«художественный образ подростка с девиантным поведением в русской и зарубежной литературах. Подростковый возраст и внешний вид

Премия «Книгуру» - самая крупная и влиятельная российская награда, присуждаемая в области подростковой литературы. В этом году она будет вручена в 6-й раз. В финал вышли 15 книг современных российских писателей. Это истории из школьной жизни, сюжеты о конфликте взрослеющего ребенка с семьей и близкими, фэнтези, исторические тексты, сказки и псевдоучебники. Обозреватель «Ленты.ру» Наталья Кочеткова прочла тексты шорт-листа.

Об окружающем мире

Станислав Востоков «Криволапыч» (для читателей от 10 лет)

Станислав Востоков - наш Константин Паустовский и Джеральд Даррелл в одном лице. Потому что сейчас только он умеет так писать о деревне, что интересно даже скучающим подросткам, и так рассказывать о животных, что даже когда звери о чем-то «подумали» и что-то «решили», то все равно сделали это как животные, а не как люди. Что неудивительно - Востоков работал в разных зоопарках мира, а это бесценный опыт (он был сотрудником Московского зоопарка, работал в Международном обучающем центре сохранения природы на острове Джерси, в реабилитационном центре для гиббонов, спасенных от браконьеров, в Камбодже). В финал «Книгуру» вышла его повесть про енота Криволапыча, в которой точные сведения о жизни животных иронично соседствуют с рассуждениями о философии и современном мироустройстве.

Олег Бундур «Царское море» (для читателей от 10 лет)

«Ледокол носом рассекает огромные волны, брызги, подхваченные ветром, долетают даже до иллюминаторов мостика и замерзают на стеклах. Приходится включать горячий обмыв стекол. За бортом 10 градусов мороза, потому и замерзают капли. Ну, а само Баренцево море зимой не замерзает от теплого течения Гольфстрим - это вы знаете. На мостике тепло, уютно, и кажутся совсем не страшными ни студеные волны, ни ледяной ветер, ни брызги. Я представил себя сейчас на открытой палубе и поежился - бр-р-р!» Вот так спокойно и детально автор рассказывает обо всем, что видит и фиксирует во время своего плавания на ледоколе «Таймыр»: о чайках, китах и акулах, о ключе, который открывает любую дверь, о том, как добывают пресную воду, как шуршат и грохают льдины о борт судна. Немного в духе «Что я видел» Бориса Житкова, только опыт у рассказчика гораздо более экстремальный.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

Неучебные учебники

Александр Киселев «Литра» (для читателей от 12 лет)

«Литра» - сленговое школьное словечко для обозначения предмета, который традиционно называется «литературой» или «словесностью». Под девизом, что «с каждым нужно говорить на понятном ему языке», Александр Киселев решил побеседовать с подростками об истории и теории русской литературы в понятных им терминах: рассказать об «sms на бересте» (берестяных грамотах), «PR по-древнерусски» (летописях) и о «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как о бестселлере. Стихотворение же Пушкина «Пророк», в котором все церковнославянские слова заменены на русские, стало в переложении автора учебника звучать так: «Я пить хотел и по степи однажды ночью волочился, И вот совсем я затупил, И Змей Горыныч мне явился…» Попытка, что называется, засчитана, и читать этот текст в общем довольно весело. Хотя временами все же приходит на ум строка из стихотворения другого автора, тоже хулигана и постмодерниста, но с безупречным вкусом: «Фильтруй базар, фильтруй базар, малыш».

Артем Ляхович «Битва при Наци-Туци» (для читателей от 14 лет)

Краткое пособие по выживанию в виртуальном мире - так Артем Ляхович определил жанр своего опуса. И действительно - книга больше всего похожа на длинный платоновский диалог, из которого выбросили все вопросы ученика, поэтому он превратился в пространный учительский монолог, в котором, с одной стороны, вроде на пальцах объясняется, как по-разному можно конструировать реальность, определенным образом преподнося информацию ее потребителю, с другой - автор не забывает вставить в текст «симулякр» и Бодрийяра. Идея растолковать подросткам, что такое манипуляция при помощи медиа и подтасовка фактов, сама по себе достойна всяких похвал. Но вот у многих ли 14-летних хватит интеллектуальных сил и терпения внимательно дочитать до конца и обдумать прочитанное - предсказать заранее трудно. Слишком непривычен сам жанр для подростковой литературы.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

О взрослении

Нина Дашевская «Я не тормоз» (для читателей от 10 лет)

Очень живая и динамичная (не только по сюжету, но и по языку) повесть Нины Дашевской о мальчике, который торопится жить и чувствовать. Игната Волкова даже прозвали «Зайцем», потому что абсолютно все в этой жизни он делает быстрее других людей: ходит, ест, перемещается по городу на роликах и самокате, думает. Но эта скорость не мешает ему замечать главного: эмоциональных перемен в близких, например, или постороннего, которому нужна помощь.

Лариса Романовская «Самая младшая» (для читателей от 13 лет)

Конфликт прописан уже в названии: самой младшей в семье девочке Полине восемь лет, она учится во втором классе, у нее богатая фантазия и ей скучно, потому что все заняты. У всех членов ее большой семьи - бабушки, дедушки, мамы, папы, старших сестры и брата - находятся дела поважнее, чем маленькая Полина. Но у Полины есть друг, который всегда с ней, - Толик. Толик - это ее дедушка в детстве. Он такой, каким Полина его себе придумала. В повести показан мир взрослых, увиденный глазами маленького ребенка. Прием сам по себе, конечно, не нов, но своего обаяния текст от этого не теряет.

Денис Мартынов «Смотри, что принесли наши сети» (для читателей от 13 лет)

История мятежного 14-летнего подростка, на фоне перемен в семье (а именно так в 14 лет часто и бывает) решающего убежать из родительского дома и уехать в другой город, рассказана таким ровным, блеклым и невыразительным языком, что приходится долго себя убеждать, что речь и правда идет о колючих подростках, а не о воспитанницах пансиона благородных девиц, увиденных глазами их наставниц. Родителям и библиотекарям старого образца текст, безусловно, понравится, подросткам - вряд ли.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

О школе

Илга Понорницкая «Подросток Ашим» (для читателей от 13 лет)

Двое новеньких приходят в гимназический класс. Один - скорее гуманитарий из бедной и неполной семьи. Второй - «ботаник» с ярко выраженными математическими способностями из семьи многодетной (и тоже небогатой). Они оказываются среди незнакомых, чужих, враждебных и, главное, гораздо более материально обеспеченных одноклассников. Для автора вот эта «социальная» составляющая, деление на «бедный/богатый» в повести и есть самое важное. Психологическая линия адаптации двух подростков к непривычным для них условиям школьной жизни едва различима на фоне конфликта «как живется бедным среди мажоров».

Светлана Волкова «Подсказок больше нет» (для читателей от 14 лет)

Гораздо более выигрышно на фоне повести «Подросток Ашим» выглядит текст Светланы Волковой «Подсказок больше нет». На первый взгляд, он на ту же тему: новенький приходит в класс. Но если в «Ашиме» движущей силой сюжетного механизма оказываются представления подростков о родительском кошельке, то Волкова сосредоточилась именно на психологических аспектах вживания подростка в непривычную среду. Главный герой постоянно обдумывает, что и как он должен сделать, чтобы отстоять свой авторитет в глазах одноклассников. Как минимум в качестве практического руководства для всех новеньких в классе книга необычайно полезна.

Об истории

Мария Пономаренко «Тайны глобуса Блау» (для читателей от 10 лет)

Книга, где все вертится вокруг одного медного шара, - подзаголовок текста Марии Пономаренко. Она рассказывает историю знаменитого глобуса Блау, который был изготовлен в начале 1690-х годов наследниками известного амстердамского картографа Виллема Блау для шведского короля Карла XI. Карл XII отказался выкупить глобус в связи с расходами на ведение Северной войны. В итоге в начале XVIII века глобус купил Петр I. Он побывал в Лефортовском дворце, в Сухаревой башне, в Кунсткамере, в Румянцевском музее, пока наконец в 1912 году не остановился в Историческим музее, где и пребывает по сей день. Глобус примечателен много чем. Австралия на нем обозначена как Новая Голландия. Камчатки, Аляски и Сахалина нет вовсе, а Корея и Калифорния отмечены как острова. Но книга - не только история глобуса. Это история путешествий и картографии, изобретений и открытий. Такой настоящий нон-фикшн в духе Питера Акройда для совсем юного читателя.

Станислав Росовецкий «У друкарей и скоморохов» (для читателей от 12 лет)

Историческая повесть из жизни московского подростка XVII века по имени Васка, который после пожара остался сиротой и был взят в помощники дядькой Гаврилой, государева Печатного двора резчиком. Правда, от дядьки он скоро сбежал со скоморохами мир посмотреть и себя показать. Патриотический мотив противостояния православных «панам-ляхам» не на последнем месте в этом тексте.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look

Сказки/фэнтези

Анастасия Строкина «Кит плывет на север» (для читателей от 10 лет)

Молодая Анастасия Строкина уже успела много где побывать и пожить. А родилась она на Крайнем Севере, и для нее это место связано с детством и со сказкой. Вероятно, поэтому действие истории «Кит плывет на север» происходит именно там. В холодных океанских водах рассыпаны острова. У каждого острова должен быть свой хранитель - зверек мамору. Каждого мамору готовят к тому, чтобы он распознал свой остров, поселился на нем и стал о нем заботиться. И вот юный мамору плывет на спине кита и думает о том, как найти свой остров, готов ли он стать хранителем, что пропустил в школе и как ему теперь быть. Волшебная сказка, красивая и прозрачная, как тонкая льдинка, решает сразу несколько задач: автору она дала возможность погрузиться в изучение (и придумывание) алеутского фольклора, читателю - задуматься над тем, что бы ему хотелось делать в жизни и насколько он к этому готов.

Майя Тобоева «Дева гор» (для читателей от 13 лет)

То ли сказка, то ли притча, то ли эпос о древнем приморском народе, родовом проклятии и девочке, которую родители хотели сберечь от уготованной ей судьбы. Как показал пример девочки Эйки (а до нее корпус текстов античных авторов), бороться с роком - бестолковое занятие. А вот понять и принять свое предназначение - единственный способ остаться человеком.

Владимир Аренев «Порох из драконьих костей» (для читателей от 14 лет)

Мир после апокалипсиса. В нем все не так, как прежде. Человек может внезапно погибнуть. Или заболеть. Или заснуть, а проснуться спустя большой отрезок времени. Или поменять внешность. У главной героини Марты выдающийся дар: она умеет обезвреживать найденные в земле древние драконьи кости. Заговаривает их, лишает злой магии. Это дорогого стоит не только в переносном, но и в прямом смысле. Девушка хочет заработать денег на образование. А там, где большие деньги, - там просто не бывает. И вскоре становится понятно, что Марта втянута в довольно опасную и запутанную историю.

Эдуард Веркин «Пролог» (для читателей от 14 лет)

Снова постапокалиптический текст о том, какой стала жизнь после страшной войны. Война длилась всего 17 минут, зато последствия ее оказались ужасными и разрушительными. Даже спустя несколько десятилетий люди продолжают жить как дикари. Ничего не осталось от цивилизации, погибли все книги. И только после того, как нашелся человек, способный написать книгу, жизнь начала возвращаться в прежнее русло.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Реферат

по литературе

на тему: «Проблемы подростков и их отражение

в русской литературе»

Выполнила:

ученица 10а класса

Гурова А. А.

Преподаватель:

Гурова А.В.

Нефтекамск 2011

1. Введение. Проблемы подростков. Результаты опроса 3 – 5

2. Анализ повести В. Железникова «Чучело» 6 - 8

3. Повесть Анатолия Алексина « Безумная Евдокия» 9 - 10

4. В. Распутин «Женский разговор» 11 -14

5. Заключение 15

6. Литература 16

7. Тезисы 17-18

8. Отзыв 19

Введение

Слайд 1 Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был ласковым и послушным, а теперь стал просто невыносимым: грубит на каждом шагу, огрызается, на замечания отвечает резкостью, а то и дверью хлопнет так, что стекла дрожат. Что с ним происходит? Ничего особенного, просто он взрослеет.

Слайд 2. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями. Повышенная активность и возбудимость нередко делают юношу неразборчивым в выборе знакомых, побуждают ввязываться в рискованные и сомнительные дела. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость - все это отравляет психику современного молодого человека. В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности -эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Подтвердил это опрос среди учащихся 9 и 10 классов (80 человек). Было задано два вопроса: 1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить? 2) Как решить эти проблемы?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся выделили следующие проблемы: Слайд 3.

1) непонимание со стороны взрослых (67 человек);

2) предвзятое отношение друг к другу (32 человека);

3) агрессивность по отношению к окружающим (18 человек)

4) неумение реализовать себя (40 человек)

5) неумение отстаивать свое мнение (21 человек).

Слайд 4. Отвечая на второй вопрос, подростки выделили следующие способы решения проблем: больше общаться со взрослыми, советоваться с родителями, научиться прощать обиды, учиться быть терпимее, смотреть на мир с оптимизмом.

В. Железников «Чучело»

Русская литература не могла не обратить внимания на проблемы подросткового возраста.

Слайд 5. Я несколько раз перечитывала повесть В. Железникова «Чучело». . Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Слайд 6. Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

Дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова, по прозвищу Железная Кнопка - неформальный лидер и идеолог класса; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина; откровенный садист и воинствующий Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров. Проблема жестокости в отношениях друг к другу актуальна и на сегодняшний день.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Слайд 7. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене. Так решается проблема агрессивности.

А. Алексин «Безумная Евдокия"

Немного по-другому показаны проблемы подросткового возраста в произведении Анатолий Алексина «Безумная Евдокия».

Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям классного руководителя «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля). И девочка продолжала по каждому поводу смеяться над классной руководительницей. В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие. Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков и скульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других».В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники играли на английском языке, Евдокия Савельевна поручила Оле третьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английским лучше других «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности», - рассказывала Оля родителям.

«Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всем остальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед за своей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно это Олин отец считает причиной «частых страданий и слёз» его дочери.

Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности. Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двух педагогических воздействий: родительского и учительского. Оля старается выделиться из всех. Когда они всем классом идут в поход, то она незаметно уходит и тем самым пугает не только учителя, но и родителей. Мама попадает в больницу в тяжелом состоянии. А Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека». Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоистического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с неизвестным художником. И та стояла внизу, слышала сквозь окно, как Оля отрицала, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним, неуважительно относилась ко взрослым. Учительница же хотела вернуть Олю в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… Слайд 9. «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Так проблемы подростков переплетаются со школой, с одноклассниками и родителями.

Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”.

В. Распутин «Женский разговор»

Слайд 10. Проблемы подростков затронуты и в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Центральное место занимает откровение бабушки Натальи о целомудрии, непорочности, таинстве любви, счастье. Эпитет "женский" означает, что это не просто разговор женщин, а разговор о женском, тайном: о любви, детях, замужестве. Но что-то мешает понять внучке бабушку? Время? Рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор старшего и младшего поколений о человеческой морали традиционных представлений о назначении женщины в современном обществе. В. Г. Распутин пишет о мудрости и легкомыслии, равнодушии и душевной теплоте, о том, что люди на этой земле обманывают себя.

В экспозиции представлена писателем картина жестокого, бездумного строительства «нового мира»: «Прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок - заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни...». В повествовании нет конкретных героев, есть обезличенная толпа. Используя неопределенно-личные предложения, автор показал действие - уничтожение, неестественное течение жизни людей. Человек разрушает духовно и физически себя, природу в самом себе. Нет индивидуальных черт у главной героини Вики, её родителей. Нет искренности чувств и в семье, каждый выбирает себе роль и следует ей (дочь - лидера, мать и отец - родителей). Несколькими штрихами через детали-глаголы изображено прошлое шестнадцатилетней девочки: «Связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась...» Её стремление стать лидером приводит к аборту. Мать и отец как будто рядом, но их нет, Слайд 11. есть механизм поступков, которые подчеркивают взаимное отчуждение родителей и дочери: «...пока хватились, выхватили из карусели - уже наживленная. Дали отлежаться,... и к бабушке на высылку...»

В центральной части рассказа «цивилизованному миру» противопоставлена малограмотная деревенская старуха. В композиционном построении диалога четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает его описание природы, которое оттеняет развертывающееся действие: «За Ангарой, после заката, долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним пологом, лежала по белому полю нежная синева». Точно так же долго длится разговор старой, умудренной жизнью женщины, не растерявшей веру в силу нравственных ценностей и ещё не знающей жизни внучки. Пейзажи даны через восприятие Натальи и окрашены её настроением, природа как бы для неё своеобразный камертон поступков. В начале беседы этот мир полон жизни звуков («звенькало из первых сосулек»), запахов («загорчил воздух») и красок (солнечный яркий день», «искристо играли тугие снега»). Автор подчеркивает красоту и богатство мира, в котором живет Наталья. Он словно посылает ей импульсы, прилив энергии; общение сопряжено с познанием себя - с постижением сущности мироздания.

Только у одной бабушки болит душа за внучку, для неё убить ребенка или быть причастным к его гибели - самый тяжкий грех. Тяжело видеть, что девка, с «несозревшим умишком», «тихоомутная», без «устою», на жизнь смотрит «распахнутыми глазами без прищура», задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. Не принимает Наталья позиции женщина-лидер, для неё «нарушился вековой порядок», когда хранительница очага «стала самой разнесчастной - гончей породы». «Всё теперь не так. На какой-то продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Только в гоне и кажется, что он живет», - размышляет автор с главной героиней.

Женщина - «как Божий сосуд для суженого». Любовь - святое чувство, она «другая, куски, как побирушка, не собирает. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала»,- исповедуется бабушка. «Что это ты в рифму-то?! Как заучила!»- перебивает Вика. Не принимает правды старухи внучка. Вике раздражена, нетерпелива, не испытывая угрызений совести, не мучается, не терзается в отличие от Натальи. Вика смотрит на себя без тени сомнения и тем более самобичевания.

В кульминации рассказа пейзаж создает настроение грусти, беспросветности, писатель использует прием лирического соучастия. Звучит мотив противопоставления естественности и гармонии, что соответствует дисгармоничному миру, в котором живет внучка. «Избы стояли придавленно... под дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшей землей и такой бедной, сиротливой показалась земля».

Господи, помилуй,- просит Наталья, ей страшно за Вику, не может она растопить «леденистую» душу внучки.

И всё-таки торжествует закон природы: луна следует по своему извечному пути, заглядывая то в одно, то в другое окно как бы следя за разговором, пусть слабо, но освещая погруженную во тьму землю. В комнате продолжается разговор - исповедь. Постепенно под влиянием малограмотной старухи Вика прислушивается к себе, затем задает вопросы, задумывается, потому что в словах безграмотной старухи таится глубокая мудрость, отражается все богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Хотя ее речь насыщена разговорно-диалектными словами, искажения слов, но главное лексическое значение слова определяется бабушкой точно. Вика понимает все

поверхностно, а Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет всё своими именами: «целеустремленная» - «стреленая». Пожилая женщина - очень жизнестойкий человек, перенесший много горя: «Источилась вся от жизни...». В диалоге все реплики Вики состоят из вопросительных предложений (одно из подтверждений незнания жизни), а у бабушки - односложные, с многоточием. Каждое взвешенное её слово - кусочек прожитой жизни; паузы отражают душевное состояние, волнение. В композиции «Женского разговора» имеет большое значение народно-разговорный и просторечный словесные ряды, которые служат и для изображения среды, местности (заброшенной ангарской деревни) и для языковой характеристики главной героини (Натальи).

Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.

Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость». Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.

Так решается проблема нравственных ценностей в подростковом возрасте.

Заключение

Читая русскую литературу, мы часто ищем в ней то, что может пригодиться в современной жизни. Все вопросы так или иначе освещаются в русской литературе. Очень много проблем личного характера возникает в подростковом возрасте, а решить их не так просто. И тут на помощь может прийти писатель со своим произведением. Очень важно не просто что-то читать, а необходимо вдумываться в прочитанное и сопоставлять с современной жизнью.

Пару лет назад по телевидению выступил пожилой сенатор Америки, обладатель одного из крупнейших состояний. Всей стране он поведал о горестной причине своего решения уйти от дел. «Я всю жизнь зарабатывал деньги. Они у меня есть. У меня есть высокий общественный статус. У меня пятеро детей. Но наши отношения таковы, что я одинок и очень несчастен. Я прожил свою жизнь неправильно». Да и нам уже давно пора понять, что не наличие или отсутствие «богатства» играет ключевую роль в развитии подростка, а семейная атмосфера. Не бойтесь подростков. Любите их.

Слайд 12.

Литература

1. Алексин А.Г. «Мой брат играет на кларнете» и другие повести. – М.:Просвещение, 1983

2. Андреева И.В. – Э.Хэмингуэй… А.Платонов…В.Распутин…?! // «Литература в школе». 2005. №9. – С. 34-36

3. Быков Л.П. – О названиях произведений Валентина Распутина. // «Литература в школе». 2007. №11. – С.16

4. Железников В.К. Чучело: Повесть – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

5. Распутин В.Г. Повести. Рассказы. В 2т.: Т.2 – М.: Дрофа, 2003

6. Холодяков И.В. – Литература нравственного очищения // «Литература в школе». 2008. №8. – С.17-21

7. http://www..html

8/ http://www.coolsoch.ru/arh/liter/arh/1643.htm

Тезисы

1. Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Необходимо учитывать особенности этого возраста.

Среди учащихся 9-10 классов был проведен опрос по данной теме.

По этой теме я прочла произведения русской литературы и увидела, какие разные могут быть проблемы у молодых людей.

2. Я несколько раз перечитывала повесть В. Железникова «Чучело». . Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества?

Следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

3. Немного по-другому показаны проблемы подросткового возраста в произведении Алексея Алексина «Безумная Евдокия».

Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Так проблемы подростков переплетаются со школой, с одноклассниками и родителями.

4. Проблемы подростков затронуты и в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Центральное место занимает откровение бабушки Натальи о целомудрии, непорочности, таинстве любви, счастье. . Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да…

5. Очень много проблем личного характера возникает в подростковом возрасте, а решить их не так просто. И тут на помощь может прийти писатель со своим произведением. Очень важно не просто что-то читать, а необходимо вдумываться в прочитанное и сопоставлять с современной жизнью.

Проблемы подростков чаще всего исчезают по мере взросления. Очень важно, чтобы это происходило безболезненно. Помочь в такой ситуации может семья.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Реферат

по литературе

на тему: «Проблемы подростков и их отражение

в русской литературе»

Выполнила:

ученица 10а класса

Гурова А. А.

Преподаватель:

Гурова А.В.

Нефтекамск 2011

1. Введение. Проблемы подростков. Результаты опроса 3 – 5

2. Анализ повести В. Железникова «Чучело» 6 - 8

3. Повесть Анатолия Алексина « Безумная Евдокия» 9 - 10

4. В. Распутин «Женский разговор» 11 -14

5. Заключение 15

6. Литература 16

7. Тезисы 17-18

8. Отзыв 19

Введение

Слайд 1 Жизнь так устроена, что человек очень часто оказывается в ситуации выбора. Ему необходимо решить какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. И тогда возникает проблема. Особенно много таких проблем в подростковом возрасте. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был ласковым и послушным, а теперь стал просто невыносимым: грубит на каждом шагу, огрызается, на замечания отвечает резкостью, а то и дверью хлопнет так, что стекла дрожат. Что с ним происходит? Ничего особенного, просто он взрослеет.

Слайд 2. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями. Повышенная активность и возбудимость нередко делают юношу неразборчивым в выборе знакомых, побуждают ввязываться в рискованные и сомнительные дела. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Тяжелая экономическая обстановка в стране, растущая безработица, конкуренция, тиражируемые по телевидению насилие и жестокость - все это отравляет психику современного молодого человека. В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности -эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Подтвердил это опрос среди учащихся 9 и 10 классов (80 человек). Было задано два вопроса: 1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить? 2) Как решить эти проблемы?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся выделили следующие проблемы: Слайд 3.

1) непонимание со стороны взрослых (67 человек);

2) предвзятое отношение друг к другу (32 человека);

3) агрессивность по отношению к окружающим (18 человек)

4) неумение реализовать себя (40 человек)

5) неумение отстаивать свое мнение (21 человек).

Слайд 4. Отвечая на второй вопрос, подростки выделили следующие способы решения проблем: больше общаться со взрослыми, советоваться с родителями, научиться прощать обиды, учиться быть терпимее, смотреть на мир с оптимизмом.

В. Железников «Чучело»

Русская литература не могла не обратить внимания на проблемы подросткового возраста.

Слайд 5. Я несколько раз перечитывала повесть В. Железникова «Чучело». . Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Слайд 6. Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

Дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова, по прозвищу Железная Кнопка - неформальный лидер и идеолог класса; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина; откровенный садист и воинствующий Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров. Проблема жестокости в отношениях друг к другу актуальна и на сегодняшний день.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Слайд 7. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене. Так решается проблема агрессивности.

Удалось издать свой первый роман о Гарри Поттере, она разбудила дремлющий вулкан! Писатели разной степени одаренности начали «выдавать» книги про подростков – как с фэнтези-уклоном, так и без. Конечно, не обошлось без не очень умелых подражателей. То же самое произошло и с книгами Сьюзен Коллинз (серия «Голодные игры»): они совершили переворот в мире книг для подростков, реанимировав жанр антиутопии. Сегодня, к огромному счастью читающей публики, наши издательства не затягивают с выпуском мировых бестселлеров. Так что составлять рейтинг 10 необычных книг про подростков (большая часть из них – новинки) оказалось очень интересно!

Что тревожит юные умы: книги про подростков

Кэрри: пробуждение нечеловеческой силы

Но начать мы хотим не с новой книги про подростков, зато с одной из самых необычных. Прежде всего, у нее необычная судьба. Автор не нашел в своем труде какой-либо художественной ценности и, посчитав задумку пустяком, выкинул незаконченный роман в корзину для мусора. Собравшаяся опустошить корзинку жена начинающего писателя вытащила измятые листы черновика и углубилась в чтение. Она нашла его весьма занимательным и попросила мужа доработать книгу. Но это были еще не все злоключения новорожденного романа! Когда он увидел свет, критики прошлись по сюжету и героям «катком». И только после того, как Брайан Де Пальма экранизировал литературный дебют Стивена Кинга, роман стал культовым. Да, мы говорим о книге «Кэрри», в которой девушка-подросток, достаточно поздно «созревшая», обнаружила, что может передвигать предметы на расстоянии. И не просто передвигать, а направлять их с огромной силой к цели. Ой, не стоило однокашникам зло шутить над Кэрри!

Хикикомори: отказавшиеся от социума

Термин «Хикикомори» родился в Японии, так там стали называть людей, которые в течение шести и более месяцев не общались с внешним миром, запершись в четырех стенах. И это не разновидность агорафобии (боязнь открытого пространства), а страх перед социумом. Такие чудаки (среди них немало подростков) живут на пособие по безработице или деньги родителей, и проявления их странности – далеко не всегда следствие аутизма или обсессивно-компульсивного синдрома. Чаще всего для подобных индивидуумов Интернет – единственное «окно» в большой мир. В 2017-м году вышла необычная книга про подростка – роман Кевина Куна «Хикикомори», герой которой Тиль испытал на себе все «прелести» этого явления.

За радугой вас ждет долгое путешествие… к себе

Персонаж романа Соломоники де Винтер «За радугой» – юная пациентка психушки, которую подозревают в убийстве. У Блю была нормальная жизнь, любимое занятие, уютная комната, понимающая мама, но теперь их словно смело ураганом – тем самым, который перенес несчастную Дороти в страну Оз. И теперь Блю, как и героине Баума, предстоит долгий путь, выложенный желтым кирпичом (выражаясь метафорически). Это путь к осознанию своего нового «я»… Удивительно, но голландка де Винтер написала свой роман, будучи подростком, – его издали в 2013-м, когда Соломонике исполнилось 16 лет. Она – дочь писателей, так что творческие гены передались ей по наследству. При этом автор отлично понимает подростковые проблемы, поскольку она – почти ровесница своей героини.

Скажи волкам, что я дома: пора прощаться с миром иллюзий

В свое время книга про подростков и их отважного адвоката-отца «Убить пересмешника» стала сенсацией: она была глотком свежего воздуха в мире, где правят ненависть и расизм. 2017-й год подарил нам возможность познакомиться с романом, который начали сравнивать с произведением Харпер Ли сразу после опубликования в 2012-м. «Скажи волкам, что я дома» – это тоже дебют, да еще какой громкий! История, которую написала немолодая американка, переехавшая в Англию, Кэрол Рифка Брант, сразу берет «за горло», ведь ее героиня Джун Элбас так ранима и не приспособлена к «взрослой» жизни. Школьница предпочитает реальности мечты и до сих пор считает, что существует внутри сказки. Когда умрет единственный понимавший ее человек – художник дядя Финн, Джун придется повзрослеть и разрешить совсем не детскую тайну.

Девятая жизнь Луи Дракса: заблудившийся в тумане

Александр Ажа прославился как режиссер кровавых хорроров (среди них мистика «Зеркала», перезапуск ужастика «У холмов есть глаза» и маньячный слэшер «Кровавая жатва»). В 2016-м году вышел новый фильм француза Ажа, «Девятая жизнь», основанный на романе британки Лиз Дженсен «Девятая жизнь Луи Дракса». Несмотря на то, что триллер с Джейми Дорнаном , Аароном Полом и Сарой Гадон поругивали, оригинал – это одна из самых необычных книг про подростков. Заглавный герой Луи погибает, получив травмы при падении с обрыва (семья отправилась в горы на пикник). Однако случается чудо: врачи отчетливо слышат возобновившееся дыхание парнишки, хотя он не приходит в сознание. Луи в коме, над его феноменальным случаем работает лучший доктор, а сам Дракс в это время блуждает по «потустороннему» миру.

Девочка в красном пальто: ищут пожарные, ищет полиция…

Кармел из книги Кейт Хэмер «Девочка в красном пальто» еще не доросла до подросткового возраста, но на ее плечи свалилось такое, что и взрослый не выдержит! Мы не могли пройти мимо этого романа, тем более, что его сравнивают с великолепным произведением Сиболд «Милые кости». Приехав с матерью на фестиваль сказок, Кармел потерялась. Полицейские и домашние сбились с ног, не понимая, что случилось с девочкой: похитили, убили, держат в плену, мучают, а может, воспитывают как собственное дитя? Загадку жизни Кармел вы разгадаете только, когда прочтете роман валлийки Хэмер. После того, как книгу издали в Великобритании, она была выдвинута на несколько наград и переведена почти на два десятка языков. Теперь и мы можем познакомиться с этим бестселлером.

Счастливые девочки не умирают: когда настигает прошлое

Американка Джессика Кнолл – автор еще одной книги про подростков, «Счастливые девочки не умирают», – набиралась опыта в престижном издании «Cosmopolitan». Она долго не решалась явить миру свое детище, а когда роман был выпущен, так же долго не верила в невероятный успех. Главная героиня книги Тиффани – юная репортерша, которая готовится к свадьбе. Она не подозревает, что прошлое вот-вот настигнет ее и накроет безмятежную жизнь грязной мутной волной, И тогда Тиффани придется вспомнить самые страшные мгновения учебы в частной школе и роковой праздник, ставший точкой отсчета настоящему кошмару.

Прежде чем я упаду, я должна найти ответы!

Следующий бестселлер из списка необычных книг про подростков – «Прежде чем я упаду» жительницы Бруклина Лорен Оливер – уже экранизирована, в российский прокат лента выйдет в июле 2017-го. Правда, наши локализаторы придумали ей другое название, «Матрица времени». Сюжет романа чем-то напоминает «День сурка»: старшеклассница Сэм Кингстон проживает день своей смерти, 12 февраля, вновь и вновь, пытаясь что-то понять, а что-то исправить. Роль Саманты в фильме исполнила молодая актриса Зои Дойч. В библиографии Оливер (писательской дочки) уже более полутора десятка книг, но «Прежде я упаду» была ее первой пробой пера.

Сестры по благоразумию: заговор в интернате

Если вы смотрели драму, принесшую «Оскар» Джоли , «Прерванная жизнь», вам обязательно понравится книга про подростков Гейл Форман «Сестры по благоразумию». На счету бывшей журналистки Форман несколько блестящих романов, посвященных юным, и написанных для юных. Кстати, и одна из ее книг («Если я останусь») была перенесена на большой экран – фильм с Хлоей Грейс Морец вышел в 2014-м. В «Сестрах по благоразумию» действие происходит в закрытой школе для трудных подростков, куда попала Брит. Девушку невзлюбила мачеха, заставившая отца отправить родную дочь в этот ад. Только помощь новообретенных товарищей по несчастью не даст Брит сломаться.

Голодные игры: способ удержать диктатуру

Топ самых необычных книг про подростков мы завершим хорошо вам знакомой серией «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. И не только потому, что блокбастеры по циклу романов с великолепной Дженнифер Лоуренс быстро «завоевали» кинотеатры планеты. А еще и потому, что произведение Коллинз всколыхнуло новую волну антиутопических фантастических романов, и потому, что сюжет книги, действительно, необычен. Ведь герои-подростки оказываются разменной монетой в попытке удержать власть, отныне они – смертельные противники, сражающиеся на чуде современных технологий, все время меняющейся Арене. Из страшной и противоестественной битвы представителей юного поколения может выйти только один. Так было заведено долгие годы, но Китнисс и Пит сумеют разрушить этот порядок, вдохновив жителей дистриктов на восстание.

В данном исследовании мы обращаемся к одному из самых значимых в формировании полноценной, духовно и эстетически развитой личности разделов литературы - подростковой литературе.

Литература для подростков выделяется как составная часть детской литературы, специфика которой определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей .

Хорошая детская литература ценна тем, что она естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Обращаясь к исследованию подростковой литературы, не представляется возможным обойти вопрос о её специфике. По мнению большинства теоретиков и критиков, ведущей особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. Под педагогическими требованиями понимается присутствие воспитательного начала, художественный дидактизм. Это основное структурное качество проявляется различным образом в собственно детской литературе в зависимости от специфики эстетического и духовного восприятия.

Другая - не менее важная составляющая специфики детской литературы - горизонт читательских ожиданий. Писатель всегда подспудно ориентируется на потенциального читателя. Данная ориентация не умозрительна - скорее речь должна идти об эволюции художественного сознания, вызванной объективными причинами.

Подростковая проза исследует усложнившийся внутренний мир современного ребенка в свойственном ей изначально дидактическом, нравоучительном ключе, с учетом специфики возрастного мышления и психологических особенностей подросткового периода .

В настоящее время литературоведы, писатели, педагоги, социологи с обоснованной тревогой ставят вопросы о причинах кризиса в современной детской литературе, об утрате связи между писателями и читателями-подростками. Показательны сами названия публикаций: "От потешки к порносайту", "Не бедствие, а катастрофа", "Кто спасёт красоту?" и т.п.

Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного чтива в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг - о современных 13-16 летних подростках. Наших, российских."

Кроме причин коммерческого и социологического характера называется растерянность современных детских писателей перед новой реальностью жизни, улицы, которую подростки знают не хуже взрослых, перед теми проблемами, которые определяют "литературу страдания". Известный исследователь детской литературы И.Н. Арзамасцева отмечает, что литература для детей ослабила одну из своих важнейших функций - "намывать целебный слой культуры на повреждения детского мира, нанесённые цивилизацией взрослых… Теперь писатели уже не могут сочинять для детей по-старому - на мелкие темы и словами, пахнущими типографской краской. Программа задана событиями национального, мирового и вместе личного, семейного значения" . Детская литература отразила и такую характерную черту времени, как стирание граней между взрослым и детским миром, быстрое взросление подростков. Постепенно исчезают традиционные темы и жанры, воспитавшие не одно поколение читателей: школьная повесть, реалистический рассказ, рассказы о войне. Изменяется и сам облик современного читателя, для которого литература утратила своё сакральное значение, а качество чтения определяется как визуальное и "экстенсивное" (Р. Энгельсинг): однократное, " с простодушной свободой, с какой в текст инвестируются личные эмоции".

В современную литературу для детей вошли приметы сегодняшнего дня: реальность катастроф, криминала, рыночных отношений, в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность. Тем важнее отметить по-настоящему талантливые произведения, в которых художественные и нравственные ценности находятся в достойном равновесии.

В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание традиционным для детской литературы темам семьи, школы, дружбы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме. Это такие писатели, как Александр Папченко, Евгений Лобанов, Елена Палтусова, Людмила Матвеева, Тамара Крюкова, Екатерина Мурашова, Владимир Железников, Олеся Дзюба, Тамара Михеева, Галина Гордиенко и др.

Жанровое своеобразие современной подростковой прозы небогато, это: фантастической повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, А. Папченко, Е. Палтусовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).

В данной работе особый для нас интерес представляет анализ образа подростка в современной отечественной прозе. Обратимся к литературоведческим источникам для определения понятия «художественный образ».

В литературоведении под художественным образом понимают всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ -- это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью максимально полного освоения художественного мира произведения .

Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Хорошо сказал об этом великий индийский писатель Рабиндранат Тагор в своей статье "Содержание литературы": "Внешний мир, воздействуя на наше сознание, вызывает в нем другой мир. Этот мир полон не только красок, образов, звуков и других вещей, идущих от внешнего мира, с ним тесно связаны наши понятия о добре и зле, наши страхи, удивления, наши горести и радости - разнообразное внешнее выражение его зависит от богатства нашего духовного".

Г.Л. Абрамович обобщает присущие художественному образу особенности:

1. Сочетание живой конкретности, богатства индивидуальных черт и свойств, определяющие силу их эмоционального воздействия на читателей, зрителей, слушателей, и в то же время их идейную и познавательную значимость

2. Способность вызывать у читателей различные ассоциации. "Образ прекрасен и сам собой и бесконечностью за ним лежащей дали"

3. Подчиненность идейно-художественной цели произведения. В изображаемых художником предметах и лицах раскрываются лишь те черты и свойства, которые характерны для них в определенном жизненном контексте.

В исследуемых нами произведениях образы главных героев обладают диалектичностью, которой свойственно объединение живого созерцания, субъективной интерпретации и оценки автором.

Как правило, герои современной литературы о подростках - обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Они зачастую не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее (героиня повести Е. Липатовой «Девочки» сравнивает себя с одноклассницей: «Ася - уверенная в себе, а я - нет; и самое главное - это то, что Ася красивая, а я - так себе»). Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты - в повестях О. Дзюба «Лишь бы музыка звучала…» и Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность - в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома - в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы - в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».

Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: из морально неокрепшего, неуверенного в себе, оценивающего окружающих лишь из соображений своего «эго» герой-подросток превращается в личность, способную нести ответственность за свои поступки (примером может служить роман Г. Гордиенко «Алое платье»).

Несмотря на свойственную произведениям современной подростковой прозы реалистичность в изображении характеров и событий, практически в каждом произведении есть доля фантастики или сказочного мотива. Например, в повестях Людмилы Матвеевой на выручку подросткам приходит экстрасенсиха, а герои Тамары Крюковой попадают в параллельный мир, где обретают свое «Я». Параллельный мир, куда герои получают доступ благодаря компьютерным играм, помогает подросткам почувствовать себя уверенными и самостоятельными и обрести такие качества, которые в реальной жизни были лишь предметом зависти самих героев. Например, В фантастических повестях Т. Крюковой «Гений поневоле», «Призрак сети», «Ловушка для героя» подростки попадают в вымышленные ситуации, где могут проявить мужество, находчивость, ловкость и ответственность. В реальной жизни они лишены этого, так как родители не воспринимают их равными себе и досаждают чрезмерной опекой. Данная особенность психологического возраста (желание поскорее стать взрослыми при отсутствии таковой возможности) подчеркивается всеми современными писателями.

Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Екатерины Мурашовой. Она поднимает тему детей с ограниченными возможностями (в повести «Класс коррекции») и детей низкого социального пласта - тех, за кем в обществе закрепились некрасивые названия: «шваль», или «отбросы» («Одно чудо на всю жизнь»).

Тему трудных подростков развивает в своем творчестве и Владимир Железников. Его повесть «Чучело 2, или Игра мотыльков» является откликом на самые негативные проявления подросткового возраста: резко выраженная ненависть к окружающим, непризнание себя как члена социальной ячейки, антиобщественное поведение.

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти . Наиболее яркий пример такого поведения показан в повести Т. Михеевой «Не предавай меня!».

В современной подростковой прозе среди нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали подростков, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беспринципности. Герои-подростки осмысливают нравственный принцип порядочности. Он для подростков, с одной стороны, овеян романтичностью, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные поступки людей (примером такого образа может служить главный герой повестей Л.Матвеевой «Конкурс красоты в 6 «а» и «Невеста из 7 «б» Дима Маскин).

В центре повествования - ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных - с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своем собственном мире - с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героев-подростков современной литературы .

Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на наш взгляд, самое важное в произведениях современной подростковой отечественной прозы.

Итак, одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение подростка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для этого возраста.

Несмотря на общее кризисное состояние детской литературы (важной частью которой является подростковая проза), в настоящее время работают писатели, главными героями произведений которых являются подростки.

Они поднимают темы, имеющее глубокое нравственное и эстетическое значение для подрастающего поколения. Такими традиционными для подростковой литературы темами являются: тема личностного развития, любви, дружбы, семьи, школы и т.д.

Тематика определяет жанровую принадлежность произведений современной отечественной прозы: как правило, это любовный роман, повесть социально-психологической направленности, фантастическая, или сказочная повесть.

В героях-подростках современной отечественной прозы сочетаются все отмеченные Г.Л. Абрамович особенности художественного образа, но превалирует живая конкретность, реалистичность, что, на наш взгляд, особенно важно при восприятии художественного образа читателем-ровесником.

Анализ произведений современной отечественной подростковой литературы позволяет нам сделать вывод о том, что характеры главных героев соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».