Развитие 7 месячного ребенка что должен. Семь месяцев - библиотека - доктор комаровский

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.


10.07.2019 11:10:00
Как добиться плоского живота?
Этот вопрос задают миллионы женщин по всему миру, ведь плоский живот – это признак молодости, сексуальности и стройности. Сегодня мы расскажем вам, как согнать жир с живота и подтянуть его.

09.07.2019 18:08:00
Что нужно делать, чтобы сжечь жир?
Снижение доли жира в организме или просто желание похудеть – задача непростая, но посильная. Каждый человек может снизить массу тела и стать стройным и подтянутым, если будет следовать принципам, изложенным в нашей статье.

Внимательные родители замечают новые умения у своего ребенка практически ежедневно. К полугоду малыш уже сформировал определенный перечень навыков, но что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Здесь следует затрагивать как физические, так и умственные аспекты.

В возрасте 7 месяцев ребенка может заинтересовать буквально любой предмет или явление

Готов к исследованиям

Действительно, к 7 месяцам ребенок готов к активному изучению окружающих предметов и явлений. Этому в первую очередь способствует овладение навыком ползания. К тому же малыш уже умеет самостоятельно сидеть и стоять, держась за опору. Именно с этого момента начинается быстрое умственное развитие.

Ребенок может самостоятельно добраться до интересующего его предмета, потрогать его и даже разобрать в ущерб его целостности. Способность передвигаться, хоть и не так, как взрослые, дает большой стимул умственному развитию. Ребенок проявляет интерес, злится, когда не может достать нужную вещь, пытается концентрировать внимание, поэтому не всегда откликается на зов матери.

Кроха совершенствует свой навык ползания. Теперь его не так просто догнать, он пытается становиться на коленки, а с поддержкой стремиться делать первые несмелые шаги. Есть дети, которые практически не умеют ползать, зато быстро учатся ходить. Как таковой этап ползания у них отсутствует. И это не аномалия. Такие детки к 10 месяцам уверенно встают на ножки.

К 7 месяцам ребенок пытается брать в руки ложку и кушать самостоятельно. Обычно к этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Родителям не стоит отнимать у малыша столовый прибор. Конечно, полноценно покушать ребенку не удастся, так как кашка, скорее всего, окажется на полу или одежде, но это первые шаги к настоящей детской самостоятельности.

Некоторые родители к этому возрасту сталкиваются с проблемой беспокойного сна. Зачастую это нормально, а причиной является повышенная двигательная активность ребенка во время бодрствования. Некоторые дети даже во сне пытаются ползти. Кстати, ввиду того, что малыш умеет самостоятельно и очень быстро переворачиваться в положении лежа, ночью он способен десяток раз менять свое положение.

Важно помогать ребенку развивать мелкую моторику рук. Для этого в зоне игр следует разбросать предметы – разные по величине и фактуре. Мелкие предметы кроха будет пытаться брать пальчиками, крупные – рукой. Хороши в этом деле мягкие мячики разного диаметра.

С ребенком 7 месяцев нужно общаться и играть при каждой возможности: кроха впитывает знания об окружающем мире с поразительной быстротой

Умственное развитие ребенка в 7 месяцев

Можно сказать, что с полугода начинается процесс приобщения ребенка к взрослой жизни. Ведь он умеет передвигаться, сидеть, крепко держать предметы в руках, осознавая их функцию и предназначение. Кроме того, ребенок уже пытается подражать взрослым, хотя бы по-своему повторять услышанные звуки и увиденные жесты.

Важно не упустить данный момент и научить ребенка некоторым жестам и словам. Например: «ням-ням», «па-па», «дай-дай» и др. Что касается жестов, то это поглаживание животика когда малыш голоден, взмахи рукой при прощании и приветствии и другие.

Чтобы поддерживать интерес в изучении окружающего мира, можно начинать заниматься с ребенком, называть интересующие кроху предметы, показывать, что с ними можно делать. Дети любят складывать и разбирать всевозможные пирамидки, полезными будут мягкие кубики, развивающие коврики.

Родителям нельзя устанавливать ребенку слишком много запретов, иначе он скоро поймет, что достать недозволенный предмет можно тогда, когда взрослых нет рядом. Здесь нужно быть готовыми к тому, что не спрятанный вовремя пульт от телевизора или мобильный телефон могут быть щедро измазаны детскими слюнками.

В этом возрасте и позже ребенок очень эмоционален и сильно боится расставаний с мамой. Поэтому в случае, когда маме предстоит уйти и оставить кроху с другим близким человеком, важно попрощаться с ребенком и объяснить, что мама обязательно скоро вернется. Если этого не сделать, у малыша останется чувство пустоты и беспокойства и ничьи уговоры помочь не смогут. Конечно, все дети разные, но исключать такие ситуации не стоит.

Перед сном ребенка следует отвлечь от активных игр, постепенно подводя его к более расслабляющим процедурам

Режим дня и заперты

Обычно к полугоду мама устанавливает для ребенка определенный режим дня, удобный для нее и комфортный для крохи. Но следует учесть тот факт, что к 7 месяцам ввиду активных передвижений ребенок может спать меньше, а уложить его вечером спать раньше станет намного сложнее. Здесь важны уговоры, плавный переход от активных действий к водным процедурам и отход ко сну.

Как уже отмечалось, много запретов для ребенка – прямой путь к непониманию и стремлению малыша еще настойчивее добиться желаемого. Ребенку нужно объяснять опасность некоторых окружающих предметов и последствия от контакта с ними. Здесь помогут такие слова, как «ну-ну», «вава», «кыс» и прочие. Ребенок сам начнет повторять их, когда ему на глаза будут попадаться недозволенные опасные предметы.

В 7 месяцев большинство малышей уже активно ползают, исследуя окружающее их пространство с завидной энергией и интересом

Конкретика

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Вышеописанные умения и навыки можно объединить в конкретный список.

  1. Ребенок умеет самостоятельно сидеть без поддержки или учится это делать.
  2. Кроха уже может ползать или обучается этому.
  3. Малыш по-своему «говорит», пытается выговаривать согласные звуки и повторять звуки за взрослыми.
  4. Умеет вкладывать мелкие предметы в большие, играет с пирамидкой.
  5. Понимает смысловое значение слов (разумеется, не всех), откликается на свое имя или поворачивает голову в сторону зовущего.
  6. Переворачивается на бочок, животик и обратно.
  7. Стремится кушать самостоятельно, удерживая ложку.
  8. Умеет пить из кружки.
  9. Стремится изучать предметы, пробовать на ощупь и вкус.
  10. Ввиду повышенной эмоциональности боится расставаний с мамой.

Это основные умения, которыми должен обладать или учиться ребенок к 7 месяцам жизни. Если родители наблюдают только задатки этих навыков, беспокоиться нет повода: все слишком индивидуально. Темпы развития детей зависят от многих факторов, главный из которых – поведение и заинтересованность родителей, а также хорошие бытовые условия.

В этом возрасте, как и в любом другом, следует отмечать реакции ребенка на те или иные явления

На что стоит обратить внимание

О некоторых проблемах в развитии могут свидетельствовать следующие факты:

  • ребенок не поворачивает голову, когда его зовут;
  • не умеет переворачиваться на животик и держать голову на весу хотя бы несколько секунд;
  • если взять кроху под мышки и поставить на твердую поверхность, он не перебирает ножками, «танцуя», а просто подгибает их;
  • ребенок не пытается присесть, ухватившись за мамины пальцы.

Таких нюансов достаточно много, и зачастую они связаны с тонусом мышц. Важно говорить о своих подозрениях педиатру, ортопеду, неврологу для более тщательной диагностики. Возможно, понадобятся физиопроцедуры, массаж или консультация других специалистов.

Темпы развития детей во втором полугодии жизни могут сильно отличаться, кто-то в 7 месяцев начинает ползать и его родители не успевают уследить за передвигающимся во всей квартире карапузом, а кто-то еще не совсем уверенно сидит и даже не собирается ходить. Точно сказать, что должен уметь ребенка в 7 месяцев уже не так просто, каждый малыш развивается по своему собственному «сценарию» и родители должны учиться различать особенности темпов развития их ребенка и возрастную патологию.

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев

Во втором полугодии жизни ребенок уже не так много прибавляет в весе, ежемесячная прибавка теперь составляет около 400-500 гр, а рост увеличивается всего на 1-1,5 см .

В этом возрасте ребенку не хватает одного материнского молока или детского питания, его рацион постепенно становится все разнообразнее, а прибавка в весе часто зависит от вида вскармливания – дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, могут прибавлять не так активно, как их сверстники, питающиеся высококалорийными кашами.

В 7 месяцев большинство детей не только уверенно держат спинку и самостоятельно сидят, но и начинают осваивать элементы ползанья , теперь малыш не лежит пассивно в кроватке или манеже, ожидая, когда к нему подойдет кто-то из взрослых.

Семимесячный карапуз умеет подтягиваться и садиться, держась за прутья кроватки или чьи-то пальцы, он спокойно переворачивается со спины на живот, может немного проползти, отталкиваясь от опоры, и даже начинает вставать в кроватке, придерживаясь за ее стенки.

В этом возрасте у детей особенно активно идет освоение окружающего мира, ребенку интересно все, попадающее в его поле зрения, он стремится все потрогать, попробовать на «зуб» или изучить свойства предметов, например, бросая их на пол и внимательно наблюдая за реакцией взрослых и самим падением.

В семь месяцев очень важно поощрять двигательную и познавательную активность малыша, чем больше он увидит и узнает о свойствах предметов, тем больше информации получит его головной мозг и тем быстрее будет его развитие. Необходимо ежедневно выкладывать ребенка на пол или другую твердую поверхность и ничем не мешать его попыткам ползти, переворачиваться с боку на бок или садиться самостоятельно. Также нужно больше времени носить карапуза на руках, помогая ему доставать или трогать различные предметы интерьера, одновременно называя ему их или рассказывая об их свойствах.

По мнению отечественных педиатров, к 7 месяцам ребенок должен уметь хорошо переворачиваться, садиться, перекладывать предметы из одной руки в другую, а также пить из чашки и брать пищу из ложки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В семь месяцев малыш начинает осознавать и отстаивать свое «я», он радуется, услышав собственное имя, активно пытается привлечь к себе внимание окружающих и изо всех сил препятствует даже кратковременному расставанию с мамой. Многие мамочки в этом возрасте сталкиваются с неожиданной проблемой – осознав свою связь и зависимость от мамы или другого члена семьи, большую часть времени проводящего с ребенком, малыш категорически отказывается оставаться в одиночестве, начиная плакать и кричать , как только взрослый пропадает из их поля зрения. Психологи советуют не пытаться отучить ребенка от его «каприза», а, наоборот, помочь ему преодолеть страх одиночества, стараясь не расставаться с малышом. Справиться с этой проблемой помогут переносные манежики, кресла-качалки, ходунки или просто одеяло, расстеленное на полу в той комнате, где сейчас находится мама.

В 7 месяцев дети охотно повторяют все движения за взрослыми – они пытаются собирать пирамидку, вкладывать маленькие пасочки в большие, нанизывать кольца на веревку и любят играть в простые пальчиковые игры, такие как «ладушки», «коза» и так далее. В этом возрасте ребенок не только отличает маму и других близких родственников по внешнему виду и голосу, но и учится различать их и свое изображение в зеркале или на фотографиях. Также дети в 7 месяцев любят разглядывать яркие красочные картинки в детских книжках, причем узнают знакомые им предметы, животных или игрушки.

В возрасте 7-ми месяцев ребенка нужно начинать обучать определенным правилам поведения, он уже должен осознавать смысл слова «нельзя» и «подожди».

Очень важно, чтобы такое обучение проводилось постоянно, последовательно и поддерживалось всеми членами семьи, это поможет легко и безболезненно для ребенка и окружающих установить определенные границы поведения, которые малыш будет сам соблюдать в дальнейшем.

Нормально развивающийся ребенок в 7 месяцев:

  • весит примерно 6-7 кг, а его рост составляет около 65-75 см;
  • умеет переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно садится и может сидеть некоторое время без поддержки;
  • пытается ползать или садиться самостоятельно;
  • может пить из стакана и брать еду с ложки;
  • стоит возле опоры;
  • активно манипулирует игрушками, пытается собирать пирамидки, играет с матрешками и другими подобными предметами;
  • пытается привлечь внимание окружающих, издавая разнообразные звука, произносит слоги и буквы;
  • повторяет движения и звуки за взрослыми, любит играть в пальчиковые игры и слушать стишки и потешки;
  • знает, как его зовут, названия предметов и обозначения определенных действий: радуется, когда слышит «сейчас пойдем гулять или купаться», плачет, когда нужно идти спать или когда с ним прощаются;
  • находит взглядом предмет, который хорошо знает и который называет взрослый, может показать его пальцем или еще каким-нибудь образом привлекает к нему внимание.

По мнению многих авторитетных педиатров, родителям малыша не стоит пытаться оценивать его развитие по определенным шаблонам, особенно это касается детей после 6-ти месяцев. Во втором полугодие жизни темпы развития ребенка – сугубо индивидуальны, поэтому не стоит беспокоиться, если кроха еще не сидит или не хочет играть с пирамидкой, но при этом нельзя пропустить появление симптомов отставания в развитии ребенка. В 7 месяцев это может быть: отсутствие реакции на обращенную речь родителей к малышу, отсутствие интереса к ярким игрушкам, окружающим ребенка предметам и так далее. Также стоит насторожиться и проконсультироваться с врачом, если ребенок не делает попыток переворачиваться, самостоятельно садится или не может взять игрушку в руки и манипулировать ее.

Новорождённый ребёнок растёт и меняется не по дням, а по часам. К седьмому месяцу жизни младенец уже не является тем комочком счастья, который бережно принесли из роддома домой. Это уже подросший и гораздо более активный малыш. Ребёнок в 7 месяцев проявляет гораздо больше эмоций, активнее двигается и общается. Питание и сон младенца в 7-месячном возрасте также сильно отличается от того, что было в первые месяцы жизни.

Отличия физического развития

Нормальное физическое развитие ребёнка в 7 месяцев сопровождается увеличением веса малыша в среднем на 600 грамм и к восьмому месяцу она уже составляет в среднем от 7.5 до 8.5 кг. Меняется и рост ребёночка увеличивается примерно на 2 см .

На что способен ребёнок в 7 месяцев

На появление первых зубиков все малыши реагируют по-разному. У одних малышей этот процесс проходит безболезненно и незаметно, а у других могут наблюдаться следующие предшествующие признаки:

  • Активное выделение слюны;
  • Лёгкое опухание и покраснение дёсен;
  • Желание ребёночка грызть окружающие его предметы;
  • Небольшое повышение температуры до 37 градусов;
  • Младенец трёт щёчки о подушку.

Должное психическое развитие ребёнка в 7 месяцев

К седьмому месяцу жизни психическое состояние младенцев так же как и физическое продолжает активно развиваться, вследствие чего в поведении крохи наблюдаются следующие изменения:

На сегодняшний день существует масса способов и тестов, которые помогают понять, насколько развитие ребёнка соответствует его возрасту. Вы можете быть уверены в том , что ваш малыш по уровню своего развития полностью соответствует седьмому месяцу жизни если:

В свою очередь, вас должно насторожить если:

  • Ребёночек не проявляет активности и не пытается сесть;
  • Не стучит игрушками по столу;
  • Практически не проявляет эмоций, не пытается привлечь внимание, не реагирует на окружающие звуки;
  • Самостоятельно не может поднести ко рту предметы;
  • В семь месяцев ребёночек не может выдержать свой вес, находясь в вертикальном положении;
  • Младенец молчит и не реагирует на перемещающиеся перед глазами предметы.

Особенности кормления младенца в семимесячном возрасте

Ребёнок в 7 месяцев, развитие и питание которого сильно отличается от недавнего, позволяет маме переводить кроху с грудного вскармливания на каши и овощные пюре. Если малыш нормально воспринял овощное пюре , то смело можно добавлять и его фруктовые аналоги. Главное, вначале кормления кашами и пюре последующие два месяца лучше всего кормить малыша однокомпонентными продуктами. Если у ребёночка режутся зубки, можно давать ему специальные быстро растворяющиеся печеньки.

Если переход на продукты был осуществлён ранее, с 4-5 месяцев, то в семь месяцев своей любимой крохе в рацион можно по чуть-чуть давать диетическое мясо курицы, кролика, индейки предварительно перемолов его на блендере до состояния кашицы.

Режим сна

Ночью сон ребёночка должен быть глубоким и спокойным, а по продолжительности составлять 10-11 часов. Дневной сон также должен присутствовать по 2 часа, 2–3 раза в день . Крайне полезен для деток сон на свежем воздухе. Если придерживаться установленного распорядка сна постоянно, то малыш начнёт засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время.

Игры и занятия с малышом должны быть максимально направлены на улучшение его физической активности и развитие речи. Для того чтобы ребёнок рос активным и здоровым, вам необходимо:

Заключение

Вышеописанная информация даёт чёткое представление о том, что ребёнок должен уметь в 7 месяцев. Советы как развивать ребёнка в 7 месяцев физически , советы по наблюдению за правильным развитием крохи позволят понимать, насколько полноценно развивается младенец и в случае необходимости выявить возможные проблемы со здоровьем на ранних стадиях развития.

Главное, чтобы родители семимесячных малышей не застревали в предыдущих месяцах развития своих деток и не боялись и развивать занимаясь с ними новыми упражнениями для психического и физического развития. Когда ребёнку 7 месяцев развитие, стремление к общению и познанию мира становятся явными. Задача родителей в этом случае сделать всё, чтобы малыш рос полноценным и счастливым.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.