Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Кроме этого, можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисуйте все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» — «Гномики и домики » (Ozon , My-shop ), «Большой-маленький » (Ozon , My-shop ).

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка (My-shop , Read ) или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (KoroBoom , Лабиринт , My-shop ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала верхнюю половинку одного животного и начинала подставлять к ней разные варианты нижних половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (KoroBoom , My-shop , Ozon ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой.

Эта игра очень полезная, она поможет ребенку научиться координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность справляться самостоятельно с этой нелегкой кулинарной задачей:)

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (Лабиринт , My-shop ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

На этом все. В ближайшее время обязательно опубликую подборку развивающих игр для малышей постарше – от 1,5 лет. Не пропустите !

Оксана Клюева
Картотека игр для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)

1. Игра «Зайка, зайка, попляши!»

В руках воспитателя игрушка – заяц на «шляпной» резинке.

Дети стоят около воспитателя. Зайчик на резинке прыгает

от одного малыша к другому.

Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!

Вот так! Вот так! Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, милых деток забавлять!

Вот так! Вот так! Милых деток забавлять!

2. Игра «Маленькие ножки»

Воспитатель стоит лицом к детям, показывает движения :

топает ногами и говорит слова. Дети по показу повторяют

за воспитателем движения.

Маленькие ножки, маленькие ножки!

За водой ходили маленькие ножки!

И домой спешили маленькие ножки.

Дома танцевали, ой как танцевали

Маленькие ножки!

Воспитатель повторяет слова несколько раз.

3. Игра «Шла коза по мостику»

Около воспитателя стоят дети. Воспитатель покачивается

вправо-влево, дети повторяют за воспитателем движение.

Шла коза по мостику, по мостику, по мостику

И болтала хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Зацепилась за перила – прямо в речку угодила!

(Дети приседают вместе с воспитателем на корточки.)

Игра повторяется несколько раз. Если дети не все

повторяют движения за воспитателем, не следует заставлять

4. Игра «Дети хлопать все умеют»

Дети стоят около воспитателя. Воспитатель напевает

(или проговаривает) слова и выполняет движения. Дети

по показу воспитателя выполняют действия.

Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют.

Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют.

Повторяется несколько раз.

5. Игра «Прыгай побыстрей»

Педагог собирает детей в круг , предлагает взяться за руки,

ритмично прыгать вверх-вниз, приговаривая :

Прыгай, прыгай побыстрей,

Прыгай, прыгай веселей.

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Крепче за руки держись!

6. Игра «В нашей группе»

Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в

ладоши, приговаривая :

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей :

А у нас есть… Настя,

А у нас есть… Петя и т. д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

7. Игра «Попрыгунчик»

Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая

слова действиями, а потом предложите малышу

присоединится к вам :

Стоит в поле теремок. (Сядьте на корточки и накройте голову руками.)

Кто в тереме живет?

Дверка открывается (Медленно приподнимаете руки над головой.)

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш, ба-бам! (Подпрыгиваете, вытягивая руки вверх.)

Попрыгунчик там!

8. Игра «Топ, топ, стоп»

Возьмите ребенка за руку и идите, приговаривая :

Топ, топ, топ, топ, топ, стоп.

На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идете вприпрыжку .

Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп, стоп.

Опять останавливаетесь на слове «стоп» .

9. Игра «Покажи нос»

Дети стоят напротив воспитателя, который говорит им :

– Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

Вы смотрите не зевайте и за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.

какую-либо часть лица, тела :

«Уши – уши» – все показывают уши.

«Глазки – глазки» – все показывают глазки.

«Ручки – ручки» – все показывают ручки и т. д.

10. Игра «Поймай зайчика»

Воспитатель показывает детям солнечного зайчика на

стене, обращая внимание на то, что он прыгает, замирает,

потом вдруг неожиданно убегает.

Солнечные зайчики, прыг, прыг, скок.

Прыгают, как мячики, прыг, прыг, скок.

Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда

давая им возможность ловить световое пятно.

Если зайчик «устал» , спрятался в норку, детям предлагается

тоже отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

11. Игра «Ладушки-хлопушки»

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия :

– Ладушки – ладушки, звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки, хлопаем немножко. Да!

(Громко хлопаем в ладоши.)

– Кашу варили, ложечкой мешали.

(Взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки

по ладошке левой.)

– Куколку кормили. Да!

– Кошечке давали. Да!

(Протягиваем левую ладонь вперед.)

– Кулачки сложили, кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(Сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете

ими друг о друга.)

– Ладошки плясали, деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да!

(Делаем фонарики.)

– Ладушки устали, ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки, баю-бай, ладушки. Да!

(Складываем ладони рук и подкладываем их под щеку.)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 244

Дидактические игры с детьми раннего возраста

(от 1 до 3 лет)

Выполнила:

Белоногова Елена Михайловна

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Ульяновск, 2014

Аннотация

В методической разработке представлены развивающие дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста от 1 года до 3 лет.

Забавные игры с мягкими пазлами развивают мелкую моторику, речь, внимание, мышление, восприятие у ребенка, развивают сенсорные чувства. Эти игры устанавливают и поддерживают между мамой и ребенком близкие, доверительные отношения, так как взрослый принимает непосредственное участие во всех играх детей. Игры помогают наладить более тесный контакт с окружающим миром.

Методическая разработка содержит описание игр, которые являются авторскими. Игры изготовлены своими руками.

Методическая разработка может быть использована родителями, воспитателями ясельных групп дошкольных учреждений, педагогами, работающими с детьми раннего возраста.

Введение

Тема раннего развития очень актуальна и требует самого серьезного отношения и внимания к ней со стороны родителей и педагогов.

Начинать развитие надо как можно раньше. По словам Б. П. Никитина «Первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырасти позже».

Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия».

Цель методической разработки – раскрыть содержание дидактических игр и показать их влияние на умственное развитие ребенка.

Дидактические игры являются необходимым и наиболее действенным методом воспитания и обучения детей раннего возраста, в частности в формировании у них высших психических функций, моторики пальцев и координированных движений рук, развития речи, сенсорных чувств, любознательности, устойчивого интереса и волевых черт характера.

Представленные в методической разработке игры опробованы на детях раннего возраста, посещающих семейный игровой центр «Вместе». Эти игры увлекают малышей. Их легко смогут сделать родители, педагоги из подручного материала.

Игры необходимо проводить под контролем взрослых, чтобы ребенок не смог нанести себе вред, засунув мелкие детали в нос, рот, уши.

Игры можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми раннего возраста.

Мягкие пазлы

Особый материал, из которого можно изготовить развивающие игры не ломается, не рвется, легко гнется, он безопасен.

Мягкий пазл совершенствует мелкую моторику; способствует развитию воображения; стимилирует творческую активность малыша.

Виноград

Оборудование: мягкий пазл «виноград» с большими и маленькими круглыми отверстиями, маленькие и большие круглые вкладыши.

Виноград

Виноград, виноград

Много ягодок подряд

Выросло на ветке –

Объеденье деткам.

Раздать детям индивидуальный материал для совместной работы с мамой.

Обратите внимание детей, что отверстия у винограда разные, большие и маленькие и вкладыши (ягодки) тоже большие и маленькие.

Большими и маленькими ягодками можно закрыть все отверстия.

Предложить детям вставить ягодки (кружки) в соответствующие по размеру отверстия.

Жираф

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Жираф» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, картина жирафа.

Обратите внимание детей на высокий рост жирафа и на пятна по всему телу.

Прочитайте стихотворение.

Это что за великан

Ростом как подъёмный кран?

Это голову задрав

Нас приветствует жираф

Раздайте детям мягкий пазл «Жираф» (отдельно решетку и кружки) и предложите вставить кружки (пятнышки) в соответствующее по размеру отверстия.

Какой красивый жираф получился и весь в пятнышках.

Пароход

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Пароход» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши тех же размеров и формы, игрушечный кораблик.

Покажите детям игрушечный кораблик и прочитайте стихотворение, сопровождая текст движениями.

Кораблик плыл по речке

В небо он пускал колечки;

Пых – пых, пых – пых

Пых – пых, пых – пых

Наш кораблик плывет

На волнах качается.

Вверх – вниз, вверх – вниз

На волнах качается.

Раздайте детям для игры по мягкому пазлу «Кораблик».

Обратите внимание детей на окна кораблика (большие и маленькие).

Предложите вставить кружки (окошки) в соответствующее по размеру отверстия.

Пряники и печенье

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат), совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл с круглыми и квадратными отверстиями, вкладыши той же формы.

Маша гостей пригласила и напекла угощенье. Предложите малышам разложить пряники (кружочки) и печенье (квадраты) на поднос и подать гостям к чаю.

Яблонька

Цель: Учить детей соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Яблоня» с большими и маленькими круглыми отверстиями, вкладыши той же величины, картина (рисунок) яблони с яблоками.

Яблоки бывают большие и маленькие, желтые, красные и зеленые.

Раздайте детям игру и предложите украсить яблоньку яблоками; вставить кружки (яблоки) в соответствующие по форме отверстия.

Домик

Цель: Учить детей соотносить предметы по форме (круг, квадрат); развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мягкий пазл «Домик» с круглыми и квадратными отверстиями разной величины; вкладыши под отверстия.

Прочитайте детям стихотворение.

Мы построим крепкий дом

Будем жить все вместе в нем

Дом из бревен, с окнами

Будет теплый, светлый он.

Предложите детям достроить дом, вставив кружки и квадраты в соответствующие отверстия.

Заключение

Возраст ребенка до 3 – х лет - самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.

Надеюсь, что участие малышей в дидактических играх облегчит им дальнейшее обучение на занятиях в детском саду и подготовит к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.

Играйте с малышом как можно чаще. Играйте с удовольствием!

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски - все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).
Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит - пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами - мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье


Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).

Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки - рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.


Пальчиковые краски - отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом - сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.

Лепка из пластилина - очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» - отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).


Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте - чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.


Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования - не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.

Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят - с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

29 05.2016

Добрый день всем! Нет, пожалуй, ни одного родителя на свете, которого бы не волновал вопрос о том, как правильно развивать малыша, какие игрушки ему покупать, во что с ним играть. И всем родителям хочется, чтобы их кроха поскорее сказал свое первое слово.

Большинство из вас знает, что есть специальные игры для развития речи детей 1 года, но отношение к ним разное. Кто-то занимается с ребенком регулярно, кто-то – от случая к случаю или по настроению, а некоторые родители и вовсе не понимают, для чего нужно заниматься с ребенком.

Моторика бывает разная

Сегодня мы попробуем упорядочить речевые игры для малышей в небольшой список из 10 пунктов, опираясь на который вы, возможно, сможете спланировать ваши занятия с малышом. Прежде всего, давайте оговоримся, что игры для развития речи не должны быть навязчивыми или заведомо трудными для крохи.

Вам нужно учить ребенка двигаться по нарастающей, с постепенным увеличением нагрузки. И начинать нужно с самого простого. Конечно, в этом вопросе не обойтись без дидактических игр, которые ставят и выполняют конкретные цели.

N . B . Не забывайте об особенностях темперамента ребенка и способе его появления на свет. Учитывайте, что недоношенные дети все начинают делать позже и в стандартные рамки не вписываются. Просто в течение года вы будете замечать, как разрыв между вашим недоношенным малышом и его ровесниками, рожденными в срок, постепенно сокращается.

Речь ребенка развивается благодаря воздействию на его речевые центры через крупную и мелкую моторику. К крупной моторике относятся имитирующие и указательные движения. Если с возрастом малыш осваивает эту часть программы развития речи, то наряду с развитие мелкой моторики речь формируется гораздо легче и быстрее.

А чтобы крупная моторика развивалась правильно, родителям нужно уделять много времени тактильному общению с малышом. Прикосновения должны быть доступны ребенку в любой момент, когда он в них нуждается.

Это поможет избавиться от повышенного тонуса конечностей и, как итог, руки и ноги ребенка начнут выполнять свои функции вовремя, чтобы подготовить основу для развития речевого навыка.

Играем с удовольствием

Давайте перейдем непосредственно к упражнениям.

  • 1. Пальчиковые игры.

Основным в овладении любой группой навыков будет направленность на развитие тактильности ладошек и пальчиков рук, мелкие мышцы которых оказывают стимулирующее воздействие на отделы головного мозга с речевыми центрами. Пальчиковых игр вы можете подобрать или придумать множество, и играть в них с крохой с самого рождения. Вот известная Сорока-ворона, непоседливый Мальчик-пальчик, веселый Паучок или Капитошка, Ладушки.

  • 2. Повторюшки. Наверное, самые простые развивающие игры, эффект от которых потрясающий.

Повторяйте что угодно и где угодно. Главное, чтобы у крохи на слуху чаще были всевозможные га-га-га, жу-жу-жу и бо-бо-бо. Лучше, если получится это все зарифмовать, так у ребенка будет развиваться чувство ритма и музыкальный слух. Например,

Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!

Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!

Ручками – хлоп, хлоп!

Ножками – топ, топ!

Потянулись, улыбнулись!

Утро доброе! Проснулись!!!

Все это сопровождать легким массажем, нежными касательными движениями по головке, животику, спинке малыша.

  • 3. Стимуляция речевого ответа. Простые ритуальные упражнения.

Одним из важных моментов в речевом развитии является вопрос готовности малыша к общению, его желание и настроенность на разговор. По утрам здоровайтесь с ребенком, говорите Доброе утро! Если вы уходите по делам и не видитесь с малышом пару часов, приходя домой, говорите ему Привет! Как дела? Уходя – прощайтесь Пока-пока! или До свидания! И махайте рукой. Такие простые игры будут стимулировать ребенка отвечать сначала жестами, а потом и словами.

  • 4. Тренировка речевого аппарата. Сюда мы относим упражнения и развивающие игры, которые помогут ребенку впоследствии овладеть речью быстрее.

А) Это дыхательные упражнения , направленные на вдувание и выдувание воздуха ртом и носом (Ветерок, Догони перышко ). Для произношения некоторых звуков малышу понадобиться это умение.

Б) Это могут быть упражнения на смену громкости и темпа речи. С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием Ура! или Гол! А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки Баю-баюшки-баю!

  • 5. Дидактические игры. В литературе и на просторах интернета мы можем найти игры на развитие речи для детей, начиная со второго года жизни.

Давайте попробуем создать такую игру для малыша до 1 года. В дидактической игре для развития речи будем действовать на основе имеющихся знаний крохи. К 6-7 месяцам он знает уже предметы окружающей обстановки, этим и воспользуемся.

Например, наша цель – выучить новые слоги для обогащения лепета. Возьмите игрушку утку или лягушку, одну из них, покажите ее малышу и скажите, как она говорит – Кря-Кря! или Ква-Ква! Поиграйте игрушкой с крохой, повторяя новые слоги.

Затем сделайте перерыв, дайте малышу передохнуть. Через некоторое время повторите ваши действия. Вскоре вы увидите, что при названии игрушки ребенок ищет ее взглядом и пытается воспроизвести слоги.

  • 6. Мяч-массажер.

Стимулировать речевые центры через воздействие на рецепторы на ладошках – хороший и удобный подход к вопросу развития речи. Вы можете просто дать малышу в руки мячик с шипами, а можете сами покатать его по ладоням крохи. Все эти движения сопровождаем стихами, потешками и песенками. Лучше, если это будут материал, предназначенные именно для самых маленьких. Например, «Гули-гули полетели!», «Курочка клюет зерно!»

Купить мяч для массажа в « », «My-shop », на «Ozone »

  • 7. Потянемся и возьмем.

Начиная с 8 месяцев , игра становится не просто веселым времяпрепровождением, а и развивающей частью досуга.

Ребенок уже хорошо ориентируется в домашней обстановке, можно начинать воспитывать понимание речи окружающих. Ставим на видное место игрушку и просим карапуза найти ее. После этого тянемся к игрушке и берем ее руками или рукой. Проделывать такие упражнения можно регулярно, меняя игрушки и места их положения. Важно увидеть, что малыш понимает, что от него хочет мама.

  • 8. Развитие интеллекта.

Например, игра Большой-маленький не только поможет малышу усвоить противоположные понятия, но и будет тренировать артикуляцию, громкость и тембр речи.

Предложив малышу одинаковые игрушки разного размера, Матрешку, кубики или мячи, вы тоненьким голосом называете, какой мячик (кубик и т.п) маленький, а этот – какой БОЛЬШОЙ (соответственно меняется тембр голоса на более грубый). Можно сравнить малыша с игрушкой, конечно, он – большой (и ручки поднял над головой), игрушка – маленькая.

  • 9. Жмурки – прятки.

Возьмите яркий платок или косынку. На глазах у малыша положите на диван игрушку и накройте ее платком. Пусть ребенок сам поднимет платочек и увидит, кто спрятался. Стимулируйте малыша называть игрушку или для начала говорить ку-ку. Позже можно прятать под платок предмет, когда ребенок не видит, ему будет очень интересно найти неизвестное.

  • 10. Развитие внимания и памяти.

Предлагайте малышу игры с геометрическими фигурами, пирамидки, кубики, сортеры и вкладыши.

К концу первого года жизни ребенок выходит в развитии на новый этап, ему становится интересно следить за тем, как меняются предметы под его воздействием.

Например, сложите маленькую пирамидку сначала правильно, а потом не правильно. Спросите у малыша, все ли вы верно сделали? Конечно, он не ответит вам прямо и сразу, но со временем поймет, где ошиблась мама и с удовольствием исправит.

Вот мы и пробежались вкратце по играм для малышей до 1 года. Когда ваши детки подрастут, для вас встанет вопрос, как развивать речь ребенка в 1 год. Эту информацию вы тоже найдете на страничках блога.

Не переусердствуйте с занятиями и играми, следите за настроением своего карапуза, вовремя переключайтесь на другую деятельность. Желаю вам вдохновения и радостных минут с вашим любимым крохой. Пусть его первые слова порадуют вас и принесут счастье.

Читайте наши статьи об особенностях развития детей в разном возрасте, задавайте вопросы и предлагайте новые темы для обсуждения. Всего вам доброго.