Россия без детских домов: В стране стартовала реорганизация социальных учреждений. Что такое детский дом

/по материалам статьи Людмилы Петрановской - психолога, автора книги "К нам пришел приёмный ребенок"/

Есть такие обывательские представления, что детям в детском учреждении одиноко, грустно и не хватает общения. И вот стоит нам начать ходить туда, мы устроим детям общение, и их жизнь станет более радостной. Когда же люди действительно начинают посещать детский дом, они видят, что проблемы у детей гораздо более глубокие и порой даже пугающие. Кто-то перестает ходить, кто-то продолжает, пытаясь изменить ситуацию, кто-то понимает, что для него единственно возможный выход – хотя бы одного ребенка забрать из этой системы.

В регионах еще можно встретить детские дома, где дети не ухожены, не лечены и так далее. В Москве подобного учреждения не найдешь. Но если мы посмотрим на детей из детских домов, благополучных в материальном плане, то увидим, что они отличаются от «домашних» по восприятию, по реакции на ситуации и так далее.

Понятно, что и детские учреждения могут быть разными: детский дом на 30 детей, откуда дети ходят в обычную школу, отличается от «монстров» на 300 человек.

У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, непростой собственный опыт. И вот с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а наоборот, стрессовые условия. Некоторые из этих стрессовых условий:

1. «Диктат безопасности»

За последнее время многое изменилось, детские дома стали более оборудованными, но вместе с тем идет наступление «занормированности», диктат безопасности, «власть санэпидемстанции». «Вредными» объявляются мягкие игрушки, цветы на окнах и так далее. Но все-таки жить по-человечески хочется, и вот у ребенка появляется плюшевый мишка, с которым он спит, окна начинают украшать цветы. Перед проверками все эти запретные вещи прячутся в некоторых детских домах.

Очень сильно сократились у детей возможности заниматься чем-либо хозяйственно-полезным (опять же под лозунгом безопасности). Уже почти нет в детских домах мастерских, приусадебных участков, детям не разрешается участвовать в приготовлении пищи и так далее. То есть намечается тенденция «обматывания детей ватой» со всех сторон. Понятно, что в «большую жизнь» они выйдут полностью к этой жизни не готовые.

2. «Режимная жизнь»

Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации. Вот если нас, взрослых, отправить в санаторий советского типа, где в палате – 6 человек, где в 7 часов утра – обязательный подъем, в 7.30 – зарядка, в 8 часов – обязательный завтрак и сказать, что это не на 21 день, а навсегда – мы же с ума сойдем. Из любых, даже самых хороших условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим.

А дети в таких стрессово–режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли? Все равно следует пойти на общее развлекательное мероприятие. Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще всего не пускают.

Он не может «пожевать» что-то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Отсюда – «психологический голод» - когда дети даже из самых благополучный детских домов со сбалансированным пятиразовым питанием, попадая в семью, начинают беспрерывно и жадно есть.

Кстати, в некоторых учреждениях пытаются решить это вопрос так: сушат сухарики и позволяют детям их брать с собой из столовой. Мелочь? Но ребенку важно поесть в тот момент, когда он захочет…

3. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке. Он чувствует, что находится в резервации, «за забором».

4. Отсутствие личного пространства и нарушение личных границ.

Отсутствие дверей в туалетах, в душевых. Менять белье, совершать гигиенически процедуры даже подросткам приходится в присутствии других. Это стресс. Но жить, постоянно ощущая его, невозможно. И ребенок начинает отключать чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.

Даже если в детском доме спальни на несколько человек, никому не придет в голову, что надо войти, постучавшись.

Понятие о личных границах у ребенка могут появиться, только если он видит, как эти границы соблюдаются. В семье это происходит постепенно.

Сейчас сиротам в обществе уделяют много внимания. Но чаще помощь, которую люди стремятся оказать детским домам, пользы не приносит, а наоборот – нередко развращает. Внешне получается – лоск в детских домах, а внутри – все то же отсутствие личного пространства.

Нет смысла покупать в учреждение ковры и телевизоры, пока там нет туалетов с кабинками.

5. Изоляция детей от социума

Когда говорят, что детей из детских домов нужно вводить в социум, речь чаще идет об одностороннем порядке: сделать так, чтобы дети ходили в обычную школу, в обычные кружки и так далее. Но не только детям нужно выходить, важно, чтоб и социум приходил к ним. Чтобы они могли пригласить в гости одноклассников, чтобы в кружки, которые есть в детском доме могли приходить «домашние» дети из соседних домов, чтобы жители этих домов приглашались на концерты, которые проходят в детском доме.

Да, все это требует от сотрудников лишней ответственности. Но здесь важно расставить приоритеты: ради кого вы работаете – ради детей или начальства?

6. Неумение общаться с деньгами

Многие дети в детских домах до 15 - 16 лет не держали в руках денег и потому не умеют ими распоряжаться. Они не понимают, как устроен бюджет детского дома, с ними не принято это обсуждать. А ведь в семье со старшими детьми подобные вопросы обязательно обсуждаются.

7. Отсутствие свободы выбора и понятия ответственности

В семье ребенок всему этому учится постепенно. Сначала ему предлагают на выбор молоко или чай, потом спрашивают, какую выбрать в футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся футболку. В 16 лет он уже спокойно один ездит по городу, а иногда и дальше.

Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в три года, и в 16 лет: система отвечает за него. И в 3 года, и в 16 лет он одинаково должен ложиться спать в 21.00, не может пойти купить себе одежду и так далее.

Всем, кто работает с детьми в детских домах важно понять, что они имеют в виду: дети – это люди, которые потом вырастут и начнут жить жизнью нормальных взрослых; или дети – просто сфера ответственности до 18 лет, а что будет потом – уже не важно?

Странно ожидать, что у людей, у которых до 18 лет было 100% гарантий и 0% процентов свободы, вдруг в 18 лет вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узнают, что значит отвечать за себя и за других, как распоряжаться собой, как делать выбор… Не готовя ребенка к жизни и ответственности, мы обрекаем его на гибель. Или намекаем, что во взрослом мире для него есть только одно место – «зона», где нет свободы, и нет ответственности.

8. Неверные представления о внешнем мире

Не вводим ли мы сами детей в заблуждение, делая так, что каждый выход в мир для них – праздник? Когда все носятся с ними, заняты ими. А еще по телевизору показываю этот мир, где как будто у каждого встречного – сумки дорогих марок, дорогие авто и мало забот…

Однажды психологи провели эксперимент и предложили детям из детских домов нарисовать свое будущее. Почти все нарисовали большой дом, в котором они будут жить, множество слуг, которые за ними ухаживают. А сами дети – ничего не делают, а только путешествуют.

Психологи сначала удивились, а потом поняли, что ведь дети так и живут: в большом доме, за ними ухаживает много людей, а сами они не заботятся о других, не знают, откуда берутся средства к существованию и так далее.

Поэтому, если вы берете ребенка домой на «гостевой режим», важно стараться вовлекать его в вашу повседневную жизнь, рассказывать о ней. Полезнее не в кафе ребенка сводить или в цирк, а к себе на работу. Можно обсуждать при нем семейные заботы: кредит, то, что соседи залили и так далее. Чтобы жизнь внешняя не представлялась ему сплошным цирком и Макдоналдсом.

Людмила Петрановская также отмечает, что волонтерам важно изменить тактику в отношениях с руководством детских домов и из таких просителей: «А можно мы поможем детям?» - стать партнерами, общаться на равных. Нужно говорить с ними не только о детях, но и о них самих, о возможных вариантах развития. И умные руководители будут прислушиваться, ведь им важно сохранить учреждение (рабочие места) на фоне того, что детские дома в том виде, в котором они существуют сейчас, обречены – может быть через 10 лет, может быть – через пятнадцать… Но сохранить можно, только реорганизовав, не пытаясь цепляться за старое.

Уже осенью этого года в России такое понятие, как «детский дом» исчезнет. В сентябре в стране запускается программа реорганизации подобных учреждений. Они станут социальными организациями и обратят внимание на профилактику сиротства, а также семейного неблагополучия.Сказка, а не реформа. Однако из-за бюджетного дефицита все задуманное может так и остаться лишь на бумаге.

Детдом нового типа

С вступлением в силу закона о реорганизации планируется не просто сократить количество детских домов, но и поменять саму их концепцию. Детский дом нового типа будет выглядеть, как обычный жилой дом, где в каждой квартире живут семьи из воспитателя и прикрепленных к нему воспитанников. Ранее такая система действовала только в некоторых частных детских домах. Рабочий вариант названия детского дома - Центр помощи.

«Мы сейчас имеем детский дом как образовательную организацию. Изменения предполагают, что теперь мы получим социальное учреждение, которое занимается всем спектром работы с категорией детей-сирот и тех, кто остался без попечения. Не только их содержанием, но и всеми остальными проблемами: помощь кровным семьям, их сопровождение. Например, есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?», - говорит министр образования Карелии Александр Морозов.

В учреждениях дети будут проходить реабилитацию. Проживание там временное - пока ребенок не найдет себе семью. Кроме того, разрешено бесплатное проживание в детских учреждениях воспитанников до 23 лет.

Регионы в дефиците

В настоящее время в России более 80 тысяч детей находятся в детских домах. Для реорганизации детских домов свои усилия объединили Минздрав, Минобрнауки и Министерство труда и социальной защиты, что в принципе бывает не часто. Главная цель детских учреждений - возвращение в родную семью или поиск приемных родителей и опекунов. Хороший опыт переходу детских домов к новому типу есть, однако, по мнению экспертов, процесс вряд ли пройдет гладко.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, постановление правительства разрабатывалось в благополучный период. Сейчас, в условиях бюджетного дефицита, регионам трудно найти средства для переоборудования детских домов и обучения персонала.

Есть и противодействие: содержание ребенка в детдоме для государства в разы дороже, чем в приемной или профессиональной семье, - немало руководителей учреждений привыкли рассматривать воспитанников как ресурс.

«Процесс постепенного закрытия советских детских домов шел сам по себе из-за демографических причин, однако резко ускорился в последние два-три года. Заявленный государством приоритет семейных форм устройства сирот сначала совпал с трендом оптимизации бюджетных учреждений. Повлиял ли на это «закон Димы Яковлева» (внутри страны надо было показать хорошую статистику) или общая задача реструктуризации образования и здравоохранения, но для чиновников на местах сокращение числа детдомов стало плюсом в отчетности. В последний год, очевидно, свою роль играет и кризисная экономия», - сказала в интервью Ведомостям Елена Альшанская.

По мнению специалистов, главная проблема в том, что один неверный стимул для чиновника - коррупция - сменяется другими неверными стимулами - экономией и отчетностью. Органы опеки порой раздают детей в семьи почти не глядя, а неподготовленные родители затем возвращают их обратно.

Однако однозначные выводы делать пока рано. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Соответственно, у регионов еще есть переходный период до января 2016-го.

Марина Староверкина

ДЕТСКИЕ ДОМА, в России учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. Создавались со 2-й половины 1918 года вместо воспитательных домов и детских приютов. Основные задачи детского дома - психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В отличие от других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.

Одним из первых детских домов был открывшийся в 1918 Коллектор (Москва), преобразованный в 1919 в Детский городок имени III Интернационала; включал в себя несколько детских домов различных типов и школу. В 1917 - 1-й половине 1918 детские дома находились в ведении Наркомата социального обеспечения, затем Наркомпроса. К началу 1930-х годов в СССР существовали следующие типы детских домов: дошкольные (для детей 3-7 лет), работавшие по принципу детского сада «полного дня»; школьные (для детей 8-15 лет); смешанные (для детей 3-15 лет); пионер-дома - в них принимались только пионеры 12 лет из других детских домов; детские городки для детей 3-15 лет и старше. Функционировали также кооперативные детские дома для детей работающих родителей, которые создавались на средства профессиональных и общественных организаций; большого распространения не получили. После 1945 в стране действовали 4065 детских дома. Кроме учреждений традиционных типов создавались специальные детские дома для детей, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. С 1946 детские дома находились в ведении Министерства просвещения РСФСР, с 1992 - Минобразования России.

В 1960-80-е годы в системе детских домов сложилась тяжёлая ситуация, связанная с их недостаточной материально-технической обеспеченностью и формализмом в организации жизнедеятельности детей. Работа детских домов, как правило, была рутинной и малосодержательной, за исключением отдельных детдомов (Боринского детского дома Липецкой области, Яснополянского детского дома Тульской области, ряда детских домов Московской области). Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержавшихся в детских домах, лишь 4-7% составляли дети-сироты. Свыше 70% детей имели родителей, лишённых родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения.

Деятельность детских домов начала перестраиваться после принятия в 1987 постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и создания Советского детского фонда имени В. И. Ленина (1987; с 1992 - Российский детский фонд). В 1990-е годы функционировали дошкольные, школьные, смешанные детские дома, детские городки (первые - в Свердловской области), семейные детские городки (первые - в Омске и Ульяновске); семейные детские дома, дома детства (город Новокузнецк Кемеровской области), детские деревни - SOS (Мурманская, Московская, Орловская, Ленинградская области), начали возрождаться приходские детские дома, создаваемые религиозными организациями (христианский сиротский дом в Санкт-Петербурге, детская христианская община в Читинской области и др.).

Система детских домов (начало 21 века) включает: дошкольные, смешанные, санаторного типа (для детей 3-18 лет, нуждающихся в длительном лечении), детские дома-школы (создаются с 1998), специальные (коррекционные) детские дома для детей с нарушениями в психофизическом развитии. В 2006 в Российской Федерации функционировали 2 160 детских дома (200 тысяч воспитанников). Детские дома находятся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (их два - Ивановская школа-интернат для детей-сирот имени Е. Д. Стасовой и Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот в городе Евпатория, Крым) и органов управления образования субъектов Российской Федерации (например, московскими детскими домами ведает Московский департамент образования). Детские дома (интернаты) для детей с умственными или физическими нарушениями находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.

За рубежом первые попытки организации государственной заботы о покинутых детях принадлежат римскому законоведу Юлию Павлу, советнику императора Септимия Севера (конец 2 - начало 3 века). Первые детские дома для подкидышей (брефотрофии) были созданы в Кесарии епископом Василием Великим (начало 4 века). В Европе первый детский дом был открыт в 787 при Миланском соборе в Италии. В начале 14 века в Европе насчитывалось около 30 детских домов; большинство находились в ведении братства ордена Святого Духа.

Во Франции первый государственный детский дом был открыт в 1640 году в Париже священником Венсаном де Полем; в Великобритании - в 1739 в Лондоне на средства купца Т. Корама; наибольшую известность получил открытый доктором Т. Д. Бернардо комплекс детских домов Степни-Хаус (1867, район Лондона). В Германии известны детские дома «для нравственно заброшенных детей» «Ам-Урбан» (основан в 1824 в Целендорфе) и комплекс детских учреждений - от ясель до общежития для подростков - «Руммельсбург» (1884, предместье Берлина). В Скандинавских странах детские дома были небольшими; дети жили в них непродолжительное время до передачи на воспитание в семьи. Своеобразным детским домом в Восточной Европе был «Бакуле-устав» (2-я четверть 19 века, Прага), принимавший как здоровых детей, так и детей с физическими недостатками. Первый детский дом в США открыт в 1729 (город Новый Орлеан, штат Луизиана), крупнейшим детским учреждением был приют «Нью-Йоркское детское убежище» (1865, Нью-Йорк).

В Великобритании, США, ФРГ помещение ребёнка в детский дом рассматривается как крайняя мера. Детские дома в этих странах с начала их организации работают по системе «замещающей семейной заботы».

Лит.: Штейнгауз М. Детский дом в Праге (Чехословакия) // Детский дом. 1929. №6. С.53-57; Горшкова Е. А. Опыт работы зарубежных детских домов: история и современность. М., 1990; Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993; Детский дом на рубеже веков. М., 2001.

В. В. Беляков, Е. А. Горшкова.

Человек - существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, - это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Как и интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

Каждый год тысячи детей становятся сиротами. Единственное, что может сделать государство – брать их под свою опеку. Статистика детских домов показывает, что количество ребят в таких учреждениях уменьшается. Однако общественные деятели утверждают, что на практике все выглядит иначе.

Как дети попадают в детский дом

Детский дом – это воспитательное учреждение, созданное для , которые лишились родителей или остались без их опеки. Каждый ребенок нуждается в помощи, поэтому государство создает подобные центры. Деятельность детских домов направлена на воспитание сирот до их совершеннолетия. Дети становятся сиротами, если:

  • умерли родители;
  • в семье небезопасно (тогда их забирают органы опеки);
  • родители сами отказались от них.

Только 0,5% детей в детских домах по статистике круглые сироты. Почти 17% оказались в таких организациях из-за лишения родительских прав их родителей. Какая общая статистика детских домов в России? 84% воспитанников становятся сиротами при живых родителях. Подавляющее большинство по разным причинам отказалось от собственных малышей.


Для сравнения в Казахстане этот показатель составляет 80%. При этом здесь ежегодно уменьшается количество воспитанников на 10–12%. Подобные заведения вряд ли заменят семью. Однако если родители не могут обеспечить их едой или минимально необходимыми жизненными благами, то органы опеки вынуждены будут отправлять детей в приют. Статистика дома ребенка показывает, что далеко не все исправляются и забирают детей обратно.

Государства помогает решать социальные проблемы. Однако наличие еды и теплой одежды недостаточно для формирования личности, которая должна войти во взрослую жизнь. Родительскую заботу можно получить только в семье. Только 10% из воспитанников детских домов более или менее устраивают свою жизнь. Судьба остальных шокирует. По официальным данным генеральной прокуратуры жизнь 90% складывается так:

  • 10% – заканчивают ;
  • 40% – оказываются втянутыми в ;
  • 40% – становятся и .

Виды государственных учреждений


Наряду с детскими домами существуют специальные учреждения, где находятся дети, у которых проблемы со здоровьем. Виды детских домов:

Сегодня в стране 576 тыс. детей с ограниченными возможностями. Сколько детей в детских домах? Почти 29 тыс. малышей находятся под опекой государства. В 2013 году сняли документальный фильм про детский дом – «Мама, я убью тебя». Кинолента показывает всю правду о судьбе этих детей.

В Москве 2015 году открылся негосударственный детский дом для детей (Домик). Его особенность в том, что здесь ребята посещают разные развивающие центры. Это первый частный детский дом в России. Здесь активно ищут семью для каждого ребенка. Сразу после открытия Домик принял 22 ребенка-инвалида из государственного детского дома для умственно отсталых детей. По достижении 18-летнего возврата детей переводят в психоневрологические интернаты. Телефон детского дома и другую полезную информацию можно найти на сайте – https://miloserdie.help/.

Жизнь в детском доме

Как показывает статистика детских домов, ребенок меняет несколько учреждений во время государственной опеки. Малыши сначала находятся в Доме ребенка. С 7 лет детей из детского дома переводят в интернат, который имеет собственную школу. Там они начинают учиться. Часто в детском доме интернате младшая школа со своим составом находится в одном корпусе, а старшеклассники в другом.

Психологи утверждают, что дети привыкают к круглосуточной заботе со стороны государства. Опасность кроется в том, что им не дают возможность помогать взрослым. Статистика выпускников детских домов показывает, что такой подход делает их не способными принимать самостоятельные решения.

Как живут в детском доме дети, оставшиеся без заботы родителей? В государственных учреждениях установлен следующий порядок:

Воспитанники находятся в таком режиме постоянно. Понятно, что отменить дисциплину нельзя, поскольку только так можно контролировать такое количество детей. Однако в структуру детского дома нужно внести некоторые изменения․

Например, предоставить возможность решать бытовые проблемы, с которым они столкнуться, когда будут жить самостоятельно. Ведь никто из них толком не знает стоимость денег, как их нужно тратить. Дети никогда не ходили в магазин за продуктами. То, что делают в детском доме и чему их учат, часто оторвано от реальности. Как следствие выпускники не приспособлены к самостоятельной .

Раньше использовали методику известного педагога Макаренко. Акцент делался на трудовом воспитании. Методика показывала хорошие результаты. Однако позже ее признали несоответствующей закону. Поскольку было запрещено использовать труд ребенка. Следовательно, в детских домах СССР перестали использовать трудовое воспитание.

Права детей и требования к детским домам

У каждого воспитанника есть свои права и обязанности. По достижении 14-летнего возраста дети обязательно получают паспорта. За этим следит администрации государственного учреждения. Права детей в детском доме:

  • бесплатное прохождение подготовительных курсов для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • бесплатное получение второго начального профессионального образования;
  • бесплатное медицинское обслуживание ;
  • при отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на его получение в соответствии с нормами ЖК РФ;
  • общаться с родителями и другими родственниками.

Закон также предъявляет ряд требований к детским домам. Сюда относится:

  • личная гигиена;
  • требования к участку, зданию;
  • отопление и вентиляция;
  • нормы ;
  • физическое воспитание;
  • журнал здоровья;
  • санитарно-дезинфекционный режим.

Основные недостатки детских домов? Около 10% учреждений не имеют элементарных условий, а 48% нуждаются в ремонте. Соблюдение персоналом правил также находится на низком уровне. В 2016 году произошел в детском доме Алматы. Тогда эвакуировали 161 ребенка и 12 человек персонала.

Сколько детей-сирот в России

За последние годы число сирот в детских домах России по статистике сократилось примерно в два раза. В других странах мира наблюдается аналогичная ситуация. В детских домах Беларуси за 10 лет количество воспитанников уменьшилось в 2,5 раза. Основная причина – увеличение количества приемных . Тогда как уменьшение количества сирот в детских домах Башкортостана происходит из-за того, что в республике сократилось число , от которых отказываются родители.

Какая статистика детских домов России в 2016 году? В государственных учреждениях находится около 70 тыс. воспитанников. Сегодня почти на 34% снизилось количество случаев лишения родительских прав.

Статистика детских домов показывает, что число только за год сократилось на 2,3%. Также уменьшилось количество родителей отказавшихся от своих малышей с 7 до 4 тыс. в год. Следовательно, произошло снижение численности воспитанников в детских домах интернатах.

Еще один способ спасти чью-то судьбу – это усыновление. Как показывает статистика детских домов, каждый год усыновляют около 30 тыс. малышей. Однако за последние десять лет почти в 2 раза уменьшилось количество российских семей усыновителей. Иностранцы стали в 5 раз чаще брать в семью детей из России (около 7 тыс. в год).

Количество государственных учреждений

Статистика детских домов в России в 2016 году насчитывала 130 сиротских учреждений и более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот. Адреса детских домов можно найти в интернете. Также существует единая база по регионам. В справочнике «Детские учреждения» можно найти адреса и телефоны детских домов России.