Рождество Христово: смысл, история и традиции праздника. Рождество: смысл праздника и традиции

История, традиции и смысл великого праздника

7 января православный мир празднует Рождество Христово — великий двунадесятый праздник, положивший начало новой эре в истории человечества. Что лежит в основе евангельской истории о рождении Спасителя, как вычисляли дату Рождества и почему о нем «забыли» в первый век христианства — разбиралась «Русская планета».

История

Евангелисты Лука и Матфей пишут о Рождестве Христовом так: в те дни во всей своей империи, к которой относилась и Палестина, император Август повелел сделать перепись. Записаться нужно было в том городе, откуда ты родом — и тогда Иосиф с Марией, которая уже была беременна в тот момент, пошли из Назарета в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был из дома и рода Давидова). Когда же они были там, наступило время Марии родить. Она родила Сына, и Иосиф нарек ему имя Иисус, как заповедал сделать ему ранее ангел. Младенца спеленали и положили в кормушку для скота, ясли — потому что им не было места в гостинице. По преданию, Мария с Иосифом были вынуждены остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот.

Ночью весть о рождении Спасителя донеслась до пастухов. Им явился ангел и сказал: «Не бойтесь: возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Вслед ангелу явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога — и когда отошло оно обратно на небо, пастухи решили идти в Вифлеем. Там они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, и рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им.

Евангелист Матфей приводит также историю с поклонением волхвов с востока. О рождестве Спасителя им сообщила звезда на востоке: придя в Вифлеем, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары — золото, ладан и смирну (золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как знак предстоящей смерти, потому что было принято смазывать умерших маслом на смирне).

Тогда же о рождении мессии узнал Ирод, царь иудейский. Желая его уничтожить, царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Иосиф получил во сне предупреждение об опасности, и Святое семейство успело бежать в Египет, где и пребывало до смерти Ирода.

Установление праздника

Первые упоминания о Рождестве датируются началом III века. К тому времени уже сложилась традиция важнейших христианских праздников, среди которых были Воскресение Христа, Вознесение на небо, Крещение и Пятидесятница. То, что Рождества не оказалось в этой ранней традиции, связывают с иудейским мировоззрением, согласно которому рождение человека означало начало болей и скорбей.

Но, даже появившись в церковном календаре в III веке, Рождество не было тем праздником, которым является сегодня. Изначально христиане имели единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и крещение Спасителя. И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням (при этом праздник Крещения до сих пор называют еще Богоявлением).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит торжественное богослужение по случаю праздника Рождества Христова. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Существуют несколько версий того, почему Рождеству «выделили» в церковном календаре день 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Богословы часто исчисляли эту дату, исходя из евангельских сведений о благовещении Марии о рождении Спасителя. Согласно Библии ангел благовествовал ей спустя шесть месяцев после зачатия Иоанна Предтечи (его празднуют в конце сентября по старому стилю). К дате зачатия прибавляли шесть месяцев и получали дату Благовещения, затем к ней прибавляли еще девять месяцев и таким образом установили день Рождества.

Впрочем, существовала и «политическая» версия рождественской даты. Римский «Хронограф» 354 года отмечает 25 декабря как день языческого праздника «рождения нового Солнца» — кроме того, в конце декабря римляне праздновали сатурналии. Установление праздника Рождества Христова в эти дни было нужно еще и для того, чтобы перебить устоявшиеся языческие традиции и укоренить христианский образ мышления, полагают некоторые историки.

Традиции Рождества

На Руси начали праздновать Рождество, вероятнее всего, сразу после утверждения христианства князем Владимиром. В конце XVII века в России зародилась проникшая из Польши традиция вертепного театра — когда в особом ящике-вертепе, который олицетворял пещеру, где родился Христос, разыгрывали евангельские сценки. К слову, упоминаний о самой пещере нет в канонических текстах Евангелия (в Писании упомянуты только ясли, куда положили младенца Христа). Пещера стала частью предания, придя к нам из апокрифа «Протоевангелие Иакова» и сочинений мученика II века Иустина Философа.

Смысл Рождества

Святитель Иоанн Златоуст называл Рождество началом всей христианской веры. По его словам, из этого праздника исходят и имеют свое основание все последующие евангельские события, начиная с Богоявления и заканчивая Воскресением Христа, Его Вознесением и Пятидесятницей. Не случайно Рождество разделило историю человечества на две эры — до и после него.

«Бог явился перед нами… чтобы ни один человек не смог сказать, будто Бог так велик и далек, что к Нему приступа нет, ― писал в XX веке в слове на Рождество митрополит Антоний Сурожский. ― Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей… Он сроднился с нами — через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка — включая тех, которые в себя потеряли всякую веру — знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства».

Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Святой Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.

В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.

Рождество Христово: вифлеемская пещера

Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».

Евангелист Лука свидетельствует: «И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7) .

Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, разбросанных для корма и подстилки скоту, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не то чтобы какого-то земного величия, но даже минимального удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. Такое несвоевременное для Святого семейства путешествие через всю Палестину объясняется тем, что римляне записывались по месту своего проживания, иудеи же – по месту происхождения. Иосиф и Мария, как известно, являлись потомками царя Давида, родом из Вифлеема, расположенного в семи километрах к юго-западу от Иерусалима. Известно, что представители этой династии были лишены трона еще в VI в. до н.э. и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения.

В прибавление к кратким евангельским свидетельствам о Рождестве Христовом, ряд подробностей появления на свет Спасителя содержатся в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим апокрифам, Мария почувствовала наступление родов и Иосиф пошел искать повитуху. Возвратившись к ней, он увидел, что роды уже произошли, а в пещере засиял свет такой силы, что они не в состоянии были его вынести и лишь спустя некоторое время свет исчез и явился Младенец.

По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привел повитуху – Саломею. При этом Саломея упоминается в апокрифах, как засвидетельствовавшая чудо сохранения девственности Богородицы. Ее образ также вошел в иконографию Рождества Христова.

Поклонение пастухов и волхвов

Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.

Чудесною звездою было возвещено о Рождестве Христовом волхвам, «звездословцам» — по сути, в их лице весь прежний языческий мир преклонил колени перед истинным Спасителем мира. Волхвы нашли то место, где родился Спаситель, и «падши поклонились Ему» (Мф.2:11). Они принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», как трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.

Он же пишет: «Они (волхвы – Авт. ) из пророчества Валаама научились тому, что Господь и Бог, и Царь и что Он имеет умереть за нас. Но выслушай это пророчество. «Возлег, — говорит, — почил, как лев» (Числ. 24:9). «Лев» обозначает царское достоинство, а «возлег» — умерщвление».

Избиение младенцев

Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю. Так они и поступили. Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.

«Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», — свидетельствует евангелист Матфей, Мф. 2:18.

14 тысяч – таково число убитых детей. Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получил во сне откровение бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем. Что и было седлано в ту же ночь.

Блаженный Феофиалакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут».

Святой Иоанн Златоуст трактовал это чудовищное событие следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»

Время и дата Рождества Христова

Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Установление празднования Рождества Христова

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека - «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.

Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется сорокадневным постом.

Впервые о празднике Рождества Христова упоминается у Климента Александрийского. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке днем праздника было определено 25 декабря.

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, известный под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника Рождества называется сочельником или сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время совершаются царские часы, называемые так потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь выражает свою духовную радость о Рождестве Христовом пением пророчественной песни: «яко с нами Бог».

Таинственный, близкий каждому из нас, радостный праздник Рождества Христова является одним из важнейших событий в христианском мире. Его отмечают особенно торжественно. Елки, украшения, подарки, рождественский гусь на столе — основные атрибуты праздника.

Многие ли из нас задумываются над сутью Рождества? Многие ли рассказывают чудесную рождественскую историю детям? Или каждый год по инерции мы наряжаем ель, дарим близким подарки и едим, едим?

Библейская история — лучшая иллюстрация сути Рождества

Практически все люди когда-либо читали историю, записанную на страницах Библии о рождении Иисуса Христа. Евангелист Лука по вдохновению Духа Святого рассказывает о том, как к деве Марии, которая была обручена с Иосифом явился ангел и сказал слова, которые пронзили ее в самое сердце: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою!» И далее ангел Божий возвещает ей великую весть о том, что она родит Сына и наречет Ему имя Иисус, и Он будет Спасителем мира.

В Евангелии от Матфея (1 глава 18 стих) ясно сказано, что прежде чем они сочетались, оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. Другими словами, Мария оказалась в затруднительном положении. Предстоял разговор с Иосифом и многое зависело от его реакции.

По закону женщина, которая была в блуде наказывалась смертью. И если бы Иосиф распустил худую молву о невесте, будучи движим уязвленным самолюбием, то Марию просто побили бы камнями. Мы видим из текста, что Иосиф был праведным человеком и потому хотел после разговора тайно отпустить девушку. То есть без огласки, тихо, по-мирному.

Однако у Бога свой план. Ангел явился Иосифу и и сказал ему замечательные слова, после которых праведный муж принял Марию и не знал ее, пока она не родила. Ангел возвестил Иосифу о рождении Младенца, которого он должен назвать Иисус — «Господь спасение наше». Здесь как раз хорошо видна суть Рождества — спасение людей от грехов их.

Во второй главе Евангелия от Луки сказано, что в то время была перепись населения и каждый должен был отправиться в то место, откуда он родом. Скорее всего, это событие не происходило зимой по той простой причине, что погодные условия не позволили бы многим совершить поездку в свою местность.

Кроме того, в пользу того, что Иисус был рожден не зимой говорит тот факт, что пастухи, видевшие ангелов, не могли пасти овец в холодное время года. В этот период времени стада не выгоняли на пастбища из-за неблагоприятной погоды. Как ни странно, но вероятнее всего, дату 25 декабря, как день рождения Христа, принесли новообращенные христиане из язычников. А церковь, вместо того, чтобы бороться с языческими традициями, помогла их «христианизировать».

Как бы там ни было, важна не сама по себе дата (ведь это все условно), но событие, которое произошло много лет назад: родился Христос — Мессия, Спаситель, Тот, Кто стал посредником между Богом и человеком и чрез Которого мы имеем доступ к Творцу миров.

Но вернемся к библейской истории. Мария вместе с Иосифом отправилась в дом своего родства для переписи — в Вифлеем. Там в хлеву, из-за неимения места в гостинице был рожден Христос и положен в ясли для скота. Его рождение для окружающих было незаметным. Лишь те, кто в сердце своем ожидали больше всего на свете увидеть Мессию, те, в чьем сердце было место для веры смогли стать свидетелями этого чудесного события.

Пастухи пасли свое стадо. Ночью им предстал ангел Господень и слава Божья осияла их. Как бы мы отреагировали на присутствие ангелов? Написано, пастухи сильно испугались. Немудрено. Ночь, тихо, на небе звезды и вдруг — воинство небесное взывает: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.»

Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Далее пастухи услышали о знамении, о том, что найдут Младенца, лежащего в яслях.

Удивительно, но первыми людьми, которые услышали благую весть стали простые люди, чей труд не был в почете у евреев. Не фарисеи — самые праведные из народа, не цари, не вельможи, а простые люди, ожидающие Спасителя и поверившие Слову Бога.

В этом хорошо виден смысл и суть Рождества: иметь веру, пусть с горчичное зерно, дабы можно было получать просимое. Христос родился, чтобы спасти нас не чрез наши добрые дела, а через веру. Веру в то, что Он есть и ищущим воздает.

Вера пастухов произвела действие. Они поспешили в Вифлеем и, нашедши там Младенца, поклонились Ему, а, возвращаясь, возвещали всем о чудном событии, которое произошло ночью.

Мудрецам с Востока выпала честь видеть новорожденного Иисуса. Можно с уверенностью сказать, что эти люди искали Бога. Они изучали звездные светила, законы мироздания. Во всем они видели Руку Творца и потому, читая Священные Писания, верили в приход Спасителя мира и ожидали Его.

Мудрецы видели звезду на Востоке и шли за ней в поисках Младенца для поклонения. Так было угодно Богу, что они встретились с царем Иродом. Ирод приказал волхвам разузнать время, когда должен был родиться Иисус для того, чтобы, якобы, поклониться Ему.

Мудрецам же было откровение от Бога не возвращаться к правителю. Ирод оказался осмеянным и, разгневавшись, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях до 2-х лет. Иосиф, Мария и Младенец в это время были далеко от того места. Во сне Иосиф получил откровение бежать в Египет.

Плач и крик наполнили землю. Первыми, кто пострадал за Христа были несмышленые дети. Именно о них Христос говорил: «Ибо таковых есть Царство небесное». Мы своим ограниченным умом не в состоянии понять пути Божьи. Потому станем опасаться роптать.

Звезда привела волхвов к месту рождения Христа. Они принесли Ему драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Золото поистине царский дар, символ того, что Христос — Царь и Бог.

Пахучая смола — ладан символизирует чистоту сердца. Сей дар принесли Иисусу как Первосвященнику.

Смирна — прообраз Совершенной Жертвы, которую Иисус принес за грехи мира. Эта жертва — Сам Господь.

Размышляя над этой истиной, возникает вопрос: а для чего вообще нужна жертва? Ответ дан в Писании: «Без пролития крови не бывает прощения». Как в физическом мире есть свои законы, так существуют законы и в мире духовном. Это один из них.

В ветхозаветное время за свой грех человек должен был пролить кровь животного. Но и она не смогла удовлетворить святость Божию. Тогда Творец в Своей любви к падшему человечеству послал Своего Сына родиться в этот мир, быть распяту и воскреснуть.

Суть Рождества — пришел, чтобы умереть за людские грехи. За нас, за тебя и меня или вместо тебя и меня. Зачат от Духа Святого, по плоти — человек, по духу — Бог.

Традиции как попытка отобразить суть Рождества

Официальная церковь и верующий люд начинают праздник с ожидания. Принято придерживаться поста. Ожидание символизирует духовный дар.

После этого начинается, так называемое, приближение Рождества — сочельник, когда готовят специальное блюдо. В это время положено готовиться к исповеданию и причастию, настраиваться на празднование Рождества.

Непременный атрибут торжества — ель, символизирующая вечную жизнь, дарованную во Христе, а звезда, как украшение верхушки лесной красавицы, напоминает о вифлеемской звезде, которая привела волхвов к Младенцу.

И, наконец, подарки, те, что мы дарим друг другу также помогают вспомнить рождественские события, когда мудрецы принесли к ногам Иисуса золото, ладан и смирну.

Зачем знать о сути Рождества?

Знать о цели прихода в этот мир Христа и нужно, и важно. Важно не просто передать будущему поколению традиции и обряды. Жизненно необходимо донести тем, кто будет после нас истинный смысл Рождества, побудить детей читать и изучать Библию, искать истину, размышлять, замечать во всем, что нас окружает Руку Божью.

Суть Рождества — благая весть

Основная цель рождения Иисуса можно сформулировать так:

Чтобы нас искупить

Чтобы восстановить или возродить нас

Чтобы примирить с Богом

Обобщая все вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что суть Рождества это благая весть. Весть о том, что когда-то в этот мир пришел Спаситель, чрез Которого открыт и поныне доступ к Богу, чрез Которого мы имеем право поднять свой взор к Небу и сказать: «Отец, ради Иисуса прости меня и прими, и когда придет мое время введи меня в Царство Твое».

Как донести суть Рождества детям?

В преддверии праздника важно прочесть малышу историю о рождении Иисуса. Это основное, что необходимо сделать. Просто и доходчиво с рассматриванием картинок раскрыть значение Рождества.

Некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание:

1. За много лет до рождении Мессии об этом событии пророчествовали пророки Ветхого Завета.

2. Без Совершенной Жертвы стало невозможным удовлетворить святость Божью.

3. Мария и Иосиф были праведными людьми.

4. Из-за неимения места в гостинице Марии пришлось рожать в хлеву среди овечек и волов, а, спеленав, положить Младенца в кормушку для скота.

5. Сын Божий родился в убогой пещере, а не во дворце, дабы к Нему мог придти самый «никудышний» человек, самый большой грешник и самый бедный.

6. Первыми услышали благую весть пастухи. Они поспешили поклониться Новорожденному ибо верили.

7. Мудрецы с Востока искали и нашли. Когда ищешь, всегда находишь.

Кроме того, можно создать особую атмосферу праздника. Купить картинки с изображением Святой Четы, включить Рождественскую музыку, дать возможность посмотреть мультфильм о рождении Иисуса. Все это поможет донести до ребенка суть Рождества.

Не столь важны традиции и обряды сами по себе, сколько важно иметь трепет и благоговение перед Тем, Кто добровольно пришел в этот мир для искупления греха. Теперь нет необходимости за каждый свой грех идти и приносить в жертву животного. Христос отдал Себя, чтобы мы могли в простоте сердца, если согрешили, сказать: «Господи, ради сына Твоего, прости меня и дай силы поступать как учишь Ты».

Вот, в чем суть Рождества — Спаситель дарит одежды праведности каждому, кто этого желает, кто верит в Его искупительную жертву. Для каждого Христос может стать личным Спасителем. Только бы очень этого хотеть.

Рождество Христово является одним из трёх самых важных христианских праздников, и предворяется строгим 40-дневным постом.

Верующие, принадлежащие к православному вероисповеданию, отмечают Рождество 7 января, а у католиков Рождество приходится на 25 декабря.

Это связано с летоисчислением: католики живут по григорианскому календарю, как и большинство стран планеты, православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают праздники по старому стилю.

Краткая история Рождества Христова

Но сначала, Матерь Божия Дева Мария появилась на свет в Иерусалиме, в семье праведных Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте она была посвящена Богу и отдана на воспитание в Иерусалимский Храм.

Через 11 лет, когда Деве Марии исполнилось полных 14 лет, она дала обет, что будет служить лишь Богу и никогда не выйдет замуж, ей нашли 80-летнего старца Иосифа, который стал Обручником Марии и заменил Деве родного отца.

Однажды явился в этот дом Архангел Гавриил. Он принёс Деве Благую весть о рождении Сына, который будет Сыном Всевышнего и настолько Велик, что Бог дарует ему престол.

Обручник Святой Девы — Иосиф, был из дома Давидова, поэтому, когда вышло повеление сделать перепись населения, Иосиф и Мария из Назарета Галилейского были вынуждены отправиться в Вифлеем (город Давидов).

Мест в гостинице не было, и святое семейство остановилось в пещере, служившей стойлом для скота, где и родился непорочно зачатый Сын Божий Иисус Христос.

В Библии об этом говорится так: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице « .

В это время, неподалёку пастухи пасли овец, и явился им Ангел, и слышали они небесное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14) .
Пастухам было сказано, что родился Спаситель, и что они должны пойти и поклониться ему.

По закону, который предписывал на восьмой день после рождения обрезание крайней плоти ребёнка, и очищение матери в течении 33 дней, святое семейтво находилось всё это время в Вифлееме, а затем, Иосиф, пречистая Дева и Младенец Иисус направились в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить тот же закон: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Господу.

Затем святое семейство возвращается в Назарет, где их находят со своими богатыми дарами волхвы, которым о рождении Богомладенца указала звезда — когда родился Спаситель, волхвы увидели Его звезду, и, посетив Иисуса в Назарете говорят об этом так: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему « .

Избиение младенцев

Со II века церковью установлен день Памяти убитых по приказу царя Ирода младенцев — это 29 декабря, и этот день традиционно считается самым несчастливым в году, особенно в странах Европы.

Погибшие младенцы — 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет — считаются первыми мучениками за Христа.
В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев. Кроме того, глава одного из убиенных младенцев в Вифлееме находится в серпуховском Высоцком монастыре, и ещё одна - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Трагичная история этого события, тесно связанного с Рождеством Богочеловека такова.
Когда прослышал иудейский царь Ирод о рождении в Вифлееме младенца, который в будущем станет Царём всех царей, он призвал к себе волхвов, направляющимся с дарами к Иисусу, и выведал у них время появления звезды, чтобы вычислить примерный возраст дитя.

Ирод приказал волхвам на обратной дороге вернуться в Иерусалим и рассказать ему где находится святое семейство.

Но волхвы во сне получили откровение от Ангела не возвращаться к Ироду, и ушли из Назарета другим путём.
Тогда впавший в безумие Ирод, не знавший, что Иисуса в Вифлееме уже нет, повелел истребить в городе и его округе всех детей мужского пола в возрасте до двух лет.

Вот как рассказывает об этом апокриф Протоевангелие от Иакова: «Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их…» (Протоевангелие от Иакова, XXII) .

В это время «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» .

Святое семейство бежало в Египет, где они жили примерно два года — до известия о смерти Ирода: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» .

Три главных события пережил в своей земной жизни Богочеловек: Рождение , Крещение , Распятие .

В память об этих судьбоносных для всех людей вехах на земном пути Единородного Божьего Сына, христиане всех стран отмечают три ярчайших праздника.

Страшная по своей событийности, но жизнеутверждающая, светлая по сути Великая Пасха — когда тоннель на небо пробит Богочеловеком, и первый кто входит вместе с Ним в Рай – разбойник с сердцем способным к состраданию.

Торжественный праздник Крещения , которое смиренно принял Бог от рук человека – величайшего пророка, святого Иоанна Крестителя.

И самый радостный, бесконечно счастливый, праздник Рождества : надежда на возвращение в потерянное отечество – Рай. Дни, когда само небо соединяется с землей и поет «Осанна» родившемуся когда-то маленькому Богу!

Установление праздника древними церквями

Обычно христиане не устраивают праздников в дни рождения, они празднуют дату своего Крещения — так называемые именины, когда человеку дают имя, и, как правило, это имя святого, которого почитает церковь в этот день.

Но дни рождения простых смертных, конечно не равны дню рождения самого Спасителя Человеческого, ведь его появление на свет стало великим счастьем для всего мира. Поэтому Церковь не могла не назначить праздник в честь рождения Господа Иисуса.

В самом начале IV века величайший праздник святого Рождества был обоснованно отделён от праздника Крещения в церкви древнейшего Рима, а затем и в других восточных древних церквях.
Именно в IV веке церковь решила перенести Рождество на известную ныне дату 25 декабря (по старому стилю 7 января).

Объяснением послужило то, что на земле Иисус прожил достоверно известное полное число лет. А поскольку дата его смерти была точно известна из Евангелий, то считалось, что зачат Спаситель был в тот же день, в который смертельно пострадал, то есть — 25 марта, что совпадало с еврейской Пасхой.
Таким образом, отсчитав 9 месяцев, получили дату рождения Христа — 25 декабря .

Традиции празднования Рождества Христова

В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».

Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки.
Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.

Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.

Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.

Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.

Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и .

Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.

Канун Рождества — Сочельник

Канун Рождества получил название «Сочельник».

Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.

Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды , — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.

К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.

А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу , после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.

Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления. Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки.
Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.

Примечательно, что все верили в то, что усопшие родственники разделяют с ними праздничную трапезу. Поэтому со стола не убирали до утра и оставляли на окне узвар и кутью.

Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.

Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер.
Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.

Святки

Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями.
Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.

Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду .

В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством. Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех!
Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг.
Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения.
Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!

Символы Рождества

Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:

Праздничная елка

Первые рождественские ели появились в Германии. Это вечнозеленое растение — символ вечной жизни — то, что стало возможным с приходом Спасителя: торжество над смертью. Ели стали украшать лакомствами, стеклянными игрушками, светящимися огоньками гирлянд, и родилась замечательная многовековая традиция.

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда – самое загадочное явление природы. Она родилась на небе с появлением Спасителя на свет, служила маяком для волхвов. Шестиконечная звезда Давида свидетельствует, что владелец – приверженец христианства. Сочетается с крестиком и носится поверх одежды. Встречается на иконах и на церковной посуде.

Подарки от волхвов

Придя на поклон к маленькому Иисусу, волхвы преподнесли ему символические подарки:

  • как Царю всех царей — золотые диски;
  • как Первосвященнику — ладан;
  • как Богочеловеку, которого ждёт страшна смерть, а затем воскресение — масло для погребения.

Именно в память о подарках от волхвов в Рождество принято дарить друг другу подарки, желать мира, добра, любви.
На рождественских открытках изображают участников этих далёких событий: волхвов, ангелов, пастухов. У входа в церковь устанавливаются вертепы, изображающие момент, когда волхвы приносят свои дары Богомладенцу.

Как приготовиться к Рождеству: смысл праздника

Рождество – это не только праздничный стол, это мысли, унесенные в пещеру, где на свет появился Сын Божий.

Всю свою земную жизнь Иисус жил просто, не имея ничего: ни славы, ни богатства, ни почестей. О рождении Богочеловека знали несколько посвященных людей — Матерь Божья, Иосиф, пастухи и волхвы. Никто другой и не заметил, что все в творении изменилось.

Люди думают о рождении Сына Божьего, забывая о Его кресте. Смысл Рождества — победа над грехом и над смертью, соединение с Богом и возвращение человеку утраченную невинность, блаженство, святость.

Что делать, если желание правильно встретить Рождество пришло только на Новый год

Оставшуюся неделю нужно постараться провести духовно :

  1. Если не постились, можно с этого момента попоститься до седьмого числа. Пост имеет большое значение в нашей жизни. Больные, беременные и кормящие не постятся. Главная цель поста – очистить себя от всего плохого путём усилий — лишая себя скоромной (непостной) еды.
  2. Вспомнить, кого могли обидеть и попросить прощение. Сделать доброе дело. Собрать дома какие-то вещи, игрушки и отвезти в детский дом. Купить продукты и отнести бедным или живущим рядом нуждающимся людям. Замечательно это сделать вместе со своими детьми. Так вы научите их помогать окружающим, что обязательно вернется к вам, когда дети станут взрослыми.
  3. Постараться читать утренние и вечерние молитвы. Пойти в Храм и узнать как и в какое время можно Исповедаться и Причаститься. В храме расскажут, как приготовиться к Причастию.

Именно в посещении храма, участии в церковных Таинствах — смысл светлого праздника Рождества Христова.
Исповедь и Святое Причастие дадут внутренние силы и подарят душе истинную Любовь, тишину и радость.

Пусть встреча Великого Праздника оставит в Вашем сердце неизгладимый след!
А общение с Богом посредством молитв и Таинств церкви Христовой наполнят душу спокойствием и Благодатью.

Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом.

История появления праздника
Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов» , имеют глубокое символическое значение:
золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;
ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;
смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник
День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.


Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.
Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.


За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.
Празднование Рождества
В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами.

Традиции праздника
С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.
Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.
Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям.
Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Приметы на Рождество Христово

Ясная погода на праздник Рождества сулила хороший урожай летом и осенью.

Если на Рождество была оттепель, то это к плохому урожаю.

Снежная метель на Рождество Христово было знаком к хорошему урожаю пшеницы и хороший знак для пчеловода.

Если на Рождество небо было звездное, то год будет урожайным на грибы и ягоды, а также ожидался в такой год большой приплод скота.

Ну а если праздник Рождества был теплым, то ждали холодной весны.

Если в этот день шел снег, да еще и хлопьями - это к хорошему урожаю хлеба.

А есть еще одна примета, которой доверяют и сейчас, то есть, как проведешь Рождество, таким и будет год. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Обязательно на столе должно было быть 12 постных блюд, тогда весь год в доме будет достаток, да и год будет щедрым.

Нельзя ни в коем случае ссориться в день Рождества Христова, так как весь год можно провести в разногласиях.

РЕЦЕПТЫ БЛЮД ДЛЯ СОЧЕЛЬНИКА

КАК ПРИГОТОВИТЬ КУТЬЮ

Перебранный и промытый рис залить водой и довести до кипения
Слить на сито, пролить холодной водой и снова варить до готовности в большом количестве воды
Снова откинуть на сито, остудить и переложить в посуду
Выбрать стакан ягод без сиропа из варенья, добавить немного кипяченой воды
Смешать с рисом, верх загладить ложкой и слегка присыпать сахаром
КАК ПРИГОТОВИТЬ СОЧИВО

СОЧИВО ИЗ РИСА
Полтора стакана риса промыть, отварить в большом количестве воды до готовности
Слить на сито, остудить
Один стакан орехов (миндаль, грецкие) размельчить и добавить 5 – 6 ложек меда, немного кипяченой теплой воды
Один стакан изюма промыть в нескольких водах, отварить
Все смешать, если нужно добавить еще меда.
СОЧИВО ИЗ РИСА С СУХОФРУКТАМИ
В большом количестве воды отварить 1,5 стакана хорошо промытого риса, сцедить на сито, остудить
100 г сухофруктов сварить в сахарном сиропе (1,5 ст. сахара на 2 л воды), сцедить, остудить
В глубокой миске смешать рис с сухофруктами, добавить процеженного отвара (взвара)
КАК ПРИГОТОВИТЬ КОЛЯДКИ

Это маленькие пирожки, которые готовили специально к этому дню, это очень древние изделия из пресного теста.
Колядки готовились обязательно из восьми компонентов – ржаная мука, вода, простокваша, молоко, масло, сметана, соль и начинка.
Тесто для них готовилось так – 2 стакана ржаной муки (или смесь ржаной и пшеничной муки) просеять, смешать со смесью воды, молока, простокваши, сметаны в любых соотношениях, 2 столовых ложки сливочного масла, соль.
Замесить тесто, дать ему полежать 30 минут, раскатать колбасками, нарезать небольшими кусочками, слепить шарики и раскатать скалкой блинчики.
Выложить на них начинку, свернуть и защипить края.
Чтобы корочка после выпечки была мягкой, смазать маслом или смесью топленого масла со сметаной.
Начинки для колядок делались из творога, пшенной каши, моркови, сушеных грибов, картофельного пюре.