Незаконнорожденные дети. Байстрюк незаконнорожденный ребенок

Ущемлённое положение

Раньше повсеместно такие дети не пользовались правами и уважением нарaвне с рождёнными в браке. Им отводилось худшее место, приходилось с детства слышать оскорбительные названия и прозвища: ублюдок , крапивник, выебок, выпраток и пр.. В зрелом возрасте при малейшем с их стороне поводе к неприятности в брани им напоминали ясно об их происхождении. Родными считались только для матери, остальные с ними родниться не хотели. В некоторых местах права можно было восстановить путём усыновления или вступления их отца и матери в законный брак.

Некоторые локальные понятия

  • Воспитанник (воспитанница) - так в России называли внебрачных детей дворян.
  • Бастарды - в Западной Европе в Средние века - внебрачные дети владетельной особы (короля , герцога и т. д.). Незаконнорождённые дети дворян получали, как правило, перечёркнутый родительский герб .
  • «Сколотные» дети - в Поморье XIX - начала XX века - дети, рождённые добрачно.
  • Мамзеры - согласно еврейской традиции , мамзер/мамзерет - это ребёнок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния . Это слово часто ошибочно переводят как незаконнорождённый/незаконнорождённая. На самом деле, «незаконнорождённый» означает «рождённый вне брака». Практическое значение этого статуса состоит в том, что мамзеры, согласно Галахе (а в государстве Израиль это единственная возможность), могут вступать в брак лишь с такими же мамзерами. Подобный статус получают также и дети мамзеров, и, таким образом, он передаётся последующим поколениям. Раввинские суды не инициируют подробного выявления происхождения человека и стараются избегать провозглашения кого-либо мамзером, однако если муж родившей женщины отрицает своё отцовство, есть вероятность, что ребёнок будет записан как «мамзер/ет» или «предположительно мамзер/ет» и попадёт в общeизраильский список лиц, вступление в брак которых может стать невозможным («меукавей нисуин»). Как правило, статус устанавливается не в момент родов, а с началом беременности матери.
  • парфении - сословие потомков детей, рождённых спартанками от илотов , во время Мессенских войн , обладали урезанными гражданскими правами, и были бедны даже по спартанским меркам (сословие прекратило существование после попытки государственного переворота, когда их, в связи с их многочисленностью, вместо казни просто отселили за пределы Спарты)
  • мофаки - не гомеи (не полноправные граждане), прошедшие воспитание в агейе, в число которых помимо детей не-граждан (а иногда и илотов) входили также и незаконнорождённые
  • чунъин - сословие потомков детей наложниц дворян в средневековой Корее (несмотря на свою законность, были более презираемы и менее полноправны, чем незаконнорождённые дети европейских дворян, хоть и имели более высокое положение, чем простолюдины)

Известные личности

Василий Андреевич Жуковский

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Незаконнорожденный" в других словарях:

    Незаконнорожденный … Орфографический словарь-справочник

    Внебрачный, нагульный, побочный, незаконный, мамзер, приблудный, пригульный. Ant. законнорожденный Словарь русских синонимов. незаконнорождённый см. внебрачный 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я … Словарь синонимов

    I незаконнорождённый, незаконнор ожденный разг. м. Тот, кто рождён от родителей, не состоявших в официальном браке. II незаконнорождённый, незаконнор ожденный разг. прил. Рожденный от родителей, не состоявших в официальном браке. Толковый словарь … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Ребенок, рожденный от родителей, не состоящих в законном браке; то же, что бастард. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

    незаконнорожденный - Syn: внебрачный Ant: законнорожденный … Тезаурус русской деловой лексики

    НЕЗАКОННОРОЖДЁННЫЙ (разг.) НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЙ, ая, ое. Разг. Рождённый от родителей, не состоявших в законном браке (противоп.: законнорождённый). Н. ребёнок. ◁ Незаконнорождённый, ого; м. Незаконнорождённая, ой; ж … Энциклопедический словарь

    незаконнорожденный - ая, ое.; разг.; см. незаконнорождённый … Словарь многих выражений

    Саундтрек к несуществующему фильму Бутусова и Каспаряна Дата выпуска 1997 Записан 1997 Жанр {{{Жанр}}} Длительность … Википедия

    Пернатый Змей … Википедия

Книги

  • Незаконнорожденный. Посольство в преисподнюю , Владимир Вячеславович Микульский. 5, 5 тысяч лет назад в Междуречье, в развивающемся городе Кадингир, происходит военный переворот и власть захватывает верховный жрец. Город получает новое имя Вавилон. Царь страны Аккад,…

Введение

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Раньше повсеместно дети, рожденные вне брака, назывались незаконнорожденными. Их положение было ущемленным, такие дети не пользовались правами и уважением наравне с рождёнными в браке.

Им отводилось худшее место, приходилось с детства слышать оскорбительные названия и прозвища: ублюдок, крапивник, выпраток и прочее… В зрелом возрасте при малейшем с их стороны поводе им напоминали ясно об их происхождении. Родными считались только для матери, остальные с ними родниться не хотели. В некоторых местах права можно было восстановить путём усыновления или вступления их отца и матери в законный брак.

В настоящее время понятие упразднено.

Плод страсти роковой

Регулярная армия XVIII-XIX вв. и незаконнорожденные дети…

Рекрутская повинность - способ комплектования русской регулярной армии в 18 - 19 вв. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов.

Создание большой регулярной армии в XVIII веке увеличило и количество незаконнорожденных детей.

При рождении детей у солдаток в метрических книгах особо оговаривались сроки отпуска мужа или ее поездки к мужу в армию, чтобы доказать законность появления ребенка на свет и отнесения его к солдатскому сословию. "Рапорты и ведомости уездных городничих о количестве солдатских детей за 1815-1816 годы" доказывают, что большинство детей солдаток признавались незаконнорожденными , а имена их отцов не указывались. Фамилии и отчества часто давались таким детям по их крестному отцу.

Незаконными детьми признавались по российскому законодательству в том числе:

  • 1) рожденные вне брака, хотя бы их родители потом и соединились законными узами;
  • 2) произошедшие от прелюбодеяния;
  • 3) рожденные более чем через 306 дней после смерти отца или расторжения брака разводом;
  • 4) все прижитые в браке, который по приговору духовного суда признан незаконным и недействительным.

Неопределенное положение детей, рожденных солдатскими женами, отражало реалии российского общества, в котором положение ребенка целиком зависело от социального положения его отца на момент рождения. В архивных источниках такие материалы представлены в избытке.

На рождаемость в солдатских семьях оказывали влияние несколько факторов. Привычное демографическое поведение российского крестьянства диктовало вероятность большого числа рождений, однако длительная разлука, порой на десятилетия, очень редкие встречи при возможном отпуске солдата или поездке жены на время к месту дислокации воинской части мужа формировали особый тип сексуальных и семейных отношений. Часто и муж, и жена искали партнеров на стороне, но если для мужчины это в худшем случае заканчивалось венерическим заболеванием и поркой в казарме, то женщине приходилось расплачиваться за случайную связь кризисом семейной жизни, осуждением и отвержением ее ближайшим окружением и обществом в целом.

Один из курских священников оставил весьма интересные наблюдения о брачном поведении солдаток, сохранившиеся в Тенюшевском архиве: "Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17-18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности, а у себя дома еще менее. Не от пения соловья, восхода и захода солнца разгорается страсть у солдатки, а от того, что она является невольной свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа. Всколыхнет и в ней чувство, и за эту вспышку она дорого заплатит, даже иногда ценой всей жизни. Родится ребенок, и родится как-то не вовремя. Вычисления кумушек не совпадут ни с возвращением мужа из солдат, ни временной побывки его. Злословие не пощадит такую мать, ее мужа и ребенка. Это и будет причиной всех мучений жизни ребенка и его матери. Еще только чувствуя его, мать уже проклинает ребенка, как вещественное доказательство ее вины. Кто знает, может именно та ночь, которую она провела в коноплях с первым попавшимся парнем, была последним счастливым мигом в ее жизни. Она знает, что у нее уже не будет ни одного счастливого дня. Вечные попреки и побои мужа, насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу, то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни. И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями. Он никого не любит из своих родных, да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей. Инстинктивно он ненавидит своего отца, так как его тятька не усомниться назвать его "выблядком", а с ранних лет начинает смутно осознавать, что тятька ему не отец. Мать же, единственное лицо, могущее согреть его своей любовью и сделать из него равноправного члена деревни, вечно униженная, боится даже приласкать его и возбуждает в нем только сожаление, вместо детской святой и горячей любви".

Этнографы часто отмечали, что жена изменяла солдату-мужу и имела незаконных детей. Специальные социально-демографические исследования также свидетельствуют, что именно солдатки составляли основной контингент женщин, рожавших незаконных детей. Регулярность присутствия данной категории среди рожениц свидетельствует о том, что родственники, даже со стороны мужа, не стремились регламентировать поведение солдаток, как, к примеру, поведение незамужних дочерей.

Солдатки, по наблюдениям современников, "в громадном большинстве случаев ведут жизнь страшно распутную. Понятно, что муж таковой, вернувшись, сейчас же узнает про это и начинает жену наказывать, т.е. бить. Еще хуже бывает, если он находит прижитых ею за это время детей. Тогда семейное счастье разрушено навек".

Кроме того, вернувшиеся со службы рекруты, обнаружив незаконнорожденного ребенка, имели право отказаться от него, передав на воспитание в другие семьи, как сироту. За воспитание такого "сироты" воспитателям выплачивалось по пять рублей серебром в год. Конечно, положение солдатских детей, оставшихся сиротами, было незавидным. Несмотря на компенсацию воспитателям таких детей, в повседневной практике призрения солдатских сирот было мало хорошего. Многие из них были принуждаемы своими воспитателями просить милостыню и с юных лет приучались к бродяжничеству.

Женщине-солдатке нередко приходилось скрывать рождение не только незаконных, но и законных детей. Женщины-солдатки стремились скрыть рождение мальчиков, которым была уготована участь отцов. Примечательно, что даже беременная в период призыва мужа в рекруты женщина лишалась естественного права на своего ребенка, так как если мальчик рождался, то автоматически записывался в кантонисты . К солдатскому сословию законодательство причисляло и всех незаконнорожденных детей, произведенных на свет рекрутскими женами, солдатками, солдатскими вдовами и их дочерьми. Таким образом, военное министерство стремилось обеспечить себя дополнительными солдатами, ибо все солдатские сыновья (кантонисты) подлежали обязательному призыву.

Несмотря на жестокие кары, русские женщины боролись за судьбу своих чад - скрывали беременность, заявляли о рождении мертвого ребенка или о выкидыше, а при возможности уходили в соседнее село или к знакомым в город, оставляли своих малюток знакомым или родственникам, которые объявляли о "неизвестных подкидышах" и брали их на воспитание. Порой мать "усыновляла" и брала к себе в дом "неизвестного подкидыша", но такое положение было скорее исключением, чем правилом. Правительство вынуждено было признать, что "естественная любовь родителей к детям, а отсюда опасение разлуки, часто побуждают их к сокрытию рождения… Солдатки при наступлении времени родов нередко оставляют настоящее местопребывание и, возвращаясь с новорожденными, называют их приемышами или подкидышами, неизвестно кому принадлежащими; иногда даже после разрешения в том месте, где постоянно живут, они тотчас отсылают новорожденных в другие селения и даже в другие губернии".

За судьбы и будущее солдатских детей боролись также помещики и правительство. Помещики стремились сохранить у себя будущую рабочую силу, а правительство прежде всего интересовалось стабильным пополнением запасов "пушечного мяса". Таким образом, и матери-солдатки, и солдатские дети занимали ненадежное социальное положение в обществе.

  • Кантонисты – в России в 1805-56 гг. солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством.

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак - это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство - это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, - когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил - и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, - родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, - и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

Каких детей наш закон считает незаконными или, как теперь он называет их, "Внебрачными"?

Внебрачными детьми наш закон называет:

Детей, рожденных незамужнею;
детей, рожденных от прелюбодеяния, т.е. от связи лица, состоящаго в законном браке с посторонним лицом;
детей, рожденных по смерти мужа или же по признанию брака недействительным до дня рождения ребенка.
Со дня смерти мужа, или расторжения брака до дня рождения ребенка, признаваемого внебрачным, должно пройти никак не менее 306 дней.

Примечание: Исчисление срока в 306 дней должно производиться со дня смерти мужа или дня расторжения брака, а не со дня разлуки супругов.

Внебрачный ребенок не имеет отца, но чье-нибудь имя он должен носить?
Внебрачный ребенок, если ему не дано отчества при совершении метрической записи, именуется сообразно имени своего восприемника, т.е. имя восприемника становится отчеством внебрачного.
Внебрачный ребенок именуется фамилией, одинаковою с отчеством, но если пожелает мать и отец этой матери, если, конечно, он находится еще в живых, ребенок может именоваться фамилиею матери, принадлежащей ей по рождению.
Может ли мать внебрачного ребенка требовать от его отца средства на воспитание этого ребенка?
Отец этого внебрачного ребенка обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению иатери ребенка, нести издержки на его содержание, если ребенок и его мать в том нуждаются. Эти денежные обязательства не прекращаются со стороны отца до совершеннолетия ребенка. Мать ребенка тоже участвует в издержках на воспитание своего ребенка и тоже соответственно своим имущественным средствам, которыя принимаются судом во внимание при определении той суммы, которую должен выдавать отец ребенка на его воспитание. Если мать ребенка потребует от его отца выдачи за прошлое время содержание ребенка, то отец обязан возместить ей произведенные на этот предмет расходы, но не более как за год протекший до того дня, в который предъявлено ему со стороны матери это требование.
Обязанность содержать внебрачного ребенка, как со стороны отца, так и со стороны матери прекращается и ранее его совершеннолетия, но этом законом допускается только в том случае, если дочь выйдет замуж или ребенок станет зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя.
Раньше было сказано, что мать внебрачного ребенка может требовать для себя содержания от его отца, но только в некоторых случаях. Что же это за случаи и как они формулированы законы?

Выдача матери внебрачного ребенка на его содержание определенных средств из кармана отца ребенка, не исключает его обязанности помогать матери, если уход за ребенком лишает мать возможности добывать для себя средства к существованию.
К этому прибавляется обязанность отца внебрачного ребенка, в случае недостаточности средств его матери, оплатить необходимые расходы, вызванные разрешением ее от беременности, а также доставить ей насущное содержание до самого момента ее выздоровления. Если отцом ребенка не выполнено это законное обязательство, то мать его ребенка может требовать с него судом, однако закон в этом случае устанавливает определенный срок для вчинения иска - не более года со дня разрешения от бремени.

Примечание: Если материальные дела отца внебрачного ребенка изменились в лучшую после того, как суд определил сумму, которую он должен выдавать матери своего ребенка, то закон допускает новое требование со стороны матери об увеличении содержания ребенка.

Закон следовательно не избавляет отца внебрачного ребенка от денежных отношений его и его матери обязательств, но дает-ли закон такому отцу родительские права?
Отец, доставляющий средства на содержание ребенка, имеет право надзора за тем, как содержится и воспитывается ребенок. Если-бы по этому вопросу вышли между матерью ребенка и его отцом какия-либо разногласия, то они разрешаются подлежащим опекунским управлением.
Итак, дети родившееся в браке признаются законными, а если будет доказано, что муж в этот период был не способен к брачному сожительству, то здравый смысл говорит, что и дети ему принадлежать не могут?
Когда брак расторгнут, по совершенной, надлежащим образом доказанной, неспособности мужа к супружескому сожитию, то дети, рожденныя при существовании этого брака, признаются также незаконными. Однако дети, рожденныя от брака, расторгнутаго по причине прелюбодеяния матери, признаются законными, если их рождение не было скрыто от мужа и если нет достаточных доказательств их незаконности
О детях узаконенных

Всем хорошо известно, что незаконные или, что одно и тоже, внебрачные дети могут быть узаконены. Как это свершается и в каких случаях узаконение будет действительным и возможным?

Для христианского населения постановлены следующие правила о детях узаконенных:
А) Внебрачные дети узаконяются браком их родителей.
Б) Узаконенные дети почитаются законными со дня вступления их родителей в брак и пользуются с того времени всеми правами законных детей.
В) В случае признания брака родителей незаконным и недействительным, а также в случае его расторжения, права узаконенных этим браком детей определяются на том же основании, как и права детей, рожденных в браке.

Примечание: Закон этот распространяется и на живущих в России иностранцев, и на раскольников, но не на губернии Прибалтийского края и не на евреев.

Г) Для признания детей добрачных узаконенными, требуется постановление о сем суда, но этот закон не касается Прибалтийского края.
Д) Возможно узаконение ребенка - и после смерти родителей если о том ходатайствуют опекуны.
Е) Узаконенному ребенку принадлежит право на наследство, открывшееся в промежуток времени между браком родителей и узаконением. Если имение или вообще наследство поступило уже к родичам родителей узаконенного, то он может потребовать возвращения наследства. Но если наследство открылось после брака родителей, но до узаконения и при этом самое узаконение последовало по истечении давности срока, т.е. 10 лет, со дня пропечатания о вызове наследников и если к тому наследству уже утвердились другие наследники, то узаконенный не вправе требовать поворота к себе этого наследства.

Примечание: Просьбы об узаконении детей, рожденных до брака, подаются Окружному суду по месту постоянного жительства родителей ребенка или местонахождения самого ребенка. Надо знать, что закон воспрещает подачу такого прошения через поверенных и требует лично принесенной просьбы. При просьбе должны быть представлены: письменное заявление отца и матери о том, что ребенок происходит от них, а также метрическое свидетельство о рождении ребенка и о браке родителей.
О детях усыновленных

Помимо детей узаконенных существуют еще дети усыновленныя?

Да. Своего ребенка, происшедшаго от незаконного брака можно узаконить, а чужого можно только усыновить, т.е. сделать своим юридическим сыном или дочерью.
Усыновлением называется такое юридическое действие, когда чужому ребенку или вообще, лицу передают права законного ребенка и вообще устанавливают юридические отношения отца к сыну.
Усыновление дозволяется лицам всех состояний, без различия пола, кроме тех лиц, которыя по сану своему обречены на безбрачие.
Усыновлять собственных незаконных детей, закон дозволяет. Также можно усыновить иностранца, а также лицо, уже усыновленное другим, если на то согласится это лицо; можно усыновить пасынка с согласия его матери; можно усыновлять и иностранно-подданному. Примечание: Право усыновление подкидышей или непомнящих родства представляется живущим в России иностранцам, не принявшим русского подданства, но с тем, чтобы усыновленные подкидыши, которых происхождение и крещение неизвестны, были крещены и воспитываемы в православном исповедании и чтобы, сверх того, они сохранили звание Российских подданных. Все ли однако имеют право усыновлять? Усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющаго есть собственные дети или узаконенныя.
Усыновитель должен иметь не менее 30 лет от роду, быть старше усыновляемого по крайней мере на 18 лет. Эти условия необходимы даже и тогда, когда усыновляется собственный незаконный ребенок. § Усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами, а нехристиан лицами христианского исповедания законом воспрещается. Можно-ли усыновить ребенка без согласия его родителей, но с согласия ребенка и, наоборот, без согласия ребенка, но с согласия его родителей? Для усыновления требуется согласие родителей усыновляемого, или его опекунов и попечителей, а также его самого, если он достиг 14-летнего возраста. Можно усыновлять лиц, коих родители неизвестны, или неизвестно их местожительство, или они бросили детей. Может ли усыновитель передать своему усыновленному свое отчество и фамилию и кроме того пользуется ли усыновленный правом на наследство?
Усыновитель может передать усыновленному свою фамилию, однако при том условии, если усыновляемый не пользуется большими правами состояния, чем сам усыновитель. Передача усыновленным своей фамилии, если усыновитель потомственный дворянин, возможна только с Высочайшего соизволения. Если же усыновитель является лицом женскаго пола, не вступившее в брак, и желает передать свою фамилию усыновляемому, то это допускается законом, но только в том случае, если против этого ничего не будут иметь родители усыновительницы.
Передача усыновителем отчества усыновленному может быть допущена только в тех случаях, когда усыновленный не имеет отчества вовсе, если он незаконнорожденный или подкидыш, или же, если ему в этих случаях дано отчество крестнаго отца, т.е. произвольно.
Усыновленный участвует в наследовании после родственников усыновителя только тогда, когда он имеет на это право по действительному, законному с ним родству.

Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, в частности путем принятия единообразных норм в области права;
Принимая во внимание, что во многих Государствах-членах предпринимались или предпринимаются усилия по улучшению правового положения внебрачных детей путем сокращения правовых и социальных различий в правовом статусе внебрачных детей и детей, рожденных в законном браке;
Признавая сохраняющиеся до настоящего времени значительные несоответствия в законах Государств-членов в данной области;
Считая необходимым улучшение положения внебрачных детей и полагая, что разработка некоторых единообразных норм в отношении их правового статуса будет способствовать достижению этой цели и одновременно унификации законов Государств-членов в данной области;
Считая, однако, необходимым создание условий поэтапного перехода для Государств, не готовых к безотлагательному принятию положений настоящей Конвенции, Согласились о нижеследующем:

Статья 1

Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает согласование собственного законодательства с положениями настоящей Конвенции и оповещает Генерального секретаря Совета Европы о мерах, принятых для достижения этой цели.

Статья 2

Установление материнства во всех случаях внебрачного рождения ребенка основывается исключительно на факте рождения ребенка.

Статья 3

Отцовство в случаях внебрачного рождения ребенка может быть подтверждено или установлено путем добровольного признания или судебного решения.

Статья 4

Добровольное признание отцовства не может быть отклонено или оспорено в той мере, в какой внутреннее право государства предусматривает соответствующие процедуры, за исключением тех случаев, когда лицо, желающее признать или признавшее ребенка, не является его биологическим отцом.

Статья 5

При осуществлении действий по установлению отцовства допустимым является использование научных доказательств, которые могут способствовать установлению или опровержению факта отцовства.

Статья 6

1. Отец и мать внебрачного ребенка несут одинаковую ответственность по его содержанию, как если бы ребенок был рожден в законном браке.
2. В тех случаях, когда обязанности по содержанию ребенка, рожденного в законном браке, переходят к тем или иным членам семьи по отцовской или материнской линии, аналогичный порядок сохраняется и в отношении внебрачного ребенка.

Статья 7

1. В случаях одновременного установления отцовства и материнства в отношении внебрачного ребенка родительские права не могут автоматически переходить исключительно отцу ребенка.
2. Сохраняется право передачи родительских прав; случаи передачи родительских прав регулируются внутренним законодательством государства.

Статья 8

В тех случаях, когда отец или мать внебрачного ребенка не имеют родительских прав или опеки (попечительства) над ребенком, такой родитель может приобрести право доступа к ребенку в соответствующих случаях.

Статья 9

Внебрачный ребенок обладает такими же правами наследования имущества своих отца и матери, а также родственников по отцовской и материнской линии, как если бы такой ребенок был рожден в законном браке.

Статья 10

Вступление в законный брак отца и матери внебрачного ребенка имеет своим результатом получение им правового статуса ребенка, рожденного в законном браке.

Статья 11

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания Государствами-членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или утверждению. Ратификационные грамоты, документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении.
3. В отношении любого подписавшего настоящую Конвенцию Государства, впоследствии ратифицировавшего, принявшего или утвердившего ее, настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении.

Статья 12

1. После вступления в силу настоящей Конвенции Комитет министров Совета Европы может пригласить любое Государство, не являющееся членом Совета, присоединиться к настоящей Конвенции.
2. Такое присоединение осуществляется путем сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы документа о присоединении, который вступает в силу через три месяца после сдачи его на хранение.

Статья 13

1. Любое Государство во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении может указать территорию или территории, на которых действуют положения настоящей Конвенции.
2. Любое Государство при сдаче на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении или в любое другое время впоследствии путем заявления Генеральному секретарю Совета Европы может распространить действие положений настоящей Конвенции на любую другую территорию или территории, которые упомянуты в заявлении, за международные отношения которых оно несет ответственность или от имени которых оно уполномочено действовать.
3. Любое заявление, поданное согласно предыдущему пункту, в отношении территории, упомянутой в таком заявлении, может быть отозвано в соответствии с правилами процедуры, определенными в Статье 15 настоящей Конвенции.

Статья 14

1. Любое Государство во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении или подачи заявления в соответствии с пунктом 2 Статьи 13 настоящей Конвенции, может сделать не более трех оговорок в отношении статей 2 - 10 настоящей Конвенции. Оговорки общего характера не принимаются; каждая из оговорок не может затрагивать более одного положения.
2. Срок действия оговорки не может превышать пять лет с даты вступления в силу настоящей Конвенции для соответствующей Договаривающейся Стороны. Срок ее действия может быть продлен на последующие пятилетние периоды посредством заявления, направленного Генеральному секретарю Совета Европы до истечения соответствующего периода.
3. Любая Договаривающаяся Сторона может отозвать полностью или частично оговорку, сделанную ей в соответствии с предыдущими пунктами, направив заявление Генеральному секретарю Совета Европы, которое вступает в силу с даты его получения.

Статья 15

1. Любая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию в той мере, в какой это ее касается, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев после даты получения такого уведомления Генеральным секретарем Совета Европы.

Статья 16

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет членов Совета Европы и Правительство любого Государства, которое присоединилось к настоящей Конвенции, о:
a. подписавших ее государствах;
b. сдаче на хранение любой ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении;
c. дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со Статьей 11 Конвенции;
d. любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями Статьи 1;
e. любом заявлении, полученном в соответствии с пунктами 2 и 3 Статьи 13;
f. любой оговорке, сделанной в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 14;
g. любом продлении срока действия оговорки в соответствии с положениями пункта 2 Статьи 14;
h. снятии любой оговорки в соответствии с положениями пункта 3 Статьи 14;
i. любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями Статьи 15, и дате вступления в силу денонсации.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Страсбурге 15 октября 1975 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архивах Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы препровождает заверенные копии настоящей Конвенции каждому из подписавших ее или присоединившихся к ней Государств.

Февраль 16, 2015 Нет комментариев

Незаконнорожденными (существуют и более грубые названия, которые я не рискую здесь приводить) считаются дети, рожденные от не состоящих в браке родителей, то есть от незаконного союза. Часто произносимое утверждение, что нет незаконнорожденных детей, а есть только незаконные родители, само по себе верно, однако крайне редко действует на наше общество. Существуют дети, к которым словно бы прилеплен ярлык «внебрачный»; дети, которых считают «незаконными». Все осуждение со стороны семьи, общества и религиозных организаций ложится на ребенка и на его мать, хотя в некоторых случаях тень падает и на отца.

В качестве примера реакции общества на детей, рожденных вне брака, можно привести случай, происшедший в 1982 году в Калифорнии. Джон Г. Шмитц, сенатор из этого штата, признался, что у него двое внебрачных детей. Это немедленно попало в заголовки передовиц крупнейших газет1. Пальцем стали показывать на детей, а не на родителей. Один из консервативных коллег Шмитца, член палаты представителей Е. Даннемейер, почти оправдал поведение сенатора. Он якобы сказал корреспонденту «JIoc-Ан — джелес тайме», что оно «по крайней мере свидетельствует о том, что этот парламентарий предпочитает гетеросексуальный образ жизни». Затем, пишет журналист, Даннемейер неодобрительно отозвался о гомосексуалистах и их политической активности, заявляя, что вопрос об отношении к этой активности «гораздо более важен», чем откровения по поводу Шмитца»2. Переведя проблему в другое русло, Даннемейер, таким образом, фактически оправдал Шмитца, и в итоге бремя незаконности так и осталось лежать на женщине и ее двоих детях. Не приходится сомневаться в том, что это саморазоблачение не замедлит сказаться на политической карьере и семейной жизни Шмитца, однако со временем о его внебрачной связи будет забыто, а двое детей, его жертвы, всю жизнь будут нести этот ярлык.

Библия также осуждала как незаконного ребенка, так и его потомков. Во Второзаконии сказано:

Сын блудницы [мамзер, т. е. незаконнорожденный] не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне [Втор. 23:2].

Слово «мамзер» обозначало детей, рожденных от любого не одобренного иудейским законом союза, в том числе внебрачных, рожденных от ин — цестуальных связей и т. д. Этот термин применялся во множестве случаев. Несмотря на то, что в рассказе о военном герое Иеффае, чья мать была блудницей, слово «мамзер» не употребляется, современники вполне могли считать его незаконнорожденным. Из своего дома он был выгнан законными сыновьями его отца - они сказали ему: «Ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины» (Суд. 11:2).

Это слово могло быть использовано как ругательство или неодобрительный термин. В книге Захарии (9:6) слово «мамзер» употребляется для описания людей, обосновавшихся в филистимлянском городе Азоте. Автор Послания к Евреям уверен, что подлинные сыновья Божьи будут признаны за их готовность подчиняться; незаконные же дети (нотой) не выдержат испытания на «сыновство».

В Евангелии есть смутные указания на некую тайну вокруг рождения Христа. Идея сверхъестественного оплодотворения Святым Духом могла быть воспринята на мифологическом уровне, но не на биологическом. Евангелие от Матфея утверждает, что Иосиф хотел расстаться с Марией, матерью Иисуса, с которой он был обручен, но не успел вступить в супружеские отношения. Однако во сне ему явился ангел, сообщивший, что Мария беременна от Святого Духа (Мф. 1:18-25). Иосиф явно подозревал Марию в том, что она сошлась с другим мужчиной и ребенок, которого она носит, будет незаконнорожденным.

В Евангелии от Иоанна фарисеи спрашивают Иисуса: «Где Твой Отец?» (Ин. 8:19), и это, возможно, вопрос о законности происхождения Иисуса. С другой стороны, те, кто обращает внимание на этот стих, возможно, слишком. сильно упирают на его историчность. Гораздо проще истолковать этот отрывок как часть теологической прокламации евангелиста, в которой он скорее сам придумывает сюжеты и высказывания, чем передает их. Обычно это Евангелие датируют концом I века н. э., а это означает, что его автор лично не знал Христа.

Поскольку христианская теология обращала такое усиленное внимание на чудо непорочного зачатия Христа, вопрос о Его отце фактически не поднимался. Было принято считать, что родителем мужского пола в случае Иисуса был Святой Дух, несмотря на то, что идея божественного оплодотворения земной женщины не что иное, как обычная литературная выдумка. Либеральные ученые считают, что Иисус - сын Иосифа, а идея божественного зачатия и миф о Сыне Божьем возникли по мере развития церковной теологии. Если сказанное по этому поводу в Евангелии от Матфея так или иначе базируется на фактах, то вполне возможно, что Иисус был незаконнорожденным ребенком.

Представьте себе, что было бы, если бы христианская церковь оставила этот вопрос открытым и признала, что Христос, ее основатель, вполне вероятно, был всего лишь незаконным сыном плотника. Не приходится сомневаться в том, что дети, заклейменные как «внебрачные» только из-за того, что их родители не являются мужем и женой, воспринимались бы в этом случае как полноценные личности. Не исключено, что такие дети вообще были бы избавлены от этого унизительного ярлыка. Однако сверхъестественная концепция победила естественную и дети, зачатые не на брачном ложе, были отторжены от героической фигуры, а ведь она могла бы помочь им улучшить свое положение в обществе и избавить их от позора.

Несмотря на то, что слово «мамзер» применимо в основном к детям, чьи родители не женаты, его употребление может быть расширено: незаконным считался любой брак, заключенный вне ортодоксальной иудейской церковной традиции. Например, в 1972 году израильский раввин Шломо Горен, главный раввин евреев ашкенази (то есть западных), дал разрешение вступать в браки братьям и сестрам, которые считались «мамзерим» (незаконнорожденными, или изгоями) только потому, что их мать не развелась со своим первым мужем по иудейскому закону3. Дети, таким образом, страдали из-за поступка своей матери.

Понятие «незаконнорожденный ребенок» в западной культуре имеет богатую и разнообразную историю. Время от времени обыватели начинали считать, что «незаконное» происхождение оказывает определенное влияние на человека. Семья не должна забывать о том, что ее родоначальник или двоюродный дедушка родился от не освященного церковью и государством союза и все их потомки отягощены этим наследством. Создается впечатление, что установления Второзакония стали частью культуры и грехи отца действительно должны ложиться на его детей до третьего и четвертого колена (Втор. 5:9).

Враждебное отношение общества к незаконнорожденным отражает его реакцию на поведение, которое якобы представляет собой угрозу для семейных устоев. Оно считается «аморальным», поскольку колеблет установившиеся моральные устои. Большинство консервативных религиозных трупп осуждало людей, не зарегистрировавших свои отношения. Это можно объяснить тем, что религиозные организации чаще всего не вдут в авангарде общественных перемен, а плетутся в хвосте, предпочитая поддерживать существующее положение вещей как данное свыше и уделяя внимание не человеческим потребностям, а исполнению божественных предписаний.

По большей части общественное осуждение направлено против незамужней матери и ее ребенка. Мать и ребенок представляют собой, в отличие от отца, социологический феномен. Поскольку мать в течение девяти месяцев вынашивает ребенка в утробе и внешние проявления ее беременности свидетельствуют о том, что она занималась сексом вне брака, она является открытой мишенью для общественного осуждения. Ответственность за воспитание ребенка в большинстве подобных случаев ложится на незамужнюю мать. Очень часто она вынуждена жить на пособие, что опять — таки делает ее объектом нападок. Если она будет искать мужского общества, чтобы избавиться от одиночества, она рискует снова забеременеть и навлечь на себя, таким образом, еще большее осуждение.

Не раз говорилось, что нападки на живущих на пособие и одиноких матерей являются завуалированными проявлениями расовых предрассудков. Система общественного устройства, при которой меньшинства вынуждены жить в постоянной нищете, работая на низкооплачиваемой работе и не чувствуя уверенности в завтрашнем дне, также способствует росту числа незаконнорожденных детей. Поскольку чернокожие представляют собой наиболее многочисленное этническое меньшинство, чернокожие одинокие матери и их дети наиболее часто становятся мишенью общественного осуждения.

Кроме того, это осуждение - следствие отношения среднего класса к данной проблеме; особенно ярко оно проявляется, если незаконный ребенок может появиться в их семье. Большинство этих семей могут оплатить аборт и предпочитают, чтобы их дочери избавились от внебрачного ребенка, даже если это противоречит религиозным убеждениям. Отношение общества очень трудно преодолеть. Одна богатая католическая семья отправила забеременевшую дочку-подростка рожать за границу. Ребенка отдали на усыновление. Чувство вины из-за того, что она зачала вне брака и вынуждена была отказаться от своего ребенка, боязнь осуждения со стороны семьи и общества стали причиной глубокой душевной травмы у девушки - ведь она нарушила католические предписания. Потребовалась интенсивная терапия, чтобы помочь девушке.

Семнадцатилетняя мормонка, забеременевшая вне брака, хотела нарушить правила церкви, к которой принадлежала, и сделать аборт. Она посоветовалась со своим духовником, и тот благословил ребенка, находящегося у нее в утробе. Девушка оказалась перед жестоким выбором. Как можно убить чадо, получившее церковное благословение? В то же время как она, беременная, будет продолжать образование и жить среди товарищей по вере?

Не всякая семья смирится с тем, что дочь родила внебрачного ребенка, и далеко не все будут рады внуку или внучке во всякое время и при любых обстоятельствах. В таких случаях из темных углов вылезают семейные привидения, преследующие оступившуюся девушку. Многие родители испытывают стыд от того, что дочь, по их мнению, согрешила против библейских заповедей, касающихся незаконнорожденных детей. Часто такое отношение, не проявляясь в открытую, медленно подтачивает духовный климат семьи. На отца ребенка подобное давление оказывается крайне редко.

В последнее время выявились новые грани проблемы незаконных де

тей. Многие пары живут и растят детей в так называемом гражданском браке, не утруждая себя брачными контрактами и каким бы то ни было узакониванием своих отношений. Любящие друг друга мужчина и женщина заботятся о своей семье. Они убеждены в том, что в основе брака лежит качество отношений. Проблема заключается только в статусе детей. Например, бывали случаи, когда после гибели «незаконного» ребенка некоторые суды отказывали в компенсации не состоящим в браке родителям. И наоборот, у таких детей могут возникнуть проблемы с наследством после внезапной смерти матери или отца, не успевших оставить завещание. В таких случаях суд обычно не заботит, что умерший воспитывал, обеспечивал и любил своих «незаконных» детей и «ненастоящего» супруга. Дискриминация наблюдается даже в системе социального обеспечения, созданной для решения проблем внебрачных детей.

В Швеции понятия «незаконнорожденный» и «внебрачный» ребенок, а также связанные с ними предрассудки давно отмерли, однако в большинстве западных стран ситуация остается прежней. Незамужние матери и их дети находятся под сильным давлением со стороны общества; жестокость сотрудников роддомов, заполняющих свидетельства о рождении; трудности с получением страховки или помощи от общественных организаций; проблемы с получением работы и многое другое.

Отец также может столкнуться с определенными проблемами. В том случае, если не состоящая с ним в браке мать, откажется от ребенка, а отец захочет вырастить его, он может неожиданно обнаружить, что не имеет на то законных прав. Если родители ребенка не состоят в браке, семьей называется пара «мать - ребенок».

Некоторые широко и не очень широко известные женщины открыто заявили о том, что собираются родить ребенка вне брака. Не так давно одна сорокалетняя женщина, психолог по профессии, забеременела при помощи искусственного оплодотворения, проведенного в Нобелевском банке спермы (Калифорния). Работники банка решили, что она замужем, однако она была одинокой и тем не менее публично заявила о том, как счастлива выносить и родить ребенка.

Большинство религиозных консерваторов воспринимают незамужних беременных женщин, мягко говоря, без энтузиазма. Трудно установить, в какой степени то, что говорит Второзаконие о незаконнорожденных детях остается актуальным в современном обществе. Когда мать Тереза работала в Индии, занимаясь проблемами бедных и неприкасаемых и не делая никаких различий между «законными» и «незаконными», церковные иерархи благословили ее деятельность. Но воздержались от каких-либо заявлений, которые могли бы изменить отношение непросвещенного общества к «внебрачным» детям, то есть таким, чьи родители не являются мужем и женой.