Природные сообщества.

1. Обозначь на рисунке цифрами ярусы леса. Подпиши из названия.

1 ярус - деревья

2 ярус - кустарники

3 ярус - трава

2. Разгадай кроссворд.

1) Плод этого дерева - желудь.

2) Это дерево - символ России.

3) "Новогоднее" дерево.

4) Семена этого дерева - летучки

5) Это дерево отличается от "новогоднего" длинными иголками

3. Вспомни текст из учебника, воспользуйся справочником и допиши предложения.

Дуб живет 800 лет, а береза 100 лет.

Липа живет дольше, а рябина живет столько же, сколько живет береза .

4. Отметь "галочкой" правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для роста растению нужны

Тепло, воздух, вода

Тепло, воздух, свет, вода, почва

5. Подпиши названия деревьев.

Береза, клен, липа, дуб.

6. Прочитай стихотворение. О каких деревьях рассказывает поэт? Какие особенности каждого дерева ему удалось подметить?

Мы выходим из деревни,

Ходим по лесам.

Я в названиях деревьев

Разбираюсь сам.

Вот развесистая ива -

Соловьиный дом .

С малахитовым отливом

Клены под бугром.

Белоногие березы

Просятся в стихи.

Длиннокрылы, как стрекозы,

Листья у ольхи.

Дуб стоит , как витязь древний,

Шлемом в небосвод .

Знаю все теперь деревья:

Я ведь лесовод.

7. Подчеркни только травянистые растения.

Береза, папоротник , вороний глаз , ель, калина, ландыш , фиалка , можжевельник, ромашка .

8. Чем белка отличается от бурундука? Обведи цифру с правильным ответом.

1. Бурундук - зверь, а белка - насекомое.

2. У бурундука на спине есть темные полоски, а у белки их нет.

3. Белка устраивает гнездо на зземле под старым пнем, а бурундук - в дупле.

9. Закончи предложения.

Дятел - птица, а муравей - насекомое .

Пчела - насекомое, а белка - зверь .

Крот - зверь, а сова - птица .

10. Закончи высказывания.

Все звери кормят своих детенышей малоком.

Белка - зверь, значит, она кормит детенышей молоком.

Еж - тоже зверь, значит, он кормит детенышей молоком.

Посмотри внимательно на рисунок 4-5 секунд. Постарайся охватить взглядом весь рисунок. Затем переверни страницу и скажи, сколько синиц прилетело на кормушку. Обрати внимание на то, как часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательнее. Если ты играешь с другом, выигрывает тот, кто называет число, наиболее близкое к числу синиц на рисунке.

Отметь "галочкой" одно утверждение.

Я внимательный человек.

Мне нужно тренировать внимание.

11. Отметь "галочкой" правильные высказывания.

Все звери - млекопитающие.

Все насекомые - шестиногие.

У паука шесть ног, значит, он насекомое.

12. Представь, что ты находишься в зимнем лесу. Следы каких животных там можно увидеть?

Заяц, волк, олень, белка, лось, лиса.

Подготовь рассказ о каком-нибудь животном леса. Нарисуй (подбери) иллюстрации к своему рассказу.

13. Закончи предложения.

Тело птиц покрыто перьями . Такой покров помогает птицам летать .

Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными .

Где чей дом? Нарисуй животное рядом с его жилищем.

14. Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.

Трясогуска, иволка, дрозд, жаворонок, зяблик.

Сочини продолжение истории.

Случай в лесу

Уж - житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг оттуда вылез уж! Ребята бросились бежать, и все закончилось хорошо.

15. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Опиши какое-нибудь растение. Ответь на вопросы: как оно называется? каков его внешний вид? где оно растет?

Ромашка - вот его название. Это трава. Она растет повсеместно. Это лекарственное растение.

16*. Прочитай стихотворение. Как в вороньем гнезде появился необычный "ребенок"? Нарисуй иллюстрацию.

Птенцы

Пять птенцов,

Веселых сорванцов,

Уселись на суку,

Проглотил

По червяку.

Карр, спасибо!

Ах, мамочка,

17*. Постарайся по памяти нарисовать какого-нибудь жука (например, божью коровку). Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается и т.д.

18. Верно ли переданы сведения о жизни животных в этом стихотворении? Можно ли его назвать шуточным?

Проверь себя

Выполни задания и оцени свою работу.

1. Егор сделал такую схему-рисунок.

Как ты думаешь, прав ли он? Есть ли у природы враги и друзья? Или каждое живое существо по-своему необходимо природе?

Ответ: нет, у природы нет врагов и друзей

2. Прочитай стихотворение. Какие леса описывает поэт?

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Ответ: лиственный лес (смешанный)

3. Сравни дерево, которое выросло на просторе, с теми, которые выросли в чаще. Чем они различаются?

Ответ: на просторе дерево выросло лучше.

4. Прочитай стихотворение. О каком растении идет в нем речь?

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.

Мне кажется, его задень - от тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы....

Давай послушаем, а вдруг услышим - я и ты?

19. Назови объекты неживой природы, состоящие из воды.

Ответ: пар, лед, снег, град, облако, айсберг

20. Отметь "галочкой" свойства воды.

Не имеет запаха.

Имеет цвет.

Принимает форму любого сосуда.

Не имеет цвета.

Не прозрачна.

В ней отражаются предметы.

Отгадай загадки.

Заря-заряици, красна девица,

По полу гуляла, бусы потеряла.

Месяц увидел, солнце подняло.

Бел, да не сахар, ног нет, да идет,

На всех садится, а тепла боится.

21. Напиши, какие бывают водоемы.

Море, река, пруд, ручей, болото, озеро, океан.

22. Закончи высказывание.

Вода может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

23. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Прочитай в учебнике рассказ "Путешествие капельки". Сделай к нему рисунок-схему "Как капелька путешествовала".

Проведи опыты и ответь на вопрос: какие предметы плавают, а какие тонут?

Спичечный коробок в воде не тонет .

Пластмассовый кубик в воде не тонет .

Лист бумаги в воде не тонет .

Гвозди в воде тонут .

Кусок дерева в воде не тонет .

24. Все ли правильно обозначено на рисунке? Исправь ошибки, если они есть.

25. Прочитай потешку "Щука". Объясни, почему щукам не нужна никакая другая "наука". К каким рыбам - растительноядным или хищным - относится щука?

Щука

Хватать, глототь умеют щуки - другой не нужно им науки!

Ответ: Щука - хищная рыба. Она умеет хватать и глотать - и больше ей никак не надо уметь.

1. Сделай два рисунка-схемы. На одном - река вытекает из озера. На другом - река впадает в озеро. Отметь на схемах исток и устье.

2. Сделай подписи к рисункам.

Жители морей и океанов

26. Закончи предложения.

Рыбы-хищницы питаются другими рыбами.

Другие рыбы питаются планктоном и растительностью.

Все земноводные рождаются в воде. Тритон - земноводное, значит, он рожден в воде.

Подготовь рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подбери к рассказу иллюстрации.

27. Отметь только земноводных.

28*. Составь пищевые цепи.

Колосья злаков, орел, лиса, мышь, волк, еж, рысь, заяц, осина, шишки, белка.

Колосья злаков > мышь > орел

Шишки > белка > волк

Осина > еж > лиса

29. Верны ли эти высказывания?

Пруд, озеро - просные водоемы. (верно)

Морская вода соленая, поэтому море называют соленым водоемом. (верно)

30. Сделай подписи к рисункам.

Рогоз, жук-плавунец, кувшинка, выдра, уклейка, щука, камыш, утка кряква, карп, пиявка, рак, осока.

31*. Правильно ли составлена пищевая цепь?

Касатка - тюлень - треска - сельдь - личинки крабов - мелкие растения.

Ответ: Нет, надо наоборот

Выпиши в правый столбец названия зверей, а в левый - названия насекомых.

Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стрекоза

Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка,бобр, лягушка, жаба, волк, лось, зубр

Проверь себя

Выполни задания. Не спеши обращаться за помощью, лучше загляни еще рав в учебник.

1. Закончи предложения.

На Земле много различных водоемов: реки, озера, болота, ручьи, моря, пруды и океаны.

Самый большой водоем на Земле - тихий океан

Ребенок лягушки - лягушенок

2. Отметь правильный ответ.

Бобры - рыбы, потому что живут в воде.

Бобры - звери, потому что рождают живых детенышей и кормят их молоком.

Бобры - земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только на суше.

Земноводные - животные, которые могут жить и в воде, и на суше.

Кувшинка - растение луга.

Кувшинка - растение водоема.

Кувшинка - растение леса.

3. Найди ошибку.

В лесу под березами были заросли камыша .

4*. Прочитай стихотворение. Благодаря чему зародилась жизнь на Земле?

Вся в черемухе белой, Вода вышла замуж за Небо!

Это было не знаю когда, на Земле никого еще не было.

И у них родились мотыльки, родились голубые стрекозы,

Родились золотые жуки, родились облака и березы,

И ужи, и бобры, и лисицы, и плакучие ивы, и цапли

Родились из таинственной капли.

Ответ: благодаря воде

32. Отметь только насекомых.

Напиши, каких животных ты можешь увидеть на лугу.

Ответ: крот, еж, мышь

33. Закончи высказывания.

У паука восемь ног, значит, паук - это не насекомое.

У таракана шесть ног, значит таракан - это насекомое.

У кузнечика шесть ног, значит кузнечик - это насекомое.

34. Придумая названия к стихотворениям. Впиши пропущенные слова.

Ящерица

Вот ящерица мчится, прохожих не боится.

На хвост лишь наступите - оставит под ногой:

Пожалуйста возьмите, найду себе другой!

Клевер

Здесь у рощицы березовой клевер весело цветет,

И его "пчелиной кашкой" называет наш народ.

Тысячелистник

Тысяча листиков, столько же цветков,

Тысячелистник называем мы его.

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет - нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

35*. Отметь правильные высказывания.

Тысячелистник - растение ядовитое, его животные не едят.

Тысячелистник - растение полезное, его используют как лекарство для лечения ран.

Сурепка - лекарственная трава. Ее настой дают детям при плохом аппетите.

Сурепка - сорняк, растение бесполезное.

Придумай подобное задание про крапиву.

36. Объедини слова в три группы. Объясни, по какому признаку их можно объединить.

Лягушка - болото - комар

Улей - цветок - пчела

Капуста - гусеница - бабочка

37. Соедини стрелочкой начало и конец высказываний.

Любимая еда бабочек - сок разных цветков.

Жук-плавунец - хищник.

Рот у бабочки - длинный тонкий хоботок.

Любимая еда кузнечиков - различные травинки.

Понаблюдай за развитием картофеля. Посади клубень картофеля в горшок или в ящик. Запиши дату (число, месяц) появления ростка, листьев. Запиши название месяца, в котором появятся у картофеля цветки, клубни.

1. Положи клубень картофеля в теплое место. Накрой газетой. Запиши дату появления ростка.

2. Посади клубень в землю. Запиши дату появления ростка. Сравни даты.

38. Соедини название растения с рисунком, на котором изображено место его произрастания.

39. Придумай задание о животных, если известны такие условия.

Птицы - 2, звери - 4, насекомые - 6, пауки - 8.

Ответ: Всего было 20 животных. Птиц было в два раза больше, чем зверей, но в два раза меньше, чем насекомых, сколько было животных, если известно, что пауков было шесть?

40. Нарисуй любое растение, из которого получают зерно. Подпиши его части.

41. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Закончи сказку.

"В корзинке лежали: капуста, тыква, морковь, чеснок, перец и укром. Вдруг тыква сказала: "Я самая главная среди вас, потому что я самая большая ". "А я самый маленький ", - прошептал укроп"...

42*. Расположи овощи последовательно: от самого легкого к самому тяжелому (пронумеруй названия).

Капуста - 5

Картофель - 3

Помидор - 1

Свекла - 4

Проверь себя

Напиши, где можно встретить эти растения и этих животных.

Пшеница, василек, овес, подсолнух, мышь - луг .

Кувшинка, рогоз, лягушка, цапля - болото .

Муравей, сосна, лиса, сова, дятел - лес .

Найди в саду или в лесу улитку. Положи на прозрачное стекло или зеркало. Понаблюдай, как она передвигается. Обрати внимание на ее внешний вид. Сравни улитку со слизнем. Чем они похожи? Чем различаются?

Ответ: у слизня, в отличие от улитки, нет раковины, но у обоих склизкие тела, оставляющие слизь

43. Назови растения сада по плодам.

44. Раскрась ветки рябины. Одна из них - летняя, другая - осенняя.

Нарисуй свои любимые фрукты и ягоду.

45. Разгадай кроссворд.

3) клубника

Широко распространено мнение о том, что кожа якобы дышит. Мой друг, высококвалифицированный дерматолог, рассказывал о том, как провоцировал студентов вопросом о дыхании кожи. Большинство студентов говорили, что кожа, конечно, дышит, вспоминали рассказ Толстого о том, как мальчика покрасили золотой краской, поставили в витрину и он умер от того, что его кожа не дышала. “Что же является органом дыхания кожи?” - интересовался мой друг. “Поры”, - следовал ответ. Когда разбирали строение поры, оказывалось, что она никак не может дышать: у сальных желез одна и очень конкретная функция - выделять кожное сало для смазки поверхности кожи. То же касается и потовых желез - дышать они никак не могут. И вообще, газовый обмен через кожу биофизически просто невозможен. Кислород диффундирует через кожу по градиенту концентрации с активностью не большей, чем через кожаное пальто.

Мой друг таким способом надолго приковывал внимание студентов к изучаемому предмету. На меня тоже произвел впечатление этот рассказ - в вопросе о дыхании кожи я недалеко ушел от тех студентов. Но я не успокоился. Меня интересовало, почему же люди с таким упорством думают, что их кожа дышит? Сказать по правде, иллюзию “дыхания” или “затруднения дыхания” кожи я могу объяснить довольно прозаически: для кожи важно иметь возможность при необходимости свободно испарять воду (пот), а если такой возможности нет, то у человека возникает ощущение, что его кожа “задыхается”.

Признаюсь, это объяснение меня немного разочаровало, поскольку мне больше нравится другой ответ: кожа дышит, но не кислородом. Она дышит “психоидом” (Юнг упоминал о наличии подобной субстанции), она дышит “флюидами” (Месмер), “оргоном” (Райх), токами, разлитыми в пространстве. Пространство это - Семантическая Вселенная, как назвал его В.В. Налимов*.

Как у рыбы органом слуха является спинная линия, так у человека органом восприятия “экстрасенсорной” информации служат точки иглоукалывания.

Человек дышит не только легкими. У нас есть второй орган дыхания. Это кожа.

Кожа человека - не просто внешняя оболочка тела. Кожа выполняет самые разнообразные функции. Она защищает организм от внешних воздействий, выполняя роль барьера между организмом и внешней средой. Кожа - действительно надежный барьер, защищающий от различных повреждений внутренние органы. Кожа не допускает внутрь нашего организма и различных возбудителей болезней и инфекций - и не только потому, что чисто механически защищает от проникновения инфекции внутрь тела, но и потому, что образует на своей поверхности особую кислую среду, в которой болезнетворные микроорганизмы гибнут.

Кожа помогает работе почек, выводя наружу вместе с потом отходы жизнедеятельности организма.

Кожа обеспечивает постоянную температуру тела летом и зимой. Она помогает нам не слишком перегреваться в жару и не слишком замерзать в холода. Вспомните о капиллярах - именно они насквозь пронизывают кожу. При низкой температуре воздуха капилляры сужаются, приток крови к коже уменьшается, и кожа практически перестает отдавать тепло наружу, она сохраняет все тепло внутри организма. Мы можем замерзнуть снаружи, но зато внутри организм остается теплым и деятельным, как всегда! А если температура воздуха высокая, то капилляры расширяются, увеличивается приток крови к коже, и кожа начинает много тепла отдавать наружу, охлаждая таким образом весь организм.

Кожа является органом чувств: она позволяет нам познавать окружающий мир при помощи осязания.

И наконец, важная функция кожи - функция дыхания: через крошечные отверстия - поры - кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ - и таким образом помогает легким в процессе дыхания.

Заметим: именно кожа - тот орган человеческого тела, который первым соприкасается с воздухом. До легких воздух еще должен добраться, чтобы в организм начал поступать кислород, а через кожу он уже поступает - достаточно оказаться на воздухе и снять одежду. Кстати, йоги могут подолгу задерживать дыхание и дышать очень редко именно потому, что у них чрезвычайно развито кожное дыхание, которое при определенных тренировках во многом заменяет дыхание легкими! А вот если тело поместить в ядовитую среду, где кожа не сможет дышать, а голову оставить на самом свежем воздухе, то легочное дыхание в этом случае не спасет: поры будут закупорены ядами, и любое живое существо, будь то животное или человек, умрет в таких условиях, не сможет выжить.

Вот как важно, чтобы поры кожи свободно дышали, получали кислород. Вот почему кожа - поистине второй орган дыхания, без которого мы не можем жить так же, как и без легких.

Кожа требует свободного дыхания, как требует его весь наш организм. Именно поэтому в теплый день нам так хочется снять одежду. Кожа хочет дышать, кожа не может без воздуха! Ведь если кожа лишена возможности дышать, она не получает нужного количества кислорода, а значит, и жизненной энергии. Если держать человека одетым в воздухонепроницаемую одежду, да еще в душном помещении, и давать ему при этом дышать кислородом - он все равно не будет чувствовать себя здоровым и сильным. Одного легочного дыхания недостаточно для поступления нужного количества энергии в организм! Для этого требуется поступление кислорода и жизненной силы через кожу.

Природа не случайно создала нас обнаженными - она ведь не предполагала, что мы оденемся в тесные одежды, запрем себя в душных помещениях и забудем, как важно кожное дыхание. Современный человек отучил свою кожу дышать. И кожа в большой степени утратила эту свою важную функцию: она действительно почти разучилась дышать! Человек, у которого кожное дыхание выражено очень слабо, рискует своим здоровьем. Во-первых, он лишает себя большого количества жизненных сил, а потому чувствует себя вечно слабым и усталым. Во-вторых, исследования показали, что недостаток кислорода в клетках кожи создает предпосылки для развития раковых клеток.

Кожа, у которой нарушена функция дыхания, и внешне выглядит нездоровой. Бледная, дряблая кожа, с синяками и мешками под глазами, лишенная эластичности, имеющая нездоровый землисто-серый цвет, пронизанная красными прожилками, - это признаки многих отклонений от природы, в том числе и нарушения кожного дыхания. Когда кожа дышит - в ней движется жизненная сила. Жизненная сила несет в себе не только здоровье, но и молодость кожи! Кожа, которая дышит, выглядит молодой, эластичной, красивой, на ней разглаживаются морщины, цвет лица становится живым и свежим.

Поэтому я считаю, что обнажение тела на свежем воздухе - не только закаливающая процедура, но эффективный метод профилактики и лечения многих болезней.

Цель этих упражнений состоит в том, чтобы усилить кожное дыхание. Когда мы обнажаем кожу, с ее поверхности удаляются разные продукты отходов и яды, выделившиеся с потом. И в кожу впитывается кислород, который разрушает окись углерода, вырабатываемую организмом, и превращает ее в безопасные для человека вещества. Таким образом человек становится защищеннее от болезней и здоровее.

Лечение обнажением

Время процедуры лучше всего выбирайте перед самым восходом солнца или примерно до 10 часов утра. Можете проводить их и вечером, примерно около 21 часа. Физически слабым людям рекомендуется проводить процедуры в полдень, когда воздух теплее. Продолжайте процедуры в течение 30 дней подряд, затем сделайте перерыв на 3-4 дня и снова проведите 30 дней лечения. Так делайте примерно 3 месяца.

Если возможно, обнажайте тело на открытом воздухе или хотя бы в хорошо проветренном помещении с открытыми окнами независимо от погоды. В первый день проведите шесть процедур, каждая из которых состоит из обнажения и последующего согревания в одежде.

Разденьтесь донага и в обнаженном виде посидите на стуле или полежите в течение 20 секунд. Затем оденьтесь немного теплее, чем это требуется по сезону, чтобы согреться (но не следует допускать перегревания до пота), и оставайтесь в одежде, спокойно сидя или лежа, в течение 60 секунд - первая процедура. Теперь снова обнажитесь на 30 секунд и побудьте в одежде 60 секунд - вторая процедура. И далее: в обнаженном виде 40 секунд, в одетом 60 секунд - третья процедура; в обнаженном 50 секунд, в одетом 90 секунд - четвертая процедура; в обнаженном 60 секунд, в одетом 90 секунд - пятая процедура; в обнаженном 70 секунд, в одетом 120 секунд - шестая процедура. Можно сделать и так: чтобы каждый раз не одеваться, просто переходите из помещения с открытыми окнами в теплое помещение.

В последующие дни количество процедур надо довести до десяти, прибавляя с каждой процедурой по 10 секунд к времени обнажения - так, чтобы к десятой процедуре время обнажения составило 110 секунд, время согревания, начиная с шестой процедуры, сохранилось: 120 секунд.

При обнажении можете растирать различные части тела или выполнять физические упражнения. В одетом виде лежите спокойно, крепко сомкнув ладони над солнечным сплетением. После выполнения всей процедуры полежите в одетом виде 10 минут с сомкнутыми ладонями и стопами.

Выполняйте упражнение за 1 час до еды и не раньше чем через час после ванны.

Данная методика не только усиливает кожное дыхание, но улучшает еще и выделительную функцию кожи. Кожа выводит вредные вещества с потом, через потовые железы. Потовые железы в сутки выделяют 600-900 граммов пота, а иногда, особенно в жаркую погоду или при обильном питье, или при состояниях, усиливающих потоотделение (волнение, страх, гнев), до 1400 граммов.

Исследования, которые проводились для выяснения причин плохого самочувствия или даже обмороков, наступающих в результате долгого пребывания в заполненном людьми помещении, показали, что причиной тому является не только недостаток кислорода, но и увеличение содержания в помещении ядовитых продуктов испарений человеческого тела.

В здоровом организме все клетки должны быть здоровыми. А для того, чтобы клетки были здоровы, из них надо бы удалить все шлаки. Природа предусмотрела несколько путей удаления шлаков - в том числе и через потовые железы. Десятки тысяч лет назад, когда первобытный человек вынужден был постоянно пребывать в движении, чтобы добывать себе пищу, все выделительные системы работали на полную мощь. Современный человек менее подвижен, к тому же он защищен одеждой, часто не пропускающей воздух. Поэтому все яды, которые должны быть выделены через кожу, человек носит в себе, отравляя свою кровь и свои клетки. В результате кровеносная и лимфатическая системы работают с перегрузками. От перегрузок начинаются заболевания. Помимо проведения чисто лечебных процедур надо постараться как можно чаще снимать одежду на открытом воздухе.

Человек задуман природой как “машина”, приспособленная для работы на открытом воздухе. Растение, выросшее без свежего воздуха, выглядит безжизненным. То же можно сказать и о человеке. Человек, лишенный свежего воздуха в достаточном количестве, лишает себя жизненных сил, энергии, лишает себя мощной поддержки природы.

Лечение обнажением - хороший способ обогатить кровь кислородом, наладить выделительные и дыхательные функции кожи. Но надо иметь в виду, что лечение обнажением может вызвать различные реакции организма. В некоторых случаях может появиться сыпь или зуд на коже - но это лишь временные явления, указывающие на то, что через кожу активно удаляются ядовитые вещества, накопленные в крови. Чаще всего зуд возникает у людей, принимающих много лекарств.

При появлении такого зуда или сыпи ни в коем случае нельзя расчесывать кожу и делать какие-либо примочки или смазывания. Нужно носить нижнее белье из гигиенических натуральных тканей, чаще менять его и пить побольше воды. Для облегчения зуда нужно протирать пораженные им участки тела соком лука, растворенным в воде, в соотношении 1:1. Употреблять продукты, богатые калием - курагу, изюм или их отвары и настои. В рацион включать побольше свежих сырых овощей.

При появлении некоторых других неприятных симптомов (желудочный дискомфорт и т. д.) надо знать, что эти явления носят временный характер и свидетельствуют о том, что лечение началось. Не теряйте присутствия духа, выполняйте описанные выше физические упражнения, практикуйте методы водолечения.

Кроме обнажения, существуют другие способы оздоровления кожи, а значит, и всего организма, посредством активизации кожного дыхания. Это прежде всего лечение холодом и жаром.

Многие люди сегодня слишком изнежены. Они боятся малейшего сквозняка, они тепло одеваются даже в хорошую погоду, они никогда не ходят босиком и своим детям не разрешают это делать. Такой ребенок, вырастая, оказывается на всю жизнь награжден слабым здоровьем.

Человеческий организм способен выдержать очень многое. Он создан природой так, что может приспособиться к очень сложным условиям - к примеру, выдержать без ущерба для себя и очень высокие, и очень низкие температуры. Но для того, чтобы реализовались все эти природные потенциальные возможности - организм надо тренировать, приучать к самым разным условиям, ни в коем случае нельзя создавать себе и своим детям тепличных условий! Мы живем на планете, где тепличные условия - большая редкость. И создавать искусственно такие условия человеку с детства, как будто вся его дальнейшая жизнь должна пройти в большой теплице - значит, калечить его, а то и медленно убивать. Человек вырастет - и увидит, что мир вокруг совсем не является теплицей, что в этом мире бывает трудно выжить, что здесь нужно уметь терпеть и переживать многое. А если он не способен вынести даже понижения температуры воздуха на несколько градусов, чтобы не заболеть? Это значит, природа такого человека сильно искажена - искажена неправильным воспитанием, неправильными условиями роста и развития.

Конечно, не надо впадать и в другую крайность - вовсе не следует всем среди зимы немедленно снять одежду и начать бегать босиком по снегу. И к холоду, и к жаре надо приучать себя постепенно. Постепенное, не резкое, но постоянное закаливание делает чудеса. В Гималаях живут люди, которые служат проводниками приезжающих туда любопытствующих из других стран - туристов или исследователей. Эти проводники проходят многокилометровые расстояния босиком при двадцатиградусном морозе, и ни один из них никогда не получает обморожений! Это не пример для подражания, а просто свидетельство того, как на многое способен человеческий организм, какие огромные у него существуют возможности, о которых большинство людей просто не подозревают.

Итак, приучать к холоду организм необходимо. Но не только потому, что это укрепляет здоровье и повышает способности к выживанию в самых сложных условиях. Издавна известно, что холод обладает целебными свойствами! Многие знают, что если приложить холод к ушибленному или обожженному месту - боль стихает. Холод - болеутоляющее средство! Но не только. Он способен исцелить от очень многих недугов. Еще в прошлом веке немецкий ученый Себастьян Кнейп вылечился от воспаления легких, искупавшись в реке Дунай, где вода была просто ледяной. Следовать его примеру опять же нельзя призывать всех. Но вот сверхосторожность по отношению к холоду тоже совершенно неуместна. Чаще всего болеют именно такие сверхосторожные люди, которые боятся холода и стараются укутаться потеплее при первом намеке на похолодание.

Холода бояться не надо, потому что наш организм устроен очень мудро: под влиянием холода он начинает вырабатывать все больше и больше тепла. Происходит это потому, что под воздействием холода усиливается кровообращение, больше кислорода с кровью поступает во все органы и ткани, а кислород несет в себе огромное количество энергии, а значит, и тепла. То есть, остужая организм снаружи, мы тем самым прогреваем его изнутри. Контраст наружного холода и внешнего тепла заставляет очень сильно и мощно включить движение энергии во всем теле. Оживают капилляры, открываются поры, организм оживает, начинает дышать каждой клеткой и каждой порой. Включается в действие целительная сила организма - человек излечивается от болезней.

Умеренное воздействие холодом не имеет никаких противопоказаний. А вот оздоровительный эффект - огромный: приходит в норму работа сердечно-сосудистой системы, излечиваются нарушения кровообращения, заболевания легких, проходят боли в суставах, улучшает свою работу нервная система, желудочно-кишечный тракт. Ну и, конечно, функции кожи приходят в норму. Кожа меняет свой внешний вид, становится здоровой и молодой, начинает полноценно дышать.

Для приучения организма к холоду не обязательно ждать подходящих погодных условий. Вы можете начать прямо сейчас. Для этого существуют такие веками проверенные формы закаливания, как обтирания и обливания.

Обтирание

Приготовьте два полотенца: одно для мокрого обтирания, другое для сухого. Лучше всего взять полотенца из грубой ткани, например льняные. Они хорошо ликвидируют энергетические застои в коже, удаляют омертвевшие частицы кожи, усиливают кровообращение, обеспечивая приток кислорода к коже.

Налейте в таз воду - на первый раз не холодную, а прохладную, но настолько, чтобы ее температура была для вас приятна. Хорошо смочите полотенце и разотрите им все тело, начиная от головы и по направлению к ногам. Затем вытрите все тело насухо сухим полотенцем. На следующий день понизьте температуру воды на один-два градуса, на следующий день сделайте ее еще холоднее. Когда вода для вашего тела не будет ощущаться как холодная - прекратите вытираться насухо сухим полотенцем, после обтирания мокрым полотенцем вытираться не надо совсем, лишь смахните воду ладонями и разотрите все тело руками. Через несколько минут вы почувствуете, что все тело горит. Это и будет означать, что кожа ожила, насытилась начавшей свое движение энергией, обогатилась кислородом.

После того как вы хорошо освоили обтирание, можно переходить к обливанию. Имейте в виду: обливаться начинайте только в том случае, если обтирание холодной водой не вызывает у вас никаких неприятных ощущений.

Обливание

Наберите в тазик или другой сосуд прохладной воды - но приятной для вас температуры, и вылейте на себя сразу большое количество воды. Затем разотритесь полотенцем из грубой ткани или просто руками. С каждым днем понижайте температуру воды. После этой процедуры откроются все поры, тело начнет дышать.


Выполняя эти приемы закаливания, вы скоро заметите, как изменилось состояние кожи. Если у вас были слишком широкие поры - они придут в нормальное состояние. Если поры были закупорены - они очистятся, что придаст коже более здоровый вид. Цвет лица изменится к лучшему, кожа станет эластичнее, начнут разглаживаться морщины. Вы будете лучше выглядеть и лучше себя чувствовать.

Противоположность холоду - жар. Он тоже лечит. И не только лечит, но и очищает, и укрепляет весь организм, и, конечно, восстанавливает функции кожи. Кто ни разу в жизни не был в бане, тот не знает, какая легкость появляется во всем теле после банных процедур. Эта легкость и говорит о том, что энергия начала пульсировать в организме, что организм дышит и очищается в полной мере.

Не случайно слово “баня” происходит от латинского “бальнеум”, что означает “прогнать болезнь, боль, грусть”. Прогревание действительно приводит к улучшению состояния всех органов и систем организма, заставляет лучше работать его защитные силы, улучшает и душевное состояние человека. Баня очень хорошо воздействует на функцию дыхания - как легочного, так и кожного.

Под влиянием бани организм начинает потреблять больше кислорода и выделять больше углекислого газа. Возрастает вентиляция легких, и одновременно усиленно идут процессы кожного дыхания. Вот почему в бане обновляется весь организм, насыщается кислородом и энергией. После бани улучшается самочувствие, проходят головные боли, снижается напряженность, на следующий день появляется особая бодрость, сочетающаяся с глубоким внутренним покоем и расслабленностью. Люди, регулярно посещающие баню, значительно реже болеют простудными заболеваниями, у них уходит чувство тяжести на душе и беспокойства. Их можно узнать по упругой, эластичной, здоровой коже.

Очень важно, что в бане у человека выделяется много пота - он уносит с собой все отходы, все продукты жизнедеятельности человека, вредные для здоровья, которые неминуемо накапливаются в организме.

Роль кожи в дыхательных процессах человеческого организма сложно переоценить. Лишь за сутки она выводит из него от 700 до 800 г водяного пара (в два раза больше легких). С потом кожа выводит из организма немалую часть отходов его жизнедеятельности, существенно помогая работе почек. При этом она также является барьером между «внутренним миром» человека и агрессивной внешней средой, который защищает организм от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, регулирует температуру тела в любых климатических и дарит человеку такое важное чувство как осязание.

На поверхности кожи находится особая кислая среда, в которой погибают бактерии и инфекции.

Функцию дыхания кожа осуществляет через крошечные поры, с помощью которых ей удается поглощать кислород и выделять углекислый газ, чем она существенно помогает легким. Кроме того, кожный покров является единственным органом человеческого тела, соприкасающимся с воздухом. Если человека поместить в емкость с ядовитой средой, оставив голову на ее поверхности, поры кожи закупорятся ядами, и человек в любом случае умрет, несмотря на возможность дышать носом. Поэтому важно содержать кожу в чистоте, ежедневно очищая тело от пота, кожного жира и грязи, пленка из которых мешает ей нормально дышать.

Как помочь коже дышать

Кожа с нарушенной функцией дыхания всегда имеет нездоровый, бледный, дряблый вид и серый землистый цвет. Она утрачивает свою природную эластичность, пронизывается красными прожилками и быстро стареет. Чтобы избежать этого, следует регулярно принимать воздушные ванны в максимально обнаженном виде, принимать контрастный душ по утрам и периодически проходить курс массажа, восстанавливающего нормальное кровообращение и лимфоток.

В первую очередь, для оживления кожи нужно очистить поры, открыть их, а также восстановить нормальную работу капилляров.

Организм считается здоровым, если между внутренним и внешним дыханием соблюден правильный баланс. Легкие поставляют кислород всем органам и тканям организма, насыщая им каждую клеточку тела и донося его по капиллярам до поверхности кожи. В свою очередь, кожа впитывает кислород всеми порами, в результате чего он встречается с кислородом, вырабатываемым легкими и сливается в единый процесс дыхания. Это позволяет человеку избежать застоя энергии и вести здоровую, активную и полноценную жизнь, тогда как в противном случае организм постепенно превращается в стоячее болото с гнилостными процессами.

Контроль знаний по курсу «Окружающий мир»

к УМК «Начальная школа 21 века»

Проверочный тест

Тема: «Человек - живое существо (организм)»

1. Что происходит в организме при недостатке витамина С:

а) ослабевает зрение;

б) кровоточат десны и расшатываются зубы!

2. Что такое зрачок?

а) тело, работающее как линза;

б) отверстие в центре глаза?

3. Как изменяется зрачок при слабом, свете:

а) сужается;

б) расширяется;

в) не изменяется?

4. Как изменяется зрачок при сильном свете:

а) сужается;

б) расширяется;

в) не изменяется?

5. Что влияет на возникновение близорукости у детей:
а) чтение лежа;

б) расположение текста на расстояниесм?

6. Что происходит в организме при недостатке витамина А:

а) ослабевает зрение;

б) кровоточат десны и расшатываются зубы1?

7. Как влияет употребление алкоголя на умственную работоспособность человека:

а) снижает;

б) повышает;

в) не влияет"?

Проверочный тест

Тема: «Человек - живое существо (организм)»

1. Назови функцию кровеносной системы .

а) передача нервных сигналов;

б) перенос питательных веществ и газов.

2. Что такое кровообращение:

а) непрерывное движение крови по сосудам;

б) поступление кислорода в организм?

3. Назови главный орган кровеносной системы.

а) кровь;

б) сердце.

4. Где образуется моча:

а) в печени;

б) в почках;

в) в кишке?

5. Какова роль почек в организме :

а) вывод из организма непереваренных остатков пищи;

б) вывод жидких продуктов (распада) жизнедеятельности?

6. Какую роль выполняет кожа:

а) не пропускает внутрь тела болезнетворные микробы;

б) не пропускает внутрь тела кислород и углекислый газ?

а) ротовая полость;

б) носовая полость.

7. Почему вредно дышать через рот:

б) можно простудиться и заразиться микробами?

8 Почему нужно дышать через нос:

а) нос очищает воздух от пыли, но не согревает и не увлажняет его

б) нос очищает, увлажняет, согревает, обезвреживает воздух?

9 Почему при кашле и чихании необходимо закрывать
рот платком:

а) чтобы не заразить других;

10.. Как изменяется частота дыхания в плохо проветри­ваемом помещении:

а) возрастает;

б) не изменяется;

в) уменьшается?

Проверочный тест

Тема: « Человек и общество, в котором он живет »

Уровень А

1. Отметь V правильные утверждения.

□ 1300 год-это XIII век.

□ 1820 год-это XIX век.

□ год-это XVI век.

□ 1405 год - это XIV век.

2. Подчеркни фамилии тех людей, которые не являются ве­ликими путешественниками: , СИ. Дежнев, ИМ. Пржевальский.

4. Закончи предложение.

Литературный памятник - это _______________________ .

5. Соедини стрелками начало и конец предложения.
Первые школы на Руси Петр I
были открыты в...

Об открытии во всех Москве

губерниях начальных

школ издал указ

Первый университет в Х веке

России открылся в...

Санкт-Петербурге

Проверочный тест

Тема: «Человек и общество, в котором он живет».

Уровень В

В каком веке Западная Сибирь была присоединена к России:

в XVI веке: в XIX веке;

в XIV веке; в XV веке?

2. Запиши фамилии известных тебе путешественников в таблицу.

"____________________

Что осваивал?

3. Перечисли, что относится к культуре общества.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вспомни и запиши, что относится к литературным памятникам, кто их автор и о чём они. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Закончи предложения.

По мнению ученых, первые школы на Руси были откры­ты в … году по указу .

____________ издал указ об открытии во всех губерниях наначальных школ. Первый университет в России был открыт в городе в году. Первым русским про­фессором был .

Итоговый тест

Тема: «Человек - живое существо (организм)».

Уровень А

1. Отметь V правильный ответ на вопрос.
Какие органы относятся к нервной системе:

головной мозг, череп, спинной мозг;

головной мозг, спинной мозг, нервы;

головной мозг, спинной мозг, череп, нервы?

2. Закончи предложение.

Нервная система соединяет __________________________

3. Подчеркни названия тех органов, которые не относят­ся к пищеварительной системе: ротовая полость, глотка, пищевод, живот, желудок, толстая кишка, печень.

4. С помощью перечисленных слов заполни таблицу: гортань, мочеточник, бронхи, сердце, почки, трахея, лег­кие, сосуды, носовая полость, мочевой пузырь.

Дыхательная Кровеносная система система

Выделительная система

.

6. Отметь V правильный ответ на вопрос.

Главный орган выделения - почки.

Главный орган кровеносной системы - сосуды.

Пищеварение начинается в ротовой полости, а за­канчивается в толстом кишечнике.

Пищеварение начинается в ротовой полости, а за­канчивается в тонком кишечнике

Курение необходимо для укрепления здоровья

Чистить зубы нужно два раза в день.

Итоговый тест

Тема: «Человек -живое существо (организм)».

Уровень В


2. Одной чертой подчеркни органы, которые относятся к опорно-двигательной системе, двумя - к дыхательной системе.

Носовая полость, ротовая полость, гортань, трахея, кости, легкие, бронхи, мышцы.

Напиши, какой орган лишний и к какой системе органов он относится.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проставь в □ цифры в том порядке, в каком проходит переваривание пищи в организме.

язык;

тонкая кишка;

ротовая полость;

пищевод;

слюнные - железы;

желудок;

глотка;

печень;

толстая кишка

4. Отметь V правильный ответ па вопросы.

Что является главным органом дыхательной системы:

носовая полость;

легкие?

Какую функцию выполняет кровь:

транспортную; "

придает форму сосудам и сердцу?

Из каких органов состоит выделительная система:

почки, кожа;

почки, мочеточники, мочевой пузырь?

5. Заполни таблицу, отвечая на вопросы.

1. Что является главным органом кровеносной системы?

2. Что является самым обширным органом нашего тела?

1 .

6. Дополни предложения. Головной мозг состоит из______________________________________________

_____________ являются опорой тела.

_______________ защищают внутренние органы от по­
вреждений,
_____ _______ позволяют совершать различные движе­
ния. При вдохе легкие забирают из воздуха
_________________, а при выдохе выбирают из орган изма ________________________________________.

7. Отметь У правильное высказывание.

Если в глаз попадет соринка, сильно потри глаз.

В носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется.

У человека две почки.

Наружный слой кожи самый толстый.

Ухо - орган слуха.

От алкоголя укрепляется печень, улучшается её работа.

При оценивании теста положительная отметка ставится при выполнении 65% предложенных заданий.

Отметку «5» ученик может получить только при выполнении теста творческого уровня. (А - базовый уровень, В- творческий