Техника кормления детей до года. Грудное вскармливание

Правильное прикладывание к груди имеет огромное значение для длительного и успешного грудного вскармливания. Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на необходимую ему выработку молока. Только при правильном приклалывании не возникает никаких болезненных ощущений во время кормления, предотвращаются воспаление, трещины сосков и нагрубание молочных желез.

Очень важно, чтобы во время кормления мать принимала удобную позу и придавала удобное положение ребенку.

Для успешного вскармливания важно, чтобы во время кормления мать не уставала и могла расслабиться.

Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза. Кормить можно лежа, сидя и даже стоя. Поддерживайте малыша не только за головку и плечики, но и за туловище и ягодицы.

Положение "Лежа"

Положение "Сидя"

Положение "Из-под руки"

Итак, верное расположение обоих участвующих в процессе кормления таково: мать плотно прижимает к себе ребенка, который всем телом развернут к ней. При этом и головка, и туловище малыша находятся на одной прямой, личико обращено к материнской груди, носик напротив соска.

Во время кормления мама придерживает ребенка за спинку и в области ягодиц. Ребенок может свободно двигать головой, чтобы

Возьмите грудь в руку.

Большой палец сверху, ладонь поддерживает грудь.

Рот ребенка, взявшего сосок, широко открыт, нижняя губа вывернута наружу, подбородок касается груди. Малыш захватывает не только сосок, но и большую часть околососкового кружка (ареолы), поскольку молоко скапливается именно там - в области млечных синусов, расположенных внутри ареолы. Матери следует поднять грудь рукой и дать ребёнку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребёнку в рот. Мать может прикоснуться соском к губам ребёнка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка. Если малыш сосет медленно, ритмично, глубоко, не втягивая воздух и не раздувая щеки, значит, все в порядке.

устроиться поудобнее. Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребёнка. Однако, это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребёнка или ухудшить положение кормления. Ребёнок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.

Если ребёнок насытился, он прекращает сосать и сам отпускает грудь. Он либо сыт, либо готов сосать другую грудь. Бывает, что ребёнок засыпает, как только отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определённый промежуток времени или отнимать у ребёнка грудь. Дело в том, что одни дети ленивые "сосуны", а другие наоборот. Предоставьте ребёнку возможность самому решать, когда прекращать кормление. После завершения процесса кормления необходимо полностью сцедить оставшееся молоко. Это стимулирует лактацию и служит профилактикой застоя молока - лактостаза. Весьма удобно делать это с помощью молокоотсоса.

Одно из основных правил кормления - личная гигиена матери. Особое внимание уделяется груди и белью. Перед кормлением мама должна мыть руки водой и мылом, коротко стричь ногти, потому что под ними скапливаются микробы, которые могут вызвать опасные заболевания новорожденных (например, гнойничковые заболевания кожи).

Перед каждым кормлением ребенка грудью мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть молочную железу кипяченой водой, осушить ее полотенцем и аккуратно промокнуть сосок стерильным марлевым тампоном.

Мыть молочную железу перед кормлением с мылом не следует, так как при этом смывается защитная жидкость. Как уже отмечалось выше, в области околососкового кружка располагаются специальные железы (железы Монтгомери), которые вырабатывают маслянистую жидкость, которая, обволакивая сосок и ареолу, предотвращает их высыхание, обладает противоинфекционным эффектом и препятствует образованию микроссадин и трещин.

После обмывания груди нужно сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков молочной железы. Такое сцеживание также полезно в том случае, если грудь перед кормлением слишком полная.

В процессе кормления необходимо принять удобное для мамы и ребенка положение, правильна предложить ребенку грудь, помочь ему правильно захватить сосок и ареолу, проконтролировать верность акта сосания, грамотно остановить кормление.

Качество грудного вскармливания во многом зависит от удобства позы матери и малыша во время кормления.

В первые 3 дня после родов кормление ребенка лучше всего производить в положении лежа на боку. Чтобы младенцу было удобно захватить ртом не только сосок, но и часть прилегающей к нему кожи, матери нужно слегка приподнять грудь и, придерживая ее между большим и остальными пальцами ладоци, поднести к губам малыша.

На протяжении всего кормления необходимо верхнюю поверхность молочной железы слегка отдавливать книзу, чтобы она не закрывала нос ребенка и не мешала ему дышать. С 3-4-го дня после родов кормить ребенка рекомендуется сидя на стуле, поставив ногу на низкую скамеечку.

Взяв ребенка на руки, мать удобно садится, поставив ноги на небольшую скамеечку (высотой 20-30 см). Голова ребенка не должна быть запрокинута или согнута вперед. Поддерживать ребенка нужно легко, без нажима.

Однако если мама предпочитает другие позы, выбор исключительно за ней. Главное, чтобы было удобно и комфортно, иначе кормление не сможет продолжаться достаточно долго. Нельзя также держать ребенка во время кормления на спине горизонтально, так как в этом случае велика вероятность попадания молока в дыхательные пути. Следует также помнить, что, постепенно привыкнув в течение первого месяца к одной или двум позам, ребенок может испытывать определенный дискомфорт при изменении положения тела во время кормления.


Для того чтобы выбрать удобную позу для кормления, необходимо попробовать несколько вариантов.

Одной из самых распространенных, безопасных, удобных и комфортных поз является так называемая колыбелька, когда кормление малыша осуществляется сидя. Мама, сидя на удобным стуле или кресле, берет малыша на руки так, чтобы его голова находилась в приподнятом положении на уровне соска и лежала при этом на локтевом сгибе руки матери. Лицо и тело ребенка должны быть обращены к груди. Ладонью

другой руки мама придерживает ребенка под спинку и попку. Под руку и спину для удобства можно положить небольшую подушку или валик. Если у мамы небольшие и плоские соски, голову ребенка можно класть не на локтевой изгиб, а на ладонь руки. Такая поза позволяет малышу глубже захватить сосок с ареолой.

Если такая поза по каким-либо причинам невозможна (из-за тяжелых родов или кесарева сечения у мамы), кормить следует в позе, когда мама и малыш лежат на боку, повернувшись друг к другу, с приподнятыми головами. Для этого под голову мамы подкладывается подушка, а под голову ребенка - мамина рука. Поза «лежа на боку» нередко используется кормящими мамами в ночное время, чтобы как можно меньше нарушать процесс отдыха.

Довольно распространенной является еще одна доза, когда мама сидит в постели, прислонившись к спинке кровати и слегка подтянув к себе ноги; на колени мама кладет подушку, а на подушку - малыша лицом к себе. Чтобы маме было удобнее сидеть в та­кой позе, ей под спину подкладывается подушка.

Если ребенок ослаблен или недоношен, а также если детей двое, выбирается кормление в позе «лежа на спине». В этом случае мама готовит удобное ложе из подушек под руками, ребенка укладывает на груди и ложится с ним на спину, придерживая его руками во время кормления. Именно так и осуществляется самое первое, пробное прикладывание к груди в родильной комнате.

Определенная специфика техники кормления существует при вскармливании двойняшек. Для кормлений двойняшек используются различные позы (например, сидя в постели, откинувшись спиной на подушку, ноги согнуты в коленях и слегка подтянуты, на бедра положены две небольшие подушки).

При другом варианте мама сидит в постели, так же откинувшись спиной на подушку, ноги несколько поджаты под себя и скрещены; дети при кормлении лежат у мамы на бедрах и животе.

В первые 5-7 дней двойняшек кормят по отдельности. В этом случае детей прикладывают к груди поочередно. Первым кормят более беспокойного ребенка. Второго ребенка сначала следует приложить к той же молочной железе для более полного ее опорожнения, а затем кормить другой грудью. Следующее кормление надо начинать с той молочной железы, из которой кормили второго ребенка. Когда дети научатся правильно брать грудь, их можно кормить и одновременно.

Однако при кормлении близнецов маме необходим помощник. Кроме того, при вскармливании двойни у матери, как правило, не хватает молока, и малыши нуждаются в докорме донорским молоком или адаптированными молочными смесями. При этом следует учитывать, что более слабый ребенок нуждается в большем количестве грудного молока.

Начинать кормление следует с прикосновения соска к щечке или груди ребенка. Обладая с самого рождения сосательным рефлексом и почувствовав запах молока, малыш, как правило, тут же открывает ротик и ищет сосок.

Чтобы помочь ребенку правильно ухватить грудь, следует слегка сжать ее между указательным и средним пальцами над областью околососкового кружка. Если ребенок сразу берет грудь, то нужно постараться быстро ввести в его рот и сосок, и всю область ареолы до поддерживающих пальцев. Если новорожденный захватывает губами и деснами весь околососковый кружок, он получит больше молока непосредственно через сосок и боковые выводящие млечные протоки и будет заглатывать меньше воздуха. Кроме того, неполный и неглубокий захват (когда деснами захватывается только сосок) приводит к травмированию соска, быстрому утомлению малыша и к тому, что малыш не сможет высасывать достаточного объема молока.

Чтобы помочь ребенку захватить околососковый кружок, можно слегка нажать указательным пальцем ему на подбородок

Если ребенок берет сосок не сразу, можно сделать несколько поглаживающих движений соском по губам, коснуться языка и даже, нажав сверху пальцем, сцедить несколько капель молока в рот ребенка. Последний прием особенно эффективен при кормлении ослабленных малышей. Распробовав вкус молока, ребенок будет сосать его более активно и уверенно.

Нередко ребенок, начав сосать грудь, быстро бросает ее, потом снова начинает сосать и снова бросает, раздражается, кричит. При этом молока в груди вполне достаточно.

Причин тому может быть несколько:

1) мама неправильно дает грудь;

2) сосок неправильной формы и младенец не умеет его схватить и сосать;

3) ребенок слишком сильно прижимается носиком к груди, у него затрудняется процесс дыхания.

В последнем случае следует прежде всего обратить внимание на состояние носа малыша, прочистить, если необходимо, носовые ходы, удалить корочки и слизь. Для того чтобы ребенок свободно дышал носом, мама должна также слегка нажимать на грудь сверху большим пальцем.

Правильнее всего использование при кормлении одной груди. При последующем кормлении ребенок прикладывается к другой груди. Тем самым создается возможность полного опорожнения одной груди и нового накопления молока в следующие 6 ч. Если в одно и то же кормление ребенка кормят двумя грудями, то они освобождаются недостаточно, в результате чего количество молоко быстро уменьшается и в скором времени вообще оно перестает выделяться. Кормление двумя грудями рекомендуется только в последние дневные кормления, когда количество молока у матери уже уменьшено.

Кормление двумя грудями возможно временно лишь в случае, если у матери недостаточное количество молока. Это позволяет удовлетворить потребность ребенка в пище и одновременно увеличить количество молока путем частого раздражения и опорожнения молочных желез.

При этом ко второй груди младенца нужно прикладывать только после того, как он все высосал из первой, потому что если ребенок не досасывает, то это. вызывает застой молока и в дальнейшем - уменьшение лактации. Если молоко течет с трудом и во время еды ребенок быстро устает, то перед кормлением, тщательно вымыв руки и грудь, легкими движениями помассируйте ее: после массажа молоко потечет лучше.

Очень важно научиться правильно останавливать кормление. В большинстве случаев малыш сам регулирует его продолжительность и выпускает сосок изо: рта. Если этого не происходит, а грудь необходимо отнять (или ребенок неправильно взял грудь), то следу­ет слегка надавить на нее сверху возле околососкового кружка. Тогда ребенок сам выпустит сосок и ареолу изо рта.

Вытягивать через силу сосок изо рта малыша нельзя, так как он может довольно сильно сжать десны и тем самым травмировать сосок.

Заставить малыша отпустить грудь можно, легонько зажав одну половинку носика. В этом случае, не имея возможности дышать через носовые ходы, он открывает рот, чтобы глотнуть воздух, и отпускает грудь.

Еще одним способом закончить кормление является легкое надавливание пальцем на подбородок, тогда ребенок откроет рот и отпустит сосок. Чтобы избежать при этом боли и повреждения соска, можно вложить ребенку в ротик мизинец и только после этого отнимать грудь.

Правильная техника грудного вскармливания помогает женщине избежать многих проблем. В тот же момент правильный захват при грудном вскармливании помогает ребенку получить необходимое для него количество молока.

Кормление грудью всегда должно происходить в удобном положении для ребенка и женщины. Позиция вскармливания зависит от возможности мамы. Например, есть состояния, когда нельзя кормить малыша в положении сидя из-за послеродовых осложнений.

Расскажем, как сделать естественное вскармливание успешным, приятным для мамы и малыша.

Справка:
Как можно распознать, когда малыш голоден?
- кроха начинает ерзать и извиваться всем телом
- чмокает ртом
- ручки подносит ко рту и лицу

Положение во время грудного вскармливания

Нет строгих положений при кормлении грудью, каждая женщина вправе выбирать, какая позиция удобна ей и ребенку. В выборе учитывается, если у мамы есть послеродовые осложнения: швы в области промежности, кесарево сечение и т.д.

В первые дни после родов женщина кормит лежа на боку, для удобства подложив подушки под свою спину и голову подушки.

Если состояние мамочки позволяет кормить сидя, необходимо принять удобную позу. Для удобства стоит подставить скамеечку под ногу. Рука, которая держит ребенка, должна опирается на опору. Голова малыша должна находиться на предплечье мамы.

Как вариант мать держит ребенка «из-под руки» или «из-под мышки». Такая позиция удобна при кормлении близнецов, при закупорке млечного протока или лактостазе.

Следующие положение: мамочка держит ребенка на руке, противоположной груди, которой кормит. Так удобно кормить недоношенных и ослабленных деток.

Лежа на спине, мама может кормить в первые месяцы жизни. Лактация в этот период только устанавливается, возможны приливы молока. Малыш лежит на маме, головка слегка повернута на бок. В таком положении малыш легко справится с сильным потоком молока.

Справка:
Разнообразие положений прикладывания к груди является профилактикой маститов и улучшения оттока молока по молочным каналам груди.

Признаки правильного положения малыша у груди мамы:

  • тело младенца повернуто и прижато к матери;
  • голова и туловище малыша находятся на одной прямой линии;
  • лицо ребенка расположено в сторону груди, носик напротив соска;
  • мама должна придерживать головку, плечики ягодицы крохи, особенно важна такая поддержка для новорожденного ребенка.

Справка
Во время кормления обязательно нужно следить, чтобы носик малыша был свободен, и он равномерно дышал. Опасность закупорки дыхательных путей у малыша возникает при вскармливании в положении лежа. Внимание женщины в такой позиции притупляется, она может уснуть и случайно перекрыть грудью дыхание малыша.

Приступая к кормлению, следует для начала провести гигиену молочной железы. Затем необходимо сцедить 2-3 капли это рекомендуется для профилактики попадания микробов из выводных грудных протоков.

В процессе сосания ребенок должен захватить не только сосок, но и околососковый ореол. При правильном захвате малыш не заглатывает воздух, у мамы не возникают трещины соска.

Чтобы грудь не перекрывала носик младенца, следует слегка прижать грудь пальцами и оттянуть назад.

Как распознать правильный захват груди:

  • подбородок ребенка касается молочной железы;
  • рот малыша широко открыт;
  • нижняя губка вывернута наружу;
  • кроха захватывает сосок и околососковый ореол;
  • женщина при кормлении не испытывает боль.

После окончания кормления, грудь следует обмыть теплой кипяченой водой. Нужно обязательно следить за гигиеной тела и белья. Белье должно быть чистым, только из натуральных тканей. В случае обильных приливов молока следует воспользоваться специальными накладками.

Какова продолжительность кормления решает ребенок. Нельзя ставить ребенка во временные рамки. Малыш сам устанавливает режим и длительность кормления.

Необходимо помнить ребенок не сосет грудь непрерывно. Кроха может изначально сделать несколько сосательных движений, остановится или уснуть. В такой момент многие мамочки ошибочно думают, что ребенок поел, и вынимают грудь. Необходимо помнить, только ребенок решает, когда закончить трапезу. Он сам отпускает сосок.

Длительность естественного вскармливания у всех деток индивидуально. Нельзя считать промежуток между кормлением, число прикладывания к груди.

При кормлении могут возникнуть трудности вследствие неправильной подготовки груди во время беременности, что доставляет немало проблем виде трещин сосков.

Могут быть затруднения из-за анатомических особенностей строения сосков женщины. Однако следует помнить, любая женская грудь приспособлена к кормлению. Необходимо приспособиться и следить за правильным захватом. Для улучшения процесса кормления существуют специальные насадки для грудного вскармливания.

Кормление при лактостазе: необходимо делать акцент на опорожнение молочной железы, где образовалась молочная пробка. Начинать кормление нужно именно с этой груди. Высасывание молока малышом из проблемной груди сможет решить ситуацию.

Справка:
Лактостаз это застой грудного молока в молочных каналах. Характеризуется болезненностью, уплотнением и возможным повышением температуры тела.

Неправильная техника грудного вскармливания приводит

  • появлению болей, синяков, трещин молочных желез;
  • застою молока из-за нарушения молочных каналов;
  • снижению количества молока, малыш не наедается, впоследствии возможен отказ от груди;
  • уменьшению продукции молока, так как снижается выработка гормона – пролактина, из-за снижения количества молока ребенок не набирает в весе.

В заключение, хочется сказать успешное грудное вскармливание, зависит не только от желания, но и от определенных навыков, техники прикладывания малыша к груди. Когда ребенок правильно приложен к груди, молоко хорошо выделяется из молочных каналов, а само кормление приносит только положительные эмоции.

Если малыша беспокоит вздутие живота, есть смысл немного отложить кормление, помассировать живот, поставить газоотводную трубочку или микроклизму с ромашкой, попоить.

Попеременно прижимая пальцем крылья носа ребенка, убедитесь, он свободно дышит носом. Нельзя кормить ребенка, если он плохо дышит носом. В этом случае он начнет поперхиваться, кашлять, наглотается воздуха и будет срыгивать после кормления.

При достаточной лактации в каждое кормление ребенка прикладывают только к одной груди, поочередно. Перед кормлением осторожно обмойте грудную же-лезу кипяченой водой и сцедите несколько капель молока, чтобы удалить случайные бактерии, которые могут попасть в первые порции молока с кожи.

Очень важно, чтобы мать кормила в удобной позе. При неправильном положении она быстро устает, и у нее могут появиться неприятные ощущения - например, боли в спине. Наиболее удобное для кормления левой грудью положение - сидя в кресле с поставленной на низкую скамеечку левой ногой, а при кормлении правой грудью - с поставленной на скамеечку правой ногой. Поддерживая рукой голову и спину ребенка, слегка наклонитесь над ним и, захватив грудь средним и указательным пальцами, прикоснитесь соском к его губам. Дождитесь, когда он откроет рот, и быстро придвиньте малыша к груди, направив нижнюю губу чуть ниже соска. Сосок должен оказаться глубоко во рту малыша. При этом мать должна почувствовать, что губы и десны малыша крепко сжимают ареолу (околососковый кружок), но не до боли. Язык ребенка должен прикрывать нижнюю губу и десну и находиться ниже ареолы. Нижняя десна ребенка не должна тереться о сосок (она может его травмировать).

При этом носовое дыхание не должно быть затруднено, для чего грудь немного приподнимают вверх. В этом положении происходит полное опорожнение груди, а ребенок при кормлении не заглатывает воздух. Обратите внимание, что по характеру звука при сосании можно определить, эффективно ли сосет ребенок или впустую.

В случаях, когда состояние матери не позволяет ей вставать с постели или ей так удобнее, допустимо кормление лежа.

Длительность каждого кормления должна составлять 15-20 мин. и не превышать 20-25 мин. Нормально сосущий ребенок в большинстве случаев уже за первые 5 мин. высасывает более 50% молока, необходимого ему на кормление.
При кормлении ребенок должен все время энергично сосать и не делать продолжительных перерывов. К этому его легко приучить, делая каждый раз, как только он прекращает сосание, мнимую попытку отнять от него грудь.
При каждом кормлении ребенок должен полностью опорожнять грудь матери. Остающееся в груди после кормления молоко необходимо сцедить. При соблюдении этого условия ям максимально продолжительно сможете кормить грудью.
По окончании кормления грудь необходимо тщательно осушить, смазать сосок и окружающую его область кремом и прикрыть кусочком полотна или марли. Важно предохранять сосок от случайного раздражения бельем и одеждой.
После кормления ребенка нужно подержать вертикально в течение 5-10 мин., чтобы он отрыгнул случайно проглоченный воздух.

Большое значение имеет правильная техника кормления грудью, при которой ощущения матери безболезненны. Боль при кормлении означает, что ребенок неверно приложен к груди и что его положение нужно изменить. Причиной трещин и болезненности сосков не может быть ни количество и длительность отдельных кормлений, ни повышенная чувствительность кожи сосков. Причина - только в неправильных позах матери и ребенка во время кормления! «Почти все женщины способны кормить, если их заботливо подготовить к этому и помочь им на первом этапе; роль внимательной и доброй наставницы должна взять на себя опытная женщина, которая сама хорошо кормила. Практические знания техники кормления не являются врожденными, матерям приходится приобретать их в процессе обучения», - писал Иозеф Швейцар. Итак, совокупность правил, которые помогают ребенку верно захватить сосок и эффективно, безболезненно сосать и которые следует соблюдать с первого прикладывания малыша к груди, называется техникой кормления грудью.

Для эффективного безболезненного кормления важны:

  • правильные позы матери и ребенка;
  • умение правильно держать грудь и давать ее ребенку;
  • правильное присасывание ребенка к груди;
  • правильное сосание.

Каковы же правильные позы матери и ребенка?

Выбор удобной, свободно-расслабленной позиции для мамы и малыша является решающим для типа их взаимоположения при кормлении. Использование разных поз позволяет учесть актуальное физическое состояние мaтери (после сложных родов, после кесарева сечения), особенности формы и размера груди, строение личика ребенка и т. д.

Мать всегда прикладывает ребенка к своему телу, не приспосабливая свою позицию к малышу и не принимая неестественных поз. Кормление требует времени. Если поза^матери неудобна или даже причиняет ей боль, кормление не доставляет женщине удовольствия, в сковывающем тело положении она долго не выдержит, что может иметь неблагоприятные последствия для выделения молока и его поступления ребенку. Перед тем, как приложить ребенка к груди, стоит приготовить достаточное количество подушек и специальных подкладок для кормления - по выбору и опыту матери. Они помогают надежно зафиксировать ребенка и облегчить его вес; в этом случае мать может целиком сосредоточиться на поддержке малыша во время присасывания и ей не придется на протяжении всего кормления ощущать тяжесть ребенка, что крайне неудобно и утомительно.

Основным является положение ребенка и матери на боку, личико, грудка, животик и ножки малыша развернуты к матери. Между матерью и ребенком не должно быть никаких преград (нижняя ручка ребенка, узел на пеленке и т. д.), ушко, плечико и бедро малыша находятся на одной линии. Мать руками привлекает тельце малыша к себе, поддерживая его под плечи, спинку, основание головки - и ни в коем случае не под саму головку. Дети часто не выносят давления на голову. Когда малышу нажимают на затылок, его носик зарывается глубоко в грудь матери и ребенок выпускает сосок, поскольку не может свободно дышать. Если мать дотрагивается до головки ребенка, пальцы ее не поднимаются выше воображаемой линии, соединяющей уши малыша; подбородок, личико и носик ребенка лишь касаются ее груди. Ребенок захватывает сосок и ареолу несимметрично, нижнюю часть ареолы больше, чем верхнюю. Дело в том, что малыш получает молоко, ритмично придавливая ареолу к нёбу. Если малыш приложен к груди правильно, то кормление не должно быть для матери болезненным.

Как правильно поддерживать грудь и как давать ее ребенку?

Пальцы матери не должны касаться ареолы. В противном случае, когда ребенок захватит сосок, в ротике у него окажется меньшая часть ареолы, чем нужно, и тогда малыш станет сильно стискивать сосок и движениями своего язычка обдирать его. Такое кормление неэффективно и болезненно.

Правильные действия таковы:

  • грудь поддерживается снизу всеми пальцами кроме большого;
  • большой палец лежит высоко над ареолой;
  • давление большого пальца на грудь обеспечивает распрямление соска;
  • грудь нужно давать ребенку так, чтобы он захватил не только сосок, но и как можно большую часть ареолы, особенно снизу;
  • подбородок ребенка зарывается глубоко в грудь матери;
  • личико и слегка - носик на протяжении всего кормления должны прикасаться к коже материнской груди;
  • носик правильно приложенного к груди ребенка должен оставаться свободным, мать не должна оттягивать грудь от носа малыша пальцем (иначе сосок и ареола будут выскальзывать из ротика ребенка, поступление молока малышу сократится, а для матери кормление станет болезненным);
  • нельзя прикладывать к груди плачущего ребенка (плача, он поднимает язык к нёбу и не может хорошо захватить сосок).

Как узнать, правильно ли ребенок захватил сосок?

В этом случае:

  • у ребенка широко раскрыт рот - как при зевании;
  • нижняя губка вывернута наружу;
  • в уголке рта виден язык, свернутый желобком;
  • при сосании не западают щечки;
  • не слышно прихлебывания (этот звук возникает, если ребенок присасывает воздух);
  • грудь возле ротика малыша не напрягается;
  • мать при кормлении не испытывает боли.

Как ведет себя правильно сосущий ребенок?
Сначала малыш сосет быстрыми короткими втягивающими движениями. Прикосновениями языка он стимулирует чувствительную кожу ареолы и запускает таким образом механизм поступления молока из молочной железы в сосок. Этот процесс, в ходе которого сокращаются особые, подобные мышцам волокна, расположенные рядом с протоком и вдоль него, называется рефлексом выделения молока (рефлексом окситоцина). Мать ощущает ломоту или легкое покалывание в груди, и из соска начинает капать или брызгать молоко.

У одних женщин рефлекс этот вырабатывается быстрее, у других - дольше, что может создать трудности малышу; в таких случаях дети ведут себя у груди беспокойно и выпускают сосок изо рта. Однако мать может способствовать выработке рефлекса: хорошо помогают массажи и тепло.

Через несколько минут сосательные движения замедляются, ребенок начинает получать много молока, успокаивается и сосредоточивается на координации сосания и глотания. После каждого сосательного движения слышен негромкий глоток. У малыша двигаются ушки и подбородок, не западают щеки, не выпячиваются губы. Громкие звуки свидетельствуют о том, что ребенок заглатывает воздух, и отнюдь не являются признаком хорошего и эффективного сосания. Ребенок, правильно захвативший сосок, сосет спокойно, ритмично, не сопя забитым носом. Если матери приходится пальцем оттягивать грудь от носика малыша, значит, ребенок приложен к груди неверно - и ошибку эту следует исправить. Кормление в неудачной позиции может привести к тому, что. малыш повредит нежную ткань соска.

Даже при правильной технике кормления соски в первую неделю могут быть чуть красноватыми и очень чувствительными. В таких случаях хорошо помогает крем, содержащий кальций, или втирание нескольких капель молока, сцеженного после кормления. Однако соски после окончания кормления обязательно должны полностью обсохнуть, прежде чем мать вложит в бюстгальтер впитывающие прокладки. Вид и размер бюстгальтера следует выбрать так, чтобы он поддерживал грудь, но нигде ее не сдавливал.

Только совместное содержание новорожденного с матерью позволяет женщине с самого начала понимать все сигналы, которые подает ей малыш, и постоянно кормить его, когда он того хочет.

Профессор Йозеф Швейцар прекрасно понимал всю важность возвращения к тому, чтобы мать и ребенок после родов находились вместе: «Единственный способ ухода за новорожденным, отвечающий потребностям его развития, - это поместить малыша как можно ближе к матери. Тем более что это обеспечивает также возникновение эмоционального контакта между ними, что ложится в основу развития психики ребенка. Такие матери кормят своих детей гораздо эффективнее, чем женщины, временно разлученные со своими малышами. И дети, находящиеся рядом с мамами, счастливы, что легко можно понять, войдя в то отделение, где они лежат: там совсем не слышно плача, поскольку стоит лишь ребенку подать голос, как его сразу обнимают материнские руки, малыш видит мамины глаза и получает молоко, в котором так нуждается. Очень быстро матери начинают безошибочно узнавать плач своего ребенка, который служит для них сигналом подхватить малыша и прижать его к себе. На плач других детей они не обращают особого внимания, так что он их" не беспокоит. Это изначальное совместное пребывание дает матери возможность сразу почувствовать индивидуальность своего ребенка, воспринимать его как единственную и неповторимую личность, которой малыш на самом деле и является. Это ее и только ее ребенок - и она мгновенно учится давать ему все, что малышу нужно. И после выписки женщина уходит домой с хорошо знакомым существом, которое она прекрасно понимает».

У новорожденного маленький об»ем желудка, малыш сосет молоко часто и небольшими порциями. Хорошо, когда у него есть возможность получать молоко в любую минуту и оставаться у груди сколь угодно долго. Прося есть, он не различает времени суток, как не различал дня и ночи в чреве матери.

Здоровому, доношенному ребенку, которого мать правильно кормит грудью, не требуется никакого дополнительного питья - ни чая, ни фруктовых соков, ни прочих жидкостей или другого молока - до конца шестого месяца жизни.
Чем чаще и охотнее ребенок сосет грудь, тем больше молока вырабатывается. Этот принцип можно использовать и позже, если по каким-то причинам молока у женщины становится меньше. Достаточно снова начать чаще прикладывать малыша к груди, как через 2-3 дня количество молока увеличивается. В первые дни любые попытки навязать ребенку какие-то ограничения крайне неуместны и не идут на пользу малышу. Его природный инстинкт - вот основополагающий критерий, определяющий число и длительность отдельных кормлений.

На второй - четвертый день грудь, которая обычно наливается постепенно и без неприятных ощущений, может вдруг резко увеличиться в размерах - чрезмерно и болезненно. Ее форма изменяется настолько, что ребенку трудно, а иногда и невозможно присосаться, что осложняет ситуацию. Такое состояние возникает в основном тогда, когда после родов мать и ребенок находились порознь, приложение к груди с первых минут жизни малыша было нечастым, не соблюдались принципы правильной техники кормления, режим в роддоме был устаревшим и неверным, к матери и ребенку не было индивидуального подхода, помощь была оказана поздно и непрофессионально.

Что делать, если возникло это осложнение при кормлении?

  • между кормлениями класть на грудь холодные компрессы;
  • перед кормлением положить на налившуюся грудь теплый компресс или прогреть ее и сделать массаж;
  • сцедить перед кормлением часть молока и смягчить таким образом ареолу;
  • массируя сосок и ареолу большим и указательным пальцами, придать им такую форму, чтобы ребенок мог присосаться;
  • кормить часто и правильно; пока это возможно, пытаться сцеживать молоко вручную; в этой ситуации руки матери явно предпочтительнее, чем электрический (не механический) молокоотсасыватель, не имеющий регулятора тяги и скорости (ведь ребенок сосет, надавливая на ареолу, а не выкачивает молоко, как вакуумный насос, по принципу которого работает молокоотсасыватель; после его применения малышу может стать еще труднее присосаться к разбухшему соску);
  • менять позы при кормлении, терпеливо выждать несколько часов, пока состояние не улучшится или хотя бы не стабилизируется.

В нормальной ситуации молоко сцеживается после кормления лишь в тех случаях, когда нужно освободить грудь. Это бывает, когда женщина постоянно чувствует распирание груди, особенно вначале, если у нее много молока или его отток из разных долей молочной железы неравномерен. Позже лактация и потребление молока уравновешиваются.

Иногда одновременно с первым приливом молока у матери подмышкой или под грудью появляется вздутие, которого она у себя раньше не замечала. Это тоже железистая ткань, зачастую недоразвитая; под влиянием гормонов она увеличивается, как и вся грудь. В этом случае достаточно заверить женщину, что это не опасно, и приложить к отекшему месту холод. Главное - предостеречь ее от попыток выдавить вздутие или воздействовать на него еще каким-нибудь варварским способом. Рано или поздно оно само уменьшится или исчезает.

Каковы типичные ошибки и просчеты в начале кормления?

Если ребенку сразу дают прикорм, чай или соску, вместо того чтобы приложить его к груди в первые же часы жизни, то стремление ребенка сосать грудь снижается, что плохо влияет на регуляцию приема пищи у малыша и сложнейший процесс секреции и выделения молока у матери. Искусственные смеси, которые зачастую дают младенцам до того, как у матери начнет вырабатываться молоко, большинству детей не нужны и просто вредны. Если по медицинским показаниям ребенку требуется до-корм, то он должен получить пастеризованное материнское молоко из «банка материнского молока». Кормление из бутылочки и использование пустышки для того, чтобы «успокоить» ребенка, вместо того чтобы приложить его к груди, - все это приводит к тому, что малыш приучается сосать совершенно другим способом. Это часто сбивает ребенка с толку, и он уже не может научиться сосать правильно и эффективно.

Какие принципиальные ошибки подстерегают мать чаще всего и как ей их избежать?

Частой и фундаментальной ошибкой является типичное еще отдельное размещение матери и ребенка после родов и до выписки из роддома. Неблагоприятным фактором для развития процесса лактации является ситуация, если ребенка не прикладывают к груди сразу после родов (в течение получаса, максимум двух часов). Разлучение ребенка с матерью на время более длительное, чем необходимо для проведения осмотра, анализов и медицинских процедур, вызывает у матери и младенца стресс. Это ведет к запоздалому освобождению груди от приливов молока и в перспективе - к уменьшению лактации в результате возникновения фактора, который начинает воздействовать на переполненную молочную железу, и подавляет секрецию молока (так называемый пролактин-ингибирующий фактор). Он имеет большое значение для регулирования выработки именно того количества молока, которое отвечает реальным потребностям ребенка. Но в данной ситуации его влияние прямо противоположно задуманному природой.

Несоблюдение того режима кормления, который здоровый ребенок устанавливает для себя сам, и принуждение младенца нескольких дней от роду к приемам пищи по часам влияет на его индивидуальный выбор частоты и длительности кормлений в критический для него период и может позднее привести к недокармливанию или перекармливанию.

Несоблюдение правил техники кормления в случае с плохо сосущим, но здоровым ребенком и непрофессиональный подход к ошибкам крайне вредны именно на начальном этапе жизни матери с младенцем, в те дни, когда они узнают друг друга, привыкают друг к другу и приобретают практический опыт совместного существования.

Что касается новорожденных, относящихся к группе риска, и - с другой стороны - их матерей, то недостаточное внимание к специфике ухода за недоношенными детьми и детьми с низким весом, за новорожденными с выраженной желтухой и т. д., а также невнимание к особенностям их кормления приводит к проблемам с грудным вскармливанием, довольно типичным для таких малышей. По приблизительным оценкам, лишь около половины из всех недоношенных детей матери кормят грудью. В результате именно эта группа малышей оказывается в ситуации, более благоприятной со всех точек зрения. Грудное вскармливание частично компенсирует тот вред, который приносит ребенку преждевременное рождение или болезнь.
Если ребенку на грудном вскармливании все-таки нужен докорм, то использование соски и бутылочки допустимо лишь тогда, когда другого выхода нет. Во всех остальных случаях малыша нужно докармливать альтернативными способами - с использованием специальных приспособлений, вспомогательных устройств, питательных зондов, стаканчиков и т. п.

Непрофессиональная помощь при нарушениях лактации (позднее наступление лактации, болезненное наливание груди) и при других недомоганиях кормящей матери может стать причиной ситуации, приводящей к сложном) и тяжелому состоянию женщины, чреватому стрессом и для нее, и для ребенка, а впоследствии - к преждевременному прерыванию грудного вскармливания.

Специальные приспособления для кормления грудных детей (поршневой молокоотсос, «колпачки», соски), использованные в неподходящий момент или неправильным образом, не помогают, а скорее вредят ребенку.

После возвращения из роддома женщина большую часть времени занята кормлением ребенка и уходом за ним. Часто у нее возникает ощущение, что она только и делает, что кормит малыша. Необходимо, чтобы она отдыхала, как только у нее выдастся свободная минута.

Семья должна ценить и уважать самоотверженность и любовь матери, которая отдает всю себя заботам о ребенке. Многие ее обязанности может взять на себя кто-то другой. Кормить же своего ребенка может только она. Гормональные изменения, произошедшие в ее организме в течение беременности и после родов, вызывают чувство повышенной утомляемости, а также смены настроения, обусловленные склонностью к слишком острым эмоциональным реакциям на ситуации, которые в другое время показались бы вполне обычными. Женщина, отдающая себе отчет в том, что с ней происходит, окружающие ее люди и чуткий, понимающий партнер знают, что это временные явления и что все постепенно наладится.
Сначала ребенок просит есть очень часто, примерно каждые 2-3 часа, 10-15 раз в сутки. Где-то после шестой недели в кормлении появляется определенная регулярность, перерывы между приемами пищи становятся дольше. Иозеф Швейцар писал об этом так: «Только между шестой и восьмой неделями ритм кормления начинает сам по себе упорядочиваться; появляются регулярные паузы днем и большой перерыв ночью. Младенец устанавливает этот режим сам, мать же, если хочет своему ребенку добра, дает ему в этом смысле полную свободу и ни к чему его не принуждает».

И всегда справедливо правило: кормить нужно так часто и так долго, как того требует ребенок. Перерыв между кормлениями, превышающий 6 часов, вызывает чувство переполнения и давления в груди - и может понизить секрецию молока.

Как выглядит кормление в последующие дни и недели?
В первые недели матери часто волнуются, достаточно ли у них молока, хорошее ли оно и хватает ли его ребенку. Грудь уже не так налита, как в роддоме, и молоко выглядит по-другому. Густое желтоватое молозиво исчезает, и начинает выделяться более белое зрелое молоко. В этот период его подразделяют на «переднее» и «заднее». Переднее, на вид более бледное, сладкое и не такое жирное, предназначено для утоления жажды. В процессе кормления молоко становится более жирным (заднее молоко), и им ребенок насыщается. Если малыш сосет столько, сколько хочет сам, он всегда получит то молоко, которое ему в данный момент необходимо. Чтобы ребенок выпивал достаточное количество жирного молока, рекомендуется с третьей недели во время каждого кормления подолгу давать ему одну грудь. Если малыш не насытится, он получит потом молоко из другой груди.

Иозеф Швейцар добавлял к этому: «Только в самом раннем возрасте, в первые месяцы своей жизни, ребенок получает пишу, идеально отвечающую его потребностям; пища эта была создана природой специально и исключительно для человеческих детенышей, и потребляют они ее способом, также идеально отработанным природой, - приникая к материнской груди. Ситуация эта в жизни человека уникальна и не повторяется.больше никогда».

Для повышения лактации можно прикладывать ребенка то к одной, то к другой груди, чередуя их по нескольку раз во время кормления. Это происходит обычно в период «скачка роста», когда ребенок снова хочет есть больше и чаще. Но матери иногда думают, что ребенку уже «мало молока». И вместо более частых кормлений они дают малышам искусственный прикорм и отлучают их от груди раньше времени. Но случаи настоящей нехватки молока у матери довольно редки. Гораздо чаще причиной отлучения от груди становятся недостаточная уверенность матери в себе и в своей способности выкормить ребенка, неумение распознать признаки того, что процесс вскармливания находится под угрозой, и слишком позднее обращение за помощью к специалистам.

Иозеф Швейцар подчеркивает огромное значение долговременного грудного вскармливания с точки зрения иммунологии: «Позже, в период перехода на смешанное детское питание во второй половине первого года, когда ребенок уже получает материнское молоко лишь в небольшом количестве, в этом молоке опять концентрируются защитные вещества, которые по-прежнему способны уберечь малыша от инфекций, как и раньше, при полном грудном вскармливании. Таким образом, совершенно очевидно, что материнская грудь не только создает для ребенка самую лучшую пищу на свете, но и охраняет его здоровье все то время, что мать кормит малыша своим молоком. Открытие этой функции молочных желез и взаимосвязи их работы с потребностью ребенка в защите от инфекций имеет революционное значение. Теперь мы знаем, что материнская грудь - это чрезвычайно важный орган иммунной системы человека, необходимый компонент комплекса так называемой иммунной системы слизистых оболочек, неразрывно связывающий мать с ребенком на протяжении всего периода грудного вскармливания. Первые шесть месяцев своей жизни малыш должен получать только материнское молоко. В это время ему не нужно давать ничего другого, поскольку любой докорм мешает приему естественной для малыша пищи. Что угодно, даже вода или чай, ограничивает получение молока, ибо когда организм младенца регулирует прием пищи; жидкости эти воздействуют на него так же, как и молоко - вызывают чувство насыщения. Поэтому совершенно ошибочно также докармливать ребенка фруктовыми соками или фруктами, равно как и давать ему перед едой овощные прикормы до шестого месяца жизни. Материнское молоко полностью компенсирует потребности малыша во всех тех веществах, которые необходимы для развития детского организма, в том числе и потребность в воде. Ребенок лучше утолит жажду материнским молоком и будет его пить больше и чаще, если ему это нужно».

Как выглядит ребенок, получающий достаточно молока?

Каждый ребенок после рождения теряет в весе, поскольку меняется водный баланс его тела. Кривая изменения веса малыша на грудном вскармливании не должна круто идти вверх, и прибавку в весе нельзя считать единственным показателем того, что кормления ребенка успешны. Одно «контрольное» кормление также не дает точной информации о достатке или нехватке молока, так как количество и состав полученного малышом молока меняются от кормления к кормлению и бывают у разных детей неодинаковыми.

К этому Йозеф Швейцар добавляет: «Поскольку ребенок сам определяет, сколько ему нужно молока, взвешивать его раз в несколько дней при кормлении и отслеживать количество выпитого молока бессмысленно. Тем более что количество молока колеблется не только в течение дня, но и от одного дня к другому. Обычно ребенок получает больше всего молока утром и вечером, в полдень же - порой лишь половину утренней "порции". Иногда все, что малыш получил за день, составляет лишь треть от выпитого накануне. На эти вариации при кормлении повлиять нельзя. Младенца, который получает лишь грудное молоко, перекормить трудно. Невозможность заставить ребенка выпить больше, чем ему нужно, охраняет малыша от набирания лишнего веса и в значительной степени - от тучности в дальнейшей жизни, поскольку его организм не привыкает откладывать избыток пищи в виде жирового запаса».

При попытках выяснить, получает ли ребенок достаточно молока, часто проводят неверный тест, давая малышу бутылочку с молоком или с чаем после грудного кормления. Но большинство детей выпивает немного предложенной жидкости, даже если они не голодны. Зеленый цвет стула ребенка также не является сам по себе признаком недостатка молока. Стул ребенка на грудном вскармливании может через какое-то время позеленеть на пеленке, особенно у малышей с выраженной желтушкой новорожденных.

С конца первой недели и до конца первого месяца у ребенка бывает несколько раз в день жидкий желтый стул. Позже частота стула уменьшается, его может не быть и несколько дней - и все это не говорит ни о недостатке молока, ни о запоре. Это свидетельствует о том, что ребенок полностью усваивает молоко. Но хорошо известно: 6-8 мокрых подгузников в день однозначно доказывают, что ребенку хватает молока. О недостатке молока говорит малое количество мокрых подгузников, коричневый, дурно пахнущий стул со слизью, отсутствие прибавки в весе и беспокойство ребенка.

При реальном недостатке материнского молока совершенно неправильным шагом является срочное введение в рацион ребенка искусственного докорма. У малыша, который унаследовал предрасположенность к непереносимости коровьего молока, одна его порция может вызвать весьма нежелательные последствия. Безопасным способом повышения лактации является постоянное перекладывание малыша от одной груди к другой во время одного кормления и более частые кормления по ночам. Выработка молока - это проблема спроса и предложения. Чем чаще й технически правильнее прикладывать малыша к груди, тем больше молока он высосет, тем лучше освободится молочная желёз% и тем больше молока в ней образуется.

В каких случаях ребенок, скорее всего, получает недостаточно молока:

  • если за три недели у него не восстановилась исходная масса тела;
  • ребенок долго остается «желтым» и сонным;
  • в первые дни и недели просит есть меньше шести раз в день;
  • подгузники у него редко бывают мокрыми (норма - 6-8 мочеиспусканий в день);
  • стул с дурным запахом, коричневатый, но не зеленый, и его в подгузнике мало;
  • в течение первых четырех недель частота стула у ребенка - меньше 3-4 раз в день (а начиная со второго месяца - еще реже, например 1 раз в несколько дней, однако ребенок спокоен и хорошо сосет);
  • показатели роста ребенка отстают от центильных кривых скорости роста.

Что нужно делать:

  • обратиться за профессиональной помощью к консультантам с серьезным опытом работы по этой проблеме;
  • проверить, правильна ли техника кормления;
  • кормить как можно чаще (10-20 раз в сутки, из них 1-2 раза ночью);
  • прикладывать ребенка к обеим грудям при каждом кормлении;
  • во время каждого кормления по нескольку раз перекладывать малыша от одной груди к другой;
  • перед кормлением помассировать и прогреть ту грудь, к которой будет приложен малыш, для стимуляции возникновения рефлекса выделения молока;
  • полностью посвятить себя ребенку, препоручив все остальные дела другим членам семьи;
  • больше отдыхать и правильно питаться;
  • не использовать бутылочку и соску даже для временного докорма малыша;
  • в случае необходимости докорма (даже временного) использовать для кормления ложечку, а не бутылочку.

Плач ребенка далеко не всегда бывает следствием голода или даже болезни. Самые частые причины плача - это мокрые подгузники, боли в животике, вызванные газами, усталость, жажда, холод и т. п. Ребенок хочет оказаться в объятиях у матери, почувствовать ее тепло и ласку.

Недоношенные дети или новорожденные с выраженной желтушкой бывают очень спокойными, сонными, и их приходится будить для кормления. Если ребенок не прибавляет в весе, нужно кормить его чаще, чем каждые 3 часа - и чередовать при этом груди так, чтобы давать малышу каждую как минимум два раза за одно кормление. Число кормлений в этом случае - больше 10-12 раз в сутки. В процессе кормления полезно стиснуть грудь той рукой, которой мать дает ее малышу. Это улучшает приток молока к ареоле, и ребенок сосет лучше.

Как хранить материнское молоко? Каждая мать в период повышенной лактации должна сделать небольшой запас сцеженного молока - на случай, если позже она по каким-либо причинам не сможет сама покормить ребенка или ей придется раньше времени отлучить его от груди. Избыток материнского молока нужно сцедить тщательно вымытыми руками в прокипяченную бутылочку для кормления или в специальных контейнерах для хранения грудного молока, которые можно потом хранить закрытыми в холодильнике 24 часа, а в морозильной камере - до трех месяцев. Когда молоко понадобится, его достаточно согреть при комнатной температуре или на водяной бане. В случае отсутствия матери молоко это может дать ребенку любой другой человек - из ложечки или с помощью шприца соответствующего размера. Конечно, в микроволновой печи молоко согревать не следует. Прогрев бутылочки будет неравномерным, что приведет к потере части полезных свойств молока. Размороженное молоко необходимо использовать в течение 24 часов; снова замораживать его нельзя.

Каковы основные проблемы, возникающие при кормлении, как их предотвратить и как их лучше всего решить?

Мать должна иметь возможность превратить минуты кормления в блаженное время тишины и покоя, когда оба - и она и ребенок - снова неразрывно слиты и купаются во взаимной любви.
Однако в течение первого полугодия могут возникнуть различные сложности. Если мать подготовлена к ним, то она знает, что их можно преодолеть. При поддержке близких и помощи опытных людей, готовых дать мудрый совет, так нередко и происходит.

Напряжение и нервозность матери, ее неуверенность в себе, а также заботы самого разного свойства могут сначала неблагоприятно повлиять на выделение молока, а потом, как следствие этого, обусловить и понижение лактации. Рефлекс выделения молока ослабевает. И тогда ребенку приходится сосать, прилагая больше усилий и дольше, прежде чем молоко поступит в сосок и потечет интенсивнее. Малыш при этом ведет себя беспокойно, плачет, выпускает сосок. Причина - стресс самого разного характера (который сама женщина часто даже не осознает), болезненное кормление, страх приложить ребенка к груди - при заболеваниях молочной железы, использование сосок, бутылочек, ограничение времени и частоты кормлений, неравномерное освобождение груди, которое ведет к возникновению болезненных уплотнений, а через несколько часов - к повышению температуры и к возникновению слабости у матери. В дальнейшем же недостаточное освобождение груди быстро и неминуемо приводит к понижению лактации.

Молоко, не высосанное ребенком из груди, означает для созданной самой природой регуляции лактации только одно - понижение секреции молока и конец грудного вскармливания.»

Что можно сделать при ослаблении рефлекса выделения молока:

  • перед кормлением помассировать грудь;
  • приложить перед кормлением к молочным железам теплый влажный компресс;
  • массируя отекшую ареолу и надавливая на нее пальцами, придать ей правильную форму и «сформировать» сосок;
  • сцедить немного молока перед приложением ребенка к груди;
  • перед кормлениями регулярно выпивать стакан теплой жидкости;
  • привести в порядок соски, вылечить дрожжевую инфекцию на них.

Как ни парадоксально, обратная ситуация - повышенный рефлекс секреции молока - тоже может осложнить кормление, по большей части - на второй-третьей неделе жизни ребенка, вскармливание которого до того шло вполне успешно. Такой ребенок захлебывается и отворачивается от груди, после еды срыгивает, во время кормления в уголках его губ все время видно молоко.

Что можно сделать при переизбытке молока:

  • перед кормлением сцедить некоторое количество молока, чтобы в начале кормления ток молока не был для ребенка слишком сильным;
  • во время кормления держать ребенка почти стоймя (вертикально);
  • не давать молоку вытекать из груди самопроизвольно, для чего матери следует кормить малыша, откинувшись назад;
  • остановить истечение молока, прижав ладонью сосок другой груди;
  • прервать кормление, если молоко начинает течь большой струей и ребенок с ней не справляется;
  • продолжить кормление через 1-2 минуты, когда ток молока замедлится.

Как избежать боли при кормлении?

Чаще всего возникают проблемы с сосками, и решать их приходится почти каждой матери.

Болезненный сосок и трещинки на нем являются следствием непра

Общие положения

Кратность кормлений для ребенка, родившегося доношенным и зрелым, с нормальной массой тела, устанавливается по его требованию. В первые дни, когда в груди матери молока еще мало, длительность кормления может составлять до 20-30 минут, но уже к концу первой недели жизни не должна превышать 15-20 минут. Обычно при режиме свободного вскармливания новорожденный ребенок может получать грудь до 10-15 раз в сутки. Такое частое кормление способствует лучшему становлению лактации. Впоследствии, по мере роста ребенка, у него обычно вырабатывается свой режим кормления – от 6 до 8 раз в сутки и, как правило, без ночного перерыва. Однако кормление ребенка в ночное время способствует большей выработке грудного молока. При таком режиме кормления ребенок отличается спокойным поведением, хорошим настроением, крепко спит, дает необходимую прибавку в весе, а у матери при таком типе кормления вырабатывается большее количество молока и способность к его секреции сохраняется длительное время.
При каждом кормлении ребенка можно прикладывать к обеим молочным железам. С учетом того, что грудное молоко содержит до 87-90 % воды, при достаточном уровне лактации потребность ребенка в жидкости полностью обеспечивается даже в условиях жаркого климата. Допаивание кипяченой водой допустимо лишь при высокой температуре окружающего воздуха (выше 25°С) и/или наличии у здорового ребенка даже легких признаков обезвоживания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания постепенно увеличивается, достигая постоянного уровня 700-800 мл в день примерно через 1-2 месяца после рождения, с возрастом возрастает лишь незначительно.

Десять врачебных принципов для успешного грудного вскармливания

  1. Необходимо строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения рожениц и всего медико-санитарного персонала.
  2. Обучать весь медико-санитарный персонал необходимым навыкам для осуществления правил грудного вскармливания.
  3. Постоянно и своевременно информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания.
  4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
  5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если матери должны быть временно отделены от своих детей.
  6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
  7. Практиковать круглосуточное совместное размещение матери и новорожденного, разрешать им находиться вместе в одной палате.
  8. Поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка, а не по расписанию.
  9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств (имитирующих грудь или успокаивающих).
  10. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди

Вопрос о противопоказаниях к кормлению ребенка грудью решает только врач. Выделяют две разновидности противопоказаний:

1. Со стороны матери:

  • оперативное вмешательство в родах;
  • тяжелые формы гестозов;
  • значительные кровотечения во время родов и в послеродовом периоде;
  • открытая форма туберкулеза;
  • состояние декомпенсации хронических заболеваний сердца, легких, почек, печени;
  • острые психические заболевания;
  • злокачественные новообразования.

При положительной серологической реакции на ВИЧ–инфекцию молоко можно сцеживать и после стерилизации давать ребенку, учитывая желание матери.
2. Со стороны ребенка:

  • оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов;
  • тяжелая степень асфиксии новорожденного;
  • нарушение мозгового кровообращения II-III степени;
  • глубокая степень недоношенности;
  • тяжелые аномалии и пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, сердца, желудочно-кишечного тракта и др.).

К числу противопоказаний до последнего времени относили также родоразрешение путем кесарева сечения. В настоящее время кесарево сечение не является строгим противопоказанием к грудному вскармливанию с первого дня жизни новорожденного. После окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец – в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди.
Данный перечень заболеваний позволяет считать, что противопоказания к кормлению грудью встречаются исключительно редко. Вопрос о том, можно ли такого ребенка вообще кормить грудью в последующем, зависит от его состояния и решается в индивидуальном порядке.

Правила и техника кормления грудью

Каждая женщина может кормить ребенка грудью. Кормление грудью не разрешается только в исключительных случаях, когда мать страдает тяжелыми заболеваниями (см. Противопоказания к кормлению грудью). При большинстве острых инфекционных заболеваний матери грудное кормление не отменяется. Но мать должна соблюдать определенную осторожность: надевать маску из нескольких слоев марли, тщательно мыть руки. В остальном все проблемы возникают из-за незнания правил и техники кормления.

Первое правило – очень важное – ранний контакт матери с ребенком в первые 30 минут после рождения. Во многих родильных домах придерживаются еще «старых традиций»: дают ребенка матери только через 12, а иногда и через 24 часа после рождения. Это неправильно. В настоящее время повсеместно и настоятельно внедряется другой метод – раннего прикладывания. Суть его в том, что надо максимально быстро, в течение первых 30 минут после появления младенца на свет приложить его к груди. Делается это так: сразу после рождения ребенка кладут на живот матери. Этот контакт «кожа к коже» позволяет малышу почувствовать материнское тепло, биение ее сердца. Затем ему помогают найти грудь и взять сосок. И даже если при этом он получит хотя бы несколько капель молозива, все это предохранит его от многих неприятностей в будущем.
Отмечено, что ранний контакт с матерью способствует выработке грудного молока в большем объеме и более длительно. Если прикладывание малыша к груди непосредственно после рождения затруднено (кесарево сечение, болезнь матери или ребенка), сделать это надо сразу, как только станет возможным.

Второе правило – не менее важное – правильно приложить ребенка к груди, что предупредит появление трещин и обеспечит нужное количество молока в дальнейшем. Нет никакой необходимости в специальной обработке сосков перед кормлением, так как это ведет к удалению натуральных масел с кожи сосков и ареолы, на ней могут быстро образоваться трещины. Кормить ребенка можно лежа или сидя, близко поднося его к груди; чтобы малыш мог взять в рот достаточно большую часть груди. Ребенок должен быть расположен плотнее и лицом к матери, «живот к животу», чтобы ему не надо было поворачивать голову. Необходимо поддерживать младенца за спинку и плечи, не надавливая на голову, иначе он будет рефлекторно откидывать ее назад.
Грудь следует взять в ладонь четырьмя пальцами снизу и одним сверху, расположив пальцы дальше от соска, чтобы не мешать ребенку дышать. Голодный ребенок обычно сам открывает рот и ищет грудь. Если он этого не сделал, соском необходимо прикоснуться к губам ребенка, чтобы он открыл рот. Ребенок должен захватить не только сосок, но и обязательно околососковый кружок (ареолу), а также часть груди ниже ареолы. Это предупредит аэрофагию у ребенка и образование трещин и воспаление сосков у матери. Нижняя губа ребенка должна быть вывернута наружу, подбородок, щеки и нос – плотно прилегать к груди. Ребенок втягивает сосок и ареолу груди, а затем, надавливая на них языком, выжимает молоко.
Если мать почувствовала боль – это значит, что ребенок неправильно взял грудь, надо осторожно прикоснуться пальцем к губам ребенка, чтобы он открыл рот и попытаться приложить повторно.

Третье правило – кормить ребенка рекомендуется по потребности, в первые дни по 10-15 раз в сутки; у каждого ребенка свой биоритм, и через 2 недели вырабатывается режим кормления – обычно до 6-8 раз в сутки. Следует давать ребенку поочередно сосать обе груди. Это способствует выработке молока. Не следует делать ночных перерывов в кормлении – ночное молоко более калорийно.
Частое кормление способствует увеличению лактации. Рекомендуется давать ребенку возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Состав молока меняется в течение суток и в течение одного кормления. Молоко всегда ценно и полезно, оно не бывает плохим, в грудном молоке есть вода и все вещества, необходимое для утоления жажды и голода. Дети сосут грудь для ощущения комфорта так же, как и для утоления голода.

Четвертое правило – не следует сцеживать молоко, так как грудная железа должна получать правильную информацию (через нервно-мышечный и железистый аппарат, гуморальным путем) о нужном для ребенка количестве молока. В течение дня ребенок высасывает разное количество молока. Важен психологический контроль, желание кормить, вера в то, что грудное молоко – это лучшая пища для малыша. Однако в отдельных случаях (нагрубание, избыточная лактация и т. д.) надо сцедить молоко.

Пятое правило – ребенку не надо никакой дополнительной пищи до 4-6 месяцев. Если дополнительно кормить ребенка из бутылочки, то продукция грудного молока уменьшается, ребенок сосет не так активно, так как уже не голоден. При необходимости дополнительного питания пищу лучше давать с помощью чашки, чайной ложки или пипетки.
Основной показатель того, достаточно ли ребенку грудного молока – его поведение. Если после очередного кормления малыш спокойно отпускает грудь, имеет довольный вид, достаточно долго спит (возможно, частично бодрствует) до следующего кормления, значит, молока ему хватает. Получая достаточное количество грудного молока, ребенок мочится не менее 6 раз в сутки, стул имеет однородную желто-соломенную мягкую консистенцию, без неприятного запаха; частота испражнений от 1 до 6-8 раз в сутки.

Затруднения при кормлении грудью

Со стороны матери:

  1. Маленькие, плоские соски. Используют специальные накладки, массаж сосков до родов.
  2. Задержка появления молока. У большинства женщин нагрубание молочных желез и интенсивное образование молока наступает на 3-5 день после родов. Однако у некоторых женщин становление лактации может задерживаться до 15-20 дня. В этих случаях не стоит спешить с диагнозом гипогалактии. Необходимо прикладывать ребенка к груди не менее 12 раз, давать ребенку обе груди, как можно дольше избегать докармливания ребенка. Если приходится прибегать к докармливанию, следует давать докорм с ложечки.
  3. Чрезмерно интенсивное образование молока. В этой ситуации возникают затруднения при захватывании ребенком соска напряженной, болезненной железы. При этом необходимо прибегать к специальному «сцеживающему» массажу.
  4. Ссадины и трещины сосков. Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью.

Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. В родильном доме мать кормит ребенка в положении лежа. Она ложится на бок и приближает молочную железу к лицу ребенка. При прикосновении щеки к молочной железе ребенок открывает рот, отыскивает сосок и крепко обхватывает его (физиологические поисковый и сосательный рефлексы). Необходимо следить за тем, чтобы ребенку в рот попал не только сосок, но и околососковый кружок. С 3-4 дня мать начинает кормить ребенка в положении сидя. Поза должна быть удобной, обеспечивать опору для спины и руки, на которой лежит малыш. Голова ребенка должна лежать на локтевом сгибе согнутой руки.
Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.
Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочными железами и соблюдать следующие правила:

  1. Строгое соблюдение правил личной гигиены. Перед кормлением необходимо тщательно вымыть руки. Безупречно чистым должен быть бюстгальтер (из хлопчатобумажной ткани).
  2. Перед кормлением следует сцедить несколько капель молока, находящегося в выводных протоках молочной железы, так как это молоко может быть инфицировано. Прежде чем приступить к кормлению, соски нужно протереть стерильной ваткой, смоченной кипяченой водой.
  3. Необходимо избегать частого мытья желез с мылом, так как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков. Не пользоваться кремами, растворами антисептиков, антиперспирантами, так как они могут вызывать развитие дерматита у ребенка.
  4. После кормления одной грудью обязательно следует приложить вторую, а следующее кормление начинать с той груди, которой закончилось предыдущее.
  5. После кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе. Остатки молока можно снять мягкой хлопчатобумажной тканью. Соски всегда должны быть сухими. Для этой цели можно использовать специальные гигиенические прокладки или стерильные марлевые салфетки.
  6. Использовать специальное белье для кормящей женщины (бюстгальтеры), которые обеспечивают оптимальное положение молочных желез и предотвращают лактостаз/

Обрабатывать трещины сосков лучше всего сцеженным грудным молоком либо различными антисептическими растворами, отварами трав.
Профилактика ссадин и трещин сосков заключается в правильной технике «отнимания» груди: ребенок сам должен открыть рот и отпустить сосок, который иначе травмируется. Чтобы вынудить ребенка открыть рот используют разнообразные приемы: кратковременно сжимают нос, надавливают на подбородок.

Со стороны ребенка:

  1. Ринит при ОРВИ. Для облегчения сосания непосредственно перед кормлением закапывают сосудосуживающие капли.
  2. Слабая сосательная активность. Необходимо чаще прикладывать ребенка к груди, сцеживать молоко и докармливать им ребенка с ложечки.
  3. Пороки развития зубочелюстной области – расщелины твердого неба и губы («заячья губа», «волчья пасть» и др.), недоразвитие нижней челюсти.