История макияжа от белил до BB-крема. Маска для очищения кожи

Красота "требовала жертв" на протяжении всей истории человечества, причём иногда болью и страданиями не ограничивалась, и дело заканчивалось смертью красавицы

Красота «требовала жертв» на протяжении всей истории человечества, причём иногда болью и страданиями не ограничивалась, и дело заканчивалось смертью красавицы.

Еще за 10 тысяч лет до н.э. люди пользовались косметикой, которая содержала все виды токсинов, в том числе свинец, ртуть и мышьяк. Запрет на такого рода косметику в некоторых странах начали вводить к середине 20-го века. Давайте узнаем, что же за жуткие способы использовали люди, чтобы стать красивее:

Смазка для особых случаев (масла и бальзамы для праздников)

Косметика была в большом почёте ещё у древних египтян, за 10 тысяч лет до н.э. И мужчины, и женщины наносили на лицо макияж, используя древние варианты румян, помады и подводки для глаз. Косметика использовалась не только для эстетических целей; масла и кремы помогали защитить кожу от палящего солнца и ветра. Во время пиршеств каждому гостю слуги накладывали на голову горку ароматизированного жира, который плавился и стекал по лицу, обеспечивая охлаждающий эффект.

Свинцовый карандаш для глаз


Сурьма, популярное в древние времена косметическое вещество, часто использовалась в египетской и индийской культурах, чтобы подчеркнуть глаза и брови. Эта смесь была сделана из сажи, свинца, и особого жира. Благодаря чувствительности кожи вокруг глаз эти ингредиенты быстро всасывались в организм, что со временем могло привести к раздражительности, бессоннице и снижению умственных способностей.

Черные зубы и белые лица


Традиционный японский макияж гейш известен с 18-го века. Однако задолго до этого, еще с восьмого века, в Японии установились стандарты красоты, предполагающие отбеливание лица.

Помимо этого, существовала ещё и традиция Охагуро, следуя которой, аристократы (в основном замужние женщины) чернили свои зубы. Краситель, используемый для окраски зубов, при длительном использовании мог стать токсичным. Белила для лица обычно делались из рисовой муки, но иногда туда добавлялся птичий помет, чтобы добиться ещё более светлого тона.

Свинцовые белила для лица

В Древней Греции бледное лицо считалось красивым и женщины, для достижения такого эффекта, покрывали свои лица свинцовыми белилами. Белила разъедали кожу, но женщины использовали их опять и опять, чтобы скрыть появившиеся пятна. Свинцовые белила также могли вызвать бесплодие и помешательство. Древние римляне со временем переняли этот косметический обычай, но добавили в состав белил красный свинец, чтобы получить эффект розового блеска.

Маска молодости


Макияж из свинцовых белил обрел новую популярность в 16 веке. Королева Елизавета I прославилась своей «Маской молодости» — необыкновенно белым цветом лица. Некоторые женщины даже наносили яичный белок на кожу, чтобы придать своей коже желаемую бледность. Белая кожа была символом высшего сословия, так как у людей из низших слоёв общества из-за работы под открытым небом цвет лица был более смуглым.

Жирные волосы

Эта мода была распространена в 18 веке. Женщины тех времен, например, французская королева Мария Антуанетта, были известны необыкновенно высокими прическами, для формирования которых часто использовались деревянные и проволочные приспособления. Также женщины часто использовали жир, чтобы сохранить форму прически и подолгу не мыли голову. Некоторые дамы вынуждены были одевать на ночь на голову клетку, чтобы защитить свои волосы от крыс, привлеченных запахом сала.

Антивозрастной крем

Выглядеть старым или умереть молодым? Такой выбор стоял перед жещинами при использовании антивозрастного отбеливающего крема «Цветущая юность» от Laird. Крем, который продавался, как «восхитительный безвредный препарат для ухода за кожей», на самом деле содержал ацетат свинца и карбонат. В 1869 году Американская медицинская ассоциация даже опубликовала исследование, посвященное побочному действию крема. Там отмечались такие симптомы, как усталость, потеря веса, тошнота, головные боли, мышечная атрофия и даже паралич. Альтернатива «Цветущей юности» была ненамного лучше – таблетки с содержанием мышьяка.

Убийца ресниц

Некоторые женщины в начале 20-го века использовали объемную тушь для ресниц. Другие пользовались LashLure, смертельно опасной краской для бровей и ресниц. Основным ингредиентом LashLure был токсичный каменноугольный деготь. Этот косметический препарат вызвал, по меньшей мере, 16 случаев слепоты и одну смерть, прежде чем в 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов изъяло его с полок магазинов.

Ртутная мазь от веснушек

В начале 20-го века модницы объявили войну веснушкам, для чего косметическая промышленность предложила новое «чудесное средство».

Исследователи полагают, что эта упаковка мази от веснушек доктора Берри принадлежит знаменитому пилоту Амелии Иархат. Такого рода препараты содержали от 10 до 15 процентов ртути. Только к 40-м годам прошлого века Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов ограничило содержание ртути в препаратах до 5 % и полностью запретило её использование только в 70-х годах.

Я обычная женщина, мне уже давно больше 18-ти, я работаю как все, и живу в мегаполлисе. Только я не крашусь и не покупаю дорогие кремы для лица. Я не пользуюсь губной помадой, пудрой, и тушью для ресниц, что считается давно обязательным для современной женщины

Впервые моя вера в косметику, в общепринятом понимании этого слова, подорвалась в 13 лет, когда родители отправили меня в деревню на каникулы к двоюродной бабушке. В то время на моём лице буйно цвели подростковые прыщи. Дорожная сумка была на половину забита «чудодейственными» средствами импортных и отечественных производителей косметики от угревой сыпи.

На следующий день после моего приезда, я выплыла во двор с точечными следами какой-то лечебной мази на лице. Бабушка мирно беседовала со старенькой соседкой бабой Валей.

Я поздоровалась. Наверное, для деревни вид мой был довольно странный, потому что соседка пропустила мимо ушей всю бабушкину тираду о наших сложных родственных связях.

— «Деточка!, Шо это у тебя на лице?» — спросила сразу она.

— «Да вот, мажу…» — краснея и тупя взгляд, ответила я.

Баба Валя неодобрительно окинула меня взглядом с ног до головы.

— «Ну и молодёжь пошла! Ничего не знают!! Тьфу!.» — выругалась бабуся, и переваливаясь как уточка, с ноги на ногу, заковыляла к калитке.

Через минут пять она возникла на пороге с гроздью калиновых ягод в руке. Молча подошла ко мне. Скомандовала стоять смирно, оторвала от пышной кисточки ягод пару штук, и раздавив их в руке, размазала пахучий калиновый сок по моему лицу.

— «О так робы каждый день!» — сказала Баба Валя, и вложив калиновую веточку мне в руку, удалилась.

Я была послушной девочкой, и добросовестно намазывала калиновый сок по утрам на лицо, смывая его простой водой из колодца.

Ох, не зря видно, испокон веков у славян калина была символом девичьей красы и чистоты. Её воспевали в песнях, вышивали на рушниках, ягоды и цветы калины девушки вплетали в праздничные венки. Удивительная сила в том кроваво-красном соке.

Когда кончились последние ягоды на подаренной бабой Валей кисточке, в зеркало на меня смотрела совсем другая девочка. Я удивительно похорошела. Лицо стало абсолютно чистым и белым. Кроме того, я слегка округлилась на деревенской еде, от мягкой воды по волосам пошла волна, а цвет лица на свежем воздухе приобрёл нежный розовый оттенок.

Когда бабушка собирала меня домой и решила передать пару баночек варенья родственникам в город, я не жалея пожертвовала «чудодейственной» косметикой из магазина, которую привезла из дому, ради места в сумке. Она мне больше была не нужна. Вот так у меня в первый раз баночки с дорогими кремами и мазями полетели в мусорное ведро.

Домой, вместо бледного худого прыщавого подростка, вернулась симпатичная девушка с розовым румянцем на щеках. Мама не сразу меня узнала, и всё никак не могла налюбоваться. А я навсегда полюбила деревенские косметические рецепты.

После школы я даже пошла на курсы косметологов, мечтала посвятить себя этой профессии.

Однажды на курсах, в перерыве между лекциями, в класс зашла женщина, на вид лет сорока - сорока пяти, и сказала что она профессиональный косметолог, и охотно возьмёт на обучение небольшую группу девочек. Нас набралось пятеро. На первом же занятии мы выяснили, что нашему учителю на самом деле уже давно стукнуло 60, и что всё, что мы считаем косметикой, на самом деле таковой не является. Настоящая косметика — всегда съедобна, потому что кожа - это не только дерма и эпидермис, как нас научили на курсах, а живой организм, состоящий из живых клеточек. А живое нельзя кормить мёртвым. «Никогда не наносите на лицо то, что вы не рискнули бы съесть!» — эти слова своего учителя я запомнила на всю жизнь.

Все дорогие баночки с французскими и польскими кремами в лучшем случае бесполезны, а в худшем — вредны, поскольку делают их из минеральных масел - продукта нефтепереработки. А если в составе промышленного крема заявлены натуральные компоненты, то там непременно присутствует консервант, в противном случае крем испортился бы, так и не дойдя до прилавка. Но консерванты подавляют не только рост микроорганизмов в баночке с кремом, но так же угнетающе действуют и на нашу кожу, замедляя процесс регенерации клеток. В результате постоянного использования косметики с консервантами, развивается прогрессирующее старение кожи.

Учитель попросила нас принести всю косметику, которой мы пользовались на тот момент, и ритуально выбросить в мусорное ведро. А вместо этого нас обещали научить делать «живые» кремы и маски для лица из растительных масел, животных жиров, трав и ягод по старинным рецептам. Так второй раз в моей жизни все мои баночки с косметикой полетели в мусорник. И началась интереснейшая страничка моей жизни. Я училась делать косметику для себя сама, как это всегда делали наши прабабушки.

Особо интересно было читать книги по истории косметики. Откуда же к нам пришла косметика в современном понимании этого слова? Родиной современной косметики принято считать Древний Египет, где белилами и румянами пользовались как мужчины, так и женщины. На веки наносили зелёную краску из углекислой меди. Глаза обводили чёрной краской, которую делали из жжёной кости и древесного угля. Ногти красили в зелёный или красный цвет. Фальшивые волосы и парики тоже были в моде тех времён, они защищали египетских красавиц от вшей, которые были очень распространены в то время. В состав чудесных мазей и притирок могли входить растёртые моллюски, жжёные кости животных, ослиная печень, и даже крокодиловый кал.

В древней Иудее тоже знали толк в притираниях и гриме. «Тщетно вы будете красится и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас»- угрожал еврейкам своего времени Иеремия. Но иудейские красавицы не слушали пророка и продолжали увлечённо красить глаза различными соединениями сурьмы, вызывающей заболевания конъюнктивы, а на ногти наносили красную краску.

Не менее экзотическими средствами для красоты пользовались и римлянки. Тут на помощь красоте шли муравьиные яйца, кровь животных и мозг летучих мышей. Парики делали из золотистых волос галлов-невольников. Чтобы хоть как то походить на светловолосых галлийских женщин, чёрные от природы римлянки мазали волосы смесью золы и животного жира и часами седели под палящими лучами солнца, пытаясь осветлить волосы. Большой популярностью пользовались у римлянок и свинцовые белила для лица, которые были далеко не безвредными.

В Средние века в Европе белила также продолжали пользоваться огромной популярностью. Однако их состав усовершенствовался. Белила могли содержать примеси уксуса, ртути или висмута. А в состав румян входил ядовитый свинцовый сурик. При этом мыться же в Европе было не модно. Легендарные французские духи, горячо любимые и сейчас нашими женщинами, были придуманы, чтоб хоть как-то заглушить запах нечистот.

В России же свинцовые белила и румяна получили широкое распространение среди знати при Петре I, вместе с новой европейской модой и париками. И пока кокетки при дворе изучали науку разукрашивания лица и нанесения мушек, лекари учились диагностировать и лечить свинцовые отравления, характеризующиеся сильной рвотой и коликами. В народе же белила и румяна не прижились. Соблюдение чистоты кожи, умывание и бани занимало основное место в уходе за кожей. В печи у русской красавицы мог томиться напар трав для волос, где-нибудь в холодке у окошка могла стоять баночка с мазью для смягчения кожи, и приготовленный заранее «холодец» — мятный настой для освежения тела и полоскания рта. Ещё долгое время основными косметическими средствами на Руси были различные травы, ягоды, толокно, яичный желток, молоко, сливки, мёд, мази из растительных и животных жиров, с добавлением пчелиного воска. В начале 19 века в Москве одна за одной открываются косметические фабрики, которые выпускают, в основном, мыло, румяна, и всё те же, проверенные веками, свинцовые белила. Девушки начинают наносить тонкий слой белил на лицо. В румянах, как правило, надобности не было. Иногда цвет лица улучшали с помощью бодяги, которая вызывала прилив крови к лицу и придавала красивый естественный румянец.

И только в начале 20 столетия, с появлением нового образа женщины, навеянного немым кино, маникюр и грим выходят на улицы русских городов. Всё те же убийственные свинцовые белила, пудра из мела, и помады, содержащие окиси металлов, всё чаще появляются на туалетных столиках горожанок.

Вы думаете, это безумие отравления себя во имя красоты закончилось? Ничего подобного. Оно растёт вместе с развитием химической промышленности. Давайте взглянем на содержимое современных баночек и флакончиков с косметикой.

Пропилен гликоль — продукт нефтепереработки. Используется в кремах. Связывает воду. Токсичен.

Парабены - входят почти во все кремы, лосьоны, эмульсии. Бактериостатик. Консервант. Вызывает аллергические реакции и дерматит. Может вызывать рак груди.

Триэтаноломин - эмульгатор. Используется при изготовлении мыла и эмульсий. Вызывает серьёзные дерматиты. Делает кожу сверхчувствительной.

Лаурилсульфат натрия - используется в очистителях, шампунях, гелях для душа. Разъедает волосяную луковицу. Замедляет рост волос. Очень быстро проникает в организм. Может накапливаться в печени. Токсичен.

Карбомер - реагирует с жиром и образует устойчивую эмульсию в воде. Используется в кремах и увлажнителях, зубных пастах и косметике для глаз. Вызывает аллергию и воспаление глаз.

Список можно продолжать долго..

Я не крашу лицо. Я не боюсь, что под первым весенним дождём, вся моя красота стечёт чёрными потоками по щекам, я не боюсь пить чай в гостях, рискуя испачкать кромку чашки губной помадой, лишний раз поцеловать любимого, и мне не надо несколько раз в день поправлять макияж.

И хоть я не стала косметологом, жизнь повернула совсем в другое русло, я не покупаю кремы. Я делаю их сама. Это не сложно, это очень увлекательный и творческий процесс.

Весна. Сирень стучит в окно, и мне сегодня хочется волшебства. Пока на плите готовится отвар из крапивы для волос, я готовлю крем. Мне нравятся самые простые, несложные рецепты. Я беру немного растительного масла - миндального, персикового или оливкового, для мягкости кожи. Нагреваю его на водяной бане. Растворяю в нём чуть-чуть воска для вязкости крема и гладкости лица. В конце добавляю немного розовой воды и пару капель розового масла для нежности. Тонкий медово-розовый аромат растекается по кухне. 100% натуральный крем готов. Такой крем не только будет питать кожу и насыщать её витаминами, но и благодаря целебному аромату, будет полезен для сердечно-сосудистой и нервной системы.

Косметика - это не отходы нефтеперерабатывающей промышленности в полиэтиленовой баночке. В русском языке слово «косметика» происходит от слова «космос». Её назначение — не просто украшать лицо, это метод гармонизации себя с энергетическими потоками и ритмами вселенной, и обретения красоты и здоровья с помощью энергий цветов, трав, воды и солнца

  1. Исследование, проведенное американскими специалистами из Harris Interactive для организации Renfrew Center Foundation, показало: почти 50% женщин недовольны тем, как выглядит......
  2. Физиологии Финляндии призывают отказаться от косметики Финские специалисты призывают женщин сократить потребление и использование косметики. По их мнению, химические вещества,......
  3. Для женщин косметика важнее секса Aнглийcкие экcперты провели cвежее изыcкaние, поcледcтвия которого продемонcтрировaли, cобcтвенно прогреccивные предcтaвительницы женcкого полa дaют мaкияжу......
  4. Производители косметики уверяют, что вся их продукция безопасна. Мол, строгий контроль и санитарные нормы строго соблюдаются, кроме того, химикаты в...

В последнее время все чаще и чаще у людей возникает желание создавать эффектные образы для праздников, маскарадов и карнавалов. Основным элементом в создании такого образа является качественный грим, однако не в каждом городе можно найти специализированные театральные магазины, где продаются специальные краски. В таком случае можно прибегнуть к приготовлению грима своими руками в домашних условиях. Основным цветом в данном искусстве является белый, поскольку это основа для дальнейшего рисования. В рамках данной статьи рассмотрим основные принципы нанесения и изготовления белого грима без специального оборудования и труднодоступных компонентов.

Необходимые материалы для создания белого грима

Белый грим – это основа основ для моделирования простых и сложных образов. Применяя белый театральный грим можно качественно прорисовать следующие персонажи: мим, скелет, маска и пр.

Чтобы создать качественный макияж понадобятся следующие инструменты:

  • собственно белый театральный грим или пудра;
  • набор кистей для косметики;
  • ватные диски, спонжи, а так же салфетки;
  • понадобятся средства для снятия макияжа. Если используется профессиональный грим, то следует приготовить детский крем или вазелин.

Пошаговое выполнение белого грима для лица своими руками

От правильного нанесения грима во многом зависит то, как хорошо будет смотреться образ в целом. Белый цвет – основа, поэтому она должна лежать ровно и аккуратно, дабы не портить , наносимый поверх нее. Итак, какой бы грим не использовался – профессиональный, или изготовленный своими руками, — лицо нужно подготовить. Удалить излишки жира можно простым умыванием с мягким мылом для лица, или же воспользовавшись очищающим молочком. Кожу лучше смазать увлажняющим кремом или нанести основу под макияж. Сухой грим наносится немного влажной губкой, жидкий – сухим спонжем.

Первый шаг – покрыть тонким первым слоем всю желаемую поверхность. Потом можно нанести еще несколько слоев в зависимости от эффекта, которого нужно добиться. Большое значение в процессе имеет тщательная растушевка границ. При создании грима на лице ребенка, плотную основу создавать не стоит, дабы не перегружать нежную и чувствительную кожу.

В зависимости от того, какой образ нужно создать, и зависит дальнейший процесс. Для придания лицу реалистичности даже на белую основу рекомендуют наносить участки затемнения в области естественных изгибов лица – это помогает «оживить» вид, однако такое не всегда необходимо.

Снимать грим нужно с помощью средства для снятия макияжа. От самодельных вариантов без добавления жира можно избавиться и посредством обычного умывания теплой водой. После снятия обязательно нужно позаботиться о коже – нанести успокаивающую маску, увлажнить кремом.

Чем заменить белый грим или из чего его сделать?

Случаются ситуации, когда есть острая необходимость в белом гриме, а его негде взять. В таких условиях приходится изощряться и идти на хитрости. Иногда выручает белый корректор – плотная пигментация дает ровный слой покрытия, и можно создать довольно светлое лицо. Однако хорошая косметика стоит немало и может понадобиться создание чистого, неестественного для человеческого лица белого цвета, что будет довольно сложно с обычными не театральными средствами. Как ни странно, но изготовить основу в домашних условиях реально и не так уж и сложно. Существует несколько распространенных рецептов, воспользоваться можно любым понравившимся.

Как сделать из муки своими руками

Для приготовления состава из муки понадобятся такие ингредиенты:

  • 2 столовые ложки муки;
  • ложка кукурузного крахмала;
  • немного чистой воды;
  • 2-3 капли глицерина.

В первую очередь смешиваются сухие ингредиенты, потом в них понемногу добавляется вода, должна получиться густая паста, она не должна растекаться. В конце в состав добавляют глицерин и тщательно перемешивают. Полученную кремообразную массу можно использовать для нанесения на лицо.

Делаем основу под грим из мела

С меловым составом нужно обращаться осторожно, так как он может сильно посушить лицо. Не стоит наносить его людям, которые и так обладают сухой кожей с выраженными участками шелушения. Для создания белого покрытия будет достаточно взять крем для лица и смешать его до получения пасты с измельченным белым мелом. Наносить такой состав удобней всего кисточкой для макияжа.

Как вариант можно воспользоваться смесью мела и топленого свиного жира, но этот способ довольно трудоемкий и полученная смесь тяжела для кожи.

Видео: как сделать черно-белый грим на хэллоуин

В рамках данного видео рассматривается специфика нанесения грима на лицо для создания образа скелета. Ролик наполнен поясняющими комментариями, которые позволяют четко осознавать каждый шаг наложения праздничного макияжа. Автор делится своим опытом и раскрывает секреты, позволяющие сделать образ более реалистичным.

Видео: выполнение белого грима пудрой

Видео является инструкцией для создания простого и эффектного образа на хелоуин. Мастер-класс посвящен прорисовке маски на лице при помощи белой пудры. Благодаря понятной подаче, качественному разъяснению и описанию каждого этапа наложения грима, процесс создания аналогичного образа в домашних условиях становится легко реализуемым.

Красота – это боль. Мы твердим себе эти три слова, когда выщипываем брови или делаем восковую эпиляцию. Зато такие манипуляции – не самые опасные бьюти-тренды и не дают особого повода для волнений. Вы скажете – а как же ботокс – одна «неправильная» инъекция, и ядом будут поражены совсем не те мышцы, и часть лица потеряет подвижность, вон сколько актрис страдает (а то и судится с нерадивыми врачами-косметологами). Согласны. И все же это – сущая ерунда по сравнению с самыми опасными бьюти-трендами в истории. На какие только ухищрения не шли дамы, чтобы оставаться привлекательными! И какой ценой…

Самые опасные бьюти-тренды в истории: в погоне за красотой

Свинцовые белила для благородной бледности

Когда принцессы и знатные дамы хотели, чтобы их кожа белела, словно снег, они покрывали лица толстой свинцовой косметикой. Свинец использовался в индустрии красоты с незапамятных времен, древние римляне делали из него основу для румян, а египтяне – сурьму для того, чтобы подводить глаза. Но наибольшего пика популярности мода на свинцовые белила достигла в XVI веке и продлилась до конца XVIII столетия. Женщины смешивали порошкообразный свинец с уксусом, получалась паста, которую наносили на лицо толстым слоем. Мертвенно-бледный вид был верхом совершенства, к тому же такая «замазка» помогала скрывать неровности кожи и оставшиеся следы от оспы или прыщей. После многократного использования таких белил кожа начинала медленно гнить, образовывались шрамы, и дамы не находили ничего лучшего, чем использовать эту гадость с новым рвением. Конечно, шрамы были наименьшей их проблемой. Самый опасный бьюти-тренд вызывал повышение кровяного давления, приводил к болям в животе, запорам, выкидышам, а в худшем случае – к потере памяти, параличу и смерти. Лекарь мог долго гадать – чем же мучается несчастная. К концу XVIII столетия после гибели нескольких аристократок использование свинца уменьшилось. И все же этот токсин (в гораздо меньших количествах) можно встретить даже в современной некачественной косметике.

Яд для выразительности глаз

Для того чтобы наши глаза стали еще выразительнее, мы используем цветные линзы, накладные ресницы, подводку, яркие тени. А вот итальянские женщины на протяжении веков добивались выразительности взгляда с помощью одного из самых опасных бьюти-трендов в истории. Синьоры закапывали себе в глаза яд. Да, раствор белладонны (красавки) ядовит, несколько ягод в чистом виде могут даже убить. Однако препараты с использованием этого растения широко распространены в медицине (в том числе, и в офтальмологии), нужно только правильно их применять и не превышать дозу. А вот итальянские красотки пытались придать особый блеск глазам и расширить зрачки, злоупотребляя этим сильным средством. Некоторые неосторожные дамочки умудрялись пользоваться белладонной и уже, когда цивилизация постучалась в их двери, – вплоть до конца ХХ века. Говорят, что в Средние века женщины, увлеченные оккультизмом, применяли мазь из белладонны, натирались ею во время шабаша, поэтому им казалось, что они летают на метлах и совершают разные чудеса. На деле же применение белладонны может закончиться слепотой, сердечной недостаточностью, комой и гибелью.

Мышьяк для чистой кожи

Когда мода на свинец прошла, появилось новое чудо-средство, позволяющее отбелить кожу, и на смену одной отраве в начале XIX века пришел еще более опасный косметический бьюти-тренд – мышьяк. Он убивает красные кровяные клетки, что, действительно, позволяет достичь бледности. Женщины применяли его в небольших дозах (чуть повысь – и это станет последней порцией яда). Но при прекращении приема препарата кожа быстро ухудшалась, что заставляло модниц возвращаться к мышьяку. Реклама таких «таблеток красоты» гласила: «Доктор МакКензи обещает вам, что безвредное средство улучшит вам цвет лица: оно будет чистым, свежим, без покраснений, веснушек или прыщей». Правда, побочные эффекты такого снадобья не указывались. Так что к идеальной коже часто «прилагались» рвота, внутреннее кровотечение, выпадение волос, слепота, конвульсии и (нередко) летальный исход. Мышьяк порой встречается в поддельных косметических продуктах, так что будьте начеку!

Ртуть для румян

В XVIII веке дамы открыли для себя новый тренд – использование ртути. Ее часто смешивали с другими ингредиентами, чтобы получить средство от веснушек и прыщей, а также добавляли в румяна для стойкости. В те времена гигиена была не на высоте, и вместо того, чтобы умываться мягкой водой с какими-то целебными травами, представительницы прекрасного пола наносили на лицо – слой за слоем – сущую гадость. Вначале свинцовые белила, потом толстую красную полосу румян, представляющих собой ртуть сульфидное соединение (киноварь). Для использования в керамике или архитектуре киноварь подходит, но для нежного человеческого тела – нет. Даже сквозь густой свинцовый макияж ртуть легко впитывалась в кровь, вызывала шелушение кожи. Дальше могли возникнуть повреждение нервной системы, выпадение волос, зубов, ногтей, повышение кровяного давления, почечная недостаточность. У беременных ртуть вызывала пороки развития плода. В странах, где нет строгого контроля за изготовлением косметических средств, в продукции до сих пор обнаруживается ртуть.

Радий в косметике

Когда в 1898-м году мадам Кюри открыла радий, она не знала, что протоптала дорожку к самому опасному бьюти-тренду в истории. Шарлатаны от медицины быстро взяли это на вооружение, и в одном из объявлений 1918-го года читаем: «Постоянный фонтан молодости и красоты, наконец, найден! Он течет в энергетических лучах радия!». Косметические препараты с содержанием радия (от зубной пасты до крема для лица) были в моде в 1920-х и 1930-х годах. Как сегодня мы каждый день сталкиваемся с рекламой известных брендов и косметологических методик, так и тогда объявления наперебой возвещали о «последнем научном прорыве в индустрии красоты». Дальнейшие научные исследования остановили этот поток, приносящий анемию, рвоту, внутренние кровотечения, судороги и раковые опухоли.

Рентгеновские лучи

Правда, прежде чем ученые хорошенько изучили все последствия радиоактивного облучения, в 1920-е годы получили развитие процедуры облучения. Вы помните свое последнее посещение рентген-кабинета? Когда доктор или его медсестра делают снимок, они скрываются за свинцовой стеной, а у пациента оставляют открытым лишь нужный участок тела, надевая на вас тяжелый фартук. Но представьте себе – наивные женщины первой половины прошлого столетия верили, что рентгеновские лучи несут с собой красоту! Они принимали от 10 до 20 процедур, не обращали внимания на побочные эффекты (утолщение кожи, дерматит, расширение капилляров) и шли на новый сеанс в надежде проснуться утром юной и посвежевшей. В салонах красоты для использования аппаратов не нужно было даже медицинской лицензии. Но потом это насторожило специалистов. И к 1940-м годам стало ясно, что эта причуда (читай – самый опасный бьюти-тренд) вызвала рак у большого числа женщин и полностью «размыла» лица других.

Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш.

Белила , совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся оширои, используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский императорский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел.

Свинцовые белила , использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество.

Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.)

После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.

Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грёзы мужчины, утомлённого серыми буднями. Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствует у гейши, которая взяла её в младшие сёстры. Как и гейша, юная дева окейи обильно покрывает лицо рисовой пудрой смешанной с водой. Но до этого красавицу уже должны нарядить в драгоценное кимоно и обработать лицо смесью из воска и масла (таким образом, продлевается жизнь макияжа). Рисовая паста наносится практически на всё лицо и шею за исключением линии роста волос и небольшого участка шеи сзади, где тонер наносится в виде змеиного язычка японцы считают, что подобные нашейные изображения придают женскому образу невероятную чувственность. Учитывая, что глаза - наиболее выразительная часть женского лица, гейша и майко уделяют им особое внимание. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искусности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естественнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!) Майко наносит тени только на уголки верхнего века и припудривает брови (представительницы некоторых гейша школ осветляют брови, придавая им золотистый оттенок).



Гейша обращается с красными тенями смелее, нанося их практически на всё пространство между веком и бровью. Для обводки вокруг глаз и бровей традиционно использовался древесный уголь, но сейчас применяется современная косметика. Брови были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца.

Катсура - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому уста покрываются интенсивным оттенком ало-красного или малинового (помады изготовляются из лепестков роз и шафрана). Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: ...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени... Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, - очобогучи - считался самым желанным. Майко обычно выделяет только центр губ, а в день её принятия в сёстры, девушка красит только нижнюю губу. Гейша может полностью закрашивать контур губ всеми оттенками алого и наносить тёплую карамель в качестве блеска. Кристаллизованный сахар добавляется в помаду, чтобы придать губам блеск. Трехлетний стаж позволяет современным гейшам использовать менее изощрённый макияж, приближенный к европейским стандартам.