выстроить палубы согласно цветам радуги по диагональному или горизонтальному направлению, разместить флажки по размеру или цвету и т.д.

По отзывам родителей, имеет один недостаток - дидактический материал сложно сделать самостоятельно, а его приобретение является дорогим удовольствием.

Методика Гмошинской

Методика основана кандидатом медицинских наук М.В. Гмошинской и предполагает развитие творческих способностей у малышей уже с шести месяцев . Для этого проводятся занятия по рисованию пальчиковыми красками. Малыш может создавать собственные шедевры кончиками пальцев или всей ладошкой.

Занятия по данной методике можно проводить в домашних условиях.

Для этого следует приготовить пальчиковые краски, большой лист бумаги и старую одежду. Процесс рисования начинается с размазывания краски по бумаге пальцами или сжимания краски в кулачке. Далее творческий процесс будет постепенно усложняться. Занятия по данной методике рекомендуется проводить систематически, без перерыва на летний период.

Методика «Школа семи гномов»

Данная методика разработана для домашнего обучения детей с рождения до семи лет и представляет собой серию специально составленных развивающих пособий. Каждое пособие имеет страничку для родителей, на которой подробно описана инструкция о том, как проводить занятия с ребенком в данном возрасте. В пособиях грамотно подобраны иллюстрации и составлены интересные задания, учитывающие особенности развития детей в определенный возрастной период. Кроме этого, страницы в пособиях являются съемными, поэтому их можно развесить по комнате, чтобы малыш смог повторить ранее изученный материал. Занятия с ребенком по данной методике следует проводить систематически, начиная с 5 минут в сутки и плавно увеличивая интервал.

Методика «Добрые сказки»

Уникальная методика разработана А. Лопатиной и М.Скребцовой и представляет собой сборник увлекательных стихов, сказок и рассказов , которые учат малышей доброжелательности, формируют духовность и развивают чувство сопереживания. рассчитана на совместные занятия родителей с детьми. Структура занятий по данной методике следующая:

  • родители беседуют с малышом о предстоящей теме занятия;
  • читают крохе сказку или стих по теме занятия;
  • обсуждают с ребенком прочитанный материал;
  • выполняют развивающие задания.

Данная методика эффективно развивает речевые навыки , творческий потенциал, усидчивость, память и внимание.

Таким образом, родители могут выбрать для раннего развития малыша множество интересных методик.

Самое главное, чтобы процесс обучения представлял собой веселую и непринужденную игру, а вы терпеливо поддерживали свое любимое чадо во всех начинаниях!

Полезные сервисы

Комментарии (8)

    Игрушки люблю многофункциональные, безопасные и развивающие, поэтому предпочтение отдала одному из лучших брендов. Например, cортер «Домик с животными» Chicco это не только все компоненты в одном удобном хранилище в виде домика, но и очень многофункциональная игрушка, в этой модели представлено несколько видов сортера. Сортировщик очень яркий, все его компоненты (фигурки, ключики) представлены в сочных ярких цветах, и имеют обтекаемую форму без заостренных углов, что очень безопасно! Один сортер сверху крыши, там можно поизучать фигурки, а другой сортер на дверцах домика познакомит с животным миром. Ну а особый восторг вызывают ключики. Каждый ключик имеет свою форму цветовую гамму для того, чтобы определить какую дверцу нужно открыть. За счет удобной ручки ее с легкостью можно переносить.

    Также считаю, что такая машинка, как «Билли-большие колеса»Chicco должна быть у каждого мальчика, ну и у девочек, которые небезразличны к авто. Она прослужит верным другом, ведь крепче, надежнее и ударопрочнее машинку я еще не встречала. Несмотря на ее такие характеристики Билли очень позитивен, эти милые добрые глазки и широкая улыбка так и манит поиграть. Управление с Билли с помощью руля позволяет почувствовать себя настоящим профессионалом в езде даже 2-х годовалому ребенку. Тут все для безопасности, руль как положено круглой формы и НИКАКИХ АНТЕН! Машинка очень маневренная, на руле есть кнопки управления вперед-назад, влево-вправо, а посередке клаксон. Думаете все? Нееет, Билли еще издает реалистичные звуки мотора при начале движения, звуковые эффекты при подаче машины назад c сопровождением подсветки красных стоп-фонарей, яркое свечение самих фар. Препятствия внедорожнику не страшны, вы только взгляните на эти массивные надежные колеса, так что поверхность для езды может быть разной и даже с составляющими препятствиями. В общем, есть возможность восхититься машинкой и порадовать ребенка))

    Ну, а Игрушку «Говорящая ферма» Chicco, я советую всем кто хочет сделать подарок и не ошибиться с выбором. Потому как мои детки от такой занимательной разносторонней игрушки просто в восторге. Причем сынульке сейчас уже 3годика, но он до сих пор с интересом проводит за ней время (на момент дарения ему было 1,9), а его сестричке полгодика, но она тоже уже с удовольствием нажимает на кнопочки, которые находятся в зоне ее доступности. Игрушка показала себя долгоиграющей, разносторонней для активного развития. Очень качественная, удобная в плане переноски с продуманным дизайном вплоть до деталей. Этакий обучающий игровой центр, где можно играть, и обучатся в непринужденной игровой форме одновременно. А также пополнить свои знания, как на русском, так и на английском языке. Благодаря этой игрушке мы познакомились с животным миром и научились считать. А чтоб обучение и игры проходили веселее есть и музыкальные тайм-ауты.

    Ответить

    Закрыть [x]

    Лучшая игрушка для развития точности, быстроты и ловкости это игровой центр Регби chicco. Игрушка отлично развивает координацию движений, точность. А так же ребенок сможет дома побегать и весело поиграть. В комплект входят ворота, мяч с подставкой и инструкция. Игрушка рассчитана для детей от 1,5 до 5 лет. В регби есть 3 варианта игры. Каждый вариант рассчитан на определенный возраст ребенка.

    1 вариант - строим башню (с 1,5 лет). Из крупных пластиковых блоков можно построить башню высотой 80 см. Каждый блок пронумерован (от 1 до 6). Поэтому кроме строительства можно заняться изучением цифр и цветов.

    2 вариант - ворота регби (с 2 лет). Для этого собираем ворота и забиваем мяч. В то время, когда мяч перелетает через планку ворот, срабатывает датчик подсчета очков, загорается звездочка на штанге и звучит мелодия.

    3 вариант - полоса препятствий (с 3 лет). Из блоков делаем полосу препятствий перед воротами. И потом ребенок с мячом в руках бежит, преодолевая все препятствия, и уже у ворот забивает гол.

    Так же у ворот имеется 2 режима игры. Режимы переключаются с помощью тумблера.

    1 режим - тренировка. После того как ребенок забьет мяч, загорится 1 звездочка и будет слышен звуковой эффект. После 2 гола - 2-я звездочка, а после 3 гола звездочки начнут мигать и будет звучать веселая мелодия.

    2 режим - матч. В этом режиме после забивания каждого мяча все звездочки мигают, и каждый раз звучит веселая мелодия.

    Для подсчета очков, если вы играете в вдвоем, предназначены специальные счетчики очков на штанге (от 1 до 3). Для того что бы сменить счет надо просто прокрутить цилиндр в определенном направлении.

    Игрушка электронная. Работает от батареек (тип АА 3 шт.). Батарейки в комплект не входят.

    Так же для экономии заряда батареек, предусмотрен режим ожидания. Если в течении 4 минут ребенок не играет в регби, то ворота переходят в спящий режим. Для того что бы продолжить игру необходимо выключить и снова включить ворота.

    Все части регби выполнены из пластика и не имеют острых углов. Мячик тоже пластиковый и очень легкий.

    Сын играет в регби с удовольствием. Иногда и я присоединяюсь к игре)))

    Ответить

    Закрыть [x]

    Центр состоит из футбольных ворот и мячика.

    Мячик черно-белый, мягкий, легкий, сшит из ткани, и его можно стирать в стиральной машине.

    Ворота – яркие, бело-оранжевые, со светящимися звездочками, из очень качественной пластмассы, с разноцветными счетами (чтобы подсчитывать очки), с яркой большой кнопкой включения музыки, на сетке нарисован веселый бегемот футболист. На воротах есть датчик движения, который отвечает за попадания мяча в ворота. Если вы метко попали в ворота мячом, то услышите веселую подбадривающую музыку! Мелодий много, и они такие бодрящие. Звучание – чистое и очень приятное!

    Когда мой сынуля какое то время не играет, то ворота напоминают, что пора кидать мяч – будет звучать свисток судьи или подбадривающее скандирование болельщиков. А потом, если вы так и не приступили к игре, включается спящий режим. И ворота просто ожидают когда же юный футболист начнет матч.

    Сзади на воротах есть две кнопочки. Первая –это кнопка вкл-выкл. Я рекомендую ее использовать, если вы какое-то время не играете, чтобы экономить батарейки. Вторая кнопочка для переключения режима игры. В воротах три режима. Можно играть по правилам – вдвоем, записывая очки, а можно просто кидать мяч и при попадании слушать музыку. Мой сынуля предпочитает второй способ – просто кидать мячик и прыгать от радости если попадет в ворота!

    Батарейки надежно спрятаны в отсек, который закрывается на болтик. Ребенок не откроет его сам и не вынет батарейки – это очень хорошо, в целях безопасности.

    Эта игрушка одна из наших любимых. Она очень крутая, современная! Игровой центр Chicco Goal League можно играть и дома и на улице!

    Ответить

    Закрыть [x]

    Сейчас расскажу о нашей любимой игрушке. Chicco Билли большие колеса! У нас таких Билли два – красный и желтый! Билли на самом деле красавчик – красный (или ярко желтый), яркий, колеса и вправду очень большие и он без труда преодолевает различные препятствия, настоящий внедорожник! Чтобы начать путешествие с Билли необходимо его включить – кнопки вкл-выкл находиться и на машинке внизу и на пульте. Это очень хорошо, если малыш не играет, то мы выключаем обе кнопочки и таким образом экономим батарейки.Как только включены обе кнопки можно ехать. На пульте управления, который выполнен ввиде руля есть кнопки – вперед, назад, и клаксон! На руле нет каких либо антенн (которые вечно ломаются, торчат и пытаются кого то задеть). Мы очень любим машинки с таким способом управления – они безопасны! При движении вперед у Билли горят передние фары (можно играть в темноте, они будут указывать дорогу, как два кошачьих глаза), при движении назад Билли издает пикающий звук – прочь с дороги, осторожно, и при нажатии сигнала мы слышим очень четкий и звонкий гудок! Как управлять – да очень просто, поворачивайте руль как на настоящем автомобиле, и Билли будет объезжать, врезаться или поворачивать – все зависит от вашего мастерства! Билли всегда веселый – на лобовом стекле у него нарисованы глазки, а на переднем бампере очень милая улыбка! Работает машинка от батареек (их необходимо вставить в руль и в саму машинку). Все отсеки тщательно закрыты с помощью болтиков (впрочем как и у всех игрушек этой фирмы), чтобы детки не смогли добраться самостоятельно до батареек.Так что если вы ищите шикарную, качественную и очень интересную игрушку своему малышу – Билли вас очень приятно порадует!
    Ответить

    Закрыть [x]

    Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон. Оживить можно паровоз и вертолет. После того как фигура оживет, вы сможете увидеть на экране телефона подмигивающего паровозика или машущего рукой человечка из кабины вертолета. Интересное и веселое занятие получается. Рекомендую этот конструктор.

    Ответить

    Закрыть [x]

    Жаль, что здесь нет информации о методиках системы П.В. Тюленева «МИР ребенка».Сама об этой методике узнала случайно из интернета.Предназначается для деток с самого рождения.

    Мы как раз по возрасту (нам 2 месяца)вовремя начали заниматься по этой системе.

    Насколько была удивлена, когда моя девочка через неделю занятий стала правильно показывать буквы. А когда ей произношу звуки - а она губками старается все повторить за мной.

    Закрыть [x]

    Мы подарили доченьке пианино «Маленькая звездочка», когда ей исполнилось два года. Сейчас ей уже 4,5, и эта игрушка Chicco до сих пор для нее актуальна. Звучание клавиш негромкое, приятное. Пианино развивает слух у ребенка, прививает любовь к музыке, учит отличать инструменты друг от друга, внимание малышей привлекают также световые эффекты. Есть режим оркестра, в котором можно включить или выключать дополнительные инструменты. Отличная игрушка для деток, проявляющих интерес к музыке!
    Ответить

    Закрыть [x]

    Мои дети играют боулингом уже второй год, и каких только игр с ним мы не выдумывали: учили цифры, цвета, использовали как тайники, боксерские перчатки, брали с собой на прогулку зимой и использовали как формочки для снега, строили башни и, конечно же, учились играть в боулинг! Набор очень прочный, яркий, удобный и многофункциональный!
    Ответить

    Закрыть [x]

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

В этой статье:

Рождение ребенка - огромная радость и важное событие для каждой семьи. В первые месяцы после рождения родители наблюдают за развитием малыша, сосредоточив внимание на освоении им новых навыков, введении прикорма, обучении простым правилам гигиены.

На втором году жизни крохи большинство родителей начинают задумываться о том, как развивать малыша, какие методики для этого использовать. Поговорим о том, чего достиг малыш к году, какие навыки освоил и какими способами можно стимулировать его развитие в дальнейшем.

Физическое и интеллектуальное развитие: чему научился малыш?

Сидеть на одном месте, долго не меняя положения - для годовалого ребенка это невозможно. Малыш постоянно двигается, знакомится с окружающим его миром, практикует освоенные навыки. Некоторые дети только к этому времени пробуют ходить без поддержки, продолжая быстро передвигаться на четвереньках, изучая все, что встречается им на пути.

Годовалый малыш с удовольствием выполняет такие действия:

  • манипулирует игрушками и подручными предметами;
  • складывает игрушки и предметы в разные емкости;
  • бросает игрушки или предметы, стучит ими, тащит или толкает;
  • поднимается по ступеням и забирается на невысокую мебель;
  • играет с мячом (ловит, пинает, бросает);
  • открывает дверные ручки;
  • закручивает крышки на бутылках и пр.

У малыша в этом возрасте достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, поэтому он справляется со многими действиями, где необходимо использовать пальчики.

Познавательная активность у годовалого ребенка также находится на высоком уровне. Он с удовольствием проводит эксперименты с разными предметами, которые попадаются ему под руку, проявляет живой интерес к движущимся предметам и механизмам. В этом возрасте малыш способен:

  • объединять предметы;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать простые пазлы из двух-трех картинок;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • проводить сравнительный анализ предметов;
  • группировать предметы;
  • играть с водой и песком;
  • пробовать рисовать;
  • знать значения многих слов, которые пока не произносит;
  • понимать запреты;
  • выполнять инструкции;
  • искать спрятанные предметы;
  • копировать действия взрослых, играя с игрушками.

После года у малыша также можно отметить активное развитие речи. Кроха получает удовольствие от общения с родителями, пробует повторять слова, заканчивая стихи, песенки, сказки, слушает, когда ему читают.

Родителям в этом возрасте важно уделять достаточно времени ребенку, стимулировать его раннее развитие с помощью игр, упражнений, прикладного творчества, таким образом развивая его потенциал.

Роль раннего развития ребенка

Планируя раннее развитие ребенка, далеко не все родители понимают, какие задачи нужно ставить перед малышом, какие материалы для этого использовать. Специалисты настаивают на том, что раннее развитие должно строиться на совершенствовании моторики ребенка (а значит, и речи),
обогащении его словарного запаса.

Для развития мелкой моторики, то есть чувствительности кончиков пальцев и ловкости рук, можно использовать специальные купленные или самодельные игрушки. Это может быть крупная мозаика, игры-шнуровки, пазлы, логический куб. Подойдут и емкости с сыпучими крупами, кинетическим песком, пуговицы, бусины, макароны, из которых кроха вместе со взрослыми может сделать авторские бусы.

А вот для развития у ребенка мышления и логики родителям рекомендуется выбирать игры, соответствующие методике Монтессори. Подойдут природные материалы, тканевые
лоскутки, опять же пуговицы и шнурки, которыми кроха сможет играть.

В ходе игр ребенку можно рассказывать о геометрических формах, цветах, текстуре материалов, предлагая сравнить тактильные ощущения. После года ребенок уже сможет различать предметы не только по цвету, но и по форме и размеру, если с ним регулярно заниматься, ненавязчиво обращая внимание на внешние признаки предметов и игрушек.

Творческий потенциал: пора ли его развивать?

Раннее развитие творческого потенциала стимулирует развитие памяти, интеллекта, внимания, а также помогает формированию речевых навыков. Малыши, с которыми занимаются таким образом, проще находят контакт со
сверстниками, умеют соблюдать правила командной игры.

В ходе игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, можно использовать пальчиковые краски, мелки, соленое тесто, глину, цветной картон и бумагу, старые журналы, книжки и игрушки.

Каждый день на 10-15 минут кроху можно увлекать новым творческим заданием. Например, начать можно с серии поделок из соленого теста, глины, пластилина, которые можно декорировать ракушками, пуговицами, фасолью или просто раскрасить красками.

Когда лепка малышу надоест, можно приобщить его к аппликации, предлагая создавать композиции из уже готовых бумажных деталей, а также природных материалов: шишек, сухих листьев и цветов, каштанов. Использовать в процессе можно как клей, так и пластилин.

Творческие занятия в компании со взрослыми доставляют малышам огромное удовольствие. Они чувствуют ответственность и стараются заслужить похвалу мамы, папы, бабушки или дедушки.

Для чего развивать у ребенка навыки конструирования?

Говоря о том, насколько важным является раннее развитие малыша после года, стоит отметить особую роль в этом процессе навыков моделирования и конструирования. Годовалые дети уже способны к проведению таких действий, несмотря на их видимую сложность. В ходе моделирования и конструирования у ребенка развивается внимание, логика, терпение и фантазия.

Малыши учится сравнивать предметы, анализировать их форму, размер, подбирать подходящие. В процессе подобных игр и упражнений ребенку удается доводить процесс до конца, двигаясь к цели - это в таком возрасте очень важно.

Конструировать и моделировать малыша можно научить, используя обычные кубики или детали конструктора. Со временем кроха научится самостоятельно играть с этими предметами, выстраивая целые города, группируя кубики и детали конструктора по цветам, форме и размеру.

Родителям важно понять, что каждый ребенок развивается по своему графику, поэтому продолжать заниматься нужно даже с теми малышами, у которых пока возникают сложности с выполнением даже простых заданий.
Терпение, усердие, внимательность и поддержка обязательно сделают свое дело, и со временем кроха справится с упражнениями на радость себе и взрослым.

Выделяют несколько наиболее эффективных методик, которые применяются сегодня взрослыми для раннего развития детей после года. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Методика Макато Шичида

Авторская методика японца Макато Шичида широко используется как в Японии, так и в других странах мира. Автор утверждает, что каждый ребенок появляется на свет гениальным человеком, а помочь ему таким и остаться сможет
раннее развитие в тесной связи с родителями. Автор уверен, что вся информация, получаемая крохой от взрослых, должна быть систематизирована и повторяться многократно в определенной последовательности.

Для упрощения задания Макато Шичид предлагает использовать флеш-карточки с разными изображениями, которые можно начинать показывать малышу уже с трех месяцев после появления на свет. Таким образом у крохи будет тренироваться фотографическая память, правое полушарие мозга будет активно развиваться. Заниматься с малышом нужно каждый день - утром и вечером.

Показывать картинки малышу нужно будет с минимальным интервалом - до 1 секунды. Методика получила положительную оценку как у родителей, так и у педагогов. Основной же проблемой, мешающей ее воплощению, является отсутствие у родителей дидактического материала для проведения уроков. Впрочем, желающие могут сделать их своими руками из картона и картинок, вырезанных из старых книг.

Методика Воскобовича: принципы и основы

Раннее развитие детей после года в 90-х годах сложно было представить без использования методики Вячеслава Воскобовича. Главный принцип этой методики для детей - использование функционального дидактического материала, способствующего развитию логики, воображения,
математических способностей у ребенка, а также стимулирующего навыки моделирования и конструирования.

Согласно методике, малыши оказываются в «сказочном лесу», где каждый его житель нуждается в помощи, заключающейся в совместном выполнении какого-либо творческого задания. Наибольший восторг у детей вызывает материал «геоконт» - доска с гвоздиками и цветными резинками, с которыми можно проводить самые разные манипуляции, стимулируя таким образом развитие творческого моделирования.

После года для детей уже не составит труда придумать разные геометрические формы, оказать помощь сказочным героям.

Отличный вариант для упражнений в рамках методики - квадрат Воскобовича, который представляет собой квадратную основу с треугольниками на ней. Одна сторона квадрата красная, другая - зеленая. Во время игр с квадратом дети получают возможность развивать логическое мышление и воображение, складывая фигуры, занимаясь поиском спрятанных в домике фигур.

Еще один прием автора - кораблик «Брызг-Брызг», который помогает развивать у детей после года способности к математике. С таким корабликом малыш сможет развлекаться достаточно долго, выстраивая палубы согласно расположению цветов радуги, меняя их направление, расставляя флажки по цветам и размерам. Недостаток методики - дорогой дидактический материал, который не так просто купить и невозможно изготовить своими руками.

Основы методики Гмошинской

С малышами, которые уже умеют сидеть, можно начинать рисовать пальчиковыми красками, размазывая их по бумаге, сжимая в кулачках.

По мере взросления малыша упражнения будут становиться более сложными и, что важно, регулярными, без перерыва на каникулы.

«Семь гномов» - методика для раннего обучения детей дома

Эта методика подойдет для детей, которые находятся на домашнем обучении с года и до семи лет. Работать с малышами нужно будет по
специальным пособиям, в которых будут отмечены инструкции для родителей касательно проведения занятий с малышами в зависимости от их возраста и подготовки.

Страницы каждого из пособий съемные, поэтому по мере изучения их можно развешивать по дому для закрепления материала. Работать с детьми согласно методике нужно будет начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время.

«Добрые сказки» от Лопатиной и Скребцовой

В рамках методики с детьми от года работают по сборнику стихов и сказок, которые будут развивать в малышах добрые чувства и нравственные понятия.

Заниматься с малышами должны будут взрослые, обязательно уделяя внимание обсуждению прочитанного, подталкивая
малыша к оценке поступков героев, пусть пока и на самом примитивном уровне. В ходе таких занятий малыш получит возможность улучшить речевые навыки, развить терпение, память, внимание и, конечно же, творческой потенциал.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что среди множества методик совсем не обязательно выбирать одну и работать только по ней.

Раннее развитие детей можно проводить, используя сразу несколько методик, экспериментируя, комбинируя, добавляя что-то от себя. Главное - уделять внимание ребенку, подбадривая и хваля его за первые пусть даже незначительные успехи.

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.


Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.


Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику « » списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с "хочу — не хочу". Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов


Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.

По-моему, всех любителей развивающих игр и занятий можно поделить на 2 типа: тех, кто предпочитает все делать из подручных материалов и тех, кто придерживается мнения «проще купить готовое и не мучиться». Если уж делить так строго, то я, скорее, представитель второй категории:). Но и самодельные развивашки, конечно, тоже обеими руками поддерживаю и практикую, особенно если соотношение денежных затрат и потраченного времени действительно оправдано. Для любителей очумелых ручек я скоро подготовлю статью про развивающие игрушки своими руками, ну а сегодня о готовых решениях. О самых удачных и нужных.

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

Давным-давно я писала статью про . Это были самые простые коробки, которые были призваны разнообразить сенсорный опыт малыша и развить его основные моторные навыки (складывание, перекладывание, пальчиковый захват, владение ложкой и совком и др.). Но сенсорные коробки – это не только шикарный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения тематических занятий. В сенсорной коробке можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме. О тематических коробочках и пойдет речь в этой статье.

Такие коробочки будут интересны деткам примерно с 2 лет. Возможно, что-то чуть раньше, что-то позже, ориентируйтесь по интересам своего малыша. А дети лет после 3 уже будут с удовольствием сами принимать участие в создании сенсорных коробок вместе с вами.

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает . Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.