Когда дети сидят без поддержки. Когда ребенок начинает сидеть: правда и предрассудки

Шесть месяцев - период, когда малыш пытается сесть самостоятельно. До этих пор присаживать ребенка, обкладывая его подушками по совету бабушек, не стоит - так можно нанести вред еще неокрепшему позвоночнику.

Чтобы малыш научился садиться сам, ему нужно помочь. Советы в нашей статье - как раз об этом.

Как помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно

  1. Выполняйте ежедневную зарядку: потягивая ребенка за кисти рук, помогите ему сесть из положения лежа на спине. 3х-кратного повторения упражнения будет достаточно, чтобы не утомить ребенка. Чувствуете, что ребенок устал, выполняя этот нелегкий для него труд - прекратите тренировку.
  2. Покажите малышу, как подтягиваться и садиться в манеже, держась за его сетку руками.
  3. Приподняв спинку в коляске, ненадолго усаживайте малыша. Современные коляски имеют несколько уровней подъема и твердую спинку, что очень удобно. Пусть малыш сидит так лишь непродолжительное время, затем опустите спинку в положение лежа или полулежа, давая отдых его позвоночнику и мышцам.
  4. Не позволяйте малышу сидеть более 10 минут в начале тренировок, затем время постепенно увеличивают. Удобно использовать детский стул с регулируемой спинкой, как и прогулочную коляску с регулятором положения.
  5. Тренируйте мышцы ребенка, чтобы он смог садиться самостоятельно. Выкладывайте его на животик, обучая ползанию. Подставив свою ладонь под его ножки, пусть он отталкивается от нее и движется по направлению к игрушке, лежащей перед ним на небольшом расстоянии.
  6. Ребенка в 5-6 месяцев можно учить самостоятельно садиться, поместив его полулежа к себе на коленки и дав возможность схватиться за пальцы, поднимайте его, придерживая за кисти его рук.
Как только мышечный корсет окрепнет и будет готов, малыш сядет сам. Начать раннее усаживание - значит навредить неокрепшему позвоночнику. Задержки могут быть вызваны слабостью мышечного корсета, гипотонией или гипертонусом. При малейшем беспокойстве, что малыш отстает в развитии, проконсультируйтесь у невролога.

Ребенок осваивает умение сидеть такими этапами: сидит при поддержке, сидит с опорой (опираясь на собственные ручки, наклонившись вперед), сидит без какой-либо помощи.

Перед началом упражнений, развивающих навык сидения, следует сделать массаж поглаживающими движениями: спину, животик, ноги и руки. Сгибайте и разгибайте его руки и ноги, растирайте их и поглаживайте, усиливая кровообращение и разогревая мышцы. Приступать к тренировке нужно спустя час после еды.
Затем кладем малыша спиной на твердую ровную плоскость. Придерживая малыша за руки, тихонько тяните его на себя, помогая ему сесть. Через несколько секунд медленно и аккуратно уложите его в исходное положение, придерживая головку. После краткого отдыха можно повторить действие еще пару раз. Такой способ поможет укрепить мышцы пресса, ответственные за самостоятельное сидение впоследствии.

В процессе упражнения можно приговаривать стишки, прибаутки или петь песенки. Это благоприятствует умственному развитию ребенка и приносит ему удовольствие от занятий.

После полугода можно показать ребенку, как можно сесть самому, делая упор на одну руку, а другой подтягиваться, держась за опору.
Многие дети садятся сами к восьми месяцам, этот период колеблется в ту и другую сторону у каждого отдельного ребенка. После того, как освоит сидение, малыш будет пытаться вставать при помощи рук, держась за прутья кровати или сетку манежа. А там уже и до первых шагов недалеко!

Нужна ли помощь малышу в попытках сесть?

В полгода малыш может подолгу играть с игрушками, понемногу подползая к тем, которые его заинтересовали. Умение ползать стимулирует общую активность движений, развивает мышечный корсет, усиливает вентиляцию легких, помогает хорошему кровоснабжению, а также расширяет кругозор, благоприятствуя умственному развитию.

Попытки самостоятельно сесть или встать, держась за опору, говорят о том, что мышцы у малыша достаточно окрепли, и он готов садиться без вреда для позвоночника.

Укрепляющие упражнения для пресса и позвоночника можно проводить в игровой форме, что гораздо веселее:

  • Подтягивайте малыша, крепко держащегося за ваши пальцы, из положения лежа на спине лицом к своему лицу, приговаривая «бух» и легонько столкнувшись лбами. При этом необходимо контролировать захват малыша, придерживая его за кисти, а при укладывании его на спинку, делать это осторожно, чтобы не ударить головку.
  • Усадите малыша спиной к себе на ваших руках, а перед ним посадите большую яркую игрушку типа медведя. Когда малыш ухватит игрушку, приподнимите ее и двигайте в стороны вместе с ним. Так вы можете укрепить мышечный корсет.
  • Игра с большим надувным мячом или фитболом также поможет научить малыша сидеть. Так вы помимо тренировки мышц укрепляете вестибулярный аппарат.
Ребенка можно уложить на животик и, держа за ножки, позволяем ручками захватывать игрушки или дотягиваться до пола. Делаем перекатывания вперед-назад и влево-вправо в положении лежа на спине или на животе.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Когда ребенок должен уметь сидеть, ползать, ходить?
Каждая мама переживает за своего ребенка. Переживаний так много, как ее малыш развивается, не отстает ли от других детей, нормально ли его физическое и умственное развитие.
В этой статье, мы поможем Вам правильно ориентироваться в самых значимых достижениях ребенка первого года жизни. Укажем самый ранний и самый поздний срок навыков, которые ребенок должен приобрести.
Итак, представляем Вашему вниманию примерный график двигательного развития деток:
Первый месяц жизни. Кроха удерживает на несколько секунд головку в вертикальном положении. Лежа на животике, может приподнимать головку. Некоторые детки уже могут уверенно держать головку в вертикальном положении, но, далеко не все.
Второй месяц жизни. Малыш, лежа на животике, поднимает голову на 5-7 см от поверхности и на минуту другую может ее удерживать. Некоторые детки удерживают головку всего на несколько секунд, другие достаточно долго могут ее держать. И то и то является нормой.
Третий месяц жизни. Ребенок начинает проявлять особый интерес к игрушкам, пытается достать понравившуюся вещь, но ухватить еще не может. К концу месяца лежа на животе должен хорошо удерживать головку. Уверенно держит голову в вертикальном положении.
Четвертый месяц жизни. Ребеночек умеет поворачиваться на бок, некоторые переворачиваются на животик. Лежа на животе с удовольствием играет. Последний навык ребенок может не иметь, если родители не выкладывали малыша на живот. Обязательно выкладывайте кроху по 4-5 раз в день. Пусть привыкает лежать на пузе.
Пятый месяц жизни. Ребенок хватает предметы, подтягивает их к себе. Должен самостоятельно переворачиваться со спинки на животик. Некоторые умеют крутиться и в обратную сторону. Если заметили, что ребенок активно переворачивается, ни на секунду не оставляйте кроху одного на постели, иначе шишки не миновать!
Шестой месяц жизни. Ребенок самостоятельно сидит, если его посадить. Лежа на животике дотягивается до игрушек. Некоторые детки к концу месяца начинают ползать.
Седьмой месяц жизни. Малыш уже должен уметь сидеть без поддержки, если его посадили. Старается сесть самостоятельно.
Восьмой месяц жизни. Всеми возможными способами пытается добраться до игрушки, если не ползком, то различными перекатываниями. Может самостоятельно садиться (не все дети). Ползает (не все дети). Стоит держать за что-то.
Девятый месяц жизни. Большинство детей, к этому возрасту, начинает ползать и самостоятельно садиться. Но есть лентяи, которые все еще не хотят этого делать. Стоит и ходит вдоль кроватки держать за поручень.
Десятый месяц жизни. Ребенок обязательно должен самостоятельно садиться. Если ребенок не ползает, не бейте тревогу, некоторые детки вообще не ползают, а сразу начинают ходить. Малыш умеет самостоятельно вставать, опираясь на что-то. Некоторые начинают ходить.
Одиннадцатый месяц жизни. Кроха может стоять, без поддержки взрослого, сначала пару секунд, потом дольше и дольше. С интересом играет в игрушки, особенно любит что-то складываться в баночку или тарелочку, а потом доставать от туда.
Двенадцатый месяц жизни. Малыш может ходить уже достаточно уверенно. Но многие детки празднуют свой День Рождения, так и не начав ходить. Но малыш может с удовольствием топать, держась за одну ручку мамы или за окружающие его предметы (мебель, стену и т.п.)
Помните, что все детки развиваются по-разному. Одни детки начинают ходить в 10 месяцев, другие только к полутора годам. Бить тревогу следует, если малышу уже исполнился год, а он все еще не умеет самостоятельно садиться, переворачиваться со спины на живот. Если ребенок не начал ходить к полутора годам. В таком случае нужно бегом бежать к врачу и выяснять причины такого отставания. Но, как правило, врач замечает недостатки развития в течении первого года жизни. Ведь весь год ребенок находится под контролем врача, которого Вы ежемесячно должны посещать!

Новорожденная крошечка так быстро растет, вот уже и полгода скоро, а она никак не сидит сама. И у мамы возникает вопрос: а когда ребенок начинает сидеть и не пора ли мне что-то сделать для этого? Сколь бы сильно не хотелось родителям ускорить процесс присаживая чада, от педиатров они услышат одно – не спешите, не торопите его.

Обычно малыши садятся самостоятельно ближе к 6–8 месяцам. К этому времени мышцы уже достаточно крепки и готовы к поддержанию тела в новом положении. Особую роль и в этом процессе играет индивидуальное развитие, поэтому не стоит требовать от малыша в шесть месяцев того, к чему он не готов физически.

Довольно часто, когда грудничок начинает сидеть в 9 или даже 10 месяцев, педиатры называют это нормальным и относят к индивидуальным особенностям развития.

Мнения педиатров о том, когда дети начинают сидеть самостоятельно, расходятся. Общепринятыми нормами считается возраст от 6 до 8 месяцев. При этом крепкие, активные дети вполне могут самостоятельно сесть уже в 5 месяцев. А вот пухленькие, крупные или рожденные раньше срока, наоборот, начинают присаживаться с запозданием – к 9–11 месяцам.

Не последнюю роль играет и пол ребенка. Девочка точно попробует раньше. И получится это у нее даже в 4–5 месяцев. Тогда родителям следует немного попридержать кроху, дав ей еще месяц для окончательного укрепления опорно-двигательной системы.

А вот мальчики в этом плане больше вписываются в стандартные нормы и до полугода усаживаются редко.

Присаживать или нет?

Вот тут без вариантов – высаживать ребенка педиатры всего мира категорически не рекомендуют. Ведь то, во сколько месяцев начинает сидеть ребенок, полностью зависит от готовности его мышц поддерживать тело в таком положении. К тому же ортопеды уверенны – до полугода вертикальное положение крохи естественным не является.

Чем опасно ранее присаживание неподготовленного грудничка:

  • Чрезмерная нагрузка на позвоночник может вызвать его искривление, а с возрастом раньше появятся боли в спине. Возможно развитие раннего радикулита и прочих проблем с позвоночником.
  • Также ранее присаживание вредит и мышцам, неготовым к нагрузкам. Появляется гипертонус, болезненные ощущения, что приводит к капризности.
  • Неокрепшие кости малыша склонны к деформациям. Ранее присаживание почти всегда приводит к деформации тазобедренных костей разной степени тяжкости.

Дабы избежать проблем с опорно-двигательной системой и формированием костей ребенка, присаживать его однозначно не нужно. Необходимо запастись терпением и подождать, потому что, только когда младенец начинает сидеть сам, можно с уверенностью говорить о его готовности к этому.

Поэтапное развитие навыка

До того момента, когда ребенок начинает сидеть без посторонней помощи, он проходит несколько последовательных этапов становления этого умения:

  1. Сначала, обычно ближе к 5–6 месяцам, грудничок постепенно учится приподнимать грудь с положения лежа на животе, уже может уверенно держать и поворачивать голову. Таким образом он тренирует мышечную систему, подготавливая ее к дальнейшему развитию. Именно от этого и зависит тот возраст, когда начинает сидеть малыш сам, без опоры. Важно поощрять его желание поползти, приподнять грудку, но присаживать ни в коем случае еще нельзя. Пока что он будет пытаться сесть, заваливаясь то на один, то на другой бок, то на спину. Это говорит о его неготовности к полноценному сидению.
  2. К 7-8-месячному возрасту, когда ребенок сидит более уверенно, можно ему немного помогать, обучая и стимулируя тренировки, попытки поменять положение. Довольно быстро он перестанет валиться в разные стороны, начнет с удовольствием пытаться сесть из положения лежа, опираясь на руки.
  3. Почти всегда ребенок сидит самостоятельно в возрасте 8–10 месяцев. Движения его уверенны, он с легкостью меняет положение на сидячее с лежачего на животе или боку. На этом освоения навыка можно считать завершенным.

Из этого делаем вывод о том, во сколько месяцев ребенок должен сидеть без помощи посторонних. Наиболее часто это происходит в 6-9 месяцев, но и сидение в 5 или 10 месяцев тоже является вариантом нормального, индивидуально развития.

Подготовка карапуза к самостоятельному сидению

Чтобы приблизить момент, когда новорожденный начинает сидеть, нужно приложить немного усилий и помочь ему. Для этого необходимо:

  • Развивать опорно-двигательную и мышечную систему малыша с помощью регулярных занятий без большой нагрузки.
  • Делать крохе расслабляющий массаж. Достаточно одного раза в сутки.
  • Почаще выкладывать на живот, стимулировать ползанье.

Придерживаясь этих несложных советов можно приблизить момент, когда дети начинают сидеть самостоятельно.

Что делать, если малыш не научился сидеть к 9 месяцам?

Однозначно не стоит паниковать. Бывают случаи, когда грудничок начинает сидеть ближе к 10–11 месяцам из-за индивидуальных особенностей развития.

Тем не менее если к девятимесячному возрасту кроха не предпринимает попыток сесть самостоятельно, то необходимо проконсультироваться с неврологом, ортопедом, педиатром. Именно они точно скажут, есть ли повод для беспокойства. В качестве помощи назначат курс специальных упражнений, массажа.

Категорически запрещено, или как не навредить ребенку

Хотите узнать во сколько ребенку можно сидеть без вреда для здоровья? Присмотритесь к нему. Если он вовсю пытается удержаться сидя, а спинка его при этом не округлена, завалы в разные стороны становятся все реже и реже – значит, ребенок почти готов и скоро сядет самостоятельно.

Но даже в этом случае категорически запрещено:

  • Обкладывание подушками и прочими приспособлениями для поддержания тела в вертикальном положении.
  • Специальное усаживание ребенка до тех пор, пока он не сделает этого сам.
  • Ношение в кенгурушках и переносках, не обеспечивающих физиологическое положение тела.
  • Усаживание у себя на коленях.
  • Усаживание в коляске.

Пренебрежение этими запретами приведет к значительным проблемам со здоровьем ребенка.

Главное правило для родителей – не торопить события и ни в коем случае не усаживать ребенка, пока он сам этого не сделает.

Можно помочь малышу быстрее освоить новое положение, занимаясь с ним легкими физическими упражнениями, обучающими присаживаться, делая ему массаж и поощряя ползание, лежание на животике. Только так современные мамы помогают своим деткам, заботясь при этом об их здоровье и полноценном развитии. Занимайтесь с крохами и все у вас будет вовремя. А это – самое главное!

Полезное видео о том, когда ребенок начинает сидеть

Мне нравится!

После рождения ребенок проходит определенные значимые для его развития этапы. Сначала он начинает держать головку, улыбаться, переворачиваться на животик, позже садится и учится стоять. Родители с нетерпением ждут новых свершений от своего крохи.

После 5 месяцев некоторые детки пытаются сесть. Но еще плохо держат спинку и падают, если их посадить. Когда же ребенок начинает сидеть самостоятельно? Как ему помочь? Что делать, если один уже сидит, а другой и не пытается? Ответы на эти вопросы волнуют всех молодых родителей.

Младенец с рождения находится в положении лежа. По мере роста и развития он приобретает новые умения: держит головку, хватает игрушки, поворачивается на бочок, а позже со спинки на животик и обратно, пытается ползти. В какой-то момент малыш хочет изменить свое положение, пытаясь поднять головку и принять положение сидя. Ведь при этом меняется угол обзора, многие вещи видятся иначе, малышу становится интереснее изучать мир вокруг себя.

Многие детки хватаются за бортики кроватки или коляски и пытаются сесть. Если предложить им взяться за пальцы и слегка помочь, то они принимают положение «сидя» на несколько секунд. Долго сидеть пока не могут. Говорят, что ребенок начинает присаживаться, то есть ненадолго садиться.

Некоторые родители спешат обложить малыша подушками, чтобы он сидел подольше, но делать этого не стоит. Всему свое время. Ребенок должен сесть самостоятельно, когда его позвоночник будет к этому готов. В каком же возрасте ребенок начинает сидеть? У каждого ребенка свой темп развития. Однако существуют определенные среднестатистические нормы, когда можно начинать присаживать ребенка. По статистике малыши проходят такие этапы:

  • 6 месяцев – сидит с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидит без опоры;
  • 8 месяцев – садится самостоятельно.

Некоторые дети начинают присаживаться раньше. Однако находиться в сидячем положении детям в возрасте до 6 месяцев не рекомендуется.

Понять готов ли ребенок к присаживанию можно по таким признакам:

  • Младенец хорошо научился переворачиваться на живот и обратно на спинку;
  • Поднимает головку из состояния «лежа», хорошо ее держит;
  • Пытается подниматься на ножки, держась за опору;
  • Хорошо поднимает туловище, удерживаясь за пальцы родителя.
  • Может удерживать спинку какое-то время в положении сидя.

Если все эти умения у ребенка наблюдаются, то скоро малыш научится не только сам сидеть, но и принимать самостоятельно положение сидя.

Можно ли присаживать? Чем опасно несвоевременное присаживание

При рождении позвоночник малыша очень гибкий и мягкий, при этом легко деформируется. Он рассчитан только на положение лежа. С возрастом позвоночник укрепляется, появляются необходимые изгибы, формируется мышечный корсет. Поэтому не рекомендуется присаживать детей раньше времени.

Если ребенок плохо удерживает спинку, сильно ее округляет, заваливается набок или вперед, не нужно его обкладывать чем-то для опоры. Такой ребенок не готов к присаживанию. Это может нанести вред неокрепшему позвоночнику. Чаще всего деформация позвоночника происходит именно в детстве и связана с ранним присаживанием, хождением, нагрузками на неразвитый мышечный корсет, поддерживающий позвоночник.

Во сколько месяцев ребенок начнет сидеть зависит от состояния его мышечного развития.

Чем ребенок активнее пытается двигаться, поворачиваться, менять положение тела, тем быстрее укрепится его спинка, и он раньше начнет сидеть, стоять, ходить.

Поэтому полезно выкладывать ребенка на животик, чтобы он поднимал и держал головку и корпус, опираясь на предплечья, а потом и кисти, учить его переворачиваться, делать специальную гимнастику для малышей.

Очень полезно для ребенка ползанье.
Если ребенок научился ползать, то ему очень удобно садится из такого положения. К тому же это помогает разгрузить позвоночник, укрепляет все мышцы малыша.

Этапы освоения навыка сидения

Попытки принять сидячее положение у ребенка появляются довольно рано в 3-4 месяца. Но освоить этот навык ему не просто. Малыш учится сидеть постепенно, приобретая определенные подготовительные навыки. Этапы освоения умения сидеть не всегда одинаковы. В большинстве случаев это происходит так:

    1. Ребенок пытается поднимать голову и верхнюю часть туловища, стараясь сесть . Если ему дать пальчики, то он ухватывается и поднимается на несколько секунд. Этот этап наступает у детей в разное время приблизительно в 3-5 месяцев.
    1. Малыш в 4-6 месяцев цепляется за опору, встает на колени, пытается садиться , но пока удержаться не может, заваливается на бок или назад;
    1. В 5-6 месяцев ребенок садится с помощью родителя , удерживает спинку несколько минут, может повернуться на бочок и пытаться сесть, опираясь на руку;
    1. В возрасте 6-8 месяцев уверенно сидит, хорошо держит спинку , но часто еще пользуется помощью взрослого, чтобы сесть, хотя некоторые могут садиться и самостоятельно;
  1. 7-10 месяцев – садится самостоятельно из любого положения , может поворачиваться в сторону, играет игрушками сидя, легко меняет положение: встает, ложится, становится на четвереньки и обратно.

В некоторых случаях ребенок сначала переворачивается на животик, становится на четвереньки и из этого положения садится. Часто дети начинают ползать, а затем уже учатся самостоятельно сидеть.

У некоторых детей получается садиться и сидеть до 6 месяцев, однако специалисты не рекомендуют проводить в сидячем положении много времени в таком возрасте. Лучше, если малыш будет сидеть по 10-15 минут несколько раз в день. Постепенно время можно увеличивать.

Другие же дети наоборот долго не могут научиться садиться или сидеть уверенно. Бывает, что такой навык у них развивается только в 9-11 месяцев. Это тоже норма. Не нужно торопить малыша.

Если ребенок здоров, у него нет физических или неврологических патологий, то он обязательно научиться сидеть раньше или позже сверстников.

Что делать, если малыш не хочет сидеть

Некоторые мамы начинают беспокоиться, если в определенном возрасте их ребенок еще не умеет сидеть, в то время как его сверстники давно приобрели этот навык. Родители задаются вопросом, что делать и как научить ребенка сидеть? Однако не нужно беспокоиться раньше времени. Если малыш достаточно овладел прочими двигательными навыками, переворачивается, становится на четвереньки, ползает, пытается вставать, то до 11 месяцев можно не беспокоиться. Лучше стимулировать ребенка к ползанью. Это поможет укрепить мышцы, и он скорее научиться садиться.

Когда стоит волноваться

Волноваться следует, если малыш с первых месяцев отстает в развитии. Скорее всего врач заметит это и направит родителей к неврологу.

Если он в возрасте 6-8 месяцев не умеет переворачиваться на животик и обратно, не пытается ползать, садиться, вставать, то у него явно проблемы неврологического характера и его стоит показать специалисту.

Если же проблем нет, то, скорее всего, достаточно будет пройти курс специального массажа и гимнастики. Однако это должен решить специалист.

Как научить сидеть? Упражнения

Что же могут сделать родители, чтобы помочь малышу научиться сидеть? Для этого лучше всего подойдут гимнастика, массаж, плавание в ванне или бассейне. Такие мероприятия помогут развить мышцы спины, правильно сформировать мышечный корсет позвоночника.

С трехмесячного возраста можно выполнять с ребенком такие упражнения:

    1. Положение младенца лежа на спине . Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок за них хватается и пытается подняться до угла наклона спинки 40 градусов. Задержаться в таком положение 3-5 секунд и опустить малыша. Выполнить несколько раз.

Постепенно угол поднятия и время удерживания можно увеличивать.

    1. С 6 месяцев можно усложнить первое упражнение, поднимая ребенка только за одну руку . Второй он пытается удерживаться и опираться самостоятельно.
    1. Ребенок поддерживается под грудь и под живот, спинка вверх, ножки упираются в живот взрослого . Поднять туловище ребенка и опустить. Головка малыша поднята вверх. Мышцы напряжены. Задерживать несколько секунд и опускать.
    1. Положить ребенка на бочок, чтобы он перевернулся на живот, затем обратно . Можно привлечь игрушки, чтобы малыш тянулся за ними.
  1. Хорошо помогают и покачивания ребенка на фитболе . Удерживая ребенка лежа на мяче, покачиваем мяч вверх и вниз, то сгибая ножки ребенка, то касаясь поверхности его руками. Можно покачивать мяч влево – вправо.

Хорошо помогает массаж мышц рук, спины, ножек. Движения рук разминающие и поглаживающие, допустимы легкие похлопывания. Движения направлены снизу вверх от пальцев к плечам.

Для детей старше 6-8 месяцев, если они не ползают, то гимнастика направлена на получение этого навыка. Дальше малыш сам научится садиться.

Плаванье очень благотворно влияет на все мышцы ребенка, укрепляя их, но не нагружая позвоночник. Если нет возможности посещать с малышом бассейн, то можно ограничиться плаваньем в полной ванне.

Все навыки малыша связаны между собой, поэтому важно не пропустить момент, когда стоит помочь малышу — заняться массажем, гимнастикой. Следующий после умения садиться навык — ползание, читайте в нашем следующем материале.

Малыши быстро растут, и вы даже не заметите, как придет время познакомить вашего маленького непоседу с дисциплиной и пунктуальностью. в игровой форме — читайте по нашей ссылке.

Мальчики и девочки

Часто можно услышать довольно противоречивые мнения о том, что мальчики или девочки быстрее развиваются и раньше садятся. Встречается информация, что девочки раньше начинают делать попытки сесть, но овладевают этим навыком более поздно, чем мальчики. К тому же некоторые думают, что позвоночник у девочек более хрупкий, чем у мальчиков. Поэтому и присаживаться они должны позже. Однако нет никаких достоверных доказательств таким утверждениям. Все зависит от индивидуального развития ребенка. Однозначно лишь то, что присаживать ребенка раньше, чем он сядет сам не стоит независимо от его пола.

Не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Каждый ребенок уникален, имеет свой биологический ритм. Радуйтесь каждому умению крохи, помогайте ему правильно развиваться, но не торопите. Здоровый ребенок обязательно освоит все необходимые навыки, в том числе и сидение.