Как помочь ребенку говорить четко. возрастной период: от рождения до полугода

Нужно ли учить малыша говорить? Когда нужно начинать эту работу? Кто должен заниматься с ребенком? На эти вопросы однозначного ответа среди родителей вы не найдете. Одни родители считают, что развитие речи малыша должно проходить спонтанно, объясняя это тем, что их никто в свое время не учил говорить, а сейчас они прекрасные ораторы. Другие родители предпринимают активные меры по развитию речи ребенка начиная с младенческого возраста. Так кто же прав? На самом деле, правы и те и другие, так как развитие речи происходит спонтанно, но эффективность этого процесса во многом зависит от оказания определенных стимулирующих мероприятий, поэтому давайте разберемся, как правильно научить ребенка говорить.

Учим говорить ребенка младенческого возраста

Общение с грудничком происходит в большей мере на невербальной основе. Малыш учится распознавать и самостоятельно проявлять невербальные сигналы: мимические реакции (улыбка, поморщивание); движения головой, руками и ногами (отворачивает голову, поднимает ножки, указывает ручкой и т.д.) В то же время, начиная с 1 месяца жизни у ребенка появляются первые голосовые реакции - гуление, которое еще не является речью, а представляет собой предречевые вокализации в виде протяжных звучаний типа «а-гу». В 4 - 6 месяцев жизни малыша наступает новый период в развитии речи - «лепет», предшествующий возникновению самостоятельных слов и представляющий собой вокализации в виде повторения слогов типа «ма-ма», «ба-ба» и др.

Для того, чтобы гуление и лепет появились своевременно, нужно организовать следующее взаимодействие с ребенком. Сначала привлеките внимание малыша к своему лицу. Лицо мамы или папы должно выражать разные эмоции. Кроме этого, организуйте тесный физический контакт с ребенком: возьмите его на руки, погладьте различные части тела, прижмите к лицу и т.д. В процессе такого невербального общения оречевляйте все свои действия, а также пойте тихие песни, спокойным голосом рассказывайте истории и сказки, чтобы ребенок видел ваши органы артикуляции и ощущал вибрацию от их движений. Такие действия особенно нужны, так как, несмотря на то, что грудничок еще не понимает значений слов, он активно реагирует на интонацию взрослого и пытается подражать ей в виде элементарных вокализаций.

Существенным отличием в развитии ребенка 6 - 7 месяцев жизни является то, что он начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность познавать не только те предметы, которые ему предлагает взрослый, но и те, которые находятся в поле его зрения. Чтобы их получить, недостаточно одних невербальных средств, нужно учиться их дифференцированно называть. Чтобы в активном словаре малыша появились нужные «слова», создавайте следующие условия.

  • Во-первых, вызывайте интерес у ребенка к окружающим объектам.

  • Во-вторых, обозначайте словами все окружающие объекты. На этом возрастном этапе можно использовать лепетные слова и звукоподражания: кукла - «ляля», корова - «му-му».

  • В-третьих, показывайте малышу различные действия, которые можно совершать с окружающими предметами и называйте их.

  • В-четвертых, рассматривайте с малышом картинки и иллюстрации, на которых изображены животные, игрушки и другие объекты, описывайте их.

  • В-пятых, стимулируйте малыша к повторению лепетных слов и звукоподражаний («Что это?», «Как говорит…?»).

В то же время, ребенок должен постоянно слышать правильный пример произнесения слов. Для этого разговаривайте с малышом как со взрослым: не искажайте слова, не упрощайте их, не повторяйте за ребенком неправильный вариант.

Учим говорить ребенка раннего возраста

Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 - 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки [р] и [л].

Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил :

  1. Не ленитесь разговаривать с малышом.
  2. Произносите слова правильно, «не сюсюкайте».
  3. Читайте ему стихотворения, сказки и рассказы.
  4. Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
  5. Рассматривая картинки, фотографии и иллюстрации, детально описывайте все объекты, которые на них изображены.
  6. Прослушивайте аудиозаписи.
  7. Смотрите видеоролики, кинофильмы и мультфильмы. По окончании просмотра расспрашивайте малыша о том, что он увидел, объясняйте непонятные ему моменты.
  8. Организовывайте общение малыша со своими сверстниками, а также с детьми более старшего возраста, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
  9. Обыгрывайте игрушки и другие окружающие объекты. Действия с ними сопровождайте голосовыми реакциями и фразами, например, споем песенку кукле - «а-а-а», поезд едет «чух - чух, ту - ту» и т.д.
  10. Создавайте проблемные ситуации. Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом.
  11. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
  12. Исправляйте произносительные ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
  13. Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук и органов артикуляции.

Как научить ребенка говорить? Все родители хотят, чтобы дети хорошо развивались, не отставали в развитии. Если говорить о развитии физическом, то тут нужно ребенку дать время, пока он будет готов сесть, встать, пойти. Нельзя ребенка «учить» сидеть и ходить, потому что вы можете навредить ему. Ребенок обязательно сядет, когда его мышцы и позвоночник будут к этому готовы. Но вот говорить ребенка нужно учить.

Если слышали истории про детей, которые воспитывались животными, то у таких детей речи не было. И она не появлялась впоследствии. Так что окружение человека очень важно для формирования его речи. Важно, как вы будете общаться с малышом, в какие игры играть, какие книги читать и так далее. Не думайте, что речь сама по себе появится, если с ребенком совсем не заниматься.

В середине 1970-х годов нарушение речи наблюдалось у 4% детей. Сейчас это число выросло в 6 раз! Причин много. Напишу, какие сигналы должны насторожить родителей в развитии малыша:

  • в 3 месяца ребенок не поворачивает голову, когда к нему обращаются
  • в 4-6 месяцев ребенок не пытается произносить звуки б, п, м, не ищет источник звука
  • в 7 месяцев не узнает голос близких людей, с которыми живет
  • к концу 9 месяца у ребенка отсутствует лепет
  • в 2 года ребенок только может сказать несколько лепетных слов, не может построить простую фразу из 2-3 слов, не может показать нужное изображение на картинке
  • в 3 года малыш не определяет понятия верх-низ, не может ответить на пространственные вопросы «что», «где».

Если есть проблемы в речевом развитии, то нужно обязательно с ребенком заниматься, не упускать время.

Дети все индивидуальны и говорить начинают в разном возрасте. Но родители должны сделать все, что от них зависит, чтобы ребенок развивался нормально. Что нужно делать, я написала в этой статье. В возрасте до 2 лет важно следить за прогрессом в речевом развитии. Нужно, чтобы у ребенка была заметна динамика его речи. Например, в 1,6 он «мычит» и тычет пальчиком, в 1,7 говорит какие-то слоги, в 1,8 говорит отдельные слова, в 1,9 говорит больше слов, в 2 говорит простые предложения.

Это просто отвлеченный пример, каждый ребенок будет развиваться по своей схеме. Но его развитие не должно стоять на месте. Вы должны анализировать, есть ли динамика. Если в течение 2-3 месяцев ничего не меняется, то нужно обратиться к врачу за консультацией (к неврологу, логопеду и лору для проверки слуха).

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Что нужно делать, чтобы у ребенка нормально развивалась речь

1. С ребенком нужно разговаривать

Первый и очень важный пункт в этом вопросе — с ребенком нужно как можно больше разговаривать. Дети любят копировать взрослых, поэтому, если родители много с ребенком общаются, то и ребенок будет пытаться как можно раньше заговорить. Где бы вы ни находились с ребенком, показывайте ему разные предметы и говорите, как это называется. Нужно формировать у ребенка хороший словарный запас.

Разговаривать с ребенком нужно начинать еще до его рождения. Уже после 6 месяцев беременности ребенок достаточно хорошо слышит и может отличать знакомые голоса. Поэтому, как бы это не казалось странным, нужно общаться с ним уже на этом этапе. Пойте ему песни, рассказывайте, что вы сейчас делаете. Когда ребенок родится, с ним нужно продолжать общаться.

Вы должны быть всегда в «режиме радио». Говорите о себе постоянно, чтобы ребенок соотносил слова с действиями. Например, «мама готовить кушать», «мама пылесосит», «мама моет посуду» и т.д. Если есть возможность, говорите, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию, поворачивайтесь к нему лицом. Так же на прогулке, рассказывайте об окружающем мире, говорите, что каким цветом и какой формой.

В современном мире очень сильно увеличилось количество заболеваний аутизмом, когда ребенок полностью погружен в свой внутренний мир, не интересуется социальной его составляющей, не хочет общаться, дружить, идти на контакт с другими людьми. Причин для этого много, но одна из них — мы стали меньше общаться друг с другом. Гаджеты заполонили мир, взрослые все больше времени проводят онлайн, все меньше общаясь со своими детьми.

Когда ребенок еще грудной младенец, многие покупают радионяню, которая частично заменяет маму. Из-за этого мама реже к малышу подходит, меньше к нему прикасается, меньше говорит. Когда ребенок становится старше, ему включают мультики во время еды, что тоже не способствует живому общению. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок заговорил пораньше, начинайте с ним говорить еще до рождения!

2. Детям нужно читать книги и петь песни

Чтение книг — обязательная составляющая в развитии ребенка. Когда ребенку читают сказку или стихи, он слышит новые слова, которые родители не употребляют в повседневной речи. Если слово ребенку не понятно — объясните его значение. Книги берите с крупными и яркими картинками, которые будут подогревать интерес малыша. Если будете с раннего возраста читать детям стихи, то будет развиваться память. И совсем скоро ваш кроха будет вам декламировать эти тексты.

Память детей до трех лет способна на многое. Например, я своей дочери в год купила большую книгу с картонными страницами — азбуку в стихах. На каждой странице была нарисована буква, стих и картинка. Мы читали эти стихи, она пальчиком показывала на большую букву, я ей ее называла. Так же рассказывала, кто нарисован и чем занимается. В полтора года она еще говорила плохо, но буквы знала, умела их все показать на алфавите. В два года она уже наизусть читала «Мойдодыр» — это ее любимая сказка в то время.

Так что чтение книг очень хорошо развивает ребенка. В младшем возрасте они больше любят стихотворные произведения — короткие стихи или сказки в стихах, как у Чуковского. Найдите 10 минут в день, чтобы почитать ребенку, хотя бы перед сном.

Кроме книг музыка очень хорошо помогает ребенку в его развитии. Мелодичные звуки помогут быстрее овладеть речью. Поэтому пойте ребенку песни, в которых можно хорошо разобрать слова. Или включайте ему детскую музыку. Главное, чтобы песни были на русском языке и слова четко произносились.

3. С детьми нельзя сюсюкать

Сюсюканье — это большая проблема взрослых. Видя маленького ребенка у них начинается приступ нежности или чего-то там еще. И начинается «муси-пуси, ути-пути» и т.д. Взрослые намеренно искажают свою речь, говоря на «детском» языке. А ребенок, как уже было сказано, копирует поведение взрослых. Так что не удивляйтесь, что ребенок не будет говорить нормальным языком, а будет «нести чушь».

Дети, с которыми много сюсюкают, плохо разговаривают, их чаще потом приходится водить к логопеду на постановку звуков. Педиатры разрешают с ребенком вот так умильно беседовать максимум до 6 месяцев. После этого нужно всегда разговаривать нормально, четко, правильно произносить слова, показывая пример. И не разрешать другим сюсюкать со своим ребенком.

Называйте вещи своими именами, четко произносите слова. Например, называйте других детей «мальчик» и «девочка», а не «ляля». Очень часто слышу, как дети уже в возрасте 4 лет называют других детей лялями. А все потому, что так говорят родители.

4. Иногда детей нужно «не понимать»

Чтобы ребенок заговорил, нужно создать в нем потребность именно в речи. Маленькие дети привыкли показывать жестами, что они хотят. И родители с радостью выполняют все их пожелания. Но иногда попробуйте «не понять», чего хочет ребенок. Например, он тычет пальчиком на чашку или показывает ртом, что хочет пить. Не давайте ему сразу воду, а спросите: «Что ты хочешь? Скажи — пить!»

Начать говорить ребенку сложно, потому что существует некий барьер. Так же, как взрослым тяжело говорить на иностранном языке в чужой стране, нужно побороть языковой барьер. И ребенку проще показать. Так что создавайте ситуации, в которых ребенок должен говорить, чего оно хочет. Существует методика для введения нового слова в обиход ребенка. По этой методике желаемое слово нужно произнести взрослому не меньше 50 раз в день.

Вот хотите, чтобы ребенок начал говорить «дай», просите его сказать это слово. И сами четко повторяйте его несколько раз. Если хотите, чтобы ребенок начал говорить слово, обозначающее предмет, старайтесь как можно чаще «натыкаться» на этот предмет и озвучивать его. Если ребенку удалось произнести слово, обязательно похвалите его, поцелуйте. Пусть он видит, что для вас это очень важно. Искренне радуйтесь успехам вашего чада.

Игры для развития речи у детей

Существует много развивающих игр, играя в которые ребенок быстрее заговорит. Предлагаю ознакомиться с некоторыми такими играми и внедрить их в жизнь.

Шнуровка

Развитие мелкой моторики напрямую связано с отделом мозга, который отвечает за речь. Ребенку нужно давать различные задания на мелкую моторику. Одна из таких игр — шнуровка. В продаже сейчас множество вариантов различных шнуровок. Есть яблоко, в которое заползает «червячок»-иголочка, есть девочки или зверушки, к которым нужно «пришить» одежку и т.д.

Шнуровку можно сделать и дома из подручных средств. Для этого понадобится цветной картон, разноцветные шнурки, дырокол. Сделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как можно протянуть шнурки в дырочку. Сначала можно сделать всего пару отверстий, а постепенно усложнить задание и сделать дыры в виде какого-либо простого рисунка. Помогите малышу вышить шнурками эту картину. Ребенку очень понравится, что он сам смог сделать такую красоту.

Также играйте в другие игры, где нужно делать мелкую работу пальчиками. Например, пока вы готовите обед, смешайте в миске белую и красную фасоль. Пусть малыш займется сортировкой. Также можно в миске с крупой спрятать мелкие игрушки, а ребенок должен их найти. Находит игрушку, а вы спрашивайте: что это? Если ребенок не может ответить, проговорите сами, а затем попросите повторить ребенка.

Во время купания дайте ребенку две чашечки, пусть он переливает воду.

Также очень хорошее занятие — нанизывание бусин. Для совсем малышей это могут быть крупные детали, с большими отверстиями. В два года можно уже давать мелкие бусинки нанизывать на леску. Только нужно присматривать, чтобы ребенок не тянул в рот и в нос мелкие детали.

У ребенка должны быть развивающие игрушки: сортеры, конструкторы, пирамидки, кубики, пазлы.

Зарядка для язычка

Вы же делаете зарядку с детьми? Язычок тоже нуждается в разминке. Артикуляционная гимнастика подготовит ребенка к речевым навыкам. Занятия у логопеда всегда начинаются с разминки языка. Существует много различных упражнений, но не все они предназначены для детей до 3 лет. С малышами можно выполнять простую зарядку под это стихотворение:

Сначала вы проговариваете первую строчку и показываете, что делает язычок. Ребенок за вами повторяет. И так далее выполняете всю зарядку. Дети очень любят обезьянничать. Вы весело и с пользой проведете время. Такие стихотворные разминки всегда актуальны. Хоть для обычной гимнастики, хоть для артикуляционной.

Имитация звуков животных и предметов

Обычно одни из первых слов детей — это имитация звуков животных. Если ваш малыш еще не говорит ничего, то эта игра будет очень кстати. Распечатайте разные картинки или просто возьмите книгу с крупными рисунками. Показывайте ребенку, например, корову и спрашивайте: «Как говорит корова?». Сами сразу же не отвечайте, не гасите у ребенка желание заговорить, дайте ему подумать. Если ребенок все же сам затрудняется ответить, скажите «му-у-у». А он повторит по возможности.

Когда говорите ребенку, смотрите ему в глаза. Он должен видеть, КАК вы говорите.

Таким образом показывать можно не только животных, но и различные предметы. Например, как звучит барабан? Или какой звук издает машина, муха, как капает вода? Звукоподражание — это важный этап в формировании речи.

Картины из кусочков бумаги

Как я уже говорила, нужно развивать мелкую моторику пальцев. Один из вариантов — учить ребенка рвать бумагу на мелкие кусочки. Чтобы процесс был еще более интересным, нарисуйте на белом листе простую картинку (домик, дерево, солнце, собачку и т.д.). Цветной бумагой нужно будет «раскрасить» этот рисунок. То есть нарвите на маленькие кусочки желтую бумагу и приклейте к солнышку, голубые кусочки — к облачку и т.д. Для малышей лучше купите клей-карандаш, им удобней пользоваться — намазал картинку на белом листе и прикрепляй мелкие цветные бумажки к ней.

Если ребенок маленький и у него не получается порвать бумагу на мелкие кусочки, покажите, как нужно держать лист, какими движениями отрывать. Приклеивание мелких деталей тоже требует определенных навыков, нужно взять пальчиком эту маленькую бумажечку, приклеить на нужное место. Дети такие аппликации очень любят, это увлекательный творческий процесс и еще один повод пообщаться с мамой, а также выучить новые цвета.

Лепка, рисование

Тут и так все понятно. Рисование помогает ребенку учиться координировать свои движения. Научите ребенка правильно держать в руке карандаш, в 2 года ребенок уже может это делать. Купите ребенку трафареты для рисования, так он быстрее познакомится с различными формами, животными и т.д. Тем более, что рисование по контуру — очень хорошее развивающее занятие.

Для малышей купите мягкий пластилин, из которого очень легко слепить любую фигурку. Научите ребенка катать шарик, колбаску, лепить кубик. А из этих деталек уже можно вылепить человечка или зверушку.

Лепить в песке куличики любят все ребятишки. И нужно это делать обязательно. В зимнее время можете купить кинетический песок для дома. Из него легко слепить любые фигурки с помощью формочек. Этот песок может быть цветным и он приятный на ощупь.

Пальчиковая гимнастика

Самая простая зарядка для пальчиков — знаменитая «Сорока-ворона», которая кашу варила и деток кормила. Также можно использовать другие стихи, выполняя пальчиками различные движения. Ребенок смотрит на вас и пробует повторить. Если у него не получается сложить пальцы нужным образом, помогите ему.

Фотоальбом

Распечатайте несколько фотографий ребенка в разные моменты его жизни: как он есть, как он спит, как играет, как гуляет. Также можно в этот альбом включить фотографии мамы и папы за каким-нибудь занятием. Рассматривайте эти фотографии и комментируйте: Аня ест, Аня играет, мама чистит зубы, папа читает книгу и т.д. Когда ребенок научится говорить о своих близких людях, ему легче будет перейти на рассказ о действиях других людей (тетя держит собачку, дядя бежит).

Игра «Луч света»

Эта игра научит ребенка подражать звукам животных и выучить их названия. Найдите несколько фигурок животных и расставьте их в комнате вечером. Позовите ребенка и скажите, что потерялись наши зверушки, их нужно найти. Выключите свет и скажите: теперь стало темно, нам нужен фонарик. Возьмите фонарик и ищите с его помощью «потерянных» животных. Когда луч света наткнется на какое-то животное, спросите — кого это мы нашли (овца ме-ме). И так ищите всех животных. Дети любят игры в темноте с фонариками. А в хорошем настроении и учиться легче.

Играйте со своими детьми, общайтесь, читайте книги, рассказывайте об окружающем мире. Не думайте, что ребенок еще маленький и ничего не понимает. Он накапливает информацию и запоминает. Если статья была интересна, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. И пишите в комментариях, как вы развиваете своих детей. Также читайте статью: « «, чуть позже эти знания пригодятся.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаю сегодня поговорить о том, как учить ребенка говорить, ведь именно это умение закладывает фундамент дальнейшему развитию малыша.

Эта статья будет в необычной форме. Я поделюсь не только личным опытом, но и опытом своих друзей, а также результатами исследований ученых.

«В течение нескольких месяцев в моей семье тишина была врагом. Несмотря на то, как сильно мы с мужем не пытались, несмотря на то, сколько мы не читали и не разговаривали, наш маленький сын не хотел произносить членораздельных звуков.

Конечно, он улыбался и хихикал когда мы с ним болтали, и да, он схватил игрушку когда мы попросили его. Клетки мозга точно функционировали правильно, но в течение нескольких месяцев в них просто не было слов.

Может быть мы были немного нетерпеливыми. Когда малому было около 8-ти месяцев мы были огорчены, а к 12-ти месяцам забеспокоились. И вот, мы уже собирались связаться с нашим педиатром, как ребенок произнес громкое „мама“.

И с тех пор он не переставал говорить обо всем, что его беспокоит! Все эти ночи, которые мы провели над книгами в поисках ответов на вопрос: „когда кроха должна начинать разговаривать“, все это было напрасно…

Истина лежала на поверхности, но почему-то мы не догадались, что помочь нашим детям приобрести языковые навыки можно намного проще и более естественно чем мы думаем, хотя об этом говорят многие дефектологи и детские психологи.

Оказывается, те из нас, кто называл этот процесс „научиться говорить“ понимали все это неправильно, искусство общения гораздо шире чем мы учим наших детей, ведь обычно мы просто просим их повторить определенные слова.»

Вот такую историю недавно поведала мне моя подруга Юля, и это действительно заставило меня задуматься и вспомнить, как все происходило у нас в семье.

Я всегда понимала, что необходимо создать благоприятную атмосферу, которая будет стимулировать доверие, в которой будут отмечать успехи и все будут получать удовольствие от процесса обучения и повторения изученного.

Ученые утверждают, что активное взаимодействие и диалог с ребенком обязательно принесет положительный результат. Это означает, что пока вы будете просто разговаривать с крохой, не требуя от нее повторять ваши слова, а просто ради взаимного удовольствия, чтобы развеселить и порадовать, вы будете делать все правильно.

Миссия: разговорить к 6-ти месяцам

Никогда не рано начинать прививать любовь к языку. Я общалась с Ромой еще с трех недель и уже к месяцу он начал активно и четко произносить заветное «агу», а уже к шести месяцам говорил «Аля» в отношении ко мне, так как мой муж меня так называл постоянно.

Мы покупали мягкие тканевые книжечки со словами и картинками и регулярно показывали их малышу. Мозг младенца работает с первых дней жизни, мы очень быстро это поняли и решили не терять ни дня. Мы всеми силами старались развивать своего наследника, при этом покупали все новые и новые «завлекалочки», чтобы он не утратил интерес.

Если вы тоже в поисках интересных идей для развития крохи, то обязательно ознакомьтесь с курсом "Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее «.

Но после того как познакомились с множеством результатов научных исследований, пришли к неожиданным выводам: наш сын, вероятно, начал изучать язык еще до этих тактических набегов языкового погружения.

Недавние исследования из Университета Амстердама указывают на то, что большинство детей начинают приобретать элементарные навыки языка (например, интонацию) еще в утробе матери.

После родов, хотя навыки общения уже есть, они не могут «нажать кнопку» немедленно, но будьте уверены: в мозгу новорожденного происходит множество запускающих процессов.

Младенцам нужно лишь несколько недель чтобы усвоить слова, которые они слышат каждый день. Но они часто не дают нам, родителям, никаких намеков, что уже много знают, их обучение происходит «за кулисами», так говорит Кэти Хирш — доктор философии, директор детской лаборатории Университета Темпл в Амблер, штат Пенсильвания.

Как мы можем помочь в развитии речевых навыков?

Помните, что нет такого понятия как «слишком много разговоров» даже для младенческого возраста. Разговаривайте часто, проявите творческий подход (например, используйте мягкие книжечки как мы). Будьте терпеливы, даже если первые слова представляют из себя нечто непонятное.

Следите за интонацией

Чем больше слов ежедневно слышит малыш, тем лучше. Мы с мужем прилагали совместные усилия, чтобы как можно чаще и активнее разговаривать с сыном. Но семья моих знакомых — Настя и Саша — не так усиленно занималась со своей дочкой Лилей, они не меняли привычного общения в доме только ради крохи.

Конечно, пара пыталась научить кроху первым словам, таким как мама и папа, и в итоге они поняли, что больше всего ей помогло именно многократное повторение одного и того же слова. «Однажды, когда мы стояли в пробке, услышали, как Лиля отчетливо произнесла папа и заулыбалась, когда Саша повернулся к ней, тогда мы поняли, что разговорный процесс запущен», — рассказывает Настя.

Эксперты говорят, что не имеет значения, какие именно слова вы говорите, важно как часто и с какой интонацией это делаете. Исследования по этой теме собраны в книге 1995 года «Значимые различия в повседневном опыте молодых американских семей».

Ученые сопоставили количество слов, которые малыш слышит до 3 лет к успеху этого ребенка в более позднем возрасте. Современные эксперты сходятся во мнении, что чем больше слов наши дети слышат, когда их мозг наиболее значительно развивается, тем лучше.

В доме, где есть дети, разговоры с самим собой не являются признаком сумасшествия

Это не так сложно, как вы могли бы подумать. Прекрасным способом для непринужденного обучения новорожденного речи является комментирование вслух каждого своего действия. Представьте себя диктором радио, передающим информацию о вашем мире к самому главному слушателю из всех.

Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловко и непривычно, но подумайте, сколько тысяч новых слов грудничок услышит за несколько часов. Со временем вы поймете, что это занятие действительно полезное и рутина начнет приносить вам больше удовольствия, а малыш будет учить язык на основе вашего простого повседневного опыта.

Отвыкайте от пустых разговоров с каждым годом

Чем старше становится ваш малыш, тем больше новых и более сложных слов вы должны вводить в его лексикон. Даже если вам кажется, что кроха еще не готова к пониманию новых фраз, старайтесь объяснять. Лучше потратить время на общение с ребенком, нежели посидеть в социальной сети.

Показывайте младенцу новые предметы в доме, называйте их и рассказывайте, что с ними делают. Не бойтесь таких сложных слов как микроволновая печь или стиральная машина — показывайте наглядно, как вы ими пользуетесь. Дайте малышу понажимать на кнопочки в заданном порядке и комментируйте, что в этот момент происходит.

На что стоит обратить внимание?

Когда задаете вопросы малютке, старайтесь получать не однословный ответ. Спрашивайте снова и снова: пусть учится давать обширную характеристику и полный ответ. Сохраняйте терпеливость, независимо от того, умеет ли малыш четко произносить звуки, распознает ли он цвета и фигуры, знайте — если этого не происходит сейчас, то обязательно произойдет немного позже.

И наконец, выключите телевизор. Даже образовательные программы не являются заменой общения лицом к лицу. Малыш должен видеть как движутся ваши губы во время произношения того или иного слова.

Старайтесь проводить время весело и интересно, переходите от одной деятельности к другой. Вначале поиграйте в кубики, потом почитайте сказку, затем спойте песенку или расскажите стишок. Вовлекайте малыша в выполнение домашних обязанностей, пусть помогает протирать пыль и подметать.

Поощряйте даже маленькие успехи

Конечно, обучение происходит легче всего, когда это не скучно и приятно. Даже когда малыш научится лишь новому слогу аплодируйте ему всей семьей — это лучший способ дать понять, что он все делает правильно. Пойте дуэтом, при этом напевайте разные слова по очереди, создайте атмосферу праздника, дайте крохе понять, что общение — это радость, это чудо.

Танцуйте когда у ребенка получится связать в одно предложение два-три слова. Задавайте открытые вопросы, такие как «Что ты видишь на этой картинке?». Дайте крохе время на размышления, не подсказывайте сразу, пусть он сформирует свое мнение, это будет интереснее для вас обоих.

Всегда смотрите крохе в глаза, когда разговариваете с ним. Чем более прямым и тесным будет ваше взаимодействие, тем счастливее и комфортнее будет чувствовать себя кроха рядом с вами. Всегда давайте время малышу на обдумывание своих слов, не спешите подсказывать и исправлять речевые ошибки.

Если вы будете выполнять все эти действия, то со временем ваше чадо сможет очень активно и развернуто строить логические умозаключения.

Обращайте внимание на возрастные нормы развития речи

Не смотря на то, что развитие, как умственное так и физическое, у каждого ребенка индивидуально, все же существуют определенные темпы развития, свойственные большинству детей:

  • От 0 до 4 месяцев

В основном воркование и гуление: дети имитируют определенные шумы и особенно заинтересованы в интонации и звуке вашего голоса.

  • От 4 до 7 месяцев

Лепет, в котором прослеживаются некоторые буквы: сначала звучат Б, Д, М наиболее четко.

  • От 7 до 12 месяцев

Появляются слоги Ма, Да, Ба, Па. Слова, состоящие из двух слогов, как правило, возникают около первого дня рождения ребенка.

  • От 12 до 18 месяцев

Словарь растет в геометрической прогрессии, появляются слова, состоящие из трех слогов.

  • От 18 до 30 месяцев

Небольшие фразы, предложения и многое другое.

Если есть отклонения?

Если к 18 месяцам ваш ребенок не говорит по крайней мере 15 слов — обратитесь к педиатру. Чем раньше вы сможете заметить проблемы, тем легче и быстрее будет возможность с ними разобраться, и тем больше шансов свести их к нулю.


Научиться правильно разговаривать и передавать мысли на словах — один из самых необходимых навыков, которые малыш должен приобрести в свои первые 2 года жизни. Научить ребенка разговаривать к первым 2-годам — одна из главных задач для родителей. В этом возрасте детей уже можно отдавать в садик и если малыш не разговаривает совсем или говорит очень плохо — ему будет сложно общаться со сверстниками в детском саду. Кроме того, родителям будет гораздо легче понимать своего ребенка, если он будет хорошо говорить. Говорящие малыши более спокойны и менее подвержены капризам, т. к. на словах могут объяснить родителям — что им нужно, а родители, в свою очередь, могут быстрее удовлетворить потребности и желания ребенка.

Если вы желаете любимому чаду счастья и будущих успехов — помогите ему научиться облачать свои мысли и эмоции в слова и чем раньше, тем лучше. Делать это необходимо с самого рождения крохи, ведь в этот период для него мамин голос является самым желанным звуком во Вселенной. Ребенок в это время слушает и слышит.
Однако не все родители считают, что ребенка нужно учить говоривать с рождения, обосновывая это тем, что, дескать, придет время — сам научится… И это большое заблуждение. Довольно часто убедить маму в том, что развивать речь малыша нужно как можно раньше, очень сложно, но, возможно, прочитав эту статью родители пересмотрят свое отношение к вопросу — нужно ли учить ребенка говорить с раннего возраста. Ну, а для тех родителей, в которых нет сомнения в том, что развивать речь ребенка нужно и очень важно, мы дадим несколько полезных рекомендаций, которые помогут выстроить правильный диалог с малышом и превратят любое занятие в занимательную игру.

«Поговори со мною, мама»

Развитие речи ребенка – это та цель, которую мама должна ставить перед собой еще будучи беременной. Специалисты уже давно доказали тот факт, что малыш, находясь в животике, способен не только слышать, но и различать большое количество звуков. Причем одни могут ему нравиться, а другие, наоборот, пугать или вызывать раздражение. Неонатологи часто советуют будущим мамочкам читать сказки и детские стишки, петь колыбельные своему еще не родившемуся крохе, а также включать классическую музыку. Все это способствует развитию слуха и речевого аппарата ребенка. А голос мамы является для него самым сладким звуком.

После рождения именно мамина речь способна вызывать самые сильные эмоции у новорожденного. Он еще не понимает, обращенных к нему слов, но отлично узнает сам голос и учится различать интонации. Для этого необходимо постоянно разговаривать с малышом, когда он бодрствует. Только таким образом пассивный словарный запас ребенка пополняется. Причем, чем более разнообразным будет общение с матерью и другими близкими людьми, тем быстрее заговорит малыш. Логопеды и педиатры считают, что ребенок начинает говорить только тогда, когда его пассивный словарный запас пополнен необходимым количеством слов. Поэтому ответственность за развитие речи малыша в полной мере лежит на его родителях.

Так же хочется отметить, что все дети индивидуальны. Мамы и папы имеют склонность сравнивать своего кроху с другими детьми. Этого делать не стоит, ведь одни малыши начинают говорить раньше, чем ходить – в девять-десять месяцев, а другие молчат до года или двух, не считая нужным начать разговор. И то и другое может быть вариантом нормы. Поэтому будьте внимательны к успехам именно своего малыша и ориентируйтесь на них, ставя перед крохой новые цели и задачи. Однако помните, что центры в отделах головного мозга, отвечающие за речевой аппарат, окончательно формируются у детей к трем годам. А значит у родителей не так уж и много времени для того, чтобы помочь своему крохе в развитии его речи и способности хорошо говорить.

Нормы речи для детей до трех лет

Несмотря на то, что процесс развития речи индивидуален, существуют некие усредненные нормы, позволяющие родителям двигаться в правильном направлении. Мамы и папы должны знать, что в каждом возрасте кроха приобретает новые навыки. Это касается и речи. Если через несколько месяцев после рождения он может воспроизвести от силы три-четыре звука, то к 8-9-ти месяцам уже начинает складывать их в слоги, напоминающие простые слова. Чаще всего они никак не соотносятся с предметами, обозначающими их. Однако некоторые малыши довольно осознанно произносят эти звуки, что свидетельствует о высоком уровне их развития. К примеру, в 9 месяцев ребенок уже может произносить слоги -па, -ба, -дя, -да и, соответственно, могут обращаться к папе или бабе, используя эти слоги. Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш осознанно скажет слово «мама». Неосознанно слог -ма, кроха может произнести и в 7 и 6 месяцев, но, осознанно слово «мама», как правило, начинает говорить позже — к 10-11 годам, а некоторые даже после года. Маме не стоит расстраиваться по этому поводу, т. к. все индивидуально. Некоторые дети могут уже произносить несколько слов еще до того, как впервые скажут слово «мама».

Нормы развития речи для детей зависят от возрастных границ. В нашей статье мы расскажем о том, что и как должен говорить малыш в один год, два и три года:

Речь ребенка в первый год жизни

С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.

Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.

Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением. Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша. Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.

Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.

В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.

К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.

После того, как ребенку исполняется годик его словарный запас начинает стремительно пополнятся. Чадо становится невероятно любопытным и буквально впитывает все новые слова. Малыш отлично понимает большую часть из того, что ему говорят, а к полутора годам владеет примерно тридцатью словами.

Приблизительно в этом же возрасте малыши учатся правильно применять падежи и склонять слова. Это является важным этапом развития речи, поэтому главной задачей родителей является поддержание интереса к общению и обучению малыша правильно произносить и склонять те или иные слова. Развивать речь ребенка также можно с помощью красочных книжек. Хорошо если они имеют объемные картинки, так как много информации кроха по-прежнему получает посредством тактильных ощущений.

К двум годам, как правило, малыш может произнести от семидесяти до ста слов. И теперь родители могут развивать его речевые навыки различными играми и специальными упражнениями.

Развитие речи малыша на третьем году жизни

С двух до трех лет у ребенка происходит бурное формирование словарного запаса. Нормой развития речи для детей данного возраста считается владение тысячей слов и двумя сотнями фраз. На третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения и уверенно склоняют слова по падежам. Дети в этом возрасте могут петь песни и рассказывать короткие стишки.

К трем годам малыш уже может говорить связными предложениями, и родители должны постоянно побуждать его к этому. Наиболее эффективна методика задавания вопросов. Она заключается в том, чтобы выстраивать диалог с максимально возможным количеством вопросов. Причем очень важно, чтобы на них нельзя было ответить односложно. Таким образом словарный запас крохи расширяется, он учится правильно строить фразы и применять новые слова в разговорной речи.

В три года большинство звуков дети произносят нечетко, что не должно вызывать волнений у родителей. Дело в том, что речевой аппарат к трем годам сформирован еще не полностью и определенные звуки являются для произношения очень сложными. Обычно к пяти годам ситуация исправляется без вмешательства логопедов. Однако, мы хотели бы отметить, что некоторые слова малыши коверкают не потому, что не могут произнести ту или иную букву, а просто потому, что ребенок не понял — как правильно произносится данное слово. И запомнив один раз, в дальнейшем произносят слово с искажением звуков. В этом случае родители должны поправлять кроху и не лениться объяснять — как правильно произносить то или иное слово. Если же проблема более глубокая, то после 5 лет с ней должен разбираться логопед.

Стимулировать и развивать речь ребенка можно не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Делать это нужно ненавязчиво и в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание общаться.

Если к году ваше чадо еще не заговорило, то не стоит паниковать. Просто почитайте наши советы «как научить ребенка говорить в домашних условиях».

Итак, в первую очередь возьмите за правило постоянно разговаривать с малышом. Делайте это дома, в гостях и на прогулке — везде. Задавайте ему вопросы и делайте паузы, чтобы кроха тоже мог вставить в разговор пару звуков. Это будет значить, что он понимает вас и готов к общению.

Описывайте малышу все, что вы делаете, любые свои действия сопровождайте комментариями. Если вы занимаетесь мытьем посуды, к примеру, то опишите сам процесс в подробностях, назовите цвета тарелок и кружек, расскажите о том, чем вы их моете и так далее. Со временем пассивный словарный запас ребенка заметно обогатится, и он почувствует желание самому начать разговор. Обязательно читайте малышу детские книжки, причем делать это нужно несколько раз в день. Почаще включайте ему развивающие мультфильмы и передачи. Сегодня их довольно много в интернете, поэтому единственной проблемой будет проблема выбора. Также почаще произносите с малышом различные звуки, повторяйте буквы алфавита (что дети делают с огромным удовольствием в игровой форме) и подбирайте для сложных слов и звуков смешные стишки.

При обучении ребенка контролируйте правильно произношение слов с участием тех букв, которые он умеет хорошо произносить. Не позволяйте ребенку коверкать слова. Сам научится, когда время придет — совершенно не верная позиция, поэтому не ленитесь поправлять ребенка, когда он коверкает слова. Выговаривайте слова четко и правильно и также приучайте малыша к правильному произношению слов. Даже если ваше чадо и сокращает слова, то от вас малыш должен слышать только правильную речь.

Иногда проблемы с речью длятся до двух и даже трех лет. И если малыш не говорит или плохо говорит в три года, то вам необходимо вплотную заняться развитием ребенка. Но для начала надо выяснить, не является ли задержка психоречевого развития у ребенка причиной каких-либо патологий — неврологических проблем или, к примеру, аутизма.
Если с психоневрологической стороны ребенок здоров, то успех его речевого развития зависит только от вас.

Как научить ребенка рано разговаривать

Сегодня многие родители озадачены ранним развитием детей. И они во многом правы, ведь в младенческом возрасте малыш развивается максимально быстро и важно не упустить драгоценные месяцы и годы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в год уже весело лепетал, то начните заниматься с ним сразу после рождения.

Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить процесс речевого развития вашего ребенка:

  1. Разговаривайте с ребенком с самого рождения.
  2. В разговоре с малышом используйте технику смены интонаций. Делайте голос выше, ниже, вкладывайте в него разные эмоции, ведь таким образом крохе будет легче научиться понимать вас.
  3. Произносите слова четко и постарайтесь выстраивать максимально короткие фразы. Излишняя словоохотливость сбивает ребенка и заставляет его сильно напрягаться во время общения.
  4. Разговаривая с малышом, следите за своей артикуляцией. Видя, каким образом формируется звук, малыш быстрее научится повторять его. Вспомните глухонемых — ведь они часто понимают речь по губам. Также по губам они учатся говорить.
  5. Не придумывайте для окружающих ребенка предметов сокращенные и смешные названия. Ни в коем случае не произносите такие слова, как «бибика», «кака», «бяка» и т.д. Приучайте ребенка сразу к правильным словам и правильному произношению. Ребенок должен с самого раннего возраста слышать правильные названия предметов, животных и всего того, что будет его окружать ежедневно.
  6. Для стимуляции речи массируйте ладошки и пальчики вашего чада. Учеными доказано, что ладони и речевой центр тесно связаны между собой. Простейший массаж, состоящий из растираний и поглаживаний, будет стимулировать кроху к общению.
  7. Займитесь развитием мелкой моторики малыша: лепите из пластилина, играйте с сенсорными мячиками, складывайте пирамидку, рисуйте и так далее, собирайте конструкторы.

И самое главное – обязательно хвалите малыша даже за малейшие, с вашей точки зрения, достижения. Хорошее настроение и улыбка мамы всегда являются для ребенка хорошим стимулирующим фактором.

Как научить ребенка говорить правильно

Многие детишки начинают говорить очень рано, но вот понять их могут только близкие люди. Потому очень важно научить ребенка говорить правильно. Этим нужно опять же заниматься с малышом с самого рождения. Поэтому мы не устаем повторять, что мама должна постоянно беседовать с крохой. Малыши, с которыми родители постоянно разговаривают, осваивают речь гораздо раньше, чем крепко встают на ножки.

Врачи настоятельно советуют родителям по возможности отказаться от пустышки. Доказано, что малыши, увлекающиеся соской, начинают говорить позже своих сверстников. К тому же у них может сформироваться неправильный прикус, что часто влияет на правильное произношение звуков и артикуляцию.

Для того, чтобы у малыша была красивая речь, развивайте его познавательные способности. Часто родители отмахиваются от детей, когда они тыкают пальчиками на различные предметы с вопросительной интонацией. Не совершайте подобных ошибок, объясняйте ребенку значение и название всех окружающих предметов и вещей. Постоянно расширяйте его словарный запас, вводя новые слова. Объясняйте значение новых слов только простыми фразами, которые будут понятны малышу.

Не торопите ребенка и не загружайте его сразу большим объемом информации. Это может вызвать у крохи обратную реакцию, и он замкнется в себе. Лучше делать все постепенно, и тогда результат не заставит себя ждать.

Доктор Комаровский — Как научить ребенка говорить

Популярный и многими уважаемый доктор Е. Комаровский имеет свое видение на то, как научить ребенка говорить. Однако, его мнение во многом сходится с тем, о чем мы писали выше.
Итак, вот что советует Коморовский для того, чтобы ребенок заговорил бастрее:

  • Начинать нужно в утробе матери — это значит, что общаться с ребенком нужно, когда он еще находится в животе у мамы. Общение с еще неродившимся ребенком также стимулирует развитие речи.
  • Разговаривайте с младенцем постоянно — общайтесь с ребенком каждый день и на протяжении всего дня. Постоянное общение с малышом развивает его мозг и, соответственно, речь.
  • Связывайте слова с образами — называйте вслух окружающие вас и ребенка предметы, т. к. это тоже помогает малышу быстрее развиваться и связывать слова с образами.
  • Повторение - мать учения — в процессе обучения ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно.
  • Задавайте ребенку вопросы — они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.
  • Читайте своему малышу сказки — читайте ребенку сказки и рассказы каждый день — это познакомит его с новыми словами и разовьет его воображение. также регулярное чтение в дальнейшем привьет желание малыша к самостоятельному чтению.
  • Помогайте развиваться малышу посредством музыки — пойте своему ребенку или включайте хорошую музыку или песни. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Также музыка способствует развитию чувства ритма и слуха.
  • Не поощряйте детский лепет и коверканье слов — Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Это допустимо только первые 6 месяцев. Разговаривайте с ребенком нормальной речью, правильно выговаривая слова.

Посмотрите видео из передачи «Школа доктора Комаровского» о том, как правильно и быстро научить ребенка говорить.

Методики для развития речи

Методик для развития речи у ребенка существует довольно много, и родители по желанию могут выбрать любую из них. Мы опишем только несколько самых распространенных и эффективных:

  • Развивающие игры. Они призваны развить речевой аппарат крохи посредством тренировки мышц лица. К примеру, предложите ребенку погримасничать или превратить высунутый язык в стрелки часов, которые показывают разное время.
  • Скороговорки. Дети очень любят произносить эти смешные стишки самостоятельно или соревнуясь с родителями. Начинать нужно с самых простых фраз и постепенно повышать их сложность. Благодаря скороговоркам ваш ребенок вскоре избавиться от многих проблем с речью.
  • Специализированные методики для развития речи. Родители часто думают, что разобраться в них сложно, но на самом деле они написаны простым и понятным для обычного человека языком. Наиболее интересны в этой области работы О. Ушаковой и С. Шишковой. Занятия по их методикам должны быть регулярными, ведь процесс рассчитан на длительное время. Но зато в результате у ребенка активизируется память, улучшится внимание, дикция и произношение звуков.
  • Развивающие мультфильмы также помогут родителям развивать речь малыша.
  • Игры для развития моторики пальцев очень полезны и даже необходимы для успешного и раннего овладения речью.

Игры для развития моторики пальцев

К занятиям по развитию мелкой моторики можно приступать приблизительно с одного года. Если в это время вам не удастся увлечь кроху подобными играми, отступитесь и подождите пока он немного подрастет. Обычно к двум годам детишки начинают активно интересоваться любыми играми вместе с родителями и попытки можно возобновить.

Варианты игр на развитие мелкой моторики:

  • Предложите малышу закрыть глазки и вложите в его ручки какой-то знакомый предмет. Пусть он тщательно ощупает его и расскажет вам о своих ощущениях. Итогом игры должно стать угадывание предмета.
  • Хорошим вариантом игр для развития моторики являются пазлы и конструкторы, а также лепка из пластилина или соленого теста.
  • Придумайте игры из бельевых прищепок. Повторяющиеся манипуляции помогают крохе освоить новые движения.
  • Научите малыша шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, нанизывать предметы различной величины на веревочку либо нитку.

Все это будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка, а значит и развивать его речь.

Как видите, научить ребенка говорить совсем несложно. Если вы будете терпеливыми и последовательными, то малыш уже в раннем возрасте порадует вас первыми словами, а в дальнейшем и хорошей грамотной речью.

Малыши очень любят разговаривать на своем языке и прекрасно понимают друг друга. Но родителей такая ситуация не устраивает и возникает желание научить ребенка говорить правильно. В статье изложены методики обучения развития речи у малышей и советы, которые пригодятся всем родителям.

Как научить ребенка говорить в год

Материнское сердце - самый лучший советчик, ведь его не обманешь. Инстинкты мамы подсказывают, что с ребенком надо разговаривать с первых дней его жизни. Эта база является основой и помогает карапузу учится говорить. Каждое слово, сказанное мамой или папой, у ребенка откладывается в голове. Поэтому чем чаще вы будете разговаривать с малышом, тем лучше для него.

Советы, которые помогут научить ребенка разговаривать:

  • Разговаривайте с малышом короткими предложениями. Не сюсюкайте и не коверкайте слова. Например, машина, а не би-бика.
  • Применяйте в речи различные интонации.
  • Пока малыш еще только лежит, наклоняйтесь к нему и медленно произносите слова или звуки. Со временем он начнет подражать вам и вы услышите первые «Агу».
  • Если ребенок хочет высказаться, не перебивайте его. Слушайте внимательно и постарайтесь его понять.
  • Прогуливаясь по квартире, показывайте карапузу различные предметы и проговаривайте как они называются. Для него это будет очень интересно, ведь мир еще неизведан.
  • Купите книжки с яркими картинками. Читайте и рассказывайте о происходящем сюжете. Пусть ребенок наблюдает за вашей артикуляцией.
  • Выключайте телевизор. Ребенок не воспринимает речь из голубого экрана. Для него это сплошной гул, который не позволяет сосредоточится на воспроизведении звуков. Касается также мультфильмов на телефоне или планшете.
  • Хвалите малыша за любые проявления речи. Будь это просто звук «у» или «а», неважно. Он поймет, что сделал правильно и его поощрили поцелуем или объятиями.
  • Давайте ребенку играть с мелкими предметами. Для этого подойдут гречка, горох, макароны. Даже если вы не углядите за малышом и он проглотит продукт, то ничего страшного нет. Хуже, если это окажется монета или пуговица.

Эти базовые правила помогут научить малыша разговаривать.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Если ваш ребенок в 2 года совсем не разговаривает, то стоит показаться врачу-неврологу. Так как это считается

Следующие советы помогут научить ребенка правильно говорить и подтолкнут к активному использованию речи:

  • Постоянно комментируйте свои действия, рассказывайте что происходит на улице. Например: поехала машина или на площадке играют ребята.
  • Старайтесь не показывать действия жестами. Иначе ребенок поймет, что можно «говорить» руками и его понимают без слов.
  • Чаще показывайте как говорят различные животные. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел на вас в момент произношения слога. Интерактивные книги с воспроизведением звука применять не стоит.
  • Пойте детские песни. Рифма лучше воспринимается мозгом ребенка. Настанет время и он начнет повторять за вами.
  • Читая стихи, намеренно забывайте окончание предложения. Малыш сможет закончить его за вас.
  • Участвуйте в диалоге с малышом. Задавайте вопросы, поддакивайте. Стимулируйте на общение, а не монолог.
  • Больше времени проводите в живом общении.
  • Запишите малыша в развивающий кружок, если позволяет финансовая возможность. Общаясь с другими детками, ваш малыш начнет разговаривать.
  • Используйте логопедическую гимнастику для пальчиков рук. Например: сорока-белобока, ладушки и др. игры.

Занимайтесь с малышом каждый день, используя различные техники и приемы. Так вы добьетесь нужного результата в короткие сроки.

Как научить ребенка говорить Л

Если врач-логопед не выявил нарушения в ротовой полости ребенка, то можете смело приступать к постановке буквы «Л» на дому:

  • Попросите улыбнуться ребенка как можно шире, но не размыкая зубы. В таком положении нужно оставаться 10 секунд. В течение дня повторите 7-8 раз.
  • Пусть малыш слегка прикусит язык и начнет дуть, словно веет ветер. Одно упражнение длится не более 3 минут, иначе может закружиться голова.
  • Предложите ребенку поцокать, как будто идет лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижной, работает только язык. Ускоряйте и замедляйте темп «ходьбы» лошадки.
  • Немного побалуйтесь, высовывая язык максимально далеко. Попросите ребенка попытаться достать до носа или подбородка. Поучаствуйте в процессе и сами. Это подстегнет малыша к победе.
  • Научите свое чадо сворачивать язык в трубочку.
  • Играйте с мыльными пузырями, задувайте спички, свечи, сдувайте одуванчики и пылинки.

‘]

Вот такие нехитрые упражнения помогут научить правильно произносить букву «Л».

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «Р» считается одним из самых сложных. Логопеды советуют обращать внимание на то, как ребенок произносит эту букву. Возможно, мешает короткая уздечка на языке или присутствует такое заболевание, как

Упражнения для постановки буквы «Р» в исходном положении «Улыбка»:

  • Попросите малыша приоткрыть рот. Затем, языком как кистью провести по небу от верхних зубов в сторону горла. В течение дня повторить 10-12 раз.
  • Пусть ребенок немного высунет язык и покачает им от уголков рта 10-20 раз.
  • Поиграйте в игру «Посчитаем зубки». Для этого попросите малыша дотронуться до внутренней части зуба. После подсчета зубов, пусть «подметет» их языком. Комплекс упражнений повторить 20 раз.

Эти базовые упражнения помогают научить малыша правильно говорить столь нелегкую букву.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Если ваш ребенок хорошо произносит букву «Т», то в постановке звука «Ш» проблем быть не должно.

Упражнения для постановки звука «Ш»:

  • Попросите малыша произнести букву «Т» несколько раз, затем звук «Тссс», словно обозначая тишину. Но язык нужно спрятать за зубами. Повторив задание несколько раз, вы добьетесь нужного результата. Теперь можете сказать, что ваше чадо умеет шипеть как змея и попросите его это сделать.
  • Покажите, как можно прошептать букву «Р», но только в том случае, если малыш умеет ее произносить. Тихая «Р» дает звук «Ш».
  • После закрепления результата, почитайте скороговорки.

Помните: посещение врача-логопеда никто не отменял. Только он сможет выявить проблему с произношением. Занятия с врачом-дефектологом принесут лучшие результаты. Все упражнения это только малый комплекс занятий для вашего ребенка.